- Поведение общественных насекомых
- Содержание:
- Особенности поведения общественных насекомых
- Термиты
- Пример общественной деятельности:
- Поведение и разделение на касты
- I. Выберите один правильный ответ.
- Итоговая контрольная работа по биологии 7 класс.
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Интерактивные технологии в обучении и воспитании
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
Поведение общественных насекомых
Поведение общественных насекомых – особенности поведения, отличающие общественных насекомых от остальных.
Содержание:
Особенности поведения общественных насекомых
Поведение насекомых определяется совокупностью условных и безусловных рефлексов, инстинктов, таксисов и тропизмов (подробнее об этом можно прочитать здесь).
У общественных насекомых, живущих колониями и сложно взаимодействующих между собой, присутствуют все эти компоненты поведения, но наиболее сильно у них выражены инстинкты – длинные цепочки рефлексов, запускающихся друг за другом по своеобразному «эффекту домино». Иногда инстинктивное поведение обусловливает настолько сложные комплексы действий, что сложно поверить в отсутствие у муравьев, термитов, пчел и ос способности мыслить и полноценно общаться между собой. [2] [4]
За проявление инстинктов и других сложных форм поведения отвечают особые области головного мозга. [2] У многих общественных насекомых эти области развиты очень хорошо и увеличены в размерах относительно остальных. [1] Например, так называемые грибовидные тела, отвечающие за интеграцию информации, получаемой от органов чувств, занимают у медоносной пчелы шестую часть объема мозга, а у муравья Formica– одну треть. Сам мозг у них тоже развит сильнее в сравнении с другими насекомыми. [4]
Ключевые особенности поведения общественных насекомых состоят в следующем:
- У них гораздо быстрее формируются условные рефлексы, чем у их сородичей-«индивидуалистов». На основе рефлексов возникают своеобразные привычки, которые помогают насекомым адаптироваться в окружающей среде, запоминать, обобщать информацию и даже, можно сказать, делать примитивные выводы. Быстрота обучения у некоторых общественных насекомых может сравниться с таковой у позвоночных. Так, в опытах муравьи настолько же быстро учились находить выход из запутанного лабиринта, как и лабораторные крысы, которые считаются в этом деле настоящими «профи». [4]
- У насекомых-«индивидуалистов» вся деятельность направлена на то, чтобы обеспечить и обезопасить собственное существование. В некоторых случаях у них проявляются элементы заботы о потомстве, но выражены они слабо и могут быть расценены просто как действия, предпринимаемые для сохранения вида. [2][5]
- У общественных насекомых все не так: приоритеты одного члена колонии перекрываются потребностями остальных. В некоторых случаях члены сообщества даже жертвуют собой ради того, чтобы сохранить своих «товарищей» или потомство. Если одни члены группы в чем-то нуждаются, другие стремятся им помочь. [4]
Термиты
1 — Царица; 2 — Рабочие термиты
Это можно проиллюстрировать на примере еще одного опыта. Возле дороги малого лесного муравья установили специальное приспособление: две камеры, две шторки, закрывающие каждую из этих камер, и две нити, соединенные со шторками. Если муравей тянул за одну нить, шторка открывалась, и в камере в качестве вознаграждения насекомое получало сахарный сироп. За другой шторкой не было ничего. Муравьи быстро поняли, что к чему, и открывали камеру, в которой находился сироп, более 60 раз в час. Притом, иногда одни муравьи тянули за нить, поддерживая шторку открытой и уступая другим право полакомиться сиропом. [4]
Еще одна особенность заключается в том, что общественные насекомые целенаправленно и слаженно могут выполнять одну общую работу, необходимую ради интересов колонии. Они строят муравейники, добывают пищу, осуществляют кладку яиц и ухаживают за ними в соответствии с какой-то негласной договоренностью, в которой каждому члену сообщества отведена определенная роль. [4] (фото)
пчелы собирают нектар»/>
пчелы собирают нектар
Пример общественной деятельности:
пчелы собирают нектар
пчелы собирают нектар»/>
Поведение и разделение на касты
Обеспечивать автономное существование колонии было бы невозможно, если бы у всех насекомых в группе были «равные права». Поэтому внутри семьи общественные насекомые обычно разделены на касты – подгруппы, представители которых выполняют определенные задачи. На примере пчел можно видеть, что в улье одна-единственная матка, которая откладывает яйца, несколько трутней, которые ее оплодотворяют, а все остальные особи – это рабочие пчелы. Они отвечают за жизнеобеспечение, запасание пищи, уход за яйцами и личинками и т.д. Соответственно, у этих трех подгрупп совершенно разные модели поведения. Еще более сложно устройство сообщества у муравьев. У некоторых родов и видов муравьев среди рабочих особей выделяют «разведчиков», «фуражиров», «воинов», «водоносов», «нянек» и т.д. Всего в одном муравейнике может насчитываться до 11 каст, и ведут они себя, соответственно, по-разному. [5] [3]
Отличия в поведении внутри сообществ таких насекомых сформировались насколько давно, что над разными кастами успела «поработать» эволюция – у их представителей появились свои внешние особенности, порой довольно резкие. Например, царица термитов – «главная» особь колонии – из-за огромного раздутого брюшка выглядит в виде большого червя и имеет размеры в десятки раз больше остальных своих сородичей. Она не может двигаться и себя обслуживать, все это делают многочисленные и наименее ценные члены сообщества – рабочие термиты. [5] [3] (фото)
Поведение общественных насекомых в целом очень сложное. Но внутри каждой семьи «поступки» отдельных ее членов более схожи, чем действия разных насекомых одного вида, ведущих одиночный образ жизни. Это объясняется тем, что в группе насекомые живут в примерно одинаковых условиях, поэтому у них развиваются похожие условные рефлексы и формируются похожий жизненный опыт.
Однако каждое насекомое семьи уникально. Было установлено, что способность к обучению и другие врожденные свойства различаются у разных членов сообщества, даже в пределах одной касты. Иными словами, как и среди людей, среди муравьев, пчел и т.д. есть «глупые» и «умные». Их поведение отличается. [4]
Источник
I. Выберите один правильный ответ.
Больше всего ног у:
а) краба; в) майского жука;
б) паука-крестовика; г) муравья.
ответ:
Клешни рака – это:
а) вторая пара ходильных ног; в) первая пара ходильных ног;
б) ногочелюсти; г) видоизменённые усики.
ответ :
В каком случае перечислены только представители класса паукообразные?
а) пауки; клещи; клопы; в) пауки; клещи; скорпионы;
б) пауки; клещи; тараканы; г) клещи; сенокосцы; дафнии.
Общественное поведение свойственно:
а) пчёлам; в) жукам-навозникам;
б) комарам; г) мухам.
ответ:
Сколько отделов в теле насекомого?
а) три; в) два;
б) один; г) четыре.
ответ:
Органы дыхания паука
а) только трахеи; в) только лёгкие;
б) трахеи и лёгкие; г) не трахеи и не лёгкие.
ответ:
Из указанных ниже насекомых роющие конечности у:
а) мухи; в) медведки;
б) клопа; г) стрекозы.
У какого из перечисленных организмов переваривание пищи происходит вне полости тела?
а) личинка бабочки; в) паук-крестовик;
б) речной рак; г) паутинный клещ.
Ротовой аппарат мухи:
а) сосущий; в) лижущий;
б) грызущий; г) лакающий.
10.Важным признаком, положенным в основу систематики насекомых, является
а) строение конечностей; в) строение и количество крыльев;
б) строение органов головы; г) строение глаз.
II. Продолжите предложения.
а) Одомашненные виды насекомых – это…и… .
б) Если самка откладывает неоплодотворённые яйца, и из них развиваются только самки, то это явление называют…
в) Наружный покров членистоногих пропитан особым органическим веществом…
г) Сложные глаза, состоящие из большого числа простых глазков, называют…
д) Переносчик энцефалита…
Источник
Итоговая контрольная работа по биологии 7 класс.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Биология – 7кл. Итоговая работа.
1. К простейшим относятся животные, тело которых состоит из:
а) двух клеток; б) одной клетки; в) множества клеток
2. Одноклеточные животные размножаются:
а) половым способом; б) бесполым способом;
в) бесполым и половым способами.
3. Основной отличительный признак кишечнополостных:
а) наличие стрекательных клеток;
б) наличие пищеварительной системы;
в) наличие внутреннего скелета.
4. Пищеварительная система отсутствует у:
а) ресничных червей; б) сосальщиков; в) ленточных червей.
5. Класс Ракообразные относится к типу:
а) Кольчатые черви; б) Членистоногие; в) Ленточные черви.
6. Тело паукообразных несет:
а) три пары конечностей; б) четыре пары конечностей;
в) пять пар конечностей.
7. Тело насекомых состоит из:
а) двух отделов; б) трех отделов; в) четырех отделов.
8. Тело костных рыб покрыто:
а) слизью; б) костной чешуей; в) костной чешуей и слизью.
9. Нервная система рыб расположена:
а) на спинной стороне тела; б) на брюшной стороне тела.
10. Жизнь земноводных проходит:
а) на суше; б) в воде; в) в воде и на суше.
11. Сердце земноводных:
а) однокамерное; б) двухкамерное; в) трехкамерное.
Биология – 7кл. Итоговая работа.
1. План строения простейших соответствует общим чертам организации:
а) ядерной клетки; б) безъядерной клетки.
2. Среди жгутиковых встречаются типы питания:
а) автотрофный; б) гетеротрофный; в) миксотрофный.
3. Пищеварение у гидр:
а) комбинированное; б) внутриклеточное; в) полостное.
4. Глаза встречаются у:
а) ресничных червей; б) сосальщиков; в) ленточных червей.
5. Желудок рака состоит из:
а) одного отдела; б) двух отделов; в) трех отделов.
6. Тело пауков состоит из:
а) одного отдела; б) двух отделов; в) трех отделов.
7. Насекомые имеют:
а) две пары конечностей;
б) три пары конечностей;
в) пять пар конечностей.
а) однокамерное; б) двухкамерное; в) трехкамерное.
9. Для большинства рыб характерно:
а) наружное оплодотворение; б) внутреннее оплодотворение.
10. Лягушки имеют орган боковой линии:
а) только в период личиночного развития;
б) только во взрослом состоянии.
11. Шейный отдел позвоночника земноводных представлен:
а) одним позвонком; б) двумя позвонками; в) семью позвонками.
12. Все рептилии дышат:
а) только легкими; б) легкими и кожей; в) только кожей.
13. Сердце большинства рептилий :
а) однокамерное; б) трехкамерное. в) четырехкамерное.
14. Все современные птицы:
а) не имеют зубов;
б) имеют зубы только во взрослом состоянии;
в) имеют зубы в птенцовом возрасте.
15. У птиц хорошо развиты:
а) обоняние; б) слух и зрение; в) осязание.
16. Для млекопитающих характерны зубы:
а) все конической формы;
в) резцы, клыки и коренные.
17. Кто является основным хозяином бычьего цепня?
18. Где паразитирует человеческая аскарида?
19. Как образуется жемчуг?
20. Какое зрение у ракообразных?
21. Чем дышат насекомые?
22. Назовите кистеперую рыбу.
23. От кого произошли земноводные?
24. Какие животные относятся к яйцекладущим или однопроходным?
С1 Как отличить лягушку от жабы?
С2 Какую деталь одежды ученые скопировали с пера птицы?
С3 Чем отличаются гнездовые птенцы от выводковых?
12. В шейном отделе ящерицы:
а) 2 позвонка; б) 4 позвонка; в) 8 позвонков.
13. Свою добычу целиком заглатывают:
а) только ядовитые змеи; б) только удавы; в) все змеи.
14. летающим птицам относят:
а) журавля; б) киви; в) пингвина.
15. Костный киль, расположенный на грудине:
а) обеспечивает обтекаемость тела птицы;
б) является местом прикрепления летательных мышц.
16. Все млекопитающие дышат при помощи:
а) кожи; б) жабр; в) легких.
17. Каких систем органов нет у бычьего цепня?
18. Имеют ли круглые черви кровеносную систему?
19. Какого цвета кровь у осьминога?
20. Как называются сложные глаза у рака?
21. Пауки по способу питания являются?
22. Какие рыбы относятся к хрящевым?
23. Как узнать возраст рыбы?
24. Какая железа развита у птиц?
С1 Как отличить безногую ящерицу от змеи?
С3 Какие детеныши рождаются у сумчатых животных?
Биология – 7кл. Итоговая работа.
1. Скорпион — представитель:
а)ракообразных; б)насекомых; в)паукообразных.
2. Наружный скелет членистоногих образован:
а)мускулатурой; б)хитиновой оболочкой; в) известковая раковина.
3. Ланцетник относится к:
а)позвоночным; б)бесчерепным; в)беспозвоночным.
4. Артериальной называется кровь:
а)насыщенная О2; б)насыщенная СО2;
в)притекающая к сердцу и органам.
5. Рыбы нерестятся на мелководье, потому что там:
а)меньше хищников; б)выше температура воды; в) больше света.
6. Активное дыхание земноводных через кожу, возможно, потому что
а)слизистая и голая; б)голая, но без слизи;
в)покрыта роговой чешуей, пропускает воздух.
7. Процесс слияния гамет называется:
а)размножением; б)оплодотворение; в)развитием.
8. Общественное поведение свойственно:
а)пчелам; б)комарам; в)мухам.
9. Желчь вырабатывается:
а)поджелудочной железой; б)желудком; в)печенью.
10. Окончательное переваривание пищи происходит в:
а)желудке; б)тонком кишечнике; в) задней кишке.
11. Большой круг кровообращения у земноводных заканчивается в:
а)правом предсердии; б) левом предсердии; в)желудочке.
Биология – 7кл. Итоговая работа
1. Главным систематическим признаком типа Членистоногих является:
а) трахейное дыхание; б) сегментация тела и конечностей;
в) незамкнутая кровеносная система.
2. Таежный клещ является:
а) возбудителем энцефалита; б) переносчиком энцефалита;
в) одновременно возбудителем и переносчиком болезни.
3. У хордовых животных в отличии от беспозвоночных есть:
а) кровеносная система; б) нервная система; в) внутренний скелет.
4. Направление течения и давление Н2О рыбы определяют:
а)органом зрения и слуха; б)обязательными клетками;
5. Какие отделы нервной системы рыб образуют ее центральную часть?
а) головной и спинной мозг; б) средний и продолговатый мозг;
в) передний мозг и мозжечок.
6. Холоднокровность земноводных связана с:
а) жизнью в Н2О; б) уровнем обмена веществ;
в) необходимостью каждого дыхания.
7. Продукты, выделяемые почками у земноводных, удаляются из
а) через кишечник; б) через мочевой пузырь; в) через клоаку.
8. Самцами в пчелиных семьях являются:
а) трутни; б) рабочие пчелы; в) матки.
9. В сердце рыб течет кровь:
а) венозная; б) артериальная; в) смешанная.
10. Сосуд, в который кровь поступает из желудочка, сердца называется:
а) артерия; б) вены; в) аорта.
11. Вторичную полость имею г:
а) Все хордовые; б) только бесчерепные; в) только черепные.
12. В 2 раза меньше хромосом, чем у остальных членов пчелиной семьи у:
а) матки; б) рабочей пчелы; в) трутня.
13. Класс насекомых отличают признаки биологического процесса:
а) активно передвигаются;
б) питаются готовыми органическими веществами;
в) широко распространены, разнообразны, приспособлены по всем
14. Выберите признак общей для рыб и земноводных:
а) 2 круга кровообращения; б) слизистая кожа; в) слюнные железы,
13. Что происходит с органическими веществами, поступившими в
а) ничего; б) сложные вещества превращаются в менее сложные;
в) удаляются из организма.
16. Функции гемолимфы у насекомых:
а) перенос О2 и питательных веществ; б) перенос О2?;
в) перенос питательных веществ.
17. Самая крупная ныне живущая птица?
18. Чем защищено тело членистоногих?
19. Как защищаются осьминоги?
20. Составить схему развития насекомых с полным превращением.
21. Назовите нелетающих птиц.
22. Назвать органы дыхания птиц.
23. Сколько ног у пауков?
24. Какие виды зубов есть у млекопитающих?
С1 Как происходит внеполостное пищеварение у пауков?
С2 Какое значение имеет раздвоенный язык у змей?
С3 Чем определяется красный цвет крови у млекопитающих?
12. Окончательными продуктами распада питательных веществ
13. Развитие насекомых со сменой 4 стадий (яйцо, личинка, куколка,
взрослое насекомое) называется:
а)неполным превращением; б)полным превращением;
в)развитием с метаморфозой.
14. Выберите признаки общие для рыб и земноводных:
а)трехкамерное сердце: б)развитие яиц в воде;
в)есть барабанная перепонка.
15. У какого отряда земноводных органы чувств развиты слабо:
а)безхвостовых; б)хвостатых; в)безногих.
16. Гемоглобин это:
а)дыхательный пигмент; б)ядовитый продукт распада;
в) питательное вещество.
17. Почему многие ядовитые змеи ярко окрашены?
18. Самая крупная ящерица?
19. Какие земноводные заботятся о потомстве?
20. Назвать самую древнюю из ныне живущих рыб.
21. Назвать одомашненных насекомых.
22. Составить схему развития насекомых с неполным превращением.
23. Назвать самое крупное млекопитающее.
24. Самый быстро бегающий зверь?
С1 Заботятся ли рыбы о своем потомстве? Если да, то каким образом?
С2 На кого похожи головастики лягушек и какие закономерности это сходство выявляет?
С3 Почему одна из самых крупных морских черепах несет название «суповая»?
Ответ на задание А
Ответ на задание В
17. Дыхательной, нервной, кровеносной, пищеварительной.
19. Голубая, т.к. содержит медь
22. Акулы, скаты, химеры.
23. По чешуе, подсчитать годичные кольца.
Ответ на задание С
1. У ящериц веки не срощены, они моргают, а змеи не моргают.
2. Это сметанообразная кашица в зобе птиц образовавшаяся из жира под действием ферментов.
3. Маленькие, недоразвитые, 2-3 см.
Ответ на задание А
Ответ на задание В
18. В кишечнике человека.
19. В мантийную полость моллюска попадает песчинка и обволакивается перламутром.
23. От древних кистеперых рыб.
24. Утконос и ехидна.
Ответ на задание С
1. У жабы кожа более сухая, покрыта бородавками, жабы крупнее лягушек.
2. Замок — «молния».
3. Гнездовые птицы слепые, не оперенные, беспомощные, их долгое время выкармливают и обогревают родители, а выводковые птицы через несколько часов сдуют за матерью и сами начинают питаться.
Ответ на задание А
Ответ на задание В
17. Предупреждают, что они опасны.
19. Жаба – повитуха, суринамская пипа, сумчатая квакша.
21. Пчела и тутовый шелкопряд.
22. Яйцо – личинка — взрослое насекомое.
Ответ на задание С
1. Да, самец трехиглой колюшки защищает икринки и мальков, самец тиляпии в момент опасности прячет мальков в своей ротовой полости.
2. Головастик похож на рыбу, это говорит о том, что предками земноводных были рыбы.
3. Из яиц и мяса этих черепах варят вкусный суп, а моряки запаси их в трюмах как живые консервы.
Ответ на задание А
Ответ на задание В
17. Африканский страус.
18. Хитиновый покров.
19. Выбрасывают чернильную жидкость.
20. Яйцо – личинка – куколка – взрослое насекомое.
21. Страусы, киви, пингвины.
22. Легкие и воздушные мешки.
24. Резцы, клыки и коренные.
Ответ на задание С
1. Впрыскивает в жертву яд, под действием которого пища переваривается и становится жидкой.
2. Это орган обоняния, осязания и вкуса.
3. Красный цвет определяется дыхательным пигментом – гемоглобином, который имеет красную окраску.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 769 человек из 79 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 45 человек из 22 регионов
Курс повышения квалификации
Интерактивные технологии в обучении и воспитании
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
Номер материала: ДБ-349255
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября
Время чтения: 1 минута
Почти все вузы в России открыли пункты вакцинации от ковида
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
В Москве стартует онлайн-чемпионат для школьников Soft Skills — 2035
Время чтения: 1 минута
Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник