- Картавость у взрослых: мне уже 20, 30, 40 лет – не поздно ли исправить картавость?
- Можно ли избавиться от картавости дома
- Ожидайте
- Перезвоните мне
- Статья:
- Этиология речевого расстройства
- Виды картавости
- Ротацизмы
- Параротацизмы
- Функциональная картавость
- Органическая картавость
- Сенсорное косноязычие (дислалия)
- Причины нарушения речи
- Симптомы речевого дефекта
- Логопедическая диагностика
- Способы коррекции
- У детей
- У подростков
- У взрослых
- Меры профилактики
- Заключение
Картавость у взрослых: мне уже 20, 30, 40 лет – не поздно ли исправить картавость?
Одной из наиболее частых причин обращения к логопеду является просьба исправить «картавость». В этой статье мы поговорим о том, что же такое «картавость» и можно ли ее исправить во взрослом возрасте.
Под «картавостью» понимаются любые нарушения произношения звуков Р и Рь. Исходя из названия «картавость» — звук при этом напоминает голос вороны, т.е. он не звонкий, неприятный на слух.
В логопедии это нарушение звукопроизношения называется «ротацизм» и может проявляться в самых разных вариантах.
Обычно звук «Р» появляется к 5-6 годам, т.к. он довольно сложный для произнесения и речевые мышцы ребенка должны быть крепкими и хорошо координированными. Для правильного произнесения этого звука необходимо поднять широкий язык к верхним зубам и сильно подуть на кончик языка, тогда получится то самое желаемое дрожание (вибрация)кончика языка и человек «зарычит».
Однако в силу разных причин (слабые мышцы языка, короткая подъязычная связка, пример неправильного произношения звука в окружении и др.) самостоятельно овладеть этим сложным умением ребенок оказывается не в состоянии. Тогда в качестве замены человек ищет звук, похожий на рычание, горловой, который образуется довольно просто и даже трехлетний ребенок может его воспроизвести.
В том случае, если родители заметили эту проблему и отвели ребенка на занятия к логопеду, «картавость» уберут, т.е. научат произносить звук правильно и закрепят в речи нормативное звучание.
Однако не всегда все складывается так удачно. Очень часто в детском возрасте (до школы) картавость не удалось исправить (не было времени, возможности, желания и т.д), и взрослым людям кажется, что время уже упущено, поздно что-то менять.
Однако опыт показывает, что это совсем не так, и в 15, 20 ,30, 40 лет — все поправимо, если у человека есть сильное желание изменить свою речь и избавиться от «картавости».
Конкретные жизненные истории показывают, что картавость устранима, однако в силу индивидуальных особенностей, время и усилия по преодолению этой проблемы будут отличаться. Каждый человек уникален, неповторима и его «картавость».
Ниже мы приведем несколько реальных истории из логопедической практики по исправлению картавости во взрослом возрасте.
16 лет: на прием пришла девушка Юлия, она в детстве ходила к логопеду, но ленилась заниматься и исправить звук «р» не удалось. В старших классах школы она начала вести свой блог в интернете и поняла, что картавость ей мешает. После обследования стало понятно, что никаких физиологических препятствий для того, чтобы поставить звук, нет, но мышцы языка очень слабые. В течении 3-х недель шел этап постановки звука (артикуляторная гимнастика, дыхательная гимнастика), занятия проходили 2 раза в неделю с логопедом + дома Юля делала упражнения сама. После того, как звук «Р» был сформирован, началась его автоматизация. Было непросто, в основном из-за того, что девушка часто пропускала домашние речевые тренировки. Но через 5 месяцев после первого занятия проблема была решена. Юля научилась правильно и бегло использовать новый звук. Важно отметить, что в непростой работе над закреплением нового звука ей помогали мама и подруга. Помощь близких людей в работе над звуками, как и вообще в любых начинаниях, очень важна.
19 лет: студентка второго курса Евгения обратилась с просьбой помочь ей избавиться от картавости. Она активно участвовала в студенческих конференциях и очень стеснялась своей речи. В ходе осмотра оказалось, что Евгения может правильно произнести звук «Р», т.к. в детстве немного занималась с логопедом, но потом семья переехала в другой город и там не получилось продолжить занятия. За 6 занятий, которые растянулись на 2 месяца, т.к. у девушки была сессия, а потом каникулы, звук «Р» был полностью автоматизирован и введен в речь. Такие быстрые результаты объясняются тем, что звук Р уже был сформирован, поэтому не пришлось его ставить, и огромной работоспособностью Евгении. Каждый день по 1.5 часа она занималась дома, «рычала» по дороге в институт, т.е. использовала все возможности, чтобы потренировать новое звучание. Через 1 месяц на контрольном занятии она рассказала, что теперь не стесняется выступать и знакомиться с новыми людьми.
20 лет: студентка второго курса Александра. Была направлена на консультацию после прохождения мед. комиссии в Академии, где учится на диспетчера полетов. Девушке поставили условие – либо избавляется от картавости, либо отчисляется. Изначально была настроена очень негативно, т.к. картавость ей никогда не мешала в общении. После беседы с логопедом решила попробовать . и смогла «зарычать» на первом занятии, без спец. приспособлений, после речевой гимнастики и показа правильной артикуляции. Такой быстрый результат воодушевил девушку, она пришла на повторное занятие, а потом пропала на 1.5 месяца. После этого в течении месяца занималась очень нерегулярно, то отменяла занятия, то переносила их. После очередной беседы с логопедом выяснилось, что девушка уже психологически готова к занятиям, но при этом параллельно принимает участие в конкурсе игровых костюмов (она талантливо шьет) и сейчас у нее мало свободного времени. После завершения конкурса Александра стала регулярно заниматься и через 3 месяца звук полностью автоматизировался в речи, вопрос об отчислении из института больше не вставал.
29 лет: Алексей, программист, был недоволен своей картавостью, т.к. она мешала работе. После осмотра выяснилось, что он неправильно произносит еще и свистящие звуки, из-за чего речь приобретает нечеткий характер. Алексей решил, что уж если исправлять речь, то всю сразу, но захотел начать именно с «картавости». Звук «Р» был сформирован быстро, за 2 занятия, а через 26 занятий полностью введен в речь. Через 1 месяц после завершения интенсивных занятий молодой человек пришел на контрольный осмотр, рассказал о своих ощущениях от нового звука. После этого мы приступили к исправлению свистящих звуков. Работа над ними прошла также легко, т.к. Алексей регулярно занимался 2 раза в неделю в центре и ежедневно тренировался дома самостоятельно.
29 лет: Артем, химик. Был недоволен своей дикцией и картавостью. Несколько уроков по дикции получил у педагога по технике речи, а за исправлением картавости обратился к логопеду. Смог зарычать на первом же занятии, после гимнастики и по подражанию правильной артикуляции. Через 2 занятий, когда звук Р был легким, началась его автоматизация, т.е. закрепление в слогах, словах, фразах. Регулярно занимался 2 раза в неделю и записывал своих тренировки на диктофон или компьютер (совет от логопеда, чтобы лучше контролировать процесс). Через 2 месяца новый звук был введен в речь и полностью автоматизирован.
35 лет: Виктор, специалист в области масс-медиа. Всю свою жизнь переживал из-за того, что не может правильно произносить звуки Р, Рь. Наконец решился и пришел на занятие. Первые 2 занятия был очень напряжен, стеснялся, что надо сидеть перед зеркалом и «кривляться» (гимнастика для мышц языка является необходимым этапом постановки правильного произношения). После того, как звук был поставлен и началась его автоматизация, расслабился и стал получать удовольствие от процесса. Занимался в течении 5 месяцев, 2 раза в неделю с логопедом и каждый день дома.
Эти истории показывают, что если у человека есть желание преодолеть свои речевые трудности и избавиться от картавости, то взрослый возраст не помеха, а плюс.
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 , написав в Whatsapp или
, или заполнив форму ниже.
Консультация психолога онлайн | |
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта | |
Семейный психолог: консультации | |
Консультация сексолога / сексопатолога | |
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации | |
Коучинг (лайф коучинг) | |
Логопед для взрослых | |
Логопед для ребенка | |
Психологическая диагностика | |
Профориентация для подростков и взрослых |
Работа в Fidem |
Наша группа ВКонтакте
Наша группа в Facebook
Fidem в Instagram
Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда
Источник
Можно ли избавиться от картавости дома
Ожидайте
Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Картавость является самым частым речевым нарушением и не является наследственной проблемой.
Статья:
Картавость также называется ротацизмом – это речевое расстройство, проявляющееся нарушением произношения «Р» при полной сохранности и понимании речи. Не страдает при этом ни грамматический строй, ни объем словарного запаса. Картавость является самым частым речевым нарушением и не является наследственной проблемой.
Этиология речевого расстройства
При правильном произношении «Р», язык должен подниматься к небу около передних зубов. Так появляется вибрация, что дает этот звук. Проблема с «Р» у взрослых начинаются в детстве. Основные причины картавости – это:
- травмы – дефект кончика или уздечки;
- травмы шейного отдела позвоночника;
- гипоксия при родах;
- гидроцефалия;
- внутричерепное давление;
- нарушения слухового аппарата;
- воспалительные изменения слухового аппарата;
- врожденная тугоухость;
- патологии фонетического слуха;
- нарушенный прикус или отсутствие зубов;
- короткая уздечка;
- параличи, парезы;
- патологии неба;
- задержки речевого или психического развития;
- «заячья» губа;
Другой причиной является развитие ребенка в окружении людей с нарушенным слухом и речью. Так малыш уже с самого раннего детства слышит и привыкает к неправильному произношению. Картавость – это не серьезное логопедическое нарушение, при помощи курса логопедической помощи оно полностью исправляется.
Таким образом можно выделить четыре основные группы причин ротацизма:
- Механическая. Патологии строения артикуляторного аппарата.
- Подражательная. Ребенок копирует неправильное произношение от родителей.
- Акустическая. Неправильный фонетическое восприятие звука «Р».
- Неврологическая. Патологии отделов речи мозга человека.
Прежде чем, логопед разработает курс, как избавиться от картавости, необходимо точно определить причину ее развития или появления.
Виды картавости
Существуют разные виды ротацизма. В зависимости от ее этиологии существует два типа:
- Велярный. Вибрация происходит на краю мягкого неба.
- Увулярный ротацизм. Вибрация происходит на маленьком язычке мягкого неба.
В широком смысле существует несколько форм картавости (ротацизма):
- Простая или мономорфная. Нарушается произношение одного или нескольких звуков одной группы – «С З Ц», «Ж Ш Ч».
- Полиморфная или сложная. Нарушена артикуляция фонем из разных групп.
- Физиологическая. Также называется возрастной. При ней происходит нарушение звукопроизношение у детей младше пяти лет, что связано с недостаточным развитием артикуляторных органов.
- Функциональная. Ротацизм развивается при отсутствии проблем с артикуляционным аппаратом, ЦНС, слухе и другими аппаратами, и системами.
- Механическая или органическая. Развитие ротацизма связано с врожденными или приобретёнными патологиями речевого аппарата.
Точное диагностирование может быть поставлено только специалистом-логопедом. Определение картавости обуславливает выбор методов ее коррекции.
Ротацизмы
Исправление картавости у взрослых и детей зависит от формы ротацизма. Они бывают следующие:
- В речи отсутствует «Р» (ручка – учка, река – ека);
- Велярный ротацизм или мягкое произношение. Корень языка соприкасается с мягким небом, а именно его нижним краем. Через щель между ними проходит струя воздуха при произношении, вызывая вибрацию неба.
- Увулярный ротацизм. Часто называется «горловой».
- Боковой. Вибрация происходит на боковой части языка, а не на его кончике. Так появляется звук похожий на «ль» или «рль».
- Билабиальный. Также данный тип называется лабиальным, губным или двугубным. Искажение происходит при вибрации губ, так получается «прр». Такой звук логопеды называют кучерским.
- Интердентальный или межзубный. Звукопроизношение вызывается расположением языка между зубов.
- Одноударный или проторный. Напоминает «д», невозможно проговорить длинное «РРРРРРР».
- Щечный. Выдыхаемый воздух проходит между щеками, что вызывает из вибрацию.
- Гнусавое. Корень находится в контакте с мягким небом, а воздух проходит носом.
- замена «Р» твердого на мягкое.
- Лабиодентальный. Звук образуется между губой и верхними зубами.
- Ларингеальный или гортанный.
В зависимости от формы ротацизма выбираются те или иные упражнения, направленные на исправление данного явления.
Параротацизмы
Параротацизм – замена звука «Р» рокочущего на более мягкое. Основными причинами являются парезы, короткая уздечка, нарушенный фонетический слух и копирование неправильного произношения от взрослых. При параротацизме происходят следующие замены «Р»:
- в: появляется при отсутствии вибрации – «вука – рука»;
- д: получается «рука – дука»;
- г: «рука – гука»;
- п: рука – пука;
- л: рука – лука;
- ы: рука – ыука;
- й: рука – йука.
Коррекция параротацизма имеет много схожих разделов с картавостью. Самым основным упражнением для этого являются скороговорки от картавости.
Функциональная картавость
Функциональная картавость может развиваться у ребенка вследствие хронических заболеваний. Другой распространенной причиной является педагогическая запущенность – когда ребенку уделяется недостаточно времени от родителей и взрослых, ребенок развивается медленно, не потому что имеет проблемы с интеллектом, а из-за того с ним никто не занимается либо делают это недостаточно.
Часто подобное явления развивается у детей из семей двуязычных, то есть взрослые говорят на разных языках или из семей, где один или оба родителя имеют такие проблемы. Таким образом ребенок копирует произношение взрослых. Также такой тип картавости может появится из-за наличия нарушений артикуляционного аппарата или при недоразвитости фонетического слуха.
Органическая картавость
Происходит из-за особенностей строения ротовой полости – зубов, прикуса, языка (уздечка). Ребенок или взрослый может картавить из-за неправильного строения челюсти или нехватки зубов. В этом случае избавиться от ротацизма без помощи стоматологов и ортодонта невозможно. Органическая форма может появиться в течении жизни в результате травм.
Сенсорное косноязычие (дислалия)
Такое речевой расстройство еще называется косноязычием или дислалией. Это заключается в неспособности произносить некоторые звуки или их ряды. Косноязычными звуками могут быть все гласные или все согласные. В самых простых случаях косноязычие затрагивает один либо несколько. Такие фонемы иногда выпадают либо заменяются на другие. Косноязычие можно назвать самым частым дефектом речи у ребенка.
Функциональное косноязычие является следствием неправильного речевого развития. Обычно оно встречается в 3-4 года и может продолжаться и в дошкольном возрасте. Случаи косноязычия у взрослых – редкий случай, но все-таки они есть.
Причины нарушения речи
Картавость может быть вызвана самыми различными причинами. К ней могут привести:
- физическая или неврологическая ослабленность (возникает при хронических заболеваниях);
- родители не исправляют речь ребенка, когда в ней есть ошибки или ребенок неправильно произносит некоторые звуки;
- ребенок слышит неправильную речь от взрослых и копирует ее;
- недостаточно сформирован фонетический слух и распознавание звуков;
- неправильная артикуляция;
- патологии артикуляционного аппарата.
Картавость может произойти после травм. Именно эта причина является основной для появления такого дефекта у взрослых. В ряде случае исправление картавости у взрослых не может быть проведено без помощи других специалистов.
Симптомы речевого дефекта
Типичными симптомами картавости или ротацизма являются:
- неправильное произношение шипящих и/или свистящих звуков – сигматизм;
- затруднение в произношении свистящих и шипящих – парасигматизм;
- патологии с сонорными [р], [р`], [л], [л`];
- проблемы с заднеязычными фонемами — [г], [г`], [к], [к`], [х], [х`] — гаммацизм, каппацизм и хитизм;
- патология [й] (йотацизм);
- замена звонких согласных на глухие либо смешивание таких фонем;
- нарушение мягкости звуков.
Эти все проявления являются типичной симптоматикой картавости.
Логопедическая диагностика
Прежде чем назначить упражнения от картавости, необходимо провести детальную логопедическую диагностику. Она начинается с беседы малыша и специалиста. Для выработки коррекционной работы ротацизма, логопед должен определить следующие параметры:
- особенность произношения фонем;
- особенности психо-речевого развития малыша;
- определить дефекты звукопроизношения посредством фонетического анализа;
- оценить состояние артикуляционного аппараты и выявить его дефекты и патологии;
- оценить лексикон ребенка;
- выявить особенности письма, грамматики, памяти, чтения;
- определить уровень зрительного восприятия;
После проведения этих шагов проводится оценка фонетического слуха, а затем составляется план, как убрать картавость. В некоторых случаях потребуется помощь других специалистов – психотерапевт, невролог, стоматолог, отоларинголог и других.
Способы коррекции
Существует несколько методов исправления картавости у взрослых и детей. В качестве основных методик, логопед использует:
- логомассаж;
- упражнения для вибрации передней части языка;
- скороговорки на букву «Р» от картавости;
- занятия для автоматизации «Р»;
- логопедические упражнения;
- артикуляционная гимнастика;
- контроль за речью.
Для ребенка упражнения имеют игровую форму. Главное требование коррекции ротацизма – регулярность проведения этих занятий.
У детей
Для детей логопеды используют такие упражнения:
- «Чистим зубы». Необходимо широко открыть рот, улыбнуться, сделать движения, напоминающие чистку зубов щеткой – движения влево-вправо.
- «Гладим небо, то есть нёбо». С открытым ртом гладить языком небо. Он должен возвращаться к основанию верхней челюсти.
- «Воздушный бой». Открыть рот, положить язык на нижнюю губу и в таком состоянии попытаться выговорить «Ф». Выходящая струя воздуха должна быть узкой. Такое упражнение должно создавать непрерывную, долгую струю воздуха посередине языка.
- «Сладкоежка». Открыть рот и зафиксировать нижнюю челюсть, так чтобы она не двигалась. Широким языком облизать верхнюю губу. Он должен двигаться сверху-вниз. Челюсть не должна поднимать его.
- «Индюк». На нижнюю губу положить язык, он должен быть широким. Необходимо облизывать нижнюю губу вперед-назад добавляя голос. Должен появиться характерный болтающий звук.
- «Барабан». Ударять языком по альвеолам произнося «Д». Рот должен быть открытым.
У подростков
При работе по исправлению картавости у подростков используются основные логопедические упражнения. Используются также дополнительные логопедические упражнения:
- На переднюю часть языка помещается зонд (металлическая палочка похожая на карандаш) нужно поочередно загибать и выпрямлять язык. Зонд должен удерживаться в перпендикулярном положении.
- Выполняя упражнение «чашечка» на язык кладется горошина. Язык при этом должен загибать свои края, а горошина удерживаться на нем.
- При неподвижном языке переворачивать кубики из хлеба, горошины или фасолины.
- Сдуть с языка небольшой кусочек бумаги.
- Сделать струю воздуха чтобы вызвать вибрацию кончика языка. При этом по его поверхности перекатывается карандаш.
- Массаж для укрепления мышц.
Также можно получить раскатистый «Р» при помощи упражнений для детей, проговариваем скороговорок, которых существует большое количество.
У взрослых
Есть некоторые упражнений, как избавиться от картавости взрослому.
Основная причина картавости – неправильное артикуляция или особенности артикуляционного аппарата. Чтобы поставить звук «Р» взрослому человеку необходимо выполнять определенные занятия не реже 2-3 раз в день на протяжении нескольких недель. Каждое занятие длится примерно 10 минут. Существуют упражнения, направленные на разные отделы артикуляционного аппарата.
Упражнения для подъязычной связки:
- кончиком языка дотянуться до носа;
- прижать кончик к небу в районе корней зубов и провести как можно дальше назад;
- открыть рот, высунуть максимально язык и выгнуть его как можно выше;
- проводить языком по обратной стороне зубов;
- сложить язык в форму лопаты и максимально высунуть его.
Такие упражнения направлены на повышение эластичности подъязычной связки, что является часто причиной этого речевого нарушения.
Для кончика языка существуют другие упражнения:
- слегка покусывать кончик языка;
- прижать его плотно к небу, пощелкать им;
- высунуть язык, прижать его к губе и в таком положении выдохнуть воздух, чтобы появилась вибрация;
- открыть рот, попытаться произнести «Д» и «Т».
После освоения звука, необходимо приступать к закреплению, то есть автоматизации:
- Звук «Р» произносится вначале как «Т» и «Д», но с необходимым вибрированием. Язык должен быть прижат к небу, направить струю воздуха;
- Когда вибрация получена, можно проговаривать «ТРРРР», «ДРРРР»;
- Подключать гласные звуки – «тро», «дро» и другие похожие;
- Пытать проговоравить слова с «Р»;
- Автоматизация навыков скороговорками с этим звуком.
Повысить эффективность этих упражнений лучше у зеркала. Чем чаще взрослый будет делать такие занятия и регулярнее, тем быстрее данное речевое нарушение будет скорректировано.
Первое время звук будет больше похож на рычание плохо работающего мотора. Чем больше и чаще делать упражнения, тем скорее буква «Р» в речи станет похожей на то, как её произносят дикторы. Проверить себя можно записывая скороговорки на диктофон (они сейчас есть практически в каждом мобильном телефоне). Если сохранять эти файлы, впоследствии можно будет проследить изменения в произношении.
Меры профилактики
Все профилактические меры картавости сводятся к своевременной диагностики и началу логопедических занятий.
Заключение
Исправление ротацизма зависит от регулярности занятий. Первые упражнений рекомендуется проводить под контролем логопеда. Затем их можно совершать в домашних условиях. В некоторых случаях потребуется помощь других специалистов, например если картавость вызвана неправильным прикусом или нехваткой зубов.
Источник