Муравьи задания для детей

Речевые игры «Муравьи»

Анна Сенич
Речевые игры «Муравьи»

* Муравьи живут обществами. Голова у муравьёв сравнительно велика. Челюсти сильно развиты, обыкновенно широкие, плоские, на внутреннем крае снабжены режущими и зубчатыми пластинками. Грудь обыкновенно бывает сравнительно узкой, крылья вообще развиты слабо; наоборот, ноги развиты хорошо. Муравьи могут сильно кусаться своими челюстями.

Пища муравьёв состоит из всевозможных сладостей, которые они собирают как на растениях, так и на животных, в особенности пользуются для этого тлями, вылизывая сладкую жидкость, которую те выделяют на своём теле. Муравьи постоянно и во всём помогают друг другу и действуют сообща.

К наиболее интересным муравьям принадлежат хозяйственные муравьи, образ жизни которых изучали ещё древние натуралисты. Размеры их довольно значительные, цвет бурый разных оттенков. Любя солнце, муравьи эти устраивают свои муравейники на открытых солнечных местах, обыкновенно в виде круга около 5 шагов в диаметре. Вокруг гнезда они устраивают ещё двор, огороженный изгородью. На этом дворе они тщательно расчищают почву и удаляют все растения, кроме только известного вида, так называемого муравьиного риса.

(«Жизнь животных» А. Брем)

* Игра «Подбери признак».

Муравей – какой? умный, трудолюбивый, заботливый, осторожный, быстрый, непоседливый, хлопотливый, внимательный (к своему потомству «ни у одного животного забота о личинках не доведена до такого совершенства… В течение одного дня муравьи по нескольку раз перетаскивают личинки из верхних этажей в нижние и в зависимости от погоды», деловой, дружный, сообразительный.

* Игра «Подбери действие».

Муравей – что делает? работает, заботится, кормит, собирает, строит, устраивает, помогает (товарищу, охраняет (муравейник, сражается, трудится.

* Игра «Эхо» (образование причастий).

Работает – работающий, заботится – заботящийся, кормит – кормящий, собирает – собирающий, строит – строящий, устраивает – устраивающий, помогает – помогающий, охраняет – охраняющий, сражается – сражающийся, трудится – трудящийся.

* Игра «Подбери слова-родственники».

Муравей – муравьишко, муравьиный, муравьед.

Муравей строит – построит, выстроит, застроит, недостроит, перестроит, надстроит, подстроит, встроит.

* Игра «Подбери слова-приятели».

Муравей работает – делает, трудится, занимается, мучается.

Муравей строит – устраивает, возводит, воздвигает, сооружает.

У муравьёв есть дружба – дружество, дружелюбие, доброжелательство, лад, мир, согласие, братание, единение.

* Игра «Подбери слова-неприятели».

За муравьями наблюдать можно, а разрушать муравейники (нельзя).

Это муравей поднимается на вершину муравейника, а этот (опускается) вниз.

Муравьи трудятся от рассвета, до (заката).

Муравей – сильный, а личинка муравья — (слабая).

Этот муравей удаляется, а этот (приближается).

Муравей трудолюбивый, а стрекоза (ленивая).

Речевые и интеллектуальные игры с детьми старшего дошкольного возраста РЕЧЕВАЯ ГАЗЕТА «Февраль № 7» Специалисты советуют Выпуск: «РЕЧЕВЫЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Невозможно.

Консультация для педагогов «Речевые игры с мячом» консультация для педагогов Речевые игры с мячом МБОУ «СОШ №6» дошкольные группы учитель-логопед О. Н. Свечникова г. Югорск.

Консультация для воспитателей «Речевые игры дошкольников» Речевые игры дошкольников Возможности использования игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании.

Консультация «Речевые игры» В дошкольном возрасте усвоение новых знаний и их закрепление происходит успешнее в игре, чем на учебных занятиях. Как загораются глаза детей,.

Речевые игры «Хлебец» (народная сказка) Цель: закрепить умение реагировать на сообщения и вопросы. Ход игры. Дети, взявшись за руки, встают друг за.

Речевые игры для детей младшего дошкольного возраста Игра «Идите с нами играть» Цель. Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом. Подготовительная работа. Подобрать.

Речевые игры для дошкольников Речь ребенка развивается во всех видах деятельности. Главной и ведущей формой является игра. В детском саду в группах имеется много игр.

Речевые игры на тему «Осень» Вот и наступила прекрасная пора – ОСЕНЬ! Почаще обращайте внимание ребенка на изменения в природе с приходом осени. Отправляйтесь на прогулку.

Речевые игры «Деревья» Игра «Один – много». Одна ветка осины – много веток осины. Одна ветка липы – много веток липы. Одна ветка рябины – много веток рябины.

Речевые игры в режимных процессах Приветственная игра «Здравствуйте!» Игра проводится утром перед зарядкой. Дети становятся в круг. Воспитатель-Здравствуйте, девочки!-машет.

Источник

Развивающее занятие «Жизнь муравьёв» для детей от 2 лет до 5 лет

Весной и летом природа оживает, и это отличное время для полноценных уроков с малышами на открытом воздухе. Предлагаю вооружиться увеличительными стёклами и познакомиться ближе с миром муравьёв. Вашего исследователя, несомненно, вдохновит разглядывать шустрых насекомых через лупу, а родителям занятие поможет рассказать о дисциплине, командной работе, продемонстрировать разницу в силе людей и муравьёв, расширить кругозор малыша.

Знакомство

Ещё невооружённым взглядом заметив, как бегают в молоденькой травке деловые муравьи, задержитесь, понаблюдайте за трудягами-насекомыми. Расскажите вашему ребёнку, кто это, чем они заняты: носят еду и веточки в свой домик, чинят его после зимы, строят новые коридоры и комнаты.

Читайте также:  Возможно ли избавиться от угрей навсегда

Упражнение 1. Увеличилки

Цель: Развитие интереса ребенку к природе, любознательности, развитие внимания, мышления, памяти.

На следующую прогулку возьмите с собой для игры лупу — все дети любят такие занятия без исключения. Рассмотрите с крохой насекомых подробней, только следите, чтобы стекло не разбилось, а световое пятно не фокусировалось и не жгло маленьких лесных обитателей.

Увидев, как крошечный муравей превращается в большого, рассмотрев его лапки и усики, малыш с удовольствием разучит стихотворение «Увеличилки»:

На дворе в траве с утра
Начинается игра
Стёклышки – увеличили
Раздобыла детвора.
Час – не плачет,
Два – не хнычет,
Всё, что хочет,
Увеличит.

Увеличили котят –
Пусть, мол, тиграми сидят.

Ужас!
Батюшки мои!
Прячьте ноги под скамьи!
Увеличенные ходят
По дороге муравьи.

Вот чирикает орёл, —
Кто такого изобрёл?

Взрослым с некоторых пор
Страшно выглянуть во двор.

Прочитайте ребёнку стихотворение несколько раз, и если он захочет, выучит его наизусть.

Упражнение 2. Секреты муравьёв

Цель: Развитие представлений об окружающем мире.

Наблюдая за муравьями через лупу и без неё, обратите внимание малыша на то, что все они бегут по одним и тем же невидимым нам тропинкам, не сбиваясь. Расскажите, что муравьи могут далеко уходить от дома в поисках еды и строительных материалов. Если получится, покажите, как насекомые переносят большие веточки и листочки, расскажите, что они способны поднимать вес в 8 раз тяжелее их самих, а когда ноша слишком большая, несут её вместе. Муравьи превосходно работают в команде! Нам у них есть чему поучиться.

Найдите муравейник и объясните, что это – домик, который муравьи строят и защищают. Сделан он из веточек, листиков, травы и комочков земли. Внутри сидит королева и – муравьиные детки. Чтобы защитить муравейник, королеву и деток, у муравьёв на кончике туловища есть жало. Как и пчёлы, муравьи жалят тех, кого считают врагом. Если осторожно сунуть тонкий прутик в муравейник, он станет кислым на конце. Это значит, что муравьи пытались ужалить его и обрызгали своей кислотой.

Упражнение 3. Играем в муравьиную стройку

Цель: Развитие координации, внимания, умения работать по команде.

На улице или дома предложите ребёнку поиграть в муравьёв. Вместе переносите предметы (ветки в парке, игрушки дома) и складывайте в кучу или прислоняйте к «муравейнику» (горке, стволу дерева, тумбочке, стулу и т.д.). Чтобы работа шла слажено, командуйте: «Шагом-арш! Стой, раз-два! Взя-ли! Понесли! Лево, право. Оторожно, обвал! Обходим! Вот так. Положили! Молодцы!»

Упражнение не только развивает координацию, но и учит работать в команде, играть по правилам, соотносить движения с услышанной командой. Будет веселее, если подключить к занятию старших братьев-сестёр или других деток, играющих на площадке.

Упражнение 4. Портрет

Цель: Развитие мелкой моторики, внимания, памяти и сенсорной чувствительности.

Придя с прогулки, предложите ребёнку вспомнить, как выглядит муравей. Постройте из палочек Кюизенера муравья, комментируя, что вы выкладываете: Вот голова, вот туловище, вот лапки. Спросите, похож ли портрет. Теперь пусть малыш сам сложит насекомое из палочек.

Упражнение 5. Сортировка

Цель: Развитие аналитических способностей ребёнка, мелкой моторики, внимания, сенсорной чувствительности и способности играть по правилам, выполняя задание.

Теперь пусть муравьи оживут. Они захотят построить домик — высыпьте перед малышом бумажные ленточки разной длины и ширины либо оставшиеся палочки Кюизенера. Поясните, что это — строительный материал. Муравьям будет проще, и работа пойдёт быстрее, если рассортировать все ленточки / палочки. Покажите пример и помогите отделить короткие палочки от длинных, узкие ленточки от широких.

Упражнение 6. Счёт и стройка

Цель: Развитие мелкой моторики, любознательности, математических представлений.

Возьмите бумажные салфетки. Вместе с ребёнком отрывайте небольшие клочки и скатывайте комочки. Это отличное упражнение на мелкую моторику. Главное — следите, чтобы строительный материал не попал в рот или нос.

Подготовьте карточки с цифрами от 1 до 10 либо с нарисованными фигурками (поскольку вы сейчас помогаете бумажным муравьям строить дом, пусть это будут веточки). Цифры или фигурки — зависит от того, насколько малыш знаком с математикой. Поясните, что комнаты в муравейнике бывают большие и маленькие. Инженер написал, сколько нужно комочков для каждой комнаты — столько их и следует положить рядом с карточкой. Помогите крохе выполнить задание.

Упражнение 7. Стрекоза и муравей

Цель: Эмоциональное развитие, трудовое и нравственное воспитание, развитие представлений об окружающем.

Прочитайте с ребёнком басню И.С. Крылова «Стрекоза и муравей», обязательно разберите, кто из насекомых прав, почему муравей не захотел помогать стрекозе. Подумайте с малышом, какой по характеру муравей, а какая — стрекоза, спросите ребёнка, кто ему понравился и почему. Попросите ребёнка изобразить персонажей или, что лучше, вместе с ним разыграйте сценку. Такие чтения помогают малышу не только лучше овладеть языком, но развить логику и эмоциональность. Сама басня – отличное пособие для нравственного и трудового воспитания ребёнка.

Источник

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста на тему «Лесные муравьи»

Надежда Вострецова
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста на тему «Лесные муравьи»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12» г. Курска

Читайте также:  Как избавится от тараканов народный способ

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию, в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет

«Лесные мурав ьи.»

Воспитатель МБДОУ № 12 г. Курска

Задачи: познакомить детей с муравьями, как представителями насекомых;

• дать знания о пользе приносимой муравьями, об их образе жизни: распределении обязанностей в муравьиной семье, постройке муравейника;

• формировать представление о роли муравьёв в жизни леса.

• развивать речевую активность детей: монологическую и диалогическую речь;

• развивать познавательный интерес к насекомым, умение владеть обобщающим понятием «насекомые»;

• воспитывать бережное отношение к природе;

• развивать эмоциональную отзывчивость;

• развивать координацию речи с движением, общую моторику, дыхание, внимание, память, через игры и упражнения.

Словарная работа: насечки, фуражиры, вредители, хищники, солярий, амбар, улей, скворечник, раковина моллюска, осиное гнездо, тля.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развития», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Оборудование:

• цветные иллюстрации для дидактической игры «Найди насекомое»;

• муляжи: муравейник, гнёзда ласточки, воробья, ; улей, скворечник, паутина, осиное гнездо деревянный дом, раковина улитки. аквариум.

• плакат «Муравейник в разрезе»

• экран, проектор, ноутбук.

Предварительная работа:

• работа с иллюстрированным материалом по теме «Насекомые»;

• знакомство с литературными произведениями: К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище»; В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Хвосты», «Паучок пилот»; В. Д. Берестова «Честное гусеничное»; И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»; М. Пляцковского «Дневник кузнечика Кузи»; Н. Романова «У меня дома пчела»; Ю. Дмитриева «Сказки о Мушонке»; М. Шкурина «Сказка о ленивой пчёлке»; К. Ушинского «Пчёлки на разведках»; Л. Толстого «О муравьях».

• загадывание загадок о насекомых

• упражнение на развитие мелкой моторики рук «Муравейник». Подвижная игра «Муравьиная тропа», «Муравьи и дождик», «Мурьишка и слон», «Муравьи».

• Наблюдения за насекомыми на прогулке.

• Рассматривание энтомологической коллекции.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Добрый лес, старый лес.

Полон сказочных чудес!

Я иду гулять сейчас

И зову с собою вас!

Согласны пойти со мной на прогулку?

ДЕТИ: Да.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А как вы думаете, кого же мы можем встретить в лесу? (Ответы детей)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Ждут нас на лесной опушке (широко разводим руки в стороны)

Птички, бабочки, зверюшки, (повороты вправо-влево)

Паучок на паутинке, (сжаться в комок, «сименить» назад)

И кузнечик на травинке! (Пальцами правой руки выполняем от плеча левой руки перебирающие движения вниз.)

Мышка, мышка, (Мягкий пружинистый шаг,

Серое пальтишко. спинка слегка прогнута вперёд,

Мышка тихо идёт,

В норку зёрнышко несёт. «лапки» перед грудью)

А за мышкой шёл медведь, (Руки полусогнуты в локтях,

Да как начал он реветь: Ноги на ширине плеч.

Я вразвалочку иду!» Переступание туловищем из стороны в сторону)

В воздухе над лужицей (Бег чередуется с остановками.

Стрекозы быстро кружатся.

Взлетают и садятся, Во время остановок – присесть)

На солнышке резвятся.

Вот ползёт сороконожка (Дети двигаются друг за другом,

По тропинке на дорожку. держа руки на плечах впереди стоящего)

Нёс однажды муравей (Пружинистый шаг,

Две травинки для дверей: руки сложены «топориком» на плече)

На полянке, под кустом,

Муравьишка строит дом. (Соединить руки над головой)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а вот и муравьишка который строит дом. Посмотрите какое тяжёлое брёвнышко он несёт. А как вы думаете: муравей сильный? (ответы детей)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Самый сильный на земле — это муравей. Ведь он может перенести на себе груз в 10 раз тяжелее собственного веса. Если представить, что Денис – муравей… Как вы считаете сможет ли он унести на себе 10 детей? (Нет). А муравей может поднять груз в 10 раз тяжелей себя и нести. Он хоть и маленький, а настоящий силач.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а вы бы хотели узнать больше о муравьях? (ответы детей)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте попросим муравьишку рассказать о своей жизни. (Дети обращаются к муравью.)

МУРАВЕЙ: Кто мы такие? Птицы? Животные? А может быть мы рыбки?

ДЕТИ: Муравьи – это насекомые.

МУРАВЕЙ: Ребята, а как вы думаете почему насекомых называют насекомыми? (Ответы детей) Насекомые – животные с насечками. Насечки разделяют тело насекомых на три части.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Муравей, встань по удобнее. Мы на тебе посмотрим.

На какие части насечки разделяют тело муравья?

ДЕТИ: Голова, грудь, брюшко.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Что на голове у муравьёв?

ДЕТИ: Глаза, усики.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Усиками муравьи разговаривают. Чувствуют запахи. Если муравью убрать усики муравей погибнет. Кто скажет сколько лапок у муравья? (Ответы детей) У муравья как и у всех насекомых шесть лапок.

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Узнай насекомое»

Задачи: Закрепить общие признаки насекомых: шесть лапок, тело делится на три части, на голове усики.

Ход игры: На столе разложены иллюстрации: муравей, бабочка, кузнечик, божья коровка, богомол, жужелица, долгоносик, майский жук, клоп пожарник, муха, оса, стрекоза, водомерка, гусеница-землемер, капустница, многоножка, улитка, скорпион, паук, рыба, лягушка, змея, лошадь, птица.

Дети из предложенных иллюстраций должны выбрать насекомых, объяснить свой выбор.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Муравей, расскажи нам по подробнее о жизни муравьёв.

МУРАВЕЙ: Мы – муравьи живём семьёй. Мы очень дружные, все заняты делом. У каждого муравья есть своя профессия:

Муравьи – няньки (как вы думаете что они делают,

Читайте также:  Чем потравить лесных муравьев

Муравьи – строители (что делают)

Муравьи – уборщики (что делают)

Муравьи – солдаты (что делают)

Рабочие (фуражиры) – муравьи. Они добывают пищу. Как вы думаете чем питаются муравьи? (Ответы детей) Муравьи очень любят сладкое. А ещё они хищники, они питаются другими насекомыми, в основном вредными – гусеницами — которые объедают листву; пилильщиками и короедами — жуками, которые портят деревья.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, кто знает как называют лесных муравьёв? (Ответы детей) Муравьи – санитары леса. Почему их так называют? (Ответы детей) Они защищают деревья леса от насекомых-вредителей.

— Муравьишка, может быть ещё как-то вы помогаете лесу?

МУРАВЕЙ: Некоторые птицы специально прилетают к нам за помощью, мы очищаем птицу от мелких паразитов, смазываем ей перья муравьиной кислотой. А ещё мы рыхлим почву, перемешивают землю с перегнившими листочками, травинками. Поэтому растения около муравейников растут очень быстро.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, давайте немного отдохнём, и поиграем с муравьишкой.

ПРОВОДИТСЯ ФИЗМИНУТКА:

Муравей нашел былинку

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее несет…

Ай-ай-ай, ай-ай-ай — от друзей муравьишка отстал (ладошки к щекам, качаем голов ой)

Ой-ой-ой, ой-ой-ой — ножку тонкую он поломал (наклон, руки положить на ноги)

Травкой быстро её обмотал (обхватить колени руками)

В муравейник скорей побежал (Бег на месте)

Ну а солнце за лес уж зашло (поднять руки вверх и медленно опустить через

Стало сразу так страшно, темно (присесть на корточки, руки сжать в локтях,

закрыть ладонями лицо)

Хорошо, что друзья помогли (Взяться за руки, сделать круг)

Муравьишку домой довели.

МО-ЛОД-ЦЫ! (Ритмичные хлопки)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Интересно, а в каком доме живут муравьи?

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Где чей дом?»

Задачи: Расширять знания детей о жилищах некоторых животных, правильно называть его; развивать познавательный интерес, слуховое восприятие, фразовую речь, внимание, память.

Ход игры: Перед детьми расставлены муляжи некоторых «домиков». Воспитатель показывает на «домик» дети называют его и кто в нём живёт. Последним воспитатель показывает на муравейник.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно муравьи живут в муравейнике.

— Муравьишка расскажи нам как устроен муравейник.

МУРАВЕЙ: мы живём в большом многокомнатном доме. У нас в доме есть «Солярий» Как вы думаете, что такое салярий? (Ответы детей)- комната, нагреваемая лучами солнца. Весной мы забегаем сюда погреться.

«Зимовальная комната». Для чего зимовальная комната? (Ответы детей) Собираемся здесь, чтобы пережить холода.

«Царская комната». Как вы думаете кто может жить в царской комнате? (Ответы детей) здесь живет матка, она откладывает яйца.

«Детская комната» Кто в ней живёт? (Ответы детей) давайте вспомним кто ухаживает за личинками и куколками? (муравьи – няньки)

«Хлебный амбар». Для чего нам хлебный амбар? (ответы детей) Здесь мы храним зерно.

«Мясная кладовка» Что здесь хранится? (сюда мы приносим гусениц и другую добычу)

«Коровник» Кто живёт в коровнике?

МУРАВЕЙ: У нас есть коровки, мы за ними ухаживаем, мы их пасём и доим Давайте посмотрим как мы это делаем.

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА «КОГО ПАСУТ И ДОЯТ МУРАВЬИ»

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, мы находимся в волшебном лесу давайте превратимся в муравьишек.

Ритуал «входа» в образ. Упражнение «ладошки». Дети стоят в кругу, прикасаются своими ладошками к ладошкам рядом стоящих детей. Идут по кругу с закрытыми глазами и произносят шёпотом волшебные слова: «Вот я, вот я превращаюсь в муравья».

А вот теперь открывайте глаза. Сколько вокруг меня муравьишек! Мы стали такими маленькими… А где же мы будем жить? Давайте построим себе муравейник. (дети все вместе из большого конструктора строят муравейник) мы все вместе строим наш домик – муравейник. Мы его строим его долго… мы стараемся. Все наши братья-муравьи участвуют в его постройке. Мы хотим чтобы он был крепкий, тёплый, надёжный. Сколько палочек, веточек, камушек нам пришлось принести. Муравьишки, вы рады что мы наконец-то построили муравейник! Ура! Но вот однажды (воспитатель говорит грубым голосом) кто-то палкой разрушил наш муравейник, да ещё и громко смеётся над разбегающимися муравьями. (воспитатель палкой рушит постройку)

— Муравьишки, что вы почувствовали по отношению к этому разрушителю? Что вы ему хотите сказать? (Ответы детей)

ВЫВОД: Как нужно относиться к муравьям и муравейникам?

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, наше время пребывания в волшебном лесу заканчивается, нам пора обратно превращаться в детей. Давайте попрощаемся с нашим знакомым муравьём и поблагодарим его за интересный рассказ.

Ритуал «выхода» из образа. Упражнение «ладошки». Дети стоят в кругу, прикасаются своими ладошками к ладошкам радом стоящих детей. Идут по кругу с закрытыми глазами и произносят шёпотом волшебные слова: «Я хочу на веки стать человеком»

ВОСПИТАТЕЛЬ: А теперь открываем глаза. Ребята. А вы помните где мы с вами были? (Ответы детей) Мы сегодня с вами были в волшебном лесу, много узнали о жизни муравьёв. Какие они муравьи?

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Скажи одним словом»

Дети по очереди подбирают слова характеризующие муравьёв: трудолюбивые, дружные, хищники, …

Ребята, муравьи хоть и маленькие но очень нужны природе. Давайте все вместе, дружно скажем, что обижать их нельзя.

ПЕСНЯ: «НЕ ОБИЖАЙТЕ МУРАВЬЯ»

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей