- «Муравей» – легендарный советский мотороллер и его потомки
- Мотороллер Муравей – Крепкий Работяга
- Дизайн
- Технические характеристики
- Двигатель
- Трансмиссия
- Ходовая часть и тормоза
- Электроника
- Вес и габариты
- Управляемость
- Расход топлива
- Цена мотороллера
- Ремонт и тюнинг
- Ремонт
- Запчасти
- Тюнинг
- Модификации мотороллера
- Плюсы и минусы
- Преимущества
- Недостатки
- Отзывы владельцев
- Похожие модели
- Часто задаваемые вопросы
- Видео тест драйв мотороллера
- Вывод
«Муравей» – легендарный советский мотороллер и его потомки
Ровно 25 лет назад в России был прекращен выпуск трехколесных грузовых мотороллеров «Муравей». Редакция «Автопарка» поинтересовалась, кто спустя четверть столетия пришел в пустующую нишу и есть ли среди новичков отечественные производители…
Ликование почитателей самой маленькой размерной группы грузовичков по поводу возобновления выпуска «Муравья» с маркировкой Тульского машиностроительного завода можно считать преждевременным. Отечественные СМИ тоже напрасно начали бить в литавры, поскольку поступившее в продажу транспортное средство серии ВТС под цифровыми индексами 01 и 02 ничего общего с тем грузовичком не имеет. Да, разработчики назвали его «Муравьем», но это больше для преемственности поколений машин двух разных эпох и как заслуженная дань легендарному мотороллеру.
Электрогрузовик «Туламашзавода» ВТС 02 продолжает родословную тульской техники, но современным аналогом «Муравья» не является.
Начнем с того, что «Муравьи» серии ВТС относятся к другому сегменту техники, иному исполнению ходовой базы, моторной комплектации и грузоподъемности. Во-первых, они не трехколесные, а четырехколесные. Во-вторых, это ярко выраженные паркетники для передвижения по ровной и твердой поверхности. Именно так характеризует завод-изготовитель возможности машины. И к тому же относительно своего прообраза ощутимо больше и грузоподъемнее. В-третьих, это чисто технологический транспорт для внутризаводских территорий без права выезда за проходную, о чем «Туламашзавод» честно указал в сопроводительных документах.
Классический грузовой «Муравей» славной родословной ТГА-200 последних годов выпуска.
Согласитесь, для коммунального предприятия, ландшафтной службы озеленения, фермера или хозяина в частном подворье приобретать невыездную телегу, которую нужно держать «на привязи» без права выезда на дорогу общего пользования, просто неприемлемо. Тем более за такую цену. А просят за аккумуляторный грузовик однотонной грузоподъемности 1 250 000 рублей. В таком же размерном классе электрогрузовиков, с таким же ценником и даже дешевле можно взять южнокорейский или китайский четырехколесник, имеющий все необходимые документы.
Пятиколесная версия с базового ТГА-200: не исключено, что у этого умелого хозяина для такого пятицикла припасены еще и съемные ленты металлорезиновых гусениц.
Таким образом, у тульского завода налицо ярко выраженный маломерный электрогрузовик, не имеющий ничего общего с трехколесным мотороллером. Их роднит разве что географическая привязка к предприятию в Туле и овеянное доброй славой название «Муравей».
Редакция «Автопарка» в последних числах июня провела собственное исследование, где нынче в России находится самый внушительный парк грузовичков-трициклов Вятско-Полянского и Тульского машиностроительных заводов. Как оказалось, наибольшая популяция упомянутых машин сосредоточена в деревне Харино, в 15 километрах от Тулы. Там расположен частный музей «Мото-Авто-Арт», созданный большим почитателем и ценителем мототехники Леонидом Зякиным.
Красотой «Вятки» можно залюбоваться — мило, скромно, стильно. Правда, с мотором и ходовой ей не повезло…
Музей, где собрано свыше 400 единиц мототехники, стал не только востребованной демонстрационной площадкой, но и центром реставрации мотоциклов и мотороллеров для собственных нужд. В разговоре с автором этих строк Леонид Павлович с гордостью подчеркнул, что по состоянию на 1 июля 2020 года в его коллекции находится полтора десятка грузовых мотороллеров «Вятка» и «Муравей» разного кузовного исполнения.
Музейная экспозиция мототехники под сводами «Мото-Авто-Арта» насчитывает полтора десятка грузовых мотороллеров самых разных модификаций.
НАДСТРОЕК МНОГО НЕ БЫВАЕТ
В советский период главными потребителями бортовых мотороллеров-грузовичков стали ЖЭКи, коммунхозы, быткомбинаты. Почтовая служба предпочитала брать надстройки фургонного типа, а райпотребсоюзы заказывали «изотермичку» с более качественной дверной фурнитурой для защиты скоропортящихся продуктов от внешнего температурного воздействия и пыли. Особенно популярен такой транспорт был для обслуживания детских садиков, пионерских лагерей.
Колхозы на фургонных малолитражках вывозили в поле обеды для механизаторов. Именно по их просьбе появились двухместные грузопассажирские мотороллеры с удлиненным сиденьем. В исполнении посадочных мест 1+1 на полевой стан для раздачи приготовленных в стационарных условиях блюд выезжал еще работник кухни. Имелись модификации даже с техническими емкостями для ГСМ, кваса, воды.
У бережливого хозяина даже десятилетиями задействованный в хозяйстве тульский грузовик выглядит так, словно вчера сошел с конвейера.
По словам известного в России реставратора такой техники и признанного эксперта семейства «муравьиных» Егора Осипова, ниша между мотоциклами и легкими грузовичками была и будет востребована. А трицикл грузового исполнения следует рассматривать как рабочий инструмент для частного подворья или фермерского хозяйства, для крупной агрофирмы, торговой сети, почтовой связи или небольших сельских коммун: вспомогательные работы, на которых убыточно задействовать легкую или среднеразмерную технику, найдутся в любое время года.
В ходе подготовки этого обзора автор не услышал от экспертов подтверждения бытующего мнения, что грузовой трехколесник является транспортом для отсталых или развивающихся стран. В той же Италии такой транспорт выпускается десятилетиями и рассматривается как современный бизнес-инструмент. Между прочим, советские мотороллеры тысячными партиями уходили на экспорт по всему миру, в том числе в капиталистические страны.
КАКАЯ Ж ПЕСНЯ БЕЗ КИТАЯ
Ностальгировать по тульскому «Муравью» можно долго. Как и пользоваться еще кое-где сохранившимся транспортным потенциалом этих машин. Куда больший интерес в настоящее время представляют потомки семейства «муравьиных». Правда, в нынешнее время найти их сложно, поскольку на торговой площадке полная экспансия грузовых трициклов с маркировкой Made in China. К российскому изготовителю можно причислить разве компанию «Альтернативная коммерческая техника», которая выдает на-гора трехколесные малолитражки под названием «Шмель».
Стильный трехколесный «Шмель», несмотря на все атрибуты автомобиля, сделал заявку на статус потомка «Муравья».
Вроде хорошая мотивация, но здесь налицо не легкий грузовой мотороллер грузоподъемностью 250 кг, как у «Муравья», а солидный такой грузовичок с заявленным по паспорту потенциалом транспортировки одной тонны поклажи. Па паспорту и ГОСТу это трицикл, хотя налицо все атрибуты трикара, то есть трехколесного автомобиля. Правда, на взгляд автора этих строк, российский технический регламент и требования к водителям по ПДД придется все-таки пересматривать. Подобное уже было сделано в 2014 году по поводу управления ТС с автоматической и механической коробками передач. Здесь ситуация аналогичная и, возможно, более тревожная относительно безопасности дорожного движения.
Во-первых, разные схемы управления. У мотиков имеем рога мотоциклетного руля с рукояткой газа, рычагами сцепления и тормоза, множеством флажков, кнопок переключения. Будущие водители учатся, сдают экзамены именно по мотоциклетным требованиям. Для техники с круглым рулем (баранкой) нужна другая моторика. Самостоятельно переучиваться на такое управление ни один регламент или ГОСТ не позволяет. Во-вторых, у трициклов и трикаров разные схемы посадки водителя — всадника и кресельное. Соответственно, педальная зона у них тоже разная. Так что ждем…
Заявленная стоимость трикара «Шмель» за 300 000 руб., мягко говоря, для сельского жителя высокая. Впрочем, для фермера или городского предпринимателя, которые умеют считать, стоимость тоже не очень скромная. Покупать будут, но объемы окажутся очень далеки от тиражей тульских машин даже в их самые худшие годы.
Эксперты в один голос заявляют, что в том же селе по цене в три-четыре раза меньше быстрее купят мотоблок вкупе с прицепом, плугом, косилкой, культиватором и другой навесной атрибутикой. Купили бы «Муравья» с хорошим мотором и надежной трансмиссией, но такой легкой техники нет.
Китайские грузовики-трициклы есть, в том числе электротяговые. Предложений много. К примеру, за новенький грузовой Lifan Agiax с 12‑сильным карбюраторным движком, электростартерным плюс кикстартерным пуском, рабочим объем 200 куб. см, механической КП по формуле 1‑N-2‑3‑4‑5, карданным приводом на заднюю пару колес и 500‑килограммовой грузоподъемностью просят 134 900 руб.
Китайский Lifan учел ошибки советской конструкторской школы и даже на легкие версии машин начал ставить более мощные движки и карданный привод на задний мост.
Эти характеристики и ценовой порог практически вписываются в параметры, начертанные выше уже признанным в кругу специалистов экспертом Егором Осиповым. Если и это дорого, то есть новенький трицикл Musstang MT200‑4V за 112 679 руб. Можно найти аппараты еще дешевле (Loncin LX110ZH-25, Rutrike Вояж К1 1200), почти идентичные параметрам нашего славного «Муравья».
Леонид Зякин,
основатель и руководитель Тульского музея мототехники «Мото-Авто-Арт»
Даже с самой широкой гаммой кузовных надстроек до нашего времени ни вятская, ни тульская линии по выпуску грузовых мотороллеров просто недотянули бы: слабенькие моторы двухтактного исполнения в эру двигателей Евро-5 не смогли бы конкурировать с нынешними силовыми агрегатами. Тем более когда началась повсеместная трансформация техники на электротяговый привод. Будь там хороший мотор — цены советскому мотороллеру не было бы. А мы уже с середины 80‑х начали в моторостроении отставать, поскольку мир перешел на четырехтактники. Но даже в том виде востребованность «Муравья» была большой. «Вятка» оказалась слабенькой, сырой, ее быстро сняли с производства. А на тульский грузовик, когда он с 1978 года поступил в свободную продажу и любой желающий мог его приобрести, спрос зашкаливал. Особенно на бортовые малолитражки для сельской местности. Фургоны и пищевые цистерны в частное пользование практически не шли. Самосвальные надстройки, пик спроса на которые был в 1974–1975 годы, тоже покупались слабо, их тираж был скромным — где-то две сотни единиц.
Егор Осипов,
владелец и коллекционер грузовых мотороллеров «Муравей», реставратор
Мотороллер «Муравей» снискал славу тем, что был доступен. И хотя в 80‑х за него нужно было отдать 775 рублей, что по меркам того времени считалось хотя и большой, но приемлемой суммой, спрос держался огромный. Пик выпуска пришелся на 1989‑й. Массовый выпуск шел вплоть до 1992 года, но потом темпы начали падать, а спустя пару лет серийный выпуск вообще прекратился. Правда, отдельные образцы экспортных версий и экспериментальные дизельные мотороллеры датируются 1997 годом. Нужно сказать, что конструкторы Тульского завода с 88‑го по 93‑й создавали гениальные проекты. Там начали применять стекловолокно, запчасти шли с оборонного завода во Львове. Появились кабинные модели, версии с повышенной проходимостью, с изменяемой геометрией кузова, модульными сиденьями. Инженерия того времени работала на потребителя, позволяя подобрать конфигурацию под любые запросы. Сейчас это назвали бы маркетинговым ходом. В начале 90‑х появились даже дизельные версии.
Если бы не развал Союза и разрыв связей с поставщиками комплектующих, то у «Муравья» была бы хорошая перспектива. Дай даже старой версии «Муравья» новый мотор, толковую ходовую с карданной трансмиссией, а не цепной, и всё — появится доступный по цене, неприхотливый, ремонтопригодный транспорт для села. И главное: стоимость такого ТС должна быть где-то в пределах 60–100 тыс. рублей.
Сергей Беляев,
байкер, руководитель реставрационного мотоателье «Ретроцикл»
Если бы наш мотопром развивался по мировым канонам и в ногу с техническими инновациями, то остановка выпуска «Муравья» во всех его версиях по надстройкам была бы ощутимой потерей. Ведь его активный спрос был обусловлен единственным фактором — монополией в торговой сети. Там ничего подобного никто не предлагал. Выбирать было не из чего. Потому в остановке производства грузовых мотороллеров Тульским заводом я трагедии не вижу. В любом случае тогда это был массовый и доступный продукт. Техника с тульской и вятской маркировкой до сих пор ценилась и будет цениться. Мы это видим по заказам на реставрацию таких малолитражек. Мотоателье уже набило руку на восстановлении грузовых мотороллеров. Мы много сделали грузовых «Вяток», редкие для сегодняшнего дня машинки. Но эти заказы были не для дальнейшего хозяйственного использования, а как дань моде, экземпляры для музеев и в частные коллекции. В основном это надстройки «бочки», «рикши», на подходе заказ на самосвальный мотороллер, что вообще редкость. Для хозяйственных целей мы за все время сделали один «Муравей», который уехал под Ростов, в Каменск-Шахтинский.
Источник
Мотороллер Муравей – Крепкий Работяга
Грузовой мотороллер Муравей очень популярен в сельской местности даже спустя десятки лет после прекращения его производства. Живучий и выносливый, он снискал любовь деревенских жителей ещё полвека назад.
Грузовой мотороллер Муравей начал выпускаться в далёком 1959 г., и продержался на конвейере десятки лет, пока не был окончательно снят с производства. Но ниша «рабочей» мототехники даже сейчас остаётся практически вакантной, и даже попытки китайских компаний влезть в неё не приносят особого успеха, так что легендарная модель была, возможно, будет официально возрождена. По крайней мере, слухи об этом ходят по сети ещё с 2017 г. А в 2019 г. публике даже продемонстрировали минигрузовичок, собранный на Тульском заводе и в перспективе призванный заменить знаменитого старичка.
Дизайн
Неказистый внешний вид Муравья объясняется временем его разработки и функциональным назначением. Спецтехника не обязана быть красивой, а в конце 50-х годов XX века само слово «дизайн» в русском языке отсутствовало. Поэтому было бы несправедливо придираться к трёхколёсному трудяге из-за того, как он выглядит – он хорош, несмотря ни на что.
Технические характеристики
Устаревшая конструкция была хороша для своего времени, хотя в наши дни она выглядит эдаким ископаемым даже на фоне бюджетных аналогов из КНР, более современных. Несмотря на это, технические характеристики мотороллера Муравей достаточно хороши для того, чтобы трицикл справлялся с возложенными на него задачами.
Двигатель
Силовой агрегат с принудительным воздушным охлаждением выдаёт 11 лошадиных сил, объем – 199 кубов. Этого мало, учитывая вес самого мопеда, так что максимальная скорость без нагрузки не превышает 60 км/ч, а с ней она и того меньше, но с точки зрения безопасности это даже хорошо. К качеству бензина движок совсем не требователен. Топливо подаётся в камеры сгорания самотёком, с помощью простейшего карбюратора – насос в не предусмотрен.
Трансмиссия
В коробке передач насчитывается 4 ступени. Работать трансмиссией придётся активно, и привыкнуть к её особенностям тоже получится не сразу – передачи переключаются грубо и жёстко. При этом КПП отличается феноменальной надёжностью.
Ходовая часть и тормоза
Вся эта конструкция размещена на стальной трубчатой раме, и подрессорена она с помощью сложной подвески. Сзади установлены амортизаторы сродни автомобильным (подвеска независимая, на поперечных рычагах), спереди – длиннорычажная вилка. За торможение отвечают «барабаны» на всех колёсах.
Электроника
На протяжении десятилетий устанавливались 6-вольтовые аккумуляторы, причём сразу два, последовательно соединённых. Владельцы зачастую ставят одну 12-вольтовую батарею – по отзывам, работает такая схема ничуть не хуже. Хотя в руководстве пользователя рекомендуется в случае использования 12-вольтовых аккумуляторов также использовать два сразу, соединённых параллельно. Кстати, некоторые устанавливают обычный автомобильный аккумулятор, причём ставят его прямо в кузов.
Вес и габариты
Вес мотоцикла Муравей достигает 258 кг для модификаций с открытой платформой, и 285 кг для версий с закрытым кузовом а-ля «фургон». Это много, учитывая слабый моторчик, поэтому предельная скорость, которую может развить это чудо техники, и невелика. Но для утилитарных целей её более, чем достаточно. В длину модель достигает 288 см, а колёсная база составляет 184 см.
Управляемость
Маневренность у мотороллера Муравья на удивление хороша, особенно если учесть, что это всё-таки техника для работы, а не для удовольствия. Он способен развернуться практически где угодно, что очень пригождается при маневрировании на дачном участке или при парковке в гараж. Если бы у него была ещё и задняя передача, ему бы вообще цены не было.
Расход топлива
Заявленный расход топлива достигает 4,5 литров на 100 км. Цифра немаленькая, но отчасти она обусловлена архаичным мотором образца середины прошлого века, а отчасти большой массой, которую этому моторчику приходится тащить. С полностью загруженной платформой расход может вырасти ещё больше. Зато заливать можно абсолютно любой бензин! Емкость бака невелика – 10 литров.
Цена мотороллера
Несмотря на то, что в СССР произвели огромное количество экземпляров этого неутомимого труженика, на вторичном рынке он встречается не так часто, как можно было бы ожидать – видимо, никто не спешит расставаться с этим ценным помощником по хозяйству. В среднем продают эти мопеды за 30-35 тысяч рублей, и это вполне справедливая цена для них.
Ремонт и тюнинг
Ремонтировать и обслуживать мотоцикл Муравей несложно, к тому же делать это приходится нечасто – пробеги у этой специфической мототехники небольшие. Но, если вы часто нагружаете его до предела, стоит уделять отдельное внимание элементами подвески, которые в таком случае подвергаются экстремальным нагрузкам.
Ремонт
Отремонтировать поломку любой сложности вы наверняка сможете самостоятельно, если вы хотя бы раз держали в руках отвёртку и гаечный ключ. Тащить своё имущество в сервис смысла нет никакого, если у вас нет лишних денег. А в интернете полным-полно информации обо всех распространённых проблемах и способах их устранения.
Запчасти
Несмотря на то, что трицикл снят с производства уже давно, проблем с запчастями нет. В продаже есть как подержанные оригинальные детали, так и новые неоргинальные, причём и то, и то стоит недорого.
Тюнинг
Косметической доработкой утилитарной техники никто не занимается, так что весь тюнинг почти всегда сводится к мелким улучшениям по технической части, вроде установки более экономичного карбюратора. Но большинство владельцев не озадачивается даже этим, потому что штатные детали и так работают удовлетворительно. Тюнинг на мотороллер муравей обычно ставится только в том случае, когда оригинальный узел вышел из строя, и проще заменить его неоригиналом, чем починить.
Модификации мотороллера
Единственная модификация – ТГ200, он же Т-200. Существовали и другие модели, например, «Турист» и «Тулица», также известная, как Муравей 2, или Муравей 2М 01. Но все они представляли собой обычный двухколёсный транспорт, а не утилитарную мототехнику. Поэтому отношение к герою нашей статьи они имеют самое опосредованное, только в плане совместимости по некоторым запчастям. Несколько особняком стоит версия ТМЗ , оснащённая дизельным мотором вместо бензинового, но оно в наше время встречается исключительно редко. В музеях можно также увидеть вариант с кабиной – такие машинки использовались советской почтовой службой в некоторых регионах.
Плюсы и минусы
Немногочисленные слабые стороны с лихвой перекрываются многочисленными достоинствами. Простой и в чём-то даже примитивный, этот трёхколёсный трудяга способен с минимальными затратами делать огромную работу. И уже только за это ему можно простить его несовершенство.
Преимущества
- Невероятная выносливость. У многих владельцев при должном внимании и обслуживании он работает десятилетиями без каких-либо серьёзных поломок.
- Высокая грузоподъёмность. За один раз можно легко увезти треть тонны.
- Неплохая проходимость. Пересечённая местность ему вполне по зубам, даже с грузом.
- Экономичность. При регулярной эксплуатации это важно.
Недостатки
- Преклонный возраст всех сохранившихся экземпляров, что неизбежно приводит к разным поломкам время от времени.
- Громкость выхлопа и двигателя. Попросту говоря, он очень сильно шумит, и при длительных поездках это очень раздражает.
- Периодически возникающие проблемы с тормозной системой задних колёс.
Отзывы владельцев
Стоит такой в гараже, когда выпущен – неизвестно, документы утеряны лет сто назад. Дед на нём ездил, папа тоже, теперь вот я езжу летом, когда тёща на огородах ковыряется, и ей то навоза привезти надо, то сена, то еще чего. Этому исчадию советской промышленности уже лет 30-40, судя по всему, а оно катается до сих пор, и на моей памяти не ремонтировалось по-серьезному вообще ни разу! Пробеги, конечно, смешные, дай бог 1000 км за сезон, но порожняком езжу редко, в основном барахло таскаю, и наверняка с перевесом, т.к. никогда реально не замерял, естественно. Эта штука, мне кажется, переживет даже третью мировую. Иван, Борисоглебск.
Реально незаменимый помощник по хозяйству, жалко, новых таких уже не делают. По факту грузить можно сколько хочешь, столько, чтобы что-то сломать, в кузов просто не поместится, хотя габаритные размеры платформы позволяют погрузить дофига и больше. По фото и так видно, хотя в целом габариты небольшие, в советский гараж сбоку от машины спокойно влезает. Василий, Киров.
Абсолютно неубиваемый пепелац, заводится даже зимой, радиус разворота на удивление скромный. Из минусов — иногда сложно пробраться по грунтовкам, так как переднее колесо идёт не по колеям, а между ними. Вообще к мелочам придираться можно много, но для того времени, когда он выпускался, недостатков у него, я считаю, нет. Алексей, Бологое.
Похожие модели
- LIFAN LF200ZH-3. Недорогой работяга родом из КНР, с 200-кубовым двигателем, достаточно тяговитым, чтобы тащить солидный вес.
- ABM Helper 250. Ешё один выходец из КНР, достаточно живучий, надёжный и неприхотливый.
- Triton 200. Не слишком распространённая в России модель от компании ZIP Motors, во многом схожая с двумя вышеупомянутыми конкурентами.
Часто задаваемые вопросы
- Какова его максимальная грузоподъемность?На платформу можно класть 340-375 кг в зависимости от года выпуска (есть мелкие различия), но делать это стоит осторожно, чтобы где-нибудь в повороте не опрокинуться на бок.
- А максимальная скорость с грузом и без?Без него – 60 км/ч, согласно заявлению производителя. С нагрузкой лучше ехать медленно и осторожно, так как гружёный трицикл управляется весьма нетривиально, и не отличается устойчивостью.
- Их уже сто лет как не выпускают, боюсь, запчастей не найду. Китайские аналоги есть?Нет, прямых аналогов нет, но подобрать что-нибудь подходящее, и потом доработать деталь напильником, можно в большинстве случаев. Да и неоригинальных запчастей российского производства в целом хватает.
Видео тест драйв мотороллера
Вывод
Во времена СССР Тульский завод успел выпустить много сотен тысяч экземпляров этой невероятно популярной техники. Благодаря удачной компоновке они пользовались небывалой популярностью, так как они были, по сути, единственным доступным по цене грузовым транспортом. Поэтому даже сейчас в сёлах и деревнях на просторах нашей необъятной страны мопед Муравей остаётся востребованным. Чинится он на коленке, хранится в сарае, и при этом исправно возит солидные грузы, обходясь в содержании в очень скромную сумму. И даже постепенное проникновение грузовых трайков из Китая на российский рынок не сумело поколебать его популярности.
Источник