Интегрированная проверочная работа для 3 класса
Планируемый результат: использовать простейшие приемы анализа текста
Умения: осознанно пользоваться поисковым чтением с целью нахождения конкретной информации, заданной в явном и неявном виде; отвечать на вопросы по содержанию текста, подтверждая ответ примерами из текста.
Описание материала: Данная проверочная работа предназначена для обучающихся 3 класса (по любому УМК) как на уроке литературного чтения, так и окружающего мира. В скобках приведены правильные ответы.
Текст «Муравьи»
Самые заметные в лесу «дома» строят рыжие муравьи. Муравейники у них высокие, настоящие города с «улицами», «переулочками», «залами». Там муравьи хранят свои запасы. Маленькие охотники уходят от муравейника на 250-300 метров, забираются на деревья и тащат в дом все, что попадается вкусного. Однажды натуралисты подсчитали: за один день рыжие муравьи притащили в муравейник 4500 гусениц соснового пильщика, 3500 гусениц сосновой совки, 7200 гусениц и 500 куколок дубовой листовертки. Вот от скольких вредителей освободили лес за один день неутомимые труженики. Всего за лето обитатели только одного муравейника уничтожат до пяти миллионов вредных насекомых. Именно вредных, потому что полезных они – такие умницы! – не трогают.
А еще есть у муравьев «дойные коровы». Это крошечные тли, сидящие на молодых листиках и сосущие лиственный сок. Муравьи щекочут усиками спинку или брюшко тли, и она выделяет сладкую капельку, которую муравьи забирают с свой зобик и несут в муравейник. Часть этого «стада» тлей живет прямо в муравейнике под охраной хозяев. Это живой запас сладкого «молочка».
В лесу встречаются не только рыжие муравьи, но и черные садовые. Хоть они и «садовые», но живут всюду. Особенно много их гнезд в полусгнившей древесине. А вот желтые садовые, бурые и краснощекие муравьи живут в земле. В березовых и дубовых лесах живет муравей-древоточец. Свои гнезда он устраивает в дуплах деревьев.
(Журнал Детская энциклопедия «Кто живет в лесу» №9, 2012г).
1. Как называется «дом» муравья? (Муравейник)
2. Выпишите из текста предложение, в котором дается описание муравейника (Муравейники у них высокие, настоящие города с «улицами», «переулочками», «залами»).
3. Определи части речи всех слов в данном предложении.
4. С кем сравнивает муравьев автор? (автор сравнивает муравьев с маленькими охотниками)
5. Что считают муравьи вкусным? (Личинки и куколки насекомых)
6. Найди в словаре, что обозначает слово натуралисты. (Натуралисты – это люди, которые занимаются изучением природы)
7. Почему автор называет муравьев умницами? (Автор называет муравьев умницами, потому что они уничтожают только вредных насекомых, а полезных не трогают).
8. Почему тлей называют «дойными коровами»?
Во-первых, …. (муравьи пасут стада тлей, как пастухи пасут коров)
Во-вторых,…. (тля выделяет сладкую капельку – молочко)
9. Как ты думаешь, тля – это полезное насекомое или вредное? Подтверди свой ответ словами из текста. (Тли – вредные насекомые, так как они сидят на молодых листиках и сосут лиственный сок).
10. Найдите в тексте такое слово, которое указывает на размер этого насекомого (крошечные)
11. Выпиши, какие виды муравьев, встречаются в тексте:_____________
(рыжие, желтые садовые, бурые, краснощекие, муравей-древоточец).
12. Почему муравья назвали древоточцем? Выпиши предложение из текста. (Свои гнезда он устраивает в дуплах деревьев)
13. Как ты думаешь, на каком дереве обитают куколки листовертки? (на дубе)
14. Прочитай слова, характеризующие людей:
Добрый, трудолюбивый, внимательный отзывчивый, ленивый, грубый, хозяйственный.
Подчеркни слова, которые точно характеризуют муравьев. (трудолюбивый, хозяйственный).
15. Найди в тексте и выпиши предложение, в котором описана добыча муравьев за один день. (Однажды натуралисты подсчитали: за один день рыжие муравьи притащили в муравейник 4500 гусениц соснового пильщика, 3500 гусениц сосновой совки, 7200 гусениц и 500 куколок дубовой листовертки).
16. Посчитай, сколько всего гусениц притащили муравьи за этот день. (4500 + 3500 + 7200 = 15200 гусениц)
17. На сколько больше гусениц, чем куколок притащили муравьи за день? (15200 – 500 = 14700)
18. Какая единица измерения встретилась в тексте? (Метр)
19. Выберите из текста материал для словарного диктанта. Напишите слова в начальной форме. (Муравей, корова, сосна, береза, улица..)
20. Выпишите все группы однокоренных слов. Выделите корень.
Муравьи, муравейники
Улицами, переулочками
Листовертки, листиках, лиственный.
Древесине, древоточец, деревьях.
21. Найди в тексте сложные по составу слова (листовертки, краснощекие, древоточец). Имя прилагательное разберите по составу.
22. Выпишите по одному словосочетанию из текста:
прилагательное +имя существительное;
глагол + имя существительное;
имя существительное + имя существительное;
23. Что нового ты узнал о муравьях из данного текста? Напиши
Выполнение заданий предполагает использование предметных знаний и умений, сформированных у учащихся начальной школы в процессе изучения литературного чтения, русского языка и математики.
Список литературы:
1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий (часть 3), под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой, Москва. Просвещение, 2012г.;
2. Детская энциклопедия «Кто живет в лесу» №9, 2012г.
Источник
Урок литературного чтения в 3 классе. Муравьиное царство.
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок литературного чтения в 3 классе. Муравьиное царство Я.О. Полонский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury.docx | 29.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИТПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» С. СУНЖА ПРИГОРОДНОГО РАЙОНА
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
о.я. полонский « муравьиное царство »
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Тема: Олег Яковлевич Полонский «Муравьинное царство».
Тип урока: Урок рефлексии (совершенствование знаний).
1. Образовательная. Познакомить с творчеством О.Я. Полонского и его произведением «Муравьинное царство». Научить сравнивать художественный и научно-популярный тексты, учить беглому выразительному чтению.
2. Развивающая. Развивать умение определять жанр произведения, уметь находить средства художественной выразительности, определять основную мысль, работать с текстом.
3. Воспитательная. Воспитывать трудолюбие, желание учиться, бережное отношение ко всему живому, любовь к природе, к Родному краю.
а) Познавательные – научиться определять тип текста, обосновывать свое мнение, расширять свой кругозор о жизни насекомых (в данном научно-популярном тексте о муравьях) , среде обитания и их жизнедеятельности.
б) Коммуникативные – адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания, использовать речевые средства для представления результата деятельности.
в) Регулятивные – выполнять учебное задание, использовать алгоритм действий, взаимопроверка, взаимооценка.
г) Личностные – проявлять желание читать произведения о насекомых, бережное отношение ко всему живому.
д) Развивающие – развивать умение находить общее и различное, находить в тексте средства художественной выразительности, работать с текстом, определять тему, выявлять цели.
Оборудование: Интерактивная доска, учебники, наглядные пособия, здоровье сберегающие технологии.
I. Организация класса:
Решение дидактических задач.
Подготовка учащихся к работе.
Мотивация учебной деятельности.
Приветствие. Слова учителя: « Сегодня необычный день. К нам пришли гости».
Внимание! Проверь, дружок
Готов ли ты начать урок?
Все ли на месте, все ли в порядке?
Есть у нас девиз такой – все, что надо, под рукой.
Так давайте же начнем урок. А какой? Посмотрите на слайд 1. ( Литературное чтение.)
Ну раз у нас урок чтения, прочитаем хором . (групповая работа) слайд 2.
Литературное чтение – прекрасный урок
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их, они учат вас!
Вы услышали такие слова: стих, сказка, рассказ. Из них какое больше подходит к нашему прошлому уроку?
А что такое рассказ?
Ответы учащихся: небольшое прозаическое произведение, в основном повествовательного характера.
А вы знаете, что авторов рассказов принято именовать новеллистами, а совокупностью рассказов – новеллистикой. Какую особенность имеет рассказ?
Ответы учащихся: небольшой объем, разделенный на части.
С какими видами рассказов вы уже знакомы? Что вы можете сказать о рассказе-описании?
Ответы учащихся: в нем характеризуется какой-либо предмет, объект, затем идет характеристика качеств действий.
Какая фраза помещается в конце рассказа?
Ответы учащихся: оценочное отношение к предмету, его признаку.
Что вы можете сказать о рассказе-повествовании?
Ответы учащихся: сообщение о каком-либо событии, друг за другом идут действия, завязка и развязка.
Ответы учащихся: автор размышляет, обдумывает.
Давайте вспомним, какой рассказ мы проходили на прошлом уроке и что вам надо было выполнить дома?
Опрос и проверка домашнего задания.
Ответы учащихся: пересказ В.Бианки «Приключения муравьишки».
А вы придумали четверостишье про нашего друга муравья? Сочинили ли историю о том, как бабочка, или другое насекомое, спасли муравьишку?
Откройте свои творческие тетради и зачитайте.
Учащиеся зачитывают свои рассказы.
Слайд 3. Бабочка и муравей.
Учащиеся читают по рядам:
1 ряд: Вот домик муравья, к нему подсел и я
Смотрю, а муравьишку листок несет в домишку.
2 ряд: По травинкам, по листочкам,
По канавкам и по кочкам, рыжий муравей бежит,
По делам своим спешит.
3 ряд: Он как солнышка кусочек, тоже золотистый очень
Не смотри, что кроха он,
Он могучий, словно слон.
Все вместе хором: Не боится он труда,
Не ленится никогда.
Какова главная мысль этого стихотворения? Что вы узнали о муравьях?
Ответы учащихся: они трудолюбивы.
По каким правилам живут эти насекомые?
Решение дидактической задачи и цели урока. Выход из затруднения.
Учащиеся дополняют ответы друг друга и подходят к теме урока.
На сегодняшнем уроке мы узнаем больше о муравьях. В этом нам поможет: слайд 4, фото О.Я. Полонского.
Откройте учебники, прочитайте название рассказа.
Открытие нового знания. Обеспечение восприятия текста и первичное осмысление его. Знакомство с писателем О.Я.Полонским и его биографией.
Коллективное чтение текста. Анализ и работа над текстом.
Определите стиль текста.
Ответы учащихся: научно-познавательный текст.
По каким признакам вы это поняли? Докажите предложениями из текста.
Что вы еще нового узнали о муравьях? Как называется раздел чтения?
Ответы учащихся: люби все живое.
Слайд 5. Природа.
Руки в боки, руки- шире.
Раз, два, три, четыре.
Сейчас попрыгать мы решили.
Раз, два, три, четыре.
Потянулись – выше, выше…
Приседаем – ниже, ниже.
А теперь за парты сели.
А можно ли поместить этот текст в энциклопедию? Почему? Сегодня наша главная задача не только выразительно читать, но и ……?
Почему автор так назвал рассказ? Проведите сравнение между первым и вторым текстом. В каком произведении правда, а в каком вымысел? Какое из них больше подходит к сказке? Почему? Какую еще информацию сегодня вы узнали о муравьях? Как характеризует автор этих насекомых? Найдите в тексте и прочитайте.
Ответы учащихся: муравьи самые распространенные и многочисленные обитатели нашей планеты…
Сколько видов муравьев насчитывается? Верно, около 6 тыс. видов. А где муравьи не обитают? Почему?
Ответы учащихся: в Антарктиде, Исландии, Гренландии …
Слайды 6, 7, 8 с изображением Антарктиды, Исландии, Гренландии.
Как сооружают свои жилища муравьи?
Ответы учащихся: прокладывают ходы на глубину нескольких метров, сооружают их на открытых, проветриваемых местах…
Какой материал используют для муравейников?
Ответы учащихся: ветки, палки, листья, хвоя…
Какую пользу приносят муравьи?
Ответы учащихся: разрыхляют и удобряют почву, уничтожают вредителей полей…
Вы согласны с тем, что муравьи друзья — природы?
Песенка про муравья, споем ее в караоке.
Нес однажды муравей две дощечки для дверей,
Вдруг навстречу рыжий кот, грозно вышел из ворот,
Не обижайте муравья, его обидеть просто,
Он очень мал, он очень мал, он маленького роста.
А после ознакомления с муравьями вы теперь могли бы разорять и уничтожать муравейники? И не только муравьев, но и убивать червячков, ловить кузнечиков и жуков, бабочек, сажать их в банку, отрывать им крылья?
Слайд 9. Правила в природе.
Сейчас вам предстоит творческая работа. Приготовьте цветные карандаши, листы. Сейчас вам предстоит задача, ответить на вопрос в художественной форме, т.е. нарисовать как вы себе это представляете. Почему автор назвал произведение муравьиным царством? Что и кого вы бы хотели там видеть?
Рисуйте, творите, фантазируйте. Не каждый из вас станет художником, но рисование доставит вам удовольствие. Вы познаете радость творчества, научитесь видеть прекрасное.
Выставка и анализ работ.
Рефлексия учебной деятельности. Анализ результатов деятельности.
Сегодня я … Понял
Узнал
Учащиеся размышляют и анализируют свои переживания.
Подведение итогов урока.
Какой раздел мы изучаем? С каким произведением мы познакомились? Кто автор? В каком стиле написан текст? С каким предметом еще можно связать сегодняшний урок? (Межпредметная связь). Какова главная мысль текста? Что автор хотел нам показать? Каковы правила поведения в природе?
Соотнесение результатов. Учащиеся дают оценку своей деятельности (самооценивание, взаимооценивание).
Домашнее задание. Выразительно прочитать текст и ответить на вопросы.
Источник