- Можно ли по Исламу убивать комаров, муравьев, змей, крыс?
- Пять видов живых существ, которых запрещено убивать в исламе
- Можно ли убивать насекомых, если они причиняют неудобства или таят угрозу для жизни человека?
- Можно ли мусульманам убивать насекомых?
- Грех ли убивать насекомых, если они причиняют неудобства?
Можно ли по Исламу убивать комаров, муравьев, змей, крыс?
Всевышний Аллах создал человека и вселенную, чтобы они служили Ему. А все животные, которых Аллах сотворил на благо человека, являются частью этой Вселенной.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
هُوَ الَّذِى خَلَقَ لَكُم مَّا فِى الارْضِ جَمِيعاً
«Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле». (сура Аль-Бакара, 29)
Всевышний Аллах создал все, что на земле, на благо человека, чтобы он пользовался этим благом в рамках установленных шариатом правил.
Что касается убийства животных и насекомых, которые являются творениями Всевышнего Аллаха, то разрешается убивать тех животных и насекомых, которые в основе являются вредными, даже если на данный момент они не причиняют человеку никакого вреда. К такой категории, как мы все знаем, однозначно относятся змеи, крысы и комары.
От Айши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
خمس من الدواب كلهن فاسق يقتلهن في الحرم: الغراب والحدأة والعقرب والفأرة والكلب العقور
«Пять видов живых существ наносят вред, и их можно убивать даже на (территории) харама: ворону, коршуна, скорпиона, мышь и бешеную собаку». (Бухари, Муслим)
В риваяте же, который приводит Имам Муслим, говорится:
خمس فواسق يقتلن في الحل والحرم: الحية، والغراب الأبقع، والفارة، والكلب العقور، والحديا
«Пять вредных созданий следует убивать на территории харама и в других местах (в хилле и в хараме): змею, пятнистого ворона, мышь, бешеную собаку и коршуна».
Исходя из обеих версий хадиса, получается, что шесть категорий живых существ однозначно разрешается убивать. Также разрешается убивать тех животных, которые отвечают тем же самые критериям. Например, подобно бешенной собаке разрешается убивать таких зверей, как волк, тигр, леопард и других.
А что касается животных и насекомых, которые в основном безвредны для человека, то их нельзя убивать, кроме случаев, когда они вредят или реально угрожают человеку. например – муравей, его нельзя убивать, если он не причиняет нам на данный момент вреда.
От ибн Аббаса (да будет доволен ею Аллах) передаётся:
نهى رسول الله صلى الله عليه سلم عن قتل أربع من الدواب النملة، والنحلة، والهدهد، والصرد
«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил убивать четыре создания (вида живых существ): муравья, пчёл, сорокопута (птица, у которой большая голова, белый живот и зеленая спина) и удода (небольшая яркоокрашенная птица с длинным узким клювом и хохолком)». (Имам Ахмад, Абу Давуд)
В другой версии этого хадиса, которую приводит Аль-Байхаки от Сахля ибн Саада Ас-Саиди (да будет доволен им Аллах), сообщается:
أن النبي صلى الله عليه وسلم نهى عن قتل خمسة النملة والنحلة والضفدع والصرد والهدهد
«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил убивать пятерых: муравья, пчелу, лягушку, сарду и удода». (Байхаки)
Поэтому, в целом, беспричинное убийство данных животных запрещено. Об этом говорит нам данный хадис.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Однажды муравей укусил одного из пророков, и по его приказу поселение муравьев (муравейник) было сожжёно, и Аллах ниспослал ему: «Неужто из-за того, что тебя укусил один муравей, ты погубил одну из прославляющих (Аллаха) общин?!»». (Муслим)
Если же эти животные вредят или наносят ущерб человеку или его имуществу, он может убить их в случае отсутствия иных вариантов избавления от них.
То есть разрешается убивать муравья и других вышеперечисленных животных, если от них исходит вред человеку, но сначала нужно попытаться отогнать их какими-нибудь средствами, предотвращающими их приход. Если эта попытка окончится неудачей, разрешается убивать их из-за того, что они доставляют неудобства.
Следовательно, убивать и уничтожать насекомых и животных разрешается, если они причиняют реальный вред человеку, соблюдая все вышеприведенные условия и правила. Однако категорически запрещается убивать их с применением огня.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لا يعذب بالنار إلا رب النار. رواه أبو داود وغيره
«Никто, кроме самого Господа, не имеет права подвергать других мукам огня!» (Абу Дауд)
Поэтому следует выбрать такой метод, который быстро, без причинения мук и страданий умертвит этих насекомых и животных.
Источник
Пять видов живых существ, которых запрещено убивать в исламе
Посланник Аллаха (с.а.в.) в своих хадисах запретил убивать пять видов живых существ.
От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передаётся:
نهى رسول الله صلى الله عليه سلم عن قتل أربع من الدواب النملة، والنحلة، والهدهد، والصرد
«Пророк (с.а.в.) запретил убивать четыре создания (вида живых существ): муравья, пчёл, сорокопута и удода» (Имам Ахмад, Абу Дауд).
В другой версии этого хадиса, которую приводит Аль-Байхаки от Сахля ибн Саада ас-Саиди (да будет доволен им Аллах), сообщается:
أن النبي صلى الله عليه وسلم نهى عن قتل خمسة النملة والنحلة والضفدع والصرد والهدهد
«Пророк (с.а.в.) запретил убивать пятерых: муравья, пчелу, лягушку, сорокопута и удода» (Байхаки).
В религиозных книгах приводятся такие обоснования запрета убивать перечисленных живых существ.
1. Пчелу нельзя убивать, потому что она находит пропитание в ароматных цветах и делает мед. В пчелах говорится в Коране: «Твой Господь (о пророк!) внушил пчеле, как устроить себе образ жизни, где и как строить себе жилища: в горных пещерах, в дуплах деревьев, в людских постройках, в виноградных трельяжах» (смысл 68 аята суры «ан-Нахль», тафсир «аль-Мунтахаб»).
2. Убийство муравьев запрещено по той причине, что они по времена пророка Сулеймана (а.с.) во время засухи попросили у Всевышнего о дожде. Муравьи упоминаются в Коране: «Когда они прибыли в долину муравьёв, одна муравьиха сказала: “О муравьи, войдите в свои убежища, чтобы войска Сулеймана не растоптали вас, не замечая этого”» (смысл 18 аята суры «ан-Намль», тафсир «аль-Мунтахаб»).
3. Лягушек нельзя убивать, так как когда пророк Ибрахим (а.с.) был брошен в огонь, лягушка по мере своих сил пыталась помочь ему, а также молилась Аллаху о спасении пророка.
4. В хадисе название птицы приводится как сурид (صُّردِ) . В «ан-Нихайе» сообщается: «Это птица с крупной головой и клювом, перья у нее также крупные. Она наполовину белая, наполовину черная». В «Ахтари» же говорится, что это желто-зеленая птица. По общепринятому мнению, это сорокопут, хотя в некоторых словарях говорится о дятле. Сорокопут помогал пророку Адаму (а.с.), когда тот был изгнан из Рая и отправлен на землю. В течение месяца он указывал ему дорогу. Также сорокопут является первой птицей, совершившей поклонение Аллаху.
5. Как сообщается в легендах, удод служил при войске пророка Сулеймана (а.с.), помогая найти воду. Ему посвящен и один из рассказов Корана. «Сулейман, производя смотр своего птичьего воинства, не увидел удода. Он удивился этому и сказал: “Почему же я не вижу удода? Может быть, он среди вас, а я не вижу его? Или он отсутствует?”» (смысл 20 аята суры «ан-Намль», тафсир «аль-Мунтахаб»). Позже удод заявился с известием о живущем в далеких землях народе, поклоняющемся солнцу, также сообщил он и о том, что правит ими могущественная царица. Сулейман послал к этому народу весть с призывом поклоняться Аллаху и признать его пророком. Царица Балкис решила внять его призыву. Так небольшая птица стала причиной прихода целого народа в истинную веру.
В целом ислам призывает гуманно относиться ко всем живым существам, не убивать их без причины и не мучить. Широко известны хадисы о том, что одна женщина была обречена на ад только потому, что закрыла кошку в клетке, не давая ей есть и пить, а один мужчина попал в рай из-за того, что напоил страдающую от жажды собаку.
Источник
Можно ли убивать насекомых, если они причиняют неудобства или таят угрозу для жизни человека?
Во-первых, укажем, что убийство вредных насекомых не только допустимо согласно нормам ислама, но даже желательно во избежание вреда, который они приносят. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что убивать таких насекомых допустимо даже в Аль-Харам (Священной Мечети) в Мекке, где охота запрещена. Здесь мы процитируем для Вас фатву, изданную Шейхом Мухаммадом Салихом Аль-Мунаджидом, известным саудовским ученым и преподавателем: «Вредных насекомых можно убивать инсектицидами [или другими средствами, но не огнем]. Посланник (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Есть пять вредителей, которых можно убивать, пребывая и в ихраме, и вне его: крысы, скорпионы, вороны, коршуны [птица, подобная ястребу ], и бешеные собаки» (Муслим). В другом сообщении добавлен и шестой (вредитель) — змея. Таким образом, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал нам, что они являются вредителями и отличаются от других животных, которые не причиняют вред, и велел убивать их независимо от того, находимся мы в ихраме или нет. Если вред причиняют другие существа, типа муравьев, тараканов или навозных жуков, их также можно убивать инсектицидами [или другими средствами, но не огнем].»
Далее, в кувейтской Энциклопедии исламской юриспруденции сказано следующее:
«В целом желательно убивать любых вредных насекомых и пресмыкающихся [арабское слово хашарат подразумевает и насекомых, и паукообразных насекомых], таких как скорпионы, вши, москиты или блохи. Маликиты считают, что убивать таких насекомых разрешено, поскольку есть хадис, в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) на вопрос о насекомых ответил: «Вы можете причинить вред всему, что причиняет вам вред, до того, как оно это сделает».
Ханбалиты утверждают, что желательно убивать любых насекомых и пресмыкающихся, которые могут принести вред. Согласно их мнению, рекомендуется убивать вшей, москитов, блох, мух и т.п. Что касается невредных насекомых, то одни говорят, что их убивать нежелательно, а другие говорят, что это запрещено.
Что касается муравьев, то если они не приносят вред, убивать их нежелательно. В последнем случае их убивать разрешено».
На основании всего вышесказанного можно заключить, что если насекомые действительно вредны, то их можно убивать.
Источник
Можно ли мусульманам убивать насекомых?
Недавно моя дочка задала мне вопрос. Она сказала: «Мама, если Ислам запрещает лишать жизни других, то если я убью муху или комара, то совершу грех и попаду в ад?» И я задумалась, а правда ли, можно ли мусульманам убивать насекомых. Буду благодарна за разъяснения. Альфия.
Каждый мусульманин знает, что все в этом мире — прекрасные творения Всевышнего. Это и люди, и растения, и животные, и камни, и небесные тела, и природные явления. Нашу безграничную Вселенную создал Аллах Тааля, и всё в ней подчиняется Его законам.
Однако порой мусульмане задаются вопросом, дозволено ли убивать насекомых. Часто это относится к надоедливым мухам и кусающим людей комарам. Сюда же попадают тараканы, термиты, клопы, блохи, гусеницы и черви, чей вид нередко у нас вызывает отвращение. Многие сомневаются, позволяет ли шариат ставить ловушки или травить мелких грызунов, которые уничтожают запасы продуктов питания.
Порой человек истребляет насекомых, которые вредят урожаю или наносят ущерб жилищу. Это делается не ради забавы, а ради сохранения продуктов невредимыми. Понятно, что убийство даже крошечной личинки без повода считается грехом. К тому же, показывая пример высокой нравственности, праведник Баязид Бистами однажды обнаружил в складках одежды муравья и отнес его под то дерево, где находился муравейник.
Многие исламские алимы считают, что допускается убивать животных или насекомых, которые представляют явную опасность для жизни, здоровья или быта человека, или приносят вред. Известен хадис: «Убивайте змею, пусть она будет маленькой или большой, белой или черной» (Румуз аль-Ахадис).
Согласно этому высказыванию Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), подобное разрешение убить змею кроется в потенциальной опасности этих пресмыкающихся для жизни человека. Из этого следует, что допускается убивать вредных насекомых, а тех, которые ничем не мешают – нельзя лишать жизни.
Источник
Грех ли убивать насекомых, если они причиняют неудобства?
Ас-саляму алейкум уа рахматуллах уа баракатух.
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Дорогой брат, благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.
Во-первых, укажем, что убийство вредных насекомых не только допустимо согласно нормам ислама, но даже желательно во избежание вреда, который они приносят. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что убивать таких насекомых допустимо даже в Аль-Харам (Священной Мечети) в Мекке, где охота запрещена.
Вредных насекомых можно убивать инсектицидами [или другими средствами, но не огнем]. Посланник (да благословит его Аллах и приветствует), сказал:
«Есть пять вредителей, которых можно убивать, пребывая и в ихраме, и вне его: крысы, скорпионы, вороны, коршуны [птица, подобная ястребу ], и бешеные собаки» (Муслим).
В другом сообщении добавлен и шестой (вредитель) — змея. Таким образом, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал нам, что они являются вредителями и отличаются от других животных, которые не причиняют вред, и велел убивать их независимо от того, находимся мы в ихраме или нет. Если вред причиняют другие существа, типа муравьев, тараканов или навозных жуков, их также можно убивать инсектицидами [или другими средствами, но не огнем].» Далее, в кувейтской Энциклопедии исламской юриспруденции сказано следующее: «В целом желательно убивать любых вредных насекомых и пресмыкающихся [арабское слово хашарат подразумевает и насекомых, и паукообразных насекомых], таких как скорпионы, вши, москиты или блохи. Маликиты считают, что убивать таких насекомых разрешено, поскольку есть хадис, в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) на вопрос о насекомых ответил:
«Вы можете причинить вред всему, что причиняет вам вред, до того, как оно это сделает».
Ханбалиты утверждают, что желательно убивать любых насекомых и пресмыкающихся, которые могут принести вред. Согласно их мнению, рекомендуется убивать вшей, москитов, блох, мух и т.п. Что касается невредных насекомых, то одни говорят, что их убивать нежелательно, а другие говорят, что это запрещено. Что касается муравьев, то если они не приносят вред, убивать их нежелательно. В последнем случае их убивать разрешено». На основании всего вышесказанного можно заключить, что если насекомые действительно вредны, то их можно убивать.
Источник