Монотонность речи как избавиться

Как бороться с монотонной речью? Главное оружие — интонации голоса

Чем больше общаюсь с людьми, которые хотят усовершенствовать свои голос и речь, тем чаще слышу, что основным камнем преткновения является монотонность. Умение сделать свою речь интереснее и ярче, разнообразить интонации голоса нетрудно – нужно просто придерживаться некоторых правил. Что же такое интонирование? Как интонацию голоса повысить или понизить? Когда это нужно делать, чтобы сделать речь понятной и акцентированной?

Правило первое

Подумайте сами: основные функции пунктуации – это отделение и выделение, значит, в устной речи любой знак препинания связан с остановкой, паузой? Без сомнения, за редким исключением, знаки препинания – это указатели пауз! И каждому из них соответствует определённое тональное изменение.

Правило второе

Начнём, пожалуй, с того, как интонировать в речи точку. Согласно учебникам, «точка ставится в конце повествовательных предложений и обозначает их законченность». Как интонировать голосом то, что называется законченностью? Прежде всего, отчетливой паузой и понижением тона. Однако зачастую в абзаце, который выражает мысль, не одно повествовательное предложение. В этом случае все паузы, кроме последней, сокращаются, и понижение тона значительно меньше. Эффект законченности в интонации речи придаёт замедление темпа.

Например, предыдущие 4 предложения этого текста передают одну мысль: как интонировать точку. При этом значительно понижать тон и замедлять темп имеет смысл только на трёх последних словах. В данном случае относительно места понижения интонации речи разночтений нет, но не всё так безоблачно.

Как правильно интонировать, скажем, такую фразу: «Полицейские применили слезоточивые газы против демонстрантов и арестовали некоторых из них». Здесь интонация речи должна быть понижена явно не на последнем слове, а на последнем ударном слове! Таким образом, завершающая интонация речи, обозначающая конец высказывания, приходится на последнее ударное слово предложения, в противном случае, фраза повисает в воздухе и требует продолжения. Различная степень понижения – от очень глубокого, когда окончание фразы кладётся «на дно», до еле ощутимого, зависит от степени завершенности высказывания.

Правило третье про интонации голоса в вопросах

Перейдём теперь к вопросительному знаку. Он тоже ставится в конце предложения, и различают два вида вопросительных форм. Вопросительный смысл первого выражается словами: кто, где, когда, что, сколько, частицей «ли». Другой вид предложений не имеет вопросительных слов. Вопросительные слова сами поднимают предложения в степень вопроса и не нуждаются в особом интонировании:

– Откуда ты, молодость?
– А кто твои, молодость,
В жизни герои?
– Чем в мире дороги
Твои знамениты?
– А песня какая
С тобой неразлучна?

Интонация голоса почти не повышается.

А вот когда нет вопросительных слов, то предложение может прозвучать и невопросительно. Интонация голоса является главным критерием смысловой нагрузки. Попробуем, используя интонирование с повышением, применить к каждому слову в упражнении:

«Мимозы Мила маме купила»

Мимозы (а не тюльпаны) Мила маме купила?
Мимозы Мила (а не кто-то другой) маме купила?
Мимозы Мила маме (а не сестре) купила?
Мимоза Мила маме купила (а не привезла с дачи)?

Соответственно, именно повышение интонации голоса сообщает собеседнику о том, какой именно ответ вы хотите получить. При этом чем острее ставится вопрос, тем сильнее повышение интонации голоса и более продолжительная пауза по окончании предложения. Впрочем, существуют вопросительные предложения, которые звучат не с повышением, а с понижением интонации голоса, например:
– Ну, не безобразие ли это?
– Не обидно ли?
По сути, в этих вопросах больше утверждения, чем вопроса, вот почему так происходит.

Правило четвёртое

Помимо этого, помните, что даже если вы читаете, а не пересказываете свой текст для аудиозаписи или публично на презентации, совещании, со сцены, стройте его таким образом, чтобы после утверждения чего-либо следовал вопрос. Именно вопросы обостряют внимание слушателя, потому что меняется интонационная структура. В начале пути к яркой, разнообразной речи очень желательно освоить интонационно-логический анализ текста.

Послушайте выступление Джулиана Трежера — специалиста по сценической речи, который очень популярно и увлекательно рассказывает, как говорить с эмпатией, Обратите внимание на тот фрагмент, где он говорит о просодике, то есть разнообразной мелодике речи, которая тем интереснее, чем большее количество голосо-речевых инструментов и приёмов применяется. Интонирование — главное оружие, но также важны смена темпа, громкости и тона голоса.

Читайте также:  Обратились с укусами клещей

Желаю поскорее начать применение этих знаний, чтобы избавиться от монотонности!

Источник

Как бороться с монотонной речью? Главное оружие — интонирование

Чем больше общаюсь с людьми, которые хотят усовершенствовать свои голос и речь, тем чаще слышу, что основным камнем преткновения является монотонность. Умение сделать свою речь интереснее и ярче, разнообразить интонации голоса нетрудно — нужно просто придерживаться некоторых правил.

Что же такое интонирование? Как интонацию голоса повысить или понизить? Когда это нужно делать, чтобы сделать речь понятной и акцентированной?

Подумайте сами: основные функции пунктуации — это отделение и выделение, значит, в устной речи любой знак препинания связан с остановкой, паузой? Без сомнения, за редким исключением, знаки препинания — это указатели пауз! Это правило первое. И каждому из них соответствует определённое тональное изменение.

Начнём, пожалуй, с того, как интонировать в речи точку. Согласно учебникам, «точка ставится в конце повествовательных предложений и обозначает их законченность». Как интонировать голосом то, что называется законченностью? Прежде всего, отчетливой паузой и понижением тона. Однако зачастую в абзаце, который выражает мысль, не одно повествовательное предложение. В этом случае все паузы, кроме последней, сокращаются, и понижение тона значительно меньше. Эффект законченности в интонации речи придаёт замедление темпа.

Например, предыдущие 4 предложения этого текста передают одну мысль: как интонировать точку. При этом значительно понижать тон и замедлять темп имеет смысл только на трёх последних словах. Это будем считать вторым правилом. В данном случае относительно места понижения интонации речи разночтений нет, но не всё так безоблачно.

Как правильно интонировать, скажем, такую фразу: «Полицейские применили слезоточивые газы против демонстрантов и арестовали некоторых из них». Здесь интонация речи должна быть понижена явно не на последнем слове, а на последнем ударном слове! Таким образом, завершающая интонация речи, обозначающая конец высказывания, приходится на последнее ударное слово предложения, в противном случае, фраза повисает в воздухе и требует продолжения. Различная степень понижения — от очень глубокого, когда окончание фразы кладётся «на дно», до еле ощутимого, зависит от степени завершенности высказывания.

Перейдём теперь к вопросительному знаку. Он тоже ставится в конце предложения, и различают два вида вопросительных форм. Вопросительный смысл первого выражается словами: кто, где, когда, что, сколько, частицей «ли». Другой вид предложений не имеет вопросительных слов.

Вопросительные слова сами поднимают предложения в степень вопроса и не нуждаются в особом интонировании:

— Откуда ты, молодость?
— А кто твои, молодость,
В жизни герои?
— Чем в мире дороги
Твои знамениты?
— А песня какая
С тобой неразлучна?

Интонация голоса почти не повышается.

А вот когда нет вопросительных слов, то предложение может прозвучать и невопросительно. Интонация голоса является главным критерием смысловой нагрузки. Попробуем, используя интонирование с повышением, применить к каждому слову в этом упражнении: «Мимозы Мила маме купила».

Мимозы (а не тюльпаны) Мила маме купила?

Мимозы Мила (а не кто-то другой) маме купила?

Мимозы Мила маме (а не сестре) купила?

Мимоза Мила маме купила (а не привезла с дачи)?

Соответственно, именно повышение интонации голоса сообщает собеседнику о том, какой именно ответ вы хотите получить. При этом чем острее ставится вопрос, тем сильнее повышение интонации голоса и более продолжительная пауза по окончании предложения. И это правило третье.

Впрочем, существуют вопросительные предложения, которые звучат не с повышением, а с понижением интонации голоса, например:

— Ну, не безобразие ли это?

По сути, в этих вопросах больше утверждения, чем вопроса, вот почему так происходит.

Помимо этого, правило четвёртое: даже если вы читаете, а не пересказываете свой текст для аудиозаписи или публично на презентации, совещании, со сцены, стройте его таким образом, чтобы после утверждения чего-либо следовал вопрос. Именно вопросы обостряют внимание слушателя, потому что меняется интонационная структура.

Желаю поскорее начать применение этих знаний, чтобы избавиться от монотонности!

Читайте также:  Можно ли избавиться от родинки с помощью чистотела

Источник

Как избавиться от монотонной речи?

О, эти адовы кузницы актерских талантов, где театральные неучи или, что еще хуже, театральные недоучи, конвейерным прессом давят в ребенке все живое и непосредственное. Задача одна — выжать побольше слез из той же мамаши и разогретой сантиментом увидеть играющее на подмостке чадо родни. И ведь плачут. Потоком. Потопом!

Сила искусства! Особенно сила самодеятельного, деловито нажимает на мешки слезных желёз и родительские кошельки.

Поговорим о нас — взрослых. Вот я призвал в заголовке — модулируй! Меняйте как можно чаще тон голоса. Меняйте высоту на которой говорите. Модуляции — термин из музыки, где монотонность «нон грата», а если грата, то это оговаривается особо.

Послушайте «Подмосковные вечера»:

Слышите, какое приятное укачивание мелодии. Попробуйте спеть ее на двух или трех нотах. Это же скандал будет. Это же вас выставят за дверь. В то время как говорим мы, почти все, только на трех, или на Чуть выше, чуть ниже и, так далее по кругу, вырваться из которого ваш собеседник может, только если заговорит сам. И на тех же трех нотах.

Как выйти из замкнутого круга монотонии?

Просто. Следить за тоном (не эмоциональным, в данном случае), старайтесь менять высоту голоса. Это первое.

Второе. И тут, рискуя оказаться под грудой упреков — дам такой совет. Возьмите басню, хороша та, в которой есть персонажи животные, и разыграйте ее на голоса. Голос автора — это удобный средний тон, рычите внизу диапазона медведем или львом, умоляйте барашком вверху или там же зайцем. Поиграйте голосом. Поищите краски.

Третье. После такого чтения басен (не одной или двух, а трех четырех десятков и не по разу) сбавьте актёрские обороты и пробуйте менять тон в обычном разговоре. Если вам укажут на деланность, искусственность новых речевых красок то, ещё. Ищите естественности не теряя, однако, найденного.

И четвертое. Послушайте мастеров. Что может голос! Волшебное искусство слова. В данном случае художественного, удивительным мастером которого был Иннокентий Михайлович Смоктуновский.

Прекрасное порождает подобное же внутри. А потом и снаружи тоже будет заметно. Глядеть на звезды — значит обустроить хорошо у себя внутри.

Источник

Goodnews.ua

Как избавиться от монотонности в голосе: советы эксперта

Как избавиться от монотонности в голосе: советы эксперта

13 марта 2017 г.

Когда нет различий в качестве и бренде костюма, когда поведение и реакции типичны и адекватны, когда продукт и маркетинг одинаков, как выделиться среди прочих профессионалов и экспертов. Голос – идеальное решение. Он восхищает, воодушевляет, заставляет взлететь. Он может сломать, обезоружить, испугать. Говорят, человек пользуется возможностями мозга на 10%. Еще меньше достается возможностям голоса.

Светлана Василенко, эксперт-консультант по технике речи и риторике, автор и ведущая talk-проектов радио «Київ 98 ФМ», на страницах rabota.ua рассказала о том, как бороться с главными проблемами голоса, дыхания и речи, как увеличить словарный запас, о постановке всех звуков, севшем горле, работе с микрофоном и подготовке к публичным выступлениям, пишет health info.

Она рассказала, как бороться с монотонностью речи и научиться выражать эмоции голосом.

Почему мы звучим равнодушно и скучно

Монотонность – проблема многих людей. Когда они начинают говорить, то напоминают равнодушного чтеца детских и очень скучных сказок. Однако каждый из нас сталкивается с необходимостью проявить себя на публичном выступлении, во время деловых переговоров или при необходимости сделать выговор/похвалить. Если мы не можем управлять своим голосом, то любая информация, которую мы хотим донести, утрачивает свою важность для собеседника и проходит мимо его внимания.

Важно понимать, что монотонная речь – проявление внутренних зажимов и нежелания коммуницировать с внешним миром. Но если перед вами стоит задача вызвать эмоцию в других, то вы вынуждены участвовать в общении. Если вы не дадите эмоцию, то и не получите ее в ответ. Те, кто сегодня не проявляет чувства, с трудом выстраивают карьеру и реализовывают личные амбиции.

Как избавиться от монотонности

Монотонность хорошо прорабатывается на интересных скороговорках, особенно на т.н. закольцованных, которые можно повторять до бесконечности. Это очень удобно, потому что вы не утруждаете себя запоминать новые слова и полностью концентрируетесь на тренировке. Вот пример закольцованных скороговорок, на которых можно тренироваться: «Море, на море суша, а на суше пальма, а на пальме кот, сидит и видит море, а на море суша, а на суше пальма, а на пальме кот …».

Читайте также:  Как вылечить черную смородину от почкового клеща

Тренироваться на таких скороговорках можно сколько угодно. Чем больше практики, тем больше шансов, что вы выйдете из порочного круга монотонности.

Упражнения для тренировки

Эффектные паузы

Чтобы привлекательно звучать, необходимо научиться делать паузы в речи.

1. Медленно прочтите несколько раз скороговорку по слогам, четко проговаривая каждый из них: «Мо-ре, а на-мо-ре-су-ша, а-на-су-ше паль-ма….».

Так вы синхронизируете работу мозга и артикуляционного аппарата, приучаете «серое вещество» не сопротивляться при тренировках.

2. Не спеша прочтите фразу, разбивая ее на смысловые фрагменты и отделяя каждый из них паузами. Обязательно фиксируйте паузу, произнесенным вслух звуком «и» – тогда временные интервалы между смысловыми фрагментами будут одинаковой длины, и вы будете говорить без ускорения: «Море (заметная пауза с проговариванием звука «и»). А на море суша («и»). А на суше пальма («и»). А на пальме кот («и»). Сидит и видит («и»). Море («и»). А на море суша («и»)…».

Не заменяйте паузу с «и» на хлопок или другое движение для ее обозначения. Сначала мозг необходимо приучить делать остановки в речи, и только потом переходить на более высокий уровень самоконтроля.

3. Усложните упражнение, как только привыкнете произносить «и» после каждого фрагмента. Делая паузу после каждого смыслового фрагмента, произносите звук «и» только после двух текстовых кусочков: «Море (пауза), а на море суша (пауза с «и»), а на суше пальма (пауза), а на пальме кот (пауза с «и»), сидит и видит (пауза), море (пауза с «и»)…».

4. Быстро произнесите всю скороговорку без пауз. Так вы натренируете артикуляционный аппарат на быструю работу и одновременную паузацию: «Море, а на море суша, а на суше пальме, а на пальме кот, сидит и видит море, а на море суша, а на суше пальма, а на пальме кот, сидит и…».

Игра в эмоции

Проявление любых чувств можно и нужно тренировать. Составьте список личных базовых эмоций, которые нужно проработать: удивление, эмоция убедительности, искренность похвалы, злость, страх и пр.

Выберите любую эмоцию из списка и постарайтесь проявить ее во время чтения скороговорки. Например, прочтите скороговорку с удивлением, т.е. задавая вопрос каждому фрагменту текста отдельно: «Море? А на море суша? А на суше пальма? А на пальме кот? Сидит и видит? Море? … ».

Чтобы упростить процесс, попытайтесь прожить эту эмоцию, помогайте себе жестами, представьте ситуацию, где кто-то удивлялся, проанализируйте, что вы чувствовали в этот момент, скопируйте актера. Точно также проработайте и эмоции чувства из списка.

Разнообразие тембра

Монотонность характеризуется одинаковым тембром голоса на протяжении всего процесса говорения. Окрасить речь эмоциями и сменить тембр голоса поможет искусственное переживание определенных ситуаций и эмоций.

1. Прочтите закольцованную скороговорку пять раз:

— шепотом, не подключая связки;
— тихо, будто рассказывая засыпающему ребенку сказку;
— привычным голосом;
— громко, будто практически кричите, когда вы очень недовольны, но при этом слишком воспитаны, чтобы перейти на крик;
— яростно прокричите фразу.

Даже если вы в жизни не используете такие эмоции, вы должны уметь их отыгрывать, чтобы применить при необходимости. Во время выполнения вы можете почувствовать повышение уровня адреналина.

2. Прочитайте любимый стих или текст, растягивая губы в широкой улыбке. Мозг понимает, что вы получаете удовольствие во время тренировки и успокаивается, не противится вашим усилиям. Так вы сами в себе вызываете положительную эмоцию.

Как правильно тренироваться

1. Тренируйтесь каждый день столько, насколько у вас хватает желания.

2. Тренируйтесь с помощью этих упражнений и практикуйте эмоции в жизни: читайте сказки детям, ругайте/хвалите кошку, к примеру.

3. Не говорите на повышенных тонах, т.е. на связках. Ультразвук не избавит от монотонности.

4. Помните, что привычка вырабатывается 21 день, а приживается – 90! Только по истечении трех месяцев (при условии регулярных занятий) можно с уверенностью сказать, что мозг полностью осознал проблему, решил ее и «прописал» поверх нее то, что вам надо. При отсутствии результатов через три месяца, нужно идти к специалисту за коррекцией ваших действий.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей