Опыты с крысой внутри ящика проводил психология

Содержание
  1. Эксперименты с крысами Ганса Селье
  2. Читайте также
  3. 4. Эксперименты Эббингауза
  4. Эксперименты по изучению конформности
  5. Эксперименты на макаках-резус
  6. Трехфакторная модель Ганса Айзенка
  7. Эксперименты с экстрасенсорной интуицией
  8. Ганс Селье СТРЕСС ЖИЗНИ[1]
  9. Повторим эксперименты
  10. Мои эксперименты
  11. МЫСЛЕННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  12. Фрейд и анализ фобии маленького мальчика: история маленького Ганса
  13. Как нам усовершенствовать свои эксперименты?
  14. Осознанность и эксперименты с параллельным миром
  15. Эксперименты – это путь к успеху
  16. Оперантное обусловливание и «Ящик Скиннера»
  17. Читайте также
  18. Обусловливание [1] – психическая зависимость
  19. 8. ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
  20. КЛАССИЧЕСКОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
  21. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
  22. Ящик Пандоры
  23. Подход Скиннера к психологии
  24. Респондентное и оперантное поведение
  25. ГЛАВА 3. НАУЧЕНИЕ И ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
  26. СОВЕТЫ СКИННЕРА
  27. Классическое обусловливание
  28. Инструментальное, или оперантное, обусловливание
  29. Обусловливание религиозных взглядов на смерть
  30. Ваш инструментальный ящик
  31. Scisne ?
  32. Центр удовольствия и опыты Олдса Джеймса и Питера Милнера

Эксперименты с крысами Ганса Селье

Эксперименты с крысами Ганса Селье

Какой эффект производит стресс на организм живого существа, впервые в 1936 году описал канадский ученый венгерского происхождения Ганс Селье. Селье предположил, что хронический стресс приводит к долгосрочным химическим изменениям в организме, а значит, его можно считать одной из главных причин самых разных заболеваний. Селье пришел к этому выводу при работе с крысами. Будучи ассистентом биохимического отделения Университета Мак-Гилла, он проводил эксперименты, в ходе которых крысам вводили овариальный экстракт в расчете выявить реакцию, которая приведет к созданию полового гормона нового типа. И крысы действительно реагировали на инъекции: их селезенка, зобные железы, лимфатические узлы и кора надпочечников увеличивались, а в двенадцатиперстной кишке и желудке появлялись кровоточащие язвы. Селье уменьшал и увеличивал количество вводимого экстракта, и эти реакции ослаблялись и усиливались соответственно. Исследователю показалось, что он открыл новый гормон, но потом он решил попробовать ввести плацентарный и гипофизарный экстракты. К его удивлению, реакция крыс была совершенно такой же. Все еще думая, что ему удалось открыть новый гормон, исследователь провел эксперимент еще раз, теперь с применением экстрактов нескольких органов, в том числе печени и селезенки. Реакции животных всегда были одинаковыми. Озадаченный полученными результатами, Селье сделал еще одну, последнюю попытку: ввел крысам раствор формальдегида. Реакция была прежней.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

4. Эксперименты Эббингауза

4. Эксперименты Эббингауза Здесь я позволю себе привести некоторые подробности относительно того, как производятся эксперименты с памятью. Вообще кажется непонятным, как можно подвергнуть экспериментальному исследованию такую способность, как память.Мы знаем, что то,

Эксперименты по изучению конформности

Эксперименты по изучению конформности В 1951 году Соломон Аш разработал эксперимент, чтобы оценить, насколько сильно давление большинства влияет на уровень конформности индивида. Это исследование входит в число самых знаменитых психологических опытов, и провести его

Эксперименты на макаках-резус

Эксперименты на макаках-резус Харлоу не верил в то, что взаимоотношения между матерью и ребенком зарождаются на почве потребности живого существа утолить голод и жажду и избежать боли. Чтобы описать и классифицировать чувство привязанности, ученый провел ряд

Трехфакторная модель Ганса Айзенка

Трехфакторная модель Ганса Айзенка Психолог Ганс Айзенк разработал свою модель в 1947 году независимо от других теорий личности, но доработал ее лишь в конце 1970?х. Его модель основывается на трех универсальных личностных измерениях.1. Интроверсия/экстраверсия.

Эксперименты с экстрасенсорной интуицией

Эксперименты с экстрасенсорной интуицией История научного исследования психических явлений переполнена, по словам Рэя Хаймэна, «примерами исследователей, заявляющих о том, что они окончательно доказали существование паранормального». В каждом случае последующие

Ганс Селье СТРЕСС ЖИЗНИ[1]

Ганс Селье СТРЕСС ЖИЗНИ[1] Что такое стресс?Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс. Многие слова становятся модными, когда научное исследование приводит к возникновению нового понятия, влияющего на

Повторим эксперименты

Повторим эксперименты Скорее всего, ты ничего не делаешь из того, что я тебе предлагал в этой книге. Это не обвинение, нет. Это констатация факта. Люди часто просто читают книгу, а на эксперименты у них не остаётся времени. Так и у тебя.Это нормально. Я сам так делаю. Сначала

Мои эксперименты

Мои эксперименты Организация психической жизни начинается с вниманияМоя экспериментальная практика работы с детьми от 3 до 6 лет посвящена исследованию потребностей детской души, по аналогии с гигиеническими требованиями ухода за телом. Считаю необходимым рассказать

МЫСЛЕННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

МЫСЛЕННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ Предприятие как целоеАспект организации предприятия – это материальная база, структура кадров; аспект функционирования – технология производства продукции; аспект связи – плановые задания, снабжение, финансирование, определяющие связь

Фрейд и анализ фобии маленького мальчика: история маленького Ганса

Фрейд и анализ фобии маленького мальчика: история маленького Ганса Зигмунд Фрейд является самым известным психологом. Он написал множество работ на самые разные темы — от воспитания детей и развития человеческой личности до толкования снов, а также разработал метод

Читайте также:  Мешки под глазами при гипотиреозе как избавиться

Как нам усовершенствовать свои эксперименты?

Как нам усовершенствовать свои эксперименты? Спрашивание играет важную роль в повседневных вопросах бизнеса, таких как развитие продуктов. Автор метода экономичного стартапа Эрик Рис считает, что без него невозможно проводить проверку новых идей, чтобы оценить их

Осознанность и эксперименты с параллельным миром

Осознанность и эксперименты с параллельным миром Давайте исследуем эту тонкую и деликатную природу чувственного осознания с помощью следующего эксперимента. Чувствуйте, Сновидьте, и попробуйте такое упражнение. Возможно, оно поможет вам переживать то, что я уже говорил

Эксперименты – это путь к успеху

Эксперименты – это путь к успеху Вне зависимости от того, сколькими ресурсами для проведения исследований вы располагаете, они помогут вам поддерживать огонь новаторства. От экспериментов, по сути, следует ожидать множества провалов. Но если вы примете новое

Источник

Оперантное обусловливание и «Ящик Скиннера»

Оперантное обусловливание и «Ящик Скиннера»

Самым важным итогом научной деятельности Фредерика Скиннера стала концепция оперантного обусловливания (научения), которая заключается в том, что научение какой-либо форме поведения происходит либо методом вознаграждения, либо наказания, ассоциирующихся с этим поведением. Различается три типа оперантного научения:

1. При позитивном подкреплении (то есть вознаграждении) происходит закрепление определенных форм поведения и повышается вероятность их повторения в будущем, поскольку они привели к позитивным последствиям.

2. При негативном подкреплении определенная форма поведения закрепляется потому, что испытуемый желает избежать негативных последствий либо прекратить их.

3. При наказании нежелательное поведение проявляется реже, и вероятность его повторения в будущем снижается из-за того, что в предыдущий раз оно привело к негативным последствиям.

4. Если поведение не привело ни к позитивным, ни к негативным последствиям, оно постепенно угасает.

Таким образом, позитивное и негативное подкрепление закрепляют конкретное поведение, повышая вероятность его повторения в будущем, а наказание, напротив, ослабляет его.

Чтобы продемонстрировать оперантное обусловливание в действии, Фредерик Скиннер провел очень простой опыт с использованием изобретенной им знаменитой экспериментальной камеры, которую теперь называют ящиком Скиннера.

«Ящик Скиннера» и оперантное обусловливание

1. Голодную подопытную крысу помещали в специально оборудованный ящик – «ящик Скиннера». При нажатии на рычаг, установленный внутри, животное получало порцию еды. Скоро крыса понимала, что, нажав на рычаг, сможет полакомиться (позитивный результат), поэтому вследствие позитивного подкрепления такая форма поведения закреплялась.

2. Далее крысу снова помещали в ящик и воздействовали на ее лапки через решетку в полу слабым разрядом электрического тока. Когда животное нажимало на рычаг, разряд прекращался, и так далее. Разряд, нажатие на рычаг и прекращение подачи тока. Таким образом, каждый последующий раз, когда на крысу воздействовали током, она закрепляла поведение, которое клало конец неприятным ощущениям. Это пример негативного подкрепления, поскольку животное приучали к определенной форме поведения, чтобы прекратить действие негативного фактора.

3. Крысу помещали в ящик, и каждый раз, когда она нажимала на рычаг, через лапки воздействовали на нее слабым электрическим разрядом (негативное подкрепление). Постепенно такое поведение затухало из-за негативного последствия – это пример наказания.

4. И последнее: крысу помещали в ящик, не давая ей при этом еды, но не воздействуя на нее и электрическим током, сколько бы она ни жала на рычаг. В этом случае в мозге животного не формировалась связь между нажатием на рычаг и позитивными либо негативными последствиями, поэтому постепенно такая форма поведения затухала.

Издержки изобретения «ящика Скиннера»

В 1943 году беременная жена Скиннера попросила его придумать безопасную детскую кроватку для будущего малыша. Будучи изобретателем по природе, исследователь изготовил закрытую подогреваемую кроватку с плексигласовым окошком и назвал ее «Няней». Чрезвычайно довольный своим изобретением, Скиннер отправил описание кроватки в журнал Ladies’ Home, и там статью напечатали под названием «Малыш в ящике». Поскольку к тому времени уже многие знали об исследованиях Скиннера в области оперантного обусловливания, в обществе довольно быстро распространились слухи о том, что ученый сажает в изобретенную им экспериментальную камеру собственную дочь, из-за чего малышка тронулась умом и хотела покончить жизнь самоубийством. Но это, конечно, были просто слухи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Обусловливание [1] – психическая зависимость

Обусловливание [1] – психическая зависимость Никотин делает нас зависимыми не только физически, перестраивая систему нейромедиаторов в мозге, он заботится и о том, чтобы у нас вырабатывалась условная реакция на многие ситуации. Под влиянием никотина мы «учимся» прочно

8. ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

8. ОБУСЛОВЛИВАНИЕ Одним из наиболее фундаментальных психологических процессов является обусловливание. Хотя мы обычно считаем, что обусловливание свойственно только низшим организмам, оно очень распространено в нашей повседневной жизни, даже если оно и не

КЛАССИЧЕСКОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

КЛАССИЧЕСКОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ Психологи различают две формы обусловливания в зависимости от того, какой из процессов обусловливания при этом задействован.Классическое, или павловское, обусловливание было впервые продемонстрировано Иваном Павловым в 1927 году. Когда

Читайте также:  Чем обработать табак от тли

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ Но какое же отношение обусловливание имеет к человеческим существам? К вашей жизни?Я однажды попытался объяснить большую важность обусловливания в человеческом развитии моим слушателям в одной из программ «Тренинга повышения осознавания».

Ящик Пандоры

Ящик Пандоры Человек есть тайна. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком Ф. Достоевский Из почты SOS Здоровье как философия • Человек и лекарство • Как не надо лечить ребенка • Щели в образе жизни Если ты человек общеупотребительной профессии, то незнакомые люди

Подход Скиннера к психологии

Подход Скиннера к психологии Большинство теоретиков — персонологов работают в двух направлениях: 1) обязательное изучение устойчивых различий между людьми и 2) опора на гипотетическое объяснение разнообразия и сложности человеческого поведения. Эти направления

Респондентное и оперантное поведение

Респондентное и оперантное поведение При рассмотрении скиннеровского подхода к личности следует различать две разновидности поведения: респондентное и оперантное. Чтобы лучше понять принципы скиннеровского оперантного научения, мы сначала обсудим респондентное

ГЛАВА 3. НАУЧЕНИЕ И ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

ГЛАВА 3. НАУЧЕНИЕ И ОБУСЛОВЛИВАНИЕ В той области психологии, которая занимается научением и обусловливанием, проведено множество исследований с целью выяснить, как обучаются животные и люди. Ряд выдающихся психологов, имена которых широко известны за пределами наук о

СОВЕТЫ СКИННЕРА

СОВЕТЫ СКИННЕРА В возрасте 78 лет Б. Ф. Скиннер провел в Американской психологической ассоциации конференцию под названием «Советы по организации своего мышления в третьем возрасте». Вот резюме его особенно интересных размышлений. Сказано –

Классическое обусловливание

Классическое обусловливание Основы классического обусловливания были созданы в начале XX в. И. П. Павловым. В опытах И. П. Павлова условный стимул (звонок) сочетается с безусловным стимулом (кормление собаки), между ними устанавливается связь таким образом, что прежде

Инструментальное, или оперантное, обусловливание

Инструментальное, или оперантное, обусловливание Не все виды научения можно объяснить классическим обусловливанием. При классическом обусловливании условный и безусловный стимулы предшествуют условной реакции. Но условные связи могут также возникать между реакциями

Обусловливание религиозных взглядов на смерть

Обусловливание религиозных взглядов на смерть Если мы хотим понять, почему имеем то восприятие смерти, которое имеем, и приспособить его так, чтобы оно служило нашей цели, следует избавиться от эго-я, которое такое восприятие определяет. Мы уже выяснили, как агрессивные

Ваш инструментальный ящик

Ваш инструментальный ящик Вы имеете в своем распоряжении весь набор инструментов, которые необходимы для пресечения контрпродуктивного поведения. К ним относятся:• опыт• ценности• скрытые возможности• мужество• интуиция• решимость• способности• страсть.А

Источник

Scisne ?

Главная ≫ Инфотека ≫ Биология ≫ Нейробиология ≫ Центр удовольствия и опыты Олдса Джеймса и Питера Милнера

Центр удовольствия и опыты Олдса Джеймса и Питера Милнера

Олдсу Джеймсу и Питеру Милнеру удалось случайно открыть в гипоталамусе центр удовольствия у белых крыс. Учёные добились того, что животные с вживлёнными в мозг электродами часами нажимали на рычажок, замыкающий ток в электродах, производя до 8000 нажатий в час. Эти крысы нажимали на рычаг и игнорировали: пищу, воду, опасность, самку… Позже аналогичные опыты были поставлены на обезьянах и дали аналогичные результаты.

«Вот очередной крысе только что вживили в мозг электрод. Поместили в камеру. Исследователь сам нажал на педаль. Первая порция электрического удовольствия вoшла в маленький мозг. Как ведёт себя крыса? Начинает искать! Быстро, суетливо движется по углам камеры, всё обнюхивает и трогает лапами, пока наконец не находит того, что нужно, — педаль, райскую педаль. Теперь её не отгонишь. Ритмично, как заведённый автомат, один-два раза в секунду она посылает себе в мозг электрические раздражения. На всю процедуру выработки электрической наркомании уходит 1-2 минуты. До 8 тысяч раз в час и в некоторых точках по 24 часа беспрерывного самораздражения, до изнеможения или до судорожного припадка! Исследователь прерывает электроцепь, так что нажатие на педаль ничего не даёт. Экспериментальная модель изгнания из Рая, она же абстиненция, ломка.

Цитирую Олдза: «Животное несколько раз с яростью нажимает на педаль и только после этого отворачивается от неё и начинает чиститься или засыпает. Однако время от времени возвращается и нажимает на педаль (как бы желая убедиться, что ничто не упущено)».

Исследовав сотни животных, Олдз составил эмоциональную карту крысиного мозга. Около 60 процентов его объёма эмоционально нейтральны. Крысы не стремятся к стимуляции этих отделов, но и не избегают… Нейтральны в основном части мозга, лежащие снаружи, ближе к черепной стенке. Под ними, ближе к внутренней полости, — Рай, он занимает около 35 процентов. Нейтральная область (так и хочется сказать: Чистилище) как бы прикрывает собой Рай. Область Рая в совокупности похожа на крест, вдвинутый внутрь мозга. Однако расположение отдельных точек довольно причудливо: то и дело они чередуются с нейтральными; и различить их можно лишь по реакции на раздражение.

Больше всего райских точек в области гипоталамуса — подбугорья в основании мозга, где ствол (продолжение спинного мозга внутри черепа) переходит в полушария. Ясно! — это ведь главные подкорковые мотивационные центры, узлы управления основными инстинктами и важнейшими функциями.

И здесь же, в самой глубине мозга, под точками, где частота самораздражения достигает максимума, под самым что ни на есть Раем, маленьким клинышком сидит самый что ни на есть Ад. Природа оказалась гуманной, но крайней мере в отношении крыс: Ад у них занимает всего 5 процентов мозгового объёма. Преисподняя в семь раз меньше Рая. Однако Ад мал, да удал. Его легко опознать. Стоит разок туда тюкнуть током, как крыса взвивается и всем своим видом и поведением кричит, орёт, вопиет! — «Никогда, ни за что, не хочу. …» Если крыса случайно наступит на адскую педаль, она никогда к ней больше и близко не подойдет. […]

Вот так Олдз и открыл анатомические зоны мозга, набитые нервными клетками, осуществляющими удовольствие насыщения.

Самораздражение этих зон — воспроизведение наслаждения едой, ложное насыщение, пищевой онанизм — чистая модель зависимости от еды».

(Леви В.Л., Куда жить? М., «Торобоан», 2004 г., с. 50-52.)

Первая публикация учёных: Olds J., Milner P., Positive reinforcement produced by electrical stimulation of the septal area and other regions of rat brain, «Journal of Comparative and Physiological Psychology», 1954, Vol. 47, pp. 419–427.

Нил Миллер поставил серию экспериментов на животных:

«Опыты ставились следующим образом. Для крысы или собаки искусственно создаётся безвыходная ситуация, в которой получить удовольствие они могут единственным способом, скажем, замедляя ритм сердца. (Точнее: учёный работал с обездвиженными (парализованными) животными, у которых он замыкал показатели работы сердца, желудка, почек на подсоединенные к «центру удовольствия» электроды – Прим. И.Л. Викентьева).

Что и говорить, задача трудная, поскольку в естественных условиях мы ничего подобного не встречаем. Но крысы с ней справляются блестяще. Экспериментальная установка собирается таким образом, что сначала крыса получает удовольствие, например, за случайное замедление ритма сердца. За этим следует награда. Крыса волнуется; ритм сердца то ускоряется, то замедляется, сердце как бы рыскает вместе с животным, которое решает задачу: как вновь получить удовольствие. Новое вознаграждение, потом ещё и ещё. Сначала награды случайны, затем крыса твёрдо зазубривает: замедление сердца ведёт к удовольствию (приблизительно логика такова) и в дальнейшем замедляет ритм произвольно, стоит ей лишь захотеть испытать очередное удовольствие.

Американский ученый Н. Миллер обучил крысу добывать себе такого рода удовольствие, используя в качестве рабочих органов кишечник, почки, слюнные железы — словом, практически все основные внутренние органы.

Ну, чем не йоги? Однако, мне думается, крысы превосходят йогов достигнутыми результатами: животные получают за свой странный труд колоссальное удовольствие, йоги же — лишь призрачную надежду на общение с Богом. Отсюда и огромная разница в успехах — йоги тренируются всю жизнь, по не всякому удается стать знаменитостью, крыса же обучается всем премудростям за 2-3 сеанса.

Итак, при достаточно сильном вознаграждении, животное практически может научиться чему угодно и каким угодно способом.

Эти опыты интересны во многих отношениях. Поскольку животные обучаются сравнительно легко управлять деятельностью сердца, следовательно, они среди множества других чувств умеют отыскивать нужное им, связанное с работой сердца и определенным его состоянием (частота, ритм, сила сокращения). Далее они не просто выделяют «сердечные» чувства из всех других, но ещё умеют и управлять ими, заставляя сердце работать в режиме, обеспечивающем получение удовольствия. Значит, желание удовольствия может быть использовано для починки разбалансированного внутреннего механизма.

С точки зрения практической медицины обучение управлять деятельностью внутренних органов почти не требует комментариев. Вегето-сосудистая дистония, невроз сердца, невроз желудка — частые диагнозы у амбулаторных больных. Желая избавиться от этих болезней, мы нередко и без особой нужды прибегаем к лекарствам, забывая о больших возможностях других способа лечения. Конечно, вживление электродов в мозг человека и причиняемый этим ущерб вряд ли может окупиться избавлением от основного страдания. Люди, по-видимому, должны идти другим путем. Этот путь состоит в умении ставить перед собой выполнимые цели, чтобы получать за свои труды вознаграждение в виде положительного эмоционального состояния. «Поощрение так же необходимо человеку, как канифоль смычку», — шутливо заметил Козьма Прутков. Не наказание, а именно поощрение рождает ту атмосферу, которая обеспечивает нас положительным эмоциональным зарядом и создает благоприятный фон для работы внутренних механизмов.

Не всегда, разумеется, эти рекомендации выполнимы. И если поломка все-таки случилась, мы можем воспользоваться почти такими же приемами, к которым прибегают и йоги. Речь идет о системе самотренировки, разработанной немецким психиатром О. Шульцем. Благодаря системе Шульца, люди обучаются управлять процессами, которые обычно выпадают из-под психического контроля».

(Макаренко Ю.А., Мудрость чувства, М., «Советская Россия», 1970 г., с. 93-95.)

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей