Главная English Биологический кружок ВООП Гостю кружка Планы кружка Экспедиции и выезды Исследовательская работа Программа «Parus» История кружка Контакты кружка Полевой центр Фотогалерея Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские работы Учебные программы Полевые практикумы Методические семинары Вебинары Исследовательская работа Проектная деятельность Экспедиции и лагеря Экологические тропы Экологические игры Публикации (статьи) Методические материалы Наглядные определители Карманные определители Определительные таблицы Энциклопедии природы России Компьютерные определители Мобильные определители Учебные фильмы Методические пособия Полевой практикум Природа России Минералы и горные породы Почвы Грибы Лишайники Водоросли Мохообразные Травянистые растения Деревья и кустарники Ягоды и сочные плоды Насекомые-вредители Водные беспозвоночные Дневные бабочки Рыбы Амфибии Рептилии Птицы, гнезда и голоса Млекопитающие и следы Фото растений и животных Систематический каталог Алфавитный каталог Географический каталог Поиск по названию Галерея Природные ландшафты мира Физическая география России Физическая география мира Европа Азия Африка Северная Америка Южная Америка Австралия и Новая Зеландия Антарктика Рефераты о природе География Геология и почвоведение Микология Ботаника Культурные растения Зоология беспозвоночных Зоология позвоночных Водная экология Цитология, анатомия, медицина Общая экология Охрана природы Заповедники России Экологическое образование Экологический словарь Географический словарь Художественная литература Международные программы Общая информация Полевые центры (Великобритания) Международные экспедиции (США) Курс полевого образования (США) Международные контакты Интернет-магазин Карманные определители Цветные таблицы Компьютерные определители Энциклопедии природы Методические пособия Учебные фильмы Комплекты материалов Контакты Гостевая книга Ссылки Партнеры Наши баннеры Карта сайта
Если Вам понравился и пригодился наш сайт — кликните по иконке «своей» социальной сети:
Бесплатные экскурсии в музей Пиявки! Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом. Подробнее >>>
АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает! Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе «Введение в природопользование» Подробнее >>>
Зимние учеты птиц России! Приглашаем биологические кружки, профессиональных орнитологов и просто любителей птиц принять участие в программах зимних учетов птиц «Parus» и «Евроазиатские Рождественские учеты» в зимний сезон 2020-2021 годов. Подробнее >>>
Биологический кружок ВООП приглашает! Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>
Соревнования по полевой ботанике «ВЕСЕННЯЯ ФЛОРА» пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографиям). К участию в соревновании приглашаются школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе Европейской части России. Подробнее >>>
Международные дни наблюдений за птицами! Союз охраны птиц России приглашает российских любителей птиц принять участие в акции и загрузить результаты своих наблюдений на www.biodat.ru Подробнее >>>
Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>
Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>
Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации
Приведенная ниже работа была опубликована в журнале «Исследовательская работа школьников» Издательского дома «Народное образование» и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.
Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.
Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам:Общие вопросы — теория, Общие вопросы — практика, География, Биология, Экология — теория, Экология — практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии
Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы! Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:
Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МУРАВЬЕВ
Красильников Владислав Алексеевич преподаватель биологии Марпосадского лесного техникума, член Чувашского отделения РЭО
Организация научно-исследовательской работы учащихся по зоологии беспозвоночных животных
Основными целями составления данных рекомендаций являются: попытка в сжатой форме рассказать об основных направлениях зоологических исследований по беспозвоночным животным (в первую очередь, по насекомым), доступных учащимся, и адаптация общепринятых методик в этой области науки к усвоению в школьном возрасте.
Беспозвоночные – самая многочисленная группа животных. До сих пор она остается недостаточно изученной в силу большого разнообразия и ряда трудностей, сопряженных с ее исследованием.
Тем не менее, в ограниченных пределах заниматься изучением беспозвоночных возможно и на школьном уровне. Более того, выполняя работу в данной области при квалифицированном руководстве, можно внести существенный научный вклад в изучение биоразнообразия какой-либо территории.
Прежде чем приступить к выбору темы исследования по беспозвоночным, следует учесть ряд моментов. Во-первых, желательно выбрать актуальную тему, что позволит выполнить солидную работу. В данной области зоологических исследований сделать это нетрудно, поскольку многие аспекты изучения беспозвоночных на территории многих регионов остаются недостаточно раскрытыми. Окончательно выяснить, актуальна тема или нет, можно только после консультации со специалистом. Во-вторых, работу имеет смысл выполнять, если в перспективе имеется возможность проверить правильность определения видов у специалиста по данной группе. В противном случае либо исследование можно проводить, ограничиваясь идентификацией до классов, отрядов и основных семейств, либо этого не стоит делать вовсе. Работа, основанная на непроверенном материале, не имеет научной ценности (хотя исследовательские навыки ученика развивает). Если результаты ее в дальнейшем опубликуют, то это внесет путаницу в дальнейшие исследования по данной теме. Кроме того, собранные животные совершенно бесполезно будут изъяты из природы, что противоречит целям сохранения биоразнообразия. Сказанное подводит нас к необходимости ответить на вопросы: к кому можно обратиться за консультацией и какие группы беспозвоночных выбрать в качестве объектов исследования?
Квалифицированную помощь при проверке определения преимущественно насекомых обычно можно получить у сотрудников зоологических кафедр определенных региональных вузов. Найти координаты специалиста практически по любой группе животных позволяет издание «Кто есть кто: биоразнообразие» (1997).
Остановимся теперь на конкретных рекомендациях по методикам исследования разных групп беспозвоночных. Подавляющее большинство методик относится к энтомологическим исследованиям эколого-фаунистического характера. Подобные работы выполняются в 2 этапа: 1) полевые исследования; 2) камеральная обработка материала.
В ходе полевых исследований необходимо собрать богатый и обширный фактический материал. Он может быть и небольшим, но обязательно достаточным для последующей статистической обработки. Даже работая над реализацией конкретной цели, желательно изучать все стороны жизни животного. Важно добывать сравнимые сведения, что достигается применением единой методики одним исследователем. Допустим, перед исследователем стоит задача – выяснить и сравнить составы фаун какой-то группы беспозвоночных разных биотопов. Для получения сравнимых данных необходимо соблюсти следующие условия: 1) работа выполняется одним и тем же сборщиком; 2) используется одна и та же методика; 3) в разных биотопах берется одинаковое число проб; 4) отбор проб производится примерно в одни и те же сроки. В противном случае, последующая статистическая обработка будет затруднена. Наконец, обязательным требованием данного этапа является точное документирование материала в полевом дневнике. Перед началом отбора проб в каком-то биотопе необходимо детально описать географическое положение, микроклиматические условия, фитоценоз сообщества, погоду, время исследования. В последующем эти данные, зафиксированные в дневнике, помогут в интерпретации полученных результатов.
Перед началом полевых исследований, помимо знакомства с методикой работы, необходимо подготовить специальное оборудование. Речь идет преимущественно об энтомологическом снаряжении. Не останавливаясь подробно на его описании (см., например, Козлов, Нинбург, 1971; Фасулати, 1971; Голуб и др., 1980), перечислим основные принадлежности энтомолога-исследователя.
Сачок. Различаются сачки воздушные, для энтомологического кошения и водные. Диаметр обруча обычно 30 см. Мешок воздушного сачка изготавливают из мельничного газа или марли, сачка для кошения – из бязи, водного сачка – из канвы или из мелкоячеистого капронового тюля. Обруч сачка для кошения и водного сачка изготавливают из проволоки толщиной 3-5 мм, для воздушного – 2-3 мм. Длина палки сачка для кошения – на 20 см меньше роста сборщика, водного сачка – 2-2,5 м, воздушного – не более 1,5 м.
Морилка – широкогорлая склянка с герметично закрывающейся пробкой (обычно корковой), служащая для умерщвления собранных насекомых. Банку заполняют ленточками фильтровальной бумаги, сложенными «гармошкой». Перед началом экскурсии сюда же помещают кусочек ваты, завернутый в фильтровальную бумагу и пропитанный замором. В качестве последнего лучше использовать уксусно-этиловый эфир (этилацетат) или хлороформ. В полевых условиях необходимо иметь несколько морилок. Насекомых в морилке держат от 2-3 минут до 6-8 часов.
Кроме этого в полевой сумке должны быть пробирки (для переноса живых насекомых), пинцеты, малая саперная лопатка, крепкий нож, полевой дневник и карандаш.
После сбора материала в природе насекомых из морилок раскладывают на ватные матрасики размером с конверт. Каждый сбор точно этикетируют. Этикетка должна содержать следующую информацию: место сбора (географическое положение), дату, название биотопа, метод сбора, фамилию и инициалы сборщика. Все надписи делаются простым карандашом. Необходимо подчеркнуть, что сборы, составляющие разные пробы, должны быть четко разделены на вате кусочками черной нитки. Матрасики с насекомыми просушиваются и помещаются горизонтально в фанерный ящик так, чтобы там они находились в неподвижном состоянии. При транспортировке насекомых «на вате» следует соблюдать осторожность, чтобы не повредить материал и не смешать насекомых из разных проб.
Камеральная обработка материала заключается, прежде всего, в определении собранных насекомых. Для этого используют бинокулярный микроскоп МБС и современные определители. Далее производят подсчет собранных насекомых и осуществляют статистическую обработку.
Учитывая личный двадцатилетний опыт изучения муравьев, предлагаю следующую методику исследования этих интересных общественных насекомых.
Для определения видов муравьев необходимо взять 5-10 экземпляров насекомых из каждого муравейника (засушить или заспиртовать в пробирке), снабдить их этикеткой. В камеральных условиях, внимательно рассматривая объекты под бинокуляром, попробовать самостоятельно определить их видовую принадлежность по определителю, за подтверждением правильности определения обратиться к специалисту.
Работа 1. ЗНАКОМСТВО С ЭЛЕМЕНТАМИ ПОВЕДЕНИЯ МУРАВЬЕВ
Цель: подготовка к исследованию образа жизни муравьев.
1. Если встречаются 2 муравья и останавливаются друг перед другом, то как между ними происходит общение? Чем они касаются друг друга?
2. Поместите дождевого червя или гусеницу на муравьиную тропу или рядом с ней. Пронаблюдайте за поведением муравьев. Где окажутся ваши «подарки» через 20-30 минут? Помогают или мешают муравьи друг другу?
3. Посмотрите, куда бегут по стволу дерева муравьи? Что они там делают? Чем отличается брюшко муравья, бегущего сверху от того, что поднимается наверх по стволу?
4. Как реагируют рыжие лесные муравьи на приближение ладони к гнезду? Почему они подгибают, направляя вперед, кончик своего брюшка?
Работа 2. РЕАКЦИЯ НА ЧУЖИХ МУРАВЬЕВ
Цель: выяснить отношения между муравьями разных видов.
1. Соберите в пробирку 10-20 муравьев одного вида и высыпьте их в окрестностях чужого муравейника. Как ведут себя хозяева гнезда и пришельцы?
2. Обратите внимание на то, в каком случае реакция хозяев будет более агрессивной (больше нападений и укусов), когда муравьев-пришельцев выпустили: а) прямо на муравейник хозяев; б) на дорогу муравьев в 2,4 или 8 метрах от гнезда; в) в 10-20 см сбоку от муравьиной дороги.
3. Пронаблюдайте, что произойдет с муравьями-пришельцами из чужого гнезда и где они окажутся через 20-30 минут?
Работа 3. ЭФФЕКТ ГРУППЫ
Цель: выяснить влияние численности муравьев на их жизнедеятельность.
1. Заполните 12 пробирок на четверть увлажненным речным песком. В первые 4 пробирки посадите по одному муравью (вариант А), в следующие четыре пробирки — по три муравья (вариант Б), а в последние 4 пробирки -по 6 муравьев (вариант В). Все пробирки затыкают ватой, давая возможность для дыхания. Примерно через час, когда муравьи успокоятся, некоторым из них дают по капельке меда или сахарного сиропа. Капельку тонкой проволочкой осторожно (вынув на время вату) помещают на внутреннюю стенку пробирки, в 1 см от границы с песчаным слоем. Корм дают только в половину пробирок по каждому варианту. Например, два одиночных муравья останутся голодными, а два других получат корм и т.д. (А+ — подкормленные).
2. Через сутки сравнивают в каком варианте муравьи больше накопали песка. Песчинки считают, или взвешивают, или определяют линейкой высоту накопанной кучки песка. Сравнение проводят и по вариантам (А,Б и В), и с учетом подкормки ( А и А+, Б и Б+, В и В+).
3. Ежесуточно проверяя ( если надо, увлажняя песок водой), подсчитывают число умерших муравьев во всех пробирках.