Муравьев для кого этот тренинг
Чем отличается эта программа тренировок на силу от других, ранее предлагаемых? Отличает то, что два упражнения для жима лёжа приведены в %. Больше никаких других жимовых упражнений для успешного прохождения не требуется: ни разводок, ни жимов узким хватом, ни жимов под разными углами, ни тем более дожимов. Не нужен трицепс на блоке и горизонтальные тяги блока, возможен «перетрен». Присед и тяги наоборот нужны, но очень умеренно. То есть, по ходу всего цикла: жим лёжа, жим лёжа средним хватом, приседания, тяги, пресс. На начальном этапе программы допустимы брусья и турник.
Объёмы в программе значительно больше, чем в ранее предлагаемых программах. Если обратите внимание, то КПШ почти в 1,5 раза более, чем в программах для любителей. Кроме того, жим лёжа средним хватом тоже приведён в %. Такого я ещё нигде не встречал. КПШ в нём рассчитаны отдельно от основного соревновательного жима лёжа, но в сумме с основным жимом количество КПШ значительно превосходит привычные любительские объёмы.
Само распределение нагрузки в лучших традициях: первые 9 недель силовая часть, следом 5 недели на набор мощности и 2 последние недели отводятся на восстановление и сверхвосстановление перед проходкой (соревнованием). Схема тренировок классическая, и выглядит примерно так:
1. Пресс
2. Жим лёжа соревновательный
3. Приседания
1. Жим лёжа средним хватом
2. Упражнения на гибкость
3. ОФП
1. Пресс
2. Жим лёжа соревновательный
3. Тяги (наклоны)
Проценты, как и ранее, берём от планируемого результата. Жадничать не стоит, на этом уровне 3% к своему лучшему результату – хорошая прибавка. Как и ранее, первые две недели результат, принимаемый за 100%, должен быть немного занижен от вашего лучшего и потом, по самочувствию и по мере вхождения в форму, его понемногу можно повышать. Ведь согласитесь, начиная программу, вы как правило не самой лучшей форме. Но надеетесь по окончании цикла увеличить свой 1ПМ.
Каждая вторая тренировка в неделе – только «жим лёжа средним хватом» без моста. В таблице это хорошо видно, шрифт не жирный и строки белого цвета. Какой хват признаётся средним? Для каждого это свой, но примерно 50-60 см. Проценты в этот день берём от 1ПМ в жиме лёжа средним хватом. Кто не знает свой 1ПМ в жиме лёжа средним хватом, может условно отсчитывать 100% от 1ПМ в силовом жиме лёжа минус 15 кг. Назначение этого упражнения – сделать руки сильнее (это важно для жима), научиться правильно работать руками во время выполнения упражнения. Жать средним хватом неправильно, с сильно растопыренными руками, вам просто будет неудобно. Почему не жим лёжа узким хватом? Всё просто – он вызывает неудобства и болевые ощущения у многих. Из-за этого его редко кто делает, при этом признавая пользу. Жим лёжа средним хватом в отдельный день – реальная альтернатива жиму лёжа узким хватом.
Объём нагрузки взят не с потолка, а выведен на основании многолетних достоверных наблюдений, в основном за «натуралами» и проверен на ряде соревнующихся атлетов. Трёхразовый тренинг предполагает хорошее восстановление. Следовательно, все 16 недель следует перейти на строгий режим: хорошее питание, соответствующая фармподдержка, спортпит и хороший отдых. Иначе эту программу не вытянуть, даже не пробуйте. При соблюдении режима (сон, питание, отдых), при соответствующей поддержке спортивным питанием (креатин, глютамин, ВСАА, протеин, гейнеры) и фармподдержке (витамины, адаптогены) у всех эта программа работает с прибавкой в результате. Грамотно подойдёте к восстановлению – прибавка в результате, даже в самых тяжёлых застойных случаях, гарантирована!
Как видите, секретов нет! Всё очень просто, без наворотов. У вас есть возможность лично на себе проверить программу и убедиться в её результативности.
Чёткий и предельно понятный алгоритм, прогнозируемость и предсказуемость результатов, доступность делает эту программу максимально привлекательной. Успехов на помосте!
Источник
Программа Муравьева
Программа Муравьева – это синтез накопленного теоретического и практического опыта отечественных силовиков за XX столетие, который Муравьев собрал в своей книге «Путь к силе» 1998 года. В данной статье будут приведены программы, представленные в этой книге, и рекомендации автора, а так же критика ряда положений в соответствии с релевантными научными данными. Сами тренировочные схемы и принципы тренинга критике подвергнуты не будут, но методологические указания по поводу приема витамин и запрещенных допинговых средств необходимо обговорить. Так же читателю стоит иметь в виду, что Муравьев не рекомендует применять данные схемы без фармакологической поддержки, хотя каких-то концептуальных причин он не называет.
Программы Муравьева действительно достаточно суровые, они предполагают соблюдение таки принципов, как вариативность и программирование, и наверно не подойдут для подготовки мастеров спорта международного класса (МСМК) без применения фармакологии. Но, во-первых, в мире вообще мало людей, которые способны достичь такого уровня спортивного мастерства, тем более, без фармакологической поддержки, а во-вторых, если у атлета 2 или 1 разряд, то схемы он вполне может выдержать. Во всяком случае, можно просто задать меньше планируемый прирост в силовых показателях. В общем, решайте сами, но мы каких-то принципиальных причин не использовать программы Муравьева не видим.
Принципы методологии Муравьева
Специализация: в своей книге Муравьев много внимания уделяет вопросам специальной подготовки атлета, обращая внимание на то, что результат будет тем выше, чем более специфической будет подготовка. Таким образом, ключевым правилом является «растет то, что тренируем». Муравьев рекомендует определиться с целью и тренироваться, в основном, соревновательным движением и/или специализированными упражнениями. Например, если атлет планирует выступать в жиме, то он должен много жать, выполнять дожимы, жимы с паузой, жим узким хватом и прочие специальные упражнения. Подсобку рекомендуется практически исключить, особенно незадолго до соревнований. Тренироваться, естественно, в силовом режиме 1–3, максимум 6 повторений.
Вариативность: этот принцип реализуется посредством составления 8–12–16 недельных циклов, с заданным КПШ и интенсивностью для каждой тренировки. Таким образом, нагрузка в начале каждого цикла ниже, чем в конце, а показатели интенсивности и КПШ обратно пропорциональны друг другу. Чем с большим весом работает атлет, тем меньший объем работы он выполняет, и наоборот. Соблюдение данного принципа позволяет избежать перетренированности и достичь заданных в тренировочном плане результатов. Именно поэтому принцип вариативности соблюдается не только от недели к неделе, но и внутри недельного цикла, благодаря чему атлет успевает восстановиться к каждой «тяжелой» тренировке.
Планирование: принцип, изложенный ещё Верхошанским в его замечательном труде «Основы специальной силовой подготовки в спорте». Собственно, принцип планирования, или, как его ещё называют, принцип программирования, выражается в составлении тренировочного плана на определенный период времени. Это позволяет определить цель тренировочного процесса и учесть все обстоятельства, которые могут на него повлиять. Например, если атлет планирует выступить на ближайших соревнованиях через 8 недель, то он и должен составлять тренировочный цикл на 8 недель, а не брать 16-недельную программу, поскольку последний вариант не позволит ему показать максимальный результат на соревнованиях.
Критика некоторых положений
Фармакология: в данном случае Муравьев имеет в виду андрогенные анаболические стероиды и, в основном, метан, с особенностями применения которого Вы можете ознакомиться в нашей предыдущей статье . Во-первых, поскольку программы Муравьева, в основном, для жимовиков, стоит отметить, что утверждение об его незаменимости в данном случае оправдано. Во-вторых, следует отдельно заметить и подчеркнуть, что утверждение о том, что «если в меру, то ничего страшного не случится», применительно к стероидам абсолютно неоправданно. Вопрос применения запрещенных допинговых средств изучен и разобран, и наука говорит о том, что у стероидов есть ряд серьезных побочных эффектов , которые необходимо иметь в виду, и которые могут проявиться не в зависимости от дозировок.
Добавки: во-первых, Муравьев незаслуженно критикует ряд продуктов спортивного питания, утверждая, что они не работают, поскольку многие продукты, например, креатин и протеин , дают ряд метаболических преимуществ. Во-вторых, Муравьев утверждает, что витаминов можно употреблять, сколько угодно, и что ничего страшного в передозировки ими нет. Это утверждение ложно! Существует гипервитаминоз [1], [2], способный нанести серьезный вред здоровью. Принимать витамины , конечно, можно, и, быть может, даже нужно, но делать это надо с умом, в соответствии с релевантными научными данными, сдав предварительно анализы, чтобы понимать, каких витамин Вам не хватает.
Схема тренировок Муравьева
Очень важной особенностью программ Муравьева является то, что за 100% результат принимается тот, которого атлет планирует достичь в конце тренировочного цикла. Если речь идет о 16 недельном цикле, то за 100% принимается текущий результат атлета +5–10%. Ну, поскольку программа предназначена для пользователей фармакологии, рекомендуется брать минимальное значение. Если же атлет использует более короткие циклы, то, возможно, что ему будет необходимо в конце цикла просто повторить свой лучший результат, чтобы подготовиться к соревнованиям. Так же программа Муравьева предлагает атлетам самостоятельно подбирать себе подсобные упражнения и их объем. Смысл в том, что у каждого человека свои слабые места и свой адаптационный резерв, поэтому атлет должен самостоятельно подобрать объем и нагрузку ОФП, которую он может осилить, и которая позволит ему проработать свои «слабые точки».
Источник
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Муравьи»
Татьяна Андрияш
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Муравьи»
Тема: «Муравьи»
познавательное занятие в старшей группе
Андрияш Татьяна Андреевна
Создать условия для знакомства с муравьями, как представителями насекомых.
— углублять знания детей о муравьях, их образе жизни, стадиях развития;
— создать условия для формирования представления о роли муравьёв в жизни леса;
— воспитывать бережное отношение к муравьям.
1 Организационный момент
Цель,которая должна быть достигнута воспитанниками:
— подготовиться к совместной познавательной деятельности на занятии;
— включиться в познавательную деятельность через игровую ситуацию.
Цель,которую воспитатель хочет достичь на данном этапе:
— создать ситуацию готовности детей к сотрудничеству;
— способствовать подготовке детей к продуктивной деятельности на занятии.
— обеспечивать доброжелательную обстановку для продуктивной деятельности на занятии;
— создать положительный эмоциональный настрой;
— создать мотивационную ситуацию для постановки цели занятия.
— эмоциональный тон воспитателя;
— заранее продуманное место расположения детей. Дети с воспитателем входят в группу.
В. – Ребята, давайте сделаем круг.
Сильные, смелые мальчики!
Добрые, нежные девочки!
Встанем мы в круг, за руки возьмемся
И радостно друг другу улыбнемся.
— Я рада приветствовать всех вас в нашем кругу радости. Передайте тепло ваших ладошек друг другу.
В. – Послушайте внимательно стишок и скажите куда мы с вами сейчас отправимся.
Как-то летом, на лужайке,
Очень умный Майский Жук
Основал для насекомых
От зари и до зари
В. – Про кого этот стишок? (про насекомых).
И я предлагаю вам отправиться в путешествие.
Мы шагаем друг за другом,
Лесом и волшебным лугом,
Мы шагаем, не скучаем,
Все преграды преодолеваем: (дети шагают друг за другом.)
Преодолеваем кочки, (прыгают с кочки на кочку)
Корявые пенечки (идут с высоким подниманием колена.)
Все преграды мы прошли
И на поляну пришли.
А теперь посмотрите, пожалуйста, внимательно и скажите, куда мы с вами попали?
Правильно, мы с вами попали на полянку насекомых. А по каким признакам можно определить, что такое насекомое? (Называют модели насекомых и выставляют их на доске).
2 Повторение изученного материала
Цель,которая должна быть достигнута воспитанниками:
— понять практическую значимость изучаемого материала.
Цель,которую воспитатель хочет достичь на данном этапе:
— оказать помощь детям в овладении соответствующими материалами занятия;
— проверить умение детей выделять характерные признаки насекомых.
— подвести детей к умению узнавать насекомых, выделяя их характерные признаки;
— побуждать детей к употреблению в речи слов, обозначающих части тела насекомых;
— развивать коммуникативные умения детей – выражать свои предположения в речи;
— воспитывать интерес, желание узнавать новое.
Методы организации – словесные, ситуативно-наглядные, объяснительно-иллюстративные, ТСО.
Метод стимулирования – ситуативная обстановка, самооценка, взаимооценка.
В. – А скажите мне, пожалуйста, насекомые – это животные или растения?
В. – Конечно же, животные.
Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Какое животное не является насекомым».
Для этого я буду загадывать вам загадки.
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка)
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие-большие глаза.
Называем ее … (Стрекоза)
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки,
Черненькие точки. (Божья коровка)
Имя взял у кузнеца,
Крылья – у мошки,
Ножки – у блошки. (Кузнечик)
Кто это? (Лягушка)
Лягушка не является насекомым, потому что у нее не шесть лап, тело не состоит из трех частей, нет усиков – антенок.
Посмотрите, у нас лежит какое-то письмо. Давайте его прочитаем.
«Дорогие ребята! Угадав эту загадку, вы узнаете хозяйку страны насекомых.
В. – Правильно, пчела. Давайте ее поищем. Как вы думаете, где может находиться пчелка?
Д. – На цветке. (дети находят пчелку на цветке).
Пчелка знакомиться с детьми, говорит, что ее зовут Майя.
В. – А теперь, я предлагаю вам превратиться в пчелок и поиграть со мной.
Физкультурная минутка «Трудолюбивая пчелка»
Пчелка трудится весь день Дети руками обрисовывают перед собой круг.
И работать ей не лень. Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.
От цветка летит к цветку, Ритмично взмахивают руками-крылышками.
Клеит на брюшко пыльцу. Совершают круговые движения ладонью по животу.
Хоботком нектар сосет, Одну руку вытягивают вперед, затем вниз, наклоняются.
За день много соберет. «Раскрывают» перед собой все пальцы.
Унесет в тот улей Обрисовывают в воздухе треугольник.
И назад вернется пулей. Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем
В сотах утрамбует мед, вперед.
Скоро ведь зима придет. Топают ногами. Ёжатся.
Будет пчелкам, чем питаться.
Летом надо им стараться. Имитируют движения ложкой.
3 Изучение учебного материала
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками;
— восприятие и запоминание изучаемого материала
Цель,которую воспитатель хочет достичь на данном этапе:
— содействовать усвоению детьми способов и действий, которые приведут к определенному выводу.
— понимать и выполнять задания вместе с воспитателем;
— воспитывать у детей позитивное отношение к окружающему миру;
— обеспечить двигательную активность детей.
Методы организации – словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные, ТСО.
Методы стимулирования – похвала.
Методы оценивания – ситуативная обстановка.
В. – А теперь пчёлка предлагает нам пройти за столы. (дети проходят за столы).
В. – Так как мы сегодня путешествуем в страну насекомых, то Майя хочет познакомить нас со своим другом. А кто он мы узнаем,отгадав загадку:
Дом стоит под старой елкой,
В нем живет моя семья.
Я несу туда иголки,
Приношу добычу я.
Мы в работе поминутно
От зари и до зари.
Нас в лесу найти не трудно,
Лишь под ноги посмотри.
Назови меня скорей,
Я рабочий … (муравей).
В. – Правильно, друг Майи – это муравей.
К кому относится муравей? Правильно, к насекомым.
Известно около 10 тыс. видов муравьев. Окраска от светло-желтой до черной.Среди них:
— Муравей лесной
Особи длиной около 7-14 мм., красно-бурого цвета, имеют крупную голову, половину брюшка занимает кислая ядовитая железа, окруженная мощным мускулистым мешком. При сокращении мышц яд выбрасывается на расстояние до полутора метров.
— Муравей садовый черный
Черный садовый муравей наиболее массовый вид в Европейской части России и Сибири. Гнезда он строит в земле или гнилом дереве. Этих муравьев можно найти в лесах, на лугах, в садах, на полях и в старых деревянных домах. В садах, на полях и огородах этот муравей может приносить вред, охраняя и разводя тлей, вредящих культурным растениям.
— Муравей садовый желтый
Муравей садовый желтый по численности немногим уступает черному садовому муравью. Но обнаружить его труднее, так как бледно-желтые рабочие этого вида с крошечными глазами появляются на поверхности почвы лишь во время вылета крылатых особей. Они охотятся на насекомых, живущих в почве, и разводят корневых тлей.
— Муравей – листорез
Если тропа этих муравьев протягивается к какому-либо дереву, то спустя некоторое время дерево останется без листьев. Муравьи срезают челюстями кусочки листьев и несут их в гнездо. Иногда кажется, что муравьи прикрываются этими кусочками, как зонтиком, за что их называют еще зонтичными муравьями. Но листорезы отнюдь не питаются листьями. Принесенные в гнездо листья муравьи тщательно разжевывают, смешивая их со своими экскрементами и слюной, складывают полученную массу в специальные большие камеры. На этих «грядках» вырастают гифы гриба.
В. – Ребята, а теперь пчела Майя предлагает вам поиграть в игру «У кого сколько ног».
Перед началом игры воспитатель предлагает вспомнить, сколько ног у животных той или иной систематической группы. Например, у насекомых – 6 ног, у зверей – 4, у пауков – 8, у птиц -2 и т. д. В процессе игры, услышав название животного, участники игры должны разбиться на группы так, чтобы количество их ног соответствовало количеству ног названного животного. Если ведущий говорит «собака», дети разбиваются на команды по два человека (получается 4 ноги, если произносит «паук», — по 4 человека (8 ног). При слове «стрекоза» все делятся на группы по 3 человека (6 ног) и т. д., кто не успеет примкнуть к группам, становится лишним и выбывает из игры.
В. — А теперь, ребята, пчела майя предлагает нам посмотреть как развиваются муравьи.
Жизнь любого муравья начинается с яйца. Обычно яйца хранятся не по отдельности, а небольшими пакетами.
В. – После из яйца выходит непохожая на взрослое насекомое червеобразная ЛИЧИНКА.
– Затем наступает стадия КУКОЛКИ
В. – В конце процесса развития из кокона выходит полностью сформировавшийся муравей. Вернее, молодого муравья оттуда вытаскивают его сородичи, так как вскрыть кокон самостоятельно он не способен. Сначала «новорожденный» имеет очень светлые покровы, которые через несколько дней после выхода из кокона приобретают нормальную окраску. Теперь муравей больше не растет.
Весь цикл развития муравья составляет около месяца.
А теперь немного разомнемся.
Физкультурная минутка «Друзья помогли»
От друзей муравьишка отстал. Дети прижимают ладони к щекам
Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой. и ритмично покачивают головой
Ножку тонкую он поломал. Ритмично сгибают и разгибают ноги.
Травкой быстро ее обмотал. Бегут на месте.
В муравейник скорей побежал. Делают ритмичную пружинку.
Ну а солнце за лес уже зашло.
Стало сразу так страшно, темно. Ритмично закрывают глаза ладонями.
Хорошо, что друзья помогли, Ритмично хлопают в ладоши
Муравьишку домой принесли.
В. – Ребята, а как вы думаете, чем питаются муравьи?
Главной пищей для муравьев являются насекомые. Они на них охотятся или собирают трупы.
В. – А сейчас послушайте загадку, которую нам принесла пчелка.
Что за домишко из иголок
На земле у старых елок?
В. – Правильно, муравейник.
Тогда пчелка предлагает нам найти муравейник и рассмотреть его
(дети вместе с воспитателем находят на столе муравейник, сделанный из кучки сосновых и еловых иголок и палочек)
Воспитатель уточняет с детьми, какой формы муравейник, из чего муравьи его строят.
Муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома-муравейники они строят!
Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Все входы и выходы пропускают свежий воздух в глубь муравейника.
Все эти входы и выходы (3) охраняются муравьями-солдатами.
Сверху (1) муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды. Ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.
Под этим покрытием (2) есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами. Туда муравьи забегают погреться весной.
Есть комната(4), куда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.
Есть специальная зимняя спальня (5). Взрослые муравьи в тесноте, да не в обиде проводят зиму в этом помещении. Закрывают все ходы-выходы в муравейнике, сбиваются в кучу в зимней спальне и засыпают.
В хлебном складе (6) муравьи хранят зерна.
В мясную кладовку (10) муравьи относят гусениц м другую добычу.
Есть специальный «коровник» (9). Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли.
Тля – тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество.
Муравьям оно очень нравится, поэтому они охраняют тлей от вредителей, уносят самок на зиму в муравейники, весной переносят тлей на наиболее сочные молодые побеги. Как люди разводят и ухаживают за коровами, так и муравьи заботятся о тлях.
В царских покоях (7) живет муравьиная царица-матка, которая и правит в муравейнике. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике.
Каждый день она откладывает огромное количество яиц (до 1500). За ней ухаживают рабочие муравьи.
Есть в муравейнике детский комнаты (8) с яйцами, личинками, куколками. Ведь муравей, как и каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым.
Пойдемте в лес и поиграем в игру «Муравьи в муравейнике».
Дети делятся на «муравьев» и «муравейник». Муравейник: дети берутся за руки и образуют круг. Дети-«муравьи» заходят в круг. По сигналу «утро» дети-«муравейник» поднимают руки вверх, а дети-«муравьи» выходят из круша и отправляются на работу; по сигналу «вечереет» дети-«муравейник» медленно опускают руки, дети-«муравьи» спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети-«муравейник» опустят руки вниз.
В. — Вам нравится рассказ пчелы Майи про муравья? (ответы детей).
Тогда продолжаем смотреть про муравья. Муравьи очень трудолюбивы. Недаром о человеке, который хорошо работает,говорят: трудолюбивый, как муравей. Они трудятся с утра до вечера. У каждого свои обязанности, профессии.
Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям.
Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая позволяет муравью не падать.
Есть у муравья и враги:
— Муравьед
4 Закрепление изученного материала
Цель,которая должна быть достигнута воспитанниками:
— обеспечить закрепление в памяти детей знаний и способов действий, которые необходимы при выполнении заданий.
Цель,которую воспитатель хочет достичь на данном этапе:
— организация деятельности детей по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в измененных ситуациях.
— создать условия для формирования у детей познавательного интереса;
— включить изучение нового материала в систему знаний ребенка через игровую ситуацию;
— помочь детям осознать ценность совместной деятельности;
— воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать ее.
Методы организации – словесные, наглядные, практические, ТСО.
Методы стимулирования – похвала.
Методы оценивания – ситуативная обстановка.
В. – Ребята, а как вы думаете, зачем природе нужны муравьи? Какую пользу они приносят ей? (варианты ответов детей)
— Участвуют в почвообразовательном процессе (рыхление, обогащение кислородом, удобряют, перемешивают);
— Регулируют численность насекомых – вредителей леса (уничтожают личинок);
— Муравьи являются единственным опылителем какао. И не будь их, мы никогда не смогли бы попробовать шоколад;
— Муравьиная кислота является действенным средством против клещей, уничтожающих пчел;
— Муравьи служат дополнительной пищей дятлов, которые уничтожают короедов. Муравьями кормятся и другие птицы – глухари, тетерева, а в весеннюю бескормицу – синицы.
— В наших лесах муравьи «сеют» подснежники, медуницу, звездчатку, подмаренник, чистотел, фиалку, хохлатку.
— Муравьи – чрезвычайно полезные насекомые, они требуют бережного отношения, нуждаются в нашей защите и охране.
Муравьи – защитники леса. Они сохраняют лес от опасных насекомых, которые питаются листвой, корой деревьев. Поэтому муравьев и их муравейники надо оберегать и не разорять.
В. – А сейчас, ребята, я думаю, что нам пора возвращаться.
так. Где же мы сегодня побывали? (в стране насекомых). Кто нас там встречал? (пчела Майя). А про кого она нам рассказывала? (про муравьев). К какому классу он относится? (к насекомым). Правильно, молодцы! А где живет муравей? (в муравейнике).
— оказать помощь детям в осмыслении собственной деятельности и осознании личных достижений;
— организовать беседу с использованием вопросов, связанных с познавательной деятельностью детей, с их эмоциональным состоянием.
В. – Вы сегодня узнали много нового и интересного, а где вам это пригодиться? (надо рассказать всем, что муравьи – это санитары леса и мы должны их охранять. Они очень нужны нашей природе). Ребята, я думаю, что нам надо поблагодарить пчелу Майю за очень интересный рассказ про муравья и отправиться в детский сад.
Источник