- Тема урока: Распознавание звонких и глухих согласных звуков. 2 класс
- Конспект занятия»Звонкие и глухие согласные»
- Глухие согласные звуки
- Что такое глухие согласные?
- Глухие и звонкие согласные
- Озвончение глухих согласных
- Видеоурок
- Конспект логопедического занятия «Согласные глухие и звонкие, их дифференциация».
Тема урока: Распознавание звонких и глухих согласных звуков. 2 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тимонина Ирина Николаевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Александровская ОШ»
Тема урока : Распознавание звонких и глухих согласных звуков.
Цель: формирование умения различать звонкие и глухие согласные звуки.
Задачи: повторение признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; повторение ранее пройденного материала; развитие умения анализировать звуковой состав слова, развитие орфографической зоркости, внимания, логического мышления, устной и письменной речи; воспитание усидчивости, самостоятельности, интереса к изучаемому предмету и процессу обучения, умение работать в паре или группе.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, «лента» букв, карточки с заданиями (два уровня сложности).
I . Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинаем мы урок.
— Сядьте ровно, откройте тетради, положите их наклонно, запишите дату, пропишите буквы.
III . Сообщение темы и цели урока
— Посмотрите на слова, записанные на доске.
— Что общего в словах первого и второго столбиков? Чем слова первого столбика отличаются от слов второго столбика?
— Итак, на прошлом уроке мы выяснили, что согласные звуки очень разные. Есть среди них какие и какие? (звонкие и глухие звуки)
— Что вы узнали о звонких согласных звуках? (Звонкие согласные произносятся звонко, с голосом)
— Перечислите все звонкие согласные звуки.
— Что вы можете сказать о глухих согласных звуках? (Глухой согласный звук произносится глухо, без голоса)
— Перечислите все глухие согласные звуки.
— Так чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о звонких и глухих согласных звуках и будем продолжать учиться их различать.
IV . Упражнения на повторение, закрепление изученного материала
1) Запишите три женских имени, которые начинаются со звонкого согласного звука, и три мужских имени, которые начинаются с глухого звука (задание выполняется с комментированием)
Например, Марина, Лена, Галя; Пётр, Саша, Костя.
Дополнительное задание: разделить слова на слоги, обозначить ударный слог.
— Ребята, когда вы выполняли задание, я заметила, что вы смотрели на «ленту букв». Как она вам помогала?
— Да, «лента букв» может помочь нам ответить на многие вопросы о звуках и буквах. Но мы же не будем ее носить постоянно с собой, чтобы смотреть, к какому разряду какой звук относится. Как же быть? (Ответы детей)
— Я предлагаю вам сделать маленькое «научное открытие». Назовите звук, например, б . Какой он: глухой или звонкий? В науке гадать нельзя, наука любит точность. Мы сделаем вот так: зажмите уши и произнесите звук б , а потом п .
Понаблюдайте за своим состоянием. Когда мы произносили первый звук, в голове, в ушах звенело, т.е. участвовали голосовые связки. Это звонкий звук. При произношении звука п голосовые связки не участвовали. Это глухой звук. Можете дома так потренироваться. Итак, мы немного передохнули – продолжим.
3) Работа по учебнику
Упр. 68 – выполняется по заданию с комментированием.
На урок пришли к нам гости пингвины и хотят с вами потанцевать. Присоединяйтесь (включаю запись).
4) Задание на смекалку (устно)
— Найдите «лишнюю» букву. Объясните свой выбор.
— Какие звуки обозначают оставшиеся буквы? (Звонкие)
— Какими еще мы их можем назвать? (Парными)
— Каких парных звонких звуков на хватает?
5) Работа со скороговоркой.
— Для того, чтобы четко и понятно произносить звуки, существует большое количество скороговорок. Прочитайте скороговорки, назовите, какие согласные звуки в них отрабатываются:
Белые бараны били в барабаны.
Даша дарит Дине дыни.
— Произнесите скороговорку быстро.
— Спишите первую скороговорку. Какое это предложение по цели высказывания? По эмоциональной окраске?
— Подчеркните главные члены предложения.
ЗАРЯДКА ДЛЯ РУК
6) Исследовательская работа.
— А сейчас мы проведем исследовательскую работу. Найдите на странице 69 учебника слова, в которых встречаются только глухие согласные звуки. (Дети ищут слова, называют их, объясняя свой выбор: петух, стихи, кот и т.д.)
7) Работа в парах.
— Спишите, подбирая к каждому слову пару так, чтобы одно слово отличалось от другого одной буквой. Эти буквы должны обозначать разные звуки: одна – звонкий согласный, другая – глухой согласный звуки.
— Какую цель ставили на уроке?
— Как вы сегодня поработали?
— Что интересного было на уроке?
— Что вы расскажите своим родителям?
— Поработайте со шкалой на полях тетради.
— Я предлагаю вам решить звуковые пропорции:
VI . Итоги, оценивание, домашнее задание
Источник
Конспект занятия»Звонкие и глухие согласные»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
логопедического занятия с подготовительной группой компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом
учителя- логопеда Светлаковой Г.Г.
Логопедическая : Звонкие и глухие согласные.
Цель: дать понятие о звонких и глухих согласных.
— учить дифференцировать звонкие и глухие согласные на слух и с помощью тактильных ощущений;
— обучать анализу и синтезу слов.
— способствовать развитию мышления и слухового внимания;
— способствовать развитию координации речи обучающихся с движением;
— пополнять словарный запас обучающихся.
— продолжить воспитывать умение работать в коллективе;
— воспитывать внимание к языковым явлениям.
Оборудование: квадратики для звукового анализа слов, карточки с изображением колокольчика и наушников, предметные картинки (мост, лес, пенал, шарф, патрон, сом…), мяч.
I. Организационный момент.
Логопед. Сядет тот, кто назовёт слово, в котором первый звук согласный.
– Какие звуки называются согласными?
– Какие бывают согласные звуки?
– Каким квадратиком в схемах обозначается твёрдый согласный звук?
– Каким квадратиком в схемах обозначается мягкий согласный звук?
III. Объяснение нового материала.
1. Игра с мячом «Выключи звоночек».
Логопед. Я кидаю вам мяч, называя согласный звук, а вы возвращаете мне его, произнося этот же звук шёпотом.
– Одинаковые звуки мы с вами произносили?
– Давайте посмотрим, почему так произошло?
Логопед вместе с детьми сравнивает пары звуков, опираясь на тактильное восприятие вибрации голосовых складок и ощущения, возникающие от произнесения согласных при закрытых ладошками ушах.
Вывод: при произнесении одних звуков голосок в горлышке дрожит и чувствуется звон в ушах – такие звуки называются звонкими согласными , при произнесении других звуков голосок в горлышке спит, в ушах звона не чувствуется – эти звуки называются глухими согласными .
2. Различение изолированных согласных по звонкости – глухости.
Дети работают стоя.
Логопед. Я буду произносить звук, а вы звените воображаемым колокольчиком, если звук звонкий, и закрывайте уши ладошками, если звук глухой: з, х, л, п, щ, н, г, р, ш, ф…
IV. Закрепление нового материала.
1. Различение звонких – глухих согласных в словах.
а) В начале слова.
Логопед называет слова, а дети выделяют первый звук в слове, произносят его, определяют, звонкий он или глухой, используя два способа контроля.
Кот, сок, губы, ваза, рукав, фрукты, помидор, колбаса, жуки, хобот…
Дети. В слове «кот» первый звук – [к]. Он глухой, потому что голосок в горлышке спит, колокольчик в ушах не звенит.
б) В конце слова.
Логопед показывает картинки, дети выделяют последний звук в слове. Далее проводится работа, аналогичная предыдущей.
Мост, лес, пенал, шарф, патрон, сом, волк, ландыш, трактор…
2. Работа со словами, различающимися одним звуком.
Логопед. Путать звонкие и глухие согласные звуки нельзя. Вот послушайте, какая неприятная история произошла в школе у моего знакомого мальчика Михаила.
«Дед Герасим ГОЛ забил!»
Все читают, восклицают:
«Ай да старый! Гол забил!
Дать во все газеты
– Нет, – сказал сердито дед, –
Мишкин дайте в них портрет!
Он писал диктовку в школе,
Ну а думал о футболе.
Оттого-то КОЛ превратился в ГОЛ,
И за этот ГОЛ он получит кол!
Логопед. Какие слова перепутал Мишка? (Гол и кол.)
Обратить внимание детей на значения слов «гол» и «кол» (2 значения).
– Что забивал дед Герасим? (Кол.)
– А Мишка написал что? (Гол.)
– Какие звуки перепутал Мишка? ([к] – [г].)
Вывод: один звук может изменить весь смысл слова.
3. Работа со схемами слов «кол – гол».
Используется дополнительно карточки с изображением колокольчика и наушников.
– С какими согласными мы познакомились на занятии?
– Как определить, какой это согласный – звонкий или глухой
Источник
Глухие согласные звуки
Глухие согласные звуки — это звуки, которые состоят только из шума.
Выясним, что такое глухие согласные звуки в русском языке, какие имеют фонетические характеристики и чем отличаются от звонких согласных. Приведем таблицу глухих согласных.
Что такое глухие согласные?
В фонетике русского языка наряду со звонкими звуками существуют глухие согласные, которых насчитывается меньше. Если звонкие согласные вместе с сонорными составляют число 20, то глухих согласных только 16.
Глухие и звонкие согласные в отличие от гласных являются шумными звуками. Но шум в их образовании проявляется в разной мере.
Звонкие согласные формируются из шума и голоса. При их образовании голосовые связки колеблются. Эту вибрацию можно ощутить, если приложить руку к передней стенке горла.
Глухие звуки качественно отличаются тем, что они состоят полностью из шума. Выдыхаемая струя воздуха трется о различные препятствия в речевом аппарате говорящего и создает характерный шум в образовании каждого глухого звука. Если зажать уши, то звон в ушах не ощущается, как при произношении звонких согласных. Вибрации голосовых связок нет, что свидетельствует об отсутствии голоса.
Перечислим глухие согласные, которые в письменной речи соответствуют следующим буквам алфавита.
Буква | Твёрдый глухой звук | Мягкий глухой звук |
---|---|---|
к | [к] | [к’] |
п | [п] | [п’] |
с | [с] | [с’] |
т | [т] | [т’] |
ф | [ф] | [ф’] |
х | [х] | [х’] |
ч | — | [ч’] |
ц | [ц] | — |
ш | [ш] | — |
щ | — | [щ’] |
Как видим, многие глухие согласные составляют пары по признаку твёрдости/мягкости. Твердость или мягкость согласного можно определить по его фонетической позиции в слове. Если за согласным следует гласный звук [а], [о], [у], [э], [ы], обозначенный соответствующей буквой, то глухой согласный является твёрдым.
Если же за ним стоит звук, обозначенный буквами «и», «е», «ё», «ю», «я», или «ь», то глухой согласный звучит мягко.
Убедимся в этом, сравнив пары слов:
- сыро́к [ с ы р о к] — си́ний [ с’ и н’ и й’]
- старт [с т а р т] — степь [с т’ э п’]
- фона́рь [ ф а н а р’] — фи́рма [ ф’ и р м а]
- хо́хот [ х о х а т] — хитре́ц [ х’ и т р’ э ц].
Отметим, что среди этих согласных звуков имеются непарные глухие по признаку мягкости/твёрдости:
Понаблюдаем:
- ш ё пот [ ш о п а т]
- ц и рк [ ц ы р к]
- уч а стник [у ч’ а с н’ и к]
- щ а ве́ль [ щ’ а в’ э л’].
Глухие и звонкие согласные
В фонетике русского языка глухие согласные составляют со звонкими согласными пары, совпадающие по остальным признакам, кроме звонкости/глухости.
Всегда глухие согласные [х], [ч’], [ц], [щ’] являются непарными. У них нет парных звонких согласных в русском языке.
Озвончение глухих согласных
Глухие согласные звучат всегда приглушённо в конце слов или в паре с гласными или сонорными звуками. Если возникнет сомнение в написании соответствующей буквы в конце, то необходимо изменить форму слова, чтобы согласный оказался перед гласным:
- укро п — листья укропа;
- прока т — нет проката;
- поко с — время покоса;
- язы к — языки.
Глухие согласные меняют качество своего звучания только в том случае, если после них окажется звонкий согласный. Он оказывает влияние на глухой звук и превращает его в парный ему звонкий. Этот фонетический процесс называется озвончением.
Убедимся в этом, рассмотрев следующие примеры:
- с бегать [ з б’ и г а т’]
- о т бить [а д б’ и т’]
- про с ьба [п р о з’ б а]
- с бруя [ з б р у й а].
Озвончение глухих согласных создает трудности в орфографическом написании слов. В таких случаях нельзя полагаться на звучание слова, а следует посмотреть морфемный состав слов «сбегать», «отбить» и выяснить, что не существует приставок з- или ад-.
Если озвончение произошло в корне, то подбираем проверочное слово, чтобы после сомнительного согласного оказался гласный или сонорный звук, который прояснит его звучание:
Видеоурок
Источник
Конспект логопедического занятия «Согласные глухие и звонкие, их дифференциация».
Ольга Василенко
Конспект логопедического занятия «Согласные глухие и звонкие, их дифференциация».
Тема: Согласные глухие и звонкие, их дифференциация.
Цели: познакомить детей с понятиями глухой и звонкий согласный звук.
Задачи: научить различать глухие и звонкие согласные звуки тактильно и на слух; развивать фонематические процессы, память, мышление.
Оборудование: кукла Незнайка; предметные картинки, в названии которых встречаются звуки, различающиеся по глухости-звонкости; мяч.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Развитие фонематического слуха.
— Я буду произносить имена детей, а вы должны повторить их и назвать одно имя, которое отличается от других по звучанию:
Августина – Агния – Ангелина — Акулина.
Коля – Дима – Толя – Поля.
Полина – Наина – Люба – Галина.
Таня – Оля – Аня – Ваня.
Инна – Тина – Татьяна — Дина.
Евгений – Петя – Витя – Катя.
2. Объявление темы занятия. — Ребята, вспомните, из чего состоят слова, когда мы их произносим? (Из звуков)
— Какие две группы звуков вы уже знаете? (Гласные и согласные)
— Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, при произнесении которых губы не сомкнуты; ни они, ни язык, ни зубы не мешают выходить воздушной струе изо рта; при их произнесении участвует только один голос; их можно петь.)
— Все остальные звуки являются согласными. Но они бывают разными. Среди них встречается много похожих между собой звуков. Их нельзя путать, их нужно учиться различать.
Появляется кукла Незнайки. Он ведёт диалог с логопедом:
— Ребята, пойдёмте играть!
— Мы не можем, Незнайка. У нас важное занятие. Сегодня мы должны узнать, какими бывают согласные звуки.
— Да ерунда это! Зачем вам всё это нужно?
— А ты, Незнайка, умеешь различать согласные звуки?
— Вот поэтому-то твоё имя Незнайка. А наши ребята хотят всё знать! Они хотят в школе хорошо учиться. Посиди на нашем занятии, послушай. Может, и ты узнаешь для себя что-то полезное.
— Ну ладно, попробую.
3. Общая характеристика согласных звуков. — Скажите, ребята, а вы на кого-нибудь похожи? (Да. На маму, на папу)
— А вот многие согласные звуки тоже похожи друг на друга. Они тоже как будто братцы друг для друга. Звуки бывают, например, глухие и звонкие. А теперь давайте поподробнее поговорим об этом.
4. Акустическая характеристика согласных по глухости-звонкости. — Приложите руку к горлышку. А теперь произнесите звуки: С-с-с, ф-ф-ф, т,т,т… «Звенит» у вас горлышко? (Нет.)
— А теперь повторите: З-з-з, в-в-в, д, д, д… «Звенит» ли у вас горлышко сейчас? (Да.)
— А теперь давайте повторим звуки парами: з-з-з — с-с-с, в-в-в — ф-ф-ф, д — т. Звуки в парах произносятся одинаково. Только при произнесении одних горлышко «звенит» и они называются звонкими, а при произнесении других – не «звенит». Они называются глухими.
5. Закрепление знаний о глухости-звонкости звуков. Детям раздаются картинки, в названии которых в начале находятся глухие и звонкие звуки.
— Назовите картинку. Определите, какой звук в вашем слове первый? А теперь встаньте те, у кого в слове первый звук глухой.
— Как вы это определили?
— А теперь встаньте те, у кого в слове первый звук звонкий.
— Как вы это определили?
6. Динамическая пауза Выполнение движений по тексту стихотворения.
Вот мы руки развели,
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Чтобы всем проснуться,
7. Упражнение с мячом на дифференциацию звуков по глухости-звонкости. — Сейчас я буду произносить слова и бросать каждому из вас мяч. Вам нужно определить первый звук в слове (он будет глухим, заменить его на парный звонкий и произнести новое слово.
— А сейчас наоборот первый звонкий согласный нужно будет заменить на парный глухой.
8. Игра «Догадайся, какого слова не хватает?». Произнеси его чётко и правильно.
В конце предложения ставим (точку).
Ведёт мама в садик малышку- (дочку).
У Андрея болит (зуб).
Есть он может только (суп).
Зимой мы строим ледяную (горку).
Мышонок грызёт хлебную (корку).
Расставаться с другом (жаль).
Бабушка связала (шаль).
9. Упражнение «Припоминай-ка».
— А теперь пусть каждый из вас вспомнит и назовёт нам слова, в которых первый звук согласный глухой.
Затем даётся то же задание для согласных звонких звуков.
10. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. — Давайте вспомним, на какие две группы делятся все звуки? (На гласные и согласные.)
— А какими бывают согласные? (Глухими и звонкими.)
— Ну что, Незнайка, ты что-нибудь понял?
— Да-а-а… Это целая наука!
— Ну ничего. Если ты будешь стараться также, как наши ребята, ты тоже сможешь научиться различать глухие и звонкие согласные звуки. Правда, ребята?
— А потом будешь хорошо учиться в школе. Желаем тебе удачи!
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р], [Р’]» Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков «Р» / «Рь» (подготовительная к школе группа). Автор учитель-логопед Козырева А. В.
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[С’]» Дифференциация звуков [c][c’](подготовительная группа) Цели: • закреплять навыки четкого произношения звуков и их дифференциацию; • формировать.
Конспект группового логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [г]-[к]» Групповое логопедическое занятие (2 класс). Грамматическая тема: Дифференциация согласных звуков [Г-К]. Лексическая тема: Деревья. Цель:.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [л]-[л’]» Цель: учить дифференцировать звуки [Л]- [Ль]. Задачи: Коррекционно-образовательные: -закреплять умение дифференцировать звуки [Л]- [Ль].
Конспект индивидуального логопедического занятия «В гостях у Шарика и Матроскина». Дифференциация звуков [с]-[ш] Тема: «В гостях у Шарика и Матроскина» Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях Коррекционно-образовательные задачи:.
Конспект логопедического занятия «Дифференциация ы-и» Тема: Дифференциация ы-и. Цели и задачи: • закрепить навыки четкого различения и произношения звуков ы — и; • развивать фонематический.
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв [Ж]-[Ш] в словах» Конспект логопедического занятия Тема: «Дифференциация букв и звуков Ж – Ш в словах». Цели: — совершенствование навыков дифференциации.
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж». Цель: • Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж; • Развивать слуховое внимание и память; • Привлекать внимание детей к родственным словам; • Анализ.
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [д], [т]. Звонкие и глухие согласные» Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [д], [т]. Звонкие и глухие согласные» Программное.
Конспекты к занятиям интенсивного курса по обучению грамоте «Уроки с Весёлым звонком». Тема «Звонкие и глухие согласные» Урок 2. Тема: Звонкие и глухие согласные. Цель: Различать звонкие и глухие согласные. Задачи: Закреплять умения различать гласные и согласные.
Источник