Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diktant_sushch.docx | 14.92 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Муравьи — удивительные насекомые. Знаете ли вы, ребята, что у них есть даже свой «молочный скот»? Это тля. Она выделяет сладкий сок, и муравьи подхватывают его прямо с ее брюшка.
Если тли слишком расплодились, муравьи располагают их на новой ветке или на другом растении. Позаботятся они и об охране, которая защитит тлю от врагов: клеща, божьей коровки. В заботе о кормилице муравьи строят даже «коровники». Их можно увидеть на многих растениях: на подорожнике, на сосне и ели, в зарослях кустов. Если «коровники» кто-то рушит, муравьи не спасаются бегством, а бросаются на помощь тлям. Они подхватывают их и убегают с ними вместе.
- Укажите склонение, падеж и число:
Муравьи, насекомые, с брюшка, на ветке, на растении, об охране, тлю, от врагов, от клеща.
- Выполните морфологический разбор слова «коровники».
- Выполните фонетический разбор слова «бросаются».
- вариант
- Укажите склонение, падеж и число:
От божьей коровки, на растениях, на подорожнике, на сосне, на ели, в зарослях, муравьи, бегством, тлям.
- Выполните морфологический разбор слова «на растении».
- Выполните фонетический разбор слова «спасаются».
- вариант
- Укажите склонение, падеж и число:
Муравьи, насекомые, с брюшка, на ветке, на растении, об охране, тлю, от врагов, от клеща.
- Выполните морфологический разбор слова «коровники».
- Выполните фонетический разбор слова «бросаются».
- вариант
- Укажите склонение, падеж и число:
От божьей коровки, на растениях, на подорожнике, на сосне, на ели, в зарослях, муравьи, бегством, тлям.
- Выполните морфологический разбор слова «на растении».
- Выполните фонетический разбор слова «спасаются».
- вариант
- Укажите склонение, падеж и число:
Муравьи, насекомые, с брюшка, на ветке, на растении, об охране, тлю, от врагов, от клеща.
- Выполните морфологический разбор слова «коровники».
- Выполните фонетический разбор слова «бросаются».
- вариант
- Укажите склонение, падеж и число:
От божьей коровки, на растениях, на подорожнике, на сосне, на ели, в зарослях, муравьи, бегством, тлям.
- Выполните морфологический разбор слова «на растении».
- Выполните фонетический разбор слова «спасаются».
- вариант
- Укажите склонение, падеж и число:
Муравьи, насекомые, с брюшка, на ветке, на растении, об охране, тлю, от врагов, от клеща.
- Выполните морфологический разбор слова «коровники».
- Выполните фонетический разбор слова «бросаются».
- вариант
- Укажите склонение, падеж и число:
От божьей коровки, на растениях, на подорожнике, на сосне, на ели, в зарослях, муравьи, бегством, тлям.
- Выполните морфологический разбор слова «на растении».
- Выполните фонетический разбор слова «спасаются».
Источник
Муравьи удивительные насекомые знаете ли вы ребята диктант
Выборочные диктанты
I. Выписать только имена существительные.
Нет без леса России,
без снегов и озер.
Нет без сумерек синих
и без розовых зорь.
Нет России без луга,
где от маков светло,
где ромашковой вьюгой
землю всю замело.
Нет без поля России,
где высокая рожь,
где зайдешь и не выйдешь,
голосов не найдешь.
Нет без песен красивых,
что поют соловьи,
А еще нет России
без сыновней любви.
II. Распределить существительные в три колонки по склонениям.
Степь; демонстрация; постель; постелька; олень; дичь; брошюра; цыган; циркуль; местность; ненастье; шепот; чувство; луч; камыш; станция; циферблат; жюри; шов; предложение; тополь; милиция; декорация; шоколад; здание.
III. Распределить слова в две колонки: 1) пишется ь; 2) не пишется ь на конце существительных после шипящих. Указать склонение существительных.
Сушь; лещ; борщ; рожь; дрожь; этаж; кирпич; матч; много туч; нет задач; мало луж; пустошь; от передач; после встреч; из рощ; из-за туч; обруч; дичь; речь; пейзаж; плющ; ковш; дочь; тишь; камыш; глушь; с пастбищ.
IV. Распределить слова в две колонки: 1) пишется о; 2) пишется е на конце существительных после шипящих.
Лучом; калачом; пейзажем; товарищем; лужей; тучей; лапшой; пшеницей; циркачом; мячом; плечом; сушей; ландышей; кручей.
Словарные диктанты
I. Купаться в проруби; расти у речки; побывать в цирке; возле акации; яблоки на яблоне; на циферблате; идти по тропинке к речке; на ветке сирени; быть на юбилее, в здании, на лекции в планетарии, в экспедиции, в Африке, в долине; деревья в инее; об удивительном случае; в мягкой хвое; свернуть с аллеи; заботиться о здоровье; о русском пейзаже; расположить по вертикали.
II. Оценки по истории, географии, математике, ботанике, геометрии; думать о России, о родине; на этой территории; участвовать в демонстрации, в соревновании; вернуться из экспедиции; листья акации; рассуждать о произведении; расти в оранжерее.
III. Расположить на площади, на станции, на линии, на линейке; направиться к роще, к пристани, к речке; в путешествии по Австралии, по Африке; побывать в Индии, в Испании, в Америке, на севере Сибири, в Якутии; писал в тетради, в тетрадке; растет у дороги; лечился в больнице; служил в армии; был на собрании, в здании.
IV. Расстались на площади; шли от площадки к площади; лежал в постели, в постельке; висит на ели, на елке, на тополе, на березе, на нитке, на нити; сидел на кровати, на кроватке; катался на лошади, на лошадке; раздаваться в тиши, в тишине; посвятить Марии, Марье; Наталье, Наталии; Даше, Дарье; Ксении, Ксюше.
V. На дороге, к избушке, в Германии, по истории, в школе, в Астрахани, в Ярославле; цветы яблони; на черемухе, в купальне, в типографии, в селе, в селении; близ дороги, от лилии; в армии, к опушке, в спектакле, в театре, по местности, в лазури; адресовано Марии Андреевне, в санатории, по аллее, по отмели, в здании, из соломки, в инее, по лестнице, об открытии, в содержании, в древности, в решении, от деревни к деревне, по Европе, по Азии, по Америке; стоял в раздумье, на взморье, по совести, к опасности, в сиянии, к мудрости, от верхушки, до дороги, подле палатки.
Предупредительные, объяснительные диктанты
I. 1) В конце улицы виднеется старый дом под железной крышей. (Э. Шим) 2) Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз, жерди. (К. Паустовский) 3) Рожь только начинала колоситься. 4) Орех цветет, но не пылают желтой пыльцой его сережки. (М. Пришвин) 5) Птички на лету зацепят веточку, и полетит от веточки желтый дымок. (М. Пришвин) 6) На околице около деревни стоит старый дуб. 7) Богатых грибных мест нет возле нашей деревни. (Э. Шим) 8) Деревья все в инее. 9) Спит непробудным сном в берлоге медведь. 10) По опушке леса пробежала лисица, тоненько пискнула лесная мышь. 11) Из далекой Африки отправляются в путь птицы. 12) От ели к ели тянутся на снегу следы белок. 13) На полянке зреет душистая земляника. 14) От березки к березке протянуты тонкие нити серебристой паутины. 15) На черемухе белеют пышные кисти цветов. 16) Мы шли к деревне по нашей тропинке. 17) В здании горел свет. 18) В галерее мы побывали дважды. 19) Отец хорошо отдохнул в санатории. 20) На лекции в планетарии мы узнали много интересного о движении планет на небе, о лунном затмении. 21) От станции к деревне проложили широкое шоссе. 22) По этому крику птицы узнают об опасности. 23) Надулись на березе смолистые почки. 24) Соловей обычно сидит на низкой ветке черемухи. 25) Зимуют ласточки в далекой Африке. 26) Ветки акации покрылись цыплячьим пухом.
II. 1) При моем приближении собака взвыла и затряслась мелкой дрожью. 2) К пристани подходили к вечеру. 3) На Камчатке картошка лучше всего растет там, где есть вулканический пепел. 4) В долине располагается двадцать гейзеров. 5) С этими людьми я познакомился во время экспедиции на вулкан. 6) До поздней ночи в редакции мы слушали рассказ об удивительном путешествии на мотоцикле из Магадана в Москву. 7) У пристани танцует молодежь. 8) Он жил в Германии, в Италии, в Африке, в Австралии. 9) Пришло письмо из Рязани. 10) Тогда Тобольск стал главным городом Сибири. 11) Тобольск вырастил для России химика Менделеева. 12) Сказочника Ершова в гимназии учил отец Менделеева. 13) В музее хранится множество интересных вещей. 14) Каждый день на площади собираются приезжие люди. 15) В Карелии много старинных деревянных построек.
Контрольные диктанты
Мы с мамой решили отдохнуть летом в деревне у дедушки. Он живет в Брянской области.
От станции до деревни надо пройти рощей. Здесь пахнет грибами, душистой земляникой.
Хорошо побродить по роще! Ветер шевелит листочками деревьев. Сквозь густую листву пробивается луч солнца и освещает лес. От ветки к ветке протянулась серебристая паутинка. Ею паук ловит насекомых: комаров, мошек, мух.
Над верхушками деревьев в голубом небе плывут легкие облака. На открытой полянке в густой зелени прячутся головки спелой земляники, а в зарослях кустов краснеют ягоды малины.
По тропинке идем до опушки, выходим из леса и идем прямо к деревне. (97 слов)
Это лето мы с товарищем провели у моей бабушки в деревне. Деревня расположилась далеко от станции, на берегу узкой, но глубокой речки.
По утрам мы бегали к речке купаться. Разбежишься и ныряешь с берега прямо в воду. Во все стороны расходятся круги, летят брызги. Утки в испуге отплывают в камыш. Здесь они ждут, когда мы перестанем плескаться, возиться в воде.
Если на небе нет туч, мы ложимся на песок и с наслаждением греемся на солнце. После купания залезаем в густые заросли малины. Они растут у самой кромки воды.
Осенью мы расскажем ребятам о нашем беззаботном отдыхе. (96 слов)
Муравьи — удивительные насекомые. Знаете ли вы, ребята, что у них есть даже свой «молочный скот»? Это тля. Она выделяет сладкий сок, и муравьи подхватывают его прямо с ее брюшка.
Если тли слишком расплодились, муравьи располагают их на новой ветке или на другом растении. Позаботятся они и об охране, которая защитит тлю от врагов: клеща, божьей коровки. В заботе о кормилице муравьи строят даже «коровники» 3 . Их можно увидеть на многих растениях: на подорожнике, на сосне и ели, в зарослях кустов. Если «коровники» кто-то рушит, муравьи не спасаются бегством, а бросаются на помощь тлям. Они подхватывают их и убегают с ними вместе. (100 слов)
На западе Ливийской 4 пустыни в Египте есть удивительные горы. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. Эти горы из камня — гробницы царей Египта. Трудно представить, что их сложили люди своими руками.
Самая большая гробница — пирамида Хеопса 4 . Ее строили больше двадцати лет.
Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. Они хранились в особом помещении. Египтяне верили, что они сопровождают царя в его загробной жизни.
В пирамиде возводились ложные галереи, переходы, чтобы грабители не могли найти сокровищ. Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала, где находился саркофаг 4 владыки. Но еще в древности почти все пирамиды разграбили. (108 слов)
(Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света»)
Источник
Дидактический материал. Анализ текста на уроках русского языка. 5-й класс
Класс: 5
ТЕКСТ 1
(Начало 1-й четверти).
(1) Муравьи — удивительные насекомые. (2) Знаете ли вы, ребята, что у них есть даже свой «молочный скот»? (3) Это тля. (4) Она выделяет сладкий сок, и муравьи подхватывают его прямо с ее брюшка.
(5) Если тли слишком расплодились, муравьи располагают их на новой ветке или на другом растении. (6) Позаботятся они и об охране, которая защитит тлю от врагов: клеща, божьей коровки. (7) В заботе о кормилице муравьи строят даже «коровники». (8) Их можно увидеть на многих растениях: на подорожнике, на сосне и ели, в зарослях кустов. (9) Если «коровники» кто-то рушит, они не спасаются бегством, а бросаются на помощь тлям. (10) Они подхватывают их и убегают с ними вместе.
1. Выпишите грамматическую основу предложения 1.
2. Из предложения 8 выпишите слово, в котором происходит оглушение согласного.
3. Среди предложений 5-7 укажите номера всех сложных предложений.
4. Из предложения 9 выпишите личное местоимение.
5. Из предложения 7 выпишите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
6. Из предложений 1-5 выпишите глагол второго спряжения.
7. Из предложения 9 выпишите слово с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением.
ТЕКСТ 2
(После изучения темы «Почему корень, приставка, суффикс и окончание — значимые части слова»).
(1)Туман исчез. (2)Первый луч солнца проник почти сзади в карету и осветил лицо спящей против меня моей сестрицы. (3)Через несколько минут мы все уже крепко спали. (4)Это был первый переезд до Багрова.
(5)Солнце стояло еще очень высоко, когда мы с крутой горы увидели Багрово. (6)Оно грустно лежало в долине между двух больших прудов, которые заросли камышом. (7)Я все это очень хорошо рассмотрел.
(8)Через несколько минут остановились мы у крыльца дома и постучались. (70 слов.)
1. Какое из высказываний, приведенных ниже, соответствует теме прочитанного текста?
1) Случай в Багрово
2) Приезд в Багрово
3) Солнечный день
4) Сон в дороге
2. Определи, какой тип речи представлен в тексте. Обведи нужную цифру.
1) описание
2) повествование
3) рассуждение
4) повествование и описание
3. Из предложений 1-4 выпишите слово с непроизносимой согласной.
4. Выпишите грамматическую основу второго предложения.
5. Среди предложений 1-6 укажите номер предложения с однородными членами.
6. Из предложений 1-3 выпишите существительные с непроверяемой безударной гласной в корне.
7. Выбери схему, которая соответствует составу слова сестрицы.
ТЕКСТ 3
(После изучения темы «Правописание приставок»).
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1) Над рекой всегда было беспокойно. (2)Там хлопотали разные птицы. (3) Над цветами летали ворсистые шмели, пчелы и стрекозы.
(4)Шмели не обращали на Петю внимания, а стрекозы останавливались в воздухе и рассматривали его выпуклыми глазищами.
(5)И в воде было хорошо. (6)Смотришь на нее с берега, так и хочется нырнуть и поглядеть в глубину, достать до черного дна. (7)И все чудится, что ползет по дну рак, а рыбы пятятся от него, помахивают хвостами.
(8)Постепенно звери и птицы привыкли к Пете, а потом полюбили. (9)Он не сбивал палками гнезд, не связывал стрекоз за лапки ниткой, не швырял в бобров камнями и не травил рыбу едучей известью. (10) Он умел прислушиваться даже к шорохам.
1. Выпишите грамматическую основу предложения 3.
2. Из предложений 1-3 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от глухости последующего согласного.
3. Среди предложений 1-4 укажите номер простого предложения с одним главным членом.
4. Из предложений 4-6 выпишите слово, правописание гласной в корне которого определяется правилом: в корне после шипящих под ударением пишется Ё, если можно подобрать однокоренное с безударным гласным.
5. Из предложений 3-5 выпишите номера всех простых предложений.
6. Тип речи в предложениях 1-4: 1) описание 2) рассуждение 3) повествование 4) описание и повествование.
7. Сколько грамматических основ в предложении 9?
ТЕКСТ 4
(После изучения темы «Буквы о-ё после шипящих в корнях слов»)
(1) Солома в крестьянском хозяйстве всегда была нужным материалом. (2) Самое широкое применение она нашла в Полесье. (3) Из соломы делали бесподобные шкатулки и сундучки, мужские шляпы, ткали полотно для салфеток и занавесок. (4) Из соломы с лозой плели бельевые корзинки, короба для хранения зерна и продуктов, бочки, заплечные люльки для детей, игрушки.
(5) У соломы много оттенков. (6) Чтобы получить золотой цвет, ее сушат на солнце. (7) А потом из стеблей делают баранов, павлинов, пчелок, коней, сценки из народной жизни, сказочные композиции.
1. Среди предложений 1-5 укажите номера предложений с однородными членами.
2. Среди предложений 1-3 укажите номер односоставного предложения.
3. Из предложения 6 выпишите слово с проверяемой безударной гласной в корне.
4. Из предложений 1-3 выпишите существительное в творительном падеже.
5. Укажите номер предложения без определений.
6. Из предложений 1-4 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от глухости последующего согласного.
7. Из предложений 4-7 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: в корне после шипящего согласного под ударением пишется Ё, если можно подобрать слово с безударной гласной Е.
ТЕКСТ 5
(После изучения темы «Неопределённая форма глагола (инфинитив)»).
(1) Странная была встреча. (2)Олень глядел на меня и не спешил убегать. (3)Любопытство! (4)Два сливовых глаза глядели на меня неотрывно. (5)Ноздри тянули обжигающий воздух и выпускали две струйки морозного пара.
(По В.М. Пескову).
1. Укажите номер односоставного предложения.
2. Укажите номера предложений с однородными членами.
3. Выпишите грамматическую основу предложения №4.
4. Из предложения 5 выпишите слово с проверяемой безударной гласной.
5. Выпишите местоимение из предложений 1-3.
6. Выпишите инфинитив.
7. Выпишите слово с чередующейся гласной.
ТЕКСТ 6
(После изучения темы «Корни с чередованием букв е-и»).
(1) Ассоль вздрогнула, откинулась, замерла; потом резко вскочила с головокружительно падающим сердцем, вспыхнув неудержимыми слезами, вдохновенного потрясения. (2) «Секрет» в это время огибал небольшой мыс, держась к берегу углом левого борта; негромкая музыка лилась с белой палубы под огнем алого шелка.
(3) Не помня, как оставила дом, Ассоль бежала к морю, подхваченная неодолимым ветром события. (4) Ее ноги подкашивались, дыхание срывалось и гасло, сознание держалось на волоске.
1. Укажите номер простого предложения с однородными членами.
2. Сколько грамматических основ в предложении 4?
3. Из предложений 1-2 выпишите слова с чередующейся гласной.
4. Выпишите все собственные имена существительные.
5. Из предложений1-2 выпишите слово, которое не употребляется без НЕ.
6. Из предложения 1 выпишите слова, правописание приставок в которых зависит от глухости-звонкости предыдущего согласного.
7. Из предложений 1-2 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «в корне после шипящего согласного под ударением пишется Ё, если можно подобрать слово с безударной гласной Е».
ТЕКСТ 7
После изучения темы «Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова».
(1)Деревья также показались Алеше отменно красивыми. (2)Они были разного цвета: красные, зеленые, коричневые, белые, голубые и лиловые. (3)Когда посмотрел он на них со вниманием, то увидел, что это не что иное, как разного рода мох, только выше и толще обыкновенного. (4)Министр рассказал ему, что мох этот выписан королем за большие деньги из дальних стран и из самой глубины земного шара.
(5) Из сада пошли в зверинец. (6)Там показали Алеше диких зверей, которые привязаны были на золотых цепях.
(По А. Погорельскому)
1. Укажите номер предложения с обобщающим словом при однородных членах.
2. Укажите количество грамматических основ в предложении 4.
3. Выбери слово, которое соответствует схеме:
1) земного
2) рассказал
3) показались
4) обыкновенного
4. Из предложения 4 выпишите все союзы.
5. Из предложений 1-2 выпишите словосочетание «наречие +прилагательное.
6. Укажите номер простого односоставного предложения.
7. Среди предложений 4-6 укажите предложение, в котором есть однородные члены.
ТЕКСТ 8
(После изучения обращений и прямой речи).
(1) Перед заходом солнца дядя сказал мне: (2) «Витя, пора отправляться на рыбную ловлю». (3)Дорога шла через густую рожь. (4)Под ногами пробежала мышь. (5) В роще слышался плач ночной птицы. (6)Наступил вечер, и ловля началась. (7) Кругом стола тишь, только камыш шептался с рекой. (8) Приближалась полночь. (9)Мы залезли в шалаш и легли спать. (10) Когда блеснул первый луч солнца, мы были на ногах и опять ловили рыбу.
1. Выпишите грамматическую основу предложения 9.
2. Укажите номер предложения с обращением.
3. Укажите номера сложных предложений.
4. Из предложений 6-10 выпишите слово с непроизносимой согласной.
5. Из предложений 3-5 выпишите существительные женского рода 3 склонения.
6. Из предложений 4-5 выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне.
7. Из предложений 6-10 выпишите переходный глагол.
ТЕКСТ 9
(После изучения обращений и прямой речи).
(1) В лощине между сопками, где зеленеют «елочки» амурского папоротника, слышались тонкие трели. (2)Я направился на звуки. (3)Возле колючего стволика пальмы – аралии раскачивается из стороны в сторону коричневая веточка с бутончиками красных ягод. (4)А рядом порхает, пробирается сквозь заросли синичка в своем голубоватом сюртучке. (5)Я пошел к тому месту, где скрылась в траве птичка. (6)Она выпорхнула почти из-под ног.
(7)Передо мной появилась веточка с ягодами. (8)Женьшень! (9)На буром морщинистом стебле возвышался над землей зонтик из желтых листьев. (10)А над зонтиком находилась упругая стрелка с букетом красных мягких ягод.
(11) «Спасибо тебе, птичка, за редкий трофей!» – поблагодарил я синичку.
1. Укажите номер предложения с прямой речью.
2. Из предложения 4 выпишите слова с чередующейся гласной.
3. Среди предложений 1-10 укажите номер простого односоставного предложения.
4. Укажите номер предложения с однородными членами среди предложений 1-5.
5. Среди предложений 1-7 укажите номера сложных предложений.
6. Из предложений 7-10 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В корнях слов после шипящих под ударением пишется буква Ё, если можно подобрать однокоренное слово с безударным гласным».
7. Укажите предложение с обращением.
ТЕКСТ 10
(После изучения темы «Что обозначает имя прилагательное. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные»).
(1) Видна Жилину из щелки дорога — под гору идет, направо сакля татарская, два дерева подле нее. (2)Собака черная лежит на пороге, коза с козлятами ходит — хвостиками подергивают. (3)Видит — из-под горы идет татарка молоденькая, в рубахе цветной, распояской, в штанах и сапогах, голова кафтаном покрыта, а на голове большой кувшин жестяной с водой. (4)Идет, в спине подрагивает, перегибается, а за руку татарчонка ведет бритого, в одной рубашонке. (5)Прошла татарка в саклю с водой, вышел татарин вчерашний с красной бородой, в бешмете в шелковом, на ремне кинжал серебряный, в башмаках на босу ногу. (6)На голове шапка высокая, баранья назад заломлена. (7)Вышел, подтягивается, бородку красную сам поглаживает. (8)Постоял, велел что-то работнику и пошел куда-то.
1. Выпишите притяжательное имя прилагательное.
2. Сколько грамматических основ в предложении 5?
3. Из предложений 3-4 выпишите относительное имя прилагательное.
4. Из предложений 2-4 выпишите имя существительное, правописание гласной в корне которого определяется правилом: в корне после шипящих под ударением пишется Ё, если можно подобрать однокоренное с безударным гласным.
5. Выпишите грамматическую основу предложения 4.
6. Из предложения 6 выпишите качественное имя прилагательное.
7. Из предложений 3-5 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от глухости последующего согласного.
Источник