Сказка Муравей
Ползет муравей, волокет соломину. А ползти муравью через грязь, топь да мохнатые кочки; где вброд, где соломину с края на край переметнет да по ней и переберется.
Устал муравей, на ногах грязища – пудовики, усы измочил. А над болотом туман стелется, густой, непролазный – зги не видно. Сбился муравей с дороги и стал из стороны в сторону метаться – светляка искать.
– Светлячок, светлячок, зажги фонарик.
А светлячку самому впору ложись – помирай, – ног-то нет, на брюхе ползти не спорно.
– Не поспею я за тобой, – охает светлячок, – мне бы в колокольчик залезть, ты уж без меня обойдись.
Нашел колокольчик, заполз в него светлячок, зажег фонарик, колокольчик просвечивает, светлячок очень доволен.
Рассердился муравей, стал у колокольчика стебель грызть. А светлячок перегнулся через край, посмотрел и принялся звонить в колокольчик. И сбежались на звон да на свет звери: жуки водяные, ужишки, комары да мышки, бабочки-полуночницы. Повели топить муравья в непролазные грязи.
Муравей плачет, упрашивает:
– Не топите меня, я вам муравьиного вина дам.
Достали звери сухой лист, нацедил муравей туда вина; пьют звери, похваливают. Охмелели, вприсядку пустились. А муравей – бежать.
Подняли звери пискотню, шум да звон и разбудили старую летучую мышь. Спала она под балконной крышей, кверху ногами. Вытянула ухо, сорвалась, нырнула из темени к светлому колокольчику, прикрыла зверей крыльями, да всех и съела.
Вот что случилось темною ночью, после дождя, в топучих болотах, посреди клумбы, около балкона.
Ох, вы и представить не можете, какие трагические события порой разворачиваются в цветках — колокольчиках. Прочитайте сказку Толстого Муравей из книги сорочьих сказок и узнайте.
Источник
Алексей Толстой — Муравей: Сказка
Ползёт муравей, волокет соломину.
А ползти муравью через грязь, топь да мохнатые кочки; где вброд, где соломину с края на край переметнёт да по ней и переберётся.
Устал муравей, на ногах грязища — пудовики, усы измочил. А над болотом туман стелется, густой, непролазный — зги не видно.
Сбился муравей с дороги и стал из стороны в сторону метаться — светляка искать…
— Светлячок, светлячок, зажги фонарик.
А светлячку самому впору ложись — помирай, — ног-то нет, на брюхе ползти не спорно.
— Не поспею я за тобой, — охает светлячок, — мне бы в колокольчик залезть, ты уж без меня обойдись.
Нашёл колокольчик, заполз в него светлячок, зажёг фонарик, колокольчик просвечивает, светлячок очень доволен.
Рассердился муравей, стал у колокольчика стебель грызть.
А светлячок перегнулся через край, посмотрел и принялся звонить в колокольчик.
И сбежались на звон да на свет звери: жуки водяные, ужишки, комары да мышки, бабочки-полуношницы. Повели топить муравья в непролазные грязи.
Муравей плачет, упрашивает:
— Не торопите меня, я вам муравьиного вина дам.
Достали звери сухой лист, нацедил муравей туда вина; пьют звери, похваливают.
Охмелели, вприсядку пустились. А муравей — бежать.
Подняли звери пискотню, шум да звон и разбудили старую летучую мышь. Спала она под балконной крышей, кверху ногами. Вытянула ухо, сорвалась, нырнула из темени к светлому колокольчику, прикрыла зверей крыльями да всех и съела.
Вот что случилось тёмною ночью, после дождя, в топучих болотах, посреди клумбы, около балкона.
Источник
Обучающее изложение «Муравей и голубка» по зрительному восприятию текста. 2-й класс
Класс: 2
Цель: развитие умения письменной речи – письменный пересказ прослушанного и зрительно воспринятого текста «Муравей и голубка» по Л. Толстому, включающего слова с изученными орфограммами.
Задачи:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- извлечение необходимой, существенной информации из прослушанного текста-повествования, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, участвовать в диалоге, умение аргументировать свою точку зрения, умение создавать речевые высказывания (в устной и письменной форме);
- развитие речи, мышления, воображения;
- умение выбирать средства языка, пользоваться словарём;
- умение подробно излагать текст на бумаге с учетом типа, жанра, стиля текста
- освоение лексических и орфографических знаний;
- пробуждение познавательного интереса к родному языку, желание совершенствовать свою речь;
- расширение кругозора, формирование читательских интересов.
Текст изложения
Муравей спустился к ручью. Он хотел пить. Волна накрыла его с головой.
Голубка бросила муравью ветку. Он сел на ветку и выбрался на берег.
Однажды охотник сетью поймал голубку. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник бросил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
(45) (По Л. Толстому)
«Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен»
Личностные УУД. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные УУД. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
Определять план выполнения заданий на уроках.
Познавательные УУД. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план
Коммуникативные УУД. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Методы формирования УУД Целеполагание. Составление алгоритма подготовки к изложению. Отслеживание последовательности хода работы по алгоритму. Самооценка. Рефлексия.
Методы формирования предметных знаний. Конструирование ответов из поставленных вопросов.
Методы развития памяти. Природосообразная подача текста, зрительный ряд иллюстраций, вопросы для воспроизведения текста.
Оборудование: карточки с алгоритмом работы, текст изложения, карточки с вопросами и ответами, карточки для орфографической работы, презентация или фото и рисунки, цветные карандаши.
I. Организационный момент. Настрой на работу
У: Дети, кто из вас мечтает стать образованным и культурным? Что для этого вам потребуется?
Не будем терять ни минуты – я вас приглашаю на урок русского языка
У: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Давайте, расскажем гостям о себе.
Д: Мы умные, серьезные. Мы отлично учимся, всё у нас получится!
У: Ребята, давайте, улыбнемся друг другу. Чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.
У: Урок развития речи начнем с эпиграфа. Прочитайте цитату и подумайте, какими мыслями хотел поделиться с нами великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь? (Слайд 1).
Какие из перечисленных определений нашего языка вам кажутся наиболее точными? Докажите свою точку зрения.
У: Эпиграф призван отразить идею, т.е. цель предстоящей работы на уроке. Кто из вас может сформулировать цель урока развития речи?
Д: Научиться письменно, пересказывать текст
У: Действительно, наша задача – учиться замечать красоту, певучесть, выразительность родного языка, стремиться к тому, чтобы и в наших устах он становился послушным, ловким и гибким. Оттачивать эти умения сегодня мы будем в работе с текстом. Вам предстоит написать изложение. Что значит – написать изложение? (Слайд 2)
Д: Это значит – письменно пересказать текст, который услышим и прочитаем.
У: Для чего школьники пишут изложения? Узнать новое, научиться пересказывать текст письменно, точно употреблять слова, правильно строить предложения, учиться общаться и вести беседу, диалог, учиться слушать, получать информацию, выбирать главное…
У: Чему еще сможем поучиться, что повторить, работая с текстом?
Д: Повторить правописание слов. Узнать что-то новое
II. Подготовка к изложению
1. Сведения об авторе текста, знакомство с выставкой книг автора (Слайд 3)
У: Посмотрите на портрет Толстого. У него открытое, умное лицо. Внимательный и проницательный взгляд. Толстой всё время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен. (Слайд 4)
«Уважать можно того человека, который всю жизнь трудится»
Он прожил 82 года, и написал много книг для взрослых и детей. Но главное, он любил детей. В то время мало было школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу для бедных детей и сам учил их. Вот так он обращался к мальчикам и девочкам – учащимся Яснополянской школы: “Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не будет, что старик говорил вам добро”
Лев Николаевич Толстой много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на санках, лыжах, а летом ходил с ними в лес. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро. О необходимости учиться и о многом другом. (Слайд 5)
2. Антиципация
Знакомство с текстом, выявление темы
У: Кто из вас готов высказать свои предположения, о чем или о ком будет текст изложения? (Высказывания детей). (Слайды 6-11)
3. «Шумовое» чтение текста (на карточках) детьми, беседа по содержанию, выявление литературных особенностей текста
Вопросы для беседы:
- Какой тип текста нам предложен? Докажите. (Повествование, т.к. в тексте показаны сменяющие друг друга события, в тексте есть типичное для повествования предложение со словом «однажды», а к содержанию можно нарисовать несколько картинок).
- Как вы думаете, а в каком жанре написан текст? (Это рассказ, басня).
- Какие чувства вы испытывали, слушая рассказ? (Жалость, сострадание)
- Какая беда случилась с муравьем? (Он чуть не утонул)
- Как помогла ему голубка?
- Что случилось с голубкой?
- Как муравей спас голубку?
- Подумайте, как можно назвать рассказ?
- Какова главная мысль текста? (Нужно помогать друг другу)
4. Коллективная работа, выявление структуры текста, языковой разбор
А) Задание в парах
1) Обучающиеся перечитывают текст, самостоятельно выбирают «ключевые» слова для построения ответов.
– Перед вами таблица. Вопросы плана и найдите в тексте слова для построения ответов. Но вопросы перепутаны, вы в паре должны расставить вопросы правильно по тексту. Пара, закончившая работу, покажет свою готовность. Таблица поможет вам при написании изложения.
Вопросы плана и слова для построения ответов
1. Куда спустился муравей? К ручью
2. Что сделала волна? Накрыла его
3. Что бросила ему голубка? Ветку
4. Как муравей спасся? Сел на ветку, выбрался
5. Чем однажды охотник поймал голубку? Сетью
6. Что сделал муравей? Подполз, укусил
7. Как поступил охотник? Бросил сеть
8. Что сделала голубка? Вспорхнула, улетела
2) Фронтальная проверка
– Проверим вашу работу в паре. (Дети читают, записывают слова для построения предложений.)
Б) Выборочное чтение и разбор вступления (зачина текста)
– Сколько частей в тексте? (В тексте 3 части)
– Как начинается текст? (Муравей спустился к ручью.).
– О чем мы узнаем из второго предложения? (Он хотел пить.)
В) Выборочное чтение и разбор второй части текста
– Проследим за развитием событий. Что мы узнаем из 4-ого предложения?
– Чем еще интересно это предложение? Прокомментируйте свой ответ. (Голубка помогла муравью.)
Г) Выборочное чтение и разбор третьей части.
– С какого слова начинается третья часть? (Начинается предложение со слова «однажды», которое характерно для текстов-повествований) (Оно показывает начало развития действия в повествовании.)
– Прочитайте, что сделал муравей? (Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу.)
– Что сделал охотник? (Охотник бросил сеть.)
– в каком предложении мы узнали, что голубка свободна? (Голубка вспорхнула и улетела.)
– Как можно назвать эту последнюю часть текста? (Концовка, Развязка)
Д) Пересказ по вопросам и опорным словам.
5. Работа над пересказом в парах
1-2 ученика пересказывают текст у доски.
6. Орфографическая и пунктуационная подготовка к изложению
III. Музыкальная динамическая пауза
Раз-два – выше голова,
Три-четыре руки шире,
Пять-шесть чуть присесть,
Семь-восемь лень отбросим!
IV. Написание изложения
1. Самостоятельная запись текста
2. Самопроверка
V. Итог урока
1. Чтение 2-3 работ вслух
Словесная оценка содержания текстов одноклассниками и учителем.
2. Рефлексия
– Что сегодня на уроке было для тебя главным, важным? (Слайды16). (Полезно связать высказывания детей с содержанием эпиграфа).
3. Завершение учебной деятельности на уроке
– Мы сегодня работали …
– «Сделал дело – гуляй смело!» (Русская народная пословица).
– Молодцы! (Слайд 17).
– Конец урока! (Слайд 18).
– Приготовьте цветные карандаши и оцените свою работу на уроке.
- Я все понял – поднять зеленый карандаш.
- Я не полностью усвоил учебный материал – желтый карандаш.
- Я ничего не понял – поднять красный карандаш.
Источник
Конспект интегрированого занятия по рассказу Л.Н. Толстого «О муравьях»
Цель:
Расширять представление детей о муравьях, воспитывать интерес к жизни этих животных.
Развивать речь детей, умение правильно отвечать на вопросы.
Материал: картинка с изображением муравьев, рассказ Л. Н. Толстого «О муравьях»
Ход занятия
I. Организационный момент.
Побежали по дорожке
Чьи — то маленькие ножки!
А на ножках, посмотри,-
Груза больше раза в три!
И почти не вижу я
Под поклажей … . (Муравья)
— Верно. Теперь я вам прочитаю рассказ Л. Н. Толстого « О муравьях»
II. Обсуждение прочитанного.
— Про что данный рассказ? (Ответы детей).
— Где стояла банка?
— Что хранилось в ней?
— Какое было варенье?
— Как муравьи оказались в банки? (Ответы детей).
— Что было в банки и где она стояла?
-Каким образом муравей сообщил где варенье?(Ответы детей).
— Чем окончился рассказ?
После беседы дети рассматривают картинки с изображением муравьев, муравейника.
Вопросы:
1. Зачем нужен муравейник, как он выглядит?
2. Для чего муравьям усики?
3. Почему муравьи не падают, когда ходят по гладкой и вертикальной поверхности?
4. Что едят муравьи?
Воспитатель предлагает выучить пословицу: Муравей не по себе ношу тащит, да никто ему спасибо не скажет
Физкультминутка «Муравей»
Муравей нашёл былинку,
Много было с ней хлопот,
Как бревно, взвалив на спинке
Он домой её несёт.
Он сгибается под ношей,
Он ползёт уже с трудом
Но зато такой хороший
Муравьи возводят дом!
(Дети выполняют движения в соответствии со словами).
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Детям предлагаеться, отгадать загадку, а затем сыграть в дидактическую игру.
Дидактическая игра «Муравейник»
Для игры взяты плоскостные изображения черного и зеленого муравья, а также большие и маленькие плоскостные изображения геометрических фигур, тонинькие полоски коричневого цвета материал для муравейника. Перед тем как начать игру детям даются следующие пояснения: что большие фигуры — это черный муравей, а маленький — красный.
Из фигур дети должны построить муравейник.
После занятия, в совместной деятельности, слепить муравьёв и устроить выставку работ.
О муравьях Л.Н. Толстой
Один раз я пришла в кладовую достать варенья. Я взяла банку и увидала, что вся банка полна муравьями. Муравьи ползали и в середине, и сверху банки, и в самом варенье.
Я вынула всех муравьев ложечкой, смела кругом с банки и поставила банку на верхнюю полку.
На другой день, когда я пришла в кладовую, я увидала, что муравьи с полу приползли на верхнюю полку и опять заползли в варенье. Я взяла банку, опять очистила, обвязала верёвкой и привесила на гвоздик к потолку.
Когда я уходила из кладовой, я посмотрела ещё раз на банку и увидала, что на ней остался один муравей, он скоро бегал кругом по банке.
Я остановилась посмотреть, что он будет делать. Муравей побегал по стеклу, потом побежал по верёвке, которой была обвязана банка, потом вбежал на верёвочку, которой была привязана банка.
Вбежал на потолок, с потолка побежал по стене вниз и на пол, где было много муравьев.
Верно, муравей этот рассказал другим, по какой дороге он пришёл из банки; потому что сейчас же много муравьев пошли друг за другом по стене на потолок и по верёвочке в банку, по той же самой дороге, по которой пришёл муравей.
Я сняла банку и поставила её в другое место.
(Лев Николаевич Толстой)
Автор:
Котенко Татьяна Васильевна
студентка 4 курса
специальности «Дошкольное образование»
заочной формы обучения
группы Б
ЛНУ имени Тараса Шевченко
Институт педагогики и психологии
г. Луганск, Украина
Статья размещена в авторской редакции
Источник