Лексическая тема «Насекомые»
Ольга Троегубова
Лексическая тема «Насекомые»
Кузнечик, муравей, стрекоза, пчела, бабочка, жук, муха, божья коровка, комар, оса, шмель, таракан, гусеница.
Программное содержание. Способствовать накоплению и совершенствованию знаний ребёнка. Расширять представление детей о насекомых (чем отличаются, какую пользу приносят, какой вред). Учить различать по внешнему виду и называть.
Продолжать развивать наблюдательность и совершенствовать способность практически применять усвоенные знания. Закреплять умение вести себя в природе.
Лексический материал.
Существительные: насекомые, усики, крылья, хоботок, жало, глазки, брюшко. Польза, вред. Улей, муравейник, гнездо, нора. Комарик, тараканчик, стрекозка, пчёлка, мушечка, жучок. Жучище, тараканище, комарище, глазищи, ножищи, усищи, крылищи.
Глаголы: заражают, уничтожают, объедают, повреждают. Жалят, кусают. Служат, собирают.
Прилагательные: опасные, вредные, полезные; осиное, деревянный. Пёстрокрылая, пёстрые, большеглазая, длинноусый. Муравьиные, пчелиные, тараканьи, комариные.
Насекомых на земле очень много. Они живут в мире повсюду, за исключением морских глубин. У многих из них шесть ног, пара усиков, одна – две пары крыльев и тело, состоящее из трех частей; есть хоботок, жало, глазки, брюшко. Самые маленькие – величиной с точку. А жук – геркулес, длиной с котёнка.
Расскажите ребёнку о том, какую пользу приносят насекомые. Например, пчела собирает мёд, бабочки опыляют цветы, божья коровка и муравьи уничтожают вредных насекомых. Муравьи, комары, мухи, бабочки служат для животных и птиц кормом.
Некоторые насекомые нам вредят. Они жалят и при этом заражают опасными болезнями. Другие уничтожают полезные растения в полях, садах, огородах, лесах.Например: колорадский жук поедает ботву картофеля; мухи переносят на лапках вредных насекомых; жуки – короеды повреждают кору деревьев; гусеницы объедают листья растений; комары, слепни, блохи больно кусают животных и птиц.
«Где живут насекомые?» «Пчелы живут в ульях. Улей – это деревянный домик, который строит для пчел человек».
Муравьи живут в муравейнике. Они сами строят себе дом.
Осы живут в осиных гнёздах. Это гнездо похоже на шар.
Шмели живут в земле, в норках».
Игра «Скажи одним словом».
У бабочки пёстрые крылья, поэтому её называют пёстрокрылой.
У стрекозы большие глаза – её называют …
У таракана длинные усы – его называют.
Игра «Назови ласково».
Комар – комарик. Таракан — …
Ваня рассматривал в лупу свою коллекцию насекомых. И казалось,что: У стрекозы не глаза, а глазищи.
У муравья не ножки, а … .
У таракана не усы, а … .
У бабочки не крыло, а … .
Божья коровка выглядела не жуком, а огромным жучищем.
Игра «Чьи лапки, чья голова».
У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.
У пчелы — … лапки, … голова.
У таракана — … лапки, … голова.
У комара — … лапки, … голова.
Гусеница в галстуке в гости приползла
И с собою свежую газету принесла.
Села и читает, не глядит вокруг
И не замечает гусениц – подруг.
Как хорошо быть пчелкой
С веселой рыжей чёлкой –
И перед всем народом
Своим гордиться мёдом.
Трёт тарелку таракан тряпочкой, тряпочкой
И притопывает в такт тапочкой, тапочкой.
Тёр да тёр – протёр дыру в тряпочке, в тряпочке
И уполз к себе в нору, потеряв тапочки.
Не зверь, не птица, нос, как спица;
Летит – кричит; сядет – молчит;
Кто его убьёт – свою кровь прольёт. (Комар)
Чёрен – да не ворон, рогат – да не бык,
Шесть ног без копыт. (Жук)
Мы – лесные жители, мудрые строители.
Из иголок всей артелью строим дом себе под елью.
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)
В траве они совершенно не заметны, благодаря их
зелёному цвету. У кузнечиков три пары ножек
и две пары крыльев. Задние ноги у них очень длинные, при помощи их кузнечик прыгает. У кузнечиков есть усики и уши, которые находятся на животике. Кузнечики умеют петь.
Муха – очень неприятное насекомое. Мухи издают противное жужжание, а осенью больно кусают. Кроме того, они разносчики всяких болезней. Мухи летают по помойкам, а потом прилетают к нам на кухню и счищают грязь со своих лапок на кастрюлях и столах, где мы обедаем. Лапки мухи покрыты особой жидкостью, поэтому муха может спокойно ползать по потолку, не падая вниз.
Пчела приносит пользу: опыляет растения.
У пчёл есть жало, которым они больно жалят.
Пчёлы большие труженицы.
Они делают мёд или трудятся в улье.
Трудно представить, что из такого довольно противного существа может получиться красавица – бабочка. Как же это происходит? Взрослая бабочка откладывает яички. Из этих яиц вылупляются крошечные гусеницы. Они начинают, есть и расти. Едят они зелёные листочки, на которых сидят. В определённый момент гусеница сбрасывает с себя гусеничную кожу и сплетает вокруг себя кокон, из которого через некоторое время и появляется прекрасная бабочка.
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Конспект занятия тема: «Насекомые» Цель: Воспитание просодических компонентов речи: дыхания, голоса, темпа речи, выразительности, выдержки, зрительной ориентировки на говорящего,.
Конспект занятия с презентацией «Шестиногие малыши» Тема презентации: Шестиногие малыши Цель: расширять и уточнять знания детей о насекомых Задачи: Развивать умение видеть признаки сходства.
Источник
Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе «Насекомые — наши друзья»
Кояш Гиматдинова
Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе «Насекомые — наши друзья»
Интегрированная образовательная деятельность в средней группе №10
Тема: «Насекомые»
Приоритетная образовательная область: «Познание».
Интегрированные образовательные области: «Коммуникация», «Социализация», «Художественная литература», «Художественное творчество», «Физическая культура».
Цель: развивать познавательную активность детей через ознакомление с окружающим и развитие речи.
— Упражнять в словообразовании, употреблении существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
— Упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием слово сколько;
— Упражнять в употреблении в речи предлогов НА, В, НАД, ПОД.
— Упражнять в умения согласовывать прилагательное с существительным.
— Активизировать словарный запас, развивать связную речь.
ОО «Чтение художественной литература»
— Упражнять в умении слушать, понимать и произносить скороговорку;
— Упражнять в умении отгадывать загадки.
ОО «Социализация» — Развивать партнерские отношения.
ОО «Художественное творчество»
— Упражнять в аппликации.
ОО «Физическая культура»
— Упражнять в умении согласовывать движения со словами.
— Развивать общую и мелкую моторику рук.
Словарная работа: сороконожка, кокон, насекомые, кузнечик, божья коровка, майский жук, паук, гусеница, муха, бабочка, пчела, муравей, жук-рогач, комар, стрекоза, стебель, шелк.
Методическое обеспечение: игрушки насекомых (кузнечик, божья коровка, муха, гусеница, майский жук, богомол, паук и т. д. ; музыка, аудиозапись, где звучат звуки леса и жужжание жуков; вырезанные изцветного картона бабочек по количеству детей, к которым прикреплены трубочки; вырезанные из бумаги самоклейки разные геометрические фигуры.
Методы и приёмы: методы мотивации и стимуляции деятельности (художественное слово, демонстрация объекта); метод организации познавательной деятельности (беседа, объяснение, показ, активизирующие вопросы, пальчиковая гимнастика, подвижная игра).
Предварительная работа: рассмотреть на прогулке насекомых.
Образовательные технологии:
— технология игровой деятельности;
— технология развивающих игр.
Использование ЭОР: музыкальноесопровождение вовремя выполнениязадания, которое записано на носителе диске.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Коммуникативная Вопросы. Речевые ситуации. Беседа
Двигательная Подвижная игра. Игровые упражнения
Чтение (восприятие) Загадки, скороговорки.
Познавательно – исследовательская Решение проблемных ситуаций
Ход НОД.
1. Вводная часть (фронтальная работа – 2 минута).
Воспитатель: Какое сейчас время года? Назовите ее месяца. А сейчас какой месяц?
Посмотрите, какие красивые картинки вам я сегодня принесла. Кто изображен на них? Правильно, одним словом это насекомые. Вы мне часто на прогулке задавали вопросы про них, поэтому и решила сегодня на занятии поговорить о насекомых.
2. Основная часть (16 минут)
Воспитатель: Как вы думаете, почему их назвали насекомыми?
На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать». В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомые — обжоры:они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие, некоторые насекомые ярко окрашены, чтобы отпугивать других животных.
Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие — переносчики болезней человека и животных; есть и полезные -опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).
— Кто и какую пользу приносят насекомые?
(Пчела – это полезное насекомое, потому что она делает мед и опыляет цветы. Муравей – это полезное насекомое, потому что он охотится на вредных насекомых. Бабочка – это полезное насекомое, потому что она опыляетцветы.)
— Какой от насекомых бывает вред?
(Комар – это вредное насекомое, потому что на своих лапках он переносит микробы и кусает человека. Муха – это вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит опасные болезни.
Воспитатель: Божья коровка полезное насекомое?
Правильно. Она поедает маленьких букашек- тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.
Воспитатель: Кто поедает насекомых? (Птицы)Как – же насекомые спасаются от врагов (Берёт в руки насекомых, обращает внимание на окраску).
Почему майский жук коричневый?Почему кузнечик зеленый? Зачем им нужна такая окраска?Защищаться от врагов, прятаться. Майский жук на ветках деревьев, а кузнечик живет в траве. Божья коровка еще бывает оранжевого цвета. Красная или оранжевая окраска божьей коровки называется предостерегающей. Птицы знают, что насекомые с такой окраской несъедобные, и не клюют их. Божья коровка хорошо умеет защищаться, в минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета – которая плохо пахнет и этим отпугивает врагов. А ещё она может замереть, притвориться мёртвой.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку. Сколько же на ней насекомых, давайте сосчитаем.
Дидактическая игра «Сосчитай сколько насекомых»
— Сколько на поляне стрекоз? (На поляне две стрекозы.)
— Сколько на поляне муравьев? (На поляне три муравья)
— Сколько на поляне бабочек? (На поляне пять мотыльков)
— Сколько на поляне кузнечиков? (На поляне один кузнечик.)
— Сколько на поляне жуков? (На поляне два жука.)
Ребята, придумайте вопросы со словом сколько. (Дети придумывают вопросы.)
Воспитатель: Отгадайте загадку.
Одевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко,
Это … (божья коровка).
Воспитатель: Вот она. Давайте с ней поиграем.
Дидактическая игра «Божья коровка».
Прилетела божья коровка.Вопросы детям:
— Божья коровка спряталась где (в траве).
— Божья коровка села на что (на цветок).
— Божья коровка ползет по чему (по стеблю).
— Божья коровка перелетела с чего на что (с цветка на цветок).
(Бабочка – на цветке, жук под цветком, стрекоза перед кустом, муравей между бабочками и т. д.)
-А где её друзья находятся? (На доске висит картина, где изображены насекомые.)
— Ребята, наши насекомые что-то хотят вам сказать. А вы знаете, как разговаривают насекомые? Какой звук издает комар и комары?
— Комар звенит, а комары звенят.
— Кузнечик и кузнечики?
— Кузнечик стрекочет, а кузнечики стрекочут.
— Жук жужжит, а жуки жужжат.
— Сверчок и сверчки?
— Сверчок свистит, а сверчки свистят.
— Божья коровка потеряла свою подружку — гусеницу. Поможем ее найти? Для этого нам нужно отправиться на лесную полянку. А по дороге мы будем выполнять задания. Мы с вами пойдем пешком, а вы знаете, как передвигаются насекомые? Как передвигается кузнечик и кузнечики?
— Кузнечик прыгает, а кузнечики прыгают.
— Жук летает, а жуки летают.
— Муравей ползает, а муравьи ползают.
— Пчела летает, а пчелы летают.
— Бабочка порхает, а бабочки порхают. (Включается музыка, а дети под музыку изображают насекомых)
Воспитатель: Вот и первое задание.
Дидактическая игра: «Четвертый лишний» на слух.
а) муравей, соловей, стрекоза, пчела;
б) собака, жук, паук, шмель;
в) комар, оса, кузнечик, волк;
г) бабочка, божья коровка, подснежник, сороконожка.
Игра с мячом «Назови ласково»:
Воспитатель:Ребята посмотрите и назовите какие насекомые вы видите.
Дидактическая игра «Кого не стало»
(Выкладываются насекомые: божья коровка, пчела, муравей, кузнечик, стрекоза, муха, бабочка. Дети рассматривают, называют, запоминают. По команде воспитателя отворачиваются. Убирается одно насекомое. Дети поворачиваются и угадывают, кого не стало)
Воспитатель: Сороконожка хочет, чтобы вы выучили скороговорку про нее.Послушайте новую скороговорку:
Слишком много ножек у сороконожек
Воспитатель: Теперь вы (сначала медленно, потом тихо, быстро).
Пальчиковая гимнастика «Пчела».
Прилетела к нам вчера
(детибегают по кругу на носочках и машут «крыльями»)
(загибают по одному пальчику на название каждого насекомого)
А за нею шмель- хмелек,
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза
Как фонарика-глаза (показываем пальцами два круга у глаз)
Пожужжали, полетали (бегают по кругу на носочках и машут «крыльями»)
От усталости упали. (Приседают на ковер.)
Дидактическое упражнение «Прохлопай слова».
Воспитатель: Давайте вспомним, как можно разделить слова на части.
Правильно, можно их прохлопать. Мы с вами их разделим с помощью хлопков. Сколько частей. Сколько раз хлопнем в ладоши – столько в слове и слогов.
Давайте разделим слова: пчела, муравей, жук, муха, гусеница. Сколько слогов в этих словах? Аня, нарисуй мне схему слова пчела. (Воспитатель приглашает детей нарисовать схему слов.)
Воспитатель: Ребята, а как называются домики у муравьев? (муравейник).
(Воспитатель показывает на картине муравейник.)
Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Правит в муравейнике муравьиная принцесса.
Воспитатель: Ребята, а кто нам летом по ночам спать не дает, и все над ухом звенит? (комар).
Как вы думаете, есть ли у комара уши?Оказывается, есть. И прячутся они у самца (мальчика) комара в усах. Конечно, не такие уши, как у человека, но с помощью этого органа слуха комарик-самец находит по звону свою подружку.
Воспитатель: Можно ли ловить бабочек? Почему?
(дети — Нет, мы можем поранить бабочку)
Крылья у бабочки покрыты маленькими цветными чешуйками. Если мы схватим бабочку за крылья, то чешуйки облетят, и бабочка не сможет летать. Что с ней случится?
Игра с мячом «Закончи предложение».
Воспитатель: Слушайте следующее задание. Я бросаю мяч и начинаю предложение. Вы ловите мяч и заканчиваете предложение. Ваша часть предложения начинается со слов «потому что». Закончив предложение, вы повторяете его целиком.
Воспитатель: Бабочка красивая, потому что … (у неё разноцветные крылышки). «Пчела мне нравится…», «Комар мне не нравится…», «Мне нравится стрекоза …», ….
Воспитатель: Молодцы. Ребята, а вы не забыли, для чего мы пришли на лесную полянку?Мы пришли на лесную полянку, чтобы найти гусеницу.
— Может быть она под листом?
— Под листом нет гусеницы.
— Может быть она на цветке?
— На цветке нет гусеницы.
— В норке нет гусеницы.
— Над травой нет гусеницы.
— Ребята, какие короткие слова мы с вами использовали, когда искали гусеницу?
— Это короткие слова. Они пишутся раздельно.
— Ребята, посмотрите, на ветке висит непонятный предмет. (Воспитатель показывает картину на котором изображено дерево, на ветке котором весит кокон). Это куколка. Когда гусеница наедается листочками, она обматывает себя липкой паутинкой и образует куколку. А внутри она превращается в бабочку. Посмотрите, в какую бабочку превратилась наша гусеница.
Развитие мелкой моторики (детям раздаются трафареты «бабочка»)
Воспитатель: Ребята, давайте разукрасим подружек бабочек (детям раздает трафареты бабочек. На их прилепляют разноцветные узоры из геометрических фигур). Какие бабочки у вас получились?
Воспитатель: Красивые, пестрые, разноцветные, большие.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
3. Заключительная часть (2 минуты)
Воспитатель: Ребята, а для чего нужны насекомые? (служат кормом для птиц, опыляют растения и просто украшают природу)
Как Вы думаете, что будет, если уничтожить всех насекомых? (никто не будет опылять растения, если этого не делать, то не будет и самих растений). Ребята, не обижайте насекомых, не трогайте их, они часть природы. Ребята, насекомые имеют большое значение для природы и человека. Поэтому надо бережно к ним относиться.
В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки.
Природа — мать им жизнь дала.
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути
— Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой,
И одинокий и пустой.
Конспект игровой деятельности на прогулке юных экологов «Птицы — наши друзья» в средней группе Конспект игровой деятельности на прогулке Юные экологи «Птицы – наши друзья» (наблюдение на прогулке в средней группе) Задачи: 1. Формировать.
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для второй младшей группы «Наши мамы» Открытое мероприятие Непосредственно Образовательной деятельности по реализации образовательных областей «Формирование целостной картины.
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Мы — друзья природы» Цель: воспитание у детей бережного отношения к природе. Задачи : закрепить представления детей о том, что планета Земля — наш общий дом;.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми 4–5 лет «Наши друзья — насекомые» Цель: обобщение представлений детей 4 – 5 лет о насекомых. Задачи: 1. Формировать представления детей о разновидностях насекомых, особенностях.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Насекомые» Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Насекомые» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Птицы — наши друзья» Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Птицы наши друзья» для воспитанников средней группы.
Конспект занятия «Наши друзья — насекомые» в старшей билингвальной группе с крымскотатарским языком Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» с. Прудовое Симферопольского района Республики Крым.
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Эти удивительные насекомые» «Эти удивительные насекомые» Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе Выполнила воспитатель: Герасимова Вера.
План-конспект Интегрированной образовательной деятельности «Друзья для котенка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №2 «Звёздочка» городского округа Ступино.
Экологический проект в младшей группе «Насекомые = наши друзья» Вид проекта: Групповой, краткосрочный с 22.04.2019 – 15.05.2019 Интеграция видов деятельности: Поисково-познавательный, коммуникативный,.
Источник