Как реагировать на двойки, или Как не отбить у ребёнка интерес к учёбе
В этой статье мы расскажем, почему дети получают двойки, стоит ли ругать их за это, а также поделимся секретом, как никогда не получать плохие оценки.
От плохой оценки в школе не застрахован никто. Причины, по которым ребёнок получил двойку, могут быть самыми разными: от фактического незнания материала до плохого настроения учителя. О том, как помочь ребёнку улучшить школьные показатели, мы писали ранее. Теперь поговорим, как правильно реагировать на плохие оценки.
Как правильно реагировать на двойки ребёнка
Двойка — это не катастрофа, особенно если ребёнок не получает их регулярно. И даже если учёба даётся с трудом — это не значит, что он навсегда останется аутсайдером.
В то же время плохую оценку не стоит игнорировать. В противном случае ребёнок начнёт также безразлично относиться к результатам своей учёбы.
Ругать и наказывать ребёнка за двойки также не следует. Плохая оценка уже заставляет его чувствовать себя хуже других, и ваша негативная реакция только усилит чувство собственной неполноценности.
Мнение психолога: Когда ребёнок приходит из школы с двойкой, мы чувствуем разочарование. Родителям свойственно желать, чтобы их ребёнок добился того, что не удалось им самим. И ожидание от ребёнка всегда успешных результатов в учёбе — яркий тому пример. Непрожитые переживания собственных школьных неудач подпитывают тревогу, которая может выражаться через раздражение: закричать, отругать, наказать ребёнка за двойку, чтобы ситуация никогда больше не повторилась. Но действительно ли это поможет? Давайте подумаем о том, что в этот момент чувствует ребёнок. Достаточно вспомнить себя в подобной ситуации: что испытали вы, когда впервые получили двойку в школе? Скорее всего, это были стыд, горечь и страх того, что будет, когда об этом узнают родители. Согласитесь, такой набор эмоций — уже достаточно суровое наказание.
Ругая ребёнка за двойки, вы взращиваете в нём страх допустить ошибку, который никак не способствует школьной успеваемости и приводит только к новым неудачам. Но теперь, опасаясь наказания, ребёнок может скрывать от вас плохие оценки. Так один скандал из-за двойки может привести не только к серьёзным проблемам с учёбой, но и к потере доверия в семье.
Что делать, если ребёнок получил двойку в школе
Правильная реакция на двойку может быть только одна: спокойно разобраться в ситуации и обсудить с ребёнком, как можно её исправить.
Если двойка получена за плохо сделанное домашнее задание, проверочную работу или ответ у доски, выясните, что помешало ребёнку подготовиться лучше. Действительно ли он не знал правильный ответ, или виной послужили невнимательность и волнение. Предложите свою помощь, если это необходимо. Но помните, что помогать с учёбой — не значит учиться вместо ребёнка. Не давайте готовых ответов, но задавайте наводящие вопросы и позвольте вашему школьнику найти решение самостоятельно.
Если двойка получена за поведение — нужно разобраться, что привело к такой ситуации. Возможно, стоит обсудить её с учителем, после чего объяснить ребёнку, как вести себя, чтобы это не повторилось.
Помните: от вашей реакции на неудачи ребёнка будет зависеть то, как он сам будет относиться к неприятностям в будущем. Поэтому важно объяснить, что проблемы случаются у всех, и нужно не отчаиваться, а спокойно решать их.
Покажите ребёнку, что любите его вне зависимости от оценок. И обязательно найдите повод для похвалы. Дайте ему понять, что двойки и пятёрки — всего лишь оценки за успеваемость, они не характеризуют его как личность.
Можно ли учиться без двоек
Можно — там, где их не ставят.
По результатам международного исследования «Уверенность в процессе обучения», проведённого в 2019 году компанией Harris Insights & Analytics, 79% школьников в России переживают стресс из-за неуспеваемости. Такой высокий показатель обусловлен самой школьной системой, в которой оценка становится не отражением знаний, а мерилом успешности. Учителя хвалят отличников, приводят их в пример, а двоечников высмеивают.
Осознав, что успех в учёбе для них недостижим, некоторые дети перестают стараться и находят другие способы самоутверждения, далеко не всегда приемлемые.
Именно поэтому школы будущего отказываются от пятибалльной системы оценок.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» мы практикуем геймификацию обучения: за выполнение заданий наши ученики получают знакомые многим по компьютерным играм очки опыта (XP). Чем лучше выполнено задание, тем больше очков. За ошибки очки не вычитаются, их просто начисляется меньше. Полученные очки суммируются и позволяют ученикам получать уровни. Для каждого нового уровня требуется всё больше XP.
Таким образом, дети не получают плохих оценок, а значит, у них становится меньше поводов расстраиваться из-за учёбы и разочаровываться в ней. Введение в учебный процесс игровых элементов способствует повышению мотивации: у ребёнка появляется азарт, который помогает осваивать сложные темы и не терять интерес к самому процессу обучения.
Ведь оценки — не главное, гораздо важнее, чтобы ребёнок рос уверенным в себе человеком, который не боится ошибаться, не зависит от мнения окружающих и получает удовлетворение от результатов своего труда.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Источник
Статья «Избавляемся от двоек»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Избавляемся от двоек
Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся. Система оценивания является основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи между учеником, учителем и родителем. В настоящее время во многих школах сохраняется система оценивания из четырех баллов: 2 («неудовлетворительно»), 3 («удовлетворительно»), 4 («хорошо»), 5 («отлично»). И сама оценка, выставленная в дневник, имеет огромное значение в последующей учебной деятельности учащихся. Каждый родитель по – разному реагирует на оценку: на положительную – похвалой, поощрением; на отрицательную – неодобрением и т. д. Но еще я поняла что если по — старому оценивать учеников прогресса в обучении не получается, поэтому, учитывая эти особенности, я начала использовать разнообразные методы оценивания. Но каждый раз я ловила себя на мысли «А не будет ли это простым зарабатыванием оценок, с целью получения от родителей материальных благ?». В дальнейшем на уроках я использовала разные методы, что было всегда необычно и интересно.
«Оценивание в классе не является лишь техническим приемом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной и в устной форме» (Александер, 2001).
Во время курсов по Программе повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан я, работая в группе, получила практические навыки самооценивания. Это очень повлияло на мою педагогическую деятельность. Поэтому, при прохождении практики в школе я начала экспериментировать, применяя модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения». В дальнейшем я поняла, что выбрала правильный путь решения некоторых проблем по улучшению качества знаний в своем классе. Сначала мы разработали критерии оценивания, написали на большой лист и повесили на стене. И при каждом комментировании оценок мы обращали внимание на этот плакат. Постепенно у меня, как учителя отпала необходимость все время объяснять, почему выставлена та или иная оценка. Дети научились самооценивать свои работы по установленным ими самими критериям и престали «дуться», «обижаться» на непонравившуюся оценку. В следующий раз мы разработали листы оценивания, причем по каждому предмету были разные критерии. Например, при оценивании письменных работ большое внимание уделялось на грамматические ошибки и каллиграфию. А на уроках рисования другие: положение на листе, использование 2 и более цветов, равновесие в рисунке и т. д.
« Оценивание » означает в переводе с латинского языка «сидеть рядом» потому что один внимательно наблюдает за тем, что делает и говорит другой. А если это самоценивание , то размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении. Но чтобы объективно проводить оценивание, я на каждом уроке провожу небольшое исследование: усвоена ли тема урока. По результатам своих наблюдений я делаю свои выводы для дальнейшего планирования уроков.
Раньше при проведении оценивания я замечала, что у учеников перед выставлением оценки сразу падает настроение, становятся какими — то нервозными. Но, как только я стала в своей работе использовать критериальное оценивание, у моих второклашек появилось спокойствие. Они начали рассуждать о своих достижениях. Стали самокритичными. Слез и обиженных взглядов уже не было. Даже можно сказать, что критериальное оценивание сохраняет здоровье учеников и учителей. С каждым новым заданием дети спрашивали «А будем мы сами себе ставить оценки?» Например, Арина не любит читать рассказы, а тем более пересказывать. Но стихи учит с удовольствием. И всегда при оценивании я была в тупике, что выставлять за четверть. Критериальное оценивание решило эту проблему. Мы в классе разработали такую таблицу:
«5» — если читаем свободно 75 слов в 1 минуту.
«4» — если читаем 50 слов, допускается 1 ошибка
«3» — если читаем по слогам, 35 слов
После постоянного использования «наших» критерий техника чтения существенно улучшилась. Поэтому, я воодушевилась этими результатами и стала применять разные виды оценивания .
Например, кроме стандартной 5 — бальной системы при взаимооценивании интересным оказался прием «Кулак — ладонь». При использовании этого метода формируются навыки самоуправления. Сущность метода направлена на формирование навыков самооценивания : — раскрытая ладонь, если они уверены, что достигли целей и ожидаемых результатов;
— три пальца вверх, если они считают, что частично преуспели в достижении целей, но следует еще поработать;
— кулак, если они считают, что сделали незначительные успехи или совсем ничего для достижения цели.
Также этот метод можно использовать в ситуации ответа на конкретный вопрос учителя на уроке:
— раскрытая ладонь, если они уверены, что знают ответ;
— три пальца вверх, если они знают, лишь часть ответа, либо не достаточно уверены в точности своего ответа;
— кулак, если они не знают ответа.
Можно проводить оценивание в виде психологического настроя:
Мне понравилось на уроке …
Мне удалось на уроке…
Я порадовался на уроке за …
Я могу похвалить себя за …
Мне надо еще поработать над …
А теперь, ребята, давайте поблагодарим, друг друга за плодотворную работу и пожелаем друг другу успехов…
При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по — другому. Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист» отпадают сами собой.
Можно использовать жесты – «Хорошо» — , «Не очень хорошо» — , оценивать жестами очень нравится детям, они восторженно говорят: «Это, супер!»
Некоторые мониторинговые исследования показывает, что модуль «Оценивание для обучения, оценивание обучения» вызывает трудности у учителей в применении на уроках. Например, 12% учителей сих пор нацелены на традиционную оценку знаний, а 24% учителей отметили, что для применения модуля оценивания используют отдельные журналы. Мониторинг показывает, что в среднем качество знаний учащихся, оцененное по методике критериального оценивания, повысилось на 5 — 10 %.
На практике мы должны не меньше пяти оценок выставить в классный журнал, но мы не задумываемся над тем, что в течение одного урока мы могли бы оценить большее количество учеников, на сколько, они усвоили данный материал, сделать рефлексию и наметить планы на следующий урок. Даже оценки за четверть и за год ученикам мы выставляем по тестовым или проверочным работам. Поэтому, чтобы добиться успехов в повышении качества знаний учащихся учитель должен опираться не на суммативное оценивание, а проводить определенную работу по установлению обратной связи, т. е. , до начала письменных, тестовых и контрольных работ.
В исследовательской работе педагога — гуманиста Ш. А. Амонашвили встретишь стратегии позитивного оценивания:
« — Положительная оценка — «Я знаю, ты очень старался…»;
— Указания на ошибки — «Но сегодня …. у тебя не получилось»;
— Анализ причин — «Посмотри, ты подумал, что…, но это не так»;
— Обсуждение. Выражение уверенности — «Но в следующий раз я уверена, ты поступишь …».
Для успешного проведения формативного оценивания учитель, должен определить для себя две цели: каком этапе обучения находиться ученик, и какие эффективнее методы необходимо применить, чтобы совершенствовать свое преподавание. А ученики, в свою очередь, должны понимать, зачем они учатся, чему учатся. Для этого можно проводить упражнение «Дорожка успеха» на уроке при закреплении темы. В начале урока во время минутки чистописания, до начала выполнения основных заданий можно попросить каждого ученика спрогнозировать, насколько успешно он справится с заданием, и свое предположение зафиксировать на дорожке успеха.
Ученики должны научиться самооцениванию, а учитель, который всегда единолично оценивал, должен раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.
Вот, например, я на стадии рефлексии использую такой вид оценивания:
«У каждого на парте лежит незаконченный смайлик.
Теперь дорисуем нос:
! – если вы хорошо поняли тему;
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы;
Теперь дорисуем рот:
+ — Урок понравился и вы довольны своей работой;
= — Урок не понравился, я не очень доволен своей работой».
Ассоциация преподавателей естественных наук разработали и представили рефлексивные оценочные техники, такие как «недельные отчеты. Применение подобной техники помогут учителю исследовать, насколько хорошо ученики понимают содержание и логические связи изучаемого материала, дать ученикам обратную связь относительно содержания и уровня сложности тех вопросов, которые они считают существенными. Применение подобной техники осуществляет быструю обратную связь, в которой ученики сообщают, чему они научились за неделю или курса и какие трудности у них возникли. В конце рабочей недели учащимся раздаются листы, в которых они отвечают на вопросы: «Чему я научился за эту неделю?», «Какие вопросы остались для меня неясными?», «Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?» Такие задания — вопросники можно задавать домой. Ученики осмыслив все пройденное за неделю могут в спокойной обстановке написать свои отчеты, и это существенно экономит время на уроке. Конечно, в этом случае учитель должен будет все проанализировать и быть готовым к различным ответам.
Источник