Урок окружающего мира по теме «Потребители и разрушители лесной экосистемы». 3-й класс
Класс: 3
Тема урока. «Потребители и разрушители лесной экосистемы».
Цели:
- показать роль потребителей и разрушителей лесной экосистемы как участников круговорота веществ;
- сформировать у детей понятие «экосистема леса – устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ»;
- формирование коммуникативных навыков у учащихся.
Оборудование: учебник А.А.Вахрушева по окружающему миру за 3 класс, рисунки, фотографии животных и птиц леса, видеоролик «Лес без животных», коллекция муляжей «Грибы», образцы коры деревьев, повреждённой жуком-короедом.
I. Самоопределение к деятельности
(Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.)
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинаем мы опять
Наблюдать и рассуждать.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация
(Готовность мышления и осознание потребности в новом знании.)
– На доске записаны слова. Прочитайте их.
– Как вы думаете, что их объединяет? (Это названия экосистем.)
– Экосистема – что это такое?
Дети рассказывают:
– Экологическая система.
– Эко – природа, система – порядок.
– Природное сообщество.
– Содружество живой и неживой природы, в котором организмы разных «профессий» поддерживают круговорот веществ.
– Какие «профессии» живых организмов вы знаете? (Производители – растения, потребители – животные, разрушители – микроорганизмы, грибы.)
– А что такое круговорот веществ? (Цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом.)
– Скажите, а эти три экосистемы как-то зависят друг от друга?
Дети рассказывают:
– Со временем на месте озера образуется болото. Если озеро бессточное, то круговорот веществ замкнут не полностью. Разрушители не справляются со своей работой. Поэтому оно зарастает и превращается в болото.
Болото со временем может стать лугом. Разрушителям трудно жить в сырой болотной почве. Мох-сфагнум убивает микроорганизмы. Поэтому отмершие остатки не разрушаются, а превращаются в торф. Из-за накопления торфа болото становится суше и начинает зарастать травой. Круговорот веществ в болоте также не замкнут.
– А луг при определённых условиях может смениться другой экосистемой? (Да, экосистемой леса.)
– Почва луга очень плодородна. Если почва влажная, то на месте травянистых зарослей могут появиться всходы кустов и деревьев. Они будут расти всё выше и выше, затеняя травы. Так луг превращается в лес. Круговорот веществ в экосистеме луга не замкнут.
– Так в чём сходство экосистем озера, болота и луга? (Круговорот веществ не замкнут. Эти экосистемы неустойчивые.)
На доске постепенно появляется схема:
Неустойчивые системы с замкнутым круговоротом веществ.
– Какой вопрос в связи с этим возникает об экосистеме леса? (А лесная экосистема какая? Какой в ней круговорот веществ?
III. Проблемная ситуация и тема урока
(Этап постановки учебной задачи.)
– Скажите, в какой природной зоне мы с вами живём? (В лесной зоне, в тайге.)
– Какие растения живут в наших лесах? (травы, кустарники, деревья)
– Какова роль растений леса?
Дети рассказывают:
– Дом для животных.
– «Зелёные лёгкие» нашей планеты. Выделяют кислород, поглощают пыль, углекислый газ.
– Корм для живых организмов.
– А ещё прекрасное место отдыха для людей. Вы любите гулять, отдыхать в лесу? (Да.)
– Тогда давайте прогуляемся.
Дети смотрят видеоролик «Лес без животных».
– Тише, до нас доносятся чьи-то голоса. Давайте послушаем.
Инсценировка (диалог Лены с Мишей).
(Идут девочка и мальчик с корзинкой в руках.)
IV. Проблемный вопрос
Лена: Миш! Мы столько идём по лесу, а никаких животных так и не встретили. Наверное, они в лесу не так важны.
– Как вы думаете, права ли Лена? (Различные мнения.) Давайте это обсудим.
V. Определение темы урока
– На прошлом уроке мы говорили о растениях-производителях леса, а сегодня мы поговорим о других профессиях. Итак, тема нашего урока…
На доске: «Потребители и разрушители лесной экосистемы»
VI. Совместное открытие знаний
1. Сообщения подготовленных учащихся
– Каких обитателей лесов вы знаете? (Звери: белка, заяц, лиса, волк, лось, медведь, куница, рысь и др.; птицы: дятел, сорока, поползень, ястреб и др.; насекомые: муравьи, жуки и др.)
– Сегодня ребята по специальному заданию приготовили для вас сообщения о роли некоторых обитателей лесов.
Сообщение о животных
Белка – растительноядное животное, грызун, живёт в лесу, на деревьях. Белка легко прыгает с ветки на ветку, с дерева на дерево. При прыжках, которые могут достигать четырёх метров, белке помогает хвост. Хвост служит своеобразным рулём. Во время движения в воздухе белка может поворачивать хвост как парашют и плавно приземляться на нужное место. Летом у белки шерсть короткая, редкая, ей легче переносить жару. А рыжая окраска хорошо маскирует среди пестроты летнего леса. Цвет зимней шерсти – серый. Когда серенькая белка неподвижно сидит на ветке, её трудно увидеть её врагам – кунице, соболю, ястребу-тетеревятнику. Белка ест ягоды, орехи, грибы, семена, насекомых, их личинки, яйца птиц. Осенью белка запасает корм. Орехи прячет в трещинах коры, во мхе, под корнями. О своих запасах белка забывает. Многие семена остаются несъеденными и весной прорастают. Так белка помогает расселяться растениям.
Сообщение о насекомых.
– Как вы думаете, что за художник изобразил узоры на коре дерева? (Демонстрация образцов коры, повреждённой жуком)
Это жук-короед. На каждой породе дерева живут какие-нибудь короеды, и у всякого своя манера прогрызать ходы.
Одни из короедов заселяют вершины деревьев и ветви, и живут под тонкой корой, другие выгрызают ходы в средней части ствола, третьи – в нижней части, под толстой корой, а есть и такие, что грызут в корнях.
Обычно жуки заселяют уже больные и ослабленные, старые деревья. Питаясь корой, они разрушают сухостой, мешающий расти молодым деревьям. И только уж сильно размножившись, нападают и на деревья здоровые.
Сообщение о птицах
В густой кроне деревьев живут таёжные птицы: глухарь, тетерев, куропатка, рябчик, кедровка, клёст, дятел, сова.
Птицы приносят пользу лесу. Многие птицы и особенно птенцы очень прожорливы. Если насекомых вредителей в лесу окажется много, то на этом месте загнездится много птиц, и на всех птенцов хватит пищи. Но если насекомых будет мало, многие пары откажутся от гнездования.
Таким образом, птицы могут регулировать обилие насекомых.
Успешную борьбу с вредителями леса ведут дятлы. Своим твёрдым клювом они пробивают маленькие отверстия в коре, а длинным языком, на котором есть особые зазубрины, они ловко извлекают личинки насекомых из-под коры. Интересен язык дятла – тонкий и длинный. У зелёного дятла до 14см, у чёрного – 8см. Есть ещё польза от дятлов: они заготавливают места для гнездования других птиц. Обычно дятел каждый год долбит новое дупло для своего гнезда. А старые дупла?
Их заселяют иные птицы: мухоловки-пеструшки, поползни, большие синицы, скворцы, сычи.
Кто из нас не слышал в лесу звонкого кукования? А, услышав, кто не задавал птице вопрос: «Кукушка, кукушка, сколько лет мне жить?»
Кукушка гнёзд не вьёт, яиц не насиживает. Она приспособилась класть свои яйца в чужие гнёзда: к трясогузкам, горихвосткам, зарянкам. За лето одна кукушка размещает по чужим гнёздам до 20 яиц.
Однако кукушка – неутомимый истребитель гусениц. Основной пищей кукушки являются «мохнатые», покрытые щетинками гусеницы непарного шелкопряда, которых другие птицы не едят.
2. Работа в группах. Обсуждение, выступления.
– Ребята, как же взаимосвязаны между собой растения, звери, птицы и насекомые? (Все организмы являются пищей для других организмов.)
– Как называется последовательность, в которой каждый из организмов съедает другой? (Цепь питания.)
– Составьте цепи питания живых организмов, обитающих в лесу. (Группы получают наборы названий живых организмов леса.)
- I группа: кедр ––> белка ––> куница
- II группа: ель ––> лось ––> волк
- III группа: дуб ––> гусеницы ––> кукушка ––> ястреб
- IV группа: берёза ––> жук-короед ––> дятел ––> ястреб
Выводы.
– Ель, дуб, берёза, кедр – это… (растения-производители).
– Белка, куница, лось, волк – это… (животные-потребители).
– Что происходит с производителями и потребителями в экосистеме? (Они умирают, останками питаются разрушители. Это жуки-мертвоеды, дождевые черви, почвенные клещи, многоножки и грибы.)
Сообщение о грибах
В лесу растёт великое множество грибов. Многие грибы поселяются на гнилых и больных деревьях, иногда на корнях.
Например, трутовик. Когда-то он обитал на стволе большой засыхавшей ели. Трутовики проникают в повреждения ствола и живут внутри дерева, постепенно разрушая его.
Когда дерево свалилось, началась работа других, шляпочных грибов, поселившихся на обломках ствола. Они трухлявят и вместе с бактериями перерабатывают остатки древесины на поверхности земли, смешивают их с почвой.
Наступает очередь почвенных грибков. Они завершают работу разрушения, начатую трутовиками. И вот получается перегной, на котором и вырастают молодые ёлочки.
Так грибы помогают возобновлению лесов.
На доске появилась схема:
3. Ответ на проблемный вопрос Лены
– Что же мы теперь можем ответить Лене? Важны ли животные в лесу? А разрушители? (Да. Все они участники круговорота веществ.)
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой: №7, с.62 одно из трёх на выбор.
VIII.Включение в систему знаний и повторение.
Выводы учащихся:
1. – Итак, мы получили круговорот веществ, в котором все его участники справляются со своей работой.
Производители растут и дают пищу потребителям.
Потребители питаются растениями и «друг другом», так что могут регулировать круговорот веществ.
А разрушители перерабатывают мёртвые организмы и оставляют в почве минеральные вещества, которые используют растения.
– Какой круговорот у нас получился? (Замкнутый)
2. – Если круговорот в экосистеме леса замкнутый, то экосистема… (устойчивая).
– А если экосистема устойчивая, заменит ли её другая экосистема? (Нет)
3. Прочитаем об этом правило на стр.61 учебника.
IX. Итог урока. Рефлексия деятельности
X. Домашнее задание
На выбор:
- №4, с.62 – кроссворд;
- №5, с.62 – игра «Детектив»;
- Доклады-сообщения об обитателях леса;
- Книжка-малышка туриста «Как нужно вести себя в лесу».
Источник
Примеры. Производители, потребители и разрушители
Производители(или продуценты)- зеленые растения, синтезирующие органические вещества из неорганических.(любое растение)
Потребители(или консументы)- растительноядные и плотоядные организмы.(например:термиты, ленивцы, попугаи,енот, тукан,богомол,лягушка,муравьед,дождевой червь,комар,грифы,клещи и тд)
Разрушители(или редуценты)-бактерии и грибы(белый гриб,шампиньоны идр, кокки,бациллы,вибрионы и др. бактерии)
Простейшие — изучают одноклеточных и колониальных
кишечнополостные -гидры, медуза, кораллы
моллюски головоногие, брюхоногие, двустворчатые
членистоногие — ракообразные, паукообразные , насекомые,
позвоночные -бесчерепные и черепные -рыбы, земноводные, премсыкающиеся, птицы, млекопитающие
классификация Царство — тип — класс — отряд -семейство — род — вид
Выделяют следующие критерии
1.Длительность хранения информации
Кратковременная+долговременная+оперативная
2.В зависимости от органов чувств
Зрительная+осязательная+обонятельная+вкусовая+слуховая
3.В зависимости от волевого участия
Произвольная+непроизвольная
4.В зависимости от психической активности
Эмоциональная+двигательная+образная+словесно-логическая
2.Кратковременная и долговременная память отличаются временем хранения информации
3.Образная память способствует запоминанию образов и предметов и тесно связана с органами чувств.В отличии от образной памяти словесно-логическая память тесно связана с речью и предназначена для запоминания понятий.И самое главное отличие в том что образная память есть как у человека так и у животных.Словесно-логическая память присуща есть только у человека
Источник
Конспект урока по окружающему миру «Экосистема болота»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспекта урока окружающего мира. 3 класс.
Тема: Экосистема болота.
Учитель: Кудрявцева Ирина Александровна.
· сформировать представление «экосистема болота»;
· расширить понятия «круговорота веществ в природе», «профессии в экосистеме»;
ПОТРЕБИТЕЛИ -> РАЗРУШИТЕЛИ -> ПРОИЗВОДИТЕЛИ
ПРОИЗВОДИТЕЛИ -> РАЗРУШИТЕЛИ -> ПОТРЕБИТЕЛИ
ПРОИЗВОДИТЕЛИ -> ПОТРЕБИТЕЛИ-> РАЗРУШИТЕЛИ
ЭКОСИСТЕМА ВОЗДУХ
ПРОИЗВОДИТЕЛИ -> ПОТРЕБИТЕЛИ-> РАЗРУШИТЕЛИ
ЭКОСИСТЕМА ВОЗДУХ
ПРОИЗВОДИТЕЛИ -> ПОТРЕБИТЕЛИ-> РАЗРУШИТЕЛИ
Ромашка, клевер, клюква, мышь, куропатка, щука, микроорганизмы, карась, сосна.
ПРОИЗВОДИТЕЛИ -> ПОТРЕБИТЕЛИ -> РАЗРУШИТЕЛИ
ПРОИЗВОДИТЕЛИ-> ПОТРЕБИТЕЛИ -> РАЗРУШИТЕЛИ
ПРОИЗВОДИТЕЛИ-> ПОТРЕБИТЕЛИ -> РАЗРУШИТЕЛИ
клевер -> куропатка -> микроорганизмы
ЭКОСИСТЕМА ВОЗДУХ
ПРОИЗВОДИТЕЛИ -> ПОТРЕБИТЕЛИ-> РАЗРУШИТЕЛИ
клюква — > куропатка — > микроорганизмы
Щука , хара , окунь , кувшинка , рогоз, мотыль , циклоп, камыш , дафния , рак , карась , элодея , плотва, окунь, беззубка .
менее 10 «+» — удовлетворительно
Кар точка для проверки кроссворда.
1. Мотивация к учебной деятельности.
1)Мотивировать учащихся к учебной деятельности
2)Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок(могу).
3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
— Начинаем урок окружающего мира.
— Посмотрите на доску.
Без труда нет плода
— Что это? ( Пословица )
— Как вы её понимаете? (Если будем трудиться, у нас всё получится).
— Каким трудом вы занимаетесь сейчас? (Учебным трудом).
— Как вы можете объяснить смысл пословицы с точки зрения учебной деятельности? (Чтобы знать и уметь, нужно учиться).
— Вы готовы учиться? (Да).
— Что мы изучаем сейчас на уроках окружающего мира? (Экосистемы).
— Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня? (Думаем, что продолжим изучать экосистемы).
— Какую экосистему мы изучили на прошлом уроке (Экосистему озера).
— Экосистема озера какая? (Водная).
— Как вы думаете, есть ли ещё водные экосистемы? (Думаем, да).
— Можете предположить какие (Экосистема реки, ….)
— Послушайте стихотворение к нашему уроку:
Осень. Чащи леса.
Мох сухих болот
И шафран отцвёл
Лес и пуст, и гол.
— Кто догадался, о какой экосистеме пойдет речь? (Об экосистеме болота).
— Как мы будем узнавать новое? (Повторим имеющиеся знания, столкнёмся с затруднением, выясним, что не знаем, найдем выход из затруднения. ) ( Напишем самостоятельную работу, чтобы убедиться, что хорошо усвоили новое знание).
2. Актуализация знаний.
1)Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания.
2)Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения
3)Организовать фиксацию актуализированных способов действий в речи.
4)Организовать фиксацию актуализированных способов в знаках.
5)Организовать обобщение актуализированных способов действий.
6)Организовать самостоятельное выполнение индивидуального задания на новое знание.
7)Организовать фиксацию результатов выполнения индивидуального задания.
— Что вы считаете необходимым повторить для знакомства с новой экосистемой? (Понятие экосистемы).
— Что такое экосистема? (Экосистема – это единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ).
— Вы согласны с определением? ( Да).
Учитель указкой обращает внимание учащихся на слайд № 1
ПОТРЕБИТЕЛИ -> РАЗРУШИТЕЛИ -> ПРОИЗВОДИТЕЛИ
— Что вы видите? (Цепь питания.)
— Я не согласна, что это цепь питания, у кого есть другое мнение? (Я с вами согласна, так как в начале каждой цепи питания должны быть производители.)
— Каково ваше мнение об этой схеме? (Это цепь питания.)
Учитель указкой обращает внимании учащихся на слайд № 2
ПРОИЗВОДИТЕЛИ -> РАЗРУШИТЕЛИ -> ПОТРЕБИТЕЛИ
— Кто не согласен? (Я, т.к. после производителей в схеме должны быть потребители.)
Учитель обращает внимание указкой на слайд №3.
ПРОИЗВОДИТЕЛИ -> ПОТРЕБИТЕЛИ-> РАЗРУШИТЕЛИ
— Сейчас посмотрите на доску , что вы видите сейчас? (Цепь питания.)
— Докажите! (Каждая цепь питания начинается с производителя, затем продолжается потребителем и заканчивается разрушителями.)
— Скажите, в такой экосистеме могут существовать производители? (Нет, им нужны, солнце, почва, вода, воздух.)
Учитель обращает внимание указкой на слайд № 4.
ВОЗДУХ ЭКОСИСТЕМА
ПРОИЗВОДИТЕЛИ -> ПОТРЕБИТЕЛИ-> РАЗРУШИТЕЛИ
— Зачем им нужны данные компоненты экосистемы? (Растения образуют органические вещества из углекислого газа и воды, на свету. Следовательно, им нужно солнце и воздух, в котором есть углекислый газ.)
— Как называется процесс образования органических веществ на свету из углекислого газа и воды в растениях? (Фотосинтез.)
— Какой газ выделяется в процессе фотосинтеза? ( В результате фотосинтеза выделяется кислород, а он необходим животным.)
— Зачем же растениям нужна почва? (Растения из почвы всасывают воду и соли.)
— К какой природе относятся солнце, вода, почва, воздух? (Это неживая природа.)
— Так какой мы можем сделать вывод? (Из каких двух частей состоит экосистема?) (Из живой и неживой природы.)
Учитель обращает внимание указкой на слайд № 5
ЭКОСИСТЕМА ВОЗДУХ
ПРОИЗВОДИТЕЛИ -> ПОТРЕБИТЕЛИ-> РАЗРУШИТЕЛИ
— О чем нам говорит эта стрелка? ( Цепь питания заканчивается там, где и начинается.) (Все организмы в цепи питания взаимосвязаны.)
— Что происходит в результате взаимосвязи? (Круговорот веществ.)
— Какую экосистему мы изучили? ( Экосистему озера..)
— Как вы думаете, чем будет отличаться экосистема озера и болота? (Организмами разных профессий.)
— Сейчас я дам вам задание, в котором есть что-то новое. Как оно называется? ( Пробное задание.)
— Можете предположить, что нужно будет сделать? ( Думаем составить цепь питания.)
— Верно. Учитель обращает внимание на слайд № 6
Ромашка, клевер, клюква, мышь, куропатка, щука, микроорганизмы, карась, сосна.
— Посмотрите на слайд и составьте цепь питания из представленных живых организмов, которая соответствует экосистеме болота. На работу у вас 1-2 минуты.
Учащиеся выполняют задание.
— Время вышло. Давайте проверим. Поднимите руку, кто составил цепь питания? Вы уверены в своих результатах? (Нет, мы затрудняемся как составить цепь питания экосистемы болота.)
3. Проблемное объяснение нового материала
1)Зафиксировать причину затруднения.
2)Сформулировать и согласовать цели урока.
3)Организовать уточнение и согласование темы.
4)Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.
5)Организовать фиксацию нового способа действия в речи.
6)Соотнесение нового знания с правилом в учебнике.
7)Организовать фиксацию преодоления затруднения.
— В чем причина затруднения? (Мы не знаем, какие организмы, какие «профессии» выполняют в экосистеме болота.)
— Значит, какую цель мы поставим сегодня на урок? (Узнать какие организмы обитают на болоте, и какие «профессии» выполняют они в экосистеме болота.)
— Давайте подумаем, кто будет являться основным производителем в экосистеме болота? (Наверное, травы ,водоросли и др.)
— Где можем узнать, верны ли наши предположения? (В учебнике.)
— Как мы будем искать нужную информацию? (Откроем оглавление учебника.) (Найдем нужную тему.) (Откроем учебник на нужной странице.) (Просмотрим текст.) (Найдем отрывок про растения луга.) (Прочитаем отрывок.)
— Какие же растения в основном растут на болоте? (Основным растениями болота являются мох – сфагнум, клюква, багульник.)
— Чем интересен мох? (Он обладает способностью впитывать воду, а ещё это растение убивает микробов и его можно использовать вместо бинтов и ваты. )
— Обобщим знания. Какие растения являются основными производителями болота? (Основными производителями болота являются багульник, клюква, мох, голубика.)
— Выполняя пробное действие, какой организм нужно было взять, как производителя, и с него начать цепь питания? (Клюкву, т.к. это растение и растёт на болоте.)
Учитель обращает внимание на слайд № 7
ПРОИЗВОДИТЕЛИ -> ПОТРЕБИТЕЛИ -> РАЗРУШИТЕЛИ
— Выбор, какого растения привел бы к ошибке? (Выбор ромашки привел бы к ошибке, т.к. ромашка на болоте не растет.)
— Молодцы! С какой частью поставленной цели на урок мы разобрались? ( Мы выяснили, какие растения на болоте являются «производителями.)
— Следующая наша задача? (Давайте подумаем, какие животные являются «потребителями» экосистемы луга?)
— Я с вами согласна, именно этот шаг нам сейчас необходимо сделать! Но почему? (Потому, что в цепи питания за производителями идут потребители.)
— Как вы думаете, какие животные являются «потребителями» экосистемы болота? ( Это насекомые, птицы.)
— Где можем узнать, верны ли наши предположения? (В учебнике.)
— Есть необходимость повторять, как искать нужную информацию? (Нет.)
— Какие же животные, в основном обитают на болоте? (Все те организмы, что мы и предполагали.)
— Выполняя пробное действие, какой организм нужно было взять, как потребителя и продолжить цепь питания? (Нужно было взять куропатку и записать через стрелку после клюквы.)
— Все согласны? Все учащиеся подняли руки.
ПРОИЗВОДИТЕЛИ-> ПОТРЕБИТЕЛИ -> РАЗРУШИТЕЛИ
— Молодцы, вы правильно определили производителей и потребителей экосистемы болота. О каких организмах мы ещё не узнали? (О разрушителях.)
— Кто, по вашему мнению, в экосистеме луга может быть разрушителем? (Думаем, микробы, бактерии.)
— Где можем проверить себя? (В учебнике.)
Читают текст учебника о разрушителях.
— Итак, выполняя пробное действие, какой организм нужно было взять, как разрушителя и продолжить цепь питания? (Микроорганизмы.)
Все учащиеся подняли руки.
ПРОИЗВОДИТЕЛИ-> ПОТРЕБИТЕЛИ -> РАЗРУШИТЕЛИ
клевер -> куропатка -> микроорганизмы
— Подведем итоги поиска новых знаний. Какие но вые знания мы открыли для себя? ( Мы, выяснили, кто какие профессии выполняет в экосистеме болота.) (Мы знаем производителей, потребителей, разрушителей экосистемы болота.)
— Какую цель мы перед собой ставили на урок? (Узнать какие организмы обитают на болоте, и какие «профессии» выполняют они в экосистеме болота.)
— Что же такое болото? (Это экосистема.)
— Докажите . ( На болоте присутствуют организмы всех «профессий».) (Они связаны между собой цепью питания.) ( В цепях питания происходит круговорот веществ.) (Эта экосистема, как любая другая не может существовать без солнца, воды, почвы, воздуха.)
ЭКОСИСТЕМА ВОЗДУХ
ПРОИЗВОДИТЕЛИ -> ПОТРЕБИТЕЛИ-> РАЗРУШИТЕЛИ
клюква — > куропатка — > микроорганизмы
— Что особенного в экосистеме болота? ( В этой экосистеме трудно жить разрушителям, так как под слоем мха холодно, сыро, и нет кислорода.)
— Дайте определение экосистемы болота. (Болото — это экосистема, где живые организмы-обитатели болота, разных «профессий» связаны и осуществляют круговорот веществ.)
4. Первичное закрепление во внешней речи.
1)Организовать усвоение детьми нового способа действий в речи при решении
данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.
— в парах или группах .
— Какой следующий шаг нашей деятельности? (Мы должны закрепить наши знания.)
— Откройте рабочие тетради на стр. 25, выполните задание № 2. Выполнять работу будете в парах.
Учащиеся выполняют работу.
— Время вышло. Вы составили цепь питания экосистемы болота? ( Нет. Ещё и экосистемы озера.)
— Кто в цепи питания озера будет основным производителем? (Водоросли.)
— За водорослями будет следовать? (Дафнии.)
— Заканчивает цепь питания? (Щука.)
Водоросли — > дафнии — >щука
— Теперь объясните как составили цепь питания экосистемы болота. ( Начали цепь питания с болотного производителя – клюквы.)( За клюквой следует куропатка, а за ней орёл.)
— Молодцы. Правильно исправили ошибки художника и правильно объяснили взаимосвязь живых организмов.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
1)Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на
новый способ действия.
2)Организовать самопроверку самостоятельной работы.
3)По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление
и исправление допущенных ошибок.
4)По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.
— Какой ваш следующий шаг? (Проверить свои знания при помощи самостоятельной работы).
— Откройте рабочую тетрадь на стр. 25 и выполните задание № 1. Время на выполнение 3 минуты.
Учащиеся выполняют работу.
— Время вышло, что вы должны сделать? (Проверить свою работу по образцу.)
— Возьмите карточку- образец и проверьте свою работу.
Щука , хара , окунь , кувшинка , рогоз, мотыль , циклоп, камыш , дафния , рак , карась , элодея , плотва, окунь, беззубка .
менее 10 «+» — удовлетворительно
— Кто выполнил задание без ошибок?
— Кто допустил ошибки?
— Какие? В чем причина? Исправьте их.
— У кого все получилось? Сделайте вывод. (Мы усвоили новый материал.)
6.Включение нового знаний в систему.
1) Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действия.
2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
— Какой следующий шаг нашей деятельности? (Повторить новое знание, обобщить наши знания об экосистемах).
— Что такое болото? (Это экосистема.) ( На болоте присутствуют организмы всех «профессий».) (Они связаны между собой цепью питания.) ( В цепях питания происходит круговорот веществ.) (Эта экосистема, как любая другая не может существовать без солнца, воды, почвы, воздуха.)
— В чём особенность экосистемы болота? ( В этой экосистеме трудно жить разрушителям, так как под слоем мха холодно, сыро, и нет кислорода.)
1)Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
2) Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели.
3) Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке .
4) По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направление будущей деятельности.
5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
— Чему был посвящён урок? (Мы узнали об экосистеме болота, )(Какие живые организмы обитают в этой экосистеме и какие профессии выполняют.)
— Были ли у вас затруднения ?
— Над чем ещё нужно поработать? (Нужно быть внимательнее, чтобы в цепи питания не оказалось обитателей других экосистем. )
— Домашнее задание предлагаю сделать следующее:
· Кто все хорошо усвоил, не сделал ни одной ошибки в самостоятельной работе, выполните творческое задание – подготовьте интересный материал об обитателях болота.
· Кто читает. Что недостаточно хорошо усвоил материал, то вам нужно будет ещё раз прочитать текст в учебнике и обратить внимание на записи, сделанные на уроке.
Источник