Муравьи проснулись рано потянулись встали

Логоритмика

Развитие эмоциональной сферы детей – дошкольников средствами логоритмики

Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен… Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов – композиторов? Природа? Родители? Педагоги?

Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Но тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. В действительности не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а врача – писателем. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом. Если сын музыканта выбирает ту же профессию, что его отец, то причина этого, прежде всего в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков.

Педагоги. Музыканты пришли к мнению о том, что загадки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным.

Путь развития музыкальности каждого ребенка неодинаков. Отсутствие какой-либо из музыкальных способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей музыкантов – дошкольников, является устранение нежелаемого тормоза.

Музыка и движение – такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая организация. Ритмический рисунок, временное начало составляют основу звуков, а, следовательно, музыкального образа. Ритм, пульсация, движение, действие — по сути своей характеристики одного и того же.

Проблема взаимосвязи речи и музыки издавна интересует представителей разных областей знаний. Музыковеды и филологи, этнографы и фольклористы, педагоги и психологи неизменно обращаются к анализу восприятия музыкальных и речевых звуков, их воздействия на психику человека (А.Н. Леонтьев, Ю.Б.Гиппенрейтер, О.В.Овчинникова); выделению эмоционально значимой окраске звуков музыки и речи (В.П.Морозов); поиску общих и специальных закономерностей музыкальных и речевых интонаций (Б.В.Асафьев, В.В.Медушевский, Б.Я.Яровский). Поэтому мы серьезно заинтересовались логоритмикой как средством, способствующим нормализации речи, двигательных навыков, развитию музыкально-ритмических способностей. Мы внимательно разучили материал таких авторов, как Г.А. Волкова, Н.А. Рычкова, И.Н. Скрыпник, где даны полные теоретические обоснования логоритмики, а так же разработки логоритмических занятий. Мы убеждены, что, действуя в качестве неспецифической терапии, логоритмика позволяет корректировать собственно речевую патологию и сопутствующие ей изменения в функциональных системах организма и двигательной сфере.

Объектом логоритмики является ребенок с речевой патологией, с нарушениями психомоторных функций.

Цель логоритмики – преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы и адаптации к условиям внешней и внутренней среды. Если брать во внимание количество детей с общим недоразвитием речи (а их в нашем детском саду – 81 ребенок), понятна необходимость введения системы логоритмики в процесс музыкального воспитания, непосредственное использование логоритмических упражнений на музыкальных занятиях.

Стихотворения (речевые упражнения) мы стараемся подбирать так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова. Например:

«Оладушки»

Тесто круто замесили, ух – тух! Ух -тух! (сжимать и разжимать кулачки)
Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! ( круговые движения двумя руками – как по столу – от центра вправо – влево)
Ди-ди, ла-да, ладушки, испечем оладушки («печем» оладушки)
Хлоп-шлеп, хлоп шлеп, хлоп-шлеп, хлоп- шлеп ! Лады — лады, ладушки, горячи оладушки ! (круговые движения вправо-влево от центра перед собой: «дуют» на ладошки).

Читайте также:  Как избавится от горбинки носа без операции

«Муравьиная зарядка»

Муравьи проснулись рано (потирают глаза, сидя на корточках),
Потянулись (встают, потягиваются).
Встали прямо ( опускают руки вниз)
Прыг да скок, прыг да скок, (прыжки на двух ногах)
Новый начался денек!
Вместе весело живем – хорошо быть муравьем! (шагают на месте)

«Дождик: кап!»

Птица: кар, кар, кар! (крылья)
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)
Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! ( топают ногами попеременно)
Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх)
Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками)
Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)
Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)

«Шарик»

Надувают шарик быстро, (пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга)
Он становится большой (медленно развести руки в стороны)
Вдруг шар лопнул, (хлопок в ладоши)
Воздух вышел, (подуть на ладони)
Стал он тонкий и худой (снова собрать пальцы в щепотку)

«Хвостатый-хитроватый»

— Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладоши)
Это ты в ветвях повис? (потряхивают кистями рук)
-Тс-с-с! (приложить пальчик к губам)
— Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладорши)
Это ты в траве шуршишь?
— ш-ш-ш-ш! (приложить пальчик к губам)
— Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопать в ладоши)
Не боюсь твоих «шу-шу» (погрозить пальчиком)
— У- ку- шу! (сделать «зубы» из кистей рук, соединять и размыкать кончики пальцев).

«Козлики»

Вот мостик горбатый (ладонь на ладонь)
Вот козлик рогатый. (указательный палец и мизинец выставить вперед)
На мостике встретил он серого брата (указательный палец и мизинец левой руки выставить вперед)
Упрямцу с упрямцем опасно встречаться, И козлики наши стали бодаться. (указательные пальцы и мизинцы «встречаются» и «расходятся» 8 раз.
Бодались, бодались, сражались, сражались (пальчики «встречаются» крест — накрест)
И в речке глубокой вдвоем оказались (пальчики «ныряют» вниз, на колени).

«Пальчик-непоседа»

Мой пальчик – непоседа,
Быстрее шевелись! (поочередно трогать каждый пальчик)
А если вдруг устанешь, скорей сюда садись! (дотянуться каким-либо пальчиком до носика, ушка, животика, ножки …)

«Дождик»

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на двух ногах)
Вышел дождик погулять! (марш)
Шел неспешно по привычке.
А куда ему спешить (развести руки в стороны и пожать плечами)
Вдруг читает на табличке: (пальцем правой руки вести слева направо с движением головы)
«По газону не ходить!» (отрицание – головой)
Дождь вздохнул тихонько: «Ох!» (глубокий вдох и междометие — на выдохе)
И ушел. Газон засох. (присесть)

«Правая и левая»

Эта ручка – правая!
Эта ручка – левая! (вытягивать руки поочередно вперед ладонями вверх)
Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю! (сжимать – разжимать кулачки)
Будет сильной правая!
Будет сильной левая! (Вытягивать вперед кулачки правой и левой руки поочередно)
Будут ручки у меня ловкие! Умелые! («мотаем клубочки»)

«Шел по берегу петух»

Шел по берегу петух, (идут на месте, поднимая высоко ноги, руки за спиной)
Поскользнулся, в речку – бух! (круговые движения руками, затем приседают)
Будет знать петух, что впредь (медленно поднимаются грозя пальчиком)
Надо под ноги смотреть! (наклоны вперед)

«Игровой самомассаж»

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу (захватить каждый пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги)
Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну
Затем руки я помою, («моют»)
Пальчик в пальчик я вложу («замок»)
На замочек их закрою и тепло поберегу…
Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики! (пальцы расцепить и перебирать ими)

Читайте также:  Крысы с вытянутым носом

Начинать занимать логоритмикой рекомендовано со среднего возраста. Логоритмика предполагает решение:

  • оздоровительных;
  • образовательных;
  • воспитательных;
  • коррекционных задач.

Систематически вводя элементы логоритмики в своей работе мы убедились, что синтез слова, музыки и движения помогают воспитывать в детях активность, уверенность в себе, своих силах. Чередование различных средств логоритмики требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности. Все выше перечисленное совершенствует умственные процессы ребенка.

Музыкальные занятия с элементами логоритмики, на наш взгляд, стали продуктивнее, проходят на более высоком эмоциональном уровне. Дети ждут с радостью, активно включаясь в игровые действия речевых упражнений.

В результате сочетания слова, музыки и движения дети стали более раскрепощенными, эмоциональными, значительно улучшили свои ритмические способности. У детей повысилась координация движений, они стали собраннее и внимательнее. Песни, речевые упражнения, пальчиковые игры, проговаривание стихов с движением и под музыку улучшили качественный уровень ритмического чувства. Для нас это – побудительная причина продолжать и совершать работу в системе логоритмики. У многих детей заметна динамика в развитии голоса, дыхания и артикуляции, слухового внимания и зрительной ориентировки.

Источник

Картотека логоритмических упражнений

Велигурова Ольга Владимировна
Картотека логоритмических упражнений

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Радуга» с. Мамонтово

Картотека логоритмических упражнений.

Подготовил воспитатель: Велигурова О. В.

Картотека логоритмических упражнений.

Цель: развитие длительного плавного выдоха, активизация мышц губ, автоматизация и дифференциация звуков С и Ш.

Дети, взявшись за руки, стоят тесным кругом.Педагог говорит:

(дети отходят назад, произнося звук С, и образуют большой круг.)

(дети сходятся к центру круга, произнося звук Ш.)

Би-би-би — Дети ритмично постукивают

Гудит машина. кулачком одной руки о ладонь

Тук-тук-тук — Ритмично хлопают руками.

— Едем, едем, едем, едем, — Ритмично потопывают ногами.

Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу.

Шу-шу-шу — Потирают ладони.

Быстро крутятся колеса.

Та-та-та — Делают ритмичную «вертуш

Вперед спешат. ку» руками.

(три удара кулаками друг о друга)

(три хлопка в ладоши)

(три удара кулаками друг о друга)

(три хлопка в ладоши)

Муравьи проснулись рано (потирают глаза, сидя на корточках,

Потянулись (встают, потягиваются).

Встали прямо (опускают руки вниз)

Прыг да скок, прыг да скок, (прыжки на двух ногах)

Новый начался денек!

Вместе весело живем – хорошо быть муравьем! (шагают на месте)

Цель: развитие у детей внимания и подражательности, умения координировать речь с движениями, менять и их темп.

Взрослый, а вслед за ним дети, изображают, как капает дождик. Для этого надо указательными пальцами стучать по столу или по коленям,произнося звукоподражания : «Кап-кап-кап…». Сначала темп нарастает, затем постепенно замедляется.Заканчивается игра словами: «Кап-кап-кап и кон-чил-ся». После этого руки разводятся в сторону.

При последующих повторениях игры слова педагога следует заменить на музыку с меняющимся темпом

Ветерок листвой шумит: Дети ритмично потирают лаШу-шу-шу, шу-шу-шу. донь о ладонь.

В трубах громко он гудит:

У-у-у, у-у-у. Ритмично хлопают над голоПоднимает пыль столбом. вой.

Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично топают ногами.

Дует он везде, кругом.

Гом-гом-гом, гом-гом-гом. Ритмично переступа

переступая, поворачиваются вокруг себя.

Может вызвать бурю он.

Страх-страх, страх-страх! Поднимают руки в стороны и

Не удержится и слон. делают вращательные движения.

Ах-ах, ах-ах. Ритмично покачивают головой

Мой пальчик – непоседа,

Быстрее шевелись! (поочередно трогать каждый пальчик)

А если вдруг устанешь, скорей сюда садись! (дотянуться каким-либо пальчиком до носика, ушка, животика, ножки)

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на двух ногах)

Читайте также:  Гель барс от тараканов

Вышел дождик погулять! (марш)

Шел неспешно по привычке.

А куда ему спешить (развести руки в стороны и пожать плечами)

Вдруг читает на табличке: (пальцем правой руки вести слева направо с движением головы)

«По газону не ходить!» (отрицание – головой)

Дождь вздохнул тихонько: «Ох!» (глубокий вдох и междометие — на выдохе)

И ушел. Газон засох. (присесть)

Эта ручка – правая!

Эта ручка – левая! (вытягивать руки поочередно вперед ладонями вверх)

Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю! (сжимать – разжимать кулачки)

Будет сильной правая!

Будет сильной левая! (Вытягивать вперед кулачки правой и левой руки поочередно)

Будут ручки у меня ловкие! Умелые! («мотаем клубочки»)

«Шел по берегу петух»

Шел по берегу петух, (идут на месте, поднимая высоко ноги, руки за спиной)

Поскользнулся, в речку – бух! (круговые движения руками, затем приседают)

Будет знать петух, что впредь (медленно поднимаются грозя пальчиком)

Надо под ноги смотреть! (наклоны вперед)

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу (захватить каждый пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги)

Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну

Затем руки я помою, («моют»)

Пальчик в пальчик я вложу («замок»)

На замочек их закрою и тепло поберегу…

Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики! (пальцы расцепить и перебирать ими)

Лягушки и кукушки

Цель: изменение высоты голоса, автоматизация звука К.

Ребенок читает стихотворение, по ходу чтения изменяя высоту голоса.

Ква-ква – (произносится низким голосом) урчат лягушки.

Ку-ку – (произносится высоким голосом) кричит кукушка.

Целый день по лесу:

Цель: выработка умения сочетать речь с движением.

Дети произносят слова,сопровождая их движениями по тексту:

Дружно ручки поднимаем,

А потом их опускаем.

Кулачки мы крепко сжали,

Цель: активизация слухового внимания, развитие фонематического восприятия-различение на слух слова, несозвучного остальным.

Взрослый произносит цепочку слов и просит детей найти в ней лишнее слово, которое непохоже на остальные. Сначала педагог произносит всю цепочку слов, а дети слушают их молча, затем взрослый повторяет слова еще раз, а дети хлопают в ладоши в момент, когда услышат лишнее в этой цепочке слово.Например: дом, сом, ком, платок (лишнее слово «платок»); сук, жук, ветка, лук (лишнее слово «ветка»); рак, мак, листок, лак (лишнее слово «листок»).

Цель: образование форм множественного числа имен существительных.

Вариант подвижной игры (педагог кидает мяч ребенку).

Педагог называет предмет в единственном числе,а ребенок повторяет его во множественном:

стол-столы; стул- стулья; шкаф – шкафы;

Слова подбираются на ту лексическую тему, которую в это время дети изучают на логопедических занятиях.

Взрослый пропевает: «Стол, стол – столы». Дети присоединяются к пению на втором слове «стол» и заканчивают вместе с педагогом на слове «столы-ы-ы-ы».

Пение может сопровождаться легкими покачиваниями головы.

Для расширения словарного запаса детей могут быть предложены также упражнения: «Из каких частей?», «Скажи наоборот», «Цепочка слов» и т. д. наоборот», «Цепочка слов» и т. д.

Картотека артикуляционных упражнений Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию пособие для занятий артикуляционной гимнастикой. Изготовлена была эта картотека детками средней.

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики (часть 2) I. Упражнения для расслабления кистей рук 1. Упражнения «Рыбки» Рыбки весело плескались В чистой светленькой воде (Ладошки «ударяют по.

Картотека игр и упражнений с мячом для детей дошкольного возраста Игры с мячом развивают у детей координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве, глазомер, помогают в.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей