Не могу избавиться от наущений шайтана

Как избавиться от васваса?

Шайтан везде и всюду старается помешать верующим поклоняться Всевышнему. Один из его методов – навязывать человеку васвас, чтобы отклонить его от совершенствования своей жизни и приближения к Аллаху. Он использует его в различных сферах человеческой жизни.

Шайтан постоянно нападает на верующего с наущениями и вынуждает его повторять и возобновлять свои деяния и мысли. А если человек не делает этого, шайтан причиняет ему беспокойство, неудобство и ощущение того, что он неправильно совершил то или иное деяние. И эти ощущения не покидают его, пока он исправится.

Получается, что васвас – это мнительность, которая непривычна для нормального образа жизни, с её помощью шайтан наущает человека считать своё поклонение недействительным, вынуждая его повторять и переделывать свои деяния, пока не будет потеряна основная цель, ради которой совершается само деяние.

Например, по причине васваса человек снова и снова повторяет омовение, пока не пройдёт время намаза. Такой человек переносит в своей жизни много испытаний и видит много горя. Он из-за этого может и вовсе отказаться от совершения поклонения, что и является основной целью шайтана.

Чтобы победить васвас, человек должен придерживаться следующих предписаний:

1) поиск защиты и убежища у Всевышнего Аллаха;

Делать это следует честно и искренне, прося Господа исцелить себя от этой болезни. Необходимо часто взывать и обращаться к Всевышнему Создателю, веря в Его могущество и силу. Ведь только Он может избавить нас от всякого горя и печали.

2) чтение Корана и постоянство в поминании Всевышнего Аллаха (зикре);

Стоить уделять особое внимание азкарам и вирдам, которые рекомендуются читать утром и вечером, перед сном и после пробуждения, перед входом и выходом из дома, перед входом в отхожее место и после выхода оттуда, а также другим важным азкарам.

Также следует не забывать произносить «БисмиЛлях» перед употреблением любой еды и «Аль-Хамду ли-Ллях» – после завершения трапезы. Будет полезным и чтение суры Ан-Нас с намерением защититься от наущений шайтана, как об этом пишет имам Аль-Газали в своей книге «Бидая аль-хидая».

3) взывание о защите к Всевышнему Аллаху от зла шайтана и полный отказ от следования его грязным наущениям.

Этот метод считается самым эффективным, действенным и испытанным для лечения и устранения васваса. Некоторые праведники, которых постигла эта беда, для избавления от этого применяли именно такой метод.

Когда шайтан нашёптывал праведнику, что его омовение недействительно, он отвечал, что не примет его слов, пока шайтан не приведёт двух доверенных свидетелей, которые подтвердят его слова. Следовательно, лучшим лечением от васваса является избегание шайтана и игнорирование того, что он нашёптывает.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

‏يأتِي الشَّيْطانُ أحَدَكُمْ فَيَقُولُ‏:‏ مَنْ خَلَقَ كَذَا، مَنْ خَلَقَ كَذَا، حتَّى يَقُولَ‏:‏ مَنْ خَلَقَ رَبَّكَ‏؟‏ فإذَا بَلَغَ ذَلِكَ فَلْيَسْتَعِذْ باللّه وَلْيَنْتَهِ‏‏

«Шайтан может явиться к любому из вас и сказать: «Кто создал это? Кто создал это?» − и он будет продолжать задавать такие вопросы, пока не спросит: «Кто создал твоего Господа?»и когда он дойдёт до этого, пусть человек обратится за защитой к Аллаху и прекратит думать об этом». (Бухари, 3276; Муслим, 135)

В другой версии этого хадиса, которую передаёт Абу Давуд, сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

لا يَزالُ النَّاسُ يَتَساءلُونَ حتَّى يُقالَ هَذَا‏:‏ خَلَقَ اللَّهُ الخَلْقَ، فَمَنْ خَلَقَ اللَّهَ‏؟‏ فَمَنْ وَجَدَ مِنْ ذلكَ شَيْئاً فَلْيَقُلْ‏:‏ آمَنْتُ باللَّهِ وَرُسُلِهِ‏‏‏

«Люди не перестанут задавать друг другу вопросы, пока кто-нибудь не скажет: «Аллах создал всё сущее, а кто создал Аллаха?» − так пусть же тот, кто столкнётся с чем-либо подобным, произнесёт слова: «Аманту би-Лляхи ва русули-хи» (Уверовал я в Аллаха и посланников Его)». (Абу Дауд, 4721)

Также от Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

إِنَّ لِلشَّيْطَانِ لَمَّةً، وَلِلْمَلَكِ لَمَّةً، فَأَمَّا لَمَّةُ الشَّيْطَانِ فَإِيعَادٌ بِالشَّرِّ وَتَكْذِيبٌ بِالْحَقِّ، وَأَمَّا لَمَّةُ الْمَلَكِ فَإِيعَادٌ بِالْخَيْرِ وَتَصْدِيقٌ بِالْحَقِّ، فَمَنْ وَجَدَ ذَلِكَ فَلْيَحْمَدِ اللَّهَ، وَمَنْ وَجَدَ الْأُخْرَى، فَلْيَتَعَوَّذْ مِنَ الشَّيْطَانِ

«Поистине, шайтан наущает потомку Адама одно, а ангел внушает другое. Что касается наущений шайтана, то он наущает ему зло и отрицание истины. Что касается внушения ангела, то это добро и утверждение истины. И если кто-либо почувствует такое, пусть знает, что это внушение от Аллаха, и пусть воздаст хвалу Ему, а кто почувствует иное, пусть попросит Аллаха уберечь его от проклятого шайтана». (Ибн Хиббан 997; Тирмизи, 2988)

Также от Абу Аль-‘Аляъа передаётся, что однажды ‘Усман бин Абу-ль-‘Ас (да будет доволен им Аллах) пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал:

أَنَّ عُثْمَانَ بْنَ أَبِي الْعَاصِ، أَتَى النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللهِ إِنَّ الشَّيْطَانَ قَدْ حَالَ بَيْنِي وَبَيْنَ صَلَاتِي وَقِرَاءَتِي يَلْبِسُهَا عَلَيَّ، فَقَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «ذَاكَ شَيْطَانٌ يُقَالُ لَهُ خَنْزَبٌ، فَإِذَا أَحْسَسْتَهُ فَتَعَوَّذْ بِاللهِ مِنْهُ، وَاتْفِلْ عَلَى يَسَارِكَ ثَلَاثًا قَالَ: فَفَعَلْتُ ذَلِكَ فَأَذْهَبَهُ اللهُ عَنِّي

«»О Посланник Аллаха, поистине, шайтан мешает мне молиться и читать Коран, запутывая меня». В ответ Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал ему: «Это шайтан по имени Хинзаб, и если ты ощутишь его присутствие, обратись к Аллаху с мольбой о защите от него и трижды сплюнь налево». Я так и сделал, и Аллах убрал от меня этого шайтана». (Муслим, 2203)

Таким образом, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) указывает нам на правильный путь и наставляет тех, кого постигло испытание васвас, просто избегать всех этих дьявольских мыслей, прибегать к помощи Всевышнего для их устранения, не давать волю этим наущениям и долго не раздумывать над ними.

Ни в коем случае нельзя допускать даже мысли, что можно исправить такое положение дел при помощи многократного переделывания поклонения, относительно которого возникли сомнения. Наоборот, за основу берётся то, что говорит в пользу человека, например, наличие омовения у того, кто сомневается в его действительности, ведь омовение портится только при глубоком убеждении (якын) в этом.

Учёные-богословы утверждают, что глубокое убеждение (якын) не исчезает при появлении сомнений. То есть сомнение не может перевесить уверенность. Поэтому, когда человек уверен, что совершил омовение, он не должен дать сомнениям беспокоить его, поскольку без его абсолютной уверенности в том, что он не исполнил омовение, его омовение будет действительно.

От ‘Аббада ибн Тамима предаётся, что его дядя ‘Абдуллах бин Зайд аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) однажды спросил у Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) о том, что следует делать человеку, которому показалось, что во время молитвы у него испортилось омовение. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) на это ответил:

Читайте также:  Руки пахнут чесноком как избавиться от запаха

لاَ يَنْصَرِفْ حَتَّى يَسْمَعَ صَوْتًا أَوْ يَجِدَ رِيحًا

«Пусть не прекращает намаз, пока не услышит звук или не почувствует запах». (Бухари, 137; Муслим, 361; Абу Давуд, 176)

Этот хадис и слова учёных указывают, что молящийся или совершающий другое поклонение человек не должен прекращать своё поклонение из-за сомнений, наущений и нашёптываний шайтана, пока у него не будет полного убеждения и уверенности в этом.

Имам ибн Хаджар Аль-Хайтами в своём сборнике фетв «Аль-Фатава аль-Фикхия», отвечая на вопрос: «Есть ли лекарство от такой болезни, как наущение сатаны (васвас)?», пишет следующее:

«Для излечения от этой болезни есть полезное лекарство, самым эффективным способом борьбы с васвасом является полное его игнорирование, даже если в душе есть какие-то колебания.

Если человек не обращает на них никакого внимания, как будто их никогда и не было, они не продержатся, а наоборот покинут его в течение короткого срока, как это было испытано теми, кому Аллах оказал помощь.

А что касается того, кто прислушивается к этим наущениям и поступает в соответствии с ними, у него сомнения не прекратятся, а наоборот, усилятся, пока не ввергнут его в безумие и того хуже, как мы увидели это на примере многих, подвергшихся наущениям и следующих за кознями, от чего Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предостерегал словами:

اتَّقُوا وَسْوَاسَ الْمَاءِ الَّذِي يُقَالُ لَهُ الْوَلْهَانُ

«Во время ритуального омовения остерегайтесь наущений шайтана, которого зовут Валахан«, ибо в прислушивании к этим наущениям заключается чрезмерное отвлечение и крайность.

В обоих достоверных сборниках хадисов Аль-Бухари и Муслима передаётся хадис, который подтверждает то, что я выше говорил: подверженный наущениям человек должен быть уверен во Всевышнем Аллахе и прекратить думать о васвасе».

Далее Ибн Хаджар Аль-Хайтами пишет:

«Имам Ан-Навави передаёт слова некоторых учёных, согласно которым страдающему от наущений при ритуальном омовении или намазе желательно сказать: «Ля иляха илля Ллах«, ведь сатана, когда слышит поминание Аллаха, отступает и отдаляется, а формула единобожия (Ля иляха илля Ллах) – это вершина поминания (зикра)».

Также одним из лучших методов лечения от этой болезни является компания праведных людей, посещение маджлисов ‘ильма, отказ от посиделок с плохими людьми, а также от отшельничества.

Васвасы (наущения) бывают различных видов и воздействуют на человека по-разному, но причина у всех у них одна, и способ избавления от них тоже более или менее одинаков. Следует отметить, что не каждый человек подвергается васвасу, а некоторые люди подвергаются ему в большей степени, чем другие.

Поскольку васвас является наущением шайтана, человеку нужно научиться игнорировать его, а не беспокоиться о нём. Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) утешил нас, сообщив, что Аллах не считает человека ответственным за васвас, который его тревожит, до тех пор, пока он не будет действовать в соответствии с наущаемым или же не выразит это вслух.

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Ад-Давату Саляфия

«И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим» (Аз-Зарийат, 55).

Страницы

среда, 11 мая 2011 г.

Как бороться с навязчивыми наущениями шайтана?

Шайтан не перестаёт наущать человека и использует любую возможность, чтобы сбить его с прямого пути или отвлечь от совершения полезных дел. Всевышний Аллах назвал его явным врагом человеку, врагом, не скрывающим своей лютой ненависти и открыто призывающим к неповиновению Господу. Из пречистой сунны известно, что шайтан садится на дорогах, по которым идут потомки Адама, и подходит к ним, когда они принимаются за какое-нибудь дело [1].
Ахмад, ал-Бухари, Муслим, Абу Давуд передали со слов Анаса, что Пророк сказал: «Поистине, шайтан движется по потомку Адама с током крови» [2].
Благодаря этому он узнаёт о темпераменте и предпочтениях человека, его наклонностях и слабостях. И если раб Аллаха желает следовать прямым путём, то шайтан не перестаёт искушать его сомнениями и соблазнами, чтобы тот перестал выполнять приказы Господа и остерегаться Его запретов. Если же человек проявляет твёрдость и верность завету с Аллахом, то недремлющий враг начинает склонять его к излишествам и чрезмерному усердию в религиозных делах. Он делает всё возможное, чтобы выполнение религиозных предписаний стало для человека обременительным и не доставляло ему удовольствия, в надежде на то, что верующий не выдержит этого духовного напряжения и откажется от борьбы. Если же он не сделает этого, то, по меньшей мере, отступит от пути Посланника Аллаха и растеряет положенную ему награду или её весомую часть.
Среди тех, кто излишествует при выполнении религиозных обрядов, оказываются и люди с неустойчивой психикой, которых шайтан шаг за шагом доводит до состояния, близкого к помешательству. Они повинуются своему врагу во всём, что он им говорит и приказывает, и со временем перестают верить даже своим собственным органам чувств. Они принимают за реальное то, чего в действительности не происходит, и сомневаются в том, что всего несколько мгновений назад совершили у себя на глазах. Для многих из них этот путь начинается с сомнений, касающихся ритуального осквернения.
Ал-Куртуби в своём тафсире передал слова Ибрахима ат-Тайми: «Первое, с чего начинает искуситель, — это омовение». Шайтан внушает им, что у них произошло выделение газа и их омовение нарушилось, и не перестаёт наущать их, пока они не совершат омовения заново. Тем самым они повинуются шайтану и ослушаются Посланника Аллаха, который сказал: «Если кто-либо почувствует беспокойство в животе и станет сомневаться, произошло выделение газа или нет, пусть не покидает мечеть, пока не услышит звук или не почувствует запах» . Этот хадис передал Муслим со слов Абу Хурайры.
Другая распространённая форма наущений — сомнения относительно намерения перед омовением и намазом. Шайтан внушает таким людям, что намерение совершить ритуальное действие не утвердилось в их сердце и что без намерения их благодеяние непременно будет отвергнуто. Уступая его настойчивости, они многократно повторяют в душе или языком намерение совершить тот или иной обряд, уклоняясь от сунны нашего Посланника . Однако явный враг не покидает их после этого в течение всего обряда и даже после него. Он внушает им, что установлений сунны для них недостаточно и что к ним следует добавить ещё что-нибудь. Повинуясь ему, некоторые из этих ослушников многократно моют одну и ту же часть тела во время омовения и купания, опасаясь, что на их теле все ещё остались сухие места. Описывая их состояние, Ибн ал-Каййим в книге «Игаса ал-лахфан» (1/209-210) пишет: «Иблис овладевает ими настолько, что, повинуясь ему, они уподобляются безумцам и сближаются с суфистами, отрицавшими реальность существующих вещей и материи. Знание человека о том, что он совершил, является очевидным, но среди этих людей находится такой, который моет часть своего тела, видя это собственными глазами, или возвеличивает Аллаха своим языком, слыша это собственными ушами и осознавая это своим сердцем (более того, его слова слышат и окружающие), а потом начинает сомневаться в том, совершил он это или нет. Шайтан вынуждает его сомневаться в своём собственном намерении, которое ему прекрасно известно и о котором по некоторым признакам могут судить даже окружающие. Несмотря на это, он соглашается с Иблисом, внушающим ему, что он не имел намерения и желания совершить намаз. Он надменно отказывается верить своим глазам и отрицает то, в чём убеждён, и ты можешь видеть, как он в замешательстве и смущении пытается избавиться от того, что отвлекает его, и побороть нечто внутри себя. Всё это чрезмерная покорность Иблису и соглашательство с его наущениями, и если покорность Иблису достигла такой степени, то она достигла своего предела».
Шейх ал-Албани пишет: «Ты можешь увидеть, как шайтан заигрывает с ними, так что кое-кто из них впадает в своего рода безумие. Он моет руки или лицо столько раз, что иногда число их трудно сосчитать. Он тщательно протирает их, сильно обременяя себя и уходя в раздумья. При этом он знает, что эта часть тела не касалась чего-либо в большей или меньшей степени нечистого, но не прекращает изнурять себя, пока увидевший это не примет его за умалишённого, нисколько не сомневаясь в своём суждении. Закончив мыть одну часть тела с таким большим трудом, он приступает к другой части тела и т.д. Многие из них заходят в ванную до наступления срока рассветного намаза и выходят оттуда только после восхода солнца. Шайтан добивается от ослушников такого повиновения, и они причиняют себе страдания, совершая грех, не доставляющий им никакого удовольствия и не делающий им никакой чести. А ведь помыть какую-либо часть тела [во время омовения] более трёх раз, как сказал Посланник Аллаха, уже считается проступком, преступлением границ дозволенного и несправедливостью».
В трудах мусульманских учёных описаны многочисленные примеры того, как повиновение шайтану унижает человека и причиняет ему страдания, как духовные, так и физические.
Ибн ал-Каййим рассказал со слов одного из заслуживавших доверия людей о человеке, который сильно страдал от наущений шайтана. Он многократно повторял своё намерение, причиняя много беспокойства молящимся позади имама. Однажды он поклялся, что разведётся с женой, если такое повторится ещё раз, но Иблис не отстал от него, пока тот не повторил это снова. Он развёлся со своей женой и сильно страдал из-за этого. Долгое время они жили порознь, после чего та женщина вышла замуж за другого мужчину и родила тому ребёнка. Однако они тоже были вынуждены расстаться, и через некоторое время женщина вернулась к бывшему мужу, который едва не умер от разлуки с ней.
Он же рассказал другой случай, когда мужчина, страдающий от наущений, подолгу утверждал намерение совершить намаз. Как-то раз он готовился начать коллективный намаз и несколько раз произнёс: «Я совершаю такой-то намаз в отведённое для него время ради Аллаха». Тут он вместо слова «аддаан» сказал «азаан» и получилось: «Я совершаю такой-то намаз, причиняя страдания ради Аллаха». Тогда молившийся рядом с ним прервал свой намаз и сказал: «Причиняя страдания Его Посланнику , Его ангелам и группе молящихся».
Абу ал-Фарадж ибн ал-Джаузи рассказывал, что как-то раз к Абу ал-Вафа ибн ‘Акилу пришёл мужчина и сказал: «Я погружаюсь в воду много раз, но сомневаюсь, правильно ли я совершил полное омовение (гусл). Что ты скажешь об этом?»
Шейх сказал ему: «Ступай, тебе не обязательно совершать намаз». Тот спросил: «Почему?» Он ответил: «Потому что Пророк сказал, что перо поднято у троих: у слабоумного, пока к нему не вернется разум, у спящего, пока тот не проснется, и у малолетнего ребёнка, пока тот не подрастет. Тот, кто погружается в воду несколько раз и всё ещё сомневается, коснулась его вода или нет, является безумцем».
Шайтан не только сбивает этих заблудших с прямого пути, но и внушает им, что они поступают правильно. Внимая его лживым убеждениям, они называют своё поведение богобоязненностью и оправдываются стремлением избавиться от сомнений.
Ибн ал-Каййим (1/204) пишет, что некоторые из них говорят: «Шариат не порицает тех, кто проявляет осторожность и основывается на том, в чём можно быть уверенным, пусть даже вы называете это наущениями. ‘Абдаллах ибн ‘Умар при очищении мыл внутри глаз, пока не ослеп из-за этого. Абу Хурайра во время омовения мыл плечи (часть руки выше предплечья — К.Э.), а когда омывал ноги, то мыл и голени. Мы тоже проявляем осторожность и основываемся на том, в чём можем быть уверенными. Мы отказываемся от сомнений в пользу того, что не вызывает сомнений и что хорошо известно. Мы избегаем сомнительного и не отступаем от шариата, не привносим в религию новшества. Разве это не лучше, чем проявлять небрежность и халатность, как это делают рабы, которые не придают значения своей религии, не проявляют осторожности, а плывут по течению? Они не придают значения тому, как и где они совершают омовение, где молятся. Они не обращают внимания на то, что попадает на подол их одежды и на их рубаху. Они не задумываются над своими намерениями. Напротив, они проявляют беспечность и надеются на благой конец. В действительности же они пренебрегают своей религией и не обращают внимания на сомнительное. Они могут принять за чистое то, что на самом деле является самой отвратительной скверной. Они без колебаний берутся за сомнительное. Разве ж их можно сравнить с тем, кто старается выполнить приказ наилучшим образом и не сделать упущение? И если даже он делает что-либо лишнее, то его намерение всего лишь выполнить приказ совершенным образом, без упущений. Всё, в чём нас упрекают, это всего лишь осторожность, проявляемая в выполнении приказов и избегании запретного, и это лучше, чем проявление небрежности в этих делах, и конечный исход у такого отношения тоже лучше».
Однако они забывают, что их чрезмерная осторожность противоречит сунне Пророка Мухаммада , который разъяснил своим последователям, как правильно бороться с подобными наущениями. Его религиозная практика — наилучший пример для всех верующих. Она ясна, как день, и отступает от неё только несчастный и заблудший. Всевышний Аллах сказал: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (ал-Ахзаб, 21).
Пророк Аллаха велел избегать излишеств и чрезмерности в религии, ибо именно это качество погубило предыдущие религиозные общины. Всевышний сказал: «Скажи: “О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии вопреки истине и не потакайте желаниям людей, которые еще раньше впали в заблуждение”» (ал-Маида, 77).
Из пророческой сунны ясно, что выполнение религиозных обязанностей может стать обременительным и даже наскучить человеку. Оно может лечь на его плечи непосильным бременем, надломив его волю и устремлённость. Избежать этого может только тот, кто следует путём Пророка , проявляя умеренность и избегая двух крайностей: чрезмерности и халатности.
Ахмад, ал-Бухари, Муслим и ан-Насаи передали со слов Абу Хурайры, что Посланник сказал: «Поистине, религия эта легка, но, если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно одолевает его. Так поступайте же правильно и приближайтесь [3], радуйтесь и испрашивайте помощи [у Аллаха] утром, вечером и в некоторые часы ночи» .
Посланник Аллаха приказывал ни в чём не походить на шайтана, избегать сходства с ним и поступать наперекор его желаниям. В обоих «Сахихах» и четырёх «Сунанах» приводится рассказ Абу Хурайры о том, что Посланник сказал: «Поистине, Всевышний Аллах прощает моим последователям то, что наговаривают их души, пока они не произнесут или не совершат этого».
В «Сунанах» Ибн Маджи и ал-Байхаки приводится его рассказ о том, что Пророк сказал: «Поистине, Аллах прощает моим последователям наущения в их груди, пока они не совершат или не произнесут этого, и прощает им то, к чему они были принуждены». Ал-Албани назвал хадис достоверным.

Читайте также:  Как избавиться прыщ от вросших волос

Эти удивительные хадисы свидетельствуют о безграничной милости Аллаха к верующим, ведь они избавлены от отвественности за наущения шайтана и нашептывания своих сердец, пока не совершат предосудительный поступок или не произнесут богопротивное слово. Поэтому пренебрежение тем, что говорит шайтан, и полный отказ от размышления об этом — один из самых действенных методов борьбы с навязчивыми наущениями. На это целебное средство указывают слова Всевышнего Господа: «О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам шайтана. Воистину, он для вас — явный враг» (ал-Бакара, 168-169).
Другое эффективное средство борьбы с наущениями — твёрдая решимость неотступно следовать сунне Пророка Мухаммада .
Ибн ал-Каййим в «Игаса ал-лахфан» (1/212) пишет: «Шайтан добился того, что подверг их наказанию в этом мире еще до наступления жизни последней. Он сбил их с пути Посланника и ввёл их в число привиредливых и излишествующих, а они полагают, что поступают праведно. Кто желает избавиться от этой напасти, тот должен осознать, что истина — в следовании путём Посланника Аллаха в словах и поступках. Он должен твёрдо вознамериться следовать его дорогой, не сомневаясь в том, что это и есть прямой путь и что противоречащее этому — обман и наущения Иблиса. Он должен быть убеждён в том, что Иблис — это враг, не призывающий его к чему-либо хорошему, и что он предлагает своим сторонникам стать обитателями Пламени».
Ибн Абу Шайба в «Мусаннафе» (35526) передал слова Убаййа ибн Ка‘ба: «Вы обязаны следовать путём [верующих] и придерживаться сунны, ибо если раб, поступающий так, поминает Милостивого [Аллаха] и его глаза переполняются слезами от страха перед Аллахом, то Огонь никогда не коснётся его. И если раб, следующий путём [верующих] и придерживающийся сунны, поминает Аллаха и по его коже проходит дрожь от страха перед Аллахом, то его можно сравнить с деревом, листья которого высохли, ибо грехи сыплются с него так же, как листья опадают с этого дерева, когда дует ветер. Воистину, умеренно следовать путём [верующих] и придерживаться сунны лучше, чем усердствовать, следуя иным путём и поступая вопреки сунне. Посмотрите на свои деяния, и пусть они соответствуют пути и сунне пророков, независимо от их умеренности и усердия». Похожее высказывание от его имени передали Абу Ну‘айм в «Хилйа ал-аулийа» и Ибн Батта в «ал-Ибана ал-кубра».
Ещё одно средство — искренне радоваться тому, что шайтан лишился надежды склонить человека к греху иным путём, ибо навязчивые наущения — одно из последних оружий врага рода человеческого.
Ахмад, Муслим и Абу Давуд передали со слов Абу Хурайры, что несколько сподвижников пришли к Посланнику Аллаха и сказали: «Мы находим в наших сердцах то, что боимся даже произнести». Он спросил: «Вы уже ощущаете это?» Они ответили: «Да». Тогда Пророк сказал: «Это истинная вера».
В «Мусаннафе» ‘Абд ар-Раззака (20439) приводится со слов аз-Зухри отосланная версия этого хадиса. В ней сообщается, что один из ансаров сказал: «Пророк Аллаха , мы ощущаем в наших сердцах такие наущения от шайтана, что упасть с неба (букв.: с Плеяды) для нас милее, чем обнаружить это». На это он сказал: «Неужели вы уже ощущаете это? Поистине, до этого шайтан пытается сбить раба, но если он избавляется от него, то он ввергает его в такое, и это истинная вера».
Имам ан-Навави передал слова шейха Ахмада ибн Абу ал-Хавари: «Однажды я пожаловался Абу Сулайману ад-Дарани на то, что меня тревожат наущения шайтана, и он сказал: “Если хочешь, чтобы это прекратилось, радуйся, когда бы ты ни ощутил его присутствие. Если ты станешь радоваться, это прекратится, ибо нет для шайтана ничего ненавистнее радости верующего, если же ты станешь горевать из-за него, он будет досаждать тебе ещё больше”».
Безусловно, искренне радоваться наущениям можно только тогда, когда ты поступаешь наперекор шайтану и не отступаешь от сунны Посланника Аллаха .
Наконец, наилучшим средством против навязчивых наущений является многократное поминание Аллаха и обращение к Нему за покровительством. Аллах назвал шайтана наущающим в груди людей и отступающим при поминании Его. В Коране также сказано: «А если тебя коснется наваждение от шайтана, то прибегай к защите Аллаха, ибо Он — Слышащий, Знающий» (Фуссилат, 36).
Ан-Навави в «Азкаре» передал со слов ‘Аиши, что Посланник Аллаха сказал: «Пусть тот, кого станут тревожить наущения шайтана, трижды скажет: “Мы уверовали в Аллаха и посланников Его /Аманна би-Лляхи ва би-русулих/” — и эти наущения перестанут беспокоить его». В том же сборнике приводятся слова одного из улемов: «Если во время омовения или молитвы, равно как и в других обстоятельствах, шайтан станет нашёптывать что-либо человеку, желательно, чтобы он говорил: “Нет божества, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/” , ибо когда шайтан слышит слова поминания, он отступает и удаляется» [4].

Читайте также:  Как избавиться от желтизны волос блонд

——————————
[1] Об этом сообщается, например, в хадисе Сабры ибн Абу Факиха, переданном Ахмадом, ан-Насаи и Ибн Хиббаном в «Сахихе», и в хадисе Джабира ибн ‘Абдаллаха, переданном Муслимом. См.: ал-Албани. Сахих ал-джами‘ ас-сагир (1652), (1659).
[2] Похожие слова переданы ал-Бухари, Муслимом, Абу Давудом и Ибн Маджой в хадисе Сафиййи. См.: ал-Албани. Сахих ал-джами‘ ас-сагир (1658).

[3] Ибн ал-Асир пишет: «Это значит: проявляйте умеренность во всех делах, не допускайте чрезмерности, но и не делайте упущений». См.: Ибн ал-Асир. Ан-Нихайа фи гариб ал-хадис. Байт ал-афкар ад-даулиййа. С. 727.

[4] См.: Ибн Абу Шайба ‘Абдаллах ибн Мухаммад ал-Куфи. Мусаннаф. Эр-Рияд: Мактаба ар-рушд, 1409 г.х. Т. 7. С. 224; ‘Абд ар-Раззак ас-Сан‘ани. Мусаннаф. Бейрут: ал-Мактаб ал-ислами, 1403. Т. 11. С. 243; Ибн Хазм. Ихкам. Т. 6. С. 183-184; ан-Навави. Поминания Аллаха: Из слов господина благочестивых , да благословит его Аллах и да приветствует. Аль-Азкар аль-мунтахаба мин калам саййид аль-абрар / Пер. с араб., примеч. и указ. В.(Абдулла) Нирша. М.: Эжаев, 2006. С. 236-237; ал-Куртуби. Ал-Джами‘ ли-ахкам ал-Кур’ан. Т. 10. С. 188; ал-Газали. Ихйа ‘улум ад-дин. Бейрут: Дар ал-ма‘рифа. Т. 2. С. 111; Ибн ал-Джаузи. Талбис Иблис. Бейрут: Дар ал-китаб ал-‘араби, 1405/1985. С. 166-172; Ибн ал-Каййим. Игаса ал-лахфан. Бейрут: ал-Мактаб ал-ислами, 1419/1998. Т. 1. С. 197-213; ал-Албани. Ат-Та‘ликат ар-радиййа ‘ала-р-рауда ан-надиййа. Каир: Дар Ибн ‘Аффан, 1999. Т. 1. С. 122-123.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей