- Картавость у взрослых: мне уже 20, 30, 40 лет – не поздно ли исправить картавость?
- Картавость — причины, виды и методы избавления
- Нормальное произношение звука [Р]
- Основные виды ротацизма
- Причины картавости
- Какие методы диагностики существуют
- Можно ли и как избавиться от картавости
- Постановка звука
- Автоматизация
Картавость у взрослых: мне уже 20, 30, 40 лет – не поздно ли исправить картавость?
Одной из наиболее частых причин обращения к логопеду является просьба исправить «картавость». В этой статье мы поговорим о том, что же такое «картавость» и можно ли ее исправить во взрослом возрасте.
Под «картавостью» понимаются любые нарушения произношения звуков Р и Рь. Исходя из названия «картавость» — звук при этом напоминает голос вороны, т.е. он не звонкий, неприятный на слух.
В логопедии это нарушение звукопроизношения называется «ротацизм» и может проявляться в самых разных вариантах.
Обычно звук «Р» появляется к 5-6 годам, т.к. он довольно сложный для произнесения и речевые мышцы ребенка должны быть крепкими и хорошо координированными. Для правильного произнесения этого звука необходимо поднять широкий язык к верхним зубам и сильно подуть на кончик языка, тогда получится то самое желаемое дрожание (вибрация)кончика языка и человек «зарычит».
Однако в силу разных причин (слабые мышцы языка, короткая подъязычная связка, пример неправильного произношения звука в окружении и др.) самостоятельно овладеть этим сложным умением ребенок оказывается не в состоянии. Тогда в качестве замены человек ищет звук, похожий на рычание, горловой, который образуется довольно просто и даже трехлетний ребенок может его воспроизвести.
В том случае, если родители заметили эту проблему и отвели ребенка на занятия к логопеду, «картавость» уберут, т.е. научат произносить звук правильно и закрепят в речи нормативное звучание.
Однако не всегда все складывается так удачно. Очень часто в детском возрасте (до школы) картавость не удалось исправить (не было времени, возможности, желания и т.д), и взрослым людям кажется, что время уже упущено, поздно что-то менять.
Однако опыт показывает, что это совсем не так, и в 15, 20 ,30, 40 лет — все поправимо, если у человека есть сильное желание изменить свою речь и избавиться от «картавости».
Конкретные жизненные истории показывают, что картавость устранима, однако в силу индивидуальных особенностей, время и усилия по преодолению этой проблемы будут отличаться. Каждый человек уникален, неповторима и его «картавость».
Ниже мы приведем несколько реальных истории из логопедической практики по исправлению картавости во взрослом возрасте.
16 лет: на прием пришла девушка Юлия, она в детстве ходила к логопеду, но ленилась заниматься и исправить звук «р» не удалось. В старших классах школы она начала вести свой блог в интернете и поняла, что картавость ей мешает. После обследования стало понятно, что никаких физиологических препятствий для того, чтобы поставить звук, нет, но мышцы языка очень слабые. В течении 3-х недель шел этап постановки звука (артикуляторная гимнастика, дыхательная гимнастика), занятия проходили 2 раза в неделю с логопедом + дома Юля делала упражнения сама. После того, как звук «Р» был сформирован, началась его автоматизация. Было непросто, в основном из-за того, что девушка часто пропускала домашние речевые тренировки. Но через 5 месяцев после первого занятия проблема была решена. Юля научилась правильно и бегло использовать новый звук. Важно отметить, что в непростой работе над закреплением нового звука ей помогали мама и подруга. Помощь близких людей в работе над звуками, как и вообще в любых начинаниях, очень важна.
19 лет: студентка второго курса Евгения обратилась с просьбой помочь ей избавиться от картавости. Она активно участвовала в студенческих конференциях и очень стеснялась своей речи. В ходе осмотра оказалось, что Евгения может правильно произнести звук «Р», т.к. в детстве немного занималась с логопедом, но потом семья переехала в другой город и там не получилось продолжить занятия. За 6 занятий, которые растянулись на 2 месяца, т.к. у девушки была сессия, а потом каникулы, звук «Р» был полностью автоматизирован и введен в речь. Такие быстрые результаты объясняются тем, что звук Р уже был сформирован, поэтому не пришлось его ставить, и огромной работоспособностью Евгении. Каждый день по 1.5 часа она занималась дома, «рычала» по дороге в институт, т.е. использовала все возможности, чтобы потренировать новое звучание. Через 1 месяц на контрольном занятии она рассказала, что теперь не стесняется выступать и знакомиться с новыми людьми.
20 лет: студентка второго курса Александра. Была направлена на консультацию после прохождения мед. комиссии в Академии, где учится на диспетчера полетов. Девушке поставили условие – либо избавляется от картавости, либо отчисляется. Изначально была настроена очень негативно, т.к. картавость ей никогда не мешала в общении. После беседы с логопедом решила попробовать . и смогла «зарычать» на первом занятии, без спец. приспособлений, после речевой гимнастики и показа правильной артикуляции. Такой быстрый результат воодушевил девушку, она пришла на повторное занятие, а потом пропала на 1.5 месяца. После этого в течении месяца занималась очень нерегулярно, то отменяла занятия, то переносила их. После очередной беседы с логопедом выяснилось, что девушка уже психологически готова к занятиям, но при этом параллельно принимает участие в конкурсе игровых костюмов (она талантливо шьет) и сейчас у нее мало свободного времени. После завершения конкурса Александра стала регулярно заниматься и через 3 месяца звук полностью автоматизировался в речи, вопрос об отчислении из института больше не вставал.
29 лет: Алексей, программист, был недоволен своей картавостью, т.к. она мешала работе. После осмотра выяснилось, что он неправильно произносит еще и свистящие звуки, из-за чего речь приобретает нечеткий характер. Алексей решил, что уж если исправлять речь, то всю сразу, но захотел начать именно с «картавости». Звук «Р» был сформирован быстро, за 2 занятия, а через 26 занятий полностью введен в речь. Через 1 месяц после завершения интенсивных занятий молодой человек пришел на контрольный осмотр, рассказал о своих ощущениях от нового звука. После этого мы приступили к исправлению свистящих звуков. Работа над ними прошла также легко, т.к. Алексей регулярно занимался 2 раза в неделю в центре и ежедневно тренировался дома самостоятельно.
29 лет: Артем, химик. Был недоволен своей дикцией и картавостью. Несколько уроков по дикции получил у педагога по технике речи, а за исправлением картавости обратился к логопеду. Смог зарычать на первом же занятии, после гимнастики и по подражанию правильной артикуляции. Через 2 занятий, когда звук Р был легким, началась его автоматизация, т.е. закрепление в слогах, словах, фразах. Регулярно занимался 2 раза в неделю и записывал своих тренировки на диктофон или компьютер (совет от логопеда, чтобы лучше контролировать процесс). Через 2 месяца новый звук был введен в речь и полностью автоматизирован.
35 лет: Виктор, специалист в области масс-медиа. Всю свою жизнь переживал из-за того, что не может правильно произносить звуки Р, Рь. Наконец решился и пришел на занятие. Первые 2 занятия был очень напряжен, стеснялся, что надо сидеть перед зеркалом и «кривляться» (гимнастика для мышц языка является необходимым этапом постановки правильного произношения). После того, как звук был поставлен и началась его автоматизация, расслабился и стал получать удовольствие от процесса. Занимался в течении 5 месяцев, 2 раза в неделю с логопедом и каждый день дома.
Эти истории показывают, что если у человека есть желание преодолеть свои речевые трудности и избавиться от картавости, то взрослый возраст не помеха, а плюс.
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 , написав в Whatsapp или
, или заполнив форму ниже.
Консультация психолога онлайн | |
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта | |
Семейный психолог: консультации | |
Консультация сексолога / сексопатолога | |
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации | |
Коучинг (лайф коучинг) | |
Логопед для взрослых | |
Логопед для ребенка | |
Психологическая диагностика | |
Профориентация для подростков и взрослых |
Работа в Fidem |
Наша группа ВКонтакте
Наша группа в Facebook
Fidem в Instagram
Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда
Источник
Картавость — причины, виды и методы избавления
Звук [Р] считается одним из самых сложных и появляется в речи ребенка к 4-5 годам. К сожалению, часто встречаются проблемы с его произношением, причем они сохраняются вплоть до взрослой жизни, если не была оказана соответствующая помощь логопеда.
Картавость – это неправильное произношение твердого и мягкого звука [Р], которое не соответствует фонетическим нормам русского языка. Этот термин можно назвать повсеместно использующимся, но у этого дефекта есть и научное название – ротацизм.
Нормальное произношение звука [Р]
При произношении звука [Р], рот раскрыт, зубы сомкнуты. Язык широкий в форме «ложечки». При произношении он поднимается к бугоркам за верхними зубами, при этом боковые края прижаты к верхним коренным зубам.
Под напором выдыхаемой струи воздуха кончик языка дрожит. Если мышцы артикуляционного аппарата плохо развиты, либо ребенок не может с достаточно силой выдыхать струю воздуха (либо есть совокупность этих проблем), то у ребенка развивается картавость.
Основные виды ротацизма
Картавость может по-разному проявляться, в связи, с чем можно выделить несколько основных групп этого дефекта:
- Звуки [Р] и [Рь] отсутствуют в речи. Ребенок произносит «учка» вместо «ручка», «коова» вместо «корова» и т.д.
- Происходит замена звуков [Р] и [Рь] на другие (чаще всего это Л и Ль, В, Г, Д). Примеры: дорога – довога, рак – лак и т.д.
- Звуки произносятся с искажением.м
При этом возможны различные варианты искажения данных звуков. Чаще всего выделяют следующие виды ротацизма:
- Увулярный. При звукопроизношении дрожит увулярный отросток. Такой дефект принято называть «французским Р», потому что появляется иностранный акцент и небольшой рокот.
- Велярный. В этом случае вибрирует мягкое нёбо, вследствие чего возникает грубый рокот. Этот вид называется обычной жесткой картавостью.
- Боковой. Характеризуется вибрацией боковых краев языка. В итоге слышится нечто похожее на «РЛЬ».
- Одноударный. Язык находится в правильном положении, но вибрация отсутствует. Издается звук, который по звучанию близок к английскому D
- Щечный. Воздушная струя проходит между щеками и краями языка, в результате чего возникают колебания одной или двух щек.
- Двугубный (кучерский). Язык находится в неподвижном состоянии, губы вибрируют. Слышится как «тпру».
- Носовой. Воздушная струя выходит через нос, при этом кончик языка не задействован в артикуляции. Звук произносится с носовым оттенком.
Причины картавости
Картавость может возникать из-за различных причин:
- Аномальное развитие языка. Если у ребенка короткая подъязычная связка, то она будет мешать полноценному подъему кончика языка, не позволяя ему занять правильное положение за верхними резцами.
- Плохо развитые артикуляционные мышцы. Слабые движения мышц языка приводит к приблизительной артикуляции звуков, при этом происходит неправильное их звучание.
- Аномалии зубочелюстной системы. У детей с открытым боковым прикусом происходит утечка воздуха через щель между коренными зубами, что способствует боковому произношению. Носовой оттенок при произношении Р часто обусловлен нёбными расщелинами.
- Нарушение фонематического слуха. Ребенок просто не в состоянии отличать правильное звукопроизношение от неправильного. В большинстве случаев приводит не к искаженному произношению, а к замене звука на другие.
- Подражание. Если кто-то из членов семьи картавит, то ребенок может воспринимать данное дефектное произношение как норму. Определенные проблемы с произношением Р могут возникнуть, если ребенок владеет другим иностранным языком, в котором есть свои фонетические особенности произношения.
- Наследственный фактор (выдвинутая вперед нижняя челюсть, редкие зубы и т.д.).
Ротацизм возникает при простой дислалии, когда наблюдается неверное произношение одного звука. Часто ротацизм входит в состав сложной дислалии, т.е. при полиморфном нарушении звукопроизношения. Ротацизм также может быть одновременно с тяжелыми дефектами речи: дизартрией, алалией, ринолалией.
Какие методы диагностики существуют
Картавость диагностируется в ходе оценки речевого статуса ребенка. Специалист собирает анамнез, после чего проводятся следующие исследования:
- Обследование артикуляционных органов. Специалист оценивает состояние зубов, губ, языка, мягкого и твердого нёба. Наличие серьезных отклонений, вроде нёбных расщелин и короткой уздечки, прямо указывает на причину картавости у ребенка.
- Оценка подвижности органов артикуляционного аппарата. С помощью упражнений определяется темп, объем, точность движений, а также способность выдерживать определенную артикуляционную позу.
- Исследование фонематического слуха. Исследуется дифференциация звуков (изолированно, в слогах, словах).
В некоторых случаях также может понадобиться дополнительное обследование у ортодонта, либо неврологическая диагностика.
Можно ли и как избавиться от картавости
Родителям важно следить за тем, как именно разговаривает их ребенок. Звук Р считается одним из самых сложных при постановке, поэтому если он не выговаривается до 4,5 лет, то это можно считать физиологической нормой.
Но здесь есть одно очень важное уточнение: если у ребенка есть и другие проблемы со звукопроизношением, либо [Р] он произносит картаво, то велика вероятность того, что у него останется дефектное произношение, если не обратиться за логопедической помощью. Если ребенок уже картавит, то начинать занятия надо в возрасте 4,5-5 лет – это наиболее благоприятный период, потому что психика детей пластична, и они могут избавиться от своих проблем к началу учебного периода.
Чтобы избавиться от картавости, необходима комплексная работа логопеда. Проводится артикуляционная гимнастика, основной задачей которой является выработка верхнего подъема языка, активизация кончика языка, вызов вибрации языка, а также растяжение подъязычной связки.
Для этого проводятся следующие упражнения:
- «Маляр». Улыбаемся, открываем рот и поглаживаем кончиком широкого языка твердое нёбо (делая движения языком от горла к зубам). Нижняя челюсть и губы должны быть неподвижны. Количество повторений – 10-15 раз.
- «Вкусное варенье». Рот слегка приоткрыт. Широким передним краем языка облизываем верхнюю губу, делая движение языком сверху-вниз, но не из стороны в сторону. Нижняя челюсть должна быть неподвижной. Язык широкий, боковые края касаются уголков рта.
- «Качели». Улыбаемся, показываем зубы, рот приоткрыт. Широкий язык нужно положить на нижние зубы (с внутренней стороны). В таком положении нужно удерживать его от 1 до 5 (под счет). Далее широкий язык поднимается за верхние зубы и удерживается в таком положении так же под счет (до 5). Положения меняются до 6 раз. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
- «Индюк». Рот приоткрыт, язык нужно положить на верхнюю губу и делать движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад (язык не нужно отрывать от губы). Постепенно ускоряем темп, добавляя голос, пока не получится что-то похожее на «бл-бл-бл».
- «Чистим зубы». Рот приоткрыт, улыбаемся, показываем зубы. Кончиком языка чистим нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Далее движения делаем снизу-вверх. Аналогичные действия делаем с верхними зубами с внутренней и внешней стороны.
- «Утюжок». Рот приоткрыт. Широким кончиком языка поглаживаем альвеолы, которые находятся за верхними зубами (назад – вперед). Количество повторений – 15-20 раз.
- «Комарик». Рот широко открыт, улыбаемся. Поднимаем язык вверх и упираемся им в альвеолы за верхними зубами. Нужно протяжно произносить «дззз» в течение 15 секунд.
- «Грибок». Рот приоткрыт, улыбаемся, показываем зубы. Широкий язык нужно прижать всей плоскостью к твердому нёбу, широко открыть рот.
- «Лошадка». Улыбаемся, показываем зубы, рот приоткрыт. Щелкаем языком так, как цокает лошадь. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Постановка звука
После артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений, можно переходить к постановке звука. Это один из методов комплексной работы, который позволяет убрать картавость у ребенка.
Постановка возможна следующими способами:
- Механическим способом. Вибрация кончика языка вызывается при помощи логопедического зонда (либо зондозаменителя).
- По подражанию. Логопед изображает рев мотора, рычание тигра и т.д.
- От верхнеязычного [З], опорных звуков [Д] и [Ж].
Автоматизация
Автоматизация звука проводится постепенно, начиная от простого к сложному. Сначала проводится закрепление в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных). Затем происходит отработка в словосочетаниях, предложениях и в чистоговорках.
Обязательно используются скороговорки со звуком Р:
«Рос в реке ершонок,
Рос, рос, стал ершом,
«Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»
«Жили-были раки, раки-забияки.
Жили раки шумно, затевали драки»
Заключение
Исправление картавости может занимать разный промежуток времени, в зависимости от причины нарушения, функциональных возможностей самого ребенка, а также других причин. Если нет нарушения тонуса мышц, то исправить дефект можно за 10-30 занятий.
Все зависит от регулярности проведения занятий, а также заинтересованности родителей в исправлении ротацизма у своего ребенка. От того, насколько вовремя они обратятся за помощью логопеда, зависит эффективность проводимой коррекции.
Источник