Муравей бабочка божья коровка пчела стрекоза комар муха гусеница

Лексическая тема «Насекомые»

Ольга Троегубова
Лексическая тема «Насекомые»

Кузнечик, муравей, стрекоза, пчела, бабочка, жук, муха, божья коровка, комар, оса, шмель, таракан, гусеница.

Программное содержание. Способствовать накоплению и совершенствованию знаний ребёнка. Расширять представление детей о насекомых (чем отличаются, какую пользу приносят, какой вред). Учить различать по внешнему виду и называть.

Продолжать развивать наблюдательность и совершенствовать способность практически применять усвоенные знания. Закреплять умение вести себя в природе.

Лексический материал.

Существительные: насекомые, усики, крылья, хоботок, жало, глазки, брюшко. Польза, вред. Улей, муравейник, гнездо, нора. Комарик, тараканчик, стрекозка, пчёлка, мушечка, жучок. Жучище, тараканище, комарище, глазищи, ножищи, усищи, крылищи.

Глаголы: заражают, уничтожают, объедают, повреждают. Жалят, кусают. Служат, собирают.

Прилагательные: опасные, вредные, полезные; осиное, деревянный. Пёстрокрылая, пёстрые, большеглазая, длинноусый. Муравьиные, пчелиные, тараканьи, комариные.

Насекомых на земле очень много. Они живут в мире повсюду, за исключением морских глубин. У многих из них шесть ног, пара усиков, одна – две пары крыльев и тело, состоящее из трех частей; есть хоботок, жало, глазки, брюшко. Самые маленькие – величиной с точку. А жук – геркулес, длиной с котёнка.

Расскажите ребёнку о том, какую пользу приносят насекомые. Например, пчела собирает мёд, бабочки опыляют цветы, божья коровка и муравьи уничтожают вредных насекомых. Муравьи, комары, мухи, бабочки служат для животных и птиц кормом.

Некоторые насекомые нам вредят. Они жалят и при этом заражают опасными болезнями. Другие уничтожают полезные растения в полях, садах, огородах, лесах.Например: колорадский жук поедает ботву картофеля; мухи переносят на лапках вредных насекомых; жуки – короеды повреждают кору деревьев; гусеницы объедают листья растений; комары, слепни, блохи больно кусают животных и птиц.

«Где живут насекомые «Пчелы живут в ульях. Улей – это деревянный домик, который строит для пчел человек».

Муравьи живут в муравейнике. Они сами строят себе дом.

Осы живут в осиных гнёздах. Это гнездо похоже на шар.

Шмели живут в земле, в норках».

Игра «Скажи одним словом».

У бабочки пёстрые крылья, поэтому её называют пёстрокрылой.

У стрекозы большие глаза – её называют …

У таракана длинные усы – его называют.

Игра «Назови ласково».

Комар – комарик. Таракан — …

Ваня рассматривал в лупу свою коллекцию насекомых. И казалось,что: У стрекозы не глаза, а глазищи.

У муравья не ножки, а … .

У таракана не усы, а … .

У бабочки не крыло, а … .

Божья коровка выглядела не жуком, а огромным жучищем.

Игра «Чьи лапки, чья голова».

У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.

У пчелы — … лапки, … голова.

У таракана — … лапки, … голова.

У комара — … лапки, … голова.

Гусеница в галстуке в гости приползла

И с собою свежую газету принесла.

Села и читает, не глядит вокруг

И не замечает гусениц – подруг.

Как хорошо быть пчелкой

С веселой рыжей чёлкой –

И перед всем народом

Своим гордиться мёдом.

Трёт тарелку таракан тряпочкой, тряпочкой

И притопывает в такт тапочкой, тапочкой.

Тёр да тёр – протёр дыру в тряпочке, в тряпочке

И уполз к себе в нору, потеряв тапочки.

Не зверь, не птица, нос, как спица;

Летит – кричит; сядет – молчит;

Кто его убьёт – свою кровь прольёт. (Комар)

Чёрен – да не ворон, рогат – да не бык,

Шесть ног без копыт. (Жук)

Мы – лесные жители, мудрые строители.

Из иголок всей артелью строим дом себе под елью.

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела)

В траве они совершенно не заметны, благодаря их

зелёному цвету. У кузнечиков три пары ножек

и две пары крыльев. Задние ноги у них очень длинные, при помощи их кузнечик прыгает. У кузнечиков есть усики и уши, которые находятся на животике. Кузнечики умеют петь.

Муха – очень неприятное насекомое. Мухи издают противное жужжание, а осенью больно кусают. Кроме того, они разносчики всяких болезней. Мухи летают по помойкам, а потом прилетают к нам на кухню и счищают грязь со своих лапок на кастрюлях и столах, где мы обедаем. Лапки мухи покрыты особой жидкостью, поэтому муха может спокойно ползать по потолку, не падая вниз.

Пчела приносит пользу: опыляет растения.

У пчёл есть жало, которым они больно жалят.

Читайте также:  Защитное крыло для культиватора крот своими руками чертежи

Пчёлы большие труженицы.

Они делают мёд или трудятся в улье.

Трудно представить, что из такого довольно противного существа может получиться красавица – бабочка. Как же это происходит? Взрослая бабочка откладывает яички. Из этих яиц вылупляются крошечные гусеницы. Они начинают, есть и расти. Едят они зелёные листочки, на которых сидят. В определённый момент гусеница сбрасывает с себя гусеничную кожу и сплетает вокруг себя кокон, из которого через некоторое время и появляется прекрасная бабочка.

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Конспект занятия тема: «Насекомые» Цель: Воспитание просодических компонентов речи: дыхания, голоса, темпа речи, выразительности, выдержки, зрительной ориентировки на говорящего,.

Конспект занятия с презентацией «Шестиногие малыши» Тема презентации: Шестиногие малыши Цель: расширять и уточнять знания детей о насекомых Задачи: Развивать умение видеть признаки сходства.

Источник

Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе «Насекомые — наши друзья»

Кояш Гиматдинова
Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе «Насекомые — наши друзья»

Интегрированная образовательная деятельность в средней группе №10

Тема: «Насекомые»

Приоритетная образовательная область: «Познание».

Интегрированные образовательные области: «Коммуникация», «Социализация», «Художественная литература», «Художественное творчество», «Физическая культура».

Цель: развивать познавательную активность детей через ознакомление с окружающим и развитие речи.

— Упражнять в словообразовании, употреблении существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

— Упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием слово сколько;

— Упражнять в употреблении в речи предлогов НА, В, НАД, ПОД.

— Упражнять в умения согласовывать прилагательное с существительным.

— Активизировать словарный запас, развивать связную речь.

ОО «Чтение художественной литература»

— Упражнять в умении слушать, понимать и произносить скороговорку;

— Упражнять в умении отгадывать загадки.

ОО «Социализация» — Развивать партнерские отношения.

ОО «Художественное творчество»

— Упражнять в аппликации.

ОО «Физическая культура»

— Упражнять в умении согласовывать движения со словами.

— Развивать общую и мелкую моторику рук.

Словарная работа: сороконожка, кокон, насекомые, кузнечик, божья коровка, майский жук, паук, гусеница, муха, бабочка, пчела, муравей, жук-рогач, комар, стрекоза, стебель, шелк.

Методическое обеспечение: игрушки насекомых (кузнечик, божья коровка, муха, гусеница, майский жук, богомол, паук и т. д. ; музыка, аудиозапись, где звучат звуки леса и жужжание жуков; вырезанные изцветного картона бабочек по количеству детей, к которым прикреплены трубочки; вырезанные из бумаги самоклейки разные геометрические фигуры.

Методы и приёмы: методы мотивации и стимуляции деятельности (художественное слово, демонстрация объекта); метод организации познавательной деятельности (беседа, объяснение, показ, активизирующие вопросы, пальчиковая гимнастика, подвижная игра).

Предварительная работа: рассмотреть на прогулке насекомых.

Образовательные технологии:

— технология игровой деятельности;

— технология развивающих игр.

Использование ЭОР: музыкальноесопровождение вовремя выполнениязадания, которое записано на носителе диске.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности

Коммуникативная Вопросы. Речевые ситуации. Беседа

Двигательная Подвижная игра. Игровые упражнения

Чтение (восприятие) Загадки, скороговорки.

Познавательно – исследовательская Решение проблемных ситуаций

Ход НОД.

1. Вводная часть (фронтальная работа – 2 минута).

Воспитатель: Какое сейчас время года? Назовите ее месяца. А сейчас какой месяц?

Посмотрите, какие красивые картинки вам я сегодня принесла. Кто изображен на них? Правильно, одним словом это насекомые. Вы мне часто на прогулке задавали вопросы про них, поэтому и решила сегодня на занятии поговорить о насекомых.

2. Основная часть (16 минут)

Воспитатель: Как вы думаете, почему их назвали насекомыми?

На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать». В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомые — обжоры:они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие, некоторые насекомые ярко окрашены, чтобы отпугивать других животных.

Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие — переносчики болезней человека и животных; есть и полезные -опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).

— Кто и какую пользу приносят насекомые?

(Пчела – это полезное насекомое, потому что она делает мед и опыляет цветы. Муравей – это полезное насекомое, потому что он охотится на вредных насекомых. Бабочка – это полезное насекомое, потому что она опыляетцветы.)

— Какой от насекомых бывает вред?

(Комар – это вредное насекомое, потому что на своих лапках он переносит микробы и кусает человека. Муха – это вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит опасные болезни.

Воспитатель: Божья коровка полезное насекомое?

Читайте также:  Раствор с нашатырным спиртом от тараканов

Правильно. Она поедает маленьких букашек- тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.

Воспитатель: Кто поедает насекомых? (Птицы)Как – же насекомые спасаются от врагов (Берёт в руки насекомых, обращает внимание на окраску).

Почему майский жук коричневый?Почему кузнечик зеленый? Зачем им нужна такая окраска?Защищаться от врагов, прятаться. Майский жук на ветках деревьев, а кузнечик живет в траве. Божья коровка еще бывает оранжевого цвета. Красная или оранжевая окраска божьей коровки называется предостерегающей. Птицы знают, что насекомые с такой окраской несъедобные, и не клюют их. Божья коровка хорошо умеет защищаться, в минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета – которая плохо пахнет и этим отпугивает врагов. А ещё она может замереть, притвориться мёртвой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку. Сколько же на ней насекомых, давайте сосчитаем.

Дидактическая игра «Сосчитай сколько насекомых»

— Сколько на поляне стрекоз? (На поляне две стрекозы.)

— Сколько на поляне муравьев? (На поляне три муравья)

— Сколько на поляне бабочек? (На поляне пять мотыльков)

— Сколько на поляне кузнечиков? (На поляне один кузнечик.)

— Сколько на поляне жуков? (На поляне два жука.)

Ребята, придумайте вопросы со словом сколько. (Дети придумывают вопросы.)

Воспитатель: Отгадайте загадку.

Одевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко,

Это … (божья коровка).

Воспитатель: Вот она. Давайте с ней поиграем.

Дидактическая игра «Божья коровка».

Прилетела божья коровка.Вопросы детям:

— Божья коровка спряталась где (в траве).

— Божья коровка села на что (на цветок).

— Божья коровка ползет по чему (по стеблю).

— Божья коровка перелетела с чего на что (с цветка на цветок).

(Бабочка – на цветке, жук под цветком, стрекоза перед кустом, муравей между бабочками и т. д.)

-А где её друзья находятся? (На доске висит картина, где изображены насекомые.)

— Ребята, наши насекомые что-то хотят вам сказать. А вы знаете, как разговаривают насекомые? Какой звук издает комар и комары?

— Комар звенит, а комары звенят.

— Кузнечик и кузнечики?

— Кузнечик стрекочет, а кузнечики стрекочут.

— Жук жужжит, а жуки жужжат.

— Сверчок и сверчки?

— Сверчок свистит, а сверчки свистят.

— Божья коровка потеряла свою подружку — гусеницу. Поможем ее найти? Для этого нам нужно отправиться на лесную полянку. А по дороге мы будем выполнять задания. Мы с вами пойдем пешком, а вы знаете, как передвигаются насекомые? Как передвигается кузнечик и кузнечики?

— Кузнечик прыгает, а кузнечики прыгают.

— Жук летает, а жуки летают.

— Муравей ползает, а муравьи ползают.

— Пчела летает, а пчелы летают.

— Бабочка порхает, а бабочки порхают. (Включается музыка, а дети под музыку изображают насекомых)

Воспитатель: Вот и первое задание.

Дидактическая игра: «Четвертый лишний» на слух.

а) муравей, соловей, стрекоза, пчела;

б) собака, жук, паук, шмель;

в) комар, оса, кузнечик, волк;

г) бабочка, божья коровка, подснежник, сороконожка.

Игра с мячом «Назови ласково»:

Воспитатель:Ребята посмотрите и назовите какие насекомые вы видите.

Дидактическая игра «Кого не стало»

(Выкладываются насекомые: божья коровка, пчела, муравей, кузнечик, стрекоза, муха, бабочка. Дети рассматривают, называют, запоминают. По команде воспитателя отворачиваются. Убирается одно насекомое. Дети поворачиваются и угадывают, кого не стало)

Воспитатель: Сороконожка хочет, чтобы вы выучили скороговорку про нее.Послушайте новую скороговорку:

Слишком много ножек у сороконожек

Воспитатель: Теперь вы (сначала медленно, потом тихо, быстро).

Пальчиковая гимнастика «Пчела».

Прилетела к нам вчера

(детибегают по кругу на носочках и машут «крыльями»)

(загибают по одному пальчику на название каждого насекомого)

А за нею шмель- хмелек,

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза

Как фонарика-глаза (показываем пальцами два круга у глаз)

Пожужжали, полетали (бегают по кругу на носочках и машут «крыльями»)

От усталости упали. (Приседают на ковер.)

Дидактическое упражнение «Прохлопай слова».

Воспитатель: Давайте вспомним, как можно разделить слова на части.

Правильно, можно их прохлопать. Мы с вами их разделим с помощью хлопков. Сколько частей. Сколько раз хлопнем в ладоши – столько в слове и слогов.

Давайте разделим слова: пчела, муравей, жук, муха, гусеница. Сколько слогов в этих словах? Аня, нарисуй мне схему слова пчела. (Воспитатель приглашает детей нарисовать схему слов.)

Воспитатель: Ребята, а как называются домики у муравьев? (муравейник).

(Воспитатель показывает на картине муравейник.)

Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Правит в муравейнике муравьиная принцесса.

Читайте также:  Одна пара усиков у таракана

Воспитатель: Ребята, а кто нам летом по ночам спать не дает, и все над ухом звенит? (комар).

Как вы думаете, есть ли у комара уши?Оказывается, есть. И прячутся они у самца (мальчика) комара в усах. Конечно, не такие уши, как у человека, но с помощью этого органа слуха комарик-самец находит по звону свою подружку.

Воспитатель: Можно ли ловить бабочек? Почему?

(дети — Нет, мы можем поранить бабочку)

Крылья у бабочки покрыты маленькими цветными чешуйками. Если мы схватим бабочку за крылья, то чешуйки облетят, и бабочка не сможет летать. Что с ней случится?

Игра с мячом «Закончи предложение».

Воспитатель: Слушайте следующее задание. Я бросаю мяч и начинаю предложение. Вы ловите мяч и заканчиваете предложение. Ваша часть предложения начинается со слов «потому что». Закончив предложение, вы повторяете его целиком.

Воспитатель: Бабочка красивая, потому что … (у неё разноцветные крылышки). «Пчела мне нравится…», «Комар мне не нравится…», «Мне нравится стрекоза …», ….

Воспитатель: Молодцы. Ребята, а вы не забыли, для чего мы пришли на лесную полянку?Мы пришли на лесную полянку, чтобы найти гусеницу.

— Может быть она под листом?

— Под листом нет гусеницы.

— Может быть она на цветке?

— На цветке нет гусеницы.

— В норке нет гусеницы.

— Над травой нет гусеницы.

— Ребята, какие короткие слова мы с вами использовали, когда искали гусеницу?

— Это короткие слова. Они пишутся раздельно.

— Ребята, посмотрите, на ветке висит непонятный предмет. (Воспитатель показывает картину на котором изображено дерево, на ветке котором весит кокон). Это куколка. Когда гусеница наедается листочками, она обматывает себя липкой паутинкой и образует куколку. А внутри она превращается в бабочку. Посмотрите, в какую бабочку превратилась наша гусеница.

Развитие мелкой моторики (детям раздаются трафареты «бабочка»)

Воспитатель: Ребята, давайте разукрасим подружек бабочек (детям раздает трафареты бабочек. На их прилепляют разноцветные узоры из геометрических фигур). Какие бабочки у вас получились?

Воспитатель: Красивые, пестрые, разноцветные, большие.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

3. Заключительная часть (2 минуты)

Воспитатель: Ребята, а для чего нужны насекомые? (служат кормом для птиц, опыляют растения и просто украшают природу)

Как Вы думаете, что будет, если уничтожить всех насекомых? (никто не будет опылять растения, если этого не делать, то не будет и самих растений). Ребята, не обижайте насекомых, не трогайте их, они часть природы. Ребята, насекомые имеют большое значение для природы и человека. Поэтому надо бережно к ним относиться.

В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки.

Природа — мать им жизнь дала.

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути

— Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой,

И одинокий и пустой.

Конспект игровой деятельности на прогулке юных экологов «Птицы — наши друзья» в средней группе Конспект игровой деятельности на прогулке Юные экологи «Птицы – наши друзья» (наблюдение на прогулке в средней группе) Задачи: 1. Формировать.

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для второй младшей группы «Наши мамы» Открытое мероприятие Непосредственно Образовательной деятельности по реализации образовательных областей «Формирование целостной картины.

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Мы — друзья природы» Цель: воспитание у детей бережного отношения к природе. Задачи : закрепить представления детей о том, что планета Земля — наш общий дом;.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми 4–5 лет «Наши друзья — насекомые» Цель: обобщение представлений детей 4 – 5 лет о насекомых. Задачи: 1. Формировать представления детей о разновидностях насекомых, особенностях.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Насекомые» Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Насекомые» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Птицы — наши друзья» Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Птицы наши друзья» для воспитанников средней группы.

Конспект занятия «Наши друзья — насекомые» в старшей билингвальной группе с крымскотатарским языком Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» с. Прудовое Симферопольского района Республики Крым.

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Эти удивительные насекомые» «Эти удивительные насекомые» Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе Выполнила воспитатель: Герасимова Вера.

План-конспект Интегрированной образовательной деятельности «Друзья для котенка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №2 «Звёздочка» городского округа Ступино.

Экологический проект в младшей группе «Насекомые = наши друзья» Вид проекта: Групповой, краткосрочный с 22.04.2019 – 15.05.2019 Интеграция видов деятельности: Поисково-познавательный, коммуникативный,.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей