Насекомые
жук, стрекоза, муравей, комар, оса, пчела, муха, гусеница, куколка, личинка, водомерка, шмель, бабочка, пыльца.
летать, виться, порхать, парить, нестись, зимовать, копошиться, мельтешить, жужжать, торопиться.
быстрый, трудолюбивый, веселый, проворный, дружный, заботливый.
Цели: развивать чувство ритма, работать над чёткостью дикции. Развивать общую моторику.
ХОД игры. Воспитатель предлагает на каждую строчку стихотворения делать два удара мяча об пол.
Шагаешь ты не прытко:
От калитки до меня
Проползёшь четыре дня.
Цели: развивать общие речевые навыки (речевое дыхание, чёткость дикции, интонационную выразительность речи).
РАЗГОВОР С ПЧЕЛОЙ
Меня ужалила пчела.
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь мне он был уж-жжжжасно нуж-жжен:
Я берегла его на ужин.
МАЛЬЧИК И МОТЫЛЁК
Сядь поближе на цветок,
— Я не сяду на цветок,
У тебя в руке сачок.
Я тебя ловить не стану.
Подойду поближе, гляну,
Посчитаю, сколько ног
— Я и сам могу считать:
Раз, два, три, четыре, пять,
Раз, два, три, четыре, пять.
Сосчитаю, сколько ног,
Без тебя, мой дружок.
Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, память, совершенствовать мелкую моторику.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение (можно сочетать чтение стихотворения с показом
картинок), а затем нарисовать насекомых, которых дети запомнили.
Слушай и запоминай,
Муравей, пчела, оса,
Бабочка и стрекоза.
А теперь бери тетрадку,
Нарисуй всех по порядку.
Цели: формировать грамматический строй речи, учить согласовывать существительное с числительным в роде, числе и падеже.
Ход игры. Игра проводится с мячом по кругу. Воспитатель начинает счёт, дети продолжают (от 1 до 10).
Один маленький комар, два маленьких комара, три маленьких комар. десять маленьких комаров.
Слова: надоедливая муха, трудолюбивая пчела, разноцветная бабочка и т. п.
Игра «Какие насекомые спрятались на картинке?»
Цели: развивать зрительное внимание; формировать грамматический строй речи, учить правильно употреблять
существительные в форме винительного падежа единственного числа.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть картинку и назвать, кого они на ней видят. Дети
должны отвечать полным предложением.
Я вижу на картинке стрекозу, кузнечика.
Игра «Назови ласково»
Цели: формировать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ход игры. Игра проводится с мячом. Воспитатель называет насекомое и бросает мяч ребёнку. Задача ребёнка назвать
Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).
Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.
Шевелились у цветка Домовитая хозяйка
Все четыре лепестка. Полетает над лужайкой,
Я сорвать его хотел — Похлопочет над цветком —
Он вспорхнул и улетел. Он поделится медком.
В лесу у пня — На ромашку у ворот
Суета, беготня, Опустился вертолёт,
То народ рабочий Золотистые глаза.
Снует и хлопочет. Кто же это?
На большой цветной ковёр
То раскроет, то закроет
(Бабочки на лугу)
Игра «Почини слово»
Цели : развивать слуховое внимание, совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза.
Ход игры. Воспитатель сообщает детям, что «дождик размыл» слова, и предлагает их восстановить.
Игра «Поймай звук»
Цели: развивать фонематическое восприятие.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям «поймать звук»: дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть, и
определить, где он находится (в начале, в середине или в конце слова).
Звук [м]: комар, оса, муха, пчела, мошка, муравей.
Звук [к]: гусеница, комар, бабочка, жук, оса, мошка, стрекоза, муравей.
Игра «Весёлые звуки»
Цели: совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза.
Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми звуковые схемы слов и картинки. Дети должны соотнести картинку со
Картинки : муха, комар, оса.
Игра «Собери слово»
Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную память, формировать навыки фонематического
синтеза и анализа, слогового анализа, зрительно- пространственные представления.
Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть буквы в таблице и назвать их. Затем воспитатель задаёт
вопросы на ориентировку.
Например: назови букву, которая находится справа от буквы М (слева от С, между буквами К и О и т. д.).
Затем воспитатель называет только цифры, а ребёнок должен соотнести их с буквами и назвать, какое слово
получилось. После чего ребёнок выполняет полный анализ получившихся слов (звуковой и слоговой).
1, 3, 5, 8, 2 —КОМАР
Если ребёнку сложно справиться с заданием, то воспитатель пишет последовательность цифр, а ребёнок
подписывает буквы под ними и только после этого читает получившееся слово.
К Р О X М У С А
1 2 3 4 5 6 7 8
Стихи для чтения и заучивания наизусть
Под листом капустным
Обживали новый дом,
Очень, очень вкусный.
Прогрызали окна спешно
Двери и ходы, конечно.
Так прилежно обживали,
Что свой дом совсем сжевали.
Где вчера росла капуста —
Там теперь на грядке пусто.
В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник — дом.
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.
Рабочий муравей спешит
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.
Села пчёлка на цветок,
Подлетает к ней комар:
—Что ты ищешь там?
—А тебе не надоело? Не наскучило искать?
—Нет! Тому, кто занят делом,
Просто некогда скучать!
Тут же опустится.
По краю ромашки:
В этой беленькой чашке?
Текст для пересказа
СТРЕКОЗА И МУРАВЬИ
Осенью у муравьев подмокла пшеница, они её сушили.
Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали:
— Что ж ты летом не собрала корму?
— Недосуг было: песни пела.
Они засмеялись и говорят:
— Если летом пела, зимой пляши.
Что случилось у муравьев осенью?
Чего просила стрекоза у муравьев?
Почему стрекоза не запасла корм летом?
Что ответили муравьи на просьбу стрекозы?
Источник
Развитие речи детей 4-7 лет
Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи
Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. «Предисловии»
1. Рекомендую во время прогулки с ребенком в лесу, в парке, на даче найти и рассмотреть насекомых: пчелу, муравья, стрекозу, бабочку, божью коровку, комара, и жуков, муху. Сформировать обобщающее понятие «насекомые».
2. Рассказать ребенку, какую пользу приносят эти насекомые.
3. Объяснить, что муха — вредное насекомое.
4. Рассмотреть иллюстрации с изображением насекомых и обсудить их внешний вид.
5. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Комар — комарик.
Муравей — муравейка, муравлик, муравушка.
Муха — мушка.
И т.д.
6. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительными.
- 1 муха, 2 . 3 . 4 . 5 .
1 комар, 2 . 3 . 4 . 5 .
1 жук, 2 . 3 . 4 . 5 .
И т.д.
7. Упражнение «Один — много» на употребление существительных в родительном падеже мн. числа.
- 1 муха — много мух.
1 комар — много комаров.
И т. д.
8. Развитие логического мышления. Учить отгадывать загадки.
- Сорвать цветок я захотел,
А он… вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
Полосатая хозяйка полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком и поделится медком.
(Пчела)
9. Развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).
Шмель тяжелый, полосатый
Целый день летал в саду.
Он не просто так летал,
Он цветы в саду считал.
Он ворчал:
— Трудна работа!
Нет в саду цветам и счета.
Шмель шнырял, шуршал в шалфее.
Шмель ужасный шум затеял.
Сколько дел он натворил
Даже шершня разбудил.
(А. Пудваль)
10. Развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальчиков (любое по выбору).
- Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела
(махать ладошками)
А за нею шмель — шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза
(на каждое название насекомого загибать пальчик)
Пожужжали, полетали,
(махать ладошками)
От усталости упали
(уронить ладони на колени)
Села пчелка на цветок,
Пьет она душистый сок
(вытянуть указательный палец правой руки
и вращать им, затем то же самое — пальцем левой руки)
1. Побеседуйте с ребенком о насекомых. Уточните, каких насекомых ребенок знает, дополните его знания.
2. Рассмотрите насекомых (в природе или на иллюстрациях), рассмотрите части тела насекомого (голова, грудь, брюшко, лапки, крылья, усики) и помогите ребенку их запомнить.
3. Уточните, знает ли ребенок, какую пользу приносят насекомые.
4. Напомните, что муха — вредное насекомое, она является переносчиком различных заболеваний.
5. Упражнение «Подбери признак» — учимся подбирать прилагательные к существительным, активизируем словарь ребенка.
- Бабочка (какая?) .
Муравей (какой?) .
6. «Закончи предложение» — упражнение на употребление всех форм косвенных падежей существительных в единственном числе.
- Муравей сидел около .
Божья коровка ползла по .
Жук спрятался под .
Муха села на .
Гусеница сидела на .
Муха ползла по .
7. Упражнение «Узнай, чье крылышко» на употребление родительного падежа существительных в единственном числе.
- Бабочки, стрекозы, мухи и т.д.
8. Упражнение «Один — много» на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
- 1 муха — много мух.
1 комар — много комаров.
И т. д.
9. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
- Комар — комарик.
Муравей — муравейка, муравлик, муравушка.
Муха — мушка.
И т.д.
10. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительными.
- 1 муха, 2 . 3 . 4 . 5 .
1 комар, 2 . 3 . 4 . 5 .
1 жук, 2 . 3 . 4 . 5 .
И так далее.
11. Упражнение «Бывает — не бывает» на понимание логико-грамматических конструкций.
- Девочка ловит бабочку.
Бабочка ловит девочку.
Девочка поймана бабочкой.
Бабочка поймана девочкой.
Девочка поймала бабочку.
Бабочка поймала девочку.
12. Развитие логического мышления. Продолжаем учиться отгадывать загадки.
- Как называется дом муравьев?
(муравейник)
Модница крылатая, платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит — будет плохо.
(пчела)
13. Развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальчиков (любое по выбору).
- Я — веселый майский жук.
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жужжу.
(Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны — это «усы» — и пошевелить ими.)
Не кусай, комарик, злой!
Я уже бегу домой!
(Сжать кулачок, указательный палец вперед — это «хоботок». Мизинец и большой палец расслабить, опустить вниз — это «лапки».)
14. Развитие слуховой памяти. Работа над дикцией.
Выучить стихотворение.
Села пчелка на цветок,
Опустила хоботок.
Подлетает к ней комар:
— Что ты ищешь там?
— Нектар!
— А тебе не надоело, не наскучило искать?
— Нет, тому, кто занят делом,
Просто некогда скучать!
Муравей нашел былинку, много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку, он ее домой несет.
Он сгибается под ношей, он ползет уже с трудом,
Но зато, какой хороший муравьи возводят дом.
(З. Александрова)
15. Развитие связной устной речи.
Пересказ с опорой на вопросы.
- Жук. Сима нашла жука. Жук был зеленый. У жука было шесть ножек. Сима посадила жука на большой зеленый лист. Жук сидел, сидел, а потом зажужжал и улетел.
— Что нашла Сима?
— Какого цвета был жук?
— Куда посадила Сима жука?
— Что сделал жук?
16. Ознакомление с художественной литературой.
1). Прочитать ребенку басню И. А. Крылова «Стрекоза и муравей». Составить сравнительный рассказ о муравье и стрекозе.
2). Словарная работа. Объяснить ребенку, что такое басня.
- БАСНЯ — краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ. Героями басен могут быть не только люди, но и животные, растения, предметы, наделяемые теми или иными человеческими качествами. Басенное повествование иносказательно, что, однако, не противоречит его нравоучительному характеру. Басенная нравоучительность подчеркивается тем, что в начале или конце обычно формулируется мораль — поучение, ради которого басня и писалась.
См. также:
Комментарии к статьям
Развитие речи. Май
Спасибо за идеи .
Я бы была поосторожнее с использованием формулировки «муха-вредное насекомое».Приносит вред людям,а птицам,жабам -огромная польза! 18.05.2010, 21:27
Татьяна
Спасибо, очень помогли при составлении конспекта начинающему логопеду.Охвачены все лексические темы. Детям очень нравятся занятия, которые проходят в игровой форме.
Источник
Лексическая тема «Насекомые»
Ольга Троегубова
Лексическая тема «Насекомые»
Кузнечик, муравей, стрекоза, пчела, бабочка, жук, муха, божья коровка, комар, оса, шмель, таракан, гусеница.
Программное содержание. Способствовать накоплению и совершенствованию знаний ребёнка. Расширять представление детей о насекомых (чем отличаются, какую пользу приносят, какой вред). Учить различать по внешнему виду и называть.
Продолжать развивать наблюдательность и совершенствовать способность практически применять усвоенные знания. Закреплять умение вести себя в природе.
Лексический материал.
Существительные: насекомые, усики, крылья, хоботок, жало, глазки, брюшко. Польза, вред. Улей, муравейник, гнездо, нора. Комарик, тараканчик, стрекозка, пчёлка, мушечка, жучок. Жучище, тараканище, комарище, глазищи, ножищи, усищи, крылищи.
Глаголы: заражают, уничтожают, объедают, повреждают. Жалят, кусают. Служат, собирают.
Прилагательные: опасные, вредные, полезные; осиное, деревянный. Пёстрокрылая, пёстрые, большеглазая, длинноусый. Муравьиные, пчелиные, тараканьи, комариные.
Насекомых на земле очень много. Они живут в мире повсюду, за исключением морских глубин. У многих из них шесть ног, пара усиков, одна – две пары крыльев и тело, состоящее из трех частей; есть хоботок, жало, глазки, брюшко. Самые маленькие – величиной с точку. А жук – геркулес, длиной с котёнка.
Расскажите ребёнку о том, какую пользу приносят насекомые. Например, пчела собирает мёд, бабочки опыляют цветы, божья коровка и муравьи уничтожают вредных насекомых. Муравьи, комары, мухи, бабочки служат для животных и птиц кормом.
Некоторые насекомые нам вредят. Они жалят и при этом заражают опасными болезнями. Другие уничтожают полезные растения в полях, садах, огородах, лесах.Например: колорадский жук поедает ботву картофеля; мухи переносят на лапках вредных насекомых; жуки – короеды повреждают кору деревьев; гусеницы объедают листья растений; комары, слепни, блохи больно кусают животных и птиц.
«Где живут насекомые?» «Пчелы живут в ульях. Улей – это деревянный домик, который строит для пчел человек».
Муравьи живут в муравейнике. Они сами строят себе дом.
Осы живут в осиных гнёздах. Это гнездо похоже на шар.
Шмели живут в земле, в норках».
Игра «Скажи одним словом».
У бабочки пёстрые крылья, поэтому её называют пёстрокрылой.
У стрекозы большие глаза – её называют …
У таракана длинные усы – его называют.
Игра «Назови ласково».
Комар – комарик. Таракан — …
Ваня рассматривал в лупу свою коллекцию насекомых. И казалось,что: У стрекозы не глаза, а глазищи.
У муравья не ножки, а … .
У таракана не усы, а … .
У бабочки не крыло, а … .
Божья коровка выглядела не жуком, а огромным жучищем.
Игра «Чьи лапки, чья голова».
У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.
У пчелы — … лапки, … голова.
У таракана — … лапки, … голова.
У комара — … лапки, … голова.
Гусеница в галстуке в гости приползла
И с собою свежую газету принесла.
Села и читает, не глядит вокруг
И не замечает гусениц – подруг.
Как хорошо быть пчелкой
С веселой рыжей чёлкой –
И перед всем народом
Своим гордиться мёдом.
Трёт тарелку таракан тряпочкой, тряпочкой
И притопывает в такт тапочкой, тапочкой.
Тёр да тёр – протёр дыру в тряпочке, в тряпочке
И уполз к себе в нору, потеряв тапочки.
Не зверь, не птица, нос, как спица;
Летит – кричит; сядет – молчит;
Кто его убьёт – свою кровь прольёт. (Комар)
Чёрен – да не ворон, рогат – да не бык,
Шесть ног без копыт. (Жук)
Мы – лесные жители, мудрые строители.
Из иголок всей артелью строим дом себе под елью.
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)
В траве они совершенно не заметны, благодаря их
зелёному цвету. У кузнечиков три пары ножек
и две пары крыльев. Задние ноги у них очень длинные, при помощи их кузнечик прыгает. У кузнечиков есть усики и уши, которые находятся на животике. Кузнечики умеют петь.
Муха – очень неприятное насекомое. Мухи издают противное жужжание, а осенью больно кусают. Кроме того, они разносчики всяких болезней. Мухи летают по помойкам, а потом прилетают к нам на кухню и счищают грязь со своих лапок на кастрюлях и столах, где мы обедаем. Лапки мухи покрыты особой жидкостью, поэтому муха может спокойно ползать по потолку, не падая вниз.
Пчела приносит пользу: опыляет растения.
У пчёл есть жало, которым они больно жалят.
Пчёлы большие труженицы.
Они делают мёд или трудятся в улье.
Трудно представить, что из такого довольно противного существа может получиться красавица – бабочка. Как же это происходит? Взрослая бабочка откладывает яички. Из этих яиц вылупляются крошечные гусеницы. Они начинают, есть и расти. Едят они зелёные листочки, на которых сидят. В определённый момент гусеница сбрасывает с себя гусеничную кожу и сплетает вокруг себя кокон, из которого через некоторое время и появляется прекрасная бабочка.
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Конспект занятия тема: «Насекомые» Цель: Воспитание просодических компонентов речи: дыхания, голоса, темпа речи, выразительности, выдержки, зрительной ориентировки на говорящего,.
Конспект занятия с презентацией «Шестиногие малыши» Тема презентации: Шестиногие малыши Цель: расширять и уточнять знания детей о насекомых Задачи: Развивать умение видеть признаки сходства.
Источник