- Поэма Страна Муравия глазами поэта В. Д. Фёдорова
- Твардовский, «Страна Муравия»: краткое содержание и анализ
- «Страна Муравия»: краткое содержание 1 главы. Завязка
- Главы 2-5. В пути
- Глава 5. Встреча с попом
- Глава 6. Сказка о деде и бабке
- Глава 7. Думы о Сталине
- Главы 8-10. Кража коня
- Главы 11-12. Встреча с попом и Бугровым
- Главы 13-14. Жизнь в Островах
- Главы 15-17. В колхозе
- Главы 18-19. Возвращение коня и развязка
- Анализ и идея произведения
Поэма Страна Муравия глазами поэта В. Д. Фёдорова
XII ТВАРДОВСКИЕ ЧТЕНИЯ.
ПОЭМА «СТРАНА МУРАВИЯ» А.Т.ТВАРДОВСКОГО
ГЛАЗАМИ ПОЭТА ВАСИЛИЯ ФЁДОРОВА
80 лет назад в 1936 году вышла в свет поэма А.Т. Твардовского «Страна Муравия». Автору было всего 26 лет. Писалась она в течение двух лет. А через 10 лет в 1946 году поэт Василий Фёдоров в возрасте 28 лет написал поэму «Марьевская летопись». Обе эти поэмы роднит одна общая тема – деревенская: у Твардовского – время коренной перестройки деревенской жизни, а у Фёдорова – трудные послевоенные деревенские будни.
Знакомство двух поэтов состоялось в марте 1947 года в г. Москве на Первом Всесоюзном совещании молодых писателей страны, где Василий Фёдоров представлял делегацию Новосибирской писательской организации.
Подробности встречи были изложены Василием Фёдоровым в 1965 году в статье «Улица Саввы». Причиной поэтического сближения поэтов, перешедшей в дальнейшую настоящую дружбу, окажется как раз поэма «Марьевская летопись». [3, с.434-450].
В 1968 году Василий Фёдоров впервые напишет в журнале «Огонёк» о творчестве А.Т. Твардовского в статье «Новые стихи А. Твардовского», а в 1972 году в №9 журнала «Знамя» будет опубликована объёмная статья
«А. Твардовский в его стихотворениях и поэмах», наброски которой были сделаны ещё при жизни поэта.
Василий Фёдоров приводит в ней свои исследования, показывая одновременно всю значимость поэтического наследия А.Т. Твардовского в советской литературе:
«…То время, которое он проработал в поэзии, при наших темпах жизни можно рассматривать как три эпохи. «Страна Муравия» — это эпоха от времён коллективизации до Отечественной войны, «Василий Тёркин» — это
эпоха военных и послевоенных лет, «За далью — даль» — нынешняя эпоха, в которой кроме этой поэмы он успел утвердиться новыми стихами. Во всех трёх эпохах поэт представлен своими вершинными вещами.» [2, с.171].
В статье Василий Фёдоров, рассматривая конкретно поэму «Страна Муравия», писал:
«Критика уже давно, точнее, с появлением поэмы «Страна Муравия», обратила внимание на то, что её автор — поэт некрасовской школы. С годами это мнение становилось всё очевидней и бесспорней. Казалось бы, выбор учителя, особенно в первую пору, — дело случая, но для Твардовского с его ранним успехом Некрасов стал учителем исторически закономерно. Их родство состоялось на крестьянском вопросе, который на разных этапах русской истории вставал по-новому». [2, с.170-171].
Далее добавляя: «…на каждом творческом этапе стихи заметно тяготеют к той поэме, которая у него в это время родилась. Есть круг стихов, тяготеющих к «Стране Муравии» с её деревенскими красками, с трудными проблемами тридцатых годов…» [2, с.171-172].
Василий Фёдоров показывает взаимосвязь указанных в статье стихов А. Твардовского в подготовке появления поэмы «Страна Муравия»:
«Братья», «Гость», «Бабушка», «Он до света вставал», «Мужичок горбатый», «Рассказ председателя колхоза», заключая:
«… всё становится сообразовано с мыслью и формой, с точностью словоположения в строке. После них стала возможной уже настоящая, высокохудожественная поэма. Впрочем, для самой поэмы не прошли даром ни прозаические стихи, в которых уже была жизнь и тема, ни две поэтические неудачи. Неудача — тоже хороший учитель, когда поэт найдёт силы ею воспользоваться». [2, с.173].
Василий Фёдоров, говоря о фактическом запасе материала для поэмы «Страна Муравия», приводит факты из жизненной биографии самого
А. Твардовского о сотрудничестве в смоленских газетах, о частых поездках по деревням, написания статей, очерков, заметок, осмысления событий тех лет. О замысле поэмы, по признанию самого А. Твардовского, который был подсказан А. Фадеевым в одном из докладов, когда разбирался роман Ф. Панфёрова «Бруски», где речь шла о Никите Гурьянове, середняке, убежавшем от колхоза и объехавшем полстраны в поисках бесколхозной земли. При этом Василий Фёдоров подчеркнул сметку тогда молодого поэта:
«Не будь у Твардовского тех накоплений материала из деревенской жизни, вероятно, он пропустил бы мимо ушей размышления Фадеева, как это сделали многие. Но в том-то и сила настоящего поэта, что ему достаточно одного внешнего толчка, чтобы накопленный материал пришёл в движение и
начал организовываться по строгому закону замысла. Так достаточно в насыщенный раствор бросить один-единственный кристаллик, чтобы он стал бурно наращиваться». [2, с.173-174].
Уточняя: «… к художественному уровню поэмы он пришёл уже в стихах. Всё же, сравнивая поэтическую фактуру стихов и поэмы, мы замечаем, что если в стихах образ часто теснился, то в поэме он получил большую свободу и просторность.
С утра на полдень едет он,
Дорога далека.
Свет белый с четырёх сторон
И сверху — облака». [2, с.174].
Василий Фёдоров, размышляя, затрагивает непростой «крестьянский вопрос»:
«Мы как-то привыкли уже к формулам «переустройство деревни», «ломка старых устоев» и не очень представляем всех подробностей, связанных с ними. А надо при этом представить, какая вековая громада ломалась и преобразовывалась. И поэт прав, когда приравнивает эти события к революции, что лишний раз подтверждает справедливость моей концепции о перманентном значении «крестьянского вопроса» для нашей страны и его влиянии на литературу вообще, и на поэзию в частности.
В крестьянской жизни было несколько понятий, принадлежавших к особой исторической категории, за которыми надо было угадывать не простой, а двойной и тройной смысл, который теперь утрачен.
Если «дом», то не просто дом, где жили, а нечто неизмеримо большее, почти в том же значении, что и «дом Романовых»; если «земля» — не просто земля, а «мать», «кормилица» и «поилица», а лошадь считалась членом семьи и в семейной иерархии стояла сразу же после хозяина.
То конь был — нет таких коней!
Не конь, а человек.
Бывало, свадьбу за пять дней
Почует, роет снег.
Земля, семья, изба и печь,
И каждый гвоздь в стене,
Портянки с ног, рубаха с плеч —
Держались на коне…» [2, с.174].
Далее Василий Фёдоров говорит о значимости коня, как одного из главных связующих звеньев поэмы:
«Кроме всех этих качеств, серый копейчатый конь Моргунка оказался волшебным и для самого автора. Впряжённый в оглобли замысла, он помог поэту организовать сюжетную интригу и, по правде сказать, вывез всю поэму. Сначала на «серого» позарился бродячий поп, встретившийся на
перепутье, однако угнать его от хозяина не решился, видимо, ещё было в нём чувство греха; но вот повстречался Моргунку его раскулаченный сосед Илья
Бугров, под видом слепого бредший из ссылки. Этот не постыдился ночью ускакать на моргуновском коне и даже оставить при Никите своего сынишку — «поводыря». Эгоистическая, беззастенчиво-кулацкая природа Ильи Бугрова сказалась и здесь. Бывший сосед заставил Моргунка самого впрячься в телегу.» [2, с.175]
Василий Фёдоров делится интересным фактом экранизации поэмы «Страна Муравия». От имени А. Твардовского показывает в поэме, как частнособственническая природа людей вообще эгоистична и безнравственна. [2, с.175].
Заостряет внимание на последней четырнадцатой главе — о селении Острова, где Некрасов проявился в поэме А. Твардовского почти
в натуральном виде. Даже название села символично, где живут ещё единоличники, окруженные морем колхозных хлебов, хотя оно бедное, сонное, ленивое.
«Мы — люди тёмные. » — говорит один. «Мы индюки. » — признает другой.
— Ты что строгаешь?
— Дудочки.
— А для чего они.
— А дам по дудке каждому,
И дело как-никак.
— А не кулак ты, дедушка?
— А как же не кулак!
Богатством я, брат, славился
В деревне испокон:
Скота голов четыреста
И кнут пяти сажён…» [2, с.177].
Фёдоров подчёркивает: «Здесь не только интонация, но само село, люди в нём — некрасовские. Некоторые фразы звучат так, будто они целиком перенесены из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Так на замечание Моргунка о небогатой жизни села старик отвечает: «А счастье не в богачестве». Знакомый оборот!». [2, с.177].
«Твардовского роднит с Некрасовым и фольклорная стихия поэтической речи: пословицы, поговорки, частушки, иногда трансформированные, но всегда органически спаянные с оригинальным текстом, с конкретным событием в поэме. Речь идёт не только о игровом, свадебном фольклоре, например, особенно богатом в русской народной поэзии: «А что ж тебя заставило выйти замуж за старого», «У твоего милёночка худая кобылёночка. Он не доехал до горы, её заели комары», «Бабий век — сорок лет», но и множество других примеров уже не в свадебной ситуации.
Вот Моргунок везёт телегу, впереди спуск к мосту.
И пошёл, пошёл с разбега,
Только грохот поднялся.
Пропадай моя телега,
Все четыре колеса». [2, с.177].
Показывая главенство поэмы в период её выхода, Василий Фёдоров писал:
«Появившись в 1936 году, «Страна Муравия» заняла в советской поэзии тех лет самое почётное место. А в те годы активно работали многие поэты — Д. Бедный, М. Исаковский, А. Прокофьев, хорошо знавшие деревню, в расцвете талантов были Н. Тихонов, А. Сурков, В. Саянов, И. Уткин и многие другие.
Но Твардовский, как говорят, прошёл «по главному», тронул самый чувствительный нерв народной жизни. Индустриализация страны в наших тогдашних масштабах была тоже делом неслыханным, но в морально-нравственном и политическом плане она протекала менее болезненно, чем коллективизация». [2, с.178].
«Страна Муравия», определив уровень поэтического слова тридцатых годов, имела большое влияние на молодых поэтов, шедших вослед Твардовскому. Было написано немало поэм с темой поиска крестьянского пути, напоминавшего поиск Никиты Моргунка. А о стилистическом влиянии и говорить не приходится. Примером может служить «Флаг над сельсоветом» А. Недогонова. Не без явного влияния «коленчатого» недогоновский старшина решил вернуться из Европы в колхоз на доброй лошади. Знаменательно, что «Флаг над сельсоветом» поднялся в то время, когда в нашей поэзии был уже «Василий Тёркин». [2, с.178].
«Несмотря на сюжетные зигзаги «Страны Муравии», круг идей Никиты Моргунка примитивно прост, а будь он сложней, не было бы и поэмы. В этой поэме поэт только рисует, а размышления перекладывает на читателя…» [2, с.190].
В окончание статьи Василий Фёдоров писал:
«Заканчивая разговор, хочу обратить внимание читателей ещё на одну творческую особенность таланта Твардовского. Среди подлинных талантов он обладал особым — способностью создавать живой, почти плотский образ героя. Даже в нашей прозе героев, которых воспринимали бы как людей или живущих, или живших, не так уж много, а в поэзии — и того меньше. Среди них видны издалека — и Моргунок, и Василий Тёркин. А главное, поэт сумел выписать себя — крупного, умного, стоящего вровень с веком. Вот почему, не рисуясь, не играя в жизнелюбие и оптимизм, поэт вправе был сказать:
Нет, жизнь меня не обделила,
Добром своим не обошла». [2, с.199].
В заключение — слова Василия Фёдорова о А. Твардовском:
«В русской поэзии он — такая же веха, как Некрасов, Блок, Маяковский и Есенин. Его имя лично мне давало возможность гордиться нашей современной поэзией, её народностью, не прибедняясь, ставить её вровень с классикой XIX века». [2, с.170].
А.А.Кочетков
Декабрь 2016 года.
Литература
1. Фёдоров В.Д. Веха русской поэзии. А. Твардовский в его стихотворениях и поэмах. // Знамя. – 1972. – №9. – с.204-217.
2. Фёдоров В.Д. Веха русской поэзии. А. Твардовский в его стихотворениях и поэмах. // Собрание сочинений: В 5 т. Т. 4. – с.170-199.
3. Фёдоров В.Д. Улица Саввы. // Собрание сочинений: В 5 т. Т. 4. – с.434-450.
Источник
Твардовский, «Страна Муравия»: краткое содержание и анализ
В середине 30-х (1934-1936) годов А. Твардовский пишет поэму «Страна Муравия», тема которой – происходящие в тот период изменения в деревне. Оценка книги была неоднозначной. Власти усмотрели в ней прежде всего прославление коллективизации, полным ходом идущей в стране. Но такие литераторы, как, например, Б. Пастернак или Н. Асеев, отметили, что простота поэмы кажущаяся, а на самом деле — это довольно сложное произведение. Попробуем разобраться в причинах подобных трактовок.
«Страна Муравия»: краткое содержание 1 главы. Завязка
Поэма начинается описанием непростой переправы на пароме, который скрипит и кружится от быстрины. Слышен треск каната, гомон и шум куда-то направляющегося народа, среди которого выделяется уполномоченный. Эта картина вызывает ассоциации с изменениями, случившимися в деревне, несущими новую, а потому неизвестную и пугающую жизнь. В мире тысячи дорог, и по одной из них, своей, едет главный герой, Никита Моргунок. Нарядный, словно отправляется на пир, он ведет друга-коня, запряженного в обоз. «Прощайте… отцовские места!» — такими словами Никиты заканчивается первая часть поэмы «Страна Муравия», краткое содержание которой вы читаете.
Главы 2-5. В пути
Странствующий Моргунок оказался в селе, где шло веселье. Никиту остановили и повели к столу: «Гуляй на свадьбе… — последняя она». За столом, где не было свободного места, всех приветствовал щедрый хозяин, но ни жениха, ни невесты герой не увидел. В ответ на вопрос о том, что празднуют, ему ответили: здесь и свадьба и помин по тем, кого отправили на Соловки. Так в поэме «Страна Муравия» возникают образы раскулаченных, которых отправляли в неведомые края возами вместе с детьми и скудными пожитками. Этот рассказ прерывается символической песней о птичке, запертой в клетке и мечтавшей о свободе.
Покинув деревню, долго ехал Никита со своим верным конем, которого берег пуще глаза. Автор рассказывает, как накануне отъезда он пришел к Серому, который был для него не конь – человек, посоветоваться.
На исходе дня герой решил навестить свояка, с которым дружил уже двадцать лет. Невеселыми были их разговор и песни в этот вечер: как сложится их будущее? Каждый думал о своем.
Никита женился в семнадцать, поселился в своем хуторе и не желал идти в колхоз. Дед говорил ему, что всему свой срок: и здоровью, и удаче, и богатству. И если последнего к сорока не достигнешь (Моргунку уж исполнилось тридцать восемь), то «дальше не гляди». Вот и отправился он искать, где находится таинственная страна Муравия, о которой сказывал дед. По его словам выходило, что там кругом своя земля. И все, что ни посеешь, тоже твое.
Утром вновь отправляется Моргунок в дорогу. Чем дальше он едет, тем радостнее и краше становится земля. Вот уж и конь устал, и сам Никита не знает ни деревень, ни сел, встречающихся на пути.
Глава 5. Встреча с попом
Вдруг странного пешехода завидел впереди герой. Это был человек, подпоясанный бечевкой с торчащими из-под подрясника лопатками (духовный служитель) и ларцом за спиной. «Видать, тебя до ручки раскулачили?» — с таким вопросом обращается Никита к попу. Тот поведал о своей горькой жизни. Все приходы закрыли, а их служители занимаются кто чем. Он вот ходит по деревням: где покрестить нужно, где обвенчать… Вот только без коня сложно. И предложил поп Моргунку идти дальше вместе. Но герой отказался, ответив, что у него своя дорога, и уж точно не такая, чтобы подаяние просить. С тем и разошлись.
Глава 6. Сказка о деде и бабке
Поэма Твардовского «Страна Муравия» продолжается историей, которую услышал как-то ночью дремлющий Моргунок от случайных встречных – много попадалось их на его долгом пути.
Век жили в своей покосившейся избе дед да баба. Все шло своим чередом, и ничего не хотели они менять. Вот только вода каждый год подходила к их лачуге, а однажды, когда «разлились по всей России воды всех морей и рек», подхватило их избушку и понесло. Пока не пристала она к одной из усадеб. Дед поглядел «на солнце дверь» и решил, что, знать, жить им теперь по-новому. Так стали старики колхозниками.
Глава 7. Думы о Сталине
Отправляется дальше Никита. И вдруг разносится средь народа молва: сам Сталин едет на вороном коне. С трубкой, в шинели, все разглядывает, расспрашивает и записывает себе в книжечку. И кажется Моргунку, что движется вождь навстречу ему. Начинает он думать, о чем бы спросить товарища Сталина? И приходит ему на ум главный вопрос: когда закончится «эта суетория», при которой все идет на слом? Вспоминает герой о прежней жизни, и желания его оказываются довольно простыми: вот позволили бы власти и дальше оставаться на своем хуторке. А место, где он стоит, чтобы была та самая страна Муравия, краткое содержание дедовского рассказа о которой не выходило у него из головы.
Главы 8-10. Кража коня
Как-то Моргунка окликнули, и он увидел нищего, которого вел за руку, словно слепого, мальчик. Оказалось, это был прежний сосед, Илья Кузьмич. Как близкого, принял его герой: угостил и стал расспрашивать. Собеседник рассказал о жизни в краю, где имел он лишь барак в снегу. Из прежнего добра только сын и остался. Теперь вот ходят по земле, попрошайничают. Спокойно заснул в эту ночь Никита, ведь рядом не чужой – сосед. Только слышал ночью сквозь сон ржание. А утром увидел, что Серого нет: Илья Кузьмич мальчишку на коня сменял. Делать нечего – отправились дальше вместе искать, где страна Муравия находится. Моргунок впрягся в обоз и тяжело потянул его вперед, вызывая любопытство встречающихся.
В одном из селений их остановили: порасспросили, посмотрели документы, но все же отпустили. Вновь загромыхала телега. Теперь героя еще беспокоила и судьба Серого, о котором он расспрашивал каждого встречного.
Однажды набрел герой на табор, стал просить вернуть коня. Выводили ему скакунов – один другого лучше, но не было среди них Серого. Ночью Никиту мучила мысль: ведь воруют же цыгане, почему бы и ему не увести у них лошадь. Он даже направился к сараю, но устыдился сторожа и ни с чем отправился дальше.
Главы 11-12. Встреча с попом и Бугровым
Трое суток тащил телегу Моргунок, и даже привык к «должности» коня – продолжает повествование А. Твардовский. Страна Муравия – краткое содержание путешествия Никиты очень напоминает похождения героев Некрасова – все не попадалась, хотя оказался герой очень далеко от дома. Встречались ему трактора, летели над ним в небе самолеты, а он все тянул обоз, и следом шел мальчишка. Как-то вновь встретился им на пути поп, причем был он на коне Моргунка. Герой пытался догнать его, но пока выбрался из хомутов, того и след простыл.
В одном из городков попал Никита на базар. Стал высматривать лошадей серой масти, но и здесь не нашел своего коня. Тут Моргунок увидел стоящего у ограды нищего: тот выводил песню и держал шапку с милостыней. Узнав в нем Ивана Кузьмича, Никита подмял бывшего соседа под себя, а затем повел вперед. В какой-то момент Бугрову удалось обмануть героя – и опять ни вора, ни коня.
Главы 13-14. Жизнь в Островах
Тащит дальше свой обоз Моргунок. Вдруг останавливается рядом трактор, и молодой шофер предлагает дотащить телегу до колхоза. Выслушав рассказ Никиты, паренек посоветовал пойти в Острова, где можно было приобрести коня. Сдав телегу под расписку, герой направился в соседнее село, едва видимое в море пшеницы.
Колхоза здесь не было, каждый жил для себя. Первое, что увидел наш путешественник, — полная разруха. Убогие избы, поваленные плетни, сидящий без дела народ – так описывает Острова Твардовский.
«Страна Муравия» (краткое содержание поэмы вы читаете) продолжается разговором с дедом, изготавливавшим дудочки. Он повел гостя в свой худой двор и указал на коня – седого и слепого от старости. «Да, вот как люди здесь живут», — произносит Моргунок, а потом делает невеселый вывод: так нельзя. С горечью рассказал он новым знакомым о верном друге – украденном коне. Слушатели поохали, о потом завели песню, которую слыхал от деда герой лет двадцать пять назад.
Главы 15-17. В колхозе
Отправившись за телегой, попал Никита на ток. С удовольствием взялся он за работу: и зерна, и соломы было валом. Подошел к нему на помощь мужик, который оказался председателем. Глава колхоза решил показать гостю усадьбу. Удивили Моргунка добротность и серьезность во всем. Сделано всерьез, точнее, навечно — пояснил Андрей Ильич.
А затем председатель поведал историю своей жизни, которая приводится в поэме «Страна Муравия». Анализ ее показывает типичность людей, представлявших советскую власть. Родился в бедной многодетной семье, в которой все мужчины были крепкие как на подбор. В Гражданскую получил шесть ранений, но выжил. Затем участвовал в разделении земель, за что не раз получал угрозы. Однажды ночью местные богачи Грачевы подкараулили его вдали от села и жестоко избили. Андрей Ильич с трудом смог доползти до дома, но веры в свое дело не потерял. То же завещал и родному сыну – верно служить советской стране.
А ночью местный сторож завел с Моргунком разговор о нелегкой судьбе странника. Бродит где-то старик из их колхоза, отправившийся на паломничество, или обычный мужик ходит в поисках работы, или возвращается с канала домой с думой о мести известный Степка Грачев… Так расширяет границы повествования А. Твардовский. «Страна Муравия» (анализ поэмы подводит к этой мысли) превращается в повествование о судьбе русского мужика в трудные послереволюционные годы.
Главы 18-19. Возвращение коня и развязка
А утром в колхозе праздновали свадьбу: по-народному, с размахом. Услышал здесь Моргунок хвалебные речи о новой жизни. И вдруг среди веселья появился у палисада конь, а хозяйка тайком сообщила мужу о приезде батюшки, готового обвенчать молодых. Услышавший разговор Никита сразу все понял, сорвался с места, а через минуту уже висел на шее своего Серого.
И вот они уже опять в пути. Задумался Никита: немало повидали за это время, но где та страна, что описывал дед? С этим вопросом он обратился к сидевшему на пне старику. Тот подумал, а потом ответил, что нет больше страны Муравской. Была и пропала, травой заросла. В один конец, в другой: куда ни глянешь — единственный путь остался. В колхоз. Так заканчивается поэма «Страна Муравия».
Анализ и идея произведения
Моргунок и само построение поэмы во многом напоминают «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова. Это еще одна попытка ответить на вопрос, всегда волновавший крестьян, о том, где кроется лучшая доля.
Главный герой – это собирательный образ человека, всегда жившего на земле и занимавшегося своим хозяйством. И вдруг он оказался в мире, где существовавшие веками традиции были уничтожены. Его восхищение природой и колосящимися полями, радость от работы на колхозном току (истосковался) свидетельствуют о безмерной любви к родной земле-кормилице.
Образ коня является символичным в поэме «Страна Муравия», содержание которой напрямую связано с его кражей и неутомимыми поисками. Он всегда был опорой крестьянина, его главным богатством. Потому-то и было трудно при новых порядках отводить скотину в колхоз, где за ней не было должного ухода. И хотя в последних главах Моргунок восхищается увиденным в колхозе и даже подумывает о вступлении в него, очевидно, что коллективизация нанесла большой урон деревне, так как крестьяне перестали быть хозяевами земли. Да и не всякий «кулак» нажил свое «богатство», используя чужой труд.
Такие не совсем веселые мысли вызывает поэма «Страна Муравия» А. Твардовского.
Источник