- Картавость у взрослых: мне уже 20, 30, 40 лет – не поздно ли исправить картавость?
- Девочка, скажи «рыба». 5 популярных заблуждений о картавости
- 1. Картавость можно исправить только в детстве
- Профи для любой задачи
- 2. Грассирование передаётся по наследству
- 3. Бывает картавость, которую невозможно исправить
- 4. От дефекта можно избавиться самостоятельно
- 5. Дефект речи портит человека
Картавость у взрослых: мне уже 20, 30, 40 лет – не поздно ли исправить картавость?
Одной из наиболее частых причин обращения к логопеду является просьба исправить «картавость». В этой статье мы поговорим о том, что же такое «картавость» и можно ли ее исправить во взрослом возрасте.
Под «картавостью» понимаются любые нарушения произношения звуков Р и Рь. Исходя из названия «картавость» — звук при этом напоминает голос вороны, т.е. он не звонкий, неприятный на слух.
В логопедии это нарушение звукопроизношения называется «ротацизм» и может проявляться в самых разных вариантах.
Обычно звук «Р» появляется к 5-6 годам, т.к. он довольно сложный для произнесения и речевые мышцы ребенка должны быть крепкими и хорошо координированными. Для правильного произнесения этого звука необходимо поднять широкий язык к верхним зубам и сильно подуть на кончик языка, тогда получится то самое желаемое дрожание (вибрация)кончика языка и человек «зарычит».
Однако в силу разных причин (слабые мышцы языка, короткая подъязычная связка, пример неправильного произношения звука в окружении и др.) самостоятельно овладеть этим сложным умением ребенок оказывается не в состоянии. Тогда в качестве замены человек ищет звук, похожий на рычание, горловой, который образуется довольно просто и даже трехлетний ребенок может его воспроизвести.
В том случае, если родители заметили эту проблему и отвели ребенка на занятия к логопеду, «картавость» уберут, т.е. научат произносить звук правильно и закрепят в речи нормативное звучание.
Однако не всегда все складывается так удачно. Очень часто в детском возрасте (до школы) картавость не удалось исправить (не было времени, возможности, желания и т.д), и взрослым людям кажется, что время уже упущено, поздно что-то менять.
Однако опыт показывает, что это совсем не так, и в 15, 20 ,30, 40 лет — все поправимо, если у человека есть сильное желание изменить свою речь и избавиться от «картавости».
Конкретные жизненные истории показывают, что картавость устранима, однако в силу индивидуальных особенностей, время и усилия по преодолению этой проблемы будут отличаться. Каждый человек уникален, неповторима и его «картавость».
Ниже мы приведем несколько реальных истории из логопедической практики по исправлению картавости во взрослом возрасте.
16 лет: на прием пришла девушка Юлия, она в детстве ходила к логопеду, но ленилась заниматься и исправить звук «р» не удалось. В старших классах школы она начала вести свой блог в интернете и поняла, что картавость ей мешает. После обследования стало понятно, что никаких физиологических препятствий для того, чтобы поставить звук, нет, но мышцы языка очень слабые. В течении 3-х недель шел этап постановки звука (артикуляторная гимнастика, дыхательная гимнастика), занятия проходили 2 раза в неделю с логопедом + дома Юля делала упражнения сама. После того, как звук «Р» был сформирован, началась его автоматизация. Было непросто, в основном из-за того, что девушка часто пропускала домашние речевые тренировки. Но через 5 месяцев после первого занятия проблема была решена. Юля научилась правильно и бегло использовать новый звук. Важно отметить, что в непростой работе над закреплением нового звука ей помогали мама и подруга. Помощь близких людей в работе над звуками, как и вообще в любых начинаниях, очень важна.
19 лет: студентка второго курса Евгения обратилась с просьбой помочь ей избавиться от картавости. Она активно участвовала в студенческих конференциях и очень стеснялась своей речи. В ходе осмотра оказалось, что Евгения может правильно произнести звук «Р», т.к. в детстве немного занималась с логопедом, но потом семья переехала в другой город и там не получилось продолжить занятия. За 6 занятий, которые растянулись на 2 месяца, т.к. у девушки была сессия, а потом каникулы, звук «Р» был полностью автоматизирован и введен в речь. Такие быстрые результаты объясняются тем, что звук Р уже был сформирован, поэтому не пришлось его ставить, и огромной работоспособностью Евгении. Каждый день по 1.5 часа она занималась дома, «рычала» по дороге в институт, т.е. использовала все возможности, чтобы потренировать новое звучание. Через 1 месяц на контрольном занятии она рассказала, что теперь не стесняется выступать и знакомиться с новыми людьми.
20 лет: студентка второго курса Александра. Была направлена на консультацию после прохождения мед. комиссии в Академии, где учится на диспетчера полетов. Девушке поставили условие – либо избавляется от картавости, либо отчисляется. Изначально была настроена очень негативно, т.к. картавость ей никогда не мешала в общении. После беседы с логопедом решила попробовать . и смогла «зарычать» на первом занятии, без спец. приспособлений, после речевой гимнастики и показа правильной артикуляции. Такой быстрый результат воодушевил девушку, она пришла на повторное занятие, а потом пропала на 1.5 месяца. После этого в течении месяца занималась очень нерегулярно, то отменяла занятия, то переносила их. После очередной беседы с логопедом выяснилось, что девушка уже психологически готова к занятиям, но при этом параллельно принимает участие в конкурсе игровых костюмов (она талантливо шьет) и сейчас у нее мало свободного времени. После завершения конкурса Александра стала регулярно заниматься и через 3 месяца звук полностью автоматизировался в речи, вопрос об отчислении из института больше не вставал.
29 лет: Алексей, программист, был недоволен своей картавостью, т.к. она мешала работе. После осмотра выяснилось, что он неправильно произносит еще и свистящие звуки, из-за чего речь приобретает нечеткий характер. Алексей решил, что уж если исправлять речь, то всю сразу, но захотел начать именно с «картавости». Звук «Р» был сформирован быстро, за 2 занятия, а через 26 занятий полностью введен в речь. Через 1 месяц после завершения интенсивных занятий молодой человек пришел на контрольный осмотр, рассказал о своих ощущениях от нового звука. После этого мы приступили к исправлению свистящих звуков. Работа над ними прошла также легко, т.к. Алексей регулярно занимался 2 раза в неделю в центре и ежедневно тренировался дома самостоятельно.
29 лет: Артем, химик. Был недоволен своей дикцией и картавостью. Несколько уроков по дикции получил у педагога по технике речи, а за исправлением картавости обратился к логопеду. Смог зарычать на первом же занятии, после гимнастики и по подражанию правильной артикуляции. Через 2 занятий, когда звук Р был легким, началась его автоматизация, т.е. закрепление в слогах, словах, фразах. Регулярно занимался 2 раза в неделю и записывал своих тренировки на диктофон или компьютер (совет от логопеда, чтобы лучше контролировать процесс). Через 2 месяца новый звук был введен в речь и полностью автоматизирован.
35 лет: Виктор, специалист в области масс-медиа. Всю свою жизнь переживал из-за того, что не может правильно произносить звуки Р, Рь. Наконец решился и пришел на занятие. Первые 2 занятия был очень напряжен, стеснялся, что надо сидеть перед зеркалом и «кривляться» (гимнастика для мышц языка является необходимым этапом постановки правильного произношения). После того, как звук был поставлен и началась его автоматизация, расслабился и стал получать удовольствие от процесса. Занимался в течении 5 месяцев, 2 раза в неделю с логопедом и каждый день дома.
Эти истории показывают, что если у человека есть желание преодолеть свои речевые трудности и избавиться от картавости, то взрослый возраст не помеха, а плюс.
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 , написав в Whatsapp или
, или заполнив форму ниже.
Консультация психолога онлайн | |
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта | |
Семейный психолог: консультации | |
Консультация сексолога / сексопатолога | |
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации | |
Коучинг (лайф коучинг) | |
Логопед для взрослых | |
Логопед для ребенка | |
Психологическая диагностика | |
Профориентация для подростков и взрослых |
Работа в Fidem |
Наша группа ВКонтакте
Наша группа в Facebook
Fidem в Instagram
Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда
Источник
Девочка, скажи «рыба». 5 популярных заблуждений о картавости
1. Картавость можно исправить только в детстве
Звук [р] — самый сложный в артикуляции, поэтому чаще всего логопедические проблемы возникают именно с ним. В зависимости от того, как он звучит, профессионалы делят этот недостаток на два вида. Если [р] произносится на французский манер, это ротацизм. А если звук заменяют другим — параротацизм, это когда «рыба» человек произносит как «лыба».
— Ко мне обращаются и дети, и взрослые. Были ученики, которые осваивали звук [р] и после 40 лет. В целом и для тех и для других подход одинаковый: артикуляционные упражнения, дыхание, автоматизация (введение звука в речь). У детей дольше может идти постановка звука, а автоматизация проходит быстрее. У взрослых наоборот. Это часто происходит потому, что им надо преодолеть психологический барьер. И здесь обязательна помощь специалиста: не только логопедическая, но и психологическая, — рассказывает логопед Татьяна Баталова.
У взрослых постановка звука [р] происходит медленнее, потому что в их мозгу уже установилась нейронная связь, за многие годы сформировался патологический стереотип — чтобы его разрушить, нужно время. Кроме того, влияние на взрослых оказывает и окружение: семья, друзья, коллеги наверняка уже привыкли, что человек говорит определённым образом, и будут обращать внимание каждый раз, когда он будет пробовать произносить трудный звук по-другому. Этот страх быть замеченным, смущение, стыд тоже важно преодолеть.
В самом начале работы мы составляем небольшой текст, который помогает настроиться перед каждым занятием. Это своего рода аутотренинг: я говорю красиво. Я правильно произношу звук [р]. Я произношу звук [р] легко. Кроме того, мы периодически делаем аудиозаписи, чтобы человек мог сравнить, как он произносил звук на первых занятиях и как он изменился в процессе.
Разница между взрослыми и детьми ещё и в мотивации. Пока ребёнок маленький, желание исправить звук [р], скорее всего, исходит от родителей. И специалисту, помимо работы с речью, нужно постоянно поддерживать мотивацию дошкольника. У взрослых с мотивацией всё в порядке, и это уже первый шаг на пути к результату.
Профи для любой задачи
2. Грассирование передаётся по наследству
Проблемы со звуком [р] действительно могут встречаться у членов одной семьи, однако это не повод думать, что этот дефект речи проявляется на генетическом уровне и бороться с ним бесполезно. Логопед Мария Орешкина уверена: даже если дома все произносят звук [р] не так, как нужно, ребёнок всё равно слышит разницу — по речи сверстников в саду, например, или других взрослых. Значит, и артикуляционный уклон может сформироваться по верному образцу.
Картавость — это не вирус и не зараза. Понятно, что ребёнок больше всего общается со своими близкими. Но коррекционная педагогика в принципе подразумевает участие родителей, и если они страдают тем же дефектом, то на этапе автоматизации звука обычно учатся вместе с ребёнком и повторяют артикуляционные упражнения дома. Специалисту нужно уделить время, чтобы родители поняли, когда они говорят правильно, а когда нет.
Неправильное для русского языка произнесение звука [р] часто встречается и в билингвальных семьях, например если один из родителей еврей или француз, или семья, владеющая русским, живёт за границей. В этом случае причина картавости — в особенностях более привычного для слуха произношения.
— У меня были клиенты, которые приводили на занятия детей, родившихся во Франции и владеющих русским и французским языками. Они грассировали по привычке, но это можно исправить. В еврейской среде эта особенность речи имеет исторические корни. В прежние времена еврейские дети росли в изолированной языковой среде, с малых лет слыша речь родителей на иврите или идише. Одновременно их учили говорить по-русски, однако ребёнок, который нечасто слышал русскую речь вживую, перенимал гортанное произношение [р]. Так что дело здесь не в генах, — поясняет логопед Екатерина Минеева.
3. Бывает картавость, которую невозможно исправить
Если человек уже обращался к специалисту, но [р] выговаривать так и не начал, это не значит, что его невозможно научить. Возможно, причина кроется в том, что проблема решалась не комплексно, к примеру, нужно было укреплять мышцы всего артикуляционного аппарата, а не концентрироваться на одном упражнении. Или человек недостаточно практиковался. Сам звук можно научиться выговаривать за два занятия, однако потребуется больше времени, чтобы перестать задумываться о нём и окончательно ввести в речь.
— Единственная ситуация, когда нельзя устранить дефект, это нежелание человека заниматься. Некоторые родители думают, что нужно дождаться, пока ребёнок поменяет молочные зубы на постоянные. Но здесь нет никакой связи. То же можно сказать и про специфику анатомии артикуляционного аппарата. Бывает узкое, готическое нёбо, короткий или длинный язык — со всем этим можно работать, — говорит Мария Орешкина.
4. От дефекта можно избавиться самостоятельно
В попытке сэкономить многие пытаются решить проблему своими силами — сейчас много учебников и материалов в интернете. Люди по ошибке думают, что смогут устранить картавость, если просто будут повторять за дикторами на телевидении — кажется, тогда речевой аппарат автоматически перестроится на правильную речь.
Повторять можно, если понимаете, как сделать это правильно. А если не знать, как устроены артикуляционные механизмы, толку от прослушивания новостей не будет. Часто взрослые, которые пытаются исправить картавость самостоятельно, не понимают, почему у них не получается. Им кажется, что надо говорить громче, более утрированно, но это может просто усилить эффект неправильного произнесения.
Специалисты не скрывают: артикуляционные упражнения действительно в большинстве случаев достаточно простые, и найти их можно в открытом доступе. Но у каждого человека с дефектом речи свои нюансы, и оценить их может только профессионал.
Лучше не заниматься самодеятельностью, ведь даже люди без картавости, которые хотят развить свою дикцию, мало чего добьются, повторяя за дикторами новостей. Не зря актёры учат специальные скороговорки, пословицы.
5. Дефект речи портит человека
Последний миф довольно обидный. Людей, которые неправильно произносят звук [р], сегодня можно встретить среди радиоведущих, актёров, дикторов федеральных каналов. Но несмотря на это, картавость всё равно воспринимается как препятствие для карьеры.
— Недостаток это или нет, зависит от человека: кто-то очень переживает, кто-то легче к этому относится. Если неправильное произношение звука [р] мешает, то над ним надо работать. Однако ко мне приходят не только те, кому нужна чистая речь в профессии, но и те, кто просто хочет исправить этот дефект, — говорит Татьяна Баталова.
Некоторым кажется, что стоит человеку собраться, быть внимательнее, и он начнёт говорить правильно. Но эксперты единодушны: конечно, не начнёт. « Эта особенность речи не связана ни с интеллектом, ни со складом характера. Человек может быть раздражительным, нервным, потому что его дразнили в школе или детском саду. Но это не значит, что все люди с такой особенностью будут неуравновешенными, и скорее говорит о поведении социума по отношению к ним», — объясняет Екатерина Минеева. Будьте терпимее, это важно.
Источник