Определение форм естественного отбора появление тараканов

Урок по теме: «ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА»

В методической разработке раскрыта методика проведения урока с использованием методов активного обучения. с применением проблемных ситуаций, мозгового штурма, обсуждения, с разными формами организации урока (индивидуальной, групповой, парной), с применением мультимедийного оборудования.

Содержимое разработки

Тема урока: «Формы естественного отбора»

Цели: Способствовать формированию знаний у учащихся о формах естественного отбора

обучение основным формам естественного отбора

развитие внимания, памяти, логического мышления

воспитание рационального отношения к природе

Оснащение урока: компьютер, экран, мультимедийный проектор, доска, презентация по теме «Формы естественного отбора», раздаточный материал

Приветствие, перекличка, проверка готовности к уроку, сообщение темы и целей урока, психологический настрой — просмотр видеоролика, перегруппировка

Лист самооценки и взаимооценки знаний

Определение форм борьбы за существование

Актуализация знаний, выведение темы урока

Виеофрагмент, заполнение таблицы «Формы естественного отбора»

Взаимопроверка (первичное закрепление материала)

Заполнение инструктивно карты (цифровой код)

Выбор домашнего задания

II. Проверка знаний

Задание 1. Мозговой штурм — учащиеся задают друг другу вопросы по пройденным темам данного раздела

Необратимое историческое развитие живого от древнейших до современных и будущих форм жизни – эволюция.

Древнегреческий философ, считавший, что живое произошло от неживого — Эмпедокл

Древнегреческий мыслитель, впервые расположивший животных в порядке усложнения — Аристотель

Метафизическое мировоззрение о постоянстве, неизменности и изначальной целесообразности природы – креационизм.

Шведский ученый, который ввел в биологию бинарную номенклатуру – Карл Линней

Французский естествоиспытатель, который впервые ввел понятие «биология» Ж.Б. Ламарк

Мировоззрение об изменении организмов в связи с изменениями условий окружающей среды – трансформизм.

Книга «Происхождение видов путем естественного отбора» Ч. Дарвина была опубликована в 1859 году.

Шведский ученый, который ввел впервые понятие «вид» – Карл Линней.

Книга «Происхождение человека и половой отбор» Ч. Дарвина была опубликована в 1871 году.

Книга «Изменение домашних животных и культурных растений» Ч. Дарвина была опубликована в 1868 году.

Органы, имеющие сходное строение и общность происхождения – гомологичные.

Примеры гомологичных органов – жабры рыбы и рака, конечности крота и медведки, крылья птицы, бабочки, летучей мыши.

Органы, выполняющие одинаковые функции, но имеющие разное строение и происхождение – аналогичные.

Органы, утратившие свою первоначальную функцию, но сохраняющиеся у особей данного вида в зачаточном состоянии — рудименты.

Примеры рудиментов – копчиковая кость, зачаточные ушные мышцы, аппендикс, третье веко (человек), остатки тазовых костей (кит).

Появление признаков, характерных для далекого предка, но в норме не встречающихся у современных форм — атавизмы.

Примеры атавизмов у человека – хвостатость, многососковость, волосатость.

Наука, изучающая зародышевое развитие организма – эмбриология.

Наука, изучающая ископаемые остатки вымерших организмов – палеонтология.

Совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, населяющих, определенную территорию, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство — вид.

Критерии вида — морфологический, физиологический, биохимический, генетический, эколого-географический.

Читайте также:  Борьба с клещами название

Совокупность особей данного вида, которая длительное время существует на определенном участке ареала и способна к свободному скрещиванию – популяция.

Совокупность генов в популяции – генофонд.

Формы борьбы за существование – внутривидовая, межвидовая, с неблагоприятными условиями среды.

Актуализация знаний – о каком виде борьбы за существование идет речь?

1. И меж растений царствует война.
Деревья, травы – вверх растут задорно,
За свет и воздух борются упорно
А корни их, в земле неся, свой труд,
За почву и за влажность спор ведут. (Внутривидовая борьба)

2. Охотнице сове средь ночи темной
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка
Не посмотрев на прелесть огонька,
Светляк же – ночи светоч оживленный
Вползая вверх, цветок съедает томный (межвидовая борьба)

3. Злой овод в теле лошади, быка,
Оленя, поселяет червяка
Червь роется, грызет под теплой кожей
И выросши на свет выходит божий. (межвидовая борьба)

Задание 2. Групповая работа – определение формы борьбы за существование

Определить, к какой форме борьбы за существование относятся эти примеры:

Глухоземье. Много снега, лют и задирист мороз. Голодно лисице в нашем лесу, но она ходит, ищет, перебегает с разбросанных по болоту клюквенных подушек, находит спрятавшихся грызунов. (Межвидовая борьба)

Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей,

Страшатся щуки крокодила,
От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей.
Всегда имеет верх над слабостью сила. (Межвидовая борьба)

Отбором давно забракован.

Ногам не сносить головы!
Живите, сильнейшие братья,
А мне не уйти от судьбы. (Хищник- жертва, межвидовая).

В хвойном лесу высокие деревья подавляют рост низких растений. (Внутривидовая).

Серая крыса, более сильная и агрессивная, вытесняет черную, которая теперь встречается лишь в лесных районах или пустыни. (Межвидовая).

Чайки, синицы, буревестники убивают птенцов при их большом количестве. (Внутривидовая).

В Австралии обыкновенная пчела вытеснила маленькую туземную пчелку, не имеющую жала.

Пингвины помогают друг другу высиживать и выкармливать птенцов. (Внутривидовая).

Аскариды — паразиты человека, заразиха и повилика — паразиты растений. (Межвидовая).

Зимой в любом из городских парков голуби отгоняют от брошенных на снег крупы и крошек воробьев. (Межвидовая).

Ограничение участка обитания системой меток

-кошачьи и медвежьи обдирают кору (точат когти);

— у приматов пахучие подмышечные железы;

— собаки метят территорию мочой.

— пение птиц — сигнал занятости территории. (Внутривидовая).

В тундре после сильных снегопадов оленям трудно добывать ягель из под снега, при этом многие животные гибнут от голода. (Борьба с неблагоприятными условиями среды).

III. Знакомство с материалом

Самостоятельное изучение группой темы — создание и защита проекта, вопросы по проектам.

1. группа Движущий отбор – действующий при изменяющихся условиях среды преимущества получают особи с признаками, адекватными новым условиям, то есть особи, которые отличаются от остальных.

2. группа Стабилизирующий отбор. При стабильных условиях среды обитания особи с отличающимися признаками отбираются (то есть не выживают либо не оставляют потомство).

Читайте также:  Как избавится от плодовых мушек дома

Одним из частых случаев внутривидового естественного отбора является половой отбор.

Дизруптивный (disrupt — разрывать, раздроблять, англ.) или раздробляющий отбор

Отбор, идущий одновременно в пользу нескольких уклоняющихся вариантов против особей с промежуточным значением признака.

Эта форма отбора возникает в случаях, когда ни одна из групп генотипов не получает решающего преимущества в борьбе за существование из-за разнообразия условий, одновременно встречающихся на одной территории.

Дизруптивный отбор способствует возникновению и поддержанию полиморфизма популяций, а в некоторых случаях может служить причиной видообразования.

Половой отбор – естественный отбор, касающийся признаков особей одного пола. Это частый случай внутривидового естественного отбора, а не самостоятельный фактор эволюции.

Примеры полового отбора:

Яркая окраска самцов многих птиц и невзрачная окраска самок;

Брачные крики и другие формы брачного поведения;

Орудия турнирного боя (рога, клыки, шпоры).

Все это повышает вероятность оставления и выживания потомства.

Результаты естественного отбора:

Создание новых адаптивных признаков;

Уничтожение неполезных приспособлений;

Сохранение полезных приспособлений.

IV. Закрепление материала (групповая работа)

1. Определение форм естественного отбора.

Появление тараканов, устойчивых к действию ядохимикатов

Формирование многих вариантов окраски внутри популяции травяной лягушки

Соответствие частей цветка у растения данного вида размерам конкретного вида насекомого-опылителя

Кистеперые рыбы и крокодилы практически не изменились за миллионы лет

На океанических островах мухи с нормальными крыльями сдуваются в океан и погибают. Преимущество у длиннокрылых и с недоразвитыми (рудиментарными) крыльями.

Возникновение устойчивости к антибиотикам у микроорганизмов

У самцов пятнистого оленя имеются рога с 3 — 4 отростками.

Исчезновение глаз у крота

Кистеперая рыба латимерия.

Редукция (исчезновение) листьев у растений – паразитов.

У большинства зайцев в популяции средний размер ушей.

На острове Средиземного моря в конце третичного периода попали слоны. В условиях ограниченных ресурсов островных лесов преимущество имели особи с небольшими размерами, слоны нормальных размеров гибли. Так возникли карликовые слоны.

Существование в Африке в долине реки Семилики древовидных папоротников.

Наличие шпор и яркой окраски у петуха.

Различия в окраске и наличии полос у раковины виноградной улитки.

2. Кроссворд «Формы естественного отбора» (парная работа)

1.Эта форма естественного отбора способствует сдвигу среднего значения признака или свойства и приводит к появлению новой формы в место старой, переставшей соответствовать новым условиям.

2.Отбор, представляющий собой конкуренцию самцов за возможность размножения.

3.Отбор, действующий в постоянных условиях среды и направленный на поддержание ранее сложившегося среднего значения признака или свойства.

4.Внешние половые различия в строении животных.

5.Движущая форма естественного отбора действует при изменении . условий среды.

V. Домашнее задание

Индивидуальное задание — подготовить презентации на темы:

«Дрейф генов» — Катя Аниконова

«Популяционные волны» — Марина Каримова

«Изоляция» — Лузьянова Алена

VI. Рефлексия урока

Учащиеся заполняют стикеры и клеят их на смайлики

Источник

Презентация по биологии в 9 классе » Формы естественного отбора»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Читайте также:  Где находится храм крыс

Естественный отбор. Формы естественного отбора 

Естественный отбор – это выживание и оставление потомства наиболее приспособленными особями и гибель менее приспособленных. Борьба за существование – это внутривидовые и межвидовые отношения, а также взаимоотношения организмов с факторами среды. 

Результат естественного отбора Многообразие видов Приспособление видов к условиям среды (направленный характер) Повышение организации и усложнение живых существ 

Движущий отбор возникает при изменении условий среды в пользу особей, имеющих отклонения от нормы ПРИМЕР: -устойчивость насекомых к ядохимикатам -появление темно – окрашенных бабочек — пядениц

Стабилизирующий отбор возникает в постоянных условиях среды против особей с отклонениями от средней нормы признака ПРИМЕР: -насекомоопыляемые цветки соответствуют размерам насекомых -Ярусность растений — гибель воробьёв с большим размером крыльев во время бури

Единственный современный род кистепёрых рыб, является одним из живых ископаемых открытая и описанная в 1997—1999 гг. возле о. Сулавеси, Индонезия

Половой отбор представляет собой конкуренцию самцов за возможность размножения. Внешние различия в строении полов носят название ПОЛОВОГО ДЕМОРФИЗМА. ПРИМЕР: -Пение, токование -Драки -Различие в поведении и окраске

№ Пример отбора 1 Появление тараканов, устойчивых к действию ядохимикатов 2 Формирование многих вариантов окраски внутри популяции травяной лягушки 3 Соответствие частей цветка у растения данного вида размерам конкретного вида насекомого-опылителя 4 Кистеперые рыбы и крокодилы практически не изменились за миллионы лет 6 Возникновение устойчивости к антибиотикам у микроорганизмов 7 У самцов пятнистого оленя имеются рога с 3 — 4 отростками. 8 Исчезновение глаз у крота 9 Кистеперая рыба латимерия. 10 Редукция (исчезновение) листьев у растений – паразитов. 11 У большинства зайцев в популяции средний размер ушей. 12 На острове Средиземного моря в конце третичного периода попали слоны. В условиях ограниченных ресурсов островных лесов преимущество имели особи с небольшими размерами, слоны нормальных размеров гибли. Так возникли карликовые слоны. 13 Существование в Африке в долине рекиСемиликидревовидных папоротников. 14 Наличие шпор и яркой окраски у петуха. 

формы естественного отбора. № Пример отбора Форма 1 Появление тараканов, устойчивых к действию ядохимикатов движущая 2 Формирование многих вариантов окраски внутри популяции травяной лягушки движущая 3 Соответствие частей цветка у растения данного вида размерам конкретного вида насекомого-опылителя стабилизирующая 4 Кистеперые рыбы и крокодилы практически не изменились за миллионы лет стабилизирующая 6 Возникновение устойчивости к антибиотикам у микроорганизмов движущая 7 У самцов пятнистого оленя имеются рога с 3 — 4 отростками. половая 8 Исчезновение глаз у крота движущая 9 Кистеперая рыба латимерия. стабилизирующая 10 Редукция (исчезновение) листьев у растений – паразитов. движущая

11 У большинства зайцев в популяции средний размер ушей. стабилизирующая 12 На острове Средиземного моря в конце третичного периода попали слоны. В условиях ограниченных ресурсов островных лесов преимущество имели особи с небольшими размерами, слоны нормальных размеров гибли. Так возникли карликовые слоны. движущая 13 Существование в Африке в долине реки Семилики древовидных папоротников. стабилизирующая 14 Наличие шпор и яркой окраски у петуха. половая

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей