Муравьи глухие согласные звуки

Тема урока: Распознавание звонких и глухих согласных звуков. 2 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тимонина Ирина Николаевна

Учитель начальных классов

МБОУ «Александровская ОШ»

Тема урока : Распознавание звонких и глухих согласных звуков.

Цель: формирование умения различать звонкие и глухие согласные звуки.

Задачи: повторение признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; повторение ранее пройденного материала; развитие умения анализировать звуковой состав слова, развитие орфографической зоркости, внимания, логического мышления, устной и письменной речи; воспитание усидчивости, самостоятельности, интереса к изучаемому предмету и процессу обучения, умение работать в паре или группе.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, «лента» букв, карточки с заданиями (два уровня сложности).

I . Организационный момент

Долгожданный дан звонок,

Начинаем мы урок.

— Сядьте ровно, откройте тетради, положите их наклонно, запишите дату, пропишите буквы.

III . Сообщение темы и цели урока

— Посмотрите на слова, записанные на доске.

— Что общего в словах первого и второго столбиков? Чем слова первого столбика отличаются от слов второго столбика?

— Итак, на прошлом уроке мы выяснили, что согласные звуки очень разные. Есть среди них какие и какие? (звонкие и глухие звуки)

— Что вы узнали о звонких согласных звуках? (Звонкие согласные произносятся звонко, с голосом)

— Перечислите все звонкие согласные звуки.

— Что вы можете сказать о глухих согласных звуках? (Глухой согласный звук произносится глухо, без голоса)

— Перечислите все глухие согласные звуки.

— Так чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о звонких и глухих согласных звуках и будем продолжать учиться их различать.

IV . Упражнения на повторение, закрепление изученного материала

1) Запишите три женских имени, которые начинаются со звонкого согласного звука, и три мужских имени, которые начинаются с глухого звука (задание выполняется с комментированием)

Например, Марина, Лена, Галя; Пётр, Саша, Костя.

Дополнительное задание: разделить слова на слоги, обозначить ударный слог.

— Ребята, когда вы выполняли задание, я заметила, что вы смотрели на «ленту букв». Как она вам помогала?

— Да, «лента букв» может помочь нам ответить на многие вопросы о звуках и буквах. Но мы же не будем ее носить постоянно с собой, чтобы смотреть, к какому разряду какой звук относится. Как же быть? (Ответы детей)

— Я предлагаю вам сделать маленькое «научное открытие». Назовите звук, например, б . Какой он: глухой или звонкий? В науке гадать нельзя, наука любит точность. Мы сделаем вот так: зажмите уши и произнесите звук б , а потом п .

Понаблюдайте за своим состоянием. Когда мы произносили первый звук, в голове, в ушах звенело, т.е. участвовали голосовые связки. Это звонкий звук. При произношении звука п голосовые связки не участвовали. Это глухой звук. Можете дома так потренироваться. Итак, мы немного передохнули – продолжим.

3) Работа по учебнику

Упр. 68 – выполняется по заданию с комментированием.

На урок пришли к нам гости пингвины и хотят с вами потанцевать. Присоединяйтесь (включаю запись).

4) Задание на смекалку (устно)

— Найдите «лишнюю» букву. Объясните свой выбор.

— Какие звуки обозначают оставшиеся буквы? (Звонкие)

— Какими еще мы их можем назвать? (Парными)

— Каких парных звонких звуков на хватает?

5) Работа со скороговоркой.

— Для того, чтобы четко и понятно произносить звуки, существует большое количество скороговорок. Прочитайте скороговорки, назовите, какие согласные звуки в них отрабатываются:

Белые бараны били в барабаны.

Даша дарит Дине дыни.

— Произнесите скороговорку быстро.

— Спишите первую скороговорку. Какое это предложение по цели высказывания? По эмоциональной окраске?

— Подчеркните главные члены предложения.

ЗАРЯДКА ДЛЯ РУК

6) Исследовательская работа.

— А сейчас мы проведем исследовательскую работу. Найдите на странице 69 учебника слова, в которых встречаются только глухие согласные звуки. (Дети ищут слова, называют их, объясняя свой выбор: петух, стихи, кот и т.д.)

7) Работа в парах.

— Спишите, подбирая к каждому слову пару так, чтобы одно слово отличалось от другого одной буквой. Эти буквы должны обозначать разные звуки: одна – звонкий согласный, другая – глухой согласный звуки.

— Какую цель ставили на уроке?

— Как вы сегодня поработали?

— Что интересного было на уроке?

— Что вы расскажите своим родителям?

— Поработайте со шкалой на полях тетради.

— Я предлагаю вам решить звуковые пропорции:

VI . Итоги, оценивание, домашнее задание

Источник

Конспект занятия»Звонкие и глухие согласные»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

логопедического занятия с подготовительной группой компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом

Читайте также:  Как можно лечить ушного клеща

учителя- логопеда Светлаковой Г.Г.

Логопедическая : Звонкие и глухие согласные.

Цель: дать понятие о звонких и глухих согласных.

— учить дифференцировать звонкие и глухие согласные на слух и с помощью тактильных ощущений;

— обучать анализу и синтезу слов.

— способствовать развитию мышления и слухового внимания;

— способствовать развитию координации речи обучающихся с движением;

— пополнять словарный запас обучающихся.

— продолжить воспитывать умение работать в коллективе;

— воспитывать внимание к языковым явлениям.

Оборудование: квадратики для звукового анализа слов, карточки с изображением колокольчика и наушников, предметные картинки (мост, лес, пенал, шарф, патрон, сом…), мяч.

I. Организационный момент.

Логопед. Сядет тот, кто назовёт слово, в котором первый звук согласный.

– Какие звуки называются согласными?

– Какие бывают согласные звуки?

– Каким квадратиком в схемах обозначается твёрдый согласный звук?

– Каким квадратиком в схемах обозначается мягкий согласный звук?

III. Объяснение нового материала.

1. Игра с мячом «Выключи звоночек».

Логопед. Я кидаю вам мяч, называя согласный звук, а вы возвращаете мне его, произнося этот же звук шёпотом.

– Одинаковые звуки мы с вами произносили?

– Давайте посмотрим, почему так произошло?

Логопед вместе с детьми сравнивает пары звуков, опираясь на тактильное восприятие вибрации голосовых складок и ощущения, возникающие от произнесения согласных при закрытых ладошками ушах.

Вывод: при произнесении одних звуков голосок в горлышке дрожит и чувствуется звон в ушах – такие звуки называются звонкими согласными , при произнесении других звуков голосок в горлышке спит, в ушах звона не чувствуется – эти звуки называются глухими согласными .

2. Различение изолированных согласных по звонкости – глухости.

Дети работают стоя.

Логопед. Я буду произносить звук, а вы звените воображаемым колокольчиком, если звук звонкий, и закрывайте уши ладошками, если звук глухой: з, х, л, п, щ, н, г, р, ш, ф…

IV. Закрепление нового материала.

1. Различение звонких – глухих согласных в словах.

а) В начале слова.

Логопед называет слова, а дети выделяют первый звук в слове, произносят его, определяют, звонкий он или глухой, используя два способа контроля.

Кот, сок, губы, ваза, рукав, фрукты, помидор, колбаса, жуки, хобот…

Дети. В слове «кот» первый звук – [к]. Он глухой, потому что голосок в горлышке спит, колокольчик в ушах не звенит.

б) В конце слова.

Логопед показывает картинки, дети выделяют последний звук в слове. Далее проводится работа, аналогичная предыдущей.

Мост, лес, пенал, шарф, патрон, сом, волк, ландыш, трактор…

2. Работа со словами, различающимися одним звуком.

Логопед. Путать звонкие и глухие согласные звуки нельзя. Вот послушайте, какая неприятная история произошла в школе у моего знакомого мальчика Михаила.

«Дед Герасим ГОЛ забил!»

Все читают, восклицают:

«Ай да старый! Гол забил!

Дать во все газеты

– Нет, – сказал сердито дед, –

Мишкин дайте в них портрет!

Он писал диктовку в школе,

Ну а думал о футболе.

Оттого-то КОЛ превратился в ГОЛ,

И за этот ГОЛ он получит кол!

Логопед. Какие слова перепутал Мишка? (Гол и кол.)

Обратить внимание детей на значения слов «гол» и «кол» (2 значения).

– Что забивал дед Герасим? (Кол.)

– А Мишка написал что? (Гол.)

– Какие звуки перепутал Мишка? ([к] – [г].)

Вывод: один звук может изменить весь смысл слова.

3. Работа со схемами слов «кол – гол».

Используется дополнительно карточки с изображением колокольчика и наушников.

– С какими согласными мы познакомились на занятии?

– Как определить, какой это согласный – звонкий или глухой

Источник

Глухие согласные звуки

Глухие соглас­ные зву­ки — это зву­ки, кото­рые состо­ят толь­ко из шума.

Выясним, что такое глу­хие соглас­ные зву­ки в рус­ском язы­ке, какие име­ют фоне­ти­че­ские харак­те­ри­сти­ки и чем отли­ча­ют­ся от звон­ких соглас­ных. Приведем таб­ли­цу глу­хих согласных.

Что такое глухие согласные?

В фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка наря­ду со звон­ки­ми зву­ка­ми суще­ству­ют глу­хие соглас­ные, кото­рых насчи­ты­ва­ет­ся мень­ше. Если звон­кие соглас­ные вме­сте с сонор­ны­ми состав­ля­ют чис­ло 20, то глу­хих соглас­ных толь­ко 16.

Глухие и звон­кие соглас­ные в отли­чие от глас­ных явля­ют­ся шум­ны­ми зву­ка­ми. Но шум в их обра­зо­ва­нии про­яв­ля­ет­ся в раз­ной мере.

Звонкие соглас­ные фор­ми­ру­ют­ся из шума и голо­са. При их обра­зо­ва­нии голо­со­вые связ­ки колеб­лют­ся. Эту виб­ра­цию мож­но ощу­тить, если при­ло­жить руку к перед­ней стен­ке горла.

Глухие зву­ки каче­ствен­но отли­ча­ют­ся тем, что они состо­ят пол­но­стью из шума. Выдыхаемая струя воз­ду­ха трет­ся о раз­лич­ные пре­пят­ствия в рече­вом аппа­ра­те гово­ря­ще­го и созда­ет харак­тер­ный шум в обра­зо­ва­нии каж­до­го глу­хо­го зву­ка. Если зажать уши, то звон в ушах не ощу­ща­ет­ся, как при про­из­но­ше­нии звон­ких соглас­ных. Вибрации голо­со­вых свя­зок нет, что сви­де­тель­ству­ет об отсут­ствии голоса.

Перечислим глу­хие соглас­ные, кото­рые в пись­мен­ной речи соот­вет­ству­ют сле­ду­ю­щим бук­вам алфавита.

Буква Твёрдый глу­хой звук Мягкий глу­хой звук
к [к] [к’]
п [п] [п’]
с [с] [с’]
т [т] [т’]
ф [ф] [ф’]
х [х] [х’]
ч [ч’]
ц [ц]
ш [ш]
щ [щ’]

Как видим, мно­гие глу­хие соглас­ные состав­ля­ют пары по при­зна­ку твёрдости/мягкости. Твердость или мяг­кость соглас­но­го мож­но опре­де­лить по его фоне­ти­че­ской пози­ции в сло­ве. Если за соглас­ным сле­ду­ет глас­ный звук [а], [о], [у], [э], [ы], обо­зна­чен­ный соот­вет­ству­ю­щей бук­вой, то глу­хой соглас­ный явля­ет­ся твёрдым.

Если же за ним сто­ит звук, обо­зна­чен­ный бук­ва­ми «и», «е», «ё», «ю», «я», или «ь», то глу­хой соглас­ный зву­чит мягко.

Убедимся в этом, срав­нив пары слов:

  • сыро́к [ с ы р о к] — си́ний [ с’ и н’ и й’]
  • старт [с т а р т] — степь [с т’ э п’]
  • фона́рь [ ф а н а р’] — фи́рма [ ф’ и р м а]
  • хо́хот [ х о х а т] — хитре́ц [ х’ и т р’ э ц].

Отметим, что сре­ди этих соглас­ных зву­ков име­ют­ся непар­ные глу­хие по при­зна­ку мягкости/твёрдости:

Понаблюдаем:

  • ш ё пот [ ш о п а т]
  • ц и рк [ ц ы р к]
  • уч а стник [у ч’ а с н’ и к]
  • щ а ве́ль [ щ’ а в’ э л’].

Глухие и звонкие согласные

В фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка глу­хие соглас­ные состав­ля­ют со звон­ки­ми соглас­ны­ми пары, сов­па­да­ю­щие по осталь­ным при­зна­кам, кро­ме звонкости/глухости.

Всегда глу­хие соглас­ные [х], [ч’], [ц], [щ’] явля­ют­ся непар­ны­ми. У них нет пар­ных звон­ких соглас­ных в рус­ском языке.

Озвончение глухих согласных

Глухие соглас­ные зву­чат все­гда при­глу­шён­но в кон­це слов или в паре с глас­ны­ми или сонор­ны­ми зву­ка­ми. Если воз­ник­нет сомне­ние в напи­са­нии соот­вет­ству­ю­щей бук­вы в кон­це, то необ­хо­ди­мо изме­нить фор­му сло­ва, что­бы соглас­ный ока­зал­ся перед гласным:

  • укро п — листья укропа;
  • про­ка т — нет проката;
  • поко с — вре­мя покоса;
  • язы к — языки.

Глухие соглас­ные меня­ют каче­ство сво­е­го зву­ча­ния толь­ко в том слу­чае, если после них ока­жет­ся звон­кий соглас­ный. Он ока­зы­ва­ет вли­я­ние на глу­хой звук и пре­вра­ща­ет его в пар­ный ему звон­кий. Этот фоне­ти­че­ский про­цесс назы­ва­ет­ся озвончением.

Убедимся в этом, рас­смот­рев сле­ду­ю­щие примеры:

  • с бегать [ з б’ и г а т’]
  • о т бить [а д б’ и т’]
  • про с ьба [п р о з’ б а]
  • с бруя [ з б р у й а].

Озвончение глу­хих соглас­ных созда­ет труд­но­сти в орфо­гра­фи­че­ском напи­са­нии слов. В таких слу­ча­ях нель­зя пола­гать­ся на зву­ча­ние сло­ва, а сле­ду­ет посмот­реть мор­фем­ный состав слов «сбе­гать», «отбить» и выяс­нить, что не суще­ству­ет при­ста­вок з- или ад-.

Если озвон­че­ние про­изо­шло в корне, то под­би­ра­ем про­ве­роч­ное сло­во, что­бы после сомни­тель­но­го соглас­но­го ока­зал­ся глас­ный или сонор­ный звук, кото­рый про­яс­нит его звучание:

Видеоурок

Источник

Конспект логопедического занятия «Согласные глухие и звонкие, их дифференциация».

Ольга Василенко
Конспект логопедического занятия «Согласные глухие и звонкие, их дифференциация».

Тема: Согласные глухие и звонкие, их дифференциация.

Цели: познакомить детей с понятиями глухой и звонкий согласный звук.

Задачи: научить различать глухие и звонкие согласные звуки тактильно и на слух; развивать фонематические процессы, память, мышление.

Оборудование: кукла Незнайка; предметные картинки, в названии которых встречаются звуки, различающиеся по глухости-звонкости; мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Развитие фонематического слуха.

— Я буду произносить имена детей, а вы должны повторить их и назвать одно имя, которое отличается от других по звучанию:

Августина – Агния – Ангелина — Акулина.

Коля – Дима – Толя – Поля.

Полина – Наина – Люба – Галина.

Таня – Оля – Аня – Ваня.

Инна – Тина – Татьяна — Дина.

Евгений – Петя – Витя – Катя.

2. Объявление темы занятия. — Ребята, вспомните, из чего состоят слова, когда мы их произносим? (Из звуков)

— Какие две группы звуков вы уже знаете? (Гласные и согласные)

— Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, при произнесении которых губы не сомкнуты; ни они, ни язык, ни зубы не мешают выходить воздушной струе изо рта; при их произнесении участвует только один голос; их можно петь.)

— Все остальные звуки являются согласными. Но они бывают разными. Среди них встречается много похожих между собой звуков. Их нельзя путать, их нужно учиться различать.

Появляется кукла Незнайки. Он ведёт диалог с логопедом:

— Ребята, пойдёмте играть!

— Мы не можем, Незнайка. У нас важное занятие. Сегодня мы должны узнать, какими бывают согласные звуки.

— Да ерунда это! Зачем вам всё это нужно?

— А ты, Незнайка, умеешь различать согласные звуки?

— Вот поэтому-то твоё имя Незнайка. А наши ребята хотят всё знать! Они хотят в школе хорошо учиться. Посиди на нашем занятии, послушай. Может, и ты узнаешь для себя что-то полезное.

— Ну ладно, попробую.

3. Общая характеристика согласных звуков. — Скажите, ребята, а вы на кого-нибудь похожи? (Да. На маму, на папу)

— А вот многие согласные звуки тоже похожи друг на друга. Они тоже как будто братцы друг для друга. Звуки бывают, например, глухие и звонкие. А теперь давайте поподробнее поговорим об этом.

4. Акустическая характеристика согласных по глухости-звонкости. — Приложите руку к горлышку. А теперь произнесите звуки: С-с-с, ф-ф-ф, т,т,т… «Звенит» у вас горлышко? (Нет.)

— А теперь повторите: З-з-з, в-в-в, д, д, д… «Звенит» ли у вас горлышко сейчас? (Да.)

— А теперь давайте повторим звуки парами: з-з-з — с-с-с, в-в-в — ф-ф-ф, д — т. Звуки в парах произносятся одинаково. Только при произнесении одних горлышко «звенит» и они называются звонкими, а при произнесении других – не «звенит». Они называются глухими.

5. Закрепление знаний о глухости-звонкости звуков. Детям раздаются картинки, в названии которых в начале находятся глухие и звонкие звуки.

— Назовите картинку. Определите, какой звук в вашем слове первый? А теперь встаньте те, у кого в слове первый звук глухой.

— Как вы это определили?

— А теперь встаньте те, у кого в слове первый звук звонкий.

— Как вы это определили?

6. Динамическая пауза Выполнение движений по тексту стихотворения.

Вот мы руки развели,

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Чтобы всем проснуться,

7. Упражнение с мячом на дифференциацию звуков по глухости-звонкости. — Сейчас я буду произносить слова и бросать каждому из вас мяч. Вам нужно определить первый звук в слове (он будет глухим, заменить его на парный звонкий и произнести новое слово.

— А сейчас наоборот первый звонкий согласный нужно будет заменить на парный глухой.

8. Игра «Догадайся, какого слова не хватает?». Произнеси его чётко и правильно.

В конце предложения ставим (точку).

Ведёт мама в садик малышку- (дочку).

У Андрея болит (зуб).

Есть он может только (суп).

Зимой мы строим ледяную (горку).

Мышонок грызёт хлебную (корку).

Расставаться с другом (жаль).

Бабушка связала (шаль).

9. Упражнение «Припоминай-ка».

— А теперь пусть каждый из вас вспомнит и назовёт нам слова, в которых первый звук согласный глухой.

Затем даётся то же задание для согласных звонких звуков.

10. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. — Давайте вспомним, на какие две группы делятся все звуки? (На гласные и согласные.)

— А какими бывают согласные? (Глухими и звонкими.)

— Ну что, Незнайка, ты что-нибудь понял?

— Да-а-а… Это целая наука!

— Ну ничего. Если ты будешь стараться также, как наши ребята, ты тоже сможешь научиться различать глухие и звонкие согласные звуки. Правда, ребята?

— А потом будешь хорошо учиться в школе. Желаем тебе удачи!

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р], [Р’]» Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков «Р» / «Рь» (подготовительная к школе группа). Автор учитель-логопед Козырева А. В.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[С’]» Дифференциация звуков [c][c’](подготовительная группа) Цели: • закреплять навыки четкого произношения звуков и их дифференциацию; • формировать.

Конспект группового логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [г]-[к]» Групповое логопедическое занятие (2 класс). Грамматическая тема: Дифференциация согласных звуков [Г-К]. Лексическая тема: Деревья. Цель:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [л]-[л’]» Цель: учить дифференцировать звуки [Л]- [Ль]. Задачи: Коррекционно-образовательные: -закреплять умение дифференцировать звуки [Л]- [Ль].

Конспект индивидуального логопедического занятия «В гостях у Шарика и Матроскина». Дифференциация звуков [с]-[ш] Тема: «В гостях у Шарика и Матроскина» Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях Коррекционно-образовательные задачи:.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация ы-и» Тема: Дифференциация ы-и. Цели и задачи: • закрепить навыки четкого различения и произношения звуков ы — и; • развивать фонематический.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв [Ж]-[Ш] в словах» Конспект логопедического занятия Тема: «Дифференциация букв и звуков Ж – Ш в словах». Цели: — совершенствование навыков дифференциации.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж». Цель: • Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж; • Развивать слуховое внимание и память; • Привлекать внимание детей к родственным словам; • Анализ.

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [д], [т]. Звонкие и глухие согласные» Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [д], [т]. Звонкие и глухие согласные» Программное.

Конспекты к занятиям интенсивного курса по обучению грамоте «Уроки с Весёлым звонком». Тема «Звонкие и глухие согласные» Урок 2. Тема: Звонкие и глухие согласные. Цель: Различать звонкие и глухие согласные. Задачи: Закреплять умения различать гласные и согласные.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей