Муравьи орфограмма мягкий знак

Содержание
  1. Разделительный мягкий знак (ь)
  2. Разделительный мягкий знак (ь)
  3. Упражнение 38, с. 19
  4. Упражнение 39, с. 19
  5. Упражнение 40, с. 20
  6. Упражнение 41, с. 20
  7. Упражнение 42, с. 21
  8. Упражнение 43, с. 21
  9. Упражнение 44, с. 22
  10. Упражнение 45, с. 22
  11. Упражнение 46, с. 22
  12. «Муравей» — проверочное слово к букве «а»
  13. Проверяем букву «а» в слове «муравей»
  14. Примеры
  15. Разделительный мягкий знак
  16. Роль мягкого знака в русском языке
  17. Мягкий знак — показатель мягкости и формы слова
  18. Разделительный мягкий знак
  19. Правила написания слов с мягким знаком
  20. Правила написания слов с разделительным мягким знаком
  21. Методические советы учителям
  22. Задания для закрепления темы
  23. Проверочное слово к слову «муравей»
  24. Проверяем букву «а» в слове «муравей»
  25. Примеры
  26. Разделительный мягкий знак задания 2 класс
  27. Проверочная работа
  28. Карточки по русскому языку «Разделительный мягкий знак»
  29. Задания для закрепления темы «Разделительный мягкий знак»

Разделительный мягкий знак (ь)

Фев 17

Разделительный мягкий знак (ь)

Упражнение 38, с. 19

38. Запишите слова, заменяя в них звуковые обозначения слогов буквенными.

сыно[в’й’á] сынов ь я [в’й’ý]га в ь юга
воро[б’й’и́] вороб ь и ру[жй’ó] руж ь ё
пи[с’мó] письмо тю[л’э́н’] тюлень

  • Подчеркните в словах разделительный мягкий знак.

Упражнение 39, с. 19

39. Прочитайте. Помогите Муравьишке собрать слова из слогов. Запишите слова.

Пер ья , жил ьё , брат ья , руч ьи , бел ьё , крыл ья , стул ья , коп ьё , друз ья , скам ья , кол ья , ком ья , сем ья , коп ья , хлоп ья , прут ья .

  • Подчеркните в словах разделительный мягкий знак (ь) и буквы, перед которыми он написан.

Упражнение 40, с. 20

40. Прочитайте. Помогите коту и собаке собрать «свои» слова.

→ коньки → пальцы → льдина →пельмени → больше → пальто

→ муравьи → друзья → обезьяна → свинья → печенье → счастье

  • Запишите слова каждой группы, разделяя их чёрточками для переноса. Подчеркните разделительный мягкий знак.

Конь-ки, паль-цы, льди-на, пель-ме-ни, боль-ше, паль-то.
Мура-в ь и, дру-з ь я, обе-з ь я-на, сви-н ь я, пе-че-н ь е, счас-т ь е.

Упражнение 41, с. 20

41. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

1. Целый ден ь сегодня ш ь ю. Я одела всю сем ь ю.
2. Вызывает удивлен ь е прилежание тюлен ь е: целый ден ь лежит тюлен ь , и лежат ь ему не лен ь .
3. Лягушач ь я песенка л ь ётся из пруда. Лягушонка слушают лист ь я и трава.

  • Подчеркните одной чертой мягкий знак — показатель мягкости предшествующего согласного звука, двумя чертами разделительный мягкий знак.

Упражнение 42, с. 21

42. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Сабля б ь ётся на б о ку,
Щит есть и к о п ь ё.
Всаднику такому
Славное жи т ь ё!
— Дайте нам д оро гу!
Б е р е гис ь ! — кр и чу. —
Я быстрее птицы
На к о не ск а чу.

  • Подчеркните в выделенных словах орфограммы на изученные правила.
  • Подготовьтесь объяснить написание подчёркнутых орфограмм.

Разделительный мягкий знак: б ь ётся, коп ь ё, жит ь ё.
Безударный гласный в корне: (на) б о кý (бок), к о пьё (кóпья), б е р е ги́сь (бéрежно, берéчься), кр и чý (крик), (на) к о не (конь), ск а чý (скáчет).
Д оро гу (сочетание -оро-)
Жи тьё (жи-ши пиши с и).

Упражнение 43, с. 21

43. Прочитайте. Впишите в слова пропущенные слоги с разделительным мягким знаком.

Ли́ сьи следы́. Олé ньи рогá. Мали́новое варé нье . Овсянóе печé нье . Корó вье молокó. Ворó нье гнездó. Смешнáя обе зья́ на.

  • Обозначьте в словах ударение.

Упражнение 44, с. 22

44. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните в словах другие изученные орфограммы.

Мур а в ь ишка занемо г —
И б е дня ж ка сразу слё г .
Жу к пришёл его проведат ь :
— Дру г , п о ра бы по о бедат ь !
М о л о чко п а рное пей!
Вызд о равливай ск о рей!

  • Озаглавьте стихотворение.

Упражнение 45, с. 22

45. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Брат ь я, улы б ка, х о дить, скв о рец, м о рко в ь, п и сать, з е лёный, друз ь я, л я гушка.
1. Разделительный мягкий знак: брат ь я, друз ь я.
2. Звонкие и глухие согласные в корне слова: улы б ка, морко в ь.
3. Проверяемый безударный гласный в корне слова: х о дить, скв о рец, п и сать, з е лёный.
4. Неп роверяемый безударный гласный в корне слова: м о рковь, л я гушка.

  • Обсудите, в какие группы по правилам письма можно объединить данные слова.

Упражнение 46, с. 22

46. Прочитайте. Закончите звуко-буквенный разбор слова гриб.

Гриб [гр’ип] — 1 слог.

г [г] — согл., твёрд. парн., звонк. парн.
р [р’] — согл., мягк. парн., звонк. непарн
и [и] — гласн., ударн.
б [п] — согл., твёрд. парн., глух. парн.

Читайте также:  Как избавиться от кифоза подростку

Источник

«Муравей» — проверочное слово к букве «а»

Написание без­удар­ной глас­ной «а» в корне сло­ва «мура­вей» про­ве­рят слова-синонимы «мураш», «мураш­ка».

Всем извест­ное мел­кое насе­ко­мое, сани­тар леса, назы­ва­ет­ся сло­вом «мур а ве́й».

Если про­из­не­сти его, то ока­жет­ся, что удар­ным явля­ет­ся глас­ный суф­фик­са:

мур а в е́й — корень/суффикс/окончание.

По этой при­чине без­удар­ный глас­ный кор­ня доста­вит затруд­не­ние в напи­са­нии. Какую бук­ву «а» или «о» сле­ду­ет напи­сать в этом сло­ве?

Обычно без­удар­ные глас­ные про­ве­ря­ют уда­ре­ни­ем, исполь­зуя прин­цип рус­ской орфо­гра­фии, что в без­удар­ном поло­же­нии пишет­ся та же глас­ная бук­ва, кото­рая нахо­дит­ся под уда­ре­ни­ем в том же сло­ге в любой грам­ма­ти­че­ской фор­ме сло­ва или в подо­бран­ной одно­ко­рен­ной лек­се­ме.

Посмотрим, как мож­но про­ве­рить без­удар­ные глас­ные в корне сле­ду­ю­щих слов:

Проверяем букву «а» в слове «муравей»

Мало кому извест­но, что это сло­во явля­ет­ся по сво­е­му про­ис­хож­де­нию род­ствен­ным суще­стви­тель­но­му «мур а ва́», назы­ва­ю­ще­му тра­ву. Зная это, мож­но эти­мо­ло­ги­че­ски род­ствен­ным сло­вом «мура́вушка» , име­ю­ще­му уменьшительно-ласкательное зна­че­ние, про­ве­рить без­удар­ный глас­ный «а» в назва­нии насе­ко­мо­го.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют так­же слова-синонимы «мура́ш», «мура́шка», в корне кото­рых глас­ный «а» явля­ет­ся удар­ным.

Написание бук­вы «а» в сло­вах «мур а ве́й», «мур а вьи́шка», «мур а ве́йник» про­ве­рят эти сино­ни­мич­ные назва­ния насе­ко­мо­го.

Проверочное сло­во «мураш», а так­же «мураш­ка» дока­жут напи­са­ние бук­вы «а» в сло­ве «мура­вей».

Кто ска­зал, что мура­вей
Страшный, слов­но Бармалей?
Муравей силен и стро­ен,
Похвал вся­че­ских досто­ин.
Может две­сти раз под­ряд
Он отжать­ся, как Атлант,
Может семь сво­их весов
Он дер­жать хоть сто часов.

Примеры

Мураве́й ста­ра­тель­но тащит соло­мин­ку в свой мура­вей­ник.

По лес­ной тро­пин­ке куда-то спе­шит рыжий мураве́й.

Говорят, что мураве́й за год пере­но­сит столь­ко гру­за, что в сот­ни раз боль­ше его соб­ствен­но­го веса.

Источник

Разделительный мягкий знак

Роль мягкого знака в русском языке

Итак, мягкий знак не обозначает и не имеет абсолютно никакого звука. Роль этой буквы в русском языке заключается в другом: она является показателем мягкости согласных звуков на письме, а также выполняет разделительную функцию. Тему «Разделительный мягкий знак» проходят по предмету русский язык во 2 классе.

Мягкий знак — показатель мягкости и формы слова

Мягкий знак используется на письме для смягчения предыдущего согласного звука. Если мы слышим мягкий согласный звук в середине или на конце слова, значит на письме в этом месте после мягкого согласного следует писать мягкий знак: сосулька, восемь, банька, мель.

Также мягкий знак пишется после шипящих на конце некоторых слов для указания на определённую словарную форму. Например, в слове мышь мягкий знак указывает на то, что это имя существительное, в форме женского рода, III склонения. А в слове стеречь мягкий знак указывает на неопределённую форму глагола.

Разделительный мягкий знак

В качестве разделительного мягкий знак используется на письме для разделения согласной буквы и букв Е, Ё, Ю, Я, И. Это нужно для различения похожих между собой слов. Например, в парах слов семя — семья, налёт — нальёт, Коля — колья именно мягкий знак указывает на то, какое именно слово перед нами.

Разделительный мягкий знак пишут и в некоторых словах иностранного происхождения: шампиньон, бульон, павильон. Правописание таких слов следует запоминать.

Правила написания слов с мягким знаком

Мягкий знак никогда не пишется в абсолютном начале слова и после приставки.

Если мягкий знак используется для указания формы слова (ночЬ, видишЬ, идёшЬ), то он пишется после согласного на конце слова.

Как показатель мягкости Ь пишется после буквы, обозначающей мягкий согласный звук: письмо, деньги, словарь.

Правила написания слов с разделительным мягким знаком

  1. Разделительный мягкий знак пишется в середине слова перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И: вьюга, шью, братья.
  2. Разделительный Ь пишется в некоторых словах иностранного происхождения перед буквой О: батальон, почтальон, павильон.
  3. Разделительный мягкий знак пишется после согласных в корнях слов: сентябрь, соловьи, дочь.

С темой орфографии удобно работать по учебнику «Русский язык. 4 класс».

Методические советы учителям

Для того чтобы учащиеся лучше запоминали новую информацию, рекомендуется использовать наглядный материал. Основные правила сформулированы сжато и логично, структуры в виде схем и таблиц позволяют быстрее ориентироваться в положениях и нормах.

В помощь учителю предлагаем две таблицы с правилами по русскому языку на темы:

  • «Роль мягкого языка»,
  • «Разделительный твёрдый и мягкий знаки».

Задания для закрепления темы

Для закрепления или повторения темы «Разделительный мягкий знак» во 2 классе, можно использовать не только стандартные упражнения на пропущенную букву, но и добавить в практикум интересные задания-игры.

«Два столбца»

Задание: разделить слова на два столбика, в первый столбец записать слова, где Ь используется как показатель мягкости, во второй внести слова, где Ь является разделительным. Приведите свои примеры слова с разделительным мягким знаком.

Слова: друзья, лось, заячья, крестьянин, деревья, боль, семья, лягушачьи, серьёзный, букварь, вьюга, польза, лисья, клочья, лень.

Источник

Проверочное слово к слову «муравей»

Написание без­удар­ной глас­ной «а» в корне сло­ва «мура­вей» про­ве­рят слова-синонимы «мураш», «мураш­ка».

Всем извест­ное мел­кое насе­ко­мое, сани­тар леса, назы­ва­ет­ся сло­вом «мур а ве́й».

Если про­из­не­сти его, то ока­жет­ся, что удар­ным явля­ет­ся глас­ный суффикса:

Читайте также:  Клещи cem dt 362

мур а в е́й — корень/суффикс/окончание.

По этой при­чине без­удар­ный глас­ный кор­ня доста­вит затруд­не­ние в напи­са­нии. Какую бук­ву «а» или «о» сле­ду­ет напи­сать в этом слове?

Обычно без­удар­ные глас­ные про­ве­ря­ют уда­ре­ни­ем, исполь­зуя прин­цип рус­ской орфо­гра­фии, что в без­удар­ном поло­же­нии пишет­ся та же глас­ная бук­ва, кото­рая нахо­дит­ся под уда­ре­ни­ем в том же сло­ге в любой грам­ма­ти­че­ской фор­ме сло­ва или в подо­бран­ной одно­ко­рен­ной лексеме.

Проверяем букву «а» в слове «муравей»

Мало кому извест­но, что это сло­во явля­ет­ся по сво­е­му про­ис­хож­де­нию род­ствен­ным суще­стви­тель­но­му «мур а ва́», назы­ва­ю­ще­му тра­ву. Зная это, мож­но эти­мо­ло­ги­че­ски род­ствен­ным сло­вом «мура́вушка» , име­ю­ще­му уменьшительно-ласкательное зна­че­ние, про­ве­рить без­удар­ный глас­ный «а» в назва­нии насекомого.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют так­же слова-синонимы «мура́ш», «мура́шка», в корне кото­рых глас­ный «а» явля­ет­ся ударным.

Написание бук­вы «а» в сло­вах «мур а ве́й», «мур а вьи́шка», «мур а ве́йник» про­ве­рят эти сино­ни­мич­ные назва­ния насекомого.

Кто ска­зал, что муравей
Страшный, слов­но Бармалей?
Муравей силен и строен,
Похвал вся­че­ских достоин.
Может две­сти раз подряд
Он отжать­ся, как Атлант,
Может семь сво­их весов
Он дер­жать хоть сто часов.

Примеры

Мураве́й ста­ра­тель­но тащит соло­мин­ку в свой муравейник.

По лес­ной тро­пин­ке куда-то спе­шит рыжий мураве́й.

Говорят, что мураве́й за год пере­но­сит столь­ко гру­за, что в сот­ни раз боль­ше его соб­ствен­но­го веса.

Источник

Разделительный мягкий знак задания 2 класс

Проверочная работа

1. Найти и подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком.
Хлопья, большой, шалунья, жильцы, жильё, льдина.

2.Спиши. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком.
Ночью разыгралась вьюга. Девочка шьёт куклам платья.

3. Выпиши слова с разделительным мягким знаком.
Коньки, медведь, воробьи, пальто, лагерь, картофель, счастье, обезьяна, вьюга.

4. Прочитай.Вставь подходящие по смыслу слова с разделительным мягким знаком.
Охотник зарядил_____________________
С деревьев осыпались_________________
На верёвке сушится____________________

5. От данных слов образуй однокоренные слова, обозначающие несколько предметов.
Дерево- _________________________________
Крыло- __________________________________
Лист- ___________________________________
Воробей- _______________________________
Друг- __________________________________

6. Спиши, раздели слова для переноса.

Платье, скамья, ружьё, вьюга, братья.
Выпишите только те слова, в которых надо поставить разделительный мягкий знак.
Плат…е, земл…я, гост…я, кол…есо, ш..ёт, Кат…я, Дар…я.

7. От данного слова образуйте новое с разделительным мягким знаком

Семь – семья
Шить –______________
Бить-________________
Гроздь –_____________
Гость –______________
Пить -_______________

8. Найдите и исправьте ошибки.

Коньки, палто, семья , осень, писмо, листя, ручи, шёт, лётся, заячя.

9. Из слов каждой строчки составьте предложение и запишите. Озаглавьте получившийся текст.

Закончите сами строчки.

Мы едем в дальние края.
Прощайте, верные _________
Громко у резных ворот

Резвый конь копытом_________
На скамейке у ворот
Лена горько слёзы ___________

Сейчас я пуговку свою
Сам крепко-накрепко ___________

К дню рожденья Кате
Мама сшила ___________

Съел сластёна в воскресенье
Всё вишневое ____________

10 Деревья, лень, редька, ульи, дождь, ночью, просьба, веселье, польза, рояль, деньги, осень.

а) прочитай слова, обведи ь кружочками;
б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией;
в) букву, которая написана после ь знака — подчеркни двумя линиями;
г) сделай вывод: где пишется разделительный ь знак?
Составление опоры: Разделительный мягкий знак пишется после_____________, перед гласными___________)

11. Прочитайте пословицы. Вставьте в пропуски мягкий знак, если это необходимо. Определите, какой мягкий знак вы вставили. Отметьте пословицы, в словах которых вставили только разделительный мягкий знак.

Учен__е — свет, а неучен__е — т__ма.
Курит__ — здоров__ю вредит__.
Книга в счаст__е украшает, а в несчаст__е утешает.
Февраль силен метел__ю, а март — капел__ю.

Подсказка: Вспомни, в каких случаях в словах русского языка пишется разделительный мягкий знак, а в каких – мягкий знак –показатель мягкости.

12. Записать слова во множественном числе.

Воробей, кол, ручей, перо, крыло, дерево, муравей;
лист, брат, друг, прут, стул, сучок, звено.

13. Записать полные имена людей.
Уля (Ульяна), Таня, Даша, Наташа.

14 .В какой строке все слова, в которых ь (мягкий знак) обозначает только мягкость согласных звуков:

а) пень, соловьи, метель, морковь;
б) угольки, зверь, коньки, фасоль;
в) вьюга, счастье, муравьи, жильё.

15. В какой строке все слова пишутся с разделительным мягким знаком:

а) деньки, крыльцо, брать, мельник;
б)воробьи, песня, здесь, ночью;
в) друзья, ручьи, лисья, варенье.

16. Измените слова по данному образцу. Соня – Софья.
Наташа — … , Даша — … , Таня — … , Луша — … , Илюша — … , Уля — … .

17. Поставьте слова во множественное число.

Друг — … , брат — … , звено — … .
Дерево — … , сук — … , перо — … .
Лист — … , колос — … , прут — … .

18. Измените выделенные слова так, чтобы они обозначали признак предмета.

рога оленя — …
шкурка белки — …
лапа зайца — …
берлога медведя — …

19. Составь и запиши пословицу из данных слов.
Без, учен…я, умен…я, нет.

Читайте также:  Эксперименты с крысами психология

20. Подбери к данным словам противоположные по значению.
Работа – безделье, болезнь — … , скука — … , враги — … , вред — … .

21. Подбери к данным словам близкие по значению.
Приятели – друзья, метель — …, дом — … , горе — … , вьюга — … .

Карточки по русскому языку «Разделительный мягкий знак»

Карточка № 1

Бельё, шалунья, капель, трель, хлопья, шьёт, вьются , большие, друзья, лепить, Илья, Андрей, на сучьях, крыльцо, пьёт.

1. Вспомни, что показывает разделительный мягкий знак.
2. С 2-3 словами с разделительным мягким знаком составь предложения.

Карточка № 2

Выпал ночью, пушистые хлопья, легли на скамью, старые пни, чьи дома, друзья Петя и Алёша, новые лыжи.

1. Выпиши словосочетания, в которых есть слова с разделительным мягким знаком. Составь с ними 2-3 предложения.
2. Перечитай словосочетания. Подумай, на какую тему можно с ними составить текст. Озаглавь его.
3. Запиши текст.

Карточка № 3

Прошли дожди. Ребята спешат к большому руч_ю. Там раздол_е, весел_е, смех. Друзья Вова и Ил_я делают запруду.

1. Объясни значение слова раздолье.
2. Придумай 1-2 предложения, чтобы текст был закончен.
3. В слова вставь пропущенные буквы.
4. Какое правило ты вспомнил? Подчеркни эту орфограмму во всём тексте.

Карточка № 4

Осенью часто льёт дождь. Вот и сегодня ненастье. Воробьи жмутся к жилью людей. Не слышно их весёлого чириканья.

1. Придумай заголовок к тексту и запиши его.
2. Подчеркни в тексте все слова Ь.
3. Выпиши слово, в котором Ь является показателем мягкости согласного звука.

Карточка № 5

Ёжик устроил себе жильё под большой елью. Там росли грибы. Осенью он собрал богатый урожай.

1. Найди слова с разделительным мягким знаком. Запомни, как они пишутся.
2. Запиши текст по памяти.
3. Придумай заголовок к своему тексту.
4. Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв.

Карточка № 6

Братья сели отдохнуть под тенью деревьев. Они наблюдали за воробьями. Эти шустрые птички с маленькими крыльями и серыми перьями забавляли их.

1. Найди изученные орфограммы.
2. Запиши текст и отметь «опасные» в тексте места.
3. Подготовься писать текст под диктовку.
4. Проверь текст самостоятельно. Пользуйся данным текстом.

Карточка № 7

1. Прочитай словосочетания.

Полю грядки — …
Солю огурцы — …
Следы зайца — …
Нора лисы — …

1.Подчёркнутые слова измени так, чтобы в них была орфограмма на разделительный мягкий знак.
2. Запиши новые словосочетания. Какое правило ты вспомнил?

Карточка № 8

Ярко звёзд мерцанье В синеве небес: Месяца сиянье Падает на лес. В зеркало залива Сонный лес глядит. В чаще молчаливой Темнота лежит. (И. Никитин)

1. Найди в стихотворении «опасные» места. Подбери проверочные слова. Вспомни правила.

2. Запиши по памяти то предложение, где есть разделительный мягкий знак. Графически оформи данную орфограмму.

Задания для закрепления темы «Разделительный мягкий знак»

1.»Два столбца» Задание: разделить слова на два столбика, в первый столбец записать слова, где Ь используется как показатель мягкости, во второй внести слова, где Ь является разделительным. Приведите свои примеры слова с разделительным мягким знаком. Слова: друзья, лось, заячья, крестьянин, деревья, боль, семья, лягушачьи, серьёзный, букварь, вьюга, польза, лисья, клочья, лень.

2. «Добавь слово» Задание: дописать предложение, используя слова с мягким знаком; объяснить, в каких словах разделительный Ь, а в каких — показатель мягкости. Получившиеся слова можно записать в соответствующие столбцы в таблицу из предыдущего задания.

Мама, папа, я — счастливая …
После петушиной драки во дворе повсюду были …
Сегодня на улице плохая погода — весь … идёт …
Ястреб расправил …
Охотник зарядил своё …
Вчера наша кошка поймала …
Женя и Вова — закадычные …
Сова охотится …
Катя пошла в магазин, а … забыла дома
На улице громко чирикали …

Мама, папа, я — счастливая семья.
После петушиной драки во дворе повсюду были перья.
Сегодня на улице плохая погода — весь день идёт дождь.
Ястреб расправил крылья.
Охотник зарядил своё ружьё.
Вчера наша кошка поймала мышь.
Женя и Вова — закадычные друзья.
Сова охотится ночью.
Катя пошла в магазин, а деньги забыла дома.
На улице громко чирикали воробьи.

Слова с разделительным мягким знаком: семья, перья, крылья, ружьё, друзья, ночью, воробьи. Слова, где Ь — признак мягкости: день, дождь, мышь, деньги.

3. «Всем сестрам по серьгам» Задание: преобразовать словосочетания по типу «шерсть кошки — кошачья шерсть». Для удобства можно записывать слова в таблицу, где в первом столбце будут данные словосочетания, а во втором — новые получившиеся .

шубка лисы
стая волка
икра рыбы
кваканье лягушек
рога оленя
берлога медведя
шерсть овцы
уши зайца
молоко козы
карканье вороны

4. «Создай фамилию» Задание: образовать от данных имён фамилии. Для удобства можно записывать слова в таблицу, где в первом столбце будут записаны имена, а во втором — получившиеся фамилии. Имена: Григорий. Евгений, Юрий, Василий, Арсений, Афанасий, Макарий, Аркадий, Анатолий.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей