Муравьев основы православной культуры 4 класс

Учебник ОПК Основы православной культуры 4-5 класс Кураев

1 в ‘i Переживание неразрывной связи с умер- шими родными важная черта православ ной культуры. Молитвенная память называ- ется «поминание», живых людей поминают в молитвах «за здравие», а умерших — «за упокой». Это молитва о том, чтобы Бог принял их души в Царство Небесное. Записки с именами тех, кого просят помянуть (вспомнить) в молитвах, передаются священнику в алтарь. Во всех других местах храма, кроме кануна, люди ставят свечки, молясь за себя и за других живых людей. Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В церкви их иконы по- Икона всюду, икона — это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории. Можно молиться и без иконы. Но икона помогает собраться с мыслями. Можно молиться о людях и животных. О друзьях и врагах. Ребята обратились к священнику: — А Вы можете помолиться, чтобы Россия стала чемпионом мира по футболу? — Могу. Но Бог лучше нас знает, что по- лезнее для нашей страны. И отец может не исполнить просьбы, если, например, простуженный ребёнок просит купить мороженое. — А почему люди перед иконами машут руками? — А вы разве не встречали в русских былинах и сказках такое присловье: «Встанем, перекрестясь, и пойдём, помолясь»? При молитве христиане как бы рисуют на себе невидимый крест. Это означает, что человек — христианин и молится Христу. Если же человек кладёт крест не на себя. а на другого человека или на предмет, зна чит, он благословляет его во имя Христа. 1*ТП>ВОП к ■* “ Г Р ■ Идут года, теряют люди близких. Старухи в церкви слабою рукой Выводят поминальные записки, Где значится вверху: «за упокой». За всё они пред памятью в ответе! Начнут с отца и матери своих, А дальше — муж, невыжившие дети. В войну пропавший без вести жених. Все имена спешат соединиться. Сплестись в одну незыблемую суть, — Растуш;ий список длинной вереницей Среди листа прокладывает путь. За ним лежат бескрайние просторы. Туманной дымкой скрытые вдали. А сам он служит точкою опоры Обш;ения умерших и земли. Н. Веселовская ■ F II ■ ■ f I I I — I * В храме со свечой ЛiV i.’Ц:;-yj/.: Xj I * I*: i’ I ‘ 11 . n“ 8 j ■ : I • ‘, 11″ 11’ i 11J? f : 8 * г и C i 5 ■ ^ • . I ■ » ■ HT?Jl. I ■? I* 1 I ‘ — . i ’ » S — ’ :h Vl f-^ Й 1 * V V 3 *3 г Благословение это такое пожелание . ^. к. v Vi — V»4^V : : ,V’.’i >i- Je ■Л . 15jj Ш11Ш Дмитриевский собор Владимир 4:1- , Л1 V ,,^.’, гл^ ;_Mj; ! ‘ ;:-h!fc^, •■: V! ‘-Ш- J.T- T — ■ > ‘, J . ■■ ■. 4j _>- ■*. P Ч I v f .-.V- ■.■p^,■ >; :k ‘f -■>. 0.-\’ ■ ■: ,. i. ,- -Л’-; л.-‘:ч; v; ^ ■ .• .. I ■-. i . p Й /‘j .Лг^.: ч1 !>Ь- V’^V’ YvV ‘.-.i si i- sl-‘^’P 111 Ч»: ‘■ ^ P^, S I ■ , p-p»- I s ■ :■’1.Ч ■■.■»■ 11 »■; ■» ■ ■ .V V 1’ ‘ ■ I ‘ ‘ ‘ ■ : .1.» ■ ■ . ■• : Л”»’рА’ЛЬ.-. -‘; N1 ii ri : A Ч i ■ s’- b ■■ I J .’• ‘ J s • ;-L^ -■ ■ — ■;■. >^А7:>л ^ ■ ‘ ■; V:-‘:s .’J. » if ■ J lA ■’ . ■. > ■ ■ ? .»Л . Прихожане ставят свечи на канун — ■ — ■; ■: «V-:’ ■ f > А- -ч -ч^^. . ■’■ YHr»■ «. р’—!: А ‘ . :\.: ‘ ■ _. J. ^ ■_ » :j: — 0′-^» добра, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро осуществилось. При этом обычно говорят: «Именем Христа. », «Во имя Христа. », «Бог да благословит. ». Благословлять может любой христианин. Мама может благословить ребёнка перед уходом в школу. Он сам может благословить свою еду. Водитель может благословить предстоящую дорогу, садясь в машину. Ну, а впереди вы видите целую стену из икон. Она называется иконостас. В центре иконостаса — двери. Они называются Царские врата (ворота). Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева — всегда икона Марии, Божией Матери. — Постойте, отец Алексий! Нам говорили, что Бог — это начало всех вещей. Как же тогда у Него может быть мать? Значит, раньше Бога был ещё кто-то?! — Мы говорим о Матери Христа. Христос не просто Бог. Он Бог, ставший человеком. И Свою земную, человеческую жизнь Христос получил от Своей Матери. Как Бог Он создал Марию. А как Сын Человеческий — родился от неё. Вот и получается, что Мария — Богоматерь. Люди часто говорят «Владимирская Богоматерь», «Смоленская Богоматерь», «Казанская Богоматерь». Не надо думать, будто в каждом городе своя Богоматерь. Она одна. Это названия разных её икон. Одна и та же Богоматерь почитается в разных своих изображениях. Мария, Мать Христа, за чистоту своей души и жизни называется ещё и Пресвятой Девой. Поэтому самая известная молитва к Матери Христа звучит так: «Богородице Де-во, радуйся! Благодатная Марие, Господь с тобою! Благословенна ты в женах и благосло- основы православной культуры урок 14 вен плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших». (Дево — звательный падеж слова «Дева»; в женах — среди женш;ин; плод чрева твоего — Младенец Иисус; Спас — Спаситель.) За иконостасом находится алтарь. Свя-ш;енник обычно молится именно там, и без благословения никто не имеет права туда входить. Это секретная комната? Нет, никаких секретов там нет. Просто человек должен понимать, что не всё ему позволено. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не всё надо стремиться переделывать по своей воле. Вы видели деревья, которые подрезают, чтобы они росли не вширь, а вверх? Вот также в любой культуре есть система запретов, на-правляюш;их рост человека, его развитие. Чтобы этому научиться, надо уметь слушать. Надо уметь останавливаться и уступать. Надо уметь ждать и понимать. Надо уметь служить Богу, людям. Родине. Иконостас с Царскими вратами в храме щ Н Алтарь в храме ВОПРОСЫ Что такое иконостас? Какие иконы в нём присутствуют всегда? ✓ Может ли православный христианин молиться без иконы? ч’ Объясните значение выражения «Казанская Богоматерь». Какие иконы Богоматери вы знаете? ✓ Как вы думаете, зачем существуют правила поведения в различных общественных местах? 1 Ci- • л:- БЫ У5Н1Ш Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое. / Богоматерь Владимирская, Икона •- — -irC- Иконостас в храме рам заполнен иконами. Одни из них помещены на стенах, а другие стоят на полу. Это люди. Слово «икона» в переводе с греческого языка означает «образ». Библия говорит, что каждый человек — это образ Божий. Именно поэтому христианин каждого человека воспринимает как святыню. Поэтому люди кланяются друг другу. И поэтому же священник в храме совершает каждение не только иконам на стенах, но и живым людям. Икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы — показать сокровенный мир души святого человека (в том числе и Богочеловека Христа). СВЕТ ИКОНЫ Всю свою жизнь святой открыл для Бога, и, значит, в ней не осталось места для зла. Всё стало пронизано светом, добром и любовью. Поэтому ни один предмет на иконе не отбрасывает тени. Картина может показывать борьбу добра и зла в человеке. Икона же показывает, каким станет человек, если победит в этой борьбе. Свет на иконе проступает через лицо и фигуру святого человека, а не падает на него извне. Свет вообще главное в иконе. В Евангелии Свет — одно из имён Бога и одно из Его проявлении. Золотой фон иконы иконописцы называют светом. Это символ бесконечного божественного Света. И этот Свет никогда не может быть заслонён задней стеной комнаты. Поэто- основы православной культуры му если иконописец хочет дать понять, что действие происходит внутри помещения (храма, комнаты, дворца), он всё равно рисует это здание снаружи. Но поверх него или между домами набрасывает как бы занавес — велум (по-латыни velum означает «парус»). Голову святого окружает золотой круг. Святой как бы и наполняется светом, и сам же, напитавпгись им, излучает свет. Это нимб — знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысль святого. Этот нимб часто выходит за края иконно го пространства, но не потому, что худож ник ошибся и не рассчитал размеров изобра жения. Это означает, что свет иконы струит ся в наш мир. Если однажды вы встретите святого чело- века не на иконе, а в жизни, вы почувствуе те, что рядом с ним становится светло, радо стно и спокойно. Ещё одна удивительная черта иконы: на ней нет беспорядка. Даже складки одежды переданы прямыми и гармоничными линиями. Иконописец внутреннюю гармонию свя- того передает через гармонию внешнюю. На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта. Когда смотришь на яркий источник света (солнце или прожектор), то теряешь ощущение пространства и глубины. Икона тоже как бы светит нам в глаза, и в этом свете всякая земная даль становится невидимой. Необычно также, что линии на иконе не сходятся вдали, а, напротив, расходятся. Когда вы смотрите на мир, то, чем дальше от вас предмет, тем он кажется меньше. Где-то вдали даже самый большой предмет превращается в крохотную точку (например, звезда). А что же тогда означает, если линии на иконе вдаль расходятся? Это значит. Урок 15 Богоматерь Умиление, Икона ■ ; • I г-‘г■ ‘| i ■ ■’ -••J I ; , ,1 I, — 1′ 1: > ‘г- L г’ — 2г’ с’ ‘ г’ I г ■ i*’ I I i i’ ‘,-V ’j’ ‘ J L’l’ L ■’ I • ‘ / *: Tit: ‘■■и ‘ ‘.-г «^1 » l»‘ : г» vii-.’-‘j’ ; — , ’ » I г- : ■ I 1 ■ I — — I r’-, — •- r -J ■ ■ . i I I . i ] . ; ‘ 1 — ‘ I -‘.’У ) • ’ ^ ■ «’ly ■ ДД».» ■ Щ ■■■»■■ M’w ■ » • • ‘-i I 4 • • # « « > » « ■ ■ . t. I J 4 ,1 ;S — » • -1 » T ^«7-» ■«- :t n .• J I 1 . Й : « t .1 i ‘ ‘ ‘ \ i“-i: Ч ^^и■:IV:;■’i-i-«A!A’ ‘■ j ■ vJ’’^A-:. ■’V-t-;лА-:A- I f I F I -Ч* г/ « P • • ‘ s II Ш ‘ Г i % I • PC Шщ r- C Ш p r ‘I i — ^ » b i; 3 4 ‘ «J и r 3 ! f • ^ * t ■ I ft * ^ : г ‘ • 1 ^ J J • i; « t J • ^ • i П i, . 5 I’ is’?’Ч-‘; ‘ =1 I’*■-T:. ‘’те L’‘“K-5 J — :‘ Ч ■> t

■ r Л 7 Л Zi 7, t. Л Л II » Л I ? U 9 9 73 г%7\-ЛГ4 7 7 7 4 J 4 4 i Л . . . * • “ > Я .1 • . J 2 : • • ? • ; * V к 4‘ ’ Л ■ .. fk. » 4 l 4 . .V4 — 7 V c* . ..vt 4k. a 4 Ж • . ‘ » . . ‘ ■ ‘ 3 • *. 4 — 1 1 ♦ E ‘ h ■ r . : I : • • : 3 i . : • J . i: 7 t . . . , • I-:.*:?»’ ilte* H’lJ ‘ “IIL* w-.- *»i; i« . r •-VmVV’ • » ■; 1*4 «- Л .-л.-.Л,: Pr’i •• .»l I Ч ■ pal I I all» aa ш %, m % m t Ш Ш Л Ш Щ ш в»а! О нас дошли слова Христа, сказанные им f i ■ ■ — I о тех условиях, при которых вера становится радостью. Эти слова Христа называются Заповедями блаженств. Слово «блаженный» Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым. Спас в силах. Икона на старославянском языке «счастливый». Нагорная проповедь Христа началась с провозглашения этих заповедей. Первая из заповедей говорит о людях, ко- торые стали «ниш;ими» по велению своего духа. Дух — это то стремление души, кото- рое влечёт человека к Богу (соответственно духовность — это то в жизни человека, что вдохновлено Божией благодатью). Ниш;ие духом сознательно ограничили свои желания и потребности. Они поняли, что: — лучше остаться с бедным, но любимым человеком, чем уйти к богатому, не испытывая любви; лучше отказаться от нее надо предать своих убеждения; карьеры, если для друзей или свои лучше жить в мире со своей совестью. чем угождать приятелям. Важно, что заповедь Христа говорит о настоянием времени, а не о будуш;ем. «Вы уже блаженны», а не «вы будете блаженны в вечной жизни после смерти». Продолжение этой Его заповеди звучит так: «Блаженны ниш;ие духом, ибо их есть Царство Небесное». Царство Небесное это синоним рая. Многие легенды говорили о рае как о какой- ТО очень далекой и недостижимой стране или как о месте, в которое души летят после смерти тела. основы православной культуры урок 20 Христос сказал иначе: «Царство Божие — внутри вас». Значит, рай надо искать не в дальних мирах и не в космосе. А слова Христа о том, что для «нищих духом» Царство Божие есть, а не просто будет, означают, что для входа в рай нужна не смерть, а вера. Во что верит человек, то и владеет его душой. Если человек решил поступить по заповеди Христа, значит, он признал Христа своим владыкой. Тогда он — в Царстве Христа, в Царстве Небесном уже сейчас. И у его души есть повод для радости. Вторая заповедь блаженств звучит так: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Нет, не всякий плач будет иметь добрый итог. Вот кто-то плачет от того, что у него угнали машину. Христос не обещает награду за такой плач. А иногда человек теряет покой совести. Если он заметит эту потерю и будет пла- кать о ней, тогда он может получить утешение. Христианин же может горевать о том, что его душа потеряла ощущение Божией благодати. Когда-то, как он помнит, в его душе было светло. А потом этот лучик потерялся. Человек уже знает вкус Царства Божия, помнит о нем, но не ощущает его сейчас. И тоскует его душа, и просит Бога вернуться. Вот такой плач точно окажется услышанным. В библейские времена люди считали, что олени воюют со змеями. Они полагали, что укус змеи для лани опасен, но если лань быстро напьётся воды, то вымоет из себя яд. В библейском псалме (гимне) говорится: «Как (укушенная) лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже». Для пророка стремительный бег оленя к Царские врата напоминают о Царстве Христа Блаженны милостивые 1 f / и. Смоктуновский Замечательный артист И. Смоктуновский говорил: «Я, может, и жив только потому, что верую в Господа. Я через все тяготы войны прошёл. Мне было шесть лет, и в какой-то праздник тётя дала мне тридцать рублей: «Пойди в церковь, отдай на храм». Тридцать рублей! На эти деньги года полтора можно есть мороженое! Я уже принял решение, что оставлю деньги себе. И тем не менее почему-то всё равно иду к храму. Сам не понимаю, как с зажатым кулаком я оказался около церкви. Зашёл внутрь, твёрдо зная, что никому ничего не отдам. И вдруг подошёл к служителю и сказал: «Возьмите на храм, пожалуйста». С той поры я понял, что кто-то на Небе поверил в меня. Если бы тогда я не отдал эти деньги, я не смог бы пройти войну, плен, тюрьму». \ ч ‘Л \ реке подобен стремлению души, которая однажды уже пережила встречу с Богом, потом потерялась и вот теперь вновь стремится к Нему, страдая от жала греха. Заповедь «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» — самая неочевидная. Она говорит, что окончательную победу во всех спорах одержит именно тот, кто спорить не станет. В жизни так бывает слишком редко. Значит, слова Христа говорят о том, что произойдёт за пределами обычной земной жизни. Убеждение христианина в том, что его ждёт вечная жизнь даже после смерти его тела, напоминает ему, что нынешний конфликт с соседом не стоит рассматривать как «последнюю битву». Победа, которая досталась нечестным путём, будет причинять боль душе. Поэтому в лицо всем победоносным и великим тиранам Христос сказал, что земля всё равно не принадлежит им и они на ней не навсегда. Зато добрые люди вернутся на землю после своей Пасхи. Заповедь «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут», вам уже понятна. Каждый из нас знает, что не является совершенством, что в нём есть недостатки. Значит, нам нужна милость. Тот, кто хочет, чтобы Бог и люди были милосердны к нему, должен и сам быть милостив к людям. «Блаженны алчущие и жаждущие правды». Это не о тех, кто желает разгадать чью-то страшную тайну. В Евангелии Истиной называется Сам Христос. Чтобы полу- чить радость от своей веры, христианин должен именно «жаждать» Бога, а не просто вяло перелистывать страницы Библии. «Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божьими». основы православной культуры Однажды из Иерусалима в Рим пришёл монах. Рим к тому времени еш;ё не успел привыкнуть к своей новой христианской вере. Но он привык пышно праздновать свои военные победы. Телемах (так звали этого монаха) шёл по городу и вдруг был увлечён толпой горожан на огромный стадион в центре Рима — Колизей. На арене стадиона началась самая страшная из человеческих игр — бои гладиаторов. Гладиаторы — это рабы, которых на потеху зрителям заставляли драться друг с другом до смерти. Когда Телемах понял, что это всерьёз, он выбежал на арену Колизея и закричал: «Люди, что вы делаете?! Не убивайте друг друга. » Гладиаторы замерли. А зрители разгне- вались на того, кто вздумал мешать их кровожадной радости, и забросали его кам- нями. И всё же эти римляне уже были христианами. Властители Рима задумались, покаялись и запретили гладиаторские бои. Больше история их не знала. «Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога». В этих словах Христа — ответ на Бога. вопрос, кто и как может увидеть Христианская вера не должна быть слепой. Христианин стремится к ясности. А ясность приходит через чистоту жизни. Грязь в серд- це это зависть, желание использовать дру гого человека для достижения своих целей (например, лицемерная дружба). Чистое сердце не злопамятно: оно не ве- — кто сколько сказал обо мне доб- дет учет рых или плохих слов. Чистое сердце свобод- но от подозрительности. Тот, кто не подозревает в других людях плохих замыслов, светлым оком смотрит на мир и на Бога. Урок 20 Спас в силах. Икона ВОПРОСЫ Какой жизненный выбор совершает «НИ1ДИЙ духом»? Сопоставьте две фразы: Я благодарю миротворца. Я благодарю Миротворца. В одном ли значении употребляется . . ■ ^ ^ Е ‘ слово «миротворец» в этих фразах? j.^ л ‘4. It J ‘ J г ■ :’С’ч Какой «мир» сотворил Миротворец? Какое искушение преодолел И. Смок-туновскии? Что такое чистое сердце? ✓ Почему именно кротким Христос говорит о власти на земле? ; ir’-v.’s’/ ^ ■_;■. -yL-, .1 ’■«ипл.: Ih ■L-■■’U.: I i'». JI ./ .1 ,J V — ti. М Г’ ИГ- *_ ■ т н ч . X : XV 1% # Ш г *-вдо A c. ■ t/jA ю’*» «cMe’ij *0^11 0^1 r ■ I p « p I вы ymm Как подражают Христу. Чему радуются святые. / Андреевский флаг — знамя Военно-морского флота России \ I 1 t Апостол Андрей. Икона Зачем творить добро? 1 I I. I у—/ — ,* ■. 4 I .’I II V ^ . . ■ . I I ‘ . ■ . ‘ .» ce люди согласны с золотым правилом этики: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Но у христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами. Первая из них Христа. благодарность за подвиг Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим. Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив, возмутили. Среди последних оказался император Рима — Нерон. И вдруг в городе начался сильнейший пожар (64 г. от Рождества Христова). Возможно, сам Нерон поджёг свой город. Но публично он заявил, что поджигателями были христиане. Их стали арес- товывать и казнить. Пётр решил покинуть Рим. И вот, когда он выходил из Рима, на дороге ему ветре- тился другой странник, который, напротив, спешил в дымяш;уюся столицу. Их взгляды встретились — и Пётр узнал Христа. Поражённый, Пётр спрашивает: «Куда Ты идёшь. Господи?» Христос же ответил ему: «Я иду в Рим, чтобы там умереть еш;ё раз». И Пётр содрогнулся. Однажды он уже отрекался от своего Учителя. Теперь же выходит так, что он бросает еш;ё и своих учеников. Пётр решил вернуться к своим воспитанникам и в минуту тяжких преследований убе- речь их от трусости и предательства, поддер жать их и словом и примером. Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет основы православной культуры ЛЛшЫк ние человека называют самоотверженность. Однако в православии слова «святой» и «хороший, любянций, самоотверженный человек» не считаются полными синонимами. Святой такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт. У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости. И это еш;ё одна причина, по которой христиане стремятся творить добро. Может быть, у человека было лишь несколько минут такой радости. Но и их бывает достаточно, чтобы повернуть всю жизнь. Ведь теперь ему стало очевидно, от чего предостерегают заповеди и что они хотят подарить ему. Об этом — древняя церковная притча. Некий дикарь спас тонущего в реке царя. Благодарный царь привёл своего спасителя в сокровищницу и дал ему целый мешок драгоценностей. Но дикарь с обидой бросил мешок: он не знал цену алмазам, золоту и решил, что его хотят заставить таскать тяжести. В этой притче золото — это заповеди. А дикарь — это человек, отказывающийся исполнять заповеди. В темноте ни золото, ни алмазы не привлекательны. Но если душа человека осветилась хотя бы малым лучом внутренней радости, ему становятся понятны и дороги все церковные заповеди. Тогда он готов всю свою жизнь посвятить поиску уже знакомой ему радости, а значит, и жизни по заповедям. Так христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям. Урок 21 быть Ему благодарным за Его жертву, то пусть он сам будет добр к людям. Подражая жертве Христа, Его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состоя- Когда Петра распинали, он упросил палачей: «Я не достоин принимать смерть так, как мой Учитель. Если уж хотите меня распять — распните головой вниз». Брат апостола Петра апостол Андрей проповедовал на северных границах Римской империи, но заходил и в те края, где позднее стали жить славяне. Его распяли на «косом» кресте (X). в русском народе всегда жило убеждение, что апостол Андрей по Днепру дошёл до Киевских гор и предсказал появление великого христианского города. Имя апостола Андрея всегда особо почиталось на Руси, а косой андреевский крест стал изображаться на флаге Военно-морского флота Российской Федерации. Еш;ё его называют Андреевский стяг. ВОПРОСЫ Нарисуйте кресты: Христов, Петров, Андреевский. Почему крест Петра отличается от креста Христова? Можно ли к поступку апостола Петра применить слово «смирение»? ^ Почему христиане благодарны Христу? Почему такая благодарность особенно побуждает их к совершению добра? ✓ Есть слова Христа: «Даром приняли — даром давайте». Как вы их понимаете? Как вы поняли притчу о дикаре и царе? Объясните. у. ц К . I s- * ВЫ ymin m Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмер тие. Успение Богоматери. Икона Евангелии есть притча о Божием суде. В последний день мировой истории все люди, все народы, когда-либо жившие на земле, соберутся перед лицом Христа. После всеобш;его воскресения Христос «отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлиш;; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлищ — по левую». Люди спросят Его: «Почему Ты осудил нас?» Христос же ответит: «Отчего, когда Я был голоден, вы не дали Мне есть? Почему, когда Я жаждал, вы не напоили Меня? Я был странником, а вы не приняли Меня. Я был наг, и вы не одели Меня. Я был болен и был в тюрьме, но вы не посетили Меня. » Недоумевающие люди вопрошают: «Мы не видели Тебя голодным или просящим у нас ночлега. Если бы мы знали, что Ты в больнице, к Тебе-то уж точно мы зашли бы с гостинцем!» Христос же отвечает: «Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из людей, то не сделали Мне». Это значит, что каждое доброе или злое слово, сказанное любому из людей. Бог принимает на Свой счёт. Помощь, оказанная случайному незнакомцу или родной бабушке, — это помощь Богу. Оскорбление, нанесённое любому из людей. Бог тоже принимает как оскорбление, нанесённое Ему, то есть как Богохульство. Любой человек — посланник Неба на Земле! В культуре христианских народов есть много рассказов о том, как человек совер- основы православной культуры ■ям мл шал некие добрые или злые действия по от- ношению к незнакомцу, а тот вдруг оказы вался Самим Христом. ЛЕГЕНДА О ХРИСТОФОРЕ Поэт В. Иванов в свою «Повесть о Свето- мире-царевиче» включил такой эпизод: «На берегу предстал царевичу великан. Сам исполин какой-то косный, косматый, будто страховидный, но глаза из-под густых бровей глядели нежно и ласково сияли. Царевич обратился к нему улыбаясь: «Как величать тебя, добрый человек?» Я Христофор. Пришла мне с юности Тяга к небу. охота послужить самому сильному господи-ну. Нашёл я царя, самого сильного, и подвизался на него работать как на своего господина. А как услышал, что царь тот боится чёрта, ушёл я чёрту служить. Да увидел я однажды, как чёрт от креста бежит: Распятого боится. Ну, и пошел я тогда искать Распятого. Забрёл в пустыню, а там старец отшельник стал мне сказывать про Христа. Я и говорю ему: «По всему вижу, что Он сильнейший. Ему и послужу». И слышу раз ночью — слабый голос зовёт. Вижу у воды Пока живу — Тебе молюсь, Тебя люблю, дышу Тобой. Когда умру — с Тобой сольюсь. Как звёзды с утренней зарёй. Хочу, чтоб жизнь моя была Тебе немолчная хвала. Тебя за полночь и зарю. За жизнь и смерть — благодарю! Д. Мережковский ’4 В. Васнецов. Радость праведных о Господе. Преддверие Рая. Роспись купола Владимирского собора в Киеве. Эскиз . • I* • ’. T.’i 1 ■ а “ • ■ ■ ■ .* — Ш. в ■ ■ .• • • • ■ ■ d • ‘• -я ■лайм9а«’а« • . а — а — • а, аа aa’a’aire’V’a а а ‘а. ‘ а» •’ Из древнерусской летописи Прислали греки к князю Владимиру философа. Он показал Владимиру завесу, на которой изображён был суд Господень. Владимир, вздохнув, сказал: «Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева». Философ ответил: «Если хочешь с праведниками справа стать, то крестись». Владимиру запало это в сердце, и сказал он: «Подожду еш;ё немного», желая разузнать о всех верах. И дал Владимир философу многие дары и отпустил его с честию великою. Б, Дирке, Святой Христофор младенца, молит жалобно его перенести. Взял я палку, посадил дитё на плечо себе. Иду. А вода подымается, гудит, ревёт, не пускает, поглотить грозится. Ребёнок претя-жёлый стал, через силу несу. Помирать, думаю, час настал. Боюсь, лишь не загубить бы дитятю. Насилу добрался до берега. И говорю младенцу: «Тяжёл ты был, точно я бремя всего мира на себя взял». А он мне говорит: «Оно не удивительно, что тяжело тебе было, ибо ты нёс мир и Творца мира». И, видя моё удивление, еш;ё говорит: «Я Христос, Которого ты иш;ешь». И тут же Он и окрестил меня, и Христофором назвал». (Имя Христофор в переводе с греческого языка означает «тот, кто несёт Христа».) За словами Христа («что вы сделали одному из. ») таится подсказка, как вести себя в трудной жизненной ситуации. Если тебе плохо — оглянись. Найди человека, которому, может быть, еш;ё труднее, чем тебе. Помоги ему. Если не деньгами, то добрым словом и добрым взглядом, улыбкой. Может быть, от этого человека ничего доброго к тебе не вернётся. Но у Бога много людей, и то, что ты одолжил одному, может вернуться через другого. в Библии есть совет о том, как Бога сделать своим должником: «Благотворящий бедному даёт взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (в церковнославянском переводе это звучит очень ёмко и мелодично: «Мйлуяй нища взайм даёт Ббгови»). Эти слова означают, что свой долг такому человеку Бог возвращает всегда, но не всегда той же «валютой». Человек дал бедняку рубли. А взамен от Бога он может получить. Нет, не деньги, а доброе бессмертие. основы православной культуры ВЕРА в БЕССМЕРТИЕ Человеческая жизнь на земле не бесконечна. Поэтому во все века люди пытались по- нять, что же там, за порогом земной жизни. Если кто-то общался с людьми по Интернету, а потом его компьютер поломался, означает ли исчезновение человека из Интернета его смерть? Вот так и поломка тела не уничтожает дунту. Представления многих древних религий можно пересказать современным образом: тело подобно ракете, которая за несколько минут выносит космический корабль в его долгий полёт. Тело умирает, а человек нет. Просто душа перестаёт пользоваться телом. Кроме того, христианин полагает, что даже поломки души (то есть грехи) не могут её уничтожить. Но они могут её искалечить. Бессмертие человека может не обрадовать его. Качество бессмертия зависит от качества любви. Смерть в христианстве воспринимается как последнее взросление и последний переход, то есть это выход души из тела. Как раньше человек вырастал из своих детских одежд, так однажды он перерастёт своё тело. Его душе станет нужно то, что сможет при- нести радость именно ей, а не телу, которое стало слишком тяжёлым и тесным. Но на- учился ли уходящий человек ценить именно такие, духовные и вечные, радости? Если человек не любил Бога и других лю- деи, то он и в вечности останется одиноким. Христианин помнит и о том, что бессмертен не только он, но и те, кого он обидел. Один современный поэт сказал: «Никому нет конца — даже тем, кто не с нами». Поэтому надо успеть примириться с людьми до своего (или их) ухода из земной жизни. Лик Христа в куполе храма ■■ |Г ВОПРОСЫ и Как вера в Божий суд влияет на поступки человека? Перечислите мотивы, поощряющие христиан к творению добра. ✓ Скажите, а можно ли человека считать послом Бога на Земле? Если да, то как надо относиться к людям? у^ Добрыми людьми могут быть только христиане? Обсудите это с одноклассниками. вы YMin Как Христос передал Себя учени кам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство. Перед Своим уходом на крест Христос собрал апостолов. Это была прощальная трапеза. Она так и называется на разных языках — Последний ужин или Тайная вечеря. Взяв в руки чашу с вином, Христос сказал апостолам: «Пейте все. Это — Кровь Моя Нового Завета, которая за вас и за многих изливается». После этого он разломил хлебную лепёшку и протянул апостолам: «Вкусите. Это Тело Мое, ломимое во оставление грехов». Мы с вами уже знаем, что, согласно Евангелиям, Христос, хотя и принял смерть на кресте, но затем воскрес. Мы также с вами уже говорили о том, что христиане надеются вслед за Христом стать участниками радостного всемирного Воскресения. Связью между В православном храме С. Ушаков. Тайная вечеря. Икона 1 основы православной культуры этими двумя Пасхами считается причастность каждого христианина Телу воскреснте-го Христа: «Если воскресло Тело Христа, то чтобы моя бессмертная душа ради того. вновь соединилась с моим же телом, я сам должен стать частичкой Христа». А чтобы люди стали частичками Христа, Его причастниками, Христос на Тайной вечере дал людям Своё Тело. Но чтобы люди не пугались. Свои Тело и Кровь Христос дал людям в виде хлеба и вина. Первыми причастниками стали апостолы. Затем ту святыню, которой они стали при- частны, они передали другим людям. Мы помним, что в жизни христиан есть очень важное для них слово — «благодать». Это добрый дар от Бога людям, а точнее действие Бога в человеке. Так вот, согласно Библии, Христос Своим апостолам дал обещание отзываться на их молитвы. «Где двое или трое собраны во имя Мое — там и Я — сказал Он им. есть », Это означает, что у собрания христиан по- является новое и неожиданное качество: че ловеческая ограниченность восполняется от бесконечной Божественной силы и любви. На языке православной мысли это называется чудом церковной соборности. Жизнь Церкви нельзя описать только теми словами и законами, которыми описывают жизнь любого человеческого общества. Там, где собирались апостолы, они молились, и Христос вновь придавал обычным лепешкам те же свойства, что и во время Тайной вечери. Хлеб становился больше, чем хлеб, а вино — больше, чем вино. Это не проявлялось в перемене вида или вкуса. Просто апостолы и причащаемые ими христиане ощущали, что с этим хлебом в них входят Христова сила и благодать. Они пони- Урок 24 1 I’ ‘i Преподание Причастия ■ ; : ч I . Г «. Г ■ ■■ .■’I v». ■ . i. ■ s ■■ ■ .. Д, ■ II ■ Ha праздничной службе • •9неа •»« GtB* * • t •• • X •>» »«t»v ««r ■ l>i». • ^ , K* 0.. -, • o* 1* I . И I .»» ■ j i 0 0 » 0 gl m г г 4 c I • 8 ■ ■ ‘ i» » . G Id’ ■ ■ i> I ьд9 9 $ J Z ОВСЭС 7 9 я t rt 9 * C . . !’ •» >! a • .! fi Я ^ • 3 • 6 — c г 5 • ?» E • 3 ^ >« :-ь _■’ ’>^7л /■ вы ушт Что делает человека выше природы Какую ответственность несёт чело век за сохранение природы. Щ г ‘щ ^ i Vr Л • > > . • 5 ■ , V ’ о :w ‘ . ^ Л Lif : • Г* Добрый пастырь. Мозаика I И. Айвазовский. Всемирный потоп христианина к природе V г- т ?. : ’г ГТТГгТТ: г V !* УА ; f’’!; гТ.’’ ’’Т’г70’ ^ г’Г.» i г \ гF — ^У Г г ристиане верят в то, что у мира есть Творец. Бог вложил Свою любовь и мудрость в мир. Поэтому, познавая мир, христианин постепенно постигает и замысел его Творца. Великий русский учёный М. Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги — книгу природы и Библию. В книгу природы Бог вложил природные законы, а в Библию — заповеди. Поэтому Ломоносов считал. что христианин, изучающий законы приро ды, несет великое христианское служение. Развитие науки и познание мира — это доброе дело для христианина. Но мир надо не только познавать. В мире надо трудиться. На одном из первых уроков мы говорили о том, что культура это та- кои труд, который изменяет мир, делая его более безопасным и удобным. К сожалению, в последнее столетие чело- век слишком увлекся перестройкой окружающего мира. Многие люди решили, что главная цель их труда состоит в том, чтобы побыстрее получить побольше выгод и удобств. Они перестали видеть в природе прекрасный храм Божий. Люди вели хозяйство так жадно и бездум- но, что, по сути, отравляли нашу планету. Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту. Некоторые виды животных исчезли с лица Земли. Христианин полагает: Бог вручил нам мир в надежде, что мы сохраним и приумножим его красоту. Истинный Хозяин на Зем- основы православной культуры Урок 26 ■ lib ле Бог, а не человек, который «ходит под Богом ». Бог выше человека, но человек выше при- роды: христианство не считает людей ровней с животными. Человек выше природы, потому что у него есть совесть, разум, свобода и ответственность. У океанов и вулканов, планет и звёзд, облаков и водопадов этого нет. У человека есть образ Божий. И именно поэтому на нем лежит ответственность за мир. Кому больше дано, с того больше спросится. Перед Творцом, который создал и челове- ка, и лес, и океаны, и горы, и животных, человек отвечает за то, убил ли он эту жизнь и эту красоту или сохранил и преобразил. Сегодня люди уже поняли свою ответственность. Поэтому современная наука не просто изучает природу, но и иш;ет способы запцитить ее. Для христианина вся природа это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя сорить и оставлять за собой грязь, бездумно рвать цветы и ломать ветки деревьев. Такое поведение вредит не только природе. В душе человека оно создаёт привычку к безразличию, злобе и разрушению. Христианское милосердие должно распро- страняться не только на людей, но и на животных. Из Библии в русскую речь вошла поговорка «Блажен, йже и скоты милует» («Блажен человек, который и животных милует»). Милосердное отношение к животным проявляется, например, в том, что человек забо- тится о домашних питомцах и жалеет их, не выбрасывает на улицу, как ненужную веш;ь. даже если они состарились или стали доставлять неудобства. И конечно, христианин пресекает всякие издевательства над живот ными (как домашними, так и дикими) и бо рется против жестокого отношения к ним. It • I S I ■ >Ji t т Библейская история Однажды мир уже пострадал из-за человека. Всё человечество стало настолько бессердечным, что Бог решил наказать людей потопом и спасти только одну семью праведника Ноя. Несколько лет Ной строил корабль-ковчег (то есть прибежи-ш;е). Он звал людей, но никто не верил в то, что потоп может захлестнуть мир. Святой Амвросий Оптинский потом пошутил: «Ной звал людей, а пришли одни скоты». И в самом деле. Ной заполнил свой ковчег только животными. Чтобы они смогли продолжить свой род. Ной брал их по двое. Отсюда пошла поговорка «Каждой твари по паре». Сорок дней сильнейшего дождя смыли всю остальную жизнь с лица земли. I. ВОПРОСЫ и Что Бог вложил в Библию, а что в «книгу природы»? ^ Вам знакомо словосочетание «экологический кризис»? Как вы думаете, почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу? В чём проявляется милосердие к животным? Есть ли у вас домашние питомцы и какие у вас обязанности перед ними? I. :-ц>| . i ‘ ■ Li. ■- ‘ ^5 L: ‘ y-L !’ I a : I .’ i . r . ■■ и . ^ > . вы ушт Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо / Венцы для венчания \ Венчание в храме емья — это маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды. Семья основана на радости и создана ради неё. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Чувство любви в этом случае совсем не равно чувству «ты мне нравишься». Конечно, любимый человек нравится. Конечно, встреча с любимым и воспоминание о нём радуют. Но порой любовь включает в себя также и боль. Если другой радуется, и я счастлив. Но если он болеет, и мне плохо. Вступление в брак в православии называется венчание. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец — это ещё и награда за решимость людей подарить себя друг другу. Но ещё это и мученический венец. Когда молодожёнов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поёт молитву именно мученикам — людям, которые были когда-то убиты за свою верность Богу и Церкви. (В свою очередь, выражение «му- ченическии венец» напоминает о терновом венце Христа.) По-настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы всё претерпеть ради сохранения семьи. Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе. основы православной культуры Урок 27 bilfch лл^ ты знаешь, я ел ее как падаль». — ты мне не сказал тогда?» — «Я, сынок, не хотел тебя смутить». Потом Семён стал монахом. Он известен как святой Силуан Афонский. Рассказывая этот случай, Силуан добавлял: «Вот таким должен быть отец. Подумайте, он по л го да ждал удобной минуты, чтобы и поправить меня, и не смутить». Без постоянного взаимного прощения и терпения жизнь в семье невозможна. rfii лы» Учиться любить надо ещё в родительском доме, иначе любовь не приживётся и в твоей новой взрослой семье. Тот, кто не научился любить в родительском доме, не сможет любить и тогда, когда создаст свою семью. Христианская семья помнит слова из Нового Завета: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» <бремена, бремя — тяжесть, тягота). Рождение ребёнка наполняют семейную жизнь светом, радостью, смыслом. В свою очередь, и родители желают наполнить жизнь детей высоким смыслом. Они стараются передать детям и свои знания, и свою веру. Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события и праздники, семейные традиции. Это не только дни рождения. Когда вся семья вместе празднует Пасху, Рождество Христово, конечно, люди становятся ближе и дороже другу другу. Нужно уметь заранее замечать, что может причинить боль дорогому человеку. Такое умение называется тактичность. Вот её пример. В крестьянской семье выросли взрослые сыновья. Один из них, Семён, однажды во время полевых работ сварил для всех обед. Прошло полгода с того дня, и в какой-то праздник отец говорит Семёну с мягкой улыбкой: «Сынок, помнишь, как ты в поле накормил меня свининой? А ведь был пост; — «Что же тшшт Библейская история У Ноя было три сына. Уже после потопа Ной стал выращивать виноград и делать вино. Поскольку он был первым виноделом, то не знал всех свойств вина. Не знал, что оно не только веселит сердце человека, но ещё и лишает его контроля над собой и усыпляет. Ной выпил сделанное им вино, опьянел и заснул у себя в шатре. Хам — один из сыновей Ноя — вошёл в шатёр, увидел лежащего на полу отца и, вместо того чтобы переложить его и укрыть, позвал всю семью, чтобы посмеяться. С той поры имя Хама стало нарицательным. Оно употребляется для обозначения хамства: бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям и в том числе, конечно, к родителям. ВОПРОСЫ ✓ Как люди должны относиться друг к другу в семье? Объясните. Почему заключение брака в церкви называется «венчание»? Что означает венец над молодожёнами? Какое поведение называют хамским? ^ Разрешает ли совесть бросать заболевшего или постаревшего супруга? ✓ Расскажите, какие традиции есть в вашей семье. V-“ V г N ^ ЛЛЛ ЛЛЛЛЛЛЛш * ' ш ш . . •ul.* ' ■ 'Л .» в.4 ■ . J-v-.*.. к .1 \ >г> ‘. ВЫ У5НДШ Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины. Л. Васнецов. Старорусский город Защита Отечества ;■ Г ■ Т I :! .; \ ’’L *.■’** ‘ ■ ‘ » ‘ ■ ‘. «* ‘ ! ‘ ‘ . ■ ‘ , ‘ ‘ ■ l»4* * Г — • ^ * ТI Р^.| t_> е раз мирный труд и тихая семейная жизнь Руси-России нарушались военными грозами. Почти половина из тысячи лет на- К9 К9 шеи истории прошла в воинах. Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов. Он говорил, что нужно подставить левую щеку, если тебя ударили в правую. Но эти слова об обидах, причинённых тебе. Можно простить свою обиду. А если обижают сестрёнку? маму? Родину? Есть ведь и другие слова Христа: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным. Вечером 28 ноября 2008 г. пьяный бандит позвонил в квартиру Табаковых в подмосковном городе Ногинск-9. Дома были только дети: 7-летний Женя и его 11-летняя сестра Яна. Они поверили, будто им принесли заказное письмо, и открыли дверь. Угрожая ножом, бандит потребовал отдать ему деньги. Затем он связал девочку и стал её мучить. Сбегав на кухню, мальчик взял нож и ударил мужчину. Преступник побежал за Женей, а девочка выбежала из квартиры и позвала на помощь. В это время насильник схватил мальчика и нанёс ему 8 ударов ножом в спину. Женя скончался. Указом Президента Российской Федерации Женя Табаков награждён посмертно орденом Мужества за самоотверженность, проявлен- ную при исполнении гражданского долга. Когда в 1812 г. французский император Наполеон привёл свою армию в Россию, то .-•/ м. ‘ . . ’ А J Р _ Г I ! I I J J ‘ г- . т .■ [ ^ —V : 5 I; 1 . .1 — Г ‘1 I . ■ ‘ ‘ ‘ .- л % ■’ \г ” , ••• •• ‘г.’- ‘ ‘ 3 ‘ ‘ ’/ » • ** J *. й * *.r **« f ‘ ii ^ 4 i К : c » 9 ,1 j . — и i i , ‘ , •. 1 . E • f 5 1′ Д r .-1 r I’ ■ is » I ‘ r • J i’ ^ il . » . ■ ■ » . : * in» ‘ . . ‘ s’ ■ ‘ I ‘ : ‘■ , ‘ ‘ ; • , ’ r » . “ , ‘ ‘ “.r» . i 2 • s ‘ il ‘ ; l’- ■ \ ^ i : «■» • — a ;i Л. ^ 1 , V J ta — г — J f* • I ‘ j». * ^ i f h i I. L » _ 4 «‘ll. J .1 u . ‘! . ‘‘i Л ■ У * ч ‘ Г , ‘у • ” У ■’* ‘• »‘ ‘i’ ‘ “ = ^, 3 i J ; — •’г ^1’* л ‘ . 4 . » I * — J г . и • 5 Г : i • ‘ ‘ ! (‘ ^ ЛЧ V •. » I “л I. . . г . — . . f I -I и •. I / а » .’»Ч *’ ‘с . 3 г .• г. . . J ‘ Е . V J » » , i •- Г г /» . п ■ 1-‘ .■*“ ■’ , .. i » , L т L : . Л п » ; _ “ ^.1 ..’S 1 ^ » t ■ г J I 1 /о ‘ ■ I *Г 1 ■ . — » S Г. • ь основы православной культуры все народы России русские, украинцы, бе- лорусы, калмыки, башкиры, грузины, татары и другие — встали на заш;иту нашей об-ш;ей Родины. С христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы. Война может быть справедливой. если ведется «за алтари и очаги», то есть за свою семью, за свою Родину и за её святыни. Но нельзя силой оружия навязывать свою веру. Русская поговорка гласит: «Невольник — не богомольник». Христос никого не заставлял слушать Его слова. Он много раз говорил Своим ученикам, что их будут преследовать из-за веры в Него, но никогда не говорил им: «Вы должны преследовать других во имя Моё». Если же надо защитить свою Родину, семью и веру, православный человек берётся за оружие. В 1380 г. войско монгольского хана Ма- мая шло на Москву. Святой московский Свято-Троицкая Сергиева лавра Сергиев Посад щ » т • г> -т е / т г г.| tj’- f’dl ■/lO ; |_|.Л ^ . i ‘■ Ч» Ч rO yi ‘v ^ ;■ I ‘ * ‘ b» J ■ I . I Ч 1 I .*1 ■ ‘ ■ H Ч. I,.-*/ ’.4.4″ I ■ II I ■ a a г I

Читайте также:  Советы как избавиться от проволочника

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей