- Окучивание картошки мотокультиватором: тонкости процедуры
- В чем заключается необходимость окучивания картофеля?
- Тонкости процедуры с использованием мотокультиватора
- Перед работой следует выучить нескольких определенных правил:
- Разновидности приспособлений для окучивания
- Для настройки дискового окучника перед работой потребуется:
- Как сделать устройство для окучивания своими руками?
- Как правильно пользоваться мотоблоком Крот: описываем развернуто
- Сферы применения
- Использование мотокультиватора Крот
- Описание конструкции
- Конструктивные особенности
- Технические характеристики
- На предпосевной обработке грунта
- На прополке сорняков
- На окучивании картофеля
- На заготовке сена
- На перекачивании воды
- Как работать Кротом
- Видео обзоры
- Навесное оборудование
- Фреза
- Перед началом вспашки, необходимо немного перестроить мотокультиватор:
- Разновидности фрез
- Сцепное оборудование
- Схемы сцепок культиватора “Крот” для тележки
- Косилка
- Отзывы владельцев
- Гусеничный модуль
- Грунтозацепы
- Снегоуборщик
- Сажалка
- Картофелекопалка
- Утяжелители
- Технические особенности на разных работах
- Инструкция по эксплуатации
- Основные неисправности
- Техническое обслуживание и ремонт
Окучивание картошки мотокультиватором: тонкости процедуры
С появлением сельскохозяйственной техники выращивать картофель стало намного легче. Сегодня фермеры тратят на посадку, уход и сбор плодов гораздо меньше времени и сил. Ниже рассмотрим, как происходит окучивание картошки при помощи мотокультиватора.
В чем заключается необходимость окучивания картофеля?
Многие начинающие фермеры не придают процедуре окучивания какого-либо значения. Однако такое отношение – большая ошибка. Окучивание помогает бороться с вредными сорняками, защищать клубней от попадания прямых солнечных лучей и не дает влаге преждевременно испаряться с почвы. Наверняка, многие не раз замечали, что одна из сторон выкопанного клубня имеет зеленый цвет. Это один из признаков игнорирования окучивания. Многие новички попросту не выполняют эту процедуру, так как считают, что растущие вниз плоды не нуждаются в ней.
Однако картофель растет вверх и в стороны, а значит, нуждается в окучивании не меньше других подобных культур. Лучше всего выполнять эту важную процедуру при помощи культиватора. С его помощью окучивания и прополка картофеля будут выполнены более эффективно.
Тонкости процедуры с использованием мотокультиватора
Многие старожилы привыкли ухаживать за картофелем при помощи тяпки. Однако это требует значительных физических затрат. Чтобы работать было легче, советуем использовать мотокультиватор для картошки.
Перед работой следует выучить нескольких определенных правил:
- Старайтесь начинать работу в ранние или вечерние часы, чтобы избежать жары. Кроме того, окучивание не должно выполняться на сухом грунте, поэтому перед работой грядки желательно полить;
- Двигайтесь постоянно в одном направлении. Сначала нужно окучить одну сторону грядки с картофелем, потом дойти до конца, и сделать то же самое со второй стороны;
- Выполнять окучивание требуется не менее 3 раз. Впервые это делается при высоте ростков в 5–10 см. Второй раз процедура повторяется через 2 недели, и в третий – когда высота ботвы достигает 25 см.
- Выполнять окучивание также требуется при большой грозе ночных заморозков. Обрезанные сорняки не нужно удалять с грядки – они укроют собой стебли картофеля.
Все эти особенности помогут фермеру вырастить и собрать богатый урожай.
Разновидности приспособлений для окучивания
Мотокультиватор для картофеля может быть одно- или двухрядным. Независимо от типа, агрегаты будут работать по одинаковому принципу: рабочая деталь углубляется в грунт, и, начиная двигаться, переворачивает почву, которая падает на грядки.
Используя однорядный культиватор для картошки, от вас потребуется обрабатывать каждое междурядье, из-за чего такая техника применяется только на небольших участках.
Двухрядные агрегаты обрабатывают грунт по обе стороны грядки, благодаря чему процедуру окучивания можно выполнять через ряд. Это в большой степени увеличивает производительность агрегата.
Независимо от модели, фермеру потребуется отрегулировать самостоятельно глубину вспашки грунта. Правильная регулировка позволит не повредить стебли и клубни при работе.
Помимо вышеперечисленных моделей также существуют дисковые окучники. Они устанавливаются на мотоблоки, и могут обрабатывать только один ряд.
Тем не менее, качество работы всегда будет лучше, чем окучивание двухрядным культиватором.
Для настройки дискового окучника перед работой потребуется:
- Развести рабочие элементы в сторону на ширину междурядий – обычно это 40–60 см. Замеры нужно проводить по нижним частям дисков;
- После этого определите угол «атаки» на почву. При этом убедитесь, что техника не будет испытывать высоких нагрузок, а картофель будет полностью укрываться выбрасываемой землей;
- Диски должны быть симметричным друг к другу, иначе окучник будет кренить в сторону.
Несмотря на преимущества дискового окучника, большим спросом все же пользуется именно культиватор для картофеля. Он не трамбует землю, так, как это делает мотоблок, потребляет меньше топлива, работает гораздо тише. К тому же, он более маневренный на не больших участках.
Как сделать устройство для окучивания своими руками?
Если нет желания тратиться, то можно сделать универсальный ручной окучник, который прослужит в хозяйстве долгие годы. Его также можно будет использовать для копки картофеля. Для работы потребуется минимум материалов: труба из нержавеющей стали, несколько металлических пластин, изогнутых к средине, и сварочный аппарат. Порядок сборки выглядит следующим образом:
- От трубы, диаметром 25 мм, отрезается заготовка, длиной 1 м. Она будет играть роль стойки, к нижней части которой потребуется приварить крепление, удерживающее рабочую часть картофелекопалки. Лучше всего, чтобы этот элемент имел форму фланца, к которому ножи будут крепиться при помощи резьбовых соединений через специальные отверстия. Сверху необходимо перпендикулярно приварить кусок трубы, который будет играть роль тяги;
- Для лучшего упора концы тяги нужно загнуть под прямым углом. В середине стойки приваривается ухват, за который будет тянуть помощник фермера. Для применения с мотоблоком на ухвате потребуется сделать крепление;
- На металлически пластины необходимо приварить нож, имеющий форму граненого треугольника. Для создания ножа должна применяться углеродистая сталь, толщиной не менее 4 мм;
- В конце пластину с ножом следует закрепить в нижней части стойки.
Источник
Как правильно пользоваться мотоблоком Крот: описываем развернуто
Самая первая модель отечественных мотоблоков оказалась весьма успешной. Изделие «Крот» обладает многофункциональностью и практически неиссякаемым ресурсом работы, а отзывы потребителей о его эксплуатационных характеристиках самые положительные.
Сферы применения
Современные модели мотокультиватора применяется для таких работ, как:
- Рыхление почвы;
- Фрезерование почвы на глубину пахотного горизонта без оборота пласта;
- Окучивание пропашных культур (картофель, кукуруза);
- Прополка междурядий от сорняков;
- Боронование;
- Посадка и уборка картофеля;
- Нивелирование (выравнивание);
- Покос трав на газонах, декоративных лужайках, пастбищах и сенокосах;
- Перекачка воды из открытых источников (озер, прудов, сажалок) при помощи мобильной навесной насосной станции;
- Перевозка грузов.
Также такой культиватор может быть использован при разметке рядов для посадки товарных и маточных плантаций ягодников (смородины, крыжовника, малины).
Использование мотокультиватора Крот
Владельцы огородов, небольших ферм, дачных участков, собирающиеся приобрести отечественный моторизированный культиватор “Крот” (проверенный не только временем) часто интересуются, какое навесное оборудование для данного мотокультиватора продается на отечественном рынке.
Их интерес понятен и имеет место, ведь именно благодаря всевозможным прицепным и навесным насадкам этот агрегат становится незаменимым, можно сказать — универсальным помощником на участке.
С помощью навесного оборудования на мотокультиватор “Крот” можно выполнять следующие агротехнические работы:
- Вспашка почвы.
- Нарезка почвы под посадку растений.
- Прополка растений от сорняков.
- Окучивание.
- Посадка и уборка картофеля.
- Использование насоса для полива огорода.
- Покос травы.
- Транспортировка собранного урожая и других грузов (сыпучих, штучных и т. д.) не превышающих вес в 200 кг.
- Уборка снега в зимний период.
Описание конструкции
Стандартный культиватор Крот наиболее распространенной модели МК-1А состоит из следующих элементов:
- Рама – несущая конструкция, принимающая на себя вес двигателя с редуктором;
- Бензиновый двигатель – силовой одноцилиндровый агрегат, обеспечивающий через редуктор вращение активных рабочих органов (фрезы, пропольника), передвижение культиватора при использовании окучника и других пассивных почвообрабатывающих орудий;
- Топливный бак – емкость, расположенная над двигателем и предназначенная для хранения топливной смеси;
- Редуктор – механизм, связанный с коленвалом двигателя и превращающий поступательное движение его поршня во вращение вала с фрезами, грунтозацепами.
- Задние опорные (транспортировочные) колеса – предназначены для транспортировки агрегата от гаража или автомобиля к месту выполнения работ, фрезерования и рыхления почвы с помощью активных рабочих органов (передних почвенных фрез);
- Сошник – располагающийся на раме между опорными колесами рыхлитель, при помощи которого задается глубина обработки почвы устанавливаемыми в передней части рабочими органами (фрезы, полольника);
- Рулевая колонка – двурогая ручка с обрезиненными рукоятками и рычагами управления сцеплением, дроссельной заслонкой карбюратора, переключателем передач (передняя/задняя передачи);
- Щитки защитные – устанавливаются спереди над фрезами и служат для защиты работника от вылетающей из-под рабочих органов грязи, камней, мусора.
Конструктивные особенности
Размеры «Крота» весьма эргономичны и примерно составляют 130х81х10,6 см. Такие габариты существенно облегчают хранение и перевозку устройства, а также делают его обслуживание гораздо более удобным.
Мотоблок имеет довольно простое строение:
- двигатель внутреннего сгорания;
- рама;
- редуктор;
- кронштейн;
- рукоятка;
- съемные колеса.
Управление движением двигателя производится с применением специальных механизмов, как правило, они располагаются на рукояти, а насадки и колеса цепляются за редуктор. Фрезы изготовлены из довольно острой стали, благодаря чему они отличаются повышенной стойкостью к различным внешним неблагоприятным воздействиям. Это позволяет им находиться в неизменно активном состоянии на протяжении нескольких десятилетий.
Мощность моторов, в зависимости от модели, может достигать 6,5 литра. Рамы изготовлены из полурам, они цепляются к редуктору болтами.
Рукоятка трубчатая, она, как и кронштейн, крепится сзади мотокультиватора. На ручке имеются кнопки управления оборотами, а также сцеплением. Выходные валы мотокультиватора «Крот» дополнены фрезами, необходимыми для вспахивания земли, или же колесами, если требуется двигать телегу.
К раме обычно крепят двигатель внутреннего сгорания. Он при помощи клиноременной системы соединяется со входным валом на редукторе.
Задняя скорость в мотокультиваторе «Крот» представлена не в каждой модели, а вот переключатель торцевой части имеется в каждой модификации, как и клиновый ремень.
Последний является непременной частью конструкции установки, его основная роль — перевод крутящего момента прямо к узлам от двигателя.
На вал редуктора фиксируют фрезы. В классической комплектации их четыре, но нередко их число возрастает до шести. Фрезы отвечают за срезание верхнего слоя грунта, ну а насколько глубоким будет рыхление – это зависит от типа сошника.
Любая модель «Крота» оборудована пятью сальниками, они обеспечивают герметизацию соединений. Это очень важно, потому что установленный на мотокультиваторе двухтактный движок — довольно уязвимая техника, которая перестает функционировать в случае, когда герметичность нарушается.
Шкивы выполняют из алюминия, стали либо чугуна. В конструкцию входят два поршневых кольца. Материал, из которого они сделаны, во многом влияет на весь рабочий ресурс мотоблока.
За поддержание мощности установки и экономное потребление горючего отвечает воздушный насос, он очищает воздушные массы от пыли и других загрязняющих их частиц. Насос изготовлен из целлюлозы.
Если фильтр загрязняется, то воздух в карбюраторе действует неверно, что самым губительным образом сказывается на работоспособности мотоблока.
Технические характеристики
Мотокультиватор «Крот» имеет довольно долгую историю, как и большинство других агрегатов, созданных в советские времена. Наверное, многие дачники старшего поколения помнят историю, когда мотоблок этой марки только появился на рынке – это был период стремительного расцвета науки и техники СССР. В те годы «Крот» стал настоящим пионером в сельскохозяйственной отрасли благодаря надежности и эффективности работы.
Первые разработки мотоблоков начались в 80-х г. прошлого столетия, и в 1983 году появились первые образцы. Первая пробная партия разошлась буквально за считаные дни, советские садоводы выстраивались в длинные очереди за этим изделием. Более того, продукцией заинтересовались даже зарубежные компании. Именно поэтому было решено поставить изготовление культиваторов «на поток».
С тех пор прошли десятки лет, но агрегаты этой марки пользуются неизменно высоким спросом у отечественных садоводов и огородников.
Основная функция «Крота» – это вспашка почвы. Кроме того, он успешно справляется с прополкой, однако в этом случае следует использовать дополнительные элементы – полольники.
Дачники очень часто используют мотоблок для окучивания картофеля, более того, если купить специальные насадки, то мотоблок сможет еще и выкапывать корнеплод из земли.
Если укомплектовать установку специальными бритвами, то можно заготовить сено в больших объемах.
Реже, но тем не менее используют установку в качестве насоса, например, он позволяет перекачивать воду из емкости к грядкам. Мотоблок еще способен тянуть тележку на колесах общей массой до 150 кг.
Таким образом, можно смело утверждать, что технические особенности мотокультиватора «Крот» настолько высоки, что агрегат становится незаменимым помощником для любого огородника, а если укомплектовать его дополнительными навесами, то функциональность «Крота» будет существенно расширена, а труд человека по уходу за посадками станет гораздо менее трудоемким.
Тем не менее следует иметь в виду некоторые особенности мотоблоков марки «Крот» при выполнении сельскохозяйственных работ разного типа.
На предпосевной обработке грунта
Многие собственники приусадебных хозяйств уверены, что мотоблок «Крот» предназначен для того, чтобы пахать земли. На практике это не совсем верно – устройство называется мотокультиватор, поэтому в его задачи входит рыхление земли и ее разравнивание.
Для этого у мотоблока имеются фрезы, которые считаются основным рабочим его органом.
Если вы имеете дело с целинными землями, то нужно задействовать только внутренние фрезы, а вот на легких грунтах допускается использование четырех.
Довольно хорошо работает «Крот» и на шести фрезах, хотя это и создает повышенную нагрузку. Более того, при этом он более устойчив и не сильно «закапывается» в землю. А вот восемь фрез такой мотокультиватор уже не способен потянуть, точнее, работать он будет, но со значительными перегрузками и высоким риском перегрева движка, поэтому при использовании фрез нужно быть очень осторожными.
На прополке сорняков
В этом случае рекомендуется вместо ножей установить специальные полольники, выполненные в Г-образной форме, а вместо внешних фрез устанавливают специальные диски, которые эффективно защищают растения от полольников.
На окучивании картофеля
При проведении этого типа работ вместо грунтовых фрез крепят металлические колеса, желательно с приобретенными по отдельности грунтозацепами, а вместо сошника вешают картофелеокучиватель, который также покупается отдельно.
На заготовке сена
Для скашивания свежей травы к агрегату на переднюю часть часто навешивает сенокосилку, а выходные валы дополняются колесами. Такая навеска соединена с движком при помощи клиноременного типа передач, с этой целью на выходном валу делают дополнительный шкив.
На перекачивании воды
В этом случае мотокультиватор следует укомплектовать насосом при помощи того же клиноременного механизма, однако с редуктора эту передачу следует убрать.
Пользователи отмечают и некоторые недостатки «Крота», в частности, указывают на его слабую сторону — поршневую группу. Через несколько лет использования техники практически каждый дачник вынужден менять такие запчасти, как поршень с кольцами, а кроме того, с течением времени из строя может выйти стартер, хотя его редко восстанавливают, а просто пользуются вместо него веревкой-матуском, при помощи которой и заводят мотор.
В числе минусов можно отметить также недостаточную прочность рукоятки, которую нередко приходится усиливать. При этом все мнения сходятся в том, что основные элементы – редуктор, поршень и натяжитель ремня, сцепление и набор фрез — отличаются исключительным качеством, надежностью и долговечностью.
Как работать Кротом
Работа с мотокультиватором состоит в таких операциях, как:
- Крепление рулевой колонки к раме – такая операция выполняется в том случае, если агрегат перевозился в багажнике автомобиля;
- Приготовление масляно-бензиновой смеси в соотношении 1:40 (масло марки МГ-8А) или 1:20 (марко марки М-12П, АЗМОЛ Старт2Т);
Важно! При обкатке двигателя купленного недавно культиватора, при его приработке (обкатке) в течение первых 14-15 часов соотношение указанной выше масляно-топливной смеси составляет 1:25 (МГ-8А) и 1:16 (М-12П, АЗМОЛ Старт2Т). Применять для приготовления данной смеси другие, не указанные в инструкции по использованию агрегата марки масел, нельзя.
- Перемещение мотоблока на задних опорных колёсах к месту работ с незаведенным двигателем;
- Установка рабочих органов;
- Регулировка глубины обработки;
- Открытие подающего крана на топливной магистрали, идущей от бензобака к карбюратору;
- Нажатие 2-3 раза подсоса на карбюраторе;
- Установка рычаг управляющей дроссельной заслонкой на 30-400 относительно первоначального закрытого положения;
- Запуск двигателя – резко дергая трос стартера и удерживая рычаг сцепления в нажатом состоянии, запускается двигатель. После запуска рычагом, управляющим дроссельной заслонкой, устанавливается необходимый уровень оборотов двигателя.
Важно! Категорически запрещается заводить мотоблок при невыжатом сцеплении – это может привести к травмам и более печальным последствиям, как для самого агрегата, так и для работающего с ним человека.
Видео обзоры
Обзор работы мотокультиватора Крот
Навесное оборудование
Давайте разберемся какие насадки для культиватора “Крот” для этих целей используются. Вспахивание огорода может проходить двумя способами:
- с помощь одного-два (в редких случаях три) комплекта фрез;
- навесным оборотным плугом.
Фреза
В этом случае на вал редуктора надеваются фрезы, диаметр которых достигает 33 см. При этом диаметр вала фрезы мотокультиватора “Крот” составляет 25 см. Для легких земель достаточно закрепить один-два комплекта фрез, для целинных грунтов — даже три (с каждой стороны культиватора по три штуки, всего шесть).
Перед началом вспашки, необходимо немного перестроить мотокультиватор:
- Пневматические опорные колеса необходимо приподнять. Движение культиватора будет осуществляться за счет вращающихся на валу фрез. При этом будет выполняться двойное действие: движение вперед и вспашка почвы.
- Сошник прицепляют к прицепной скобе, размещенной в задней части мотокультиватора, который будет выполнять роль тормоза. По сути, сошник для культиватора “Крот” предназначен для ограничения глубины погружения фрез в почву.
- Выполнив все эти действия, можно смело приступать к работе.
Разновидности фрез
От качества этого прицепного оборудования зависит и качество вспашки, поэтому к выбору фрезы нужно подходить очень ответственно.
Для данного мотокультиватора существует несколько типов фрез:
- “Гусиные лапки”.
- Саблевидные ножи (их еще называют активными).
Вас, наверное, интересует, когда лучше надеть “гусиные лапки” к мотокультиватору “Крот”, а когда саблевидные ножи? Идеальным решением для почв повышенной твердости станут именно “гусиные лапки”.
Треугольные резаки легко прорезают почву, причем никаких налипаний грунта и растений не происходит. Культиватор “Крот” уверенно движется вперед не пробуксовывая на самых сложных участках. Для более легких почв применяются активные фрезы.
Насадки на вал культиватора могут быть:трехлепестковыми и четырехлепестковыми. И те и другие эффективны в работе агрегата.
Производитель изготовляет фрезы только диаметром в 33 см.
Некоторые умельцы часто совершенствуют фрезы, доведя диаметр до 50 см. По словам экспертов производить оборудование больших размеров нецелесообразно.
Для вспашки навесным оборудованием, как оборотный плуг, необходимо снова перестроить культиватор:
- Снять фрезы с вала редуктора;
- Снять сошник в задней части культиватора;
- Надеть на вал редуктора металлические колеса с грунтозацепами;
- Закрепить в задней части агрегата при помощи специальной сцепки оборотный плуг.
Когда металлические колеса с грунтозацепами вращаются, они вспушивают землю, плуг прорезает ее на глубину 15, 25 или 30 см (в зависимости от модели “Крот”).
Сцепное оборудование
Сцепка — один из важнейших узлов агрегата, ведь благодаря ей к этому агрегату можно присоединить любое навесное оборудование, будь то плуг, тележка, картофелекопалка и т. д.
Разделяют два типа сцепок:
Регулируемые модели позволяют выставлять угол атаки и горизонталь. Нерегулируемые приспособления более доступны по цене, но менее востребованы.
Схемы сцепок культиватора “Крот” для тележки
Схема общей сцепки
Схема самодельной сцепки
Косилка
Перечисляя все существующие насадки для мотокультиватора “Крот” мы просто не можем не упомянуть косилку. С помощью этого устройства, мотокультиватор превращается в полноценную газонокосилку, которой можно заготовить сено для рогатого скота, поддерживать красоту газонов во дворе, подстригать траву в саду и многое другое. Высота среза, произведенного такой косилкой будет иметь размер всего 4 см.
Косилки продаются отдельно от культиватора.
Многие владельцы агрегата интересуются, как сделать косилку на культиватор “Крот” самостоятельно. В Интернете множество интересных обзоров, повествующих о таких модернизациях.
Отзывы владельцев
Дмитрий, 46 лет
“Крот” — мой кормилец, так как на протяжении уже шести лет я зарабатываю деньги выполняя различные агротехнические работы этим культиватором. Да, работа в основном сезонная, но я умудряюсь заработать и зимой, прочищая снежные завалы снегоуборщиком собственного изготовления. Мои соседи и знакомые не дают мне отдыха, я постоянно в работе: тому — вспахай, другому — покоси, родственники требуют механизированной посадки и выкопки картофеля — прогресс, что возьмешь?! На своем участке все работы произвожу культиватором — забыл про боли в спине, высвободилось время для подработок, да и порядок полный теперь, что немаловажно. Оборудование приобретал постепенно, по мере возрастающих возможностей, некоторое (фрезы, снегоуборщик, косилка) делал сам из подручных материалов.»
Олег, 63 года
«С мотокультиватором работаю не первый год. За 16 лет всяко было — небольшие поломки, проблемы с фрезами, карбюратором. Но в целом могу сказать — агрегат надежный и функциональный. Практически все работы в своем дворе и огороде выполняю с его помощью. Нужно вспахать — пашу, косить — кошу, никаких теперь проблем с посадкой и сбором урожая картофеля давно не имею. Прикупил полный арсенал оборудования — все эти окучники, копалки и сажалки… Для поливки растений прикупил насос, речка рядом, чего не воспользоваться. А вот снегоуборщик еще не осилил, изучаю чертежи, подбираю материалы, так что скоро обзаведусь и им.»
Гусеничный модуль
Такая навеска существенно увеличивает площадь соприкосновения с землёй. Благодаря этому проходимость установки резко возрастает, особенно если работы проводятся в зимнее время.
Грунтозацепы
Представляют собой массивные металлические колеса с выраженными ребрами.
Они предназначены для вспучивания грунта.
Снегоуборщик
В холодное время года мотоблоки «Крот» можно использовать для расчистки территории от снега. С этой целью к ним крепят снегоуборщик.
Он бывает нескольких видов: снегоотбрасыватель шнековый, отвал либо щетка.
Сажалка
При использовании такого приспособления можно существенно облегчить посевные работы.
Насадка-сеялка позволяет сажать семена и части клубней овощных культур по любой заданной схеме так, что буквально за несколько часов можно обработать довольно большую площадь земли.
Картофелекопалка
Еще одно интересное приспособление, которое вскапывает и переворачивает пласт земли, засыпает его на решетку или в специальный бункер, подвергает вибрационным воздействиям, очищая клубни от земли, и «выкидывает» картофель наружу.
Утяжелители
Используются для того, чтобы мотокультиватор как можно глубже погружался в почву. Эти приспособления надевают на вал и колеса.
Имейте в виду, что какое бы устройство вы ни выбрали в комплект к вашему мотоблоку, вам в любом случае потребуется сцепка, благодаря которой мотокультиватор можно агрегатировать абсолютно с любым устройством.
Сцепка бывает регулируемая и нет. В первом случае можно выставить не только горизонтали, но и угол атаки.
Технические особенности на разных работах
Каждый из выполняемых мотокультиватором видов работ имеет свои технические особенности в подготовке и навеске соответствующих навесных орудий, технологии выполнения:
- Фрезерование, рыхление, прополка – при данном виде работ фреза устанавливается на вал редуктора, с помощью сошника устанавливается глубина рыхления. После запуска двигателя агрегат заглубляется и плавными толчками вперед начинает движение по обрабатываемому участку.
- Посадка картофеля, окучивание – с вала редуктора снимается фреза, и устанавливаются металлические колеса с грунтозацепами. Задние опорные колеса снимают, и устанавливают на культиватор однокорпусной окучник. При посадке нарезают борозду, вручную укладывают в нее семянку картофеля, после чего при помощи того же окучника засыпают высаженный таким способом ряд. При окучивании вместо колес с грунтозацепами на вал редуктора устанавливают защитные колеса. Формирование гребня происходит при движении окучника между двумя рядами культуры.
- Уборка картофеля – с мотокультиватора снимают фрезу и опорные колеса, устанавливают металлические колеса с грунтозацепами и веерную картофелекопалку. Выкапывают картофель, при помощи такого навесного оборудования направляя его ровно по центру рядка. При этом корпус картофелекопалки поднимает клубни, которые, попадая на веер из прутьев, освобождаются от земли и, падая с них, остаются лежать на почве.
- Кошение трав – для покоса передняя фреза снимается, на ее место устанавливаются обрезиненные железные колеса. Сегментная мотокосилка соединяется с передней частью рамы мотокультиватора; привод ее осуществляется при помощи ремня, устанавливаемого на шкивы агрегата и двигателя мотокультиватора.
- Перекачка воды – насосная станция устанавливается спереди мотокультиватора. Привод насоса, как и косилки, осуществляется при помощи клино-ременной передачи. Для откачки воды на соответствующие патрубки насосной станции одевают заборный рукав с фильтром и нагнетающий шланг (опускают в емкость).
- Перевозка грузов – на вал редуктора устанавливают обрезиненные металлические или пневматические колеса, опорные колеса и сошник снимают, на место последнего устанавливают сцепное устройство, к которому при помощи пальца цепляют тележку с кузовом. В тележке перевозят сыпучие и другие грузы весом не более 200 кг.
Важно! При копке картофеля с транспортерной картофелекапалкой и кошении высокой травы для того, чтобы увеличить тяговое усилие и производительность агрегата, на него устанавливают заводской или самодельный ходоуменьшитель.
Инструкция по эксплуатации
Мотокультиватор может служить своим владельцам верой и правдой не одно десятилетие, однако лишь при условии регулярного техобслуживания, которое включает в себя несколько этапов.
До начала работ необходимо:
- проверить прочность крепежей установки: если он ослабли – следует подтянуть и подкрутить их;
- убедиться в заполненности бака горючим: если топлива мало – следует залить бак полностью;
- посмотреть объем масла в картере.
По окончании работ нужно:
- очистить мотокультиватор от грязи и пыли;
- тщательно промыть и полностью высушить установку;
- все движущиеся элементы смазать солидолом;
- поместить культиватор в место, недоступное прямым солнечным лучам.
При использовании мотоблока «Крот» очень важным вопросом является проблема использования масла: здесь годится далеко не каждый состав. Для «Крота» нужно три вида масел: для редуктора двигателя, для входного редуктора, а еще для топливной смеси.
В последнем случае стоит отдать предпочтение М-12 в пропорции с топливом 1 к 20 – это стандартный вариант масла, который применяют на всех двухтактных двигателях. Имейте в виду, что топливную смесь нельзя делать непосредственно в баке — лучше подготовить ее заранее в отдельном резервуаре. Если такой возможности нет, то сначала используйте только 1/2 от необходимого количества бензина, затем вылейте масло, все перемешайте и только потом добавляйте весь оставшийся бензин.
В редуктор мотоблока нужно будет заливать МГ-8А, которое относится к маслам гидравлического типа, а для выходного редуктор нужно брать трансмиссионный состав ТАД-17.
Что же касается производителей, то здесь явных требований нет – можно ориентироваться на собственные финансовые возможности. На сегодняшний день можно найти и более дешевые изделия российского производства, а также импортные масла, но они будут стоит дороже.
Основные неисправности
Как и любая другая техника, мотоблок «Крот» время от времени выходит из строя, чему может способствовать ряд неисправностей. Мотоблок глохнет, его невозможно завести. Чаще всего это связано со свечей зажигания: она может намокнуть, сгореть либо закоптиться.
- Если свеча полностью сухая, значит, топливно-воздушная смесь не проникает в мотор, если же, наоборот, она слишком влажная, надо прокачать движок с использованием ручного стартера. Это позволит просушить цилиндр и устранить проблему.
- Если вы в ходе визуального осмотра увидите, что свеча покрыта грязью, то тщательно промойте ее в бензине и зачистите самой мелкой шкуркой.
- Если искры совсем нет, возможно, придется свечу заменить полностью. Если же и с новой деталью мотор не заводится, проверьте состояние контактов электроцепи.
- Проблема с карбюратором. Причиной тому может стать засорившийся топливный шланг, поэтому горючее не поступает.
- Редуктор шумит. Скорее всего, в мотоблоке не хватает масла, нужно просто долить его до нужного объема.
- Из сальников вытекает масло. Так бывает, когда крепежи разболтаны. Их нужно подтянуть, отрегулировать, и проблема сразу же проходит.
- Если мотор работает не в полную мощность – может помочь замена коленвала.
Ремонт мотокультиватора «Крот» чаще всего проводят на дому, для этого нужно лишь внимательно изучать инструкцию или видеоуроки, которые всегда можно найти в интернет.
О том, как устранить неисправности мотоблоке «Крот», смотрите в следующем видео.
Техническое обслуживание и ремонт
Чтобы мотокультиватор прослужил как можно дольше, владелец должен за ним ухаживать, проверять его техническое состояние, выявлять конкретную неисправность и делать своевременный ремонт.
По завершению работы наружные поверхности, открытые детали культиватора тщательно очищают от грязи и песка, остатков растительности, промывают, протирают, хорошо высушивают.
Техническое обслуживание агрегата включает следующие работы:
- Проверка целостности системы подачи топлива, масла. Во избежание утечки топливной смеси подающие ее шланги и уплотняющие прокладки должны быть целыми, без повреждений, затяжка резьбовых соединений должна обеспечивать полную герметичность всей системы.
- Регулировка оборотов холостого хода, а также максимальных оборотов двигателя.
- Проверка натяжения клинового ремня.
- Чистка воздушного фильтра предусматривает удаление пыли, земли, а также остатков растительности с корпуса и фильтрующего элемента. При сильном загрязнении самого фильтра его следует заменить.
- Контроль системы зажигания двигателя производят внешним осмотром ее элементов, с помощью щупа измеряют величину зазора между электродами свечи, и делают проверку установленного момента искрообразования магнето.
Мотокультиватор Крот – хороший и надежный «помощник» дачника и садовода, позволяющий сделать очень много работ на приусадебном или дачном участке. При этом обслуживание, ремонт и усовершенствования агрегата не составят большого труда для человека с минимальными знаниями и навыками в работе с мототехникой.
Источник