Наблюдение за муравьями опыты
Наблюдения и эксперименты с муравьями
Срок приема материалов с 5 до 30 сентября 2016 г.
Задание конкурса
Л юбителям наблюдать за жизнью муравейника предлагаем провести работу, используя рекомендации специалиста. (Е.А. ДУНАЕВ. Методы экологических исследований).
Проводя наблюдения за муравьями, придерживайтесь правил, которые позволят снизить степень вытаптываемости площадки, а следовательно, уменьшить изменения в распределении муравьев по участку. Заранее продумайте подходы к муравейнику и тропам. Старайтесь по возможности использовать для передвижения по площадке только размеченные вами пути. На площадке должны находиться лишь непосредственные участники наблюдений. Не наступайте на муравьиные тропы. Не оставляйте на площадке и вблизи нее никакого мусора или пищи.
Необходимо указать место и сроки осуществления наблюдений, а также метеоусловия в этот период.
Начинающим исследователям автор советует выполнить учебно-исследовательскую тему «Внегнездовая жизнедеятельность рыжих лесных муравьев» с предлагаемой методикой, которая для простоты и удобства освоения представлена в виде ряда заданий. Первые три задания являются обязательными, а из остальных натуралист и его руководитель могут выбрать несколько наиболее понравившихся или выполнить работу по полной программе. А можно выполнить работу группой, при этом каждый участник отвечает за свои задания.
Внегнездовая жизнедеятельность рыжих лесных муравьев
Цель, задачи и методы работы сформулируйте самостоятельно по предложенным заданиям.
Задание 1 . В первую очередь желательно точно определить, к какому именно виду относятся муравьи, выбранные вами в качестве объекта изучения. Часто рыжими лесными муравьями называют не только Formica rufa, но и другие близкие к нему по строению и родственные виды F. polyctena, F. aquilonia, F. lugubris, образующие единую филогенетическую (родственную) группу – Formica rufa complex. Для достоверного определения нужно посмотреть серию не меньше, чем из десяти экземпляров, взятых из одного гнезда, т.к. у близких видов признаки часто перекрываются. Так, в гнездах Formica rufa до 10% особей могут быть определены как F. polyctena или F. aquilonia. Для этого используйте определители. В конце текста приведен их список.
Задание 2. Для изучения внегнездовой жизни муравьев заложите на выбранном участке леса площадку 10 x 10 м, ограничив ее колышками. Опишите растительность на участке, на котором находится площадка, указав состав древостоя, диаметр и примерную высоту основных лесообразующих пород, основные виды растений, характер встречаемости по ярусам (древесный, кустарниковый (подлесок), травяно-кустарничковый, мохово-лишайниковый), состав подроста, характер сомкнутости крон деревьев (например 70% неба закрыто ветвями). Составьте схему площадки. Условными обозначениями нанесите на нее расположение стволов деревьев и проекции их крон, зарослей кустарников, кустарничков и трав, пней, а также место расположения муравейника (или муравейников). Не забудьте на схеме указать направления сторон света. Для наблюдения выберите один муравейник (если на вашей площадке их несколько).
Задание 3 . Опишите местоположение и форму выбранного для наблюдения муравейника.
А. Укажите, где он находится: около ствола дерева, около пня, на открытом месте и т.п.
Б. Измерьте высоту и диаметр муравейника.
В. Отметьте, из чего построен муравейник. Для этого зачерпните спичечным коробком строительный материал с поверхности купола так, чтобы коробок был заполнен целиком, и потом проведите подсчет количества элементов каждого типа стройматериалов и выразите вычисления в процентах.
Г. Пройдите вдоль каждой тропы муравейника. Какова их длина и ширина? Используя компас, составьте схему муравьиных дорог (в масштабе). Пронумеруйте их. Выясните место окончания каждой тропы (на дереве, в зарослях трав или кустарничков, у другого муравейника). Установите наличие у муравейника рассеивающихся троп. Выполнив это задание, вы дадите достаточно полную характеристику изучаемого муравейника.
Задание 4. Проведите наблюдения за каждой из муравьиных троп. Определите, с какой активностью передвигаются муравьи по тропе. Для этого поперек тропы положите набело обструганную палочку или спичку и определите, сколько муравьев преодолевает ее по пути к муравейнику и обратно в единицу времени (за 1 или 5 мин). Как на активность передвижения муравьев влияют погода, время суток?
Задание 6. Установите назначение троп изучаемого вами муравейника. Понаблюдайте за муравьями на тропах. У рыжих лесных муравьев тропы (дороги) более или менее постоянны, но размеры их различны. Выделяют три основных типа дорог: кормовые, обменные и строительные. Назначения кормовых троп различны. По одним муравьи бегут к колониям тлей, по другим – приносят корм с кормового участка (это обычно длинные и широкие потоки, рассеивающиеся на конце; по окончаниям этих дорог можно определить примерные границы кормового участка). Муравьи, ведущие сбор корма, называются фуражирами. Обменные дороги служат для связи семей (муравейников). Выявите обменную тропу можно при картировании, проследив ее ход от одного муравейника к другому.
Задание 7. Выясните, что муравьи используют в пищу. Для этого весь собранный корм рассортируйте и рассмотрите.
А. Определите видовой состав беспозвоночных животных, их личинок и куколок, проносимых муравьями (список рекомендуемых определителей приведен ниже).
Б. Разделите отобранную добычу на размерные классы: I класс – объекты размером до 2–3 мм, II класс – до 5 мм, III класс – 5–7 мм, IV класс – 8–10 мм, V класс – 10–15 мм и т.д. Добычу какого размерного класса предпочитают муравьи? Почему?
Задание 8. Попробуйте провести проверку рациональности выбора пути троп у рыжих лесных муравьев. Внимательно изучите характер извилистой дороги, сопоставив его с неровностями рельефа. Используются ли для передвижения на тропах стволы упавших деревьев, сучья, ветви? Положите доску или бревнышко таким образом, чтобы оба его конца располагались около изгиба тропы. Изменится ли направление движения? Как поведут себя муравьи, если убрать доску? Если на муравьиной дороге удалось найти явно пониженный участок, сделайте мостик. Как поведут себя муравьи? Будет ли освоено препятствие или спрямление дороги? Сколько времени для этого понадобится? Сохранится ли старый путь? Изменится ли на нем интенсивность движения?
Задание 9. Понаблюдайте за поведением муравьев в различных ситуациях.
А. Как ведут себя муравьи разных «профессий» : охотники, разведчики, наблюдатели (гарантирующие восстановление старой дорожной сети после зимовки), охранники территорий, строители, сборщики пади и т.д.?
Б. Снимите полусантиметровый слой почвы с полоски тропы длиной 10 см. Что при этом наблюдается? Почему?
В. Каждая муравьиная семья, ее гнездо и тропы имеют свой запах. Поместите муравья с одной тропы на другую: того же муравейника; чужого муравейника того же вида; тропу муравейника другого вида. Опишите поведение муравьев. Попытайтесь объяснить увиденное.
Задание 10. Часто вокруг муравейников развиваются растения, требовательные к плодородию земли, что особенно заметно на бедных почвах. А многие лесные травы и распространяются муравьями. Семена этих растений имеют придатки – присемянники, содержащие масло (элайосомы), которые поедаются муравьями. Сами семена при этом не повреждаются, а переносятся на различные расстояния. Такой способ расселения семян получил название мирмекохории. Постарайтесь изучить это явление.
На основе своих наблюдений напишите отчетную работу, указав в ней то, что вы узнали о жизни муравьев. В процессе написания работы составьте таблицы, схемы, диаграммы и т.д., иллюстрирующие полученные вами результаты. На основе полученных результатов сделайте выводы по каждому заданию.
Список рекомендуемых определителей насекомых.
Горностаев Г.Н. Определитель отрядов и семейств насекомых средней полосы Европейской части СССР. – М.: МГУ, 1986..
Мамаев Б.М. Определитель насекомых по личинкам. – М.: Просвещение, 1972.
Мамаев Б.М., Медведев Л.Н., Правдин Ф.Н. Определитель насекомых Европейской части СССР. – М.: Просвещение, 1976.
Негробов О.П., Черненко Ю.И. Определитель семейств насекомых. – Воронеж: ВГУ, 1990.
Определитель насекомых Европейской части СССР // Под ред. Тарбинского С.П. и Плавильщикова Н.Н.) – М.-Л.: ОГИЗ – Сельхозгиз, 1957.
Определитель насекомых Европейской части СССР // Под ред. Бей-Биенко Г.Я. Т. 1–5 – М.-Л.: Наука, 1964–1969.
Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых: краткий определитель наиболее распространенных насекомых Европейской части России. – М.: Топикал, 1994.
Источник
Конспект прогулки «Наблюдение за муравьями» в подготовительной группе
Потапова Елена Анатольевна
Конспект прогулки «Наблюдение за муравьями» в подготовительной группе
Цель: Формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах, и их отношениях.
Задачи: Уточнить, и расширить знания детей о жизни муравьёв;
закрепить представление о насекомых;
познакомить с особенностями внешнего строения;
воспитывать бережное отношение к животному миру.
Предварительная работа : Чтение сказки В. В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»; чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»; рассказа Л. Н. Толстого «О муравьях».
Ход наблюдения:
Воспитатель: Ребята послушайте, и отгадайте мою загадку, и постарайтесь отгадать про кого она?
-Побежали по дорожке
Чьи — то маленькие ножки!
А на ножках, посмотри
— Груза больше раза в три!
И почти не вижу я
Воспитатель: Правильно отгадали загадку, конечно ребята это муравей.
Воспитатель: Дети, а каких муравьёв мы знаем?
Ответы детей: чёрных, рыжих, красных.
Воспитатель: Ребята кто знает, как называется дом муравьёв? (ответы детей)
Воспитатель: Эти насекомые очень трудолюбивые, они всегда чем – то заняты. Живут муравьи большими семьями в муравейнике, но можно увидеть их, в гнилой древесине, в почве, а также под различными предметами, лежащими на земле. Некоторые виды не строят для себя гнёзд, а предпочитают захватить чужие. Многие виды муравьёв предпочитают селиться рядом с человеком.
Воспитатель: Ребята, интересно, а у нас на территории детского сада есть муравьи? Воспитатель предлагает детям разделиться на подгруппы, и найти муравьёв на территории участка, и рассмотреть их.
Воспитатель: Ребята, тело муравья состоит из 3-х основных частей, чётко разделенных между собой – это голова, которая соединяется с грудью и брюшком с помощью тонкой перемычки в виде талии. Все три части покрыты хитиновой оболочкой. На голове муравья можно увидеть усики, которые служат в качестве органов осязания. С их помощью насекомые улавливают запахи, колебания воздушных масс, а также колебания почвы. Муравьи в основном живут запахами, поскольку по запаху они определяют своих сородичей, определяют место нахождения корма, подают сигналы опасности.
Беседа по вопросам: — Ребята, как вы думаете, чем питаются муравьи?
А сколько у них лапок? (ответы детей)
Как вы думаете, муравьи приносят какую-нибудь пользу?
А живут они дружно?
Помогают ли муравьи, друг другу?
Воспитатель: Давайте с вами понаблюдаем, затем, как муравьи работают, и что они делают?
Воспитатель: Правильно, муравьи – хищники, они уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».
Муравьи едят всё: других насекомых, грибы, семена растений, но особенно любят сладкое.
При похолодании муравьи впадают в спячку, и поэтому в этот период не питаются. Некоторые виды муравьёв, продолжают вести активный образ жизни, выживая за счёт созданных запасов. В обществе муравьев имеются солдаты, которые оберегают муравейник от посягательств, природных врагов, а также помогают захватывать другие территории.
Воспитатель: Ребята вы сказали, что муравьи живут в муравейниках. А из чего же они строят себе дом? (Предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: Правильно, для постройки муравейника идут сухие веточки, соломинки.
Худ. слово: чтение стихотворения об муравьях – Автор Татьяна Аполлоновна
Муравей спешит куда-то
И соломинку несёт.
Повстречал в пути он брата,
Тот совет ему даёт:
«Брат, послушай, пусть я мельче,
В помощь ты прими труд мой.
Все пригорки, камни легче
Одолеть в пути домой».
Мудро груз они свой взяли…
Вот тебе и муравьи!
Нам пример всем показали
Дружбы, мира и любви.
Индивидуальная работа: Отработка прыжков с места.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте с вами поиграем.
1. Подвижная игра «Муравьи и дождик»
Цель игры: учить детей ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу.
Ход игры: Дети — «Муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий муравей.
2. Подвижная игра «Собери муравейник».
Дети делятся на две команды и под музыку собирают свои муравейники, из подручных средств.
Трудовая деятельность на участке.
Коллективный труд по уборке территории участка — собрать на участке все сухие ветки, бумажки, камни.
Цель: учить трудиться сообща, воспитывать трудолюбие.
Самостоятельная деятельность детей, с выносным материалом.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, наша прогулка подходит к концу.
За кем мы сегодня наблюдали?
Что интересного мы узнали, и что мы теперь знаем о муравьях?
Какую пользу они приносят?
Конспект прогулки «Наблюдение за радугой» в подготовительной группе Цели: продолжать закреплять знания детей о явлениях неживой природы; учить видеть, и любоваться её красотой. Задачи: — развивать у детей.
Конспект НОД «Наблюдение за муравьями» в средней группе Цель: Дать представление детям о муравьях, их образе жизни. Задачи: формировать знания о жизни муравьев; дать элементарное понятие, что.
Конспект прогулки «Наблюдение за дождём» в подготовительной группе Цель:Продолжать знакомить с информацией о видах дождя, их особенностях; причинах образования дождей. Определять характер дождя – мелкий,.
Конспект прогулки «Наблюдение за небом» в подготовительной группе Цель: продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира, закрепить представления о зиме, обратить.
Конспект прогулки «Наблюдение за облаками» в подготовительной группе Цель: продолжать закреплять знания детей о явлениях неживой природы; учить видеть, и любоваться её красотой. Задачи: — закреплять знания.
Конспект прогулки «Наблюдение за муравьями» (целевая прогулка в рощу). Старшая группа Педагогические цели: продолжать знакомить с насекомыми; уточнить, что для их жизнедеятельности нужны тепло, свет, влага, растения и т. д. ;.
Конспект прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за мухой» Цели: продолжать расширять знания и представления об особенностях внешнего вида мухи, ее жизненных проявлениях. Развивать наблюдательность,.
Источник