Муравей как санитар леса

Конспект занятия по познавательному развитию «Муравьи — санитары леса» в старшей группе

Елена Олейникова
Конспект занятия по познавательному развитию «Муравьи — санитары леса» в старшей группе

с использованием слайд-шоу

Программные задачи: Развивать у детей интерес к занятию; развивать речь детей; совершенствовать знания о муравьях, их образе жизни; сформировать представление о роли муравьев в жизни леса; воспитывать бережное отношение к муравьям.

Предварительная работа: наблюдение за насекомыми на участке детского сада; загадывание загадок о муравьях; упражнение на развитие мелкой моторики рук «Муравейник»; рисование «Нарисуй муравья» (рассматривание особенностей внешнего вида насекомого).

Оборудование: иллюстрации с изображением муравья и муравейника.Природный материал: веточки, хвоинки, сухие листья, земля.

Организация занятия: дети сидят на стульях полукругом перед воспитателем.

Ход занятия:

Ребята, у нас сегодня занятие «Ребенок и окружающий мир» пройдет в необычной форме – мы с вами отправимся в путешествие. Но куда и кого мы встретим вы узнаете чуть позже. А, пока. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Добрый лес». Я буду читать стихотворение и показывать упражнение, а вы повторяйте за мной.

Игра «Добрый лес»

Возле своих стульчиков.

Добрый лес, старый лес Широко разводят руками дети в стороны

Полон сказочных чудес! Повороты вправо и влево с вытянутыми руками

Я иду играть сейчас Ходьба на месте

И зову с собою вас.

Ждет нас на лесной опушке Низко наклоняются и присматриваются

Муравьишка — шустрый,

Муравьишка – работяга. Ходьба с движением «Что-то несут на плече»

Без работы, хоть убей – Разводят руками

Жить не может муравей.

Итак, ребята. Куда мы пришли?

Дети: мы пришли в лес.

Ребята, давайте подышим свежим воздухом, вдохнем запах леса.

Дыхательная гимнастика «Запах леса»

Ребята, так как мы в лесу, садитесь каждый на свой пенек.

Дети садятся каждый на свой стульчик.

Ребята, кто нам встретился на пути и ждал нас на лесной опушке?

Дети: На лесной опушке ждал нас муравьишка.

Молодцы, правильно. Ребята, посмотрите мы о нем вспомнили, а он тут как тут.

Показ слайда № 2 с изображением муравья.

Муравей – это животное, птица или насекомое?

Почему, муравей – это насекомое?

Предлагает рассмотреть муравья.

Ребята, давайте рассмотрим муравья. Что есть него?

Дети: У муравья есть голова, грудь, брюшко, 6 ножек. На голове глаза, усики.

Правильно. У муравья,как и у всех насекомых главными признаками в строение считается: 6 ног, усики, членистое тело, которое разделяется на голову, грудь, брюшко. Ребята, как называется дом для муравья?

Дети: Дом у муравья называется муравейник.

Показ слайда № 3 с изображением муравейника.

Правильно. Муравейник, ребята, его еще называют муравьиным теремом. Муравьи – великолепные строители. Высота их дома достигает иногда даже более метра. Это просторный дом и удобный дом с вентиляцией. Дом состоит из надземной части (насыпкой) и подземной части с множеством ходов и выходов (камер – комнат).

Как устроен, ребята, муравейник снаружи, из чего строят его муравьи?

Дети: Муравьи строят дом из хвойных иголок, веточек, сухих листьев, кусочков коры.

Показ слайда № 4 с изображением хвойных иголок, веточек, сухих листьев, кусочков коры.

Правильно. Как устроен муравейник внутри, ребята?

Дети: Дом состоит из множества ходов и выходов (камер)

Показ слайда № 5 с изображением муравейника в «разрезе».

Правильно. Солярий – камера нагревается лучами солнца. Весной, забегают муравьи сюда погреться. «Зимовальная камера» — почему ее так называют?

Дети: В этой камере собираются муравьи, чтобы переждать холода.

Муравьи собираются в большой ком и греются друг об друга. «Царская камера» — живет здесь мать-муравьиха, откладывающая яйца. «Мясная камера» — почему ее так назвали?

Читайте также:  Иммуноглобулин ставить или нет при укусе клеща ребенка

Дети: Так как здесь хранят добычу свою муравьи (гусениц, бабочек).

Еще здесь есть туалетные камеры, детские». Муравьи содержат свой дом в чистоте. У некоторых муравьев есть подротовые сумки. Они складывают мусор во время уборки туда, а потом выносят его в специальные камеры.

Игра «Кто быстрее построит муравейник

Для этой игры мы должны превратиться в муравьев. Закрыли глаза и медленно, кружась,произносим волшебные слова: «Вот я, вот я, превращаюсь в муравья а теперь открываем глаза. Ой, сколько вокруг меня муравьишек!

Дети делятся на 2 команды, строят дом из веточек, хвоинок, земли, сухих листьев. Побеждает тот, кто быстрее построит его. После игры садятся на свои места.

Муравьи, живут в муравейнике большой дружной семьей и каждый выполняет свою работу. Как вы думаете, чем могут заниматься муравьи?

Дети: Одни муравьи ухаживают за потомством – это рабочие муравьи (няньки).

Показ слайда № 6 с изображением муравьёв-нянек.

Охраняют муравьиный терем – муравьи-солдаты (охранники).

Показ слайда № 7 с изображением муравьёв-солдат.

Муравьи, которые строят дом – это муравьи-строители.

Показ слайда № 8 с изображением муравьёв-строителей.

Муравьи, которые добывают пищу – охотники.

Показ слайда № 9 с изображением муравьёв-охотников.

Как ведут себя муравьи осенью, весной, летом и зимой, их поведение?

Дети: Зимой муравьи спят. В остальной период они работают.

Начиная с ранней весны и заканчивая поздней осенью муравьи трудятся. И лишь ближе к зиме жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие камеры и сбившись в большой ком, засыпают. Весной, когда растает снег, земля прогревается и муравейник снова оживает. Пользу или вред приносят муравьи?

Дети: Муравьи приносят пользу, так как они поедают большое количество насекомых, которые уничтожают растения – это гусеницы, бабочки.

Правильно. Где много муравьев, не будут жить такие насекомые, как пилильщик, тля и другие. В природе муравьев называют санитарами леса. Ребята, раз муравьи приносят пользу. Как надо заботиться о муравьях?

Дети: Не уничтожать, не топтать, не разорять муравейники.

Правильно. А, лесники, огораживают муравейники, чтобы никто не причинял вреда этому маленькому народу. Бережное отношение к муравейнику – одно из первых правил общения с лесом.

Показ слайда № 10 с изображением бережного отношения к муравейнику.

Заключительная часть: Ребята, а каком насекомом мы сегодня беседовали?

Что интересного и нового узнали о муравьях?

Что понравилось на занятии?

Итог занятия: Ребята, спасибо вам, что сегодня вы были моими помощниками и внимательно все слушали.

Краткосрочный познавательный проект с заданным результатом и элементами творчества «Пчелки» для детей среднего возраста Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей. Задачи: 1. Дать элементарное представление.

Проект «Муравьишки-торопышки» Тема: «Муравиьшки-торопышки» Возраст детей: средняя группа (4-5 лет). Вид проекта: познавательно-исследовательский. Актуальность: средний.

Источник

«Муравьи-санитары леса». Конспект ООД по ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста

Полуянова Альбина Николаевна
«Муравьи-санитары леса». Конспект ООД по ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» по теме\r\n «Муравьи – санитары леса» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование у детей осознанного бережного отношения к природе.

Обучающие: углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, сформировать представление о роли муравьев в жизни леса, в жизни человека.

Развивающие: развивать речь детей, мышление, внимание, познавательный интерес к насекомым.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к муравьям, любовь к природе.

Материал и оборудование: картинки с изображением муравья и муравейника, маски муравьев, экологический знак «Не разоряйте муравейники», указка.

Предварительная работа: наблюдение, загадывание загадок о муравьях, разучивание стихотворений, чтение рассказа Н. Романовой «Муравей Красная точка».

Место проведения: экологическая тропа в здании детского сада.

Ход занятия:

1. Вводная часть

С детства мир мы познаем,

Все о жизни узнаем:

О травинке, о букашке,

О деревьях и ромашке.

Читайте также:  Чем опасны мадагаскарские тараканы для человека

Мы вопросы задаем

И всегда ответа ждем.

Как же бабочка летает

И подснежник расцветает?

Мы в походы ходим часто

В солнечный денек и ясный.

И тропинка в саду есть

Муравьев на ней не счесть.

Даже божья коровка

По тропинке бежит ловко.

Флору, фауну мы знаем

И природу уважаем!

— Ребята, мы с вами находимся на экологической тропе. Каких насекомых мы видим?

Дети: Мы видим бабочек, божьих коровок, жуков, стрекоз, пауков, муравьев.

— Сегодня у нас с вами будет беседа про одного незаметного, но очень полезного лесного жителя. А кто он, вы узнаете сами,когда отгадаете мою загадку:

Он — работник настоящий,

Очень — очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом.

(муравей)

— Молодцы! Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного о муравьях. Кто из вас видел муравьев, поднимите руки. Все видели? Вот умнички!

2. Основная часть.

— Ребята, давайте рассмотрим муравья. Что есть у него?

Дети: У муравья есть голова, грудь, брюшко, 6 лапок. На голове глаза, усики.

— Правильно. У муравья, как и у всех насекомых,главными признаками в строении считается: 6 лап, усики, членистое тело, которое разделяется на голову, грудь, брюшко.

— Для чего муравью нужны усики?

Дети: Усики нужны муравью для того, чтобы чувствовать запахи, ощупывать встречные предметы.

— По запаху муравьи узнают «своих» и «чужих», находят дорогу к дому. Ребята, как называется дом муравья?

Дети: Дом муравья называется муравейник.

— Правильно. Муравейник еще называют муравьиным теремом. Муравьи – великолепные строители. Высота их дома достигает иногда даже более метра. Это просторный и удобный дом с вентиляцией. Дом состоит из надземной части (насыпки) и подземной части с множеством ходов и выходов (камер – комнат).

— Из чего муравьи строят муравейник?

Дети: Муравьи строят муравейник из хвойных иголок, кусочков коры, веточек, листьев.

Муравей самый сильный на свете. Он тащит груз, который по весу превышает его собственный в 10 раз.

— А крепок ли дом муравья? (ответы детей)

— Представляете, да! Муравьи склеивают своей слюной веточки и хвоинки с маленькими кусочками земли, причем делают это очень аккуратно и обязательно в одном направлении – сверху вниз, чтобы во время дождя вода стекала вниз и в муравейнике было сухо.

— Как ведут себя муравьи осенью, весной, летом и зимой?

Дети: Зимой муравьи спят. В остальной период они работают.

Муравьи очень трудолюбивые. Начиная с ранней весны и заканчивая поздней осенью муравьи трудятся. И лишь ближе к зиме жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие камеры и сбившись в большой ком, засыпают. Весной, когда растает снег, земля прогревается и муравейник снова оживает.

— Ребята, какие приметы вы знаете?

Дети: Если вокруг муравейника много муравьев – к хорошей погоде. Если муравьи спрячутся в свой дом – жди сильного ветра, дождя или грозы.

— Теперь мы с вами поиграем в игру, которая называется «Муравейник».

Проводится игра: «Муравейник»

Дети делятся на муравьев и муравейник. Муравейник: дети берутся за руки и образуют круг. Дети-муравьи заходят в круг, по сигналу «утро» дети-муравейник поднимают руки вверх, а дети-муравьи выходят из круга и отправляются на работу. По сигналу «вечереет» дети-муравейник медленно опускают руки, дети-муравьи спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети-муравейник опустят руки вниз.

— Пользу или вред приносят муравьи?

Дети: Муравьи приносят пользу, так как они поедают большое количество насекомых, которые уничтожают растения – это гусеницы, бабочки.

— Правильно. В природе муравьев называют «санитарами леса». Они могут уничтожить за лето около 10 миллионов погибших и вредных насекомых. Некоторые птицы прилетают к муравейнику, чтобы очиститься от паразитов, смазывая перья муравьиной кислотой.

Муравьи тащат домой и поедают семена растений, а те которые потеряют по пути, могут вырасти на новом месте. Так муравьи помогают расселяться разным растениям по лесу.

Читайте также:  Искандер инструкция по применению от тараканов

Они любят сладкий цветочный нектар, который собирают в цветах. Так они помогают опыляться некоторым цветам.

Чтобы построить муравейник, они роют маленькие ходы под землей, и от этого земля вокруг становится плодороднее.

— Какую пользу приносят муравьи человеку?

Дети: Из выделений муравьев делают муравьиный спирт.

Муравьи приносят огромную пользу человеку. Из муравьев готовят препараты кровоостанавливающего действия. Муравьиный яд уменьшает воспаление суставов.

— Какие враги есть у муравьев?

Дети: В лесу у муравьев много врагов: птицы, медведи, барсуки, лисы.

— Главные враги муравьев – кабаны и человек.

— Ребята, раз муравьи приносят пользу, как надо заботиться о муравьях?

Дети: Не уничтожать, не топтать, не разорять муравейники.

— Человек должен помнить, что муравьи – это залог здоровья леса, поэтому муравьев и муравейники нужно беречь. Ни в коем случае не топчите муравьев. Не разрушайте муравейники и не тыкайте палками, не позволяйте этого делать другим. Люди с древних времен знали о пользе муравьев,и даже народная мудрость говорит: «Разоряя муравейник, ты разоряешь дом друзей». Лучше понаблюдайте за муравьями – одним из чудес природы.

Когда вы в лесу, всегда старайтесь беречь его жителей: не оставляйте мусора и не разоряйте гнезд и муравейников, следите, чтобы в лесу не было огня, и в благодарность лес наградит вас прекрасным воздухом, пением птиц и хорошим настроением.

— Ребята, о каком насекомом мы сегодня беседовали?

— Что интересного и нового узнали о муравьях?

— Что понравилось на занятии?

— Сегодня мы с вами говорили о маленьких, но очень важных лесных жителях- муравьях. Мы узнали, что они приносят большую пользу лесу, человеку и о том, что нужно беречь лес и его жителей.

— Ребята, спасибо вам, что сегодня вы были моими помощниками и внимательно все слушали.

Конспект интегрированной ООД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста Конспект интегрированного ООД для детей старшего дошкольного возраста Тема: Спешим на помощь. Цель. Закрепить элементарные математические.

Конспект ООД по ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница вода» Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Формирование целостной картины мира — Ознакомление.

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Дикие звери» Лексическая тема «Дикие звери» Цель. Уточнить и расширить представления о диких животных наших лесов. Задачи: Обучающие: — упражнять.

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «Загадочный мир космоса» Цель:формирование представлений о празднике «Дне космонавтики», элементарных представлений о космосе, о первом полете в космос. Задачи:.

Конспект экскурсии «Сокровище матушки Земли» для детей старшего дошкольного возраста по ОО «Познавательное развитие» Мы с детьми решили подробно изучить, что такое почва, почему на ней растут растения, узнать, живет ли кто-нибудь в земле? Ждем, когда наступит.

Конспект занимательной игры «Тайны леса» для детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет К О Н С П Е К Т ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ «ТАЙНЫ ЛЕСА» /для детей 5-6 лет/ Цель: Конкретизировать знания детей о мире природы. Задачи: Образовательные:.

Образовательная деятельность по экологии «Муравьи-санитары леса» Как мы знаем, что 2017 год объявлен годом экологии. В рамках этого проекта в нашем детском саду реализуются разные мероприятия: беседы по.

Проект «Смотри во все глаза». Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста из цикла «Познай себя» Цель: продолжать формировать познавательный интерес к человеку. Задачи: • Дать представления о том, что глаза являются одним из основных.

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР старшего дошкольного возраста «В гостях у Феи леса» («Дикие животные») Тема: «В гостях у феи Леса» Цель: Научить детей составлять рассказ с опорой на схему. Направление: Речевое развитие. Интеграция образовательных.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей