Муравей, Тула, Турист, Тулица — история и подробности (54 фото)
Началось все 27 апреля 1957 года, когда с конвейера Тульского машиностроительного завода официально сошел первый мотороллер (сейчас мы это называем скутер) Тула Т-200.
Прародителем Тулы стал Goggo-roller ТА200 выпускавшегося в ФРГ.
Тула имела восьмисильный двигатель рабочим объемом 199 см3, 4-ступенчатую коробку передач в одном блоке с мотором, цепной привод заднего колеса, 10-дюймовые колеса, вилку толкающего типа передней подвески. Вес -155 кг, максимальная скорость — 80 км/час, расход топлива при движении со скоростью 45-50км/ч на 100 км – не более 3,4 литра. Емкость топливного бака 11 литров + 0,5 резерв, допускалось использование бензина А-66. Так же она имела принудительное воздушное охлаждение, электрозапуск вместо кик стартера и однотрубные амортизаторы, в то время практически не применявшиеся даже на мотоциклах.
На приборной панели находился спидометр, центральный переключатель (служит для включения света и объединен вместе с замком зажигания), индикатор включенной передачи, индикатор нейтральной передачи (зеленый глазок) и индикатор заряда аккумулятора (красный глазок), а под панелью находился крючок для сумок.
В ногах слева располагалась педаль переключения передач, а справа — педаль заднего тормоза.
Моторный отсек был оборудован фонарем, на следующих моделях его убрали.
В 1961 году вышла в свет обновленная «Тула», модель Т-200М, у которой масса была снижена до 145 кг, а мощность за счет применения измененной головки цилиндра возросла до 9 л. с. Помимо всего она получила кик-стартер, изменился тип передней вилки. Вместо вилки с рычажной подвеской толкающего типа стали использовать вилку тянущего типа и главное визуальное отличие — другое по форме крыло, а так же много других мелочей.
Под седлом находился ящик для инструментов.
Проводка так же как и у Т-200 шла под мотороллером.
В 1961 году была выпущена партия из 94 легковых мотороллеров с боковым прицепом Т-200К. Кузов «коляски» был позаимствован у бокового прицепа «ИЖ-56», рама имела оригинальную конструкцию. Ходовая часть мотороллера была усилена.
Следующая модернизация произошла в 1967 году, модель назвали «Турист». В этой конструкции было устранено большинство недостатков мотороллера Т-200/Т-200М. Несущий капот позволил отказаться от массивного трубчатого подрамника в задней части машины, новая передняя рычажная вилка толкающего типа обеспечила хорошую управляемость. Мотороллер имел существенно измененный дизайн. Старый, но форсированный мотор путем внесения некоторых корректив (за счет улучшения фаз газораспределения, формы камер сгорания и увеличения степени сжатия), увеличился в мощности на 20% — с 9 л.с. при 4500 об/мин. до 11 л.с. при 5600 об/мин. Повышение степени сжатия потребовало применения бензина с октановым числом не менее 72. Максимальная скорость — 85 км/час, бак на 12 л, расход топлива 3-3,5 литра на 100 км, так же появились сигналы поворота, чего еще не было в штатном исполнении на Т-200М. Кузов «Туриста» стал намного прочнее, центр тяжести заметно снизился. В крыле переднего колеса располагался ящичек для инструментов.
В 1971 году была осуществлена модернизация «Туриста». Модель именовали «Турист-М». Самое основное — степень сжатия была увеличена до числа 7,8, мотор теперь работал на бензине А-76, и его максимальная мощность возросла до 12 л.с. Максимальная скорость, возросла до 90 км/час. Мотороллер получил новый глушитель сигарообразного типа. Инструментальный ящик, который поначалу располагался в нише кожуха переднего колеса, переехал под седло.
Перед водителем располагался спидометр, слева был переключатель дальнего/ближнего света и кнопка звукового сигнала, справа переключатель указателей поворотов, под рулем находилось до 3 контрольных глазка, индикатор нейтральной передачи (зеленый), индикатор заряда аккумулятора (красный глазок), индикатор указателей поворота (оранжевый). Под ними находился замок зажигания и кнопка включения освещения, а ниже — панель закрывающая электропроводку.
В 1978 году начиналось серийное производство мотороллера «Тулица» (модернизация Турист-М). Он получил двигатель с алюминиевым цилиндром и чугунной гильзой (что позволило полностью избавиться от главной беды «чугунка» — прихватов поршня), трех-канальную продувку. Все это увеличило максимальную мощность двигателя до 14 л.с. Машина полегчала до 140 кг и имела максимальную скорость 97 км/ч. Внешне новый мотороллер почти не отличался от «Туриста» — его можно было узнать лишь по алюминиевым литым ступицам колес и укороченному глушителю.
Последняя модификация 1986 года Тулица-02М. Как всегда, увеличили мощность и уменьшили вес: 14,5 л.с. и 134 кг, на впуске поставили лепестковый клапан, что позволило уменьшить расход, и также обновили облицовку. Максимальная скорость 100 км/ч.
На этом история легковых мотороллеров заканчивается, но на базе каждого из них был создан грузовой мотороллер, по сути это был легковой вариант, просто сзади было 2 колеса и кузов. Грузовые мотороллеры имели даже большую популярность, чем легковые, все они были с разными заводскими индексами, но называли их одним словом – Муравей.
В начале 1957 года первые образцы грузового мотороллера ТГ-200 (названия «Муравей» еще не носил) были изготовлены и начались дорожные испытания.
В опытных образцах – использовались узлы из выпускаемой в г.Серпухове инвалидной мотоколяски : дифференциал и балансиры. В остальном грузовой мотороллер имел унифицированные с легковым узлы: двигатель, рулевая вилка с передней подвеской и колесом, рулевое управление, электрооборудование, система выхлопа, передний щит с настилом, кожух переднего колеса, колесо переднее с тормозом, электрооборудование и двигатель с глушителем. Благодаря дифференциалу, мотороллер получил передачу заднего хода. При испытаниях появилась необходимость, кроме электростартера, иметь дублер – кикстартер, в дальнейшем его внедрили и на легковом мотороллере Т-200М. После непродолжительного его выпуска эта модель была переделана и в таком виде выпускается до сих пор, сменились только конструкции облицовки, седла, руля. На базе мотороллера ТГ-200 были разработаны и освоены производством его модификации с кузовом-фургоном и изотермическим фургоном ТГ-200Ф и ТГ-200И.
Помимо всего, в процессе эксплуатации у потребителя выявилась необходимость изменения параметров рулевого управления и жесткости передней подвески, поэтому на мотороллере был сделан еще и демпфер руля.Первые серийные грузовые мотороллеры ТГ-200 имели следующие технические данные: двигатель 2х-тактный, рабочий объем 199 см3, мощность 8 л.с., грузоподъемность 200 кг, максимальная скорость 50 км/ч., расход топлива на 100 км. – до 7л. масса 265 кг (с кузовом) и 310 кг ( с фургоном). Все изменения, улучшающие легковой мотороллер, незамедлительно внедрялись и на грузовом мотороллере, поэтому в принципе по двигателю ничего нового сказать нельзя, разве что с каждым разом у грузового мотороллера увеличивалась грузоподъемность и максимальная скорость.
После появления модернизированной Тулы Т-200М в 1962 году аналогичной модернизации подвергся грузовой мотороллер. Он имел тот же индекс ТГ-200.
Первые серийные мотороллеры «Турист» сошли с конвейера в 1967 году, а в 1968 году началось изготовление грузового мотороллера ТГА-200 «Муравей» с узлами новой базовой модели и увеличенной до 250 кг грузоподъемностью.
Под кузовом находилось запасное колесо и ящик для инструментов.
Аккумулятор и проводка так же как на Туристах и Тулице находились между ног водителя.
Существовал и грузопассажирский вариант, не менее популярный чем просто грузовой.
В 1980 году было освоено производство нового семейства грузовых мотороллеров на базе узлов «Тулицы» с символически увеличенной до 255 кг грузоподъемностью (индекс ТГА-200-01). С 1983 года началось постепенное внедрение в производство узлов новой гаммы моделей (ТМЗ-5.403). На первом этапе было освоено изготовление нового трубчатого регулируемого руля, воздушного фильтра с пластмассовым корпусом и бумажным фильтрующим элементом, установлен более экономичный карбюратор К62.
В 1986 году мотороллеры получили облицовку новой формы — плод коллективного труда заводских дизайнеров. Легковой мотороллер стал называться «Тулица 2», а грузовые, у которых за счет обновленного двигателя грузоподъемность поднялась до 320 кг, — индекс ТМЗ-5.403-01 или Муравей 2.
Источник
Мотороллер МУРАВЕЙ + WEIMA 190 FE-S
Здравствуйте друзья.
Наконец мне удалось осуществить задуманное.
Я имею в веду мотороллер муравей с двигателем от мотоблока WEIMA 190 FE-S, 16 л.с., 420 куб., и КПП от того-же муравья.
Не плохо было бы описание, или ролик в ютуб.
А чем вам эта тема не подошла? https://fermer.ru/forum/minitehnika-i-selskohozyaystvennaya-tehnika-dlya. зачем распылять информацию и увеличивать количество тем.
Не плохо было бы описание, или ролик в ютуб.
Ролик будет позже (погода не позволяет).
По поводу описания отвечу на любые вопросы.
Тип двигателя: бензиновый, 4-х тактный
Количество цилиндров: 1
Рабочий объем: 420 куб. см
Мощность двигателя: 16 л.с.
Объем топливного бака: 5,6 л
Система охлаждения: воздушная
Система запуска: электрический старт
Расположение вала: горизонтельное
Объем масла в картере: 1,1 л
Рекомендуемое топливо: Бензин А-92
Расход топлива: 420 куб. см
Рекомендуемое масло: SAE 10W30
Доставка: по Украине
Мощность: 15 л.с. и более
Топливо: бензин
Стартер: электрический
Понижающий редуктор: нет
Вес: 35 кг
Размер: 490 х 460 х 520 мм
Параметры двигателя не интересны, они могут быть любыми. Как переделали двигатель муравья, как обрезали шатун или что делали, какие звезды, как организовано сцепление.
Параметры двигателя не интересны, они могут быть любыми. Как переделали двигатель муравья, как обрезали шатун или что делали, какие звезды, как организовано сцепление.
С муравьёвского двигателя были сняты головка,цилиндр.
Колевал с шатуном удалены, вместо них был выточен вал:
Размер звёзд:
Сцепление родное с муравья.
По сути мотор с мотороллера выполняет роль КПП.
Размеры вала есть? Звезда 41 зуб, с чего взята?
Размеры вала есть? Звезда 41 зуб, с чего взята?
Вот размеры вала:
Но я делал по коленвалу именно с того двига который был установлен.
А звезда на 41 была куплена в магазине. С чего она не знаю. Главное шаг 428. Родня цепь муровьёвская именно с таким шагом.
Размеры вала есть? Звезда 41 зуб, с чего взята?
Звезда 41 была куплена в магазине, с чего не знаю.
Когда у меня был муравей я тоже думал поставить так мотор ЗИД 4,5 , но потом сопоставил все за и против и оставил все как есть. Использовать родной мотор как КПП возможно она не выдержит из за возросшего крутящего момента (я в свое время думал КПП от Иж юпитер туда вкорячить), ну а дальше редуктор моста может стать слабым звеном. Для себя решил в то время что нужно строить что то на основе моста от легкового авто и по
возможности чтобы привод был карданом, а если были цепи то обязательно защищены от пыли. А так конечно идея интересная.
Может интересно будет, я на своем муравье свальный кузов делал, могу описать что да как может пригодиться.
. я тихонечко партизаню по ошметкам родных полей.
свальный кузов делал, могу описать что да как может пригодиться.
В общем поперечная балка рамы та на которую опираются пружины, она расположена по центру кузова, и чтобы ее сделать осью качения кузова нужно отрезать кронштейны амортизаторов и переварить их на другую сторону (точно так же только спереди), чтобы не переваривать нижние крепления амортизаторов я просто переставил рычаги подвески слева на право и справа на лево, но при этом на тормоза
(которых у меня не было) не получится подключить тяги, так что думаю разумнее приварить крепления амортизатора. Бруски на которых стоит кузов пробрал в них пазы с боков чтобы снизу зашёл восьмой или десятый швеллер к которому приделал простой шарнир закрепив его с задней стороны поперечной балки там где были приварены верхние кронштейны амортизаторов. Спереди сделал защёлки для крепления кузова, чтобы кузов не откинулся сам, из закрывашек для фляги. Теперь даже груженый кузов можно перекинуть усилием рук. Но нужно сделать съёмный задний борт, иначе при опрокидывании груз сползёт прям на этот борт. Я сделал так, отрезал нижние крепления борта, приварил три кусочка уголка по низу чтобы борт вставлялся в них а верхние крепления остались стандартные.
. я тихонечко партизаню по ошметкам родных полей.
Источник