- О размножении муравьёв
- Кратко о семейных особенностях муравьев
- Муравьиная матка
- Самцы
- Муравьи-рабочие
- Генетика
- Пути создания семьи
- Самостоятельный
- Временный социальный паразитизм
- Деление
- Как производится оплодотворение и размножение домашних муравьёв?
- Стадии развития
- Личинка
- Куколка
- Имаго
- Пол муравьёв
- Продолжительность жизни
- Профилактика размножения и развития муравьёв
- Сценарий тематической прогулки в старшей группе «Муравьиною тропой»
- Ход прогулки:
О размножении муравьёв
Муравьи – представители насекомых. Живут они колонией, в которой есть разделение на группы, их иерархия строго определена. Есть члены клана, которые имеют отношение только к размножению. Главная в клане – матка. Благодаря ей муравьёв в семействе становится всё больше. Размножаться насекомые способны несколькими способами.
Кратко о семейных особенностях муравьев
Муравьиные семьи состоят из миллионов насекомых. Каждый представитель имеет свои обязанности, в кланах присутствует разделение труда. Можно проводить параллель с человеческой жизнью. Это стало причиной того, что учённые тщательно изучили семейство муравьёв.
Муравьиная матка
В любой муравьиной семье присутствует матка. Иными словами её можно назвать репродуктивной самкой. Допустимо, чтобы в одном клане было несколько таких самок. Эта самка – королева, она отвечает за откладывание яиц.
Внешне муравьиная матка похожа на рабочего насекомого. Отличительная черта – большие размеры. Самка имеет крылья, до определённого момента. После того, как прошло оплодотворение, она самостоятельно откусывает свои крылья.
Королева спаривается только один раз за весь период своей жизни. Семенная жидкость самца остаётся в самке. Расходование спермы происходит равномерно.
Муравьиные матки некоторых видов могут покидать гнездо и заниматься поиском пищи.
Самцы
Самцы имеют крылья, но есть исключения. В одном клане (Cardiocondyla) есть бескрылые насекомые. Ещё в гнезде, где они появились у них ведётся конкурентная борьба между собой. Они борются за молодых самок. Большая часть самцов в ходе схватки погибает.
В муравьином семействе роль самцов небольшая. Они необходимы только для того, чтобы оплодотворить матку. В гнезде они могут появиться за несколько часов до наступления брачного лёта.
После того, как произошло спаривание, самцы погибают.
Муравьи-рабочие
Основная часть муравьиного семейства приходится на рабочих. Это самки, которые не могут размножаться. Они не обладают развитой репродуктивной системой.
Основная задача муравьёв-рабочих – это забота о всех представителях клана.
- у рабочих нет крыльев;
- грудь развита плохо;
- глаза либо маленькие, либо их нет вовсе.
Такие муравьи особенно активные, выносливые, органы их очень восприимчивы.
Генетика
Проведя генетические исследования муравьёв, учёные сделали вывод – в генах насекомых содержится более 600 отдельных участков ДНК. Большая их часть отвечает за социальное поведение. Найден также ген, который отвечает за то, сколько самок будет жить в клане. Т.е. только рождённые муравьи знают, что входит в их обязанности.
Обычно, генофонд подлежит смешиванию. Одно исключение – процесс клонирования. Бывает в природе такое, что в оплодотворённых яйцах все хромосомы матери разрушаются и как следствие – появляются самцы.
Пути создания семьи
Размножаются муравьи только один раз в году. Лишь некоторые виды способны давать потомство два раза в год. Насекомые не имеют стандартного процесса размножения. Происходить зачатие может разными путями.
Самостоятельный
В момент начала брачного лёта матки покидают свои дома. Далее процесс размножения выглядит так:
- Недалеко от выхода их встречают самцы, готовые к оплодотворению. Главная их задача в этот момент – поднять самку на любую возвышенность. Найдя оптимальное место, пара взлетает (особенно активные самцы могут начинать своё движение прямо с поверхности земли). Самки и самцы спариваются в воздухе или на земле.
- По окончании процесса самцы погибают. Королева продолжает свою деятельность. Она ищет место, которое идеально подойдёт для откладывания яиц. В ходе поиска, а затем строительства места, получается закрытая камера в земле. Несколько самок могут устраиваться на одном месте.
- Через 7 дней появляются личинки. Все яйца собраны в один комок, вылупившиеся личинки пока ещё остаются в нём. После, самые активные и большие образуют свои группы.
- Спустя 14 дней личинки начинают процесс окукливания. Внешне они похожи на рабочих, но немного больших размеров.
Временный социальный паразитизм
Довольно распространённый метод размножения. Причина – небольшие размеры королевы семейства. Она не в силах самостоятельно сделать себе гнездо. Самка предпочитает размножаться двумя способами:
- Муравьиная матка находит муравейник, где самка потеряна, и поселяется в нём.
- Королева проникает в семейство, где есть своя самка. Насекомое ведёт себя так, что в итоге рабочие подчиняются ей. Чужая самка им становится привлекательнее. Представители семейства не против избавиться от своей королевы и принять в клане новую.
Деление
Используя в качестве размножения паразитизм или самостоятельную деятельность, большая часть муравьёв не выживает. Поэтому насекомые вывели ещё один способ – деление. Есть несколько вариантов:
- деление семейства на две группы;
- выделение маленького отводка или, иными словами, почкование (недалеко от основного муравейника строится дочернее гнездо);
- отводок – на новое место уходят рабочие, молодая самка.
Как производится оплодотворение и размножение домашних муравьёв?
В домашних условиях муравьи размножаются только самостоятельным путём. Процесс развития новых особей сильно схож с привычным способом (в диких условиях):
- самка находит укромное место, где может соорудить себе гнездо, и занимается откладыванием яиц (чаще это место находится под напольным покрытием или под плинтусом);
- спустя 14-20 дней появляются первые личинки;
- через 4-6 месяцев они начинают окукливаться;
- далее появляются первые рабочие.
Новоиспечённые муравьи-рабочие самостоятельно выбираются из гнезда и добывают себе пищу. В диких условиях это делают другие представители семейства, или же сама самка покидает гнездо в поисках еды.
После того, как первые яйца вылупились, королева продолжает высиживать новые. Семенная жидкость ей не требуется, у неё есть запасы.
Если в домашних условиях оптимальная температура, нет холодов, то королева способна весь год посвятить размножению.
Стадии развития
Муравьи относятся к насекомым, у которых цикл превращения полный. Весь процесс делится на несколько стадий.
После того, как самка осуществила свой брачный лёт, нашла место и создала гнездо, она начинает откладывать яйца. Выглядят они следующим образом:
- маленькие, длина не больше 1 миллиметра;
- форма овальная;
- имеют белый или жёлтый оттенок (в зависимости от вида муравья).
Ухаживают за яйцами рабочие. В их обязанности на этом этапе входит:
- сортировка расплода;
- нахождение оптимальных условий для развития.
Личинка
После (время зависит от вида муравья и условий обитания), на свет появляются личинки. Внешне они больше похожи на червей, чем на муравьёв.
Сначала личинки располагаются вместе в «пакете». По мере взросления они живут по отдельности.
На этом этапе происходит усиленное питание будущего муравья. О питании заботятся всё те же муравьи-рабочие. В их обязанности входит добывание еды и своевременная доставка.
Личинки не выделяют экскрементов.
Куколка
Между личинкой и взрослым насекомым есть ещё одна стадия – куколка. У некоторых видов она может отсутствовать. Процесс получил название «неполное превращение».
В стадии куколки личинки перестают питаться, они выделяют фекалии и плетут кокон. В редких случаях будущие муравьи отказываются от кокона. Обусловлено это особенностью вида.
Имаго
Последний этап в формировании муравья. Имаго, или иными словами, взрослое насекомое, выходит из своего кокона (если он был). Молодой муравей не может самостоятельно избавиться от него. В процессе выхода задействованы сородичи, в частности рабочие. Они вытягивают муравья из кокона.
На этой стадии молодому насекомому присуще:
- светлый окрас (оттенок становится тёмным через 3-5 дней);
- муравей не растёт;
- питается пищей, богатой углеводами.
Пол муравьёв
Механизм определения пола у муравьёв построен так, что из оплодотворённых яиц появляются самки или рабочие. Те яйца, что остались неоплодотворёнными – особи мужского пола.
Причиной возникновения самцов становится нехватка семенной жидкости. Так как сперма в организм матки поступает только раз в жизни, порой организм распределяет её непропорциональными частями.
Продолжительность жизни
Этот показатель зависит от того, какая роль предоставлена муравью в семействе. Немаловажный показатель – это активность насекомого.
Продолжительности жизни муравьёв:
- рабочие особи живут от 3 до 5 лет;
- большие насекомые умирают раньше маленьких;
- те, кто ухаживают за самками и яйцами, имеют меньший срок жизни;
- насекомые, подверженные работе в гнезде, проживают всю свою жизнь, т.е. 5 лет;
- самцы не живут долго – 2-3 недели, даже если особь не смогла оплодотворить самку, она всё равно погибнет;
- самка живёт больше всех (15-20 лет), был зафиксирован случай, когда матка прожила 28 лет.
Стоит помнить, где бы муравей не жил – в диких или домашних условиях, у них есть свои естественные враги, которые способы прервать жизнь.
Профилактика размножения и развития муравьёв
Муравьи, как и основная часть насекомых, несёт пользу окружающему миру. Но если они появились на огороде или в доме, то можно ждать беды. Чтобы отпугнуть насекомых, можно использовать:
Есть сведения, что запахи этих растений отпугивают муравьёв. Им не нравится едкие запахи. Если разложить свежие или сухие листья, насекомые вскоре покинут место своего обитания. Сами по себе муравьи – это кочевники.
Есть ещё несколько советов, как остановить размножение муравьёв:
- Обработайте муравейник гашёной известью или древесной золой.
- Для того, чтобы полностью избавиться от насекомых, можно залить место проживания насекомых кипятком. Делать это предстоит несколько раз после 10 вечера, именно в это время все особи находятся на месте. Муравейник перестанет расти только после того, как будет убита матка.
- Начинать борьбу можно сразу с помощью химических средств. Приобретите приманки и расставьте там, где были замечены муравьи (речь идёт о доме). Продолжайте пользоваться ловушками до тех пор, пока насекомые не исчезнут.
- Приманка с кишечным ядом поможет избавиться от муравьёв за 4-5 дней. Этого времени хватает, чтобы рабочие накормили им всё семейство.
Муравьи – одни из самых развитых насекомых на земле. Это и становится причиной разнопланового размножения. Каждое семейство может размножаться по-разному. Всё зависит от вида и места проживания. Всего в России насчитывается 300 типов муравьёв. Почти все они способны нанести вред огороду или уюту в доме.
Источник
Сценарий тематической прогулки в старшей группе «Муравьиною тропой»
Снежана Мартынова
Сценарий тематической прогулки в старшей группе «Муравьиною тропой»
Сценарий тематической прогулки в старшей группе «Муравьиною тропой»
Автор: Мартынова Снежана Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 39 (г. Уссурийск, Приморский край)
Цель: укрепление здоровья детей, формирование представлений детей о жизни муравьев.
Образовательные: уточнить представление о муравьях, их образе жизни, о пользе насекомых, познакомить с устройством муравейника; формировать интерес к исследовательской деятельности.
Развивающие: развивать познавательный интерес к миру природы; развивать наблюдательность; обогащать и активизировать активный и пассивный словарь; развивать зрительное и слуховое восприятие; развивать умение взаимодействовать друг с другом; развивать эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные: воспитывать желание заботиться о природе, не разрушать условия жизни насекомых; воспитывать взаимопомощь.
Оборудование: макет муравейника, лупы по количеству детей, «гусеницы» из бумаги, 2 ведра для игры, карточки для дидактической игры «Этапы муравья», крылья для королевы, шапочка птицы «дятел», USB- флеш-накопитель, музыкальная колонка, песня «Муравей» С. Лихачева, песня «Я и муравей», влажные салфетки.
Выносной материал: обручи для игры, лопатки, ведра для сбора палочек.
Место проведения: площадка детского сада.
Предварительная работа: наблюдение за муравьями; работа над проектом «Муравьи»; беседы о муравьях; чтение рассказа А. Тамбиева «Кто в муравейнике живет?»; чтение произведения В. Бианки «Приключение муравьишки»; просмотр мультфильма «Путешествие муравья»; презентация «Жизнь муравьев», заучивание стихотворения А. Бабоджаяна «Муравьишки-торопыжки», рисование «Муравей», коллективная работа «Муравейник».
Ход прогулки:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычная прогулка. Мы узнаем с вами много нового и интересного. Готовы? Тогда начнем!
А вы знаете, кто самый сильный на земле? (ответы детей). Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса. Если представить, что Паша – муравей, он сможет унести на себе 10 ребят. Сможет наш Паша поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого.
(Дети отвечают на вопросы)
Как выглядят муравьи?
Для чего муравьям усики — антенны?
Как они передвигаются?
Муравьи живут поодиночке или большими семьями?
Как называется дом муравьев?
А на нашей площадке живут муравьи?
А вам бы хотелось познакомиться с жизнью муравьев поближе?
Тогда давайте отправимся на нашу площадку так, как ходят муравьи. А передвигаются они всегда цепочкой, друг за другом.
(Дети встают друг за другом и идут на площадку, выполняя движения по тексту)
Мы идем, идем, идем
И совсем не устаем.
Муравья чтоб нам найти,
Надо мостик перейти.
Руки за спину кладем
И по бревнышку идем.
До чего трава высока
То крапива, то осока.
Ноги выше поднимай,
На траву не наступай.
А сейчас по кочкам
Прыжки на носочках.
Если с кочки упадете,
То утонете в болоте!
Мимо кустиков пойдем
Не заденем, не помнем.
Снова все цепочкой встали
И знакомою тропой
Все отправились за мной.
Воспитатель: Ребята, я вижу муравейник. Давайте подойдем и посмотрим.
(Дети подходят к макету муравейника)
Высота муравейника в лесу может быть выше человеческого роста. В нём есть надземные и подземные этажи,
Из чего построен муравейник? (ответы детей)
На постройку муравейника идут сухие веточки, соломинки, черешки листьев, хвойные иголки и другой лесной мусор. А как вы думаете, муравейник – крепкий дом? Представляете, да! Муравьи склеивают своей слюной веточки и хвоинки с маленькими кусочками земли, причем делают это очень аккуратно и обязательно в одном направлении – сверху вниз. Верхняя часть купола муравейника обычно состоит из хвоинок, плотно уложенных одна к другой. При такой укладке дождевые капли скатываются по иголкам вниз и вода не попадает внутрь муравейника.
Давайте посмотрим, как устроен муравейник внутри (поворачивает макет муравейника другой стороной). Муравьиный терем – просторный и удобный дом с вентиляцией. В нем находятся кухни, кладовки, спальни, мусоросборник, туалет, коровник. Муравьи содержат свой дом в чистоте. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника.
Самая верхняя комната, называется «солярий», муравьи туда заходят погреться весной.
А вот в этой комнате организовано «зернохранилище», сюда муравьи приносят найденное зерно.
Гусениц и другую добычу муравьи хранят в специальной «мясной кладовке».
А что же это у нас такое зелененькое в этой комнате? (предположения детей). Знаете ли вы, что у муравьев, как и у людей в доме живут любимые питомцы? Если у вас кошка, собака, кролик, то у муравьев – тля.
Это крошечное насекомое, которое вырабатывает сладкое молочко, которое называют «падь». Они «доят» тлю, нежно поглаживая ее своими усиками. Это «коровник», тут муравьи содержат тлю.
А это «зимняя спальня». Поздней осенью жизнь муравейника замирает.
Муравьи собираются в большой ком в зимовальной спальне и спят до весны. Весной, когда растает снег и пригреет солнышко, муравьи просыпаются.
А что же это за комната с короной? (ответы детей) Да, это королевская комната, где живет королева муравьев, которая откладывает яйца.
Есть в муравейнике и «детский сад», где содержатся яйца, личинки и куколки.
Воспитатель: А где на нашем участке живут муравьи? (ответы детей). Интересно, а сегодня нам удастся встретиться с муравьями? Давайте пройдем к нашим березам, возьмем лупы и попытаемся найти муравьев и увидеть входы в их подземный муравейник.
(Наблюдение детей за муравьями)
Ребята, а вы знаете, что муравья чувствуют приближение дождя. В плохую погоду они закрывают все входы и выходы в свой муравейник, чтобы туда не попала вода.
А если в муравейнике становится прохладно, они греются на солнышке, а потом ползут в муравейник, и отдают там свое тепло.
Муравьи всегда могут найти дорогу к своему муравейнику, потому что они всегда оставляют за собой след, который имеет свой запах.
А вам хотелось бы превратиться в муравьёв? (ответы детей)
Давайте все встанем в круг, возьмемся за руки,закроем глаза и произнесем волшебные слова: «Вот я, вот я, превращаюсь в муравья!»
А теперь открываем глаза. Ой, сколько вокруг меня муравьев! Что же изменилось для нас вокруг? (ответы детей)
А вы знаете, что все муравьи работают до заката солнца, когда солнце садится, в муравейнике закрываются все ходы.
А давайте поиграем в игру «Муравейник».
Игра малой подвижности «Муравейник».
Дети делятся на муравьев и муравейник. «Муравейник»: дети берутся за руки и образуют круг. «Дети — муравьи» заходят в круг, по сигналу «утро» «муравейник» (дети) поднимают руки вверх, а «дети-муравьи» выходят из круга и отправляются на работу. По сигналу «ночь» дети опускают руки вниз. «Дети – муравьи» спешат в круг. Кто не успел зайти в муравейник, становится в общий круг.
Воспитатель: Муравьи приносят большую пользу. Они очищают лес, рыхлят землю, перерабатывают лесной мусор. А чем питаются муравьи? (ответы детей) Муравьи едят разные плоды, семена, грибы, пьют сок растений и едят других насекомых.
Муравьев еще называют «санитарами леса». Как вы думаете, почему? (ответы детей). Они поедают вредных личинок, гусениц и тлей, которые могут навредить лесу. Жители одного муравейника съедают за день тысячу гусениц. Но они не имеют права сразу есть пищу, которую нашли. Муравьи должны отнести ее сначала в муравейник, а там ее распределяют между всеми муравьями.
Ребята – муравьишки, предлагаю вам отправиться наводить порядок в лесу. Посмотрите, на наших деревьях появились гусеницы. Если вы их не соберете, от листвы ничего не останется.
Игра — эстафета «Кто скорее соберет гусеницы»
Давайте разделимся на 2 команды. «Ребенок – муравей» бежит к дереву, снимает гусеницу, возвращается и кладет ее в ведро. Побеждает та команда, которая быстрее соберет всех гусениц.
Воспитатель: Спасибо вам, санитары леса! Собранных гусениц сразу съедим? (ответы детей). Мы отнесем их в муравейник, разделим между всеми муравьями и только потом съедим.
Воспитатель: А теперь я приглашаю всех муравьев немного отдохнуть на веранде.
(Дети идут на веранду и садятся на скамейки)
Воспитатель: Предлагаю новую игру на внимательность.
Дидактическая игра «Муравей».
Если дети слышат слово, относящееся к муравью — хлопают в ладоши.
Слова: трудолюбивый, полосатый, усики, жужжащий, муравейник, жало, соломинка, маленький, кровосос, крылья, медособирающий, личинка, огромный, хвоинки, челюсти, королева, брюшко, порхающий.
Воспитатель: Молодцы! Все были внимательны. А теперь давайте вспомним, как появляется муравей.
Дидактическая игра «Этапы развития муравья».
Вызываются 5 детей. Они должны взять по картинке и правильно их расположить. Остальные дети проверяют,насколько верно выстроена цепочка: королева — яйца, личинка, куколка, муравей.
Воспитатель: Ребята, мы с вами превратились в муравьев. Давайте закроем глаза и представим.
Вы — маленькие муравьи. Каждый из вас бежит по дорожке. Вдруг идет человек и не смотрит под ноги. Он такой огромный по сравнению с тобой! Вот он заносит свой башмак над тобой. Что ты чувствуешь в этот момент? Что ты ему хочешь крикнуть? О чем попросить?
Ты со своими братьями-муравьями очень долго строил дом-муравейник. Сколько палочек, веточек пришлось принести, чтобы собрать дом для всех. Как все муравьи радовались, когда муравейник был наконец построен! Но вот какой-то мальчишка ради забавы палкой разрушил муравейник, да еще смеялся над разбегающимися муравьями. Чтобы ты чувствовал по отношению к этому разрушителю? За что бы на него обиделся? О чем бы ты ему рассказал, чтобы он никогда такого больше не делал?
Воспитатель: А еще можно было всем этим людям, которые так обижают муравьев, рассказать стихотворение про трудолюбивых муравьев.
(Дети рассказывают стихотворение)
Муравьишки – торопыжки,
Не лентяи, не глупышки,
Друг за другом по дорожке
Тащат зёрнышки и крошки.
Муравью нельзя лениться,
Муравей живёт трудом:
Все что только он увидит.
Тащит в свой подземный дом.
Как увидишь, что спешит
Он своей дорогой,
Ты его не обижай
Ты его не трогай!
Воспитатель: Немного отдохнули, а теперь давайте поиграем. Я приглашаю вас на площадку.
Скажите, а у муравьев есть враги в лесу? (ответы детей) Муравьямипитаются многие звери: барсуки, лисы, медведи. Их едят лягушки и ящерицы, ежи, кроты, а также ими питаются многие птицы.
Подвижная игра «Муравьи и птица»
Дети сидят в своих домиках (обручах). В другой стороне сидит птица. По команде «Утро наступило, пора на работу!», муравьи начинают бегать по площадке. По команде «Птица летит!», муравьи бегут в свои домики. Тот, кого птица поймала – выбывает из игры.
Воспитатель: Поиграли, ну а теперь, муравьи, пора и потрудиться. У нас есть королева всех муравьев. Сейчас она выберет муравьев-строителей, которые будут делать в нашем большом муравейнике (муравейник из песка в песочнице) ходы. А другие станут рабочими муравьями и будут собирать сухие веточки для обустройства нашего муравейника.
(Самостоятельная деятельность детей под песни про муравьев: «Муравей», «Я и муравей»)
Воспитатель: А теперь нам пора опять превращаться в детей. Становимся в круг,закрываем глаза и говорим волшебные слова: «Вот я, вот я, превращаюсь в человека!»
Вот вы и побывали муравьями. И теперь, увидев муравья, поздоровайся с ним, спроси, как у него дела. Никогда не обижай маленьких, заботься о беззащитных, ведь они не могут ничего сказать, попросить.
Конспект открытой тематической прогулки «Путешествие по осенним дорожкам» Конспект открытой тематической прогулки «Путешествие по осенним дорожкам» с использованием здоровье сберегающих технологий с участием родителей.
Конспект тематической прогулки «Птицы» Конспект прогулки ФИО автора – разработчика – Сивкова Ольга Сергеевна Технологическая карта прогулки Дата проведения: 22.02.2019 года. Место.
Конспект тематической зимней прогулки в подготовительной группе «Воробей» Зимняя прогулка в детском саду. Подготовительная группа Цели: — продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье; — формировать.
Конспект тематической прогулки для детей старшего дошкольного возраста «В поисках сокровищ» Конспект тематической прогулки для детей старшего дошкольного возраста «В поисках сокровищ» Цель: удовлетворить потребность детей в движении.
Конспект тематической прогулки «В гости к лесным жителям» в средней группе Цель: Укрепление физического и психического здоровья, эмоционального благополучия, развитие двигательной активности. Задачи: Расширить.
Конспект тематической прогулки «Белокрылые лошадки» в средней группе Цель: Развивать наблюдательность путем выявления новых признаков весны. Развивать познавательный интерес, потребности и способность к самостоятельной.
Конспект тематической прогулки в старшей группе «По дорогам русских народных сказок» Конспект организации тематической прогулки на тему «По дорогам русских народных сказок» в старшей группе Составил воспитатель :.
Конспект тематической весенней прогулки во второй младшей группе «Солнышко и ручеёк» Цель: формировать у детей интерес к весенним явлениям природы. Продолжать учить детей определять состояние погоды, знакомить с некоторыми.
Конспект тематической прогулки в старшей группе «Золотая осень» МКОУ Сосновская СШ Детский сад «Ёлочка» Конспект: Прогулка в старшей группе Тема: «Золотая осень» Подготовила: Мхитарян Н. В. ,.
Сценарий прогулки в старшей группе «Наблюдение за деревьями. Знакомство с туей» Цель: Учить детей наблюдать, рассуждать; расширять знания детей о деревьях, развивать речь, умение пользоваться простейшими способами обследования.
Источник