Задачи: разработка проекта и программы формирования исследовательских умений учащихся в соответствии с возрастом; диагностика сформированности учебной деятельности школьников
Специальные задания для выявления уровня развития мыслительных операций.
Задание 1 : Умеешь ли ты анализировать материал.
Найди соответствие между функциями и строением кожи:
Подкожная жировая клетчатка Рефлекторная
Задания 2: Умеешь ли ты обобщать.
О каком процессе идет речь? Сокращение предсердий, пауза, клапаны, сокращение желудочков, аорта, легочная артерия.
Задание 3: Умеешь ли ты сравнивать?
Чем отличается пластический обмен от энергетического?
Задание 4: Умеешь ли ты устанавливать причинно-следственные связи?
Расположи понятия в логической последовательности: рабочий орган – чувствительный нейрон – рецептор — двигательный нейрон- участок центральной нервной системы.
Задание 5: Умеешь ли ты делать выводы:
Измерьте пульс в состоянии покоя и после десяти приседаний. Что изменилось и почему?
Опросник для учащихся «Умеете ли Вы…»
по Муравьеву Е.М.
1. Умею выбирать и обосновывать исследовательскую тему.
2. Умею выдвигать гипотезы
3. Умею ставить цели и добиваться их.
4. Умею подбирать соответствующую литературу к исследованию.
5. Умею осуществлять поиск способов достижения цели.
6. Умею прогнозировать средства и методы исследования.
7.Умею планировать свою деятельность.
8. Умею структурировать материал
9. Умею проводить исследование.
10. Умею формулировать выводы и рекомендации по окончании исследовательской работы.
11. Умею проводить рефлексию по итогам исследовательской деятельности.
12. Умею публично выступать.
МОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2»
по биологии в 8 классе
Тема: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Лобанова Людмила Александровна,
по биологии для 8 класса
Тема урока : Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний
образовательные: раскрыть материал о резервах сердца, расширить представление о вреде гиподинамии, вредных привычек, пользе подвижного образа жизни, тренировочного эффекта; проведение эксперимента, позволяющего определить состояние сердечно-сосудистой системы.
развивающие: продолжить совершенствование общеучебных и исследовательских умений и навыков: видеть проблему, выдвигать гипотезы, выступать, делать выводы, работать в группе и паре, обработки полученных данных из различных источников, рефлексии учебной деятельности.
воспитательные: воспитание самостоятельности при выполнении различного рода заданий, умение вести уважительную дискуссию;
Тип урока: урок – исследование
Оборудование: таблицы с изображением схемы кровообращения,
сердца, фаз сердечной деятельности, секундомеры, слайды к уроку, дополнительная литература, буклеты.
Подведение итогов, рефлексия
1. Организационный момент
— Здоровье человека во многом зависит от хорошего кровоснабжения всех органов нашего тела. От работы какого органа будет зависеть наше здоровье?
— Сердце работает непрерывно в течение всей жизни человека, не вставая ни на секунду на текущий и капитальный ремонт. Ни один даже самый современный двигатель не может сравниться с ним по работоспособности. Мы с вами уже знаем, в чем секрет такой работоспособности. Давайте вспомним!
— Составьте рассказ цепочкой о работе сердца.
Параметры работы сердца показываются на слайде во время приведения примеров.
— Молодцы! А для чего мы составляли этот рассказ?
— Вывод: Да, действительно мы с вами вспомнили прошлый материал, и он сегодня пригодится на уроке.
Параметры работы сердца.
— Составление рассказа учащимися
— Будут нужны знания на этом уроке.
— Обратите внимание на тему урока. Почему именно сегодня идет речь о работе сердца?
— Как вы думаете, у всех ли людей сердце работает одинаково?
— Если нет, то почему? Ваши гипотезы.
— Предположений много, можно ли их считать достоверными на данный момент?
— Сегодня на уроке нам предстоит найти опровержения или подтверждения этим гипотезам.
— Какие способы будут приемлемы для подтверждения гипотез?
— А можем ли мы проверить и доказать эти гипотезы экспериментально на уроке?
— Что мы можем для этого сделать?
Если затрудняются в ответе можно предложить пролистать параграф учебника и навести на предполагаемый ответ.
— Значит, какие цели и задачи мы должны поставить сегодня?
— Исходя из цели, обозначим задачи урока.
Идет запись темы урока
Цель и задачи урока
— Потому, что очень важно, чтобы работа сердца не прекращалась.
— Разные варианты ответов: да, нет, затрудняемся сказать.
— болезни, образ жизни, наследственность, вредные привычки
— Любую гипотезу надо проверить и доказать
— Работа с учебником, т.е. поиск информации из учебника
— Провести практическую работу.
-Доказать состоятельность гипотез сопоставив информацию учебника и результаты практической работы.
— Найти информацию из учебника
— Провести практическую работу
— Сопоставить результаты с информацией в учебнике
4. Процессуально – содержательный
— Практическая работа будет носить экспериментальный характер. Внимательно ознакомьтесь с содержанием. Попробуйте определить, почему именно экспериментальный?
— Совершенно верно, вы должны провести функциональную сердечно-сосудистую пробу, определить состояние сердечно-сосудистой системы и дать оценку работы своего сердца.
— Какая форма работы будет наиболее приемлемой для проведения эксперимента?
— Работая в парах, вы должны осуществить самооценку. Для этого необходимо обговорить критерии, по которым будет осуществляться самооценка.
— Критерии обозначены, форма работы определена, осталось провести сам эксперимент
— Кто затрудняется с чего начать и как провести эксперимент может обратиться к алгоритму проведения учебного эксперимента. Слайд с алгоритмом появляется на экране.
— А теперь внимательно ознакомьтесь с содержанием работы, которую вам предстоит выполнить. В какой форме лучше зафиксировать и отразить результаты эксперимента? Обратите внимание на оформление работы и формулировку выводов.
— Приступайте к работе, если возникнут вопросы, обращайтесь за консультацией.
Алгоритм проведения эксперимента
Таблица и примерный график
— Необходимо для оценки работы сердца провести ряд измерений, проб, вычислений.
— Ребята высказывают свои критерии, затем сопоставляют с критериями на экране.
— В виде таблицы и графика.
— Организуется работа в парах.
5. Рефлексия. Подведение итогов.
— Мы провели эксперимент.
Проведите самооценку, используя критерии, обсужденные в начале урока.
— Достигли ли вы цели?
— Удалось ли доказать гипотезу?
— Что получилось или не получилось и почему?
— В чем испытывали затруднения?
— А теперь сделайте общий вывод эксперимента и урока что, он доказал?
— Сравните результаты эксперимента в парах и между парами, сопоставьте их с информацией учебника, сделайте вывод, о чем они говорят?
— А только ли спорт влияет на работу сердца?
-А для чего мы доказывали состоятельность ваших гипотез?
— Мало только знать причины, надо еще придерживаться здорового образа жизни. Для этого необходимо знать физиологические правила повышения и сохранения работоспособности сердца.
— В целях закрепления полученных знаний и умений, выполним небольшую творческую работу по разработке рекомендаций для тех, кто хочет быть здоровым.
– Как вам удобнее будет работать индивидуально, в парах или группах?
— Обозначим цель работы групп.
— Какие источники информации вам помогут в достижении цели?
— По окончании работы группы должны презентовать свою работу.
— Чтобы успешнее и плодотворнее прошла презентация вашей работы предлагаю дома, в качестве творческого домашнего задания, оформить свою работу в произвольной форме. Это могут быть плакаты, буклеты, презентации в электронном варианте.
Учителем предлагаются дополнительная литература и буклеты по данной тематике.
— Что сердце работает по- разному.
— У спортсменов и людей, не занимающихся спортом, результаты отличаются.
— Нет, еще и вредные привычки: алкоголь, курение, наркотики; малоподвижный образ жизни.
— Для того чтобы знать причины нарушения работы сердца.
— Разработать рекомендации по сохранению работоспособности сердца.
— Учебник, дополнительная литература
— Организуется работа групп
6. Домашнее задание
подготовить презентацию рекомендаций по сохранению работоспособности сердца.
Источник
О ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ 7 КЛАССОВ
Железнякова Т.М.
Магистрант, Астраханский педагогический университет
О ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ 7 КЛАССОВ
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования у школьников исследовательских компетенций. Автор проводит анализ современного состояния проблемы, уточняет основные дефиниции проводимого исследования. В статье приводятся и анализируются результаты констатирующего педагогического эксперимента по выявлению уровня сформированности у школьников 7 класса исследовательских компетенций.
Ключевые слова: исследовательские компетенции, исследование, исследовательская деятельность, проект, школьники, эксперимент.
Zheleznyakova T.M.
Postgraduate student, Astrakhan Pedagogical University
ON FORMATION OF RESEARCH COMPETENCES IN 7 th FORM SCHOOLCHILDREN
Abstract
The article deals with the problem of formation of research competences in children. The author analyses the state of affairs within this problem at present and gives more precise basic definitions in the field of investigation. The results of the stated pedagogical experiment aimed to reveal the level of research competences formation in 7 th form schoolchildren are presented and analyzed in this article.
Keywords: research competence, research, research, project, students, experiment.
В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации – возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. С введением нового образовательного стандарта [28] меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, – акцент переносится с простого усвоения школьниками знаний на формирование у них компетентности. Выпускник должен овладеть компетенциями исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, уметь работать с разными источниками. При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить сложно. Задача учителя – искать и находить новые, более эффективные виды деятельности учащихся, ориентированные на достижение современных образовательных результатов биологической информации, анализировать и оценивать информацию и т.д. [28]. Для организации исследовательской работы школьников удобно использовать проектный метод, особенно выполнение междисциплинарных проектов.
Наше исследование направлено на научное обоснование и разработку методики использования междисциплинарных проектов для формирования исследовательских компетенций учеников 7-8 классов.
Проведенный историографический анализ проблемы показал, что важность развития исследовательских способностей учащихся признавалась многими известными педагогами прошлого. Еще Я. А. Коменский Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци неоднократно подчеркивали в своих работах значимость процесса исследования ребенком природы [10]. Идеи организации учебной исследовательской деятельности можно увидеть в трудах как отечественных (В. П. Вахтерова, К. Д. Ушинского, Н. И. Новикова, Л. Н. Толстого, Б. Е. Райкова и др.), так и зарубежных авторов (А. Дистервега, Дж. Дьюи, С. Френе и др.) [4, 5, 6, 30].
Проблеме организации исследовательской деятельности школьников уделено достаточно внимания и в современной педагогике. Так, по мнению А. Г. Иодко исследовательская деятельность носит поисковый характер, ведущий к открытию новых для учащихся фактов [8]. Н. В. Толпекина рассматривает исследовательскую деятельность как способ формирования умений: организовать самостоятельно поиск учащихся, добавлять новые предметные знания, достигать поставленные цели обучения.[25]
В предложенной концепции обучения через «открытия», американского психолога Дж. Брунера прослеживается основная идея научить ученика принимать активное участие в добывании знаний [3]. Значимость исследовательской деятельности в школе подчеркивали В. И. Андреев, И. А. Зимняя, Е. В. Тягловая, А. М. Матюшкин [1,7, 27,13]; психологические основы организации учебной исследовательской деятельности детей разного возраста описаны А. Н. Поддьяковым, А. И. Савенковым [16,20,21,22]; методические основы развития исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах Л. А. Казанцевой, А. В. Леонтовича, Е. А. Машура, Н. М. Семчук, В. А. Смирновой, Н. В. Трубецкой, Е. А. Румбешта, И. Д. Чечель, Ю. С. Чуйкова, Л. Ю. Чуйковой и др. [9,11,14,23,24,26,19,31,32].
В своем исследовании мы придерживаемся определения, данного И. А. Зимней и Е. А. Шашенковой [7], согласно которому исследовательская деятельность рассматривается как специфическая человеческая деятельность, регулируемая сознанием и активностью личности и направленная на удовлетворение познавательных и интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью. Для нас важно то, что авторы выделяют ряд специфических компонентов исследовательской деятельности, которые, на наш взгляд, можно считать составными элементами исследовательской компетенции: определение конкретных способов и средств действий; формулировка проблемы; вычленение объекта исследования; проведение эксперимента; описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте; создание гипотезы (теории); предсказание и проверка полученного знания.
Для выявления уровня сформированности исследовательских компетенций у школьников 7 классов в апреле-мае 2013 года на базе технического лицея г. Астрахани был проведен констатирующий эксперимент, в котором приняли участие 59 школьников. Мы использовали опросник «Умеете ли Вы…» по Е. М. Муравьеву [15], в котором ученики проводили самооценку по 12 умениям, являющимися составными компонентами исследовательской компетентности. Результаты опроса приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты опроса учащихся 7 класса по опроснику «Умеете ли Вы…» (по Е. М. Муравьеву)
Умения | Знаю | % | Умею | % |
1. Умею выбирать и обосновывать исследовательскую тему | 46 | 78 | 13 | 22 |
2. Умею выдвигать гипотезы | 40 | 68 | 19 | 32 |
3. Умею ставить цели и добиваться их | 17 | 29 | 42 | 71 |
4. Умею подбирать соответствующую литературу к исследованию | 34 | 58 | 25 | 42 |
5. Умею осуществлять поиск способов достижения цели | 32 | 54 | 27 | 46 |
6. Умею прогнозировать средства и методы исследования | 33 | 56 | 26 | 44 |
7.Умею планировать свою деятельность | 38 | 64 | 21 | 36 |
8. Умею структурировать материал | 31 | 53 | 28 | 47 |
9. Умею проводить исследование | 37 | 63 | 22 | 37 |
10. Умею формулировать выводы и рекомендации по окончании исследовательской работы | 26 | 44 | 33 | 56 |
11. Умею проводить рефлексию по итогам исследовательской деятельности | 31 | 53 | 28 | 47 |
12. Умею публично выступать | 38 | 64 | 21 | 36 |
ИТОГО | 403 | 57 | 305 | 43 |
Как свидетельствуют данные таблицы 1, 57% школьников знают об элементах исследования, но лишь 43% из них умеют его проводить. При этом 78% опрошенных знают, как выбирать и обосновывать исследовательскую тему, но 56% из них не умеют это делать; 68% знают, как выдвигать гипотезы, но 36% из них не умеют это делать; 64% знают, как планировать свою деятельность, но у 28% нет навыков этого; 64% знают, как надо публично выступать,(64%), но 28% не умеют этого делать. Мы считаем, что причина этого – в том, что ученики 7 классов еще не выступали в роли «исследователей». По результатам опроса учащихся мы можем сделать вывод, что уровень знаний и умений исследовательской деятельности у учащихся – средний.
Данные, которые мы получили, еще раз убедили нас в актуальности проводимого исследования, в необходимости на уроках биологии развивать у учащихся умения исследовательской деятельности, вовлекать их в проведение экспериментов, в работу над междисциплинарными проектами.
Источник