Наблюдения за муравьями осенью

Конспект прогулки «Наблюдение за муравьями» (старшая группа)

Вера Штыкова
Конспект прогулки «Наблюдение за муравьями» (старшая группа)

Цель: Уточнить представления о муравьях, их образе жизни и устройстве муравейника.

— Формировать навыки безопасного поведения на участке детского сада, интерес к исследовательской работе;

— Познакомить с особенностями внешнего строения муравья;

— Развивать тактильно-двигательное восприятие, тонкую и мелкую моторику рук;

— Воспитывать у детей желание заботиться о природе, не разрушать условия жизни насекомых.

Предварительная работа: Чтение Л. Толстой «О муравьях»; Наблюдение за насекомыми на прогулке; рассматривание картинок муравья и муравейника.

1. Вступительная часть

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и постарайтесь отгадать, про кого она?

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей)

Муравей

Муравей нашёл былинку,

Много было с ней хлопот,

Как бревно, взвалив на спинку

Он домой её несёт.

Он сгибается под ношей,

Он ползёт уже с трудом

Но зато такой хороший

Муравьи возводят дом!

2. Основная часть

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим муравья. Посмотрите, брюшко муравья соединяется с грудью при помощи тонкого стебелька. Посчитайте, сколько лапок у муравья? (Ответы детей.) На голове обратите внимание, какие у него длинные усики-антенны. Муравьи имеют хорошо развитые верхние челюсти, которыми пользуются как для размельчения пищи, так для защиты от врагов.

Воспитатель: Как вы думаете, чем питаются муравьи? (Предполагаемые ответы детей.) Муравьи едят все: других насекомых, грибы, сок и семена растений, но особенно любят сладкое. И если на даче вы оставите на столе крупинки сахара, то вероятно, что к вам в гости заглянут муравьи.

Подвижная игра «Муравьи и дождик»

Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.

Ход игры: Дети — «муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны.По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей». Дети бегают аккуратно, «дождик» дотрагивается до «муравья«, никто не толкается.

Воспитатель: Напомните мне, пожалуйста, где живут муравьи? (Ответы детей.) Вы правы, муравьи живут в муравейниках. А из чего же он построен? (Предполагаемые ответы детей.) На постройку муравейника идут сухие веточки, соломинки, черешки листьев, хвойные иголки и другой лесной мусор.

Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»

Читайте также:  Черные бобы от кротов

Цель: уточнить знания о насекомых; развивать умение описывать и находить их по описанию (на картинках).

Ход игры:Воспитатель описывает любое насекомое в следующем порядке: величина, цвет, части тела (сколько, как передвигается. Дети по описанию должны узнать насекомое.

Цель: воспитание трудолюбия.

Воспитатель предлагает детям «превратиться в трудолюбивых муравьишек»— прибрать на участке мелкий мусор: веточки, палочки, камешки и построить муравейники.

Показ живых муравьёв, рассматривание их через лупу.

4. Заключительная часть

Воспитатель: Ребята вам понравилась сегодняшняя прогулка?

Воспитатель: За кем мы сегодня наблюдали? Что нового узнали?

Конспект НОД «Наблюдение за муравьями» в средней группе Цель: Дать представление детям о муравьях, их образе жизни. Задачи: формировать знания о жизни муравьев; дать элементарное понятие, что.

Конспект прогулки «Наблюдение за муравьями» с детьми старшей группы Цель: расширять знания и представления детей о муравьях, о их особенностях внешнего вида. Задачи: — продолжать формировать знания детей.

Конспект прогулки «Наблюдение за муравьями» в подготовительной группе Цель: Формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах, и их отношениях. Задачи: Уточнить, и расширить знания детей.

Конспект прогулки «Наблюдение за божьей коровкой». Старшая группа Педагогические цели:продолжать знакомить с насекомыми; выявить знания об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений насекомых; способствовать.

Конспект прогулки старшая группа «Наблюдение за букашками-таракашками» Педагогические цели: продолжать знакомить с насекомыми; уточнить, что для их жизнедеятельности нужны тепло, свет, влага, растения и т. д. ;.

Конспект прогулки «Наблюдение за муравьями» (целевая прогулка в рощу). Старшая группа Педагогические цели: продолжать знакомить с насекомыми; уточнить, что для их жизнедеятельности нужны тепло, свет, влага, растения и т. д. ;.

Источник

Конспект прогулки «Наблюдение за муравьями» в подготовительной группе

Потапова Елена Анатольевна
Конспект прогулки «Наблюдение за муравьями» в подготовительной группе

Цель: Формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах, и их отношениях.

Задачи: Уточнить, и расширить знания детей о жизни муравьёв;

закрепить представление о насекомых;

познакомить с особенностями внешнего строения;

воспитывать бережное отношение к животному миру.

Предварительная работа : Чтение сказки В. В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»; чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»; рассказа Л. Н. Толстого «О муравьях».

Ход наблюдения:

Воспитатель: Ребята послушайте, и отгадайте мою загадку, и постарайтесь отгадать про кого она?

-Побежали по дорожке

Чьи — то маленькие ножки!

А на ножках, посмотри

— Груза больше раза в три!

И почти не вижу я

Воспитатель: Правильно отгадали загадку, конечно ребята это муравей.

Читайте также:  Взрослый крыс остался один

Воспитатель: Дети, а каких муравьёв мы знаем?

Ответы детей: чёрных, рыжих, красных.

Воспитатель: Ребята кто знает, как называется дом муравьёв? (ответы детей)

Воспитатель: Эти насекомые очень трудолюбивые, они всегда чем – то заняты. Живут муравьи большими семьями в муравейнике, но можно увидеть их, в гнилой древесине, в почве, а также под различными предметами, лежащими на земле. Некоторые виды не строят для себя гнёзд, а предпочитают захватить чужие. Многие виды муравьёв предпочитают селиться рядом с человеком.

Воспитатель: Ребята, интересно, а у нас на территории детского сада есть муравьи? Воспитатель предлагает детям разделиться на подгруппы, и найти муравьёв на территории участка, и рассмотреть их.

Воспитатель: Ребята, тело муравья состоит из 3-х основных частей, чётко разделенных между собой – это голова, которая соединяется с грудью и брюшком с помощью тонкой перемычки в виде талии. Все три части покрыты хитиновой оболочкой. На голове муравья можно увидеть усики, которые служат в качестве органов осязания. С их помощью насекомые улавливают запахи, колебания воздушных масс, а также колебания почвы. Муравьи в основном живут запахами, поскольку по запаху они определяют своих сородичей, определяют место нахождения корма, подают сигналы опасности.

Беседа по вопросам: — Ребята, как вы думаете, чем питаются муравьи?

А сколько у них лапок? (ответы детей)

Как вы думаете, муравьи приносят какую-нибудь пользу?

А живут они дружно?

Помогают ли муравьи, друг другу?

Воспитатель: Давайте с вами понаблюдаем, затем, как муравьи работают, и что они делают?

Воспитатель: Правильно, муравьи – хищники, они уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».

Муравьи едят всё: других насекомых, грибы, семена растений, но особенно любят сладкое.

При похолодании муравьи впадают в спячку, и поэтому в этот период не питаются. Некоторые виды муравьёв, продолжают вести активный образ жизни, выживая за счёт созданных запасов. В обществе муравьев имеются солдаты, которые оберегают муравейник от посягательств, природных врагов, а также помогают захватывать другие территории.

Воспитатель: Ребята вы сказали, что муравьи живут в муравейниках. А из чего же они строят себе дом? (Предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: Правильно, для постройки муравейника идут сухие веточки, соломинки.

Худ. слово: чтение стихотворения об муравьях – Автор Татьяна Аполлоновна

Муравей спешит куда-то

И соломинку несёт.

Повстречал в пути он брата,

Тот совет ему даёт:

«Брат, послушай, пусть я мельче,

В помощь ты прими труд мой.

Все пригорки, камни легче

Одолеть в пути домой».

Читайте также:  Таблетки йодантипирин инструкция по применению при укусе клеща

Мудро груз они свой взяли…

Вот тебе и муравьи!

Нам пример всем показали

Дружбы, мира и любви.

Индивидуальная работа: Отработка прыжков с места.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте с вами поиграем.

1. Подвижная игра «Муравьи и дождик»

Цель игры: учить детей ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу.

Ход игры: Дети — «Муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий муравей.

2. Подвижная игра «Собери муравейник».

Дети делятся на две команды и под музыку собирают свои муравейники, из подручных средств.

Трудовая деятельность на участке.

Коллективный труд по уборке территории участка — собрать на участке все сухие ветки, бумажки, камни.

Цель: учить трудиться сообща, воспитывать трудолюбие.

Самостоятельная деятельность детей, с выносным материалом.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, наша прогулка подходит к концу.

За кем мы сегодня наблюдали?

Что интересного мы узнали, и что мы теперь знаем о муравьях?

Какую пользу они приносят?

Конспект прогулки «Наблюдение за радугой» в подготовительной группе Цели: продолжать закреплять знания детей о явлениях неживой природы; учить видеть, и любоваться её красотой. Задачи: — развивать у детей.

Конспект НОД «Наблюдение за муравьями» в средней группе Цель: Дать представление детям о муравьях, их образе жизни. Задачи: формировать знания о жизни муравьев; дать элементарное понятие, что.

Конспект прогулки «Наблюдение за дождём» в подготовительной группе Цель:Продолжать знакомить с информацией о видах дождя, их особенностях; причинах образования дождей. Определять характер дождя – мелкий,.

Конспект прогулки «Наблюдение за небом» в подготовительной группе Цель: продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира, закрепить представления о зиме, обратить.

Конспект прогулки «Наблюдение за облаками» в подготовительной группе Цель: продолжать закреплять знания детей о явлениях неживой природы; учить видеть, и любоваться её красотой. Задачи: — закреплять знания.

Конспект прогулки «Наблюдение за муравьями» (целевая прогулка в рощу). Старшая группа Педагогические цели: продолжать знакомить с насекомыми; уточнить, что для их жизнедеятельности нужны тепло, свет, влага, растения и т. д. ;.

Конспект прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за мухой» Цели: продолжать расширять знания и представления об особенностях внешнего вида мухи, ее жизненных проявлениях. Развивать наблюдательность,.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей