Пчелы и муравьи- общественные насекомые
план-конспект урока на тему
конспект урока по теме «Пчелы и муравьи — общественные насекомые».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пчелы и муравьи- общественные насекомые | 29.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : Пчелы и муравьи- общественные насекомые. Полезные насекомые, насекомые вредители. Значение в природе и жизни человека.
Цели урока: раскрыть особенности строения медоносной пчелы и муравья в связи с общественным образом жизни; рассказать о их роли в природе и жизни человека; раскрыть разнообразие насекомых – вредителей, их отрицательную роль в практической деятельности человека; обозначить значение насекомых в природе и жизни человека.
Оборудование: коллекция насекомых, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал: таблицы, листы бумаги, фломастеры.
I. орг. момент (1 мин) II. Актуализация опорных знаний (10 мин) Тестовая работа со взаимопроверкой.
Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа
Вариант 1. Какие особенности характерны для насекомых из отряда
А. Стрекозы Б. Прямокрылые В. Клопы
- Развитие с полным превращением.
- Развитие с неполным превращением.
- Две пары крыльев.
- Одна пара крыльев, вторая редуцирована (жужжальца) и служит для стабилизации полета.
- Первая пара крыльев превращены в жесткие надкрылья, вторая пара – кожистые крылья.
- Надкрылья спереди плотные, а сзади мягкие, вторая пара крыльев служит для полета.
- Передние крылья более плотные, чем задние.
- На крыльях находятся мелкие хитиновые чешуйки.
- Ротовой аппарат у взрослых насекомых сосущего типа.
- Ротовой аппарат лижущего типа.
- Ротовой аппарат у взрослых насекомых колюще-сосущего типа.
- У личинок ротовой аппарат грызущего типа.
- Задние ноги у многих представителей прыгательного типа.
- Личинка имеет маску.
Какие особенности характерны для насекомых из отряда
А. Бабочки Б. Двукрылые В. Перепончатокрылые
- Развитие с полным превращением.
- Развитие с неполным превращением.
- Две пары крыльев.
- Одна пара крыльев, вторая редуцирована (жужжальца) и служит для стабилизации полета.
- Первая пара крыльев превращены в жесткие надкрылья, вторая пара – кожистые крылья.
- Передние крылья более плотные, чем задние.
- Надкрылья спереди плотные, а сзади мягкие, вторая пара крыльев служит для полета.
- На крыльях находятся мелкие хитиновые чешуйки.
- Ротовой аппарат у взрослых насекомых сосущего типа.
- Ротовой аппарат лижущего типа.
- Ротовой аппарат у взрослых насекомых колюще-сосущего типа.
- У личинок ротовой аппарат грызущего типа.
- Задние ноги у многих представителей прыгательного типа.
- Личинка имеет маску.
Вариант 1. А: 2,3,14; Б : 2, 3,7,12,13; В : 2,6,11
Вариант 2. А: 1,3,8,9,12 Б: 1,4,10,11 В: 1,3
III. Активизация познавательной деятельности . (2 мин)
Большинство насекомых ведет одиночный образ жизни, но есть насекомые, которые живут большими группами. Какие это насекомые? (пчелы, муравьи, термиты) Называют таких насекомых общественные и живут они семьями.
IV. изучение нового материала (25мин)
Как вы думаете какие из этих насекомых уже давно сделались домашними животными человека? (пчелы)
Где живут пчелы? (улей)
Мед и воск вместе с мехами у наших предков- славян считались главными предметами торговли. Мед использовался вместо сахара, воск использовался в свечах. В те времена еще не было пасек и для пчел человек предоставлял дупла лесных деревьев- «бортни»-бортничество. При этом ульи зачастую разорялись.
В начале XIXвека украинский помещик Петр Иванович Прокопович впервые применил изобретенный им разборный рамочный улей, который используется до сих пор.
Давайте рассмотрим, что же из себя представляет пчелиное семейство.
Сообщение учащегося. Состав пчелиной семьи.(презентация)
По мере рассказа учащиеся заполняют таблицу.
Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу по разделу муравьиная семья, пользуясь учебником стр.135-136.
Таблица. Состав муравьиной и пчелиной семей:
Источник
Методическая разработка урока «Пчелы и муравьи – общественные насекомые»
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Цель урока: раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; рассказать о ее роли в природе и жизни человека.
Познакомить учащихся с понятием общественные насекомые, этапами развития пчеловодства, составом пчелиной семьи, особенностями строения рабочей пчелы, суточной и сезонной жизнью пчел, сложным поведением и инстинктами пчел, значением медоносной пчелы в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pchely_i_muravi_-_obshchestvennye_nasekomye._osobennosti_zhizni_i_organizatsii_semey_pchel.doc | 126 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Тема урока «Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности жизни и организации семей пчел»
Цель урока: раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; рассказать о ее роли в природе и жизни человека.
1. Образовательная: познакомить учащихся с понятием общественные насекомые, этапами развития пчеловодства, составом пчелиной семьи, особенностями строения рабочей пчелы, суточной и сезонной жизнью пчел, сложным поведением и инстинктами пчел, значением медоносной пчелы в жизни человека.
2. Развивающая: формировать ОУУН, развивать логическое и абстрактное мышление, умение сравнивать и делать выводы, работать с дополнительными источниками информации, опорным конспектом, формировать навыки самоконтроля и самооценки.
3. Воспитательная: формировать научную картину мира, знания об уникальности и многообразии живого мира; продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе; в целях экологовалеологического образования научить учащихся укреплять своё здоровье и жить в гармонии с природой.
Оборудование: видеоаппаратура, мультимедийное приложение к уроку с видеофрагментом о медоносной пчеле, продукты пчеловодства.
Тип урока: традиционный, изучение нового материала элементами семинара.
Слайд 4 – лист самооценки
Приветствие. Сегодня я рада приветствовать вас на нашем уроке.
А изучать более подробно мы будем насекомое, о котором сложено много легенд:
1. В Древнем Египте это насекомое было эмблемой, его изображали на обелисках, рисовали фараону как символ преданности.
2. Индийский бог любви Кама носил лук из сахарного тростника, а тетива была из цепи из этих насекомых.
3. Арабское название этого насекомого «нехлет» означает дар божий.
4. По древнегреческой мифологии, известно, что пищей богам служила амброзия (пыльца цветов), а напитком божественный нектар, который приносили эти животные.
? Что это за насекомое? Какова тема нашего урока?
Что сегодня на уроке мы должны узнать?
Мы должны сегодня познакомиться со следующим материалом:
- Понятие «общественные насекомые»
- Этапы развития пчеловодства
- Состав пчелиной семьи
- Особенности строения рабочей пчелы
- Сложное поведение пчел
- Значение медоносной пчелы в природе и жизни человека
Работать мы будем в опорных конспектах. Подпишите дату и свою фамилию. В конспектах есть лист самооценки. Проставьте оценочный знак (+,-) в колонке начало урока, к этому листу самооценки мы вернемся и в конце урока.
1. Знаете ли вы, кто такие «Общественные насекомые»?
2. Можете ли вы перечислить особенности организации пчелиной семьи?
3. Какие приспособления возникли у пчел в связи с их общественным образом жизни?
4. Обладают ли пчелы разумом?
5. Вы можете привести примеры сложного поведения пчел?
6. Понравился ли вам наш урок?
Оценивать вашу работу я буду с помощью листа оценки
Устная работа на уроке
Заполнение опорного конспекта
В конце урока опорный конспект вы мне сдаете, и я поставлю итоговую оценку вашей работе.
В.9 – Слайд 9 (рис.1,2,3)
1. К какому отряду относится пчела медоносная? Перепончатокрылые.
2. Какие насекомые еще входят в этот отряд? Пилильщики, рогохвосты, наездники, муравьи.
3. На какие отделы делится тело перепончатокрылых?
4. Сколько пар крыльев у этих насекомых?
5. Сколько пар ног у перепончатокрылых?
6. Какие органы чувств имеются на голове?
7. Тип ротового аппарата у пчелы? Грызуще-лижущий ротовой аппарат.
8. Какие этапы проходит в своем развитии пчела? Как называется такое развитие? Какое значение имеют стадии яйца, личинки, куколки, имаго?
9. Биологические задачи:
— пчелы опыляют медоносные растения, но оказалось, что среди растений с красными цветками они опыляют только мак. Почему? (плохо различают красный, но у мака большой цветок)
— летом пасеку вывозят в поле, на луг, в лес, поближе к цветущим растениям. Зачем это делается, ведь пчелы и так хорошие летуны? (больше соберут меда)
— когда пчелы поглощают больше кислорода и выделяют больше углекислого газа при полете или когда находятся в улье? (при полете интенсивнее идет обмен веществ)
Молодцы! Кто активно работал, поставьте + в оценочный лист.
Изучение нового материала Сообщения учащихся
Слайд 14 – матка
Слайд 15 – трутень
Слайд 16 – рабочая пчела
Слайд 22 — опыление
1. Понятие «общественные насекомые»
Как вы думаете, что такое «общественный» образ жизни?
У ____________ было задание поработать со словарями и дополнительной литературой, что бы выяснить значение этого понятия.
2. Этапы развития пчеловодства
Когда же была одомашнена пчела? Об этапах развития пчеловодства нам расскажет ____________________.
3. Состав пчелиной семьи
Какие же особи входят в состав пчелиной семьи? Трутни, царицы, рабочие пчелы.
Каково их значение в пчелиной семье?
Так как они выполняют различные функции, поэтому у них и разное строение.
В ОК у вас есть таблица «Состав пчелиной семьи». По ходу моего объяснения заполняем таблицу.
Медоносные пчёлы живут большими семьями: дикие – в дуплах деревьев, домашние – в ульях.
Современная пчелиная семья в период своего наивысшего развития может состоять из 70 — 80, а в некоторых случаях и из 100 тысяч насекомых. Кроме того, в ней высиживаются десятки тысяч детей – личинок и куколок, будущих её «граждан». Не случайно улей называют «городом крылатого племени». Семью медоносных пчёл основывает самка – матка. Все члены семьи – её дети.
Количество в семье
Из каких яиц развиваются
Полиморфизм – наличие в пределах одного вида резко отличных по облику особей, связанное с разделением функций в семье или колонии.
О разделении труда у рабочих пчел нам расскажет _________________.
- Особенности строения рабочей пчелы
Почему пчелу называют труженицей? Потому, что она действительно создана природой только для работы. Существование большинства цветковых растений (примерно 90%) невозможно без насекомых – опылителей, основными среди которых являются пчёлы.
— Пчела имеет большую, покрытую волосками, голову, по бокам которой находятся два сложных глаза, а между ними – три простых глазка. Пчёлы различают жёлтый и синий цвета и даже невидимые для человека ультрафиолетовые лучи, но красный цвет они не видят.
— Спереди отходят длинные изогнутые усы – органы осязания.
— Ротовые органы пчелы называют грызуще–лижущими. Нижними челюстями и длинной нижней губой пчела слизывает и сосёт нектар. — На нижней стороне брюшка имеются гладкие, без волосков участки – зеркальца. На их поверхности выделяется воск. Пчелы строят из воска соты.
— На наружной стороне ног рабочих пчёл заметно по одному углублению, окружённому длинными волосками, это корзиночки. Имеются и щёточки – широкие членики этих же ног с твёрдыми щетинками. При их помощи пчёлы собирают пыльцу цветков растений и помещают в соты.
— На конце брюшка пчёл находится зазубренное втяжное жало. Когда пчела вонзает его в жертву, то по его желобку в ранку стекает яд. При этом сама пчела погибает, так как не может вытащить жало из его кожи и отрывает его с частью внутренних органов.
— Каждый наблюдал, как в летний солнечный день пчёлы кружатся над цветами, с которых собирают сладкие капельки нектара. Чтобы выработать 100 г мёда, пчела должна посетить примерно миллион (1000000) цветов. Она хоботком собирает с цветка нектар, который попадает в объёмистый зоб и смешивается с выделениями зобных желез. Пчела летит в свой улей с ношей и скорость её составляет 30 км/ч, а «порожняком» 65 км/ч, т.е. по быстроте можно сравниться с поездом. Л.Н. Толстой в романе «Анна Каренина» писал: «В прозрачной тишине утра слышны были малейшие звуки. Пчёлка со свистом пули пролетела мимо уха Левина».
— Чтобы попасть в улей, пчела проходит через леток (вход улей) мимо пчелиной «стражи», которая следит за тем, чтобы чужая пчела или другое насекомое не проникли в улей.
— В улье пчелу встречают другие пчёлы – приёмщицы нектара. Приёмщица освобождают пчел — сборщицу от нектара и некоторое время хранит последний в своём медовом желудочке, где нектар подвергается сложной переработке, которая началась ещё в желудочке у пчелы – сборщицы. После того пчела отыскивает свободную шестигранную ячейку, куда откладывает каплю нектара. Однако из этой капли ещё не получились капли меда: другие пчёлы будут продолжать сложную работу по превращению нектара в мёд. В нектаре содержится от 40 до 80% воды, а для приготовления мёда пчелы должны удалить до 3/4 этого количества. Это достигается многократным переносом каждой капли из одной ячейки в другую, каждая пчела в минуту совершает 264000 взмахов, создаёт дополнительную циркуляцию воздуха в улье, ускоряющую процесс испарения. Накопленные доверху мёдом восковые ячейки пчелы запечатывают воском. Такой мёд может храниться в течение многих лет. Одна пчелиная семья собирает за летний сезон до 150 кг мёда.
В листе самооценки стоит вопрос «Обладают ли пчелы разумом?» ответить на него нам поможет информация о сложном поведении пчел: это и «роение» при размножении пчел, пчелиные танцы и много другое.
Роение пчел ______________________
Построение сот — ВИДЕОФРАГМЕНТ
Пчела – это насекомое со сложными инстинктами, которое нельзя принимать за проявления разумной деятельности. Инстинкты – это наследственные приспособления к условиям существования – безусловные рефлексы, передающиеся из поколения в поколение.
6. Значение медоносной пчелы в природе и жизни человека
О значении медоносной пчелы в природе и жизни человека нам расскажет___________________.
* Если остается время – видеофрагмент, или интересные факты.
Марки с изображением пчел
Давайте вернемся к нашим листам самооценки – проставить оценочный знак в колонке окончание урока.
Что сегодня на уроке мы узнали?
Где пригодятся эти знания?
Понравился ли вам наш урок?
Сдать опорные конспекты на оценку. Все очень хорошо работали. Спасибо всем тем, кто вместе со мной проводил наш урок.
Параграф 32 п.5, 34
- Устройство муравьиной семьи
- Значение муравьев в природе
- Интересные факты о муравьях.
Сложное поведение пчел . Поведение пчёл как внутри, так и вне улья обусловлено совокупностью рефлексов. Различают рефлексы врождённые, или безусловные, и приобретённые в процессе жизненного опыта, или условные. Так, врождёнными инстинктами (сложными комплексами безусловных рефлексов) являются кормление личинок, постройка сотов и т д. Способность же отличать цветки гречихи от цветков других растений, наоборот, вырабатывается у пчёл в процессе жизненного опыта на основе условных рефлексов.
Молодые пчёлы во время ориентировочных облётов запоминают расположение своего улья относительно окружающих его предметов ( деревья , кустарники, другие улья и пр.). Достаточно передвинуть улей в сторону на расстояние даже меньше 1 м, как возвращающиеся со взятком пчёлы ищут его на прежнем месте и не сразу находят его на новом. Если же отнести улей на большое расстояние, то пчёлы вообще не смогут найти его.
Пчёлы запоминают расположение не только улья, но и его летка. Если улей приподнять или опустить, или устроить леток на другой его части, то прилетевшие пчёлы будут долго разыскивать его. То же самое следует сказать об окраске ульев и изменениях в предметах, окружающих улей (другой цвет соседних ульев, вырубка дерева, кустарника).
Собирая нектар или пыльцу, каждая пчела стремится придерживаться какого-либо одного вида растений. Например, посещая цветки гречихи, пчёлы не перелетают на растения другого вида, пока не отцветёт гречиха. Это имеет большое биологическое значение для опыления растений.
После окончания цветения одних растений пчёлы, собиравшие нектар с их цветков, присоединяются к пчёлам, посещающим другие растения, или же начинают разыскивать распускающиеся цветки других видов растений. В последнем случае пчёл называют разведчицами.
Найдя новый источник корма, пчёлы набирают его в медовый зобик и, облетев несколько раз цветущие растения для запоминания их местоположения, возвращаются в свой улей. Дорогу к улью пчёлы также запоминают по встречающимся на пути ориентирам (деревья, кусты, водоёмы, дороги в пр.) и по направлению лучей солнца .
Пчела возвращается в улей в возбуждённом состоянии. Она отдаёт принесённый нектар пчёлам — приёмщицам, а сама выполняет на соте характерные движения, получившие название «вербовочных танцев», которые привлекают на поиски взятка других пчёл этой семьи. Если корм был найден вблизи пасеки, не дальше 100 м от улья, то пчела быстро пробегает вокруг какой-либо ячейки сота, а затем поворачивается и делает такой же круг в обратном направлении. Перебегая по соту от одних пчёл к другим, она повторяет эти движения в течение нескольких секунд. Такой танец называется круговым.
Когда цветущие растения обнаружены от улья на расстоянии более 100 м, прилетевшие с нектаром пчёлы выполняют этот танец по-другому. Они сначала делают полукруг размером в несколько ячеек, затем 2–З ячейки пробегают по прямой линии, виляя брюшком из стороны в сторону, а после этого делают уже второй полукруг обратную сторону. Характер танца, как и число колебании брюшка при пробеге по прямой, зависит от степени возбуждённости прилетевшей сборщицы, а следовательно, и от удалённости цветущих растений от улья. Чем дальше источник корма, тем меньше колебаний делает пчела при пробеге по прямой во время танца, выполняя его как бы с большей усталостью. Такой танец, в отличие от кругового, называется виляющим. Танцами пчёлы сообщают не только расстояние до источника корма, но и в каком направлении нужно лететь к цветущим растениям. Степень возбуждённости пчелы-танцовщицы (пчелы-разведчицы) передаётся окружающим её пчёлам. Это помогает им найти растения, с которых прилетели «танцовщицы».
Однако танец — не единственный способ передачи информации о дальности медосбора. Во время него пчёлы издают серии ритмических звуковых импульсов с частотой 33 Гц. Именно они заключают в себе информацию о дальности медосбора. С увеличением расстояния увеличивается и длительность каждой серии и число импульсов в ней. Для восприятия звука у пчёл есть фонорецепторы, расположенные на теле [3] .
Пчёлы, окружающие «танцовщицу», обнюхивают её, бегут к летку и вылетают на поиски медоносных растений с таким же запахом, какой издавала пчела-танцовщица. Через некоторое время туда же вновь отправляется и пчела, которая первая нашла этот источник корма. Набрав в зобики нектар и вернувшись в улей, пчёлы выполняют такие же танцы, благодаря чему к новому источнику корма вылетает всё больше и больше рабочих пчёл, не занятых сбором нектара с других растений. Как только прекратится или сильно уменьшится выделение нектара этими растениями, прекратятся и танцы посещающих их пчёл. Так регулируется количество пчёл на цветках растений, выделяющих нектар.
Пчёлы способны издавать звуки разной высоты и тембров. Пчелиная семья в улье жужжит по-разному в зависимости от своего физиологического состояния. Таким образом можно биоакустически контролировать состояние пчёл. По характеру звука можно определить, холодно ли им, голодно ли, решила ли семья роиться, есть ли матка в семье, какая расовая принадлежность пчёл (каждая раса издаёт свой звук).
Ротовой аппарат пчелы: грызуще-лижущий. Характерен для жалящих перепончатокрылых , посещающих цветковые растения для потребления нектара. Примеры: пчёлы , шмели , осы . Их верхние челюсти и верхняя губа устроены также как и в грызущем ротовом аппарате. Мандибулами они захватывают добычу ( осы ) и роют земляные гнёзда ( песочные осы ), формируют кусочки воска ( пчёлы ) или других материалов для строительства своих гнёзд ( бумажные осы ). Максиллы и нижняя губа превратились в длинный выдвигающийся орган (обычно называемый язычком), который служит для проникновения в глубину цветка и высасывания оттуда нектара.
1. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАСЕКОМЫЕ, живущие семьями или группами семей (колониями) пчёлы , муравьи, термиты, осы. Обязанности в семье распределены между морфологически различающимися группами особей (кастами): матка («царица») — самка-основательница, откладывает яйца, самцы (у пчёл они называются трутнями) выполняют только функцию оплодотворения; рабочие (бесплодные) — собирают корм, устраивают гнездо, ухаживают за потомством и т.д., солдаты — защищают гнездо. После брачного полёта каждая молодая оплодотворённая самка основывает новую семью. Жизнь и взаимодействие особей в семье у общественных насекомых регулируются с помощью химических сигналов, сложного поведения («танец пчёл») и др.
2. За сто миллионов лет до того, как первобытным людям пришло в голову селиться в пещерах, некоторые виды насекомых уже создали своеобразные формы общественной организации. Скопления мух и саранчи нельзя назвать сообществами, поскольку и в самой огромной стае каждое насекомое борется за жизнь самостоятельно. Между тем общественные насекомые все вместе заботятся о процветании своей колонии. Так, рабочие пчелы собирают пищу и выкармливают молодь, а пчелиная матка занята лишь откладыванием яиц, никогда не покидая гнезда. Но только два отряда насекомых могут похвастать общественной организацией в истинном смысле этого понятия. В один отряд входят термиты, или белые муравьи, у которых, правда, больше общего с тараканами, нежели с муравьями. Другой отряд объединяет пчёл, ос и муравьёв. Всех этих насекомых легко узнать по тонкой «осиной» талии между грудным отделом и брюшком, и почти все окрашены в отпугивающие тона.
Пчелы и осы вооружены сильным жалом, а муравьи — мощными челюстями. От муравьиного укуса у человека возникает ощущение жжения, т. к. под кожу попадает чрезвычайно едкая муравьиная кислота. В колониях общественных насекомых обитает далеко не одинаковое число самцов (которых часто называют трутнями), самок и рабочих особей. Но если у рабочих пчёл и ос имеются крылья, то рабочие муравьи бескрылые. Для функционирования любого сообщества необходимо, чтобы отдельные его члены могли общаться друг с другом, иначе как бы они объясняли, что делают?
Насекомым, как и людям, служат для общения осязание, обоняние, зрение и слух. Отдельные особи обмениваются сведениями, потирая усики (щупики) друг друга или выделяя пахучие вещества — феромоны. Выделяемый ими запах точно так же распространяет информацию по всей колонии, как доносящиеся из кухни аппетитные ароматы сообщают нам, что скоро обед. Впрочем, насекомые могут общаться и другими способами. Мы, например, знаем, что многие насекомые «переговариваются» друг с другом высокочастотными ультразвуковыми сигналами, недоступными человеческому уху. А у пчёл существует ещё более необычный способ передачи информации. Возвратившись в улей с взятком, пчела особым «танцем» сообщает своим товаркам, где именно и как далеко был найден источник нектара.
История одомашнивания пчел: В найденных пластах мелового периода, наряду с окаменелостями различных насекомых встречаются и окаменелости пчёл.
Пчела появилась намного лет раньше человека и жила в содружестве с цветочными растениями. Многие исторические памятники указывают на то, что первобытный человек уже знал и любил мёд. Около 6000 лет тому назад население Египта наряду с голубями и курами разводило пчёл. В Ассирии ( 2950 – 2050 лет до н.э..) пчеловодство уже было в цветущем состоянии, известен был также и воск. Тела умерших намазывали мёдом и покрывали воском. Китайцы в третьем и втором тысячелетии до н.э. рекомендовали мёд как самостоятельное лечебное средство. Пчеловодство больше всего развивалось в эпоху распространения христианства. Тогда началось употребление воска для религиозных целей. Церковь за воск отпускала грехи. Пчеловодство было любимым занятием древних славян. В далёкие времена медоносные пчёлы жили независимо от людей – в лесу, в дуплах деревьев, а охотники за мёдом находили их там и разоряли «пчелиные города».
Постепенно люди начали приручать пчёл. Для этого они стали делать искусственные жилища для пчёл – борти: выбирали дуплинные брёвна, прибивали внутри них планки, к которым пчёлы крепили соты с мёдом. Основной недостаток бортей – из них трудно доставать мёд. В 1814 г. знаменитый русский пчеловод П.И. Прокопович изобрёл рамочный улей. Появилась возможность открывать улей, осматривать пчёл и ухаживать за ними. Впоследствии в ульи стали вставлять искусственные основы сотов. Пчёлам оставалось только достроить ячейки.
Пчелиная обножка – это не простая пыльца, это мужские половые клетки цветочных растений. При посещении цветков к ворсинкам на теле пчелы прилипает бесчисленное множество пыльцовых зерен. Чтобы не растерять добычу, пчелы здесь же, в цветке, или даже во время полета вычесывают пыльцу и складывают в виде комочков в специальные корзиночки на задних лапках.
В состав пчелиной обножки входят незаменимые аминокислоты, которые не вырабатываются в организме человека. Именно благодаря этим аминокислотам пчелиная обножка получила название эликсира молодости. В отличие от цветочной пыльцы, пчелиная обножка практически не является аллергеном, так как дополнительно обогащается ферментами пчел.
ТАНЕЦ ПЧЕЛ , способ коммуникации рабочих пчел. Движения, составляющие танец одной пчелы, показывают другим пчелам точное расположение источника корма и количество пыльцы и нектара в нем. Танец основан на знании местонахождения Солнца.
Источник