- 10 советов, как преодолеть подростковый инфантилизм
- Психотерапия инфантилизма: почему взрослому ребенку тяжело по жизни?
- Затяжное детство – психологическая проблема
- Хьюстон, в чем проблема?
- Как стать взрослым?
- Как выстроить отношения с «киндер-сюрпризом»?
- Инфантилизм. Как повзрослеть взрослому человеку
- Инфантильность — что это?
- Причины инфантильности
- Чрезмерная опека
- Деспотизм в воспитании
- Педагогическая запущенность
- Неуверенность в себе
- Инфантилизм как симптом заболеваний
- Признаки инфантильности
- Особенности женской и мужской инфантильности
- Инфантильность у мужчин
- Инфантильность у женщин
- Тест на инфантильность
- Как избавиться от инфантильности
10 советов, как преодолеть подростковый инфантилизм
В настоящее время ученые-геронтологи предложили поднять подростковый возраст до 25 лет. Это говорит о том, что наши дети взрослеют позднее своих дедушек и бабушек.
Современным детям уже не нужно задумываться о куске хлеба. Но у любой медали есть две стороны. Ко всем плюсам различных программ современной поддержки детства добавился и минус – дети стали более инфантильны, что мешает их будущей успешности. Родители сами взращивают инфантилизм у ребенка с младых ногтей. Это происходит незаметно, неосознанно. И когда в итоге вырастает неприспособленное к жизни чадо, родственники удивляются: откуда? А все оттуда, примерно с трех лет.
Как реагирует большинство мам, если трехлетний ребенок пытается самостоятельно открыть пакетик с кефиром? Пыхтит, краснеет, но помощи не просит. Конечно, стулья и стол забрызганы кефирными каплями, пальцы липкие, на одежде белые пятна. Наконец – ура, бамц! – пакетик открыт и с шумом падает на пол. Упал удачно, расплескалась только половина. Какое количество мам, улыбаясь, спокойно вытрут кефирные лужи, выльют оставшийся кефир в чашку, похвалят ребенка: «Молодец, ты самостоятельно сегодня открыла пакет! А в следующий раз сделаешь это еще лучше»? К сожалению, такие мамы – большая редкость. Чаще всего родители, при попытках детей в 3 года сделать что-нибудь самостоятельно, говорят: «Дай сюда, я сделаю это лучше. Посмотри, придется переделывать. Ты неумеха…» «Почему переделывать? Почему неумеха?» – ребенок искренне этого не понимает.
Особенность возраста трех лет – формирование установки «я могу все сделать сам, я уже взрослый». Вы, наверно, замечали, что именно в этом возрасте ребенку нужны те же предметы, которыми активно пользуются взрослые: папин молоток, мамины крышки для консервирования. Именно в возрасте трех лет, через игру, помогая консервировать огурцы или подметать пол, маленький человек закладывает будущее собственного поведения, коммуникативных навыков. А какой посыл получает ребенок, если ему не дают проявлять самостоятельность?
Если взрослые демонстративно переделывают то, что он сам сделал с таким трудом, да еще и ругают его за это? Малыш понимает, что если сделает что-то сам, то мама может рассердиться.
Для ребенка рассерженные родители – крушение мира, и он из чувства самосохранения будет сидеть тихо, боясь проявить инициативу. И в голове формируется рефлекс: другие всегда сделают лучше, чем ты. Не проявляй инициативу, и все будет хорошо!
Инфантильный подросток – это не так страшно, главное, чтобы эта черта плавно не перетекла во взрослую жизнь. Преодолеть подростковую инфантильность помогут следующие нехитрые правила:
- Одно из самых эффективных средств против инфантилизма – занятия спортом. Научно доказано, что дети, занимающиеся спортом, более ответственны, настойчивы в достижении целей, эффективнее планируют свое время. Ведь ответственность – это противоположная сторона инфантилизма.
- Одна из основных причин подросткового инфантилизма – гиперопека. Мы живем в динамичное, но небезопасное время. Сейчас уже редко встретишь маленьких детей, гуляющих самостоятельно во дворе – в основном за ними присматривают родители. Школьники все реже самостоятельно ездят на транспорте, ходят в кружки. Да и встречать их после школы во многих учебных заведениях считается обязательным. Поэтому в семье давайте детям возможность проявлять как можно больше самостоятельности. У них должны быть свои обязанности, и за их выполнение они должны нести полную ответственность. То есть если подросток не сходит в магазин, то вся семья сидит без сахара. Лучше один раз выпить несладкий чай, чем потом всю жизнь расплачиваться за инфантильность собственного чада. Все, что подростки могут сделать сами – пусть делают! И в срок.
- Еще каких-то 30 лет назад человек, закончивший вуз, считался взрослой, самостоятельной личностью, а ему и было-то всего 22 года. В настоящее время специалисты по возрастной психологии предложили поднять подростковый возраст до 25 лет. Пока ученые думают, проводят исследования. Но сам факт возможности данного предложения говорит о том, что наши дети взрослеют позднее своих дедушек и бабушек.
- Поощряйте общественную деятельность, особенно если она связана с помощью и заботой. Сейчас есть масса волонтерских организаций, у которых самые разные направления работы: помощь старикам, многодетным семьям, брошенным животным, экология… Пусть выберет себе занятие по душе, а уж вы помогите ему в поиске, вместе посмотрите и обсудите информацию в Интернете – здесь тоже на самотек пускать не стоит. А то выберет какое-нибудь экстремистское движение, замаскированное под справедливое возмездие олигархам, – проблем не оберетесь.
- Привлекайте подростка к обсуждению бюджета – это помогает выработать чувство ответственности. Совместно обсуждайте траты, этим вы, во-первых, показываете подростку, что относитесь к нему как ко взрослому, а во-вторых, всегда имеете железный аргумент при отказе что-то купить: вы же вместе не предусмотрели лишние траты.
- Очень хорошо в преодолении инфантилизма помогает периодический выход из так называемой «зоны комфорта». Присмотритесь, что вызывает трудность у вашего ребенка: общение с противоположным полом, публичные выступления? Периодически организовывайте ему необходимость преодолевать эти трудности. Давайте соответствующие поручения, так, чтобы не сделать было нельзя. Иначе, спрятавшись в безопасную раковину, один раз убежав от страха, будет потом бегать всю жизнь.
- Особое внимание обратите на ребенка, если он играет роль «клоуна». Если в компании подросток постоянно готов к шуткам, «приколам», отпускает остроты, дело, возможно, не в веселости нрава. Скорее всего, таким образом ребенок бежит от сложностей жизни, надевая маску детской беспечности.
- Приучайте подростка планировать свою жизнь. Грамотная постановка целей – один из показателей зрелости эмоционально-волевой сферы.
- С детства учите ребенка преодолевающему поведению. Часто можно наблюдать такую картину: малыш примерно 2 лет ударился об угол шкафа, а мама начинает стучать по шкафу, приговаривая: «Ух, какой плохой шкаф, так ему, нельзя обижать Петеньку!» И что думает Петенька? В его беде виноват шкаф, но никак не он лично. Пару таких ситуаций, и условный рефлекс: «виноваты окружающие, но не я» будет сформирован. Если вы совершили подобную ошибку (ну, с кем не бывает, вы же не знали!), то в подростковом возрасте ситуацию еще можно исправить. При возникновении трудной ситуации всегда спрашивайте: «И каковы твои дальнейшие действия? Что будешь делать для решения данной проблемы?» И сразу отсекайте жалобы в стиле «это страна такая (школа, тренер), я ничего не могу сделать». Предлагайте еще подумать, самому поискать выход. А после того как подросток самостоятельно наметит несколько вариантов решений – обсудите с ним каждый из них, помогите выбрать правильный. Так вы поможете формированию нового рефлекса – у любой сложной задачи есть решение, надо только приложить усилия, чтобы его найти.
- Если вы мать-одиночка и воспитываете ребенка одна, то шансы вырасти инфантильным у ребенка увеличиваются, особенно если это мальчик. Будет очень хорошо, если ребенок постоянно будет видеть пример мужского поведения, мужского реагирования на ситуации. Это может быть дедушка, брат, муж подруги, главное, чтобы контакт был более-менее постоянным. Это поможет снизить риск инфантилизации, особенно если это будет не просто наблюдение, а любая совместная деятельность – походы, игры, строительство теплиц и т. д.
Критические ошибки
Ошибка № 1
Гиперопека. Все всё знают и понимают – мы живем в тревожное время, детей нельзя отпускать на улицу одних. Мобильные телефоны сейчас имеют чуть ли не детсадовцы, и это не баловство, это необходимость. Ведь наличие постоянной связи с ребенком позволяет родителям снизить ощущение тревоги. Тем не менее с собственной тревогой нужно бороться, а не потакать ей.
Бабушка, которая встречает из школы пятнадцатилетнего подростка, просто компрометирует его в глазах окружающих. Подумайте, каким образом вы сможете нивелировать свою высокую тревожность. Это может быть как собственная консультация с психологом, так и оговаривание времени звонков или еще что-то.
Также подросток должен иметь собственные обязанности в семье и четко их выполнять. А если что-то не получается, то помните:
помощь должна быть достаточна, но никак не избыточна.
Ошибка № 2
Постоянная критика. Взрослые делают это «из лучших побуждений, чтобы не вырос эгоистом». Однако ребенок, нещадно критикуемый значимыми взрослыми, живет с уверенностью, что у него ничего не получится, даже не стоит пытаться. А если что-то хорошее в его жизни и происходит, то это или случайность, или заслуга других людей. Страх неуспеха у такого человека во сто крат сильнее радости предвкушения удачи. Боясь ошибиться, он всю жизнь будет искать, кто бы что за него сделал, несмотря на свои знания и умения.
Ошибка № 3
Предложение ребенку готовых решений. Если ваше чадо пришло к вам со своей проблемой, то первый ваш вопрос должен звучать так: «А сам что думаешь?» Ответ «не знаю» не должен приниматься ни при каких обстоятельствах. Пускай ищет решение. Не важно, правильное оно будет или нет. Оно у ребенка должно быть. А потом вы вместе обсудите, как сделать лучше, как правильно.
Заведующая педиатрическим отделением Челединова В.А.
Источник
Психотерапия инфантилизма: почему взрослому ребенку тяжело по жизни?
Пора увеличить детский возраст до 30 лет! С такой инициативой еще пару лет назад выступила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова. И если серьезно изучить вопрос, то очевидно, что в мире растет поколение инфантилов.
«Инфантильность – это детское поведение формально взрослого человека»
Затяжное детство – психологическая проблема
Официальная позиция минздрава РФ заключается в том, что затяжное детство связано с увеличением продолжительности жизни. Но так ли это?
Согласно физиологии к 18-ти годам все структуры головного мозга достигают зрелости. Физиологических аспектов для развития инфантилизма нет. Зато с психологической стороны возможности не ограничены. Если вокруг тебя считают ребенком, то неважно сколько тебе 5 или 25 лет, ты будешь ощущать себя несмышленышем, который ничего не умеет и не может сам.
Конечно, есть объективные факторы риска развития психического инфантилизма. К ним относятся патологии нервной и эндокринной системы, наследственные заболевания. Но чаще всего это следствия воспитания!
Хьюстон, в чем проблема?
Гиперопека, деспотия, ограничение свободы, повышенный родительский контроль, запрет самостоятельности и инициативы – все это приводит к остановке психологического роста личности.
Основные отличия инфантила от взрослых личностей:
- ответственность не касается нашего героя;
- отказ от самостоятельного выбора;
- отсутствуют правила и самодисциплинарные требования, которые практикуются в обществе;
- преобладают игровые интересы;
- самоцентричность.
Надо понимать, что в каждом человеке есть детские черты и они могут проявляться в зависимости от обстоятельств или состояния. Однако если они преобладают это может стать проблемой!
Как стать взрослым?
Неважно, кто проявляет черты инфантильности – ребенок или взрослый человек, важно, кто берет на себя функции «родителя». Реальные ли это родители, супруг ли, взявший на себя эти функции – необходимо дать инфантилу самостоятельно взрослеть!
Взрослого, как и ребенка, надо побуждать быть самостоятельным. Нужно ориентировать на достижение целей, не принимать решения за него, и позволить ему взрослеть, быть другом/супругом, а не родителем.
Если после прочтения статьи кажется, что она про вас, то надо воспитывать в себе качества «взрослости». Ответственность, концентрация, способность слушать людей, не зависеть от чужого мнения, развиваться – все это «черты» созревшей личности.
Это не быстро и не легко, но приносит плоды в виде хороших инвестиций в свое будущее!
Как выстроить отношения с «киндер-сюрпризом»?
Инфантильные люди, как дети, умеют всем нравиться – это основа их выживаемости. Зачастую они не могут жить самостоятельно, поэтому влюбиться и начать отношение с таким человеком очень легко. А вот расставание с ним по ощущениям напоминает расставание со своим ребенком. Инфантил не гнушается ничем: тут и скандал, и истерика, и слезы, и все это помножено на мнимую взрослость.
Основа отношений со взрослым ребенком — принятие таким, какой он есть, учитывая поступки, которые он совершает, потому что нельзя изменить человека без его желания.
Нельзя ждать от него спонтанных проявлений заботы или осознанности, ведь весь мир в его представлении создан только для его потребностей.
Можно постепенно, шаг за шагом, приучать к ответственности через выполнение обязанностей и выстраивание личных границ.
На работу с инфантилами уйдет много времени и усилий. Нужно быть терпеливым и не ждать результатов одномоментно. Если вы не готовы нести ответственность и выращивать внутреннего инфантила другого человека, то на помощь придет психотерапевт.
Помните, что в вашем окружении есть люди, которые выслушают и поддержат!
Источник
Инфантилизм. Как повзрослеть взрослому человеку
Конечно у меня есть своё мнение! Маам, а какое оно?
Иногда кажется, что современный мир застрял в детстве и взрослеет медленнее, чем раньше. Раньше дети бегали во дворе без присмотра до самой ночи, а сейчас студенты даже не могут устроиться сами на работу — мамы буквально водят их за ручку на собеседования.
Наше ощущение в целом верное — меняется культура, условия жизни, отношение к взрослению
Мотивируем жить и развиваться!
В сегодняшней статье вы узнаете, что такое инфантильность и откуда она берётся. Научитесь отличать действительно инфантильного взрослого от человека, который просто любит дурачиться, сможете проверить себя на склонность к детскому поведению. И, конечно, узнаете, как стать взрослым и ответственным.
Инфантильность — что это?
Инфантильность, или инфантилизм — незрелость в развитии, которая сопровождается сохранением у взрослого человека психических детских черт и поведения. Важно отличать значение термина «инфантилизм» в медицине и психологии. В медицине под этим термином обычно скрывается отставание в физическом или умственном развитии
Здесь и далее примеры с форумов.
«Рос с бабушкой и дедушкой, родители постоянно работали. Деды так опекали, буквально говорили мне: “Вова, сейчас ты хочешь кушать, садись за стол. А сейчас ты хочешь поиграть в машинки”. В сад не ходил, с детьми на улице не играл — заобижают. Школа стала ударом — все дружат, компании свои, а я в углу сижу и сопли жую. Так и жую до сих пор. Ни семьи, ни друзей, ни работы хорошей, вообще не понимаю, что дальше делать.»
В этом случае инфантильность — результат излишней опеки. Ребёнок привык, что за него всё решают, не умеет планировать и принимать решения — ему просто не дали возможности научиться.
Детское поведение становится привычкой, неудобной и дурной, но вполне поддающейся изменению. В этом случае родственники ребенка не дали ему возможности развить навыки коммуникации, вот почему ему так сложно действовать во взрослой жизни.
Какие же ещё причины могут приводить к выученному инфантильному поведению?
Причины инфантильности
Чрезмерная опека
Дети рождаются беспомощными и полностью зависят от родителей. В норме, по мере взросления ребёнок постепенно отделяется и учится быть самостоятельным. Ходить, есть, одеваться, убирать игрушки, собирать портфель в школу, планировать время для уроков и т. д. Если ребёнку в этом процессе мешают родители — решают за него, когда ему холодно, какую одежду выбрать, ограждают от естественных последствий* — то ребёнок просто не получит навыков выбора и планирования, не научится нести ответственность за свои поступки. Конечно, часто это просто проявление заботы, но оно может помешать ребёнку взрослеть.
Деспотизм в воспитании
Педагогическая запущенность
Как ни странно, но полная свобода действий, предоставляемая ребёнку, также может привести к тому, что человек не повзрослеет. В норме навык самостоятельности развивается постепенно, по мере взросления и созревания мозга. Поэтому ноша ответственности может оказаться непосильной, и подросший ребёнок будет пытаться скинуть её при первой же возможности.
Примечание. В раннем детском возрасте преждевременно говорить об инфантильности. Все дети плохо контролируют свои эмоции и поступки, не умеют смотреть далеко вперёд и т. д. Инфантильность можно заподозрить только с подросткового возраста.
Неуверенность в себе
Человек, который не верит в свои силы, будет отказываться от принятия решений, от ответственности за свои поступки, от каких-либо действий. Зачем пробовать, если всё равно не получится?
Инфантилизм как симптом заболеваний
Мы перечислили только основные, наиболее явные причины. На самом деле их может быть больше и они не всегда очевидны. Поэтому больший результат принесёт работа с проявлениями, а не поиск причин. Так что же отличает взрослого человека от психологического ребёнка? По каким признакам мы можем понять, что человек ещё не повзрослел?
Признаки инфантильности
Но если детям такое поведение простительно — они в процессе развития и взросления — то такое же поведение у взрослых людей может выглядеть несколько неуместным. Стоит учитывать, что о психологической инфантильности говорят в различных ситуациях, поэтому разные люди, в том числе и специалисты, наделяют его отличающимися смыслами.
Дети | Взрослые |
Эмоциональны, капризны и часто плаксивы. Эмоции служат способом общения и способом достижения своих целей | Взрослый человек четко понимает свои чувства и умеет их корректно проявлять, а также осознает свою ответственность за любое их выражение |
Обвиняют окружающих, вещи и события в своих неудачах, например, винят скамейку в том, что споткнулись об неё | Могут брать ответственность за результат своих поступков на себя |
Лгут, чтобы избежать неприятностей | Готовы столкнуться с последствиями |
Делают акцент на внешнем виде или личности другого человека, например, обзываются | Делают акцент на поступках и проявлениях личности |
Не фильтруют свои мысли и говорят то, что приходит в голову. Они не задумываются о последствиях своих слов | Следят за тем, что они говорят и просчитывают последствия своих слов |
Стремятся быть в центре внимания и считают, что окружающие обязаны всегда заботиться о них | Понимают, что мир не крутится вокруг них |
Не думают о чужих границах и часто нарушают их, с трудом переживают отказ, обижаются, если окружающие отказываются выполнять их прихоти | Уважают чужие границы и стараются не нарушать их, признают за другими право на отказ в помощи и т. д. |
Плохо учатся на своих ошибках и часто делают одно и то же неудачное действие несколько раз | Умеют анализировать происходящее и делать из этого выводы |
Не умеют планировать и думать на много шагов вперёд | Умеют ставить долгосрочные цели и идти к ним |
В первую очередь опираются на взрослых (родителей), родители для них — как высшие существа, от которых зависит счастье и благополучие | Опираются в первую очередь на себя, видят источник счастья внутри себя |
Вот так говорят о себе люди, которые не чувствуют себя взрослыми:
«Я ничего не хочу, мне всё лень. Мне бы хотелось, чтобы кто-то пришёл и сделал всё за меня. Я ищу себе мамочку, которая будет меня обслуживать, я ищу старшего товарища, который решит всё за меня. Я как ребёнок в теле взрослого. Хочу отдохнуть на Мальдивах, а отдыхаю там только в мечтах».
«Мама всю жизнь тянула нас одна, и я старалась заботиться о себе, подрабатывала по мелочи. Сейчас мне 21, 3-й курс закончила, впереди лето. Стало туго с деньгами, и за лето надо собрать крупную сумму. И я не представляю, что мне делать и где работать. Я БОЮСЬ! Пробоялась уже 2 недели, время уходит. Сходила на собеседование, но так мне стало страшно, что я сбежала. Завтра в другую контору идти, а мне страшно! И ещё стыдно за себя, мама нас тянула, а я вот такая неправильная получилась, не готова ко взрослой жизни, не справляюсь. Спать нормально не могу, жить тоже, не знаю, сбегу завтра или получится что-то».
Особенности женской и мужской инфантильности
Основная часть признаков является общей и для мужчин, и для женщин. Однако есть некоторые особенности, которые важно выделить.
Инфантильность у мужчин
Эта проблема чаще проявляется в быту. Выражение «мужчина как второй ребёнок» нередко вызывает согласие и одобрение среди женщин. Мальчиков могут не приучать к домашнему труду в процессе воспитания, например, говорят: «Не мой посуду, это не мужское дело» [1] . В итоге мужчины ждут, что кто-то приготовит для них еду, уберёт за ними, постирает и погладит вещи и так далее.
При этом мальчиков могут приучать к тому, что они должны нести ответственность не только за себя, но и за свою семью (жену и детей). В итоге мальчики бегут от этой ответственности — отказываются заводить серьёзные отношения или жениться — так как ноша кажется им непосильной.
«Ну и зачем мне жена? Покупай ей шубы и цацки и терпи вынос мозга из-за перегоревшей лампочки. С любовницей встретился раз в неделю на её территории, пусть у неё голова болит, чем меня кормить. И дома я не мусорю, вещи у матери дома стиралка стирает, а кружку от кофе ополоснуть несложно».
Инфантильность у женщин
В случае женщин это состояние меньше осуждается обществом. Связано это с тем, что главой семьи, то есть человеком, который принимает основные решения, считается только мужчина. От женщины реже ждут твёрдости характера и самостоятельности вне семьи. Некоторых девочек учат перекладывать ответственность за себя на других: сначала на папу, потом на мужа. [1] В итоге девочка может ничего не решать, а только «хотеть платьишко».
Женщины, особенно те, которые долгое время «тянут» на себе всю семью (например, если бывший муж не участвует в воспитании детей), устают от чрезмерной ответственности и при появлении возможности стремятся переложить ответственность на других.
«Образование, да хоть два или три, любая тупица получить может. На колготки себе заработать тоже не проблема. А вот быть женщиной настоящей… Для этого расти надо, через боль и страдания. Учиться так просить у мужа, чтобы сам всё покупал, соглашаться с ним во всём, быть покорной и делать так, как он решит. Мужчина главный, пусть он думает о том, как денег заработать, а наша задача — украшать собой дом».
Мы специально взяли яркие примеры, а ведь инфантильность может быть не такой явной. Например, человек зарабатывает деньги и обеспечивает себя, но при этом требует от окружающих исполнения его желаний и считает, что все обязаны помогать ему, чересчур наивно относится к быту и своим задачам.
Чтобы понять, где нужно «подтянуть» взрослость, лучше пройти полноценное психологическое тестирование. Но для начала вы можете пройти наш короткий тест и определиться, нужно ли вам вообще менять что-то в этом направлении.
Тест на инфантильность
Чтобы определить, есть ли у вас проблема, прочитайте утверждения и ответьте «да» или «нет»:
У меня недостаточно опыта, чтобы принимать решения самому.
Часто я совершаю необдуманные поступки.
Людям часто не нравится то, что я говорю.
Мои поступки часто выходят за рамки общепринятых норм поведения.
У меня нет особых целей в жизни.
Мне сложно справляться со многими вещами в жизни.
Я не считаю нужным анализировать причины своих поступков.
Если вы ответили «да» на 3 и более утверждений, вероятно, вам свойственна некоторая незрелость. Мы рекомендуем уделить внимание развитию своей самодостаточности.
Как избавиться от инфантильности
Как мы уже успели выяснить, инфантильность — результат привычки, точнее, её отсутствия. Например, если у нас есть опыт преодоления жизненных трудностей, нам будет легче справляться с ними в дальнейшем. Мы будем знать, что задача посильна и смысла избегать её нет. Если же опыта преодоления жизненных трудностей нет, то любая проблема будет казаться нам более сложной, чем есть на самом деле. Тоже самое с принятием решений, с контролем над расходами и т. д. Это всё навыки.
И чтобы вести себя как взрослый человек, нам нужно овладеть навыками взрослого и думать, как взрослый. Для этого, в первую очередь, нужно найти слабые места, то есть ситуации, в которых мы ведём себя по-детски.
Одними из самых научно-обоснованных направлений являются когнитивно-поведенческая и поведенческая терапии. Моделирование поведения, или обучение желаемым стратегиям — один из самых простых и доступных методов лечения инфантильности. Повзрослеть и избавиться от инфантильности поможет курс модификациия поведения 7Spsy. Этот метод подойдёт вам и в том случае, если вы стесняетесь общаться с психологом на личные темы, но при этом хотите стать более самодостаточным и уверенным в себе. После прохождения вами тестов, психологи подберут для вас конструктивные стратегии поведения и помогут закрепить их.
Мотивируем жить и развиваться!
Вы можете попробовать самостоятельно выявить ситуации, которые стимулируют несамостоятельность, и изменить привычное поведение, либо обратиться за помощью к специалистам. И какой бы способ вы ни выбрали, помните — вы можете управлять своим поведением.
- Ю. Гусева, «Нежные мальчики, сильные девочки».
- Использованы материалы книги Вирджинии Квинн «Прикладная психология».
Источник