- Тайные общества декабристов: Южное и Северное
- Южное тайное общество
- Русская Правда Пестеля
- Северное Тайное общество
- Конституция Муравьёва
- Общее и отличия в обществах
- Политические идеи и программы декабристов. П.И. Пестель, Н.М. Муравьев
- Общественно-политическое движение в России в 19 веке, разложение феодально-крепостнического строя. Описание политической программы П. Пестеля, характеристика социальной программы Н. Муравьева. Итог восстания декабристов и его историческое значение.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
Тайные общества декабристов: Южное и Северное
Война такое несправедливое и дурное дело, что те, которые воюют, стараются заглушить в себе голос совести
Тайные общества декабристов берут свое начало в «Союзе спасения» и «Союзе благоденствия». Каждый союз развивал идеи либерального развития России, с каждым годом организации проникали все глубже в управление страной. Особенно необходимо отметить «Союз благоденствия», который существовал с 1818 по 1821 годы. Он пропагандировал идеи реформ с сохранением самодержавия. все изменили события 1820-1821 годов. В это время в Испании, а затем в Португалии и Италии произошли революции. Они были практически без крови и революционерам удалось главное — они добились принятия либеральной конституции. Руководители тайных обществ ожидали, что подобный сценарий бескровной революции возможен и в России, но взгляды на методы достижения у лидеров были разными. В результате «Союз благоденствия» распался:
- Южное тайное общество с центром на Украине, в Тульчине.
- Северное тайное общество с центром в Петербурге.
Южное тайное общество
Южное тайное общество будущих Декабристов было образовано в 1821 году. Оно базировалась на Украине в 3 центрах:
- В Тульчине. Здесь находилась штаб-квартира общества, которая называлась «Коренная управа». Этот город был выбран в качестве главного, поскольку здесь квартировалась 2-ая украинская армия, на базе которые функционировало общество. Руководителями его выступили Пестель и Юшневский.
- В Каменке. Руководителями отделения были Давыдов и Волконский.
- В Василькове. Руководители Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин.
Тайное общество декабристов на юге все решения принимало на съездах. Эти съезды проходили ежегодно в Киеве. Первый съезд прошел в январе 1822 года. На этом съезде Пестель впервые сформулировал свою программу реформирования России, которую он назвал «Русская Правда».
Русская Правда Пестеля
Павел Иванович Пестель свой документ по созданию Конституции назвал «русской правдой», поскольку хотел подчеркнуть связь своего тайного общества с древней Русью. Напомним, что в 1047 году Ярослав Мудрый принял «Русскую правду», в которой был изложен свод законов Киевской Руси. Тогда это было необходимо, поскольку страной невозможно было управлять без законов. Назвав свой документ «Русская Правда», Пестель подчеркивал, что Российская Империя по состоянию на 1822 год также не имеет законов, является бесправной, нуждается в сильной руке, которая будет наводить порядок. Причем порядок,как предполагало это тайное общество Декабристов, должен был быть более либеральным, чем послевоенная политика Александра 1.
Русская Правда Пестеля предполагала следующее:
- Россия должна из Империи стать Республикой, Где решающую роль будет играть народный парламент. Парламент выборный.
- Иисполнительная власть принадлежит Державный Думе, которая состоит из 5 человек. Ежегодно 1 человек из 5 меняется. Дума выборная.
- К выборам допускались только мужчины старше 20 лет.
- Верховный собор должен был следить за соблюдением законов в стране. Собор предположительно должен был состоять из 120 человек, которые пожизненно занимают свою должность.
- В стране провозглашается свобода религиозных взглядов и верований, печати, передвижения и слова. Перед судебными органами все категории населения должны быть равны.
- Полная отмена крепостного права. Земли предлагалось разделить на 2 большие группы: общественные и частные. В частное землевладение передавалось столько земли, сколько должно хватить крестьянину. Остальное уходило в общественное пользование.
- Польша должна получить самостоятельный статус. Пестель полагал, что после этого Польша будет союзницей России.
Как видите, основной программный документ Южного тайного общества Декабристов предполагал полную ликвидацию монархии. Вся власть планировалась сосредоточиться в руках Парламента, который работает из единого центра. В программе не указывалось в каком центре будет работать Парламент: в Петербурге или в Москве. По своей сути это был радикальный документ, который хоть и пытался придать либеральные пути развития для Российской Империи, но требовал для этого полного свержения власти монарха.
Северное Тайное общество
Северное Тайное общество было образовано в 1822 году в Петербурге. Общество работало только в столице Российской Империи, не образуя представительство в других городах. Лидерами — этого тайного союза будущих декабристов выступили Муравьев, Пущин, Лунин, Тургенев, Оболенский и Трубецкой. Северное общество было менее радикальным в сравнении с Южным. Оно не требовала уничтожение монархии, а говорил о создании ограничительных условий в виде Конституции. В конечном итоге была принята Конституция Муравьёва, которая фактически была уставным документам для общества.
Конституция Муравьёва
«Конституция», которую разработал Муравьев, и к которой стремилось Северное тайное общество декабристов предполагала следующие:
- Российская Империя становится конституционной монархией. Власть по-прежнему принадлежит императору, но теперь она должна быть ограничена Конституцией. Главным образом император лишался власти законодательной.
- Законодательная власть переходила в распоряжение Парламента. Парламент был выборным, но к выборам допускались не все. В отличии от Южного общества к выборам допускались не на основе достижении определенного возраста, а на основе достижения определенного имущества. Фактически к выборам допускались только богатые.
- Все государственные должности в России должны были стать выборными. Тем самым уничтожался Табель о рангах, введенный еще Петром 1.
- Утверждалось всеобщее равенство слоев населения перед законом. Также закреплялись свобода слова, свобода совести, свобода религии, свобода печати.
- Отмена крепостничества. Документ предусматривал передел земли. Большая ее часть должна была перейти в постоянное пользование помещиками. Крестьянам предполагалось выделить 2 десятина земли. Этого было недостаточно для прокормления крестьянской семьи, поэтому документ как бы предполагал, что крестьяне будет добровольно наниматься на работу к помещикам.
- Российская Империя должна была быть преобразована в форму Федерации. Предполагалось введение 13 федеральных округов, у каждого из которых должен был быть свой центр. Отмечу, что Киев должен был выступать центром Черноморска.
Эта Конституция была не попыткой изменить страну к лучшему, а попыткой осуществить перераспределение ресурсов. Да, документ предусматривал отмену крепостного права, но фактически крестьяне свободными не становились. Вся программа Северного тайного общества базировалась на том, что помещики, как класс, должны были получить более значительную роль в управлении страной.
Общее и отличия в обществах
Тайные общества Декабристов ставили перед собой единую цель — отмена крепостного права и реформирование системы управления страной. Другое дело, что пути реформирования отличались. Традиционно на юге речь шла не о попытках видоизменить власть, а о полномасштабной революции, в ходе которой император должен был быть арестован или казнён. Северное общество придерживалось принципов введения Конституции, поскольку это общество было более приближенным к кругам управления страной, поэтому и располагалось в Петербурге. Поскольку это общество было приближено к управлению, оно не могло рассматривать варианты уничтожения императорской власти. Поэтому была выбрана Конституция, но Конституция направленная на простых людей, а на обеспеченных.
В конечном итоге, несмотря на разногласия в принципах ведения своей деятельности, развитие Северного и Южного тайных обществ привели к восстанию на Сенатской площади в декабре 1825 года. Восстание было стихийным, но это была первая подготовленная и относительно масштабная попытка свержения власти.
Источник
Политические идеи и программы декабристов. П.И. Пестель, Н.М. Муравьев
Общественно-политическое движение в России в 19 веке, разложение феодально-крепостнического строя. Описание политической программы П. Пестеля, характеристика социальной программы Н. Муравьева. Итог восстания декабристов и его историческое значение.
Рубрика | История и исторические личности |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 24.12.2016 |
Размер файла | 25,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации
«История политических и правовых учений»
Политические идеи и программы декабристов. П. И.Пестель, Н. М.Муравьев
1. Общественно-политическое движение в России в первой половине 19 века
2. Политическая программа Пестеля П.И
3. Политическая программа Муравьева Н.М
4. Итог восстания декабристов и его историческое значение
Список использованной литературы
В истории общественной мысли России XIX век занимает свое особое место. В этот период быстрыми темпами шло разрушение феодально-крепостнической системы и утверждение капитализма. В стране шел процесс осознания необходимости коренных преобразований, поиск путей их осуществления. Вопрос о неизбежности изменений реально встал и перед обществом, и перед верховной властью.
Однако представления о путях перемен у самодержавия и российского общества существенно отличались. В России сформировались три основных течения в развитии общественной мысли и общественных движений: консервативное, либеральное и революционное.
Консерваторы стремились сохранить основы существующего строя, либералы оказывали давление на правительство с целью заставить его пойти на проведение реформ, революционеры добивались глубоких перемен путем насильственного изменения политического строя страны.
В период, когда власти отказываются от реформ, ярко проявляется революционное политическое течение в среде дворянства. Это было движение декабристов. Главным фактором его возникновения стали социально-экономические условия развития страны. Немаловажное значение в формировании революционных взглядов декабристов имели усиление крепостнического гнета, антикрепостническое движение народных масс после Отечественной войны 1812 г. Декабристы называли себя «детьми 1812 г.» и не раз подчеркивали, что именно 1812 г. явился исходным моментом их движения. Более ста будущих декабристов участвовали в войне 1812 г., 65 человек из тех, кого в 1825 г. назовут государственными преступниками, насмерть сражались с врагом на поле Бородина.
1. Общественно-политическое движение в России в первой половине 19 века
Разложение феодально-крепостнического строя в России, возникновение и развитие капиталистических отношений, борьба народных масс против произвола и деспотизма породила движение декабристов.
Это движение сложилось на почве российской действительности, оно объективно отражало и защищало интересы нарождающегося буржуазного общества. Декабристы в условиях зарождающегося кризиса феодально-крепостнического строя сознательно с оружием в руках выступали за отмену крепостного права. Задачи, которые они пытались разрешить, отвечали интересам большинства народных масс, поступательному движению страны.
Объективно декабристы выступали против феодальной собственности на землю. Борясь против крепостничества, против феодальной эксплуатации крестьян, права помещика на обладание трудом крепостных, они высказывались за передачу части земли бывшим крепостным крестьянам. Реализация проекта декабристов означала превращение земли в буржуазную собственность, следовательно, вся их деятельность была направлена на разрушение старого строя.
Движение декабристов всецело было связано с развитием освободительного движения по всему миру в 18, начале 19 века. Борясь против крепостного права и самодержавия, нанося революционные удары феодальной собственности, они тем самым расшатывали всю феодально-крепостническую систему.
Движение декабристов относиться к периоду, когда все передовые силы человечества стремились решить основную историческую задачу — разрушение уже отжившей себя феодально-крепостнической системы народного хозяйства, дать простор производственным силам общества, поступательному революционному развитию общества. Таким образом, движение декабристов укладывалось в рамки единого революционного процесса в начале 19 века, начавшегося революцией в США и во Франции в конце 18 века. политический декабрист пестель муравьев
Движение декабристов стоит на плечах передовой общественной мысли в России. Оно было хорошо знакомо со взглядами Фонвизина, Радищева и многих других идеологов реформаций.
Декабристы считали, что источником верховной власти в России является народ, что ему добиться освобождения можно, подняв восстание против самодержавия. Политическое сознание декабристов стало пробуждаться в первые десятилетия 19 века. Определенное влияние на становление их мировоззрения оказала Великая Французская революция конца 18 века, революции в Европе и Отечественная война 1812 года. Именно война со всей ее глубиной поставила перед декабристами вопрос о судьбах Родины. “Мы были детьми 12 года”— говорил Д. Муравьев (один из декабристов).
2. Политическая программа Пестеля П.И
«Дней Александровых прекрасное начало» (А. С. Пушкин) способствовало появлению оппозиционных организаций, объединившихся в общества: «Орден русских рыцарей» (1815), «Союз спасения» (1818), «Союз благоденствия» (1818) и, наконец, на основе распадения последнего, Северное и Южное общества. Их участники составляли программы, предусматривающие различные варианты изменения российской абсолютной монархии и ликвидации крепостного права.
Павел Иванович Пестель (1793-1826) родился в Москве в семье крупного чиновника. П. И. Пестель получил домашнее образование, продолжив его в Германии, а по возвращении в Россию окончил первым учеником Пажеский корпус. В 1812 г. стал участником Отечественной войны, проявил недюжинную храбрость и был награжден золотым именным оружием. В 1821 г. был произведен в чин полковника, и перед ним открылась блестящая военная карьера. Но П. И. Пестель избрал другой жизненный путь. В целях преобразования общества и государства он вступает в тайные союзы и впоследствии становится организатором и главой Южного общества, для которого и создает «Русскую правду» в качестве теоретической программы дальнейших действий.
Результатом деятельности тайных обществ становится восстание на Сенатской площади Санкт-Петербурга 14 декабря 1825 г., после подавления, которого П. И. Пестель был осужден «вне разрядов» и приговорен к смертной казни.
В своих социальных взглядах Пестель исходил из положения о естественном равенстве всех людей и взаимном стремлении к общественной жизни для удовлетворения потребностей на основе разделения труда. Он различал общественное и государственное устройство, определяя государство как приведенное в законный порядок общество. Последнее возникло в силу природного разделения людей на повинующихся и повелевающих. Правительство имеет обязанность «распоряжаться общим действием и избирать лучшие средства для достижения Благоденствия всем и каждому. народ имеет право требовать от правительства, чтобы оно непременно стремилось к общему и частному Благоденствию». Государство существует на равновесии взаимных прав и обязанностей правительства и народа, если же таковое равновесие утрачивается, то «государство входит в состояние насильственное и болезненное». Поэтому необходимо создать такие законы, посредством, которого возможно поддержание подобного равновесия. «Цель Государственного устройства. возможное Благоденствие всех и каждого», и достигается она только на основе законов.
Все законы Пестель делил на три вида: духовные, естественные и гражданские.
Духовные законы известны из Священного Писания: они «связывают духовный мир с естественным, жизнь бренную с жизнью вечной».
Естественные законы вытекают из требований природы и нужд естественных, и они «глубоко запечатлены в наших сердцах. Каждый человек им подвластен, и никак не в силах их низвергнуть».
Государственные законы представляют собой постановления государства, которые ставят себе задачей достижение общественного Благоденствия, и потому они должны издаваться в полном соответствии с законами духовными и естественными. Такое соответствие является непременным условием их действительности.
Другим условием, определяющим содержание государственных законов, служит приоритет общественных интересов: выгоды целого всегда превалируют над выгодами части. Гражданские законы составляются таким образом, чтобы интересы отдельного индивида не противоречили интересам всего общества в целом. Если действия правительства, равно как и действия отдельных лиц, «будут основываться только на подобных непременных законах, то пользование Благоденствием станет возможным для всех». Всякое действие, противное Благоденствию, следует признавать преступным. Каждое справедливо устроенное общество обязано находиться под непременной властью законов, а не личных прихотей правителей.
Пестель усматривал определенные различия в «коренных законах» отдельных стран и народов, но, в отличие от Ш. Монтескье, связывал эти различия не только с географической средой и климатическими условиями, но преимущественно с теми социальными и политическими институтами и учреждениями, которые сложились в том или ином государстве.
Государственная организация в России не служит достижению общественного Благоденствия и потому характеризуется Пестелем как «зловластие», приносящее стране и народу унижение, ниспровержение законов и в конечном итоге — гибель самого государства. Поэтому имеющиеся в России нарушения неизменных и коренных законов (естественных, духовных и положительных) «требуют изменения существующего ныне государственного порядка и введения вместо него такого, который был бы основан только на точных и справедливых законах и постановлениях и не представлял бы ничего личному самовластию и в совершенной точности удостоверял бы Народ Российский в том, что он составляет Гражданское общество, а не есть и никогда не может быть чьей-либо собственностью или принадлежностью». В этих положениях Пестель сформулировал право на революционное ниспровержение правительства, нарушающего в своих действиях духовные, естественные и положительные законы.
Критика абсолютной монархии как формы правления сопровождается у Пестеля осуждением крепостного права, которое он считал несовместимым с понятием Благоденствия государства и его подданных.
«Русская правда» предлагает план социальных и политических преобразований в России, а также совокупность средств по его реализации.
Социальная программа П. И. Пестеля радикальна. Он требует отмены крепостного права и безвозмездного наделения всех крестьян землей.
Земля по естественному праву является достоянием всех людей, а, следовательно, каждый человек должен иметь в ней свою долю, так как земля — главный источник «пропитания человечества». Но согласно современным положительным законам установлена частная собственность, и право собственности так глубоко укоренилось в сознании людей, что полностью сломать его невозможно, тем не менее, необходимо найти пути объединения этих двух тенденций и разрешения противоречия между ними. План П. И. Пестеля состоит не в ликвидации собственности на землю, а в превращении всех россиян в собственников.
Всю землю он предполагает разделить на две части: волостную (общественную) и частную. «Первая представляет собственность общественную, вторая — собственность частную». Волостная земля неприкосновенна, и она, в свою очередь, разделяется на участки, которые раздаются членам волости. Таким образом, все россияне становятся помещиками. В «случае переселения какого-либо крестьянина в другие места земля поступает в распоряжение волости и в обороте не участвует. При возвращении бывшего члена волости в деревню ему из волостного фонда выдается необходимое для пропитания количество земли. Право частной собственности названо П. И. Пестелем «священным и неприкосновенным». Он считал, что в силу природного неравенства людей в способностях и физической силе в обществе сохранится и деление на бедных и богатых, но тем не менее каждый «россиянин будет совершенно в необходимом обеспечен и не попадет ни в чью зависимость».
Переход «из нынешнего состояния» к будущим порядкам предполагается постепенный. Земля у помещиков выкупается оброком или работой, с оставлением в частных руках не более чем по десяти тысяч десятин на хозяйство, причем с оплатой только половины изъятой земли, остальное экспроприируется безвозмездно. Вначале новые порядки вводятся только на казенных землях, а затем разрабатывается постепенный и последовательный план перехода всех земель в этот правовой режим.
Политическим идеалом П. И. Пестеля является республика. «Я сделался республиканцем и ни в чем не видел большего благоденствия и высшего блаженства для России, как в республиканском правлении».
В организации верховной власти в государстве Пестель различает Верховную законодательную власть и Управление (исполнительную власть). Верховная власть вручается Народному вече, исполнительная — Державной думе, а надзор за их деятельностью — Верховному собору, которому принадлежит блюстительная власть.
Избирательным правом пользуются все лица мужского пола, достигшие двадцатилетнего возраста, за исключением находящихся в личном услужении.
Действия законодательной и исполнительной властей, а также государственное устройство определяются Конституцией, которую Пестель называет Государственным заветом.
Россия представлена в проекте Пестеля унитарным государством с разделением «всего пространства на 10 областей и 3 удела». Каждая область, в свою очередь, состоит из пяти губерний или округов, губернии — из уездов, а уезды — из волостей. Местные органы власти строились по образцу центральных.
Интересны соображения Пестеля об определении положения различных народностей, населяющих территорию России. «Весь российский народ составляет одно сословие — гражданское; все нынешние сословия уничтожаются и сливаются в одно сословие — гражданское. Все различные племена, составляющие Российское государство, признаются русскими и, слагая свои различные названия, составляют один народ русский».
Права у всех народов, населяющих Россию, равные, но в целях «благоудобства» Пестель считал, что из всех народов следует составить единый русский народ. В таком устройстве Россия будет иметь вид «Единородства, Единообразия и Единомыслия».
Национальное самоуправление предоставляется только Польше, но при условии неукоснительного введения порядков, предусмотренных «Русской правдой».
Столицу русского государства П. И. Пестель предложил перенести в Нижний Новгород, который он рассматривал как географический центр России и колыбель русской вольницы.
Сословные привилегии, титулы и звания уничтожаются, и все признаются российскими гражданами. При определении вида занятий и предоставлении должностей во внимание принимаются только личные способности граждан, которые могут быть обнаружены «во всех сословиях».
В «Русской правде» уделяется большое внимание обоснованию необходимости введения общедемократических прав и свобод: неприкосновенности личности, равноправия, свободы совести, слова, собраний и т.д. Однако православию оказывалось государственное покровительство, а создание партий вообще запрещалось из опасения разрушения единства народа и нового общественного порядка.
Средством достижения предполагаемых преобразований Пестель считал военно-революционный переворот с немедленной ликвидацией монархии и физическим уничтожением членов царской фамилии в целях предотвращения реставрации монархии.
Проведение всех необходимых для установления «нового строя» мероприятий поручается Временному Верховному правлению во главе с диктатором, учреждаемым сроком на десять-пятнадцать лет. Пестель полагал, что установление конституционного режима станет возможным только тогда, когда нынешние порядки не только прекратят свое существование, но и воспоминание о них изгладится из народной памяти.
Проект организации и деятельности Временного правительства во многом напоминает известную схему М. Робеспьера, представленную последним Конвенту в знаменитой речи «О принципах революционного правления»(1793).
Пестель создал проект республики, но осуществление его поставил в зависимость от революционной диктатуры, вводимой на значительный срок. Ратуя за строгую законность, вместе с тем он был за установление революционной диктатуры, практически не связанной в своих действиях законами.
3. Политическая программа Муравьева Н.М
Со своими проектами Конституции выступил глава Северного общества Никита Михайлович Муравьев (1796- 1843).
Свою политическую и социальную программу Муравьев изложил в трех проектах Конституции, последний из которых, называемый тюремным, написан уже в тюрьме по требованию следственных властей и является самым радикальным из всех его проектов. Н. М. Муравьев хорошо знал конституции американских штатов, Декларацию и конституции революционной Франции.
Н. М. Муравьев был глубоко религиозным человеком, и в его учении доводы естественно-правовой доктрины переплетаются с положениями новозаветного учения. С позиций школы естественного права и теории договорного происхождения государства Н. М. Муравьев осуждал абсолютную монархию, считая такую форму правления противоестественной. Самодержавие несовместимо со здравым смыслом, ибо всякое повиновение, основанное на страхе, не достойно ни разумного правителя, ни разумных исполнителей. «Русский народ — свободный и независимый — не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства. Источник власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для себя». Каждый народ образует свое государство по договору, но при этом он сохраняет свой суверенитет и не утрачивает естественные права. «Свобода заключается вовсе не в том, чтобы иметь возможность совершать все дозволенное законами, как полагал Монтескье, а в том, чтобы иметь законы, соответствующие неотчуждаемым правам человека. Всякие иные законы есть злоупотребление, основанное на силе, но сила никогда не устанавливает и не обеспечивает никакого права».
Первым мероприятием в ряде преобразований, провозглашенных Н. М. Муравьевым, была отмена крепостного права. «Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся к земле русской, становится свободным». В тюремном варианте проекта Конституции предусмотрен и порядок ликвидации крепостной зависимости: одновременно с личным освобождением «помещичьи крестьяне получают в свою собственность дворы, в которых они живут, скот и земледельческие орудия. и по две десятины на каждый двор для оседлости их». В случае успешного хозяйствования крестьяне имеют право «приобретать землю в потомственное владение». Никаким выкупом освобождение крестьян в проектах Муравьева не сопровождалось. Все жители России объявляются равноправными, «гражданские чины и классы уничтожаются». Учреждается единая система налогов, которые платят все россияне с 18- и до 60-летнего возраста, провозглашаются равные для всех права и свободы: свобода слова, совести, передвижения и занятия любым делом и т. д. «Каждый имеет право заниматься тем промыслом, который кажется ему выгоднейшим», и «всякий русский имеет право ехать куда ему угодно и делать все то, что не ограничено и не запрещено законом», а также излагать свои мысли невозбранно и сообщать оные посредством печати своим соотечественникам». Каждый гражданин может обращаться со своими жалобами и пожеланиями в Народное вече.
Формой правления, наилучшей именно для России, Н. М. Муравьев считал конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей, которое создает необходимые гарантии для взаимоконтроля высших властей в государстве.
Законодательная власть вручена Народному вече, «составленному из двух палат: Верховной Думы и Палаты Представителей». Избирательным правом пользуются все совершеннолетние жители (кроме лиц, находящихся в частном услужении), имеющие движимое или недвижимое имущество.
Монарх как глава исполнительной власти не может изменять и отменять законы, равно как и присваивать себе функции законодательной власти. Но полномочия его довольно значительны: он облечен всей полнотой верховной исполнительной власти, является верховным военачальником всех сухопутных и морских сил, назначает и смещает министров, главнокомандующих армиями и флотами, представляет Россию в переговорах с иностранными державами и назначает посланников.
Государственное устройство — федеративное: вся Россия разделена на области, называемые державами, и для каждой из них учреждается областное управление. В основу деления России на державы положены исторические, экономические и географические характеристики.
Конституция Муравьева предусматривает также организацию местного управления на выборной основе. Этим управлениям «вручается хозяйственная и административная власть».
Судебная (Судная) власть отделена отадминистративной и осуществляется централизованной и довольно сложной системой судебных органов. В уездах действуют совестные суды.
Все предусмотренные Конституцией Муравьева гражданские и политические права устанавливаются немедленно. Пестелевский проект, предполагавший введение Верховного правления с Диктатором во главе, Муравьев осуждал. «Весь план Пестеля, — писал он, — был противен моему рассудку и образу мыслей». Муравьев называл его «варварским и противным нравственности». Особенно он критиковал организацию Временного Верховного правления, в котором он усматривал опасность установления революционной диктату
4. Итог восстания декабристов и его историческое значение
Восстание декабристов 1825 года послужило нравственным уроком для всего русского общества, возвысило понятия свободы личности и чести на новый уровень. Благодаря декабристскому движению многие представители разных сословий русского общества по новому взглянули на право каждого человека жить в государстве, где каждый будет чувствовать себя счастливым и свободным, а не ощущать постоянные притеснения и угнетенность.
Последствия выступления 14 декабря 1825 г. были неожиданными для общественно-политической жизни россиян.
Во-первых, произошел кризис в сознании передовой части русского общества. Если раньше служение Отечеству совмещалось со служением государству (в лице монарха), то теперь это стало несовместимым: идеал гражданственности и идеал государственности были резко противопоставлены друг другу. Дворянство перестало быть той незыблемой опорой самодержавия, какой было прежде, оно оказалось расколотым.
Во-вторых, усилился разрыв между либеральным дворянством и крестьянами. В сознании крестьян работал стереотип «хорошего царя» и «плохих дворян»: «раз дворяне хотели свергнуть царя, значит, царь хотел дать волю крестьянам» — так оценили крестьяне выступление декабристов.
По мнению некоторых историков, выступление декабристов не могло закончиться успешно ввиду того, что они опирались лишь на силу интеллигенции, они не призывали простой народ помочь совершить переворот. Отстраняя народ от участия в революции, они обрекли себя на поражение.
Но, как бы ни было, после выступления декабристов в России многие передовые люди переосмыслили свое отношение к самодержавию и отклики против царизма начали получать все большую поддержку. Сочувствие к декабристам стало существенным поводом для дальнейшего развития освободительной мысли и революционных настроений по отношению к самодержавию в России.
События 14 декабря дали мощнейший импульс российской общественно-политической жизни: движение декабристов вскоре нашло продолжение в формировании и либерального, и революционно-демократического движения в России.
14 декабря 1825 года запомнился русскому обществу как день первого открытого противостояния группы вооруженных декабристов против самодержавия царя и стал символом свободы и развития революционной мысли в России.
На формирование идеологии декабристов значительное влияние оказало несколько исторических факторов: прекращение реформаторской деятельности Александра I, Отечественная война 1812 г. и заграничные походы российской армии в 1813-1815 гг. Общей идейной основой движения была философия французского Просвещения (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Монтескьё). Объективно декабристы явились продолжателями демократического направления в русской общественной мысли (А. Н. Радищев).
В начале 1816 г. возникло первое тайное общество декабристов — «Союз спасения», в числе которого были молодые офицеры С.П.Трубецкой, братья Муравьевы-Апостолы, Н. М. Муравьев, П. И. Пестель, М. С. Лунин. «Союз спасения» просуществовал недолго, и на его основе в 1818 г. была создана новая организация — «Союз благоденствия», разногласия между членами которого привели к самороспуску «Союза» и в 1821 г. было основано «Южное общество» декабристов, программным документом которого стала написанная П. И. Пестелем «Русская правда» (работа над рукописью не была завершена). В том же году другие участники распавшегося «Союза благоденствия» образовали «Северное общество» во главе с Н. М. Муравьевым, который составил свой проект будущего устройства России — так называемую Конституцию.
Список использованной литературы
1. Азаркин Н. М. История политической мысли России. — М., 1999.
2. История политических и правовых учений/Краткий учебный курс/ под общ.редакцией Нерсесянца В.С. — М.; НОРМА, 2000.
3. История политических и правовых учений. Под ред. О. В. Мартышина. — М., 2004.
4. История политических и правовых учений. Под ред Малахова В. П., Михайлова Н. М., ЮНИТИ. 2007.
5. Секретов.нет/Электронный ресурс (http://nosecret.com.ua/stati-kategorii/zagadki-i-tajny-istorii/item/407-vistuplenie-dekabristov).
6. Энциклопедия замечательных людей и идей/История России/ Электронный ресурс (http://www.abc-people.com/typework/history/doch-16.htm).
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
История зарождения движения декабристов, их задачи: ликвидация крепостничества и абсолютной монархии, провозглашение демократических свобод. Ознакомление с политико-правовыми взглядами Пестеля и Муравьева. Результаты работы Северного и Южного обществ.
реферат [31,4 K], добавлен 11.12.2010
Причины зарождения и характер движения дворянских революционеров, первые организации декабристов. Тайные общества в России на рубеже XVIII-XIX вв. Конституционные проекты Н.И. Муравьева и П.И. Пестеля. Восстания декабристов в Петербурге и на юге России.
реферат [31,7 K], добавлен 26.09.2012
Изучение идей и стремлений революционеров-декабристов, которые в первой четверти XIX в. выступили борцами против крепостничества и самодержавия; восстание, которых положило начало революционному движению в России. Особенности проектов Пестеля и Муравьева.
реферат [16,7 K], добавлен 27.10.2010
Тайные организации дворянских революционеров и их программы. Разложение и кризис украинского феодально-крепостнического строя. Развитие капиталистических отношений в Украине. Борьба У. Кармалюка против крепостничества как отклик на восстание декабристов.
реферат [24,6 K], добавлен 22.11.2009
Противоречия российской действительности — источник революционной идеологии декабристов. Легальные и полулегальные объединения преддекабристов. «Конституция» и «Русская Правда» – социально-политические программы преобразования политической системы России.
контрольная работа [64,7 K], добавлен 28.11.2010
Источник