Занятие по лексической теме «Насекомые»
Алёна Сирина
Занятие по лексической теме «Насекомые»
Задания на неделю
1. Артикуляционная гимнастика
2.Дети усваивают: образ жизни насекомых; чем они питаются; маскировка насекомых; их строение (голова, усы, крылья, шесть лапок или восемь у паука); где живут (норка, улей, дупло, муравейник); их вред и польза.
Словарь включает слова: названия насекомых; крылья, туловище, лапки, усики, глаза, хоботок, жало; стрекочет, жужжит; летает, порхает, ползает, прыгает, сосет; больно, вредно, ярко.
3. Рассказать о том, какую пользу приносят насекомые:
·людям: пчелы дают мед, воск;
·лесу: муравьи, божьи коровки уничтожают вредных насекомых; пчелы, бабочки опыляют растения;
·животным и птицам: муравьи, комары, мухи, бабочки служат для них кормом.
4. Рассказать о том, какой вред наносят насекомые:
·людям: мухи, тараканы, комары больно кусают, разносят опасные болезни;
·лесу: жуки-короеды повреждают кору деревьев, гусеницы объедают листья растений;
·животным и птицам: комары, слепни, блохи больно кусают.
5. «Четвертый лишний» (назови лишний предмет, объясни свой выбор, используя слова «потому что»)
Муха, муравей, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Паук, голубь, синица, сорока.
Бабочка, таракан, муха, комар.
Тля, моль, пчела, гусеница.
6. «Сосчитай» (согласование существительных с числительными в роде, числе)
Один комар, три комара, пять комаров.
(муравей, кузнечик, таракан, клоп, муха, стрекоза, червяк, оса, шмель, пчела, божья коровка, жук, улитка)
7. «Насекомые — великаны» (образование существительных с увеличительными оттенками)
Не паук, а. паучище (муравей, кузнечик, таракан, клоп, муха, стрекоза, червяк, оса, шмель, пчела, божья коровка, жук, улитка)
8. «Чей?» (образование притяжательных прилагательных)
У комара писк — комариный
У муравья лапка -.
У шмеля жужжание -.
У паука паутина -.
1. Артикуляционная гимнастика
2. Вспомни и назови насекомых, которых ты знаешь (не менее 4). Назови перечисленных насекомых ласково:
КОМАР,ЖУК,ПЧЕЛА,СТРЕКОЗА, ГУСЕНИЦА. Определи количество слогов в этих словах.
3.Сосчитай до 5 правильно согласовывая слова: МОХНАТЫЙ ЖУК, КРАСИВАЯ БАБОЧКА, ЗЕЛЕНАЯ ГУСЕНИЦА.
4. Назови вредных и полезных насекомых. Объясни, почему ты так думаешь.
5. Составить предложения с предлогами НА,ПОД,НАД,ОКОЛО,ЗА,ПЕРЕД по теме «Насекомые» (Например: Пчела летала НАД красивым цветком.)
— Червяк склевал скворца.
— Мохнатая гусеница съела кукушку.
— Муха поймала в сети большого паука.
7. Прослушай внимательно,повтори по памяти: ЖУК, БАБОЧКАЮ ОСА, ПЧЕЛА.
• Назови одним словом, кто это. (Это насекомые)
• Каких насекомых ты еще знаешь? (3 – 4 названия)
• Какие насекомые полезные, какие вредные?
•Определи количество слогов в словах: ЖУК, ОСА, БАБОЧКА, СТРЕКОЗА, ШМЕЛЬ, МУРАВЕЙ.
8. Расскажи, какие части тела есть у насекомых. (ГОЛОВА, ТУЛОВИЩЕ, ЛАПКИ, УСИКИ, БРЮШКО, СПИНКА, КРЫЛЬЯ)
9. «Один – много — нет».Скажи по образцу:
• Жук – жуки нет жуков
10. Подобрать слова – действия (глаголы): (к пяти разным насекомым)
(летает, кружится, жужжит)
(порхает, сидит, перелетает)
1. Артикуляционная гимнастика
2.Скажи по образцу:
• 1 лапка – 2 лапки – 5 лапок
3.Выучите загадку: На ромашку у ворот,
Кто же это? …. (стрекоза)
4. Д/и «Летом много насекомых»
Летом много мух. Летом много комаров и т. д. (сказать про всех насекомых)
*(Одна трудолюбивая пчела, две трудолюбивые пчелы, три трудолюбивые пчелы, четыре трудолюбивые пчелы, пять трудолюбивых пчёл).
6. Игра «Четвертый лишний»
Муха, муравей, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Паук, голубь, синица, сорока.
Бабочка, паук, муха, комар.
Муха, моль, пчела, гусеница.
7. «Сосчитай» — Один – три – пять.
Один комар, три комара, пять комаров.
Один муравей, три муравей, пять муравьев.
8. Дидактическая игра «Бывает — не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций).
Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой.
Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку.
1. Артикуляционная гимнастика
2. Игра «Насекомые — великаны»
Не паук, а паучище.
Не муравей, а муравьище.
3. Игра «Скажи одним словом».
У бабочки пёстрые крылья, поэтому её называют пестрокрылой.
У стрекозы большие глаза – её называют?
У таракана длинные усы – его называют?
У паука мохнатые лапы – его называют?
У комара писк — комариный
У муравья лапка -.
У шмеля жужжание -.
У паука паутина -.
5. Отгадай загадки.
Летит – кричит; сядет – молчит;
Кто его убьёт – свою кровь прольёт. (Комар)
Чёрен – да не ворон, рогат – да не бык,
Шесть ног без копыт. (Жук)
Мы – лесные жители, мудрые строители.
Из иголок всей артелью строим дом себе под елью. (Муравьи)
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)
6. Дидактическая игра «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе).
Муравей сидел около. .
Божья коровка ползла по. .
Жук спрятался под. .
Гусеница сидела на. .
7. «Измени словечко»: бабочка желтая – желтенькая, бабочка белая – беленькая.
черный муравей, серый комар, красная божья коровка, синий жук, зеленый кузнечик, полосатая оса.
Закрепление материала по теме «насекомые«
1. Артикуляционная гимнастика
2.Составь предложение из слов:
Цветок, села, на, бабочка.
По, ветка, ползает, гусеница.
Листок, под, жук, спрятался.
Червяк, из, выползает, земля.
Через, перепрыгнул, кузнечик, кочка.
Паутина, муха, в, попалась.
3. Отгадать загадку и выучить по выбору.
Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар)
Много мастеров срубили избу без углов. (Муравей)
Спал цветок и вдруг проснулся: больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел. (Бабочка)
Одежды не шью, а ткань тку. (Паук)
Осенью в щель забьется, а весной проснется. (Муха)
4. «Кто как передвигается?» Составление сложных предложений со значением противопоставления. Ребенок не только подбирает нужное слово, но и повторяет предложение целиком.
Муравей ползает, а бабочка …
Гусеница ползает, а кузнечик …
Бабочка летает, а улитка …
Жук ползает, а стрекоза …
Оса летает, а червяк …
Улитка ползает, а стрекоза …
Паук ползает, а пчела…
Оса летает, а червяк…
Кузнечик прыгает, а комар …
Таракан ползает, а стрекоза …
Бабочка порхает, а муха …
5. Упражнение на координацию речи с движением.
Вот какая стрекоза — очень круглые глаза.
Вертится как вертолет:
вправо, влево, взад, вперед.
Выше, выше, высоко,
прыгай на носках легко!
Составь предложение из слов :
Цветок, села, на, бабочка.
По, ветка, ползает, гусеница.
Листок, под, жук, спрятался.
Червяк, из, выползает, земля.
Через, перепрыгнул, кузнечик, кочка.
Паутина, муха, в, попалась.
7. Пересказать рассказ «Сороконожка»по опорным картинкам:
Жила-была сороконожка. Собралась она в гости. Выглянула в окошко. А на улице дождь идет. Стала сороконожка надевать резиновые сапоги. Пока сорок ножек обула, засветило солнышко. Стала сороконожка сапоги снимать. Пока все сняла, пошел снег. Решила сороконожка валенки надеть. Пока сорок ножек обула, зима кончилась. С тех пор сороконожка босиком ходит.
Фотоотчет о творческих работах детей 5–7 лет по лексической теме «Насекомые» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчет о творческих работах детей 5-7 лет по лексической теме:«Насекомые» В нашей группе.
Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком с ЗПР по теме «Насекомые». Закрепление лексической темы по плану дефектолога Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком с ЗПР Тема: «Насекомые» Закрепление лексической темы по плану дефектолога Задачи: 1).
Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в рамках лексической темы «Насекомые» Индивидуальное логопедическое занятие по лексической теме «Насекомые», автоматизация звука IРI. Задачи: Образовательные: — закреплять.
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Дом» Цели: Образовательные: Продолжать работу над развитием грамматического строя речи: учить согласовывать числительное один с существительными.
Методическая разработка по лексической теме «Грибы» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами разработкой по теме «Грибы», которая будет полезна для воспитателей.
План-конспект НОД по лексической теме «Инструменты» Конспект НОД для старшей группы «Инструменты» Занятие проводится в микрогруппах с использованием социо – игровой технологии. Цель: Активизация.
Подборка загадок по лексической теме «Весна» Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель — В гости к нам пришёл. (апрель) *** Тает снежок, ожил лужок.
Открытое занятие по подготовке детей к изучению грамоты по лексической теме «Огород. Овощи» в подготовительной группе Лексическая тема: «Огород. Овощи. «Цель: Расширение, уточнение и активизация словаря в рамках изучаемой темы, формирование лексико-грамматических.
Рекомендации родителям по проведению занятия по лексической теме «Насекомые» в старшей логопедической группе СИДИМ ДОМА С ПОЛЬЗОЙ. ТЕМА НЕДЕЛИ «НАСЕКОМЫЕ». Здравствуйте, уважаемые родители! Для общего развития наших детей мы предлагаем рекомендации.
Систематизация дидактического материала по лексической теме «Мебель» Тема: «Мебель. Части мебели». Сроки: 2-я неделя декабря. Итоговое событие: инсценировка р. н. сказки «Три медведя» Задачи: Формировать представления.
Источник
Божья коровка, ктырь и златоглазка: какие насекомые помогают избавиться от вредителей
Москва — один из самых зеленых мегаполисов мира. Парки, скверы и природные территории занимают почти половину площади столицы. Ежегодно количество деревьев и кустарников увеличивается. Ярких красок в неповторимый образ города добавляют цветы.
За состоянием зеленых насаждений следят специалисты комплекса городского хозяйства, среди которых есть даже энтомологи. Они выявляют очаги вредителей, нарушающих декоративность растений, и полезных насекомых, которые помогают сохранить многообразие городской флоры.
Какие из них приносят пользу зеленым насаждениям, и стоит ли их бояться людям, рассказала Елена Семенова, энтомолог ГБУ «Автомобильные дороги».
Божья коровка: истребитель тли
Божьи коровки — самые полезные насекомые. Их ценят не только в Москве, но и во всем мире. Эти безобидные на первый взгляд жучки считаются главными истребителями вредоносной тли.
«Божью коровку невозможно спутать ни с каким другим насекомым: черные точки на красной спинке сразу бросаются в глаза. При этом мало кто знает, что их разновидностей довольно много. Они бывают белыми, черными, желтыми, а также с разным количеством точек: от двух до 14. Всего существует около восьми тысяч видов божьих коровок. В Москве чаще всего встречаются жучки с семью точками на ярко-красном панцире», — рассказывает Елена Семенова.
Почти все представители этой группы насекомых — хищники. Они поедают не только тлю, но и щитовок, пилильщиков, листоблошек и клещей.
«Вредители бывают разные: листогрызущие, сосущие, стволовые. Они являются переносчиками болезней, вызывающих гибель деревьев. Главная задача энтомологов — предотвратить это. В этом нам помогают божьи коровки и другие хищники, которые естественным образом снижают численность вредоносных насекомых», — говорит Елена.
Особой прожорливостью отличаются личинки божьих коровок. За сутки одна особь съедает от 70 до 300 тлей, помогая избавить от них все типы городских насаждений: от кустарников во дворах до лесопарковых территорий.
У взрослых жучков довольно мощные челюсти. Они даже могут укусить человека, но это совершенно не опасно. На коже не останется никаких повреждений, только будет ощущаться легкое пощипывание.
Златоглазка: изящный хищник
Это очень изящные насекомые из семейства сетчатокрылых размером один-два сантиметра. Златоглазку легко узнать по прозрачным крыльям. Свое название она получила за блестящие глаза золотистого цвета. Чаще всего встречаются златоглазки нежно-зеленого цвета. Внешне они немного напоминают бабочек.
«Златоглазки приносят огромную пользу деревьям и кустарникам в скверах и парках, защищая их от тли, листоблошек и гусениц, которые скручивают и пожирают листья. Причем на вредителей охотятся только личинки, а взрослые насекомые питаются пыльцой и нектаром растений. Но даже за короткое время своего существования личинка успевает принести неоценимую пользу городу, истребляя до тысячи тлей в сутки», — говорит энтомолог.
В ночное время взрослые златоглазки ориентируются на свет, поэтому их часто можно заметить на окнах. Иногда они залетают в квартиры и замирают на стенах или светильниках.
Их не стоит бояться: златоглазки совершенно безвредны для человека. Они могут укусить, но не станут нападать без необходимости. Причем это доставит всего лишь легкое неприятное ощущение, несравнимое с укусом комара или осы.
Муха-журчалка: почти как оса
Муха-журчалка — одно из самых удивительных насекомых, встречающихся в Москве. Из-за черно-желтого окраса ее легко спутать с осой, но, если присмотреться, можно разглядеть массу различий.
По словам энтомолога, у журчалки всего два крыла в отличие от четырехкрылой осы и нет ядовитого жала. Но особенно сильно журчалки отличаются от ос поведением — эти насекомые часто зависают в воздухе, защищая свою территорию. При этом они издают характерный журчащий звук, благодаря которому и получили свое название.
Журчалку еще называют мухой-цветочницей или помощницей пчелы, потому что она помогает опылять растения, собирая нектар и пыльцу с помощью своего хоботка.
Пользу приносят не только взрослые мухи, но и их личинки. Они живут в кронах деревьев, питаясь вредными для растений насекомыми.
Ктырь: муха-разбойница
Еще одна муха, приносящая пользу городу, — ктырь. Этот хищник обладает жестким хоботком и ядовитыми железами, которые позволяют быстро обезвредить свою жертву.
«Это одно из самых агрессивных насекомых. Из-за молниеносной реакции и прожорливости его прозвали мухой-разбойницей. Ктырь охотится практически на всех вредителей и способен прокусить даже очень твердые панцири. Он ведет себя очень агрессивно даже по отношению к таким хорошо вооруженным насекомым, как осы, пчелы или шершни», — говорит Елена Семенова.
Личинки ктыря — не менее опасные охотники. Именно они приносят наибольшую пользу человеку. Личинки живут в почве, питаясь вредителями, которые повреждают корни растений. Среди них проволочник, жук-щелкун и гусеницы.
Для человека укус ктыря схож с укусом пчелы. Он может быть очень болезненным, вызывать зуд, жжение и отек. Поэтому этих насекомых желательно избегать, но ни в коем случае не нужно их убивать — они очень ценны и даже занесены в Красную книгу.
Обследование зеленых насаждений
Энтомологи ГБУ «Автомобильные дороги» проводят обследования зеленых территорий с апреля по сентябрь, в период вегетации растений. За прошедший летний сезон они обследовали около 200 объектов. Это территории вдоль трасс, магистралей, на развязках МКАД, а также скверы и некоторые крупные парки.
«Если в результате мониторинга обнаруживаются очаги вредителей, мы сообщаем специалистам, которые занимаются уходом за растениями, о необходимости провести обработку специальными препаратами. При этом используются безопасные биологические средства, которые воздействует на определенные виды насекомых, не подвергая опасности полезных хищников. Если количество вредителей незначительное, то применяется механический способ борьбы», — отмечает Елена Семенова.
По словам энтомолога, из-за благоприятной экологической обстановки в Москве достаточно много полезных насекомых. Кроме того, в городе проводятся специальные мероприятия для того, чтобы повысить их популяцию. Например, на зиму почву цветников укрывают щепой, что позволяет насекомым комфортнее пережить период холодов.
А в некоторых природных парках устанавливают специальные домики для зимовки насекомых. Внешне они напоминают скворечники, но без передней стенки. Внутреннее пространство домиков заполняют сухими полыми стеблями крапивы, конского щавеля, сахалинской гречихи, укладывают веточки деревьев и шишки. В таких «гостиницах» обычно селятся пчелы осмии, опыляющие растения энтомофильной группы, полезные жуки и божьи коровки.
Источник