Муравьи самые распространенные обитатели нашей планеты диктант

Тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе

Урок 118. Контрольная работа № 6 (диктант по теме «Глагол и его формы»).

Цели урока: 1) проверить уровень усвоения изученных орфографических и пунктуационных правил по теме «Глагол и его формы»; 2) проверить умение проводить грамматический анализ глагола и его особых форм.

Высокий уровень подготовки

Верблюд и Муравей

Шествовал по пескам Верблюд. Вдруг оказался на его пути Муравей. Верблюд, не глядя, наступил на него и пошёл дальше.

Выскочил Муравей из-под песка, сердито отряхнулся, обогнал Верблюда и погрозил ему кулачком. Но высокомерный великан, спокойно продолжавший свой путь, второй раз наступил на маленького путника.

Тогда Муравей опять обогнал Верблюда и взобрался на бамбук. Когда на тропе появился Верблюд, Муравей отогнул тонкую гибкую верхушку бамбука и, прицелившись, отпустил её.

Получив хлёсткий удар по горбу, Верблюд взвился от боли. Он скосил гневный взгляд на обидчика и вдруг увидел притаившегося в засаде Льва. Верблюд вихрем умчался прочь.

На другой день опять случайно оказался Муравей на пути Верблюда. Мощные ноги великана осторожно перешагнули через коротышку. Обернулся Верблюд и, подмигнув, дружелюбно кивнул Муравью.

Примечания. 1. Предупредить, что существительные Верблюд, Муравей, Лев используются в значении собственных. 2. Выписать на доску слово бамбук .

1. Укажите морфемный состав всех глаголов, причастий и деепричастий, использованных в предложениях первого и второго (I вариант), третьего и четвёртого (II вариант) абзацев текста.

2. Проведите морфологический разбор словоформ шествовал, не глядя, продолжавший (I вариант); обогнал, прицелившись, притаившегося (II вариант).

3. Проведите синтаксический разбор последнего (I вариант) и третьего (II вариант) предложений текста.

Средний уровень подготовки

Муравьи – самые распространённые обитатели нашей планеты. Они расселились почти по всему земному шару.

Большинство муравьёв живёт на земле, но они заселяют и кору поваленных деревьев, пни. Отдельные семейства обосновались под землёй. Гнёзда муравьёв состоят из большого количества ходов, соединённых между собой. Эти ходы, пересекаясь, могут тянуться на много метров.

Свои жилища муравьи строят на открытых, хорошо прогреваемых местах. Для строительства муравейника используются мелкие ветки, листья, иголки ёлок и сосен. Иногда дома этих маленьких строителей вырастают до метра, образуя знакомые нам муравьиные кучи.

Муравьи приносят большую пользу, уничтожая вредителей полей и огородов. Они умеют хорошо разрыхлять и удобрять почву. Все знают, что муравьи – друзья природы. Но часто они нуждаются в нашей защите. Давайте беречь муравьёв!

(114 слов) (По О. Полонскому)

1. Укажите морфемный состав всех глаголов, причастий и деепричастий, использованных в предложениях второго (I вариант) и третьего (II вариант) абзацев текста.

2. Проведите морфологический разбор слов заселяют, поваленных, пересекаясь (I вариант) и прогреваемых, используются, образуя (II вариант).

3. Проведите синтаксический разбор предложения Муравьи приносят большую пользу, уничтожая вредителей полей и огородов .

§ 52. Общее значение числительного и употребление в речи.

Урок 119. Имя числительное как часть речи.

Цели урока: 1) формировать представление об общем грамматическом значении, морфологических признаках, синтаксической роли и использовании в речи имён числительных ; 2) учить шестиклассников по основным грамматическим признакам отличать имена числительные от связанных с понятием числа слов других частей речи.

I . Числительное как часть речи.

После работы с вопросами и заданиями на с. 100 учащиеся внимательно читают текст о числительном. Организуем работу с каждой частью текста, предложив следующие задания.

Часть 1. Составьте и предложите одноклассникам вопросы по содержанию первой части. Подготовьте её пересказ.

Часть 2. Составьте схему, показывающую деление числительных на разряды по значению и грамматическим признакам. Покажите в этой схеме, на какие группы по строению делятся числительные каждого разряда. Приведите примеры числительных каждой группы.

Часть 3. Расскажите об изменении количественных и порядковых числительных. Приведите соответствующие примеры.

Часть 4. Составьте и запишите свои примеры предложений, в которых числительные выступают в роли разных членов предложения.

II . Общее значение числительного и употребление в речи (упр. 699, 702, 704 (1, 2)) .

После того как ученики внимательно прочитают текст на с. 101 и выполнят задания, предложим им, используя этот материал, поработать с упражнением 699. Попросим ребят в процессе выбора из ряда слов имён числительных, обосновывать свои утверждения, например: «Два – это имя числительное, так как это слово обозначает число и отвечает на вопрос сколько? ».

Конкурс . Организуем работу с упражнением 700 в форме конкурса на самое интересное в отношении содержания предложение и попросим победителей продиктовать свои примеры одноклассникам, объясняя, каким членом предложения являются числительные.

В слабом классе заменим задание составить предложения, используя существительное тройка в разных значениях, заданием использовать это слово в разных значениях в составе словосочетаний.

Один из вариантов работы с заданием 1 упражнения 704 – комментированное письмо. Предложим учащимся подчёркивать числительные как члены предложения.

Д. з .: 1) задания после текста на с. 100 — 101; 2) упр. 701; 3) по желанию – упр. 704 (3); 4) индив. зад. – упр. 703.

Постоянные морфологические признаки имён числительных

§ 53. Разряды имён числительных.

Урок 120. Имена числительные количественные и порядковые.

Цели урока: 1) учить различать на основании смысловых и грамматических различий количественные и порядковые числительные; группы количественных числительных; 2) тренировать учащихся в различении групп числительных по строению.

I . Общее значение числительного и употребление в речи (повторение – проверка домашнего задания).

Предложим отдельным учащимся пересказать текст на с. 100-101 (каждый ученик пересказывает одну часть) и прокомментировать примеры из упражнения 701, а затем попросим ученика, подготовившего в качестве индивидуального задания упражнение 703, сделать соответствующее сообщение. Попросим шестиклассников подумать, в каких стилях имена числительные находят наиболее широкое применение, и подведём их к выводу, что слова этой части речи используются в научном и деловом стилях для выражения точной, объективной информации. Обратим внимание учащихся на то, что имена числительные не могут употребляться в переносном значении, то есть не могут выступать в роли изобразительно-выразительного средства, но в определённых условиях в художественном и публицистическом стилях способны усиливать экспрессивность речи.

II . Разряды имён числительных по значению и грамматическим признакам. Группы числительных по строению (упр. 705, текст на с. 105, упр. 706 — 708, 710).

Прежде чем учащиеся ознакомятся с заданием упражнения 705, предложим им самостоятельно рассмотреть схему и определить, в какой её части содержатся известные им сведения, а в какой – новая информация. Попросим их объяснить, какие различия существуют в значении и грамматических признаках количественных и порядковых числительных.

После внимательного чтения текста на с. 105 ученики составляют его сложный план (первое задание после текста).

В слабом классе организуем совместную работу по составлению первой части сложного плана текста, а затем предоставим ребятам возможность самостоятельно составить вторую его часть и сверить с записью на доске.

Отведём время (пять минут) на самостоятельную работу с упражнением 706 и проведём проверку его выполнения.

Ограничим задание 2 упражнения 707, предложив учащимся провести морфологический разбор трёх использованных в тексте количественных числительных: простого, сложного и составного.

Рекомендуем шестиклассникам после работы с упражнением 710 запомнить написание вынесенных на плашку сложных числительных и ещё раз записать их в тетрадь в составе словосочетаний.

Читайте также:  Как выглядит цикламеновый клещ

Д. з.: 1) второе задание после текста на с. 105; 2) упр. 709; 3) индив. зад. – упр. 711.

Урок 121. Написание ь в количественных числительных.

Цель урока: формировать навыки употребления ь в количественных числительных.

I . Разряды имён числительных. Использование числительных в речи (повторение – проверка домашнего задания, текст на с. 107, упр. 713).

По своему усмотрению учитель может предоставить учащимся слабого класса возможность пользоваться в процессе сообщения о разрядах числительных составленным на предыдущем уроке планом.

После этого ученик, работавший дома с индивидуальным заданием, делает сообщение по теме упражнения 711.

Предложим ребятам сначала устно определить значения приведённых в упражнении 713 слов, сверить их со словарными статьями толкового словарика (часть 3 учебника) и записью, предварительно сделанной на доске учителем ( сантиметр – «единица измерения длины, сотая часть метра»; килограмм – «мера веса, равная тысяче граммов»), а затем записать эти определения в тетрадь.

II . Написание ь в количественных числительных (таблица на с. 108 — 109, упр. 714, 716, 717).

Попросим шестиклассников составить высказывание по таблице на с. 108 — 109, а затем предоставим им возможность в течение отведённого времени (пять минут) подготовить его пересказ.

Работу с заданием 1 упражнения 714 можно провести в форме взаимодиктанта по памяти: закрыв книги, учащиеся по очереди диктуют друг другу числительные, в которых используется ь .

Прежде чем ученики приступят к работе с упражнением 716, обратим их внимание на числительные, вынесенные на плашку на с. 108. Рекомендуем шестиклассникам запомнить написание этих слов и записать их в тетрадь в составе словосочетаний.

Организуем хоровое отчётливое проговаривание составных числительных, приведённых в упражнении 716, по рядам. После того как числительное будёт отчётливо произнесено трижды, ребята записывают его в тетрадь, подчёркивая орфограммы, и сверяют с записью на доске, сделанной одним из учеников.

В случае необходимости поможем учащимся сформулировать идею текста, приведённого в упражнении 717: «Писатели-фантасты часто выражали в своих произведениях невероятные идеи, которые в наше время стали обычными явлениями повседневной жизни».

Предложим ученикам сильного класса использовать в заголовке текста причастный оборот (например, «Сказка, ставшая былью», «Чудеса, воплощённые в жизнь», «Писатели, заглянувшие в завтра» и т. п.).

Д. з .: 1) высказывание по таблице на с. 108 — 109; 2) упр. 712.

Урок 122. Правописание количественных и порядковых числительных .

Цель урока: 1) тренировать учащихся в написании составных количественных и порядковых числительных; 2) формировать навыки правильного написания числительных с орфографическими трудностями.

I . Правописание количественных числительных (продолжение – проверка домашнего задания, упр. 715, 721).

Попросим шестиклассников рассказать о написании ь в количественных числительных, а затем назвать и записать в тетрадь те числительные, написание которых нужно запомнить (например, числительные, вынесенные на плашки на с. 107, 108).

После этого учащиеся работают с упражнением 715. По своему усмотрению учитель может предложить ребятам записать словами номера телефонов, предварительно вынесенных на доску.

II . Орфографический и пунктуационный анализ текста (упр. 720 (1)).

Обратим внимание учащихся на то, что текст, приведённый в упражнении 720, состоит из сходных по строению абзацев: каждый из них открывается предложением, в начале которого используется определение, выраженное прилагательным в сложной форме сравнительной степени. Это предложение содержит сообщение о предмете, превосходящем аналогичные предметы по каким-либо характеристикам. Следующее предложение каждого из первых четырёх абзацев поясняет, дополняет, конкретизирует утверждение, выраженное в предыдущем предложении.

Одна из форм проведения орфографического анализа текста «Самый… Самая…» — предупредительный самодиктант.

Д. з .: 1) на выбор: упр. 718, или 719, или 723; 2) по желанию – упр. 720 (2); 3) индив. зад. — упр. 724 — 727.

Источник

Муравьиное царство

Предлагаем ознакомиться с текстом О. Полонский Муравьиное царство, изучаемым в курсе литературного чтения за 3 класс по программе «Перспектива».

О. Полонский — Муравьиное царство

Кто хоть раз бывал в лесу или в поле, наверняка видел маленьких, вечно снующих взад и вперёд насекомых. Это всем нам знакомые муравьи, постоянно находящиеся в трудах и заботах. Муравьи — самые распространённые в трудах и заботах. муравьи — самые распространённые и многочисленные обитатели нашей планеты. Сегодня их насчитывается в мире более 6000 видов. Они расселились по всему земному шару, за исключением Антарктиды, Исландии и Гренландии.

Большинство муравьёв живёт на земле, хотя некоторые предпочитают кору поваленных деревьев и пни. Отдельные семейства обосновались под землёй, где прекрасно себя чувствуют. Гнёзда муравьёв состоят из большого количеств камер и лабиринтов, соединённых между собой. Часто они прокладывают вертикальные ходы, идущие на глубину до нескольких метров. Свои жилища муравьи сооружают на открытых, хорошо прогреваемых местах. Для строительства муравейника используется самый разный материал. В ход идут мелкие веточки и палочки, листья, иголки ёлок и сосен. Иногда их дома возвышаются до одного метра, образуя знакомые нам муравьиные кучи…

В природе существует несколько семейств муравьёв. Все они живут по-разному. Бродячие муравьи обитаю в южных странах. Они не стоят себе жилищ, а постоянно кочуют огромными группами. В Юной Америке они буквально наводят ужас потому что уничтожают всё живое на своём пути — и остановить их невозможно! Перед нашествием такой орды местные жители поспешно покидают свои селения. забирая домашних животных. Когда колонна муравьёв уходит, то в деревне не остаётся ни клопов, ни тараканов ни даже мышей.

Жизнь муравья недолгая — в среднем около года. Муравьи приносят пользу, уничтожая вредителей полей и огородов. К тому же они умеют хорошо разрыхлять и удобрять почву. Все знают, что муравьи — друзья природы, а значит, их нужно беречь.

Источник

Контрольная работа №1 (диагностический диктант по теме «Повторение») см приложение №1 17. 09; 19. 09

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Контрольная работа № 6

(диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»)

Солнце – самая яркая в нашем космическом доме звезда. Она кажется огромной, потому что находится сравнительно близко от нас. Другие звезды располагаются бесконечно далеко и кажутся песчинками, маленькими точками.

Люди с давних пор пытались сосчитать звезды, чтобы лучше ориентироваться на небе. Они разделили условно весь небосклон на районы, а самые яркие звезды соединили линиями. Так появились созвездия, которым ученые дали разные названия.

Спрячьте однажды вечером учебники в стол, выберите удобное место у окна и приглядитесь к звездному небу. Вы заметите созвездия Лебедя, Рака, Рыбы. Если вы поищите Полярную звезду, вы её легко найдете.

Если вы посмотрите на небо в темноте, то вы увидите разные звёзды: маленькие и большие, белые и красные. Цвет звезды зависит от её температуры. Если звезда горячая, то её цвет белый, серебряный или голубой. Самые холодные звезды красного цвета.

1. Синтаксический разбор предложения

Спрячьте однажды вечером* учебники в стол, подойдите к окну и приглядитесь к звездному небу (* вечером – наречие).

2. Слова для морфемного разбора: появились, приглядитесь, заметите.

3. Морфологический разбор слова спрячьте.

4. Найдите примеры слов с проверяемой, непроверяемой и чередующейся гласной в корне, обозначьте орфограмму (дополнительное задание).

Контрольная работа № 7

(диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие»)

Высокий уровень подготовки

Читайте также:  Чем вылечить у кота подкожный клещ

Этой осенью папа в первый раз взял меня с собой на ночную рыбалку. Но­чевали мы в палатке, Я проснулся рано и, надев резиновые сапоги, выбрался и;» палатки на лесную поляну.

Сколько солнца! Оно было везде: на небе, в воздухе» в траве. Между двумя елками висела паутина. На её ниточках» переливаясь, сияло что-то разноцвет­ное и блестящее. Замерев от восторга, я смотрел на эту удивительную красо­ту. Это, наверное, дорогой камень, как в маминых серёжках, Я тронул его пальцем., и он рассыпался на множество мелких камешков. Эти камешки за­прыгали, заскользили по паутине к земле.

Я посмотрел вокруг. Вся трава была в таких светящихся пёстрых шариках. Это роса! Как жаль, что её нельзя принести в ведёрке маме!
113 слов

Примечание. Объяснить написание неопределённого местоимения что-то.

Выпишите из предложений первого абзаца глаголы, ставя их в неопределенную форму, и образуйте от них соответствующие деепричастия. Укажите морфемный cooстав этих глаголов и деепричастий.

Выпишите из предложений первого (вариант 1) и второго (вариант 2) абзацев деепричастие и проведите его морфологический разбор.

Проведите синтаксический разбор предложения: Замерев от восторга, я смотрел на эту удивительную красо­ту.

Средний уровень подготовки

Однажды мы с Вадиком прогуливались за городом. День был солнечный. Чёрные вороны ходили по снегу, переваливаясь, как борцы на ковре. Потом они взлетали на тонкие лиственницы и раскачивали их из стороны в сторону.

Вдруг я заметил, что одна лиственница качается сама собой. Приглядевшись, я увидел на её макушке бурундука. Вадик подошёл к дереву, стряхнул зверька в снег и накрыл шапкой. У меня нашёлся полотняный мешочек , в него мы и вывалили бурундука из шапки,

Дома мы посадили лесного жителя в деревянный ящик, плотно закрыв его крышкой. Утром, заглянув в ящик, я обнаружил только большую дырку. Убежал бурундук в лес на свою лиственницу.

Примечание. Выписать на доску слово лиственница.

Выпишите из текста деепричастия переваливаясь (вариант I) и приглядевшись (вариант 2) и укажите их морфемный состав.

Проведите морфологический разбор деепричастий приглядевшись (вариант 1) и переваливаясь (вариант II).

В предложениях последнего абзаца текста найдите деепричастные обороты, подчеркните их как члены предложения.

Контрольная работа № 8

(диктант по теме «Глагол и его формы»)

Высокий уровень подготовки

ВЕРБЛЮД И МУРАВЕЙ

Шествовал по пескам Верблюд, Вдруг оказался на его пути Муравей. Верблюд, не глядя, наступил на него и пошёл дальше.

Выскочил Муравей из-под песка, сердито отряхнулся, обогнал Верблюда и погрозил ему кулачком. Но высокомерный великан, спокойно продолжавший свой путь, второй раз наступил на маленького путника.

Тогда Муравей опять обогнал Верблюда и взобрался на бамбук. Когда на тропе появился Верблюд, Муравей отогнул тонкую гибкую верхушку бамбука и, прицелившись, отпустил её.

Получив хлёсткий удар по горбу, Верблюд взвился от боли. Он скосил гневный взгляд на обидчика и вдруг увидел притаившегося в засаде Льва. Верблюд вихрем умчался прочь.

На другой день опять случайно оказался Муравей на пути Верблюда. Мощные ноги великана осторожно перешагнули через коротышку. Обернулся Верблюд и, подмигнув, дружелюбно кивнул Муравью.

Примечания. 1. Предупредить, что существительные Верблюд, Муравей, Лев используются в значении имен собственных. 2. Выписать на доску слово бамбук.

Укажите морфемный состав всех глаголов, причастий и деепричастий, использованных в предложениях первого и второго (вариант 1), третьего и четвёртого (вариант 2) абзацев текста.

Проведите морфологический разбор словоформ шествовал, не глядя, продолжавший (вариант I); обогнал, прицелившись, притаившегося (вариант 2).

Проведите синтаксический разбор последнего (вариант 1) и третьего (вариант II) предложений текста.

Средний уровень подготовки

Муравьи — самые распространённые обитатели нашей планеты. Они рас­селились почти по всему земному шару.

Большинство муравьев живёт на земле, но они заселяют и кору поваленных деревьев, пни. Отдельные семейства обосновались под землёй. Гнёзда муравьёв состоят из большого количества ходов, соединённых между собой. Эти ходы, пересекаясь, могут тянуться на много метров.

Свои жилища муравьи строят на открытых, хорошо прогреваемых местах. Для строительства муравейника используются мелкие ветки, листья, иголки ёлок и сосен. Иногда дома этих маленьких строителей вырастают до метра, образуя знакомые нам муравьиные кучи.

Муравьи приносят большую пользу, уничтожая вредителей полей и огоро­дов. Они умеют хорошо разрыхлять и удобрять почву. Все знают, что муравьи — друзья природы. Но часто они нуждаются в нашей защите. Давайте беречь муравьев!

1. Укажите морфемный состав всех глаголов, причастий и деепричастий, использован­ных в предложениях второго (вариант I) и третьего (вариант II) абзацев текста.

2. Проведите морфологический разбор слов заселяют, поваленных, пересекаясь (вариант1) и прогреваемых, используются, образуя (вариант 2).

3. Проведите синтаксический разбор предложения: Муравьи приносят большую пользу, уничтожая вредителей полей и огоро­дов.

Контрольная работа №9

ТЕСТ по теме «Имя числительное».

1. Найди и отметь в каждом столбике числительное:

а) сотня б) третий

2. Определи слово, которое не является числительным:

а) миллион; б) сорок; в) единица; г) полтора; д) тысяча

3. Определи однокоренное слово, являющееся числительным:

а) двойной; б) двойка; в) два; г) дважды; д) двойственный

4. Отметь те числительные, в которых после первого корня в именительном и винительном падежах пишется «Ь». Запиши их.

50, 19, 11, 60, 80, 15, 500, 17, 12, 700, 900, 90.

5. Укажи ряд с количественными числительными:

а) четверка, шестеро, одна седьмая, три;

б) триста, сорок семь, пятеро, две третьих;

в) двое, пятый, пятнадцать, десять;

г) сто один, семеро, пятнадцать, второй.

6. Найди в каждом столбике то числительное, которое склоняется как существительное третьего склонения:

а) пять б) двадцать

7. Выпиши те слова, с которыми могут сочетаться собирательные числительные «двое», «трое».

Друзья, сани, подруги, ножницы, брюки, работницы.

8. С каким из существительных не может сочетаться количественное числительное?

Книга, отряд, красота, парта, подъезд.

9. Определи числительное, у которого при склонении изменяется только одно слово:

а) шесть седьмых; г) девяносто семь;

б) сто один; д) сорок пятый;

в) пятьдесят один; е) триста пятьдесят два

10. Какое числительное имеет только две падежные формы? Запиши эти формы.

Сто, тридцать, семь, пятьдесят, шестьсот, десятый.

11. Укажи числительные, при склонении которых изменяются обе части слова. Просклоняй одно из них.

Пятьдесят, шестисотый, двести, девятисотый, девяносто.

12. Найди соответствия.

а) (В) тысячу (раз) 1) порядковое, простое, в предл. п., ед. ч., м. р.;

б) (На) втором (этаже) 2) количественное, собирательное, простое, в род. п.

в) (От) пятерых (друзей) 3) количественное, целое, простое, в вин. п. ъ

1. Найди и отметь в каждом столбике числительное:

а) много б) несколько

семеро три седьмых

2. Определи слово, которое не является числительным:

а) двадцать один; б) семерка; в) оба; г) трое; восьмой.

3. Определи однокоренное слово, являющееся числительным:

а) трижды; б) тройка; в) три; г) тройной; д) тройственный (союз).

4. Отметь те числительные, в которых после первого корня в именительном и винительном падежах пишется «Ь». Запиши их.

60, 80, 70, 12, 18, 19, 15, 600, 17, 500, 800, 90.

5. Укажи ряд с количественными числительными:

а) семерка, пятый, один, оба;

б) пятеро, две шестых, три, седьмой;

в) пятак, шесть, десятеро, оба;

г) трое, пять седьмых, пятьсот, восемнадцать.

6. Найди в каждом столбике то числительное, которое склоняется как существительное второго склонения:

Читайте также:  Диастаз как избавиться хирургически

а) тысяча б) девяносто

7. Выпиши те слова, с которыми может сочетаться собирательное числительное «обе».

Крыши, стороны, берега, ученики, сёстры, комнаты, животные.

8. С каким из существительных может сочетаться количественное числительное?

Чтение, дивизия, молоко, молодежь, красота.

9. Определи числительное, у которого при склонении изменяется только одно слово:

а) шестьдесят два; г) восемьдесят один;

б) две четвертых; д) сто пятнадцать;

в) двадцать восьмой; е) одна четвертая.

10. Какое числительное имеет только две падежные формы? Запиши эти формы.

Десять, двадцать, один второй, две пятых, сорок.

11. Укажи числительные, при склонении которых изменяются обе части слова. Просклоняй одно из них.

Пятитысячный, семьдесят, девятьсот, семидесятый, триста.

12. Найди соответствия.

а) (На) восемьдесят (случаев) 1) порядковое, простое, в предл. п., ед. ч., м. р.;

б) (Через) полтораста (метров) 2) количественное, целое, простое, в вин. п.;

в) (О) пятнадцатом (посетителе) 3) количественное, дробное, простое, в вин. п.

Контрольная работа №10

по теме «Местоимение».

Запиши предложения, найди местоимения, подчеркни их правильно, определи разряд местоимений.

Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой. Услыша суд такой, мой бедный Соловей вспорхнул и – полетел за тридевять земель. Мягко картавя, журчал ручеёк, но все эти звуки не нарушали тишины.

Исправь грамматические ошибки.

Тоскую по вам, ихний сын, с мной, в сколько метрах?

Напиши в сочетаниях «не» или «ни».

Н… о чём не спросил, н… чем не интересовался, н… кого пригласить, н… у кого не было.

Подбери к глаголам подходящие по смыслу отрицательные местоимения и запиши словосочетания.

Не спрашивал ………, не создавал ………, не сомневался ………, не обижал ……….

Списать текст, вставить пропущенные буквы, раскрывая скобки.

Я заблудился. Пр…ближалась ночь. За лесом (не, ни)чего (не, ни)было видно. Я выстр…лил в воздух, но (не, ни)получил (не, ни)каких ответных сигналов. В темноте я залез в какой(то) бурелом, но всё-таки ухитрился (из)него выбрат…ся. Вдруг послышался треск суч…ев и чьё(то) пр…рывистое дыхание. Какой(то) зверь бежал прямо (на)меня. Кем бы он мог оказаться? Я поч…ствовал, как животное подошло (ко)мне и лизнуло меня.

Сколько личных местоимений в слове СЕМЬЯ ?

Какие два личных местоимения «мешают» движению на дорогах?

Выпиши местоимения из текста и произведи их морфологический разбор.

Кто-то с крыш просыпал мелочь,

И она звенит о камни,

Разбивается на части.

Найди ошибки в употреблении местоимений. Запиши предложения в исправленном виде.

Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.

Я взял рыбу из корзины и передал её отцу.

В галерее девочка увидела подругу, она рассказала ей о картине, которая ей понравилась.

Контрольная работа по теме «Местоимение».

Запиши предложения, найди местоимения, подчеркни их правильно, определи разряд местоимений.

Помертвело чисто поле, нет уж дней тех светлых боле. Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, лиловую даль. От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача, поднёс его в кулаке к уху и долго слушал, как тот играет на своей скрипке.

Исправь грамматические ошибки.

Егонная мать, думаю по вас , с мной, в сколька метрах?

Напиши в сочетаниях «не» или «ни».

Н…кто не спросил, явился н…с чем, н…чего раздражаться, не боялся н…чего.

Подбери к глаголам подходящие по смыслу отрицательные местоимения и запиши словосочетания.

Не встречался ……… , не разговаривал ………, не советовал ………, не видел ……….

Списать текст, вставить пропущенные буквы, раскрывая скобки.

Рыжая собач…нка пр…жалась к двери под…езда, беспомощно повизгивала и др…жала от холода. Ей хотелось обогрет…ся, но (не, ни)кто (не, ни)спешил ей на помощь. Вдруг кто(то) т…лкнул дверь. Собака вскочила, увид…ла (не, ни)высокого человека в кож…ом пальто. Она доверчиво пр…к…снулась (к)его руке. Он стр…хнул (с)её спины снег и поманил рукой. От радости она зав…зжала.

В каком местоимении два звука, но одна буква?

Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка, а вместе – овощ.

Выпиши местоимения из текста и произведи их морфологический разбор.

Все от дождика промокли.

Люди ходят и от счастья

Ничего сказать не могут.

8.. Найди ошибки в употреблении местоимений. Запиши предложения в исправленном виде.

Он снял шапку с головы и подбросил её вверх.

Экскурсовод познакомила нас с темой экскурсии, и мы много от неё узнали интересного.

Барыня приказала убрать щенка .Он выполнил её указание.

Проверь всё! Желаю удачи! Получи оценку «пять»!

Итоговая диагностическая контрольная работа №11

(диктант с языковым анализом по теме «Повторение»).

Высокий уровень подготовки

В детстве в какой-то книжке я прочёл, что у ребят был свой ослик. Они сами его кормили и всюду на нём ездили. Ослик стал моей детской мечтой.

Повзрослев, я стал много путешествовать. Оказавшись в Таджикистане, я решил прокатиться на ослике. Его хозяин посоветовал мне взять с собой палку. Палку я не взял и очень об этом пожалел.

Ослик всё время останавливался, ревел и дальше не шёл, а потом вдруг побежал, завёз меня на середину широкого ручья и остановился. Вода в ручье ледяная, а до берега далеко!

Хорошо, что хозяин, пришедший за мной к ручью, сломал прут и погро­зил ослику.

Так я сам убедился, что ослик не послушное, а упрямое и своенравное жи­вотное.
112 слов.

Примечание. Выписать нa доску существительное Таджикистан.

Проведите орфоэпический разбор слова детский.

Проведите фонетический разбор слов решил (вариант I) и завёз (вариант II).

Укажите морфемный состав глаголов и особых форм глагола в первом предложении второго абзаца (вариант I) и во втором предложении второго абзаца (вариант II).

Выпишите из текста причастие и проведите его морфологический разбор.

Подчеркните в первом (вариант 1) и во втором (вариант 2) предложениях текста все местоимения как члены предложения и укажите их разряд.

Составьте схему, объясняющую постановку знаков препинания в первом предложе­нии третьего абзаца.

Проведите синтаксический разбор предложения: Палку я не взял и очень об этом пожалел.

Средний уровень подготовки

Мне очень хотелось увидеть оленя: рассмотреть, как он ест траву, как прислушивается к лесной тишине.

Однажды в горах я набрёл на оленью тропу, протоптанную к одинокому кедру. Земля у кедра была солёная, и олени ночью приходили лизать соль.

Я спрятался за камнем и стал ждать. Было морозно. Я задремал.

Проснулся я от тихого звона. Открыв глаза, я увидел идущего по тропе оленя. Я так и не рассмотрел его, только слышал, как с каждым шагом звенела земля у него под копытами.

За ночь от мороза прямо из земли выросли тонкие ледяные стебельки. Олень шёл, разбивая их копытами, и они звенели, как стеклянные колокольчики.

Когда взошло солнце, ледяные стебельки растаяли.
108слов.

Проведите орфоэпический разбор словоформ его (вариант 1) и (у) него (вариант 2).

Проведите фонетический разбор слов оленью (вариант I) и солёная (вариант 2).

Укажите морфемный состав глагола и его особых форм в предложении: Открыв глаза, я увидел идущего по тропе оленя.

Проведите морфологический разбор слов протоптанную (вариант 1) и разбивая (вариант 2).

Проведите синтаксический разбор предложения: Однажды в горах я набрёл на оленью тропу, протоптанную к одинокому кедру.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей