Муравьи друзья леса охрана муравейников

Нужно ли охранять муравьев

— Исследовательская работа о значении и использовании полезных муравьев.
— Количество муравейников повсеместно уменьшается.
Основной причиной является человек.
Охрана муравьев должна стать эффективной уже сейчас, не дожидаясь занесения рыжих лесных муравьев в «Красную книгу».
Мы, школьники, должны стать настоящими подвижниками в борьбе за сохранения муравьев. А чтобы стать их защитниками нужно познакомиться с удивительным миром – с миром вездесущих муравьев.
— Изменить отношение общественности к проблеме охраны полезных муравьев.

Скачать:

Вложение Размер
nechaev_2.ppt 2.83 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Автор проекта: НУЖНО ЛИ ОХРАНЯТЬ МУРАВЬЕВ Нечаев ЕГОР 7«А» класс Руководитель проекта: Учитель биологии ГБОУ СОШ № 918 Николайчик С. Н.

Цель проекта: — Исследовательская работа о значении и использовании полезных муравьев. — Количество муравейников повсеместно уменьшается. Основной причиной является человек. Охрана муравьев должна стать эффективной уже сейчас, не дожидаясь занесения рыжих лесных муравьев в «Красную книгу». Мы, школьники, должны стать настоящими подвижниками в борьбе за сохранения муравьев. А чтобы стать их защитниками нужно познакомиться с удивительным миром – с миром вездесущих муравьев. — Изменить отношение общественности к проблеме охраны полезных муравьев.

Муравьи Познакомьтесь с удивительным миром муравьёв

В мире более 12000 видов муравьёв Медовые муравьи Огненные (красные) муравьи Рыжие муравьи В раздутых зобиках брюшка запасы жидкой углеводной пищи Обладают сильным жалом и ядом, чьё действие сходно с ожогом от пламени

Где живут муравьи? Большинство видов муравьев живет в земляных норах, но у нас есть четкое представление о муравьином доме — муравейнике. Этот уникальный вид жилища свойственен только одному, но широко распространенному в средней полосе России виду — рыжему лесному муравью.

Даже небольшое нарушение целостности надземной части муравейника (например, если поворошить муравейник палкой) полностью разрушает структуру муравьиного жилища, и на ее восстановление требуется немало времени. Муравейник внутри -это сложнейшая сеть лабиринтов и камер. Некоторые из них уходят на глубину 3-4 метра

Муравьи- это общественные насекомые. Общество насекомых, как организм многоклеточного животного, состоит из отдельных элементов, каждый из которых не может существовать без остальных. Только здесь не клетки, а отдельные организмы. Если посадить муравья в банку, он скоро погибнет, несмотря на обильную пищу, а в муравейнике тот же муравей может прожить до двух лет.

Муравьи-общественные насекомые КАЖДЫЙ ОГАНИЗМ-ЭЛЕМЕНТ ВЫПОЛНЯЕТ В СЕМЬЕ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ФУНКЦИЮ. Это первая и главная особенность такого общества. На начальной стадии оно делится только на три группы – самцов, осуществляющих функцию размножения, плодущих самок , или «цариц», выполняющих функцию размножения и расселения, и рабочих , которые выполняют все работы по уходу за половыми особями, по строительству и обороне гнезд, по добыванию пищи.

Трофалаксис- обмен пищей и информацией между всеми членами муравьиной семьи. Как показали лабораторные опыты, капля пищи, принесенная одним муравьем в гнездо, через 20 часов распределяется между сотнями особей. Самки всех общественных насекомых выделяют вещества, которые слизывают ухаживающие за ними рабочие а затем распределяют их среди всей общины. Стоит самкам исчезнуть, как поведение рабочих особей резко меняется. Рабочие муравьи начинают воспитывать из личинок не рабочих, а самок, рабочие особи рыжих лесных муравьев начинают откладывать яйца. Рабочие бурого лесного муравья могут принять самку любого вида того же рода, которую они убили бы раньше. С пищей передается и другая более сложная информация. Какие-то загадочные механизмы сигнализируют рыжим лесным муравьям о потребностях в новых самках при увеличении пищевых ресурсов..

Нужно ли охранять муравьев

Значение муравьев. Без муравейника невозможно представить себе полноценный сосновый лес. Колонии этих насекомых — необходимая часть лесной фауны, они выполняют множество экологических функций. Недаром муравьёв прозвали санитарами леса. Муравьи всеядны — это универсальные хищники и падальщики. Активно поедая личинок вредных насекомых — жуков, бабочек — они сохраняют лес. За сезон один большой муравейник лесных муравьев уничтожает от 100 тыс. до 1 млн. вредных насекомых. Рыжие лесные муравьи — эффективные защитники насаждений от хвоегрызущих и листогрызущих вредителей. Для защиты плантаций лесопосадок лесники переселяют муравьев искусственным путем.

Значение муравьев. Муравьи способствуют повышению плодородия почвы. Они перемешивают ее, насыщают кислородом и рыхлят на глубину 50-70 см, обогащают органическими веществами. Поедая семена растений, муравьи способствуют их распространению — ведь не всю добычу им удается дотащить до муравейника. Муравьи поедают отмершие части растений и деревьев.

Значение муравьев. В медицине рыжие лесные муравьи используются как лекарственное средство животного происхождения. Сухих и живых муравьёв используют для приготовления медицинских препаратов — муравьиного спирта и настойки при лечении суставов и невралгий.

Охранный статус Рыжие лесные муравьи включены в «Красный список угрожаемых видов» международной Красной книги Всемирного союза охраны природы в статусе Lower Risk/near threatened (таксоны, близкие к переходу в группу угрожаемых). Также включены в некоторые региональные Красные книги и списки редких животных, например в Красную книгу Москвы.

Что нужно сделать для охраны муравейников: Запретить сбор куколок (так называемых муравьиных яиц). Необходимо вводить в практику вывоз в лесосек главного пользования всех имеющихся там муравейников. Спасенных муравьев переселять в другие участки леса, где их нет или численность гнезд слишком мала. Настоящими подвижниками в борьбе за сохранение муравьев должны стать школьные лесничества. Повсеместно развернуть массовые агитации : выпустить массовыми тиражами плакаты и листовки, выставлять тысячи аншлагов. Широко использовать радио, телевидение, областную и местную печать. Проводить работу по учету и инвентаризации муравейников. Оценивать общую численность гнезд. Необходимо огораживать муравейники в зеленых зонах городов, в местах массового отдыха, вдоль дорог и туристских троп, в массивах, где обитает большое количество кабанов, разоряющих гнезда. Пункт об охране муравьев должен быть включен в закон об охране природы.

Есть ли вредные муравьи ? Муравьи как утилизаторы отмерших деревьев, могут нанести вред и стройматериалам , и человек защищает от них свой стройматериал. Не стоит заселять чёрными муравьями сад , так как они питаются медвяной росой, выделямой тлёй,а значит способствуют её расселению. Есть грозная армия муравьев кочевников, после нашествия которых на поверхности почвы не остается ничего живого. Они существуют на планете миллионы лет, они неистребимы, поэтому с ними нужно просто уживаться, изучая их удивительные тайны.

Спасибо за внимание!

Материал купола муравейника собран в Раменском районе Московской области 14.10.2012г. В средней полосе России к середине октября все насекомые уже приготовились к зимовке. Поиски активных муравьев, проведенные в Раменском, Можайском и Солнечногорском районах Подмосковья не принесли никаких успехов. Но в образце материала купола, помещенном в пластиковую банку с крышкой случайно оказалась рабочая особь и несколько мелких насекомых – мирмекофилов. Только двух из них удалось из гнездового материала.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ: Мирмекология – наука о муравьях. Мирмекофилы – в переводе на русский означает «любящие муравьев». Полиэтизм – разделение труда между рабочими особями общественных насекомых. Симбиоз — сожительство организмов разных видов, приносящее взаимную пользу. Симфилы – нахлебники, живущие в гнезде общественных насекомых, питающиеся за счет хозяев. Трофалаксис – обмен пищей между отдельными членами, в которых вовлечена вся колония насекомых. Феромоны — вещества, выделяемые животными, которые изменяют поведения животных того же вида.

Источник

Презентация ученического исследовательского проекта «Польза муравьев и охрана муравейников»

Марина Егорова
Презентация ученического исследовательского проекта «Польза муравьев и охрана муравейников»

Мы очень любим бродить по лесу, не только рвать ягоду и срезать грибы, а просто так – послушать лес, найти что-то интересное, понаблюдать за каким–нибудь лесным жителем. А кого из лесных жителей можно встретить наверняка? Ну, конечно же, муравьёв! А разнообразие муравейниковпросто поражает взгляд: от скромных горок до огромных «муравьиных дворцов». И нам захотелось узнать, как живут муравьи и как устроен муравейник внутри.

Мы решили провести проектно-исследовательскую работу о муравьяхи ответить на многие интересующие вопросы:

Как живут муравьи?

Что такое муравейник?

Как устроен муравейник? Какие в нем есть «помещения»?

Почему муравьи заботятся о тлях?

Чем питаются муравьи?

Почему муравьев называют «санитарами леса»?

Цель работы — изучить жизнь муравьёв, узнать интересные факты их жизни.

• Увеличить объём знаний о насекомых.

Изучить виды жилищ муравьев, особенности их построения.

Познать законы муравьиной семьи.

• Выявить значение муравьев в природе и для человека.

• Изучить литературу по данной теме.

• Провести анализ работы и пополнить дополнительным материалом «копилку» класса.

Гипотеза исследования

Если узнать о значении муравьев в природе и в жизни человека, то можно использовать эти знания с пользой для себя.

Методы исследования:

— сбор данных и их анализ;

— анкетирование среди учащихся и учителей школы

Объект исследования:

Муравейник,жилища муравьев.

Предмет исследования:

Муравьи

— формирование представлений о том, как живут муравьи;

— появление представлений о муравьях и их разновидностях;

— по результатам исследований установить интересные факты о пользе муравьев;

— пропаганду о значении муравьев среди учащихся школы;

-использование результатов исследований для проведения классных часов, викторин.

Прикреплённые файлы:

polza-muravev-i-ohrana-muraveinikov_0rpkj.ppt | 18924,5 Кб

Фотоотчет о реализации исследовательского проекта «Огород на окне» Исследовательский проект «Огород на окне» был очень интересен детям. Дети сами высаживали семена цветов и овощей. Ухаживали, поливали,.

Презентация детского творческо-исследовательского проекта «Улица, светофор, пешеходные переходы, дорога» Актуальность проекта: Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.

Презентация исследовательского проекта «Герб — символ моего города» Все мы знаем, что у нашей страны есть символы: герб, флаг, гимн. Мы знаем, как выглядит герб, знаем, что обозначают цвета флага, знаем слова.

Видео презентация краткосрочного исследовательского проекта «Растим травянчиков на подоконнике» во второй младшей группе Пояснительная записка Тип проекта: исследовательский, краткосрочный (3-4 недели, групповой. Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Паспорт исследовательского проекта «Все о мыльной пене» В процессе выполнения проекта проводилась работа с детьми Чтение художественной литературы Продолжительность : средней продолжительности.

Паспорт познавательно-исследовательского проекта в старшей группе «Воздух-невидимка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК» Подготовила: Воспитатель Евсеева Н. Е. Участники проекта:.

НОД «Вещи, которые нам помогают» в рамках познавательно-исследовательского проекта для детей старшего дошкольного возраста ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ФОРМА РАБОТЫ ЦЕЛЬ «Социально-коммуникативное развитие» Сюжетно- ролевая игра «Магазин бытовых приборов» Дидактическая.

Презентация познавательно-исследовательского проекта для старшей группы «Лаборатория огородных наук» К чему мы стремимся… Помогать детям находить необычное в обычном – в окружающих их предметах; развивать познавательный интерес, стремление.

Презентация для старших дошкольников «Охрана животных» Люди и животные тесно связаны между собой. Животные-это наши друзья. Взаимоотношения между человеком и животными были всегда. Уже почти у.

Привлечение детей к планированию исследовательского проекта Как привлечь детей к планированию проекта, используя «модель 3-х вопросов»: Через систему вопросов, педагог выясняет, что дети знают о.

Источник

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей подгруппе «Муравьи — защитники леса»

Алефтина Семенова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей подгруппе «Муравьи — защитники леса»

ФМБОУ СОШ с. Кривле — Илюшкино д/с «Солнышко»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей подгруппе:

«Муравьи — защитники леса».

с использованием слайд-шоу

Воспитатель: А. С. Семенова

(основная форма работы — занятие)

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Муравьи — защитники леса»

Цель: продолжать работу по экологическому воспитанию детей.

Интегрированные области: (социально — коммуникативное, речевое, художественно — эстетическое развитие).

Образовательные: совершенствовать знания о муравьях, их строении, внешнем виде, образе жизни; сформировать представление о роли муравьев в жизни леса; сформировать навыки правильного поведения в природе, бережное отношение к насекомым.

Развивающие: развивать у детей интерес к занятию; развивать речь детей, выдержку, наблюдательность.

Воспитательные:формировать нравственные качества: доброту, заботу о слабых ; воспитывать чувство товарищества и желание помогать другим.

Чтение рассказа А. Тамбиева «Кто в муравейнике живет, В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». Заучивание стихотворения З. Александровы «Муравей нашел былинку». Отгадывание загадок о муравьях.

Беседы: «Кто самый сильный из насекомых?», «Муравьи – защитники леса», «Муравьи – предсказатели погоды».

Наблюдение за насекомыми на участке детского сада; загадывание загадок о муравьях; упражнение на развитие мелкой моторики рук «Муравейник»; рисование «Нарисуй муравья» (рассматривание особенностей внешнего вида насекомого).

Работа с родителями:

Беседа об актуальности экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Просмотр с детьми мультфильма «Гроза муравьёв».

Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».

Совместно с родителями загородить муравейник возле детского сада.

Средства: ноутбук, иллюстрации с изображением муравья и муравейника.Природный материал: веточки, хвоинки, сухие листья, клей ПВА, макет муравейника из картона. Пенёчки, искусственные ёлочки, цветы из бумаги.

Организация занятия: дети сидят на стульях полукругом перед воспитателем.

Ход занятия:

Ребята, у нас сегодня будет занятие,которое называется: «Муравьи — защитники леса». Чтобы узнать, почему их так называют — мы с вами отправимся в лес. А, чтобы туда попасть, нам надо произнести волшебные слова.

Я буду читать стихотворение, и показывать упражнение, а вы повторяйте за мной.

Возле своих стульчиков.

Тёмный лес, старый лес — Широко разводят руками дети в стороны

Полон — сказочных чудес! — Повороты вправо и влево с вытянутыми руками

Я иду играть сейчас — Ходьба на месте

И зову с собою вас.

У сосны, где синий лес,

Поднял ветви до небес,- Руки поднимают вверх

Где ручей журчит в овраге,- Приседают и делают руками волны

Где медведь рычит в берлоге,- Изображают рёв медведя

Там найдете ваше чудо!

Пусть же вам помогут ноги! — Ходьба на месте

Ждет нас на лесной опушке — Низко наклоняются и присматриваются

Муравьишка — шустрый,

Муравьишка — работяга. Ходьба с движением «Что-то несут на плече»

Без работы, хоть убей – Разводят руками

Жить не может муравей.

Итак, ребята, куда мы пришли?

Дети: мы пришли в лес.

Ребята, посмотрите, как здесь красиво. Много деревьев, цветов, и какой свежий воздух в лесу!

Ребята, так как мы в лесу, садитесь каждый на свой пенек.

Ребята, кто нам встретился на пути и ждал нас на лесной опушке?

Дети: На лесной опушке ждал нас муравьишка.

Молодцы, правильно. Ребята, посмотрите — мы о нем вспомнили, а он тут как тут.

Показ слайда № 2 с изображением муравья.

Муравей – это животное, птица или насекомое?

Почему, муравей – это насекомое?

Предлагает рассмотреть муравья.

Ребята, давайте рассмотрим муравья. Что есть него?

Дети: У муравья есть голова, грудь, брюшко, 6 ножек. На голове глаза, усики.

Правильно. У муравья,как и у всех насекомых — главными признаками в строение считается: 6 ног, усики, членистое тело, которое разделяется на голову, грудь, брюшко.

Ребята, муравьишка заблудился, давайте ему поможем добраться до дома.

Дети: обязательно поможем.

А вы знаете, как называется жилище муравья?

Дети: Дом у муравья называется муравейник.

Показ слайда № 3 с изображением муравейника.

МУРАВЕЙ

Стоит на горе домишко,

Ползет туда муравьишко,

Он тащит соломинки, щепки,

Чтоб дом получился крепким.

Вокруг суетятся братишки –

Старательные муравьишки,

Несут в муравейник они червячка,

Букашку, жучка, паучка.

Кто строит, кто кормит детишек –

Крошечных муравьишек.

Вот так – целый день в работе,

В трудах, беспокойстве, заботе.

Правильно – муравейник. Ребята, его еще называют муравьиным теремом. Муравьи – великолепные строители. Высота их дома достигает иногда даже более метра. Это просторный и удобный дом с вентиляцией. Дом состоит из надземной части (насыпкой) и подземной части с множеством ходов и выходов (камер – комнат).

Как устроен, ребята, муравейник снаружи, из чего строят его муравьи?

Дети: Муравьи строят дом из хвойных иголок, веточек, сухих листьев, кусочков коры.

Показ слайда № 4 с изображением хвойных иголок, веточек, сухих листьев, кусочков коры.

Правильно. Как устроен муравейник внутри, ребята?

Дети: Дом состоит из множества ходов и выходов (камер)

Показ слайда № 5 с изображением муравейника в «разрезе».

«Солярий» – это камера, которая нагревается лучами солнца. Весной, забегают муравьи сюда погреться.

«Зимовальная камера» — почему ее так называют?

Дети: В этой камере собираются муравьи, чтобы переждать холода.

Муравьи собираются в большой ком и греются друг об друга.

«Царская камера» — живет здесь мать, королева — муравьиха, откладывающая яйца.

«Мясная камера» — почему ее так назвали?

Дети: здесь хранят свою добычу муравьи (гусениц, бабочек).

Еще здесь есть туалетные камеры, детские». Муравьи содержат свой дом в чистоте. У некоторых муравьев есть под ротовые сумки. Они складывают мусор во время уборки туда, а потом выносят его в специальные камеры.

Ребята, посмотрите, наш муравьишка совсем ослабел, он хочет пить.

Как вы думаете, где в лесу можно добыть воду?

Дети: Из речки, родника.

Показ слайда №6 (роса на листочке, на паутине)

Давайте попоим муравьишку росой. Хорошо, но чтобы у него появились силы — его нужно покормить. Ребята, вы знаете, чем питаются муравьи?

Воспитатель: Правильно, а ещё они поедают тлей, бабочек, а значит — они уничтожают вредителей леса и, поэтому их называют защитниками леса. Ребята, а вы знаете, кто ещё питается вредными насекомыми?

Воспитатель: Молодцы! Птицы тоже защитники леса и их, как и муравьёв, нужно оберегать.

Показ слайда №7 (с изображением гриба)

Воспитатель: Мы не станем ловить гусениц, чтобы покормить муравьишку. Покормим его кусочком гриба. Вот, теперь муравьишка набрался сил и может идти дальше.

Игра «Кто быстрее построит муравейник

Для этой игры мы должны превратиться в муравьев. Закрыли глаза и медленно, кружась,произносим волшебные слова: «Никого я не боюсь, в муравья я превращусь», а теперь открываем глаза. Ой, сколько вокруг меня муравьишек!

Дети строят дом из веточек, хвоинок, сухих листьев. Наклеивают на макет из картона.

После игры садятся на свои места.

Ребята, вот и дошли мы до муравейника, посмотрите, как обрадовались муравьи, что их муравьишка нашёлся.

Показ слайда № 8

Муравьи, живут в муравейнике — большой дружной семьей — где каждый муравей выполняет свою работу. Как вы думаете, чем могут заниматься муравьи?

Дети: Одни муравьи ухаживают за потомством – это рабочие муравьи (няньки).

Охраняют муравьиный терем – муравьи-солдаты (охранники).

Показ слайда № 9 с изображением муравьёв-солдат.

Муравьи, которые строят дом – это муравьи-строители.

Показ слайда № 10 с изображением муравьёв-строителей.

Муравьи, которые добывают пищу – охотники.

Показ слайда № 11 с изображением муравьёв-охотников.

Как ведут себя муравьи осенью, весной, летом и зимой, их поведение?

Дети: Зимой муравьи спят. В остальной период они работают.

Начиная с ранней весны и заканчивая поздней осенью, муравьи трудятся. И лишь ближе к зиме жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие камеры и, сбившись в большой ком, засыпают. Весной, когда растает снег, земля прогревается, и муравейник снова оживает. Пользу или вред приносят муравьи?

Дети: Муравьи приносят пользу, так как они поедают большое количество насекомых, которые уничтожают растения – это гусеницы, бабочки.

Правильно. Где много муравьев, не будут жить такие насекомые, как пилильщик, тля и другие. В природе муравьев называют санитарами леса. Ребята, раз муравьи приносят пользу. Как надо заботиться о муравьях?

Дети: Не уничтожать, не топтать, не разорять муравейники.

Правильно. Лесники, огораживают муравейники, чтобы никто не причинял вреда этому маленькому народу. Бережное отношение к муравейнику – одно из первых правил общения с лесом.

Показ слайда № 12 с изображением бережного отношения к муравейнику.

Заключительная часть: Ребята, о каком насекомом мы сегодня беседовали? Кого встретили в лесу?

Что интересного и нового узнали о муравьях?

Что понравилось на занятии?

Итог занятия: Ребята, спасибо вам, что сегодня вы были моими помощниками и внимательно все слушали.

Источник

Читайте также:  Крыса купается с мылом
Оцените статью
Избавляемся от вредителей