- Каждый народ имеет то правительство, которое он за
- Другие статьи в литературном дневнике:
- Кто сказал?
- Каждый народ имеет то правительство, которое он за
- Чьё высказывание «каждый народ имеет то правительство, которого он заслуживает»?
- Аналоги мысли «каждый народ имеет то правительство, которого он заслуживает»
- Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает
- Смотреть что такое «Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает» в других словарях:
Каждый народ имеет то правительство, которое он за
Каждый народ имеет то правительство,
которое он заслуживает
Почти расхожая фраза. Откуда она? Старшее поколение помнит что-то подобное. Во времена советские многие изучали марксистско-ленинскую теорию и в марксовых работах встречали сентенцию, которая звучала приблизительно так: «Все действительное разумно, все разумное действительно». Кажется, и сам К.Маркс взял это из гегелевской диалектики. А диалектика, как говорится, дело довольно-таки обтекаемое… Не зря в советское время ходило много анекдотов про диалектику.
Г.Гегель, считая, что общественное развитие обусловлено закономерностями, полагает, что если нечто действительное существует, то оно закономерно, а поэтому и разумно. И, наоборот, все разумное… действительно.
Что же касается фразы «каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает», она более предметна и менее абстрактна. Оригинальная фраза берется из письма (от 27 августа 1811 г.) посланника Сардинского королевства при русском дворе графа Жозефа де Местра (1753-1821). В этом письме граф писал своему правительству о новых законах, установленных императором Александром I. Возможно, что сардинский посланник перефразировал известную фразу философа и просветителя Шарля Луи Монтескье из его сочинения «Дух законов»: «Каждый народ достоин своей участи».
И ведь действительно так. Те народы, которые проявляют бОльшую активность и выступают в защиту своих прав, имеют легитимные правительства, четко выстроенное гражданское общество, способное контролировать власть, избранную самим народом. В таких обществах существует обратная связь между суверенным народом и избранной им властью. У таких народов, как правило, довольно-таки развитый, обширный и процветающий средний класс, который «гасит» эгоизм богатых и экстремизм и крайности очень бедных людей. Эти народы заслуживают того, чтобы иметь демократические правительства. Такова их участь.
Участь других народов, которые не осознают четко своих целей, и живут в пассивном режиме, не проявляя социальной активности, их участь — жить либо под игом авторитарных властвующих верхушек, тираний, сатрапий, распределяющих национальный «пирог» между своими приближенными, кланами, родственниками, олигархическими группами, либо жить в условиях анархических, незрелых форм демократии без «ветрил и кормила», где отдельные группы политиков постоянно борются между собой за передел «пирога», позабыв о народе. Такие народы живут в бесправии и бедности и получается, что из-за своей пассивности заслуживают таких правительств и такой участи.
И тогда получается, что четверостишие великого Александра Сергеевича Пушкина, «нашего всё» верно:
«Паситесь мирные народы,
вас не разбудит Чести клич!
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь;
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич!»
Это верно, потому что другой великий человек, великий немец Иоганн Вольфганг фон Гете сказал в своем «Фаусте»:
«Лишь только тот достоин счастья и свободы — кто каждый день за них идёт на бой!»
Другие статьи в литературном дневнике:
- 13.02.2016. Каждый народ имеет то правительство, которое он за
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
Кто сказал?
«Каждый народ достоин своего правительства» — откуда поговорка?
«Каждый народ достоин своего правительства», известное выражение.
А кто его придумал или в первый раз произнёс?
Господа-товарищи, почему так трудно найти правду?
В оригинале у И.А.Ильина можно прочесть противоположность тому,
что написано на этой странице.
Цитирую: «Каждый народ заслуживает своего правительства». Нет, наоборот: каждый народ заслуживает,— и морально, и политически, — лучшего правительства, чем то, которое он имеет, ибо именно лучшее правительство сделает и его самого лучшим.
В оригинале на французском эта цитата звучит так
Каждый народ получает правительство, которого он заслуживает.
Это было сказано католическим философом с Сардинии, политиком и дипломатом Жозеф-Мари, граф де Местр, которого считают основателем политического консерватизма.
Впервые цитата опубликована в дипломатической переписке, Жозеф де Местр, Альберт Уайт (ред.), изд. Мишель Леви, 1861, т. 2, XLV, Санкт-Петербург, 18/30 апреля 1816, стр. 196.
Англоязычная Википедия ссылается на книгу некого Эдварда Латана (Edward Latham) 1906 года издания под названием:
Владелец оригинала книги Гарвардский университет.
.
В интернете кому только эту цитату не приписывают и не ссылаются ( и после этого ехидно тыкают пальцем в Поклонскую):
на Библию;
русского историка Карамзина;
Сократа;
русского философа Ильина;
немецкого философа Гегеля.
.
Жозеф де Местр дал миру еще насколько интересных мыслей ставших цитатами:
Выражения такого типа называются «крылатыми» словами. И название это восходит еще к Гомеру, в поэмах которого они встречаются довольно часто («Илиада», «Одиссея»). Гомер называл «крылатыми» слова потому, что они как бы летят к уху слушающего, как будто имеют крылья.
Впервые выражение «Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает» написал в 1811 году Жозеф де Местр в своем письме, в котором он сообщал о новых законах, изданных Александром I.
Есть предположение у историков, что выражение это возникло у де Местра как перефразирование мысли французского просветителя Монтескье: «Каждый народ достоин своей участи».
«Каждый народ достоин своего правительства» — откуда поговорка?
Однажды так сардинский посланник графа Жозефа де Местра в письме своему правительству писал о новых законах, принятых Александром Первым.
Возможно он перефразировал известного философа Шарля Луи Монтескье, который сказал: ««Каждый народ достоин своей участи».
Его смысл понятен — если у власти аморальные, неэффективные люди, то виновны в этом сами граждане такого государства.
Говорят, что это перефразированное выражение Монтескье (он вместо «правителя» говорил «участи»).
Но во многих книгах лишь пишут, что это расхожее выражение, сформулированное народом, однако, это не так.
Это цитата из Библии
В Библии сказано : «не ропщите на своего правителя, ибо каждый народ достоин своего правителя».
Источник
Каждый народ имеет то правительство, которое он за
Каждый народ имеет то правительство,
которое он заслуживает
Почти расхожая фраза. Откуда она? Старшее поколение помнит что-то подобное. Во времена советские многие изучали марксистско-ленинскую теорию и в марксовых работах встречали сентенцию, которая звучала приблизительно так: «Все действительное разумно, все разумное действительно». Кажется, и сам К.Маркс взял это из гегелевской диалектики. А диалектика, как говорится, дело довольно-таки обтекаемое… Не зря в советское время ходило много анекдотов про диалектику.
Г.Гегель, считая, что общественное развитие обусловлено закономерностями, полагает, что если нечто действительное существует, то оно закономерно, а поэтому и разумно. И, наоборот, все разумное… действительно.
Что же касается фразы «каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает», она более предметна и менее абстрактна. Оригинальная фраза берется из письма (от 27 августа 1811 г.) посланника Сардинского королевства при русском дворе графа Жозефа де Местра (1753-1821). В этом письме граф писал своему правительству о новых законах, установленных императором Александром I. Возможно, что сардинский посланник перефразировал известную фразу философа и просветителя Шарля Луи Монтескье из его сочинения «Дух законов»: «Каждый народ достоин своей участи».
И ведь действительно так. Те народы, которые проявляют б;льшую активность и выступают в защиту своих прав, имеют легитимные правительства, четко выстроенное гражданское общество, способное контролировать власть, избранную самим народом. В таких обществах существует обратная связь между суверенным народом и избранной им властью. У таких народов, как правило, довольно-таки развитый, обширный и процветающий средний класс, который «гасит» эгоизм богатых и экстремизм и крайности очень бедных людей. Эти народы заслуживают того, чтобы иметь демократические правительства. Такова их участь.
Участь других народов, которые не осознают четко своих целей, и живут в пассивном режиме, не проявляя социальной активности, их участь — жить либо под игом авторитарных властвующих верхушек, тираний, сатрапий, распределяющих национальный «пирог» между своими приближенными, кланами, родственниками, олигархическими группами, либо жить в условиях анархических, незрелых форм демократии без «ветрил и кормила», где отдельные группы политиков постоянно борются между собой за передел «пирога», позабыв о народе. Такие народы живут в бесправии и бедности и получается, что из-за своей пассивности заслуживают таких правительств и такой участи.
И тогда получается, что четверостишие великого Александра Пушкина, «нашего всё» верно:
«Паситесь мирные народы,
вас не разбудит Чести клич!
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь;
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич!»
Это верно, потому что другой великий человек сказал:
«Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто не страшась, идёт за них на бой».
Источник
Чьё высказывание «каждый народ имеет то правительство, которого он заслуживает»?
«Toute nation a le gouvernement qu’elle merite. De longues reflexions, et une longue experience payee bien cher, m’ont convaincu de cette verite comme d’une proposition de mathematiques. Toute loi est donc inutile, et meme funeste (quelque excellente qu’elle puisse etre en elle-meme), si la nation n’est pas digne de la loi et faite pour la loi»
(«У каждого народа есть правительство, которого он заслуживает. Долгие размышления и долгий, дорого приобретённый опыт убедили меня в этой истине, как в правилах математики. Поэтому каждый закон бесполезен и даже фатален (каким бы прекрасным он ни был сам по себе), если нация не достойна закона и не создана для этого закона»)
Слова графа (и кстати философа, литератора, политика и дипломата) Де Месмера означают, что «нечего на зеркало кивать, коль рожа крива» и «никто не даст нам избавления, ни бог, ни царь и не герой», а только народ, если имеет желание и волю, может изменить свою жизнь (к лучшему, худшему — это уж как получится)
«Паситесь мирные народы,
вас не разбудит Чести клич!
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь;
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич!»
( А. С. Пушкин. «Свободы сеятель пустынный…»)
Аналоги мысли «каждый народ имеет то правительство, которого он заслуживает»
- Кто везёт, того и погоняют
- Тот, кого назовешь господином, назовет тебя своим рабом
- Чем меньше ты себя ценишь, тем меньше тебя уважают окружающие
- Если не я за себя, кто за меня?
- Каждый народ достоин своей участи
Абсолютному монарху . в первую голову следует опасаться усердия своих подданных, способных по слову повелителя. бросить в смертный бой целую армию рабов! Это дорогая цена, пожалуй, даже чересчур дорогая, . однако русские цари ставят славу среди чужестранцев превыше всего. Общественное мнение их поддерживает; к тому же там, где послушание сделалось условием жизни народа, ничто не может подорвать доверия к власти.
Чужестранцы не сегодня начали изумляться привязанности русского народа к своему рабскому состоянию; я сей же час предоставлю вам возможность прочесть отрывок из переписки барона Герберштейна при дворе царя Василия Ивановича:
«Царь скажет, и сделано: жизнь, достояние людей, мирских и духовных, вельмож и граждан, совершенно зависит от его воли. Нет противоречия, и все справедливо, как в делах Божества: ибо Русские уверены, что Великий Князь есть исполнитель воли Небесной. Обыкновенное слово их: так угодно Богу и Государю, ведает Бог и Государь. Усердие сих людей невероятно. Не знаю, свойство ли народа требовало для России таких самовластителей, или самовластители дали народу такое свойство».
Письмо это написано более трех веков назад, но русские, которые в нем изображены, ничем не отличаются от русских сегодняшних, которых вижу я. И я, по примеру посла короля Максимильяна, задаюсь вопросом, характер ли народа создал самодержавие, или же самодержавие создало русский характер, и, подобно немецкому дипломату, не могу отыскать ответа.
Впрочем, я склоняюсь к мысли, что влияние было взаимным» (Астольф де Кюстин «Россия в 1839 году»)
Источник
Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает
Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает
Из письма (от 27 августа 1811 г.) посланника Сардинского королевства при русском дворе графа Жозефа де Местра (1753—1821). В этом письме граф писал своему правительству о новых законах, установленных императором Александром 1. Возможно, что сардинский посланник перефразировал известную фразу философа и просветителя Шарля Луи Монтескье из его сочинения «Дух законов»: «Каждый народ достоин своей участи».
Жозеф де Местр провел в России 14 лет (с 1803 по 1817 г.), написал книгу «Санкт-Петербургские вечера», которая, как и другие его сочинения, оказала определенное влияние на творчество многих русских писателей.
Смысл выражения: если правительство плохо, аморально, неэффективно, то-виноваты в этом сами граждане страны, которые позволяют такому правительству существовать, не могут его контролировать и т. д.
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .
Смотреть что такое «Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает» в других словарях:
Каждый народ имеет то правительство, которого он заслуживает — Выражение, которое Жозеф де Местр (1754 1821), посланник Сардинского королевства при русском дворе, употребил в письме от 27 августа 1811 г., сообщая о новых законах, изданных Александром I (Joseph de Maistre& Lettres et opuscules inedits. P.,… … Словарь крылатых слов и выражений
Каждый народ имеет то правительство, которого он заслуживает — крыл. сл. Выражение, которое Жозеф де Местр (1754 1821), посланник Сардинского королевства при русском дворе, употребил в письме от 27 августа 1811 г., сообщая о новых законах, изданных Александром I (Joseph de Maistre& Lettres et opuscules… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
ПРАВИТЕЛЬСТВО — это великая фикция, благодаря которой каждый пытается жить за чужой счет. Фредерик Бастиа Идеальное правительство невозможно, потому что люди наделены страстями; а не будь они наделены страстями, не было бы нужды в правительстве. Вольтер… … Сводная энциклопедия афоризмов
Правительство Швейцарии — Координаты: 46°48′00″ с. ш. 8°14′00″ в. д. / 46.8° с. ш. 8.233333° в. д. … Википедия
Поскоблите русского, и вы найдете татарина — С французского: Grattez le russe, et vous trouverez le tartare. Ошибочно приписывается Наполеону. Автор фразы посланник Сардинии в Санкт Петербурге при дворе Александра I граф Жозеф де Мес/пр (1753 1821). Граф де Местр провел в России 14 лет… … Словарь крылатых слов и выражений
Местр Жозеф Мари, де — (1753 1821) граф, в 1802 17 был посланником сардинского короля в Пб. Иезуит, активно развивавший идею создания федерации катол. монархий Европы под эгидой Папы, один из идеологов Свящ. союза. В 1817 был отозван из России по требованию рус. пр ва … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Путеводитель — Путеводитель состоит из десяти статей, суммирующих взгляды Лема по тем вопросам, к которым он неоднократно обращался в своих текстах и к которым подходил, как к проблемам. Частота обращения сама по себе не может быть аргументом у Лема есть… … Мир Лема — словарь и путеводитель
Финляндия* — Содержание: I. Физический очерк. II. Население. III. Экономический обзор. IV. Финансы. V. Управление и судоустройство. VI. Финские войска и воинская повинность. VII. Образование. VIII. Наука, искусство, печать и общественная жизнь. IX. Церковь. X … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Финляндия — I Содержание [Историю Финляндии, историю литературы, язык и мифологию см. соотв. разделы.]. I. Физический очерк. II. Население. III. Экономический обзор. IV. Финансы. V. Управление и судоустройство. VI. Финские войска и воинская повинность. VII.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Франция* — (France, Frankreich). Расположение, границы, пространство. С севера Ф. омывает Немецкое море и Ла Манш, с запада Атлантический океан, с юго востока Средиземное море; на северо востоке она граничит с Бельгией, Люксембургом и Германией, на востоке… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Источник