- Валерий Дайнеко: Мулявин не знал, как избавиться от Борткевича
- Трагедия жены Мулявина
- Личное дело
- Валерий Дайнеко
- Песняры, Песняры сайт, Валерий Дайнеко, Валерий Дайнеко сайт, Валерий Дайнеко официальный сайт, Песняры
- Вековая печаль
- Подробнее об истории песни читайте в книге ‘ПЕСНЯРЫ. Взгляд из будущего‘.
- Истории, не вошедшие в книгу
- Когда впервые прозвучала Беловежская пуща в исполнении Валерия Дайнеко?
- Вековая печаль
Валерий Дайнеко: Мулявин не знал, как избавиться от Борткевича
15 лет назад 26 января страна проводила в последний путь основателя ансамбля «Песняры» Владимира Мулявина
15 лет назад 26 января страна проводила в последний путь основателя ансамбля «Песняры» Владимира Мулявина.
Еще при жизни произошел раскол коллектива, и сегодня два ансамбля поют знаменитые хиты. Мы побывали в Минске, в гостях у солиста «Белорусских песняров» Валерия Дайнеко, его коллектив в этом году отметит 20-летний юбилей. Мы поговорили с музыкантом о том, кто его не пускал к умирающему Мулявину, кто попросил спасти «Песняров» и почему эта операция привела к расколу группы, а также выяснили, на что сегодня делают ставку в коллективе Дайнеко.
В 1970 году на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады второе место с Львом Лещенко разделил малоизвестный ансамбль «Песняры», который основал Владимир Мулявин. А спустя год они блестяще выступили на Международном фестивале в Сопоте в Польше. Коллектив стремительно набирал популярность, и уже в 1976 году они стали первым ВИА, который провел гастроли в США. Всенародно любимые хиты «Вологда», «Беловежская пуща», «Косил Ясь конюшину», «Белоруссия», «Олеся», «За полчаса до весны» поют и сегодня, правда, два коллектива: «Песняры» и «Белорусские песняры». В одном из коллективов, который именуется государственным, работают молодые ребята, некоторые из них даже не были знакомы с Мулявиным, а во втором – собрались те, кто долгое время пел и поет любимые хиты. Мы поговорили с заслуженным артистом Белоруссии Валерием Дайнеко, который с 1977 года выступает в ансамбле и попал туда по личному приглашению Мулявина.
– Я пришел в «Песняры» сразу же после окончания работы в украинском коллективе Софии Ротару «Червона рута», – вспоминает 66-летний артист. – Мне давно предлагали занять там «свое» место, но был ряд вопросов, которые мне не позволяли это сделать, хотя я и дружил там со всеми ребятами. Поначалу мне не совсем нравился репертуар ансамбля, я увлекался другой музыкой. Следующей причиной было то, что я не хотел идти на чье-то место. Лишь после моего посещения их сольного концерта во дворце спорта я принял приглашение Мулявина. Пришел я в ансамбль на место Юрия Денисова, вернее, мы с ним поменялись странами: я возвратился с Украины на родину, Юра уехал в Киев. В чем-то он, наверное, не сошелся взглядами с коллективом. Кстати говоря, он дал путевку в жизнь песне «Беловежская пуща», которую до сих пор исполняю я. Наверное, мне удалось вложить в нее какие-то эмоции, которые затронули души и сердца слушателей.
Популярность нашего ансамбля была такой, что, приезжая, например, в Тулу, мы давали по три концерта в день в течение 10 дней. И так почти в каждом городе! Работали всегда при аншлагах. Можно сказать, это была работа на износ, но мы были молодыми и полными надежд на творческое долголетие. В конце 80-х – начале 90-х ансамбль «Песняры» стали покидать многие музыканты. Не обошла эта участь и меня.
В 1992 году я и Владислав Мисевич (который начинал в коллективе с первого дня основания. – Авт.) ушли из ансамбля. Влад занялся каким-то бизнесом, оставаясь при этом в музыке и спонсируя некоторые мероприятия молодых талантов. Я был приглашен в оркестр Михаила Финберга, где проработал 4 года.
Фото: из личного архива
– Почему приняли решение уйти от Мулявина?
– Этот вопрос уже настолько был расшифрован, что не хотелось бы говорить лишний раз, не хочется обманывать прежде всего самого себя, ну и людей тоже, а правда горькая (руководитель коллектива к тому моменту окончательно спился. – Авт.). Володя уже основательно устал к тому времени, и ему чаще хотелось отдыхать, а молодые ребята рвались, что называется, в бой. Стали срываться концерты, в музыкальном плане мы топтались на месте. Но самое главное, что бразды правления в то время были уже совсем в других руках, а именно у актрисы Светланы Пенкиной, жены Мулявина.
– Но что-то же вас заставило спустя четыре года вернуться в «Песняры»?
– Работая в оркестре, я был достаточно свободен, и меня приглашали на всевозможные конкурсы молодых исполнителей, где я был в жюри. И вот на одном из них произошел разговор с министром культуры Белоруссии, который и обратился ко мне с просьбой спасти государственный ансамбль. В то же время стали звонить ребята, работающие в «Песнярах», и разговоры с ними были на эту же тему. И вот по истечении четырех лет мы с Владом Мисевичем возвратились и целый год работали там, вспоминая старые песни и создавая новые произведения. За это время мы много чего успели сделать. И даже было найдено новое здание для ансамбля, заказана дорогостоящая аппаратура, работа шла полным ходом. Нам нужен был коллектив со здоровым руководителем. Состав ансамбля был несколько изменен по сравнению с тем временем, когда я уходил, но работали уже профессионалы и очень крепкие музыканты.
За целый год работы в «Песнярах» я дважды видел Мулявина. Мы все знали, что с ним происходит. Номинально он оставался музыкальным руководителем, а художественным был назначен Мисевич. И вот в одной из гастрольных поездок узнали,что в нашем офисе происходит перестановка, связанная с нашим пребыванием в коллективе (в это время Мулявин пришел на личный прием к Александру Лукашенко. – Авт.). Мисевича снимают с должности худрука, называются фамилии тех людей, которые могут остаться, остальным предлагают уволиться! Несколько раз нас вызывали на ковер в Минкульт, где мы встречались с Мулявиным и представителем власти, который нас хотел помирить, хотя мы как бы и не ругались. В итоге мы уволились практически всей командой, оставив костюмы, новое помещение, и ушли в «Белконцерт». Через некоторое время мы юридически оформили новое название «Белорусские песняры».
– Солист старого состава «Песняров» Леонид Борткевич в интервью рассказывает о том, что, когда в 2003 году в НИИ нейрохирургии в Москве после ДТП лежал Мулявин, никто из вас его не навестил… Почему так сложилось?
– О том, что случилось с Мулявиным, мы узнали, находясь в Краснодаре, работая в одном концерте с Иосифом Кобзоном, которого очень взволновала весть о дорожной катастрофе. Он уже тогда сказал, что примет самое активное участие в спасении Володи. С его помощью Мулявин был перевезен в Москву. Попасть в больницу к нему не представлялось возможным, так как с ним всегда была его жена Светлана. Она наотрез отказалась пускать к нему всех тех, кто, по ее мнению, предал его. Был напечатан список фамилий людей, которым вход в больницу был запрещен, и в этом списке были наши с Владом фамилии. Что нам оставалось делать, кому жаловаться? Борткевичу? Я прекрасно знаю его отношение к Володе. Он только и ждал случая, чтобы занять его место. И это не пустые слова. Мулявин в разговоре с бывшим участником первого состава Бадьяровым (ныне покойным) открыл некоторые черты характера бывшего солиста. Он так открыто и говорил Валентину, что Борткевич только и ждет его ухода, и о том, что он очень жалеет, что пригласил его на юбилейный концерт, после которого Борткевич не уехал, а остался. Мулявин не знал, как от него избавиться. Этот разговор состоялся после юбилейного концерта, задолго до автокатастрофы.
После того как не стало Мулявина, как он сам и предполагал, в лидеры начал пробиваться Борткевич, но его быстро раскусили, и госансамбль распался на три коллектива, сейчас их уже значительно больше. Ну и о чем тут можно говорить? Вот уже почти 20 лет мы, «Белорусские песняры», работаем в одном составе. И буквально каждый концерт со сцены звучит фамилия Мулявина как бессменного нашего руководителя. И это не громкие фразы и слова, а память и уважение к человеку. Имена Мулявин и «Песняры» увековечены в истории. Буквально пару недель тому назад вся культурная общественность страны отмечала его день рождения в филармонии, где был показан фильм, снятый Владимиром Орловым и посвященный Мулявину. Во втором отделении прозвучала последняя программа, написанная «песняром» на стихи Максима Богдановича «Вянок». И что странно, в переполненном зале, наверное, не нашлось места его бывшим солистам, с которыми он начинал в начале 70-х.
– На что сегодня делают ставку «Белорусские песняры»? Все так же на фольклор или ищете новые жанры?
– От него мы не отказались, скорее это уже стилизация фольклора, и наши ансамблевые композиторы пишут современную музыку на народные стихи. В плане одежды у нас, наверное, стало меньше белорусского колорита, и мы чаще стали выступать в строгих черных костюмах, но думаем еще и о новых. И конечно же строим планы на свой личный юбилей. Ведь, судя по приему зрителей, мы еще востребованы, но сколько это продлится, не могу сказать. Нас еще помнят.
Но есть государственный ансамбль, их можно назвать студией «Песняров», где куются талантливые кадры. И у них наверняка появляется своя аудитория, это здорово. Но количество одноименных ансамблей уже зашкаливает, и многие фанаты «Песняров», лишь придя на наш концерт, видят и узнают нас. Такая ситуация создает сложности в работе, бороться с этим бесполезно.
– Кто сейчас приходит на ваши концерты?
– В основном те, кому за 40–50, и старше! Молодые ребята тоже бывают, но это, как правило, дети наших фанатов. Сначала мы были шокированы тем, что они просили автограф для мамы или папы, а теперь берут открытки для бабушек и дедушек.
Трагедия жены Мулявина
17 октября 2016 года умерла 65-летняя актриса, звезда фильма «Хождение по мукам» Светлана Пенкина, ставшая третьей и последней женой основателя группы «Песняры». После свадьбы с музыкантом она перестала сниматься в кино, последний раз появилась в кадре в 1985 году в пятисерийной драме о начале перестройки – «Грядущему веку», сыграв там секретаршу. В Минске нам рассказали, что ее бездыханное тело нашли в съемной квартире друзья и сын. Последние годы актриса жила одна и была не прочь крепко выпить. Говорят, что это пагубное пристрастие погубило Светлану, как и ее мужа.
Личное дело
Валерий Сергеевич женат на коренной москвичке Ирине, с которой познакомился во время выступления в спорткомплексе «Олимпийский», где она работала администратором. Сейчас супруги живут врозь, у них две дочери: Виктория, 31 год, певица, обосновалась в Южной Каролине, Яна, 36 лет, была солисткой коллектива «Поющие вместе», где исполняла популярную некогда песню «Такого, как Путин». Теперь выступает в группе «Новые Самоцветы», созданной Юрием Маликовым в 2006 году.
– Дочки за два года меня трижды сделали дедушкой, порадовали, – делится с нами эмоциями популярный музыкант.
Источник
Валерий Дайнеко
Песняры, Песняры сайт, Валерий Дайнеко, Валерий Дайнеко сайт, Валерий Дайнеко официальный сайт, Песняры
Вековая печаль
Отрывки из книги Анжелы Гергель и Валерия Дайнеко ‘ПЕСНЯРЫ. Взгляд из будущего’
Некоторые до сих пор сравнивают исполнение «Беловежской пущи» разными певцами. Почему так? Ведь действительно, она была спета прекрасными вокалистами, но их не сравнивали до тех пор, пока песню не спел Валерий Дайнеко. К примеру, у Юрия Денисова отличный, красивый голос, очень симпатичное вибрато. И он уверенно и мощно берет верхнее “до”.
Но… Дайнеко со своей сипотцой и вкрадчивостью на нижних регистрах делает песню сначала как будто проще и ближе, и даже кажется с его первым “заходом” на припеве, что это его предел. Но когда он берет как будто внезапно верхнюю “до”, да так чисто, сильно, уверенно и эмоционально, то он словно сам преображается, и вместе с его голосом набирает внезапную мощь и пронзительность этот момент, и вся песня. И это потрясает куда сильнее, чем более ровное исполнение других замечательных певцов и певиц. Денисов чересчур академичен. Дайнеко же контрастом берет и характером. Песня сверкает.
Валерий Дайнеко: Прекрасных вокалистов, которые тоже исполняли ‘Беловежскую пущу’ много – Белла Руденко, Виталий Николаев, Юрий Денисов, Анатолий Ярмоленко, Пётр Елфимов…
Анжела Гергель: И вроде как все они поют её проникновенно, но вот это ожидание конца второго и четвертого куплетов – оно и в глазах читается, и в интонациях, и его не спрячешь. И получается у них, что всё остальное поется ради этого – и именно поэтому она у них у всех как-то уж слишком поётся. Безупречность вокала для многих из них всё же на первом месте. И поверить, что вокалист стоит на коленях у ручья, действительно, невозможно. ‘Песняры’ же, при всей своей индивидуальной голосистости, и даже несмотря на неё, научились песню рассказывать. Песня и воспринимается благодаря этой повествовательности совсем по другому, острее и образнее. Песня современная, а рассказывается, как давняя баллада. И вот что интересно – именно эту способность скопировать невозможно. Те же современные исполнители, которые пытаются подражать рассказывающей манере пения – даже имея великолепные вокальные данные – вдруг перестают попадать в ноты! Это слышно в самом начале: ‘Заповедный напев…’ – говорят, но не поют. А вот трепетная искренность исполнения при безупречном вокале – это редкое качество, присущее настоящим народным музыкантам. И умеют так только ‘Песняры’. И веришь им безоговорочно. Кто знает, если бы ‘Песняры’ её не спели, она бы, может, уже и забылась.
Валерий Дайнеко: Ну а услышал я эту песню впервые в филармонии в исполнении Юры Денисова. Я только знал о нём, что он из Киева, очень талантливый парень, добрый, с открытой душой, и, как принято в таких случаях, бесшабашный! Этакий баловень судьбы. Ему все легко удавалось, в семье не было никаких проблем, (он оказался родственником Антонова, но не того, что пишет песни, а который конструктор ‘АН’!), любил погулять, поскандалить, пошуметь – и это было заложено в его характере, но повторяю – парень был чудный. И прекрасный музыкант.
В его исполнении мне понравилась даже не ‘Пуща’, а очень симпатичная песенка ‘Снег’, которую написал его знакомый, как он мне сказал, работающий на телевидении в Киеве.
Текст и ноты этой песни я и попросил его мне переписать. Он это сделал в одну секунду и уже позже, она вместе со мной на целый год вошла в репертуар ‘Червоной Руты’.
Анжела Гергель: Леонид Борткевич утверждает, что из-за твоего сипатого голоса Мулявин не хотел брать тебя в ансамбль, и условием твоего принятия была песня ‘Беловежская пуща.’
Валерий Дайнеко: А голос мой как был сиплый, таким он и остался, разве что сипотца немножко поистёрлась в ‘Песнярах’. Там нужно было притираться к открытым и звонким голосам Мулявина, Кашепарова, Борткевича! А ‘Беловежская пуща’ – это был как экзамен. Мулявин сказал: ‘Справишься с этой песней – возьму тебя в ансамбль!’ И вот в Новосибирске состоялся мой ‘песнярский’ дебют с песней ‘Беловежская пуща’.
Подробнее об истории песни читайте в книге ‘ПЕСНЯРЫ. Взгляд из будущего‘.
Истории, не вошедшие в книгу
Рассказ поклонницы ПЕСНЯРОВ Маргариты Шатровой:
1977. Новосибирск, а потом концерт в небольшом шахтёрском городке Прокопьевске… Там только что открылся новый Дворец спорта “Снежинка” с искусственным льдом(!). И вот , в “Снежинку” приезжают любимые “ПЕСНЯРЫ”. Эмоций через край! Билеты продают для двух городов одновременно – для Прокопьевска и нашего Новокузнецка. Мы с подружкой, две восемнадцатилетние девочки, счастливые обладательницы заветных билетов, едем (о, Боже!) на концерт “Песняров”! Дорога ТУДА и дорога ОБР АТНО– это две отдельные истории, достойные пера! В общем, с приключениями, промокшие и продрогшие из-за непогоды, мы приехали… как раз к концу первого отделения. В холле ни-ко-го, “Песняры” поют… без нас! Представляете?! Хотелось плакать от такой несправедливости! И вдруг! Произошло ЧУДО. К нам подошла тётенька в синем халате (это ангел в обличье уборщицы!) и, ни о чём нас не спрашивая (!), говорит:”Сейчас зайдёте на второе отделение, а когда закончится концерт — не выходите, девочки, оставайтесь на своих местах – у них следом ещё один концерт будет”. О таком повороте событий мы даже не мечтали! Так мы вместо одного концерта побывали на полуторах! Счастливее нас не было никого на Земле! Тогда мы впервые увидели нового солиста ансамбля, молодого и очень симпатичного Валерия Дайнеко. Конечно же, он божественно исполнял “Беловежскую пущу”. Спасибо Вам, Валерий! С тех пор и поныне вы в моём сердце. Что интересно, именно на песняровские концерты я попадаю всегда каким-то необычным, чудесным образом. Судьба значит! Желаю долгой творческой жизни — и никак иначе!
Валерий Дайнеко: Помню, как первый раз спел её уже без ‘Песняров’… В 1999-м, на концерте Александры Пахмутовой с Большим Детским Хором. Мы были на распутьи – уже появились ‘Белорусские Песняры’, и ещё были ‘Песняры’… Серёжа Петров позвонил мне и сказал: Валера, не хочу никого ссорить, спой один… Дочка Яна, которая раньше пела в Большом Детском Хоре, сказала: Здорово было бы спеть с папой, чтобы хор нам подпевал. Но папа исполнил ‘Беловежскую пущу’ с моим хором, когда меня там уже не было.
Анжела Гергель: Мечта Яны сбылась. 15 октября 2021 года она спела эту песню дуэтом с папой.
Когда впервые прозвучала Беловежская пуща в исполнении Валерия Дайнеко?
Анжела Гергель: И в 2017 году во время гастролей ‘Белорусских песняров’ в Новосибирске ‘Беловежская пуща’ в твоем исполнении звучала также прекрасно, как и 40 лет назад. Творческий юбилей! Только дату своего первого исполнения ‘Беловежской пущи’ ты даже не помнил…
Валерий Дайнеко: Нет, так как это в принципе не важно…
Анжела Гергель: Тебе не важно, а поклонникам всё же интересно – ведь такой юбилей!
Валерий Дайнеко: Почему-то помнилось – начало января, Новосибирск, дворец спорта… там было концертов 10, а может и больше!
Анжела Гергель: Может, потому что был мороз, снежные сугробы… Но это всё же был март! Мне пришлось несколько раз тебя переспрашивать, уточнять, просить порасспрашивать местных почитателей ансабля, пока вы были на гастролях в Новосибирске – и небезрезультатно!
Валерий Дайнеко: Нашлось интервью Мулявина, в местной газете, которая сохранилась с тех времён! Мы работали в Новосибирске в 1977 году в середине марта.
Анжела Гергель: Владимир Мулявин в одном из интервью вспоминает: ‘Беловежская пуща’ …очень долго не получалась. Она была у нас в аранжировке около полугода. Найти солиста был очень тяжело. И я пробовал…три солиста у меня её пели. Вначале из Киева у меня один солист работал в этот период: высокий голос, но его не показали по телевидению, он очень полный такой парень был. И его запретили – вот тогда Юра Денисов был. Потом очень долго её пел Валера Дайнеко… Я сейчас не вижу исполнителей…по теплу…и может быть она все-таки написана специально для ‘Песняров’.
Валерий Дайнеко: Исполняя эту песню на протяжении стольких лет, конечно же нам хотелось что-то изменить, как-то раскрасить её, вдохнуть, что ли, новую жизнь. Были попытки перевести её на белорусский язык, сохранилась запись её на чувашском языке. Нынешний наш музыкант Максим Пугачёв аранжировал ‘Пущу’ дважды – в симфоническом, классическом сопровождения, и это как вариант ещё остаётся в силе, и к телевизионной программе ‘Достояние Республики’ в откровенно джазовом варианте с Натальей Подольской в дуэте, и она была оценена авторами очень высоко, хотя и были критические замечания.
Анжела Гергель: Эта версия вызвала много противоречивых отзывов. Некотрые считают, что она слишком американизирована – и с мелизмами и джазовым многоголосием потеряла свою оригинальность.
Валерий Дайнеко: ‘Ну нельзя же 40 лет петь одну песню одинаково!’ – эти слова произнёс Николай Добронравов в программе Достояние Республики, где он защищал последнюю версию своей песни от нападок ‘злостных журналюг’. В 2015 году мы сделали ещё одну аранжировку этой песни к нашему долгожданному юбилейному концерту во Дворце Республики в Минске с молодым и перспективным коллективом Александра Липницкого. Пел я её в дуэте с молодой и очень талантливой певицей Александрой Захарик…
Вековая печаль
В декабре 1991-го, лидеры трех республик Белорусской, Украинской и РСФСР подписали Беловежские соглашения о распаде империи и создании СНГ. «Вискули», где все произошло, — строго охраняемый объект, это загородная резиденция президента Беларуси.
По самой популярной версии, в 1957 году по настоянию Никиты Сергеевича Хрущева в урочище Вискули, которое считалось самым высоким местом в Пуще, где стоял лишь домик лесника, возвели охотничий павильон. Потом достроили маленькую гостиницу, баню и три небольших коттеджа. Говорят, эта идея пришла в голову Хрущеву в Югославии, где охотился с Броз Тито. На каждое Рождество он потом приезжал в Пущу отдыхать.
В одном из залов главы республик и правительств обедали и ужинали. За дверью напротив машинистка набирала текст Соглашения. Здесь же были столы, за которыми и было подписано судьбоносное соглашение. Юрий Иванов тогда можно сказать напросился на встречу и в итоге сделал фотографии, которые вошли в учебники истории. «Там были моменты, когда можно было снять, даже ворваться в зал невзначай. Но вместе с Ельциным была служба охраны под названием «Девятка». Был один момент, когда Ельцин вышел в неглиже, я достал фотоаппарат… Тогда два человека взяли меня сзади и сказали: «Парень, если еще раз». – «Я все понял»
Жители деревни Каменюки едва ли не первыми узнали про гибель империи. Кто-то в «Вискулях» встречал глав республик, кто-то баню топил, кто-то на охоту возил. Дел было достаточно.
8 декабря в 14 часов 17 минут началась новая, постсоветская история. Это сразу прочувствовали «Песняры». Им пришлось корректировать репертуар.
«На некоторых мероприятиях, на которые нас приглашают на уровне высоких чинов, люди, которым не нравится, что развалился Советский Союз, просят нас не петь «Беловежскую пущу»», — говорит Валерий Дайнеко.
Валерий Дайнеко
Сегодня Пуща развалена до основания. Леса много режут, не только сухостой, а сырорастущие пилят под его маркой. Зубров хорошо если две сотни осталось.
Безрадостная картина: стволы самого старого пущанского дуба (600 лет) и самой старой сосны (350 лет) медленно, но верно становятся похожи на стволы деревьев в вольерах с зубрами. Они обскоблены. Но в диком лесу деревья-старожилы испорчены не животными. Это сделали туристы – срезают на сувениры.
Зубры. Фото Ирены Гудиевской
» data-medium-file=»https://valerydaynekocom.files.wordpress.com/2018/01/irena-2.jpg?w=300″ data-large-file=»https://valerydaynekocom.files.wordpress.com/2018/01/irena-2.jpg?w=723″ src=»https://valerydaynekocom.files.wordpress.com/2018/01/irena-2.jpg» alt=»irena 2″ width=»949″ height=»636″ srcset=»https://valerydaynekocom.files.wordpress.com/2018/01/irena-2.jpg 949w, https://valerydaynekocom.files.wordpress.com/2018/01/irena-2.jpg?w=150&h=101 150w, https://valerydaynekocom.files.wordpress.com/2018/01/irena-2.jpg?w=300&h=201 300w, https://valerydaynekocom.files.wordpress.com/2018/01/irena-2.jpg?w=768&h=515 768w» sizes=»(max-width: 949px) 100vw, 949px»/> Зубры. Фото Ирены Гудиевской
Что страшнее всего в Пуще? Какого зверя надо больше всего бояться? Человек – это самый страшный и непредсказуемый зверь.
Зубры. Фото Ирены Гудиевской
» data-medium-file=»https://valerydaynekocom.files.wordpress.com/2018/01/irena-1.jpg?w=300″ data-large-file=»https://valerydaynekocom.files.wordpress.com/2018/01/irena-1.jpg?w=723″ src=»https://valerydaynekocom.files.wordpress.com/2018/01/irena-1.jpg» alt=»irena 1″ width=»949″ height=»617″ srcset=»https://valerydaynekocom.files.wordpress.com/2018/01/irena-1.jpg 949w, https://valerydaynekocom.files.wordpress.com/2018/01/irena-1.jpg?w=150&h=98 150w, https://valerydaynekocom.files.wordpress.com/2018/01/irena-1.jpg?w=300&h=195 300w, https://valerydaynekocom.files.wordpress.com/2018/01/irena-1.jpg?w=768&h=499 768w» sizes=»(max-width: 949px) 100vw, 949px»/> Зубры. Фото Ирены Гудиевской
«Заповедный напев» — для многих это совсем не о природе.— «Мне понятна твоя вековая печаль, Беловежская пуща…».
Источник