Scisne ?
Главная ≫ Инфотека ≫ Биология ≫ Нейробиология ≫ Центр удовольствия и опыты Олдса Джеймса и Питера Милнера |
Центр удовольствия и опыты Олдса Джеймса и Питера МилнераОлдсу Джеймсу и Питеру Милнеру удалось случайно открыть в гипоталамусе центр удовольствия у белых крыс. Учёные добились того, что животные с вживлёнными в мозг электродами часами нажимали на рычажок, замыкающий ток в электродах, производя до 8000 нажатий в час. Эти крысы нажимали на рычаг и игнорировали: пищу, воду, опасность, самку… Позже аналогичные опыты были поставлены на обезьянах и дали аналогичные результаты. «Вот очередной крысе только что вживили в мозг электрод. Поместили в камеру. Исследователь сам нажал на педаль. Первая порция электрического удовольствия вoшла в маленький мозг. Как ведёт себя крыса? Начинает искать! Быстро, суетливо движется по углам камеры, всё обнюхивает и трогает лапами, пока наконец не находит того, что нужно, — педаль, райскую педаль. Теперь её не отгонишь. Ритмично, как заведённый автомат, один-два раза в секунду она посылает себе в мозг электрические раздражения. На всю процедуру выработки электрической наркомании уходит 1-2 минуты. До 8 тысяч раз в час и в некоторых точках по 24 часа беспрерывного самораздражения, до изнеможения или до судорожного припадка! Исследователь прерывает электроцепь, так что нажатие на педаль ничего не даёт. Экспериментальная модель изгнания из Рая, она же абстиненция, ломка. Цитирую Олдза: «Животное несколько раз с яростью нажимает на педаль и только после этого отворачивается от неё и начинает чиститься или засыпает. Однако время от времени возвращается и нажимает на педаль (как бы желая убедиться, что ничто не упущено)». Исследовав сотни животных, Олдз составил эмоциональную карту крысиного мозга. Около 60 процентов его объёма эмоционально нейтральны. Крысы не стремятся к стимуляции этих отделов, но и не избегают… Нейтральны в основном части мозга, лежащие снаружи, ближе к черепной стенке. Под ними, ближе к внутренней полости, — Рай, он занимает около 35 процентов. Нейтральная область (так и хочется сказать: Чистилище) как бы прикрывает собой Рай. Область Рая в совокупности похожа на крест, вдвинутый внутрь мозга. Однако расположение отдельных точек довольно причудливо: то и дело они чередуются с нейтральными; и различить их можно лишь по реакции на раздражение. Больше всего райских точек в области гипоталамуса — подбугорья в основании мозга, где ствол (продолжение спинного мозга внутри черепа) переходит в полушария. Ясно! — это ведь главные подкорковые мотивационные центры, узлы управления основными инстинктами и важнейшими функциями. И здесь же, в самой глубине мозга, под точками, где частота самораздражения достигает максимума, под самым что ни на есть Раем, маленьким клинышком сидит самый что ни на есть Ад. Природа оказалась гуманной, но крайней мере в отношении крыс: Ад у них занимает всего 5 процентов мозгового объёма. Преисподняя в семь раз меньше Рая. Однако Ад мал, да удал. Его легко опознать. Стоит разок туда тюкнуть током, как крыса взвивается и всем своим видом и поведением кричит, орёт, вопиет! — «Никогда, ни за что, не хочу. …» Если крыса случайно наступит на адскую педаль, она никогда к ней больше и близко не подойдет. […] Вот так Олдз и открыл анатомические зоны мозга, набитые нервными клетками, осуществляющими удовольствие насыщения. Самораздражение этих зон — воспроизведение наслаждения едой, ложное насыщение, пищевой онанизм — чистая модель зависимости от еды». (Леви В.Л., Куда жить? М., «Торобоан», 2004 г., с. 50-52.) Первая публикация учёных: Olds J., Milner P., Positive reinforcement produced by electrical stimulation of the septal area and other regions of rat brain, «Journal of Comparative and Physiological Psychology», 1954, Vol. 47, pp. 419–427. Нил Миллер поставил серию экспериментов на животных: «Опыты ставились следующим образом. Для крысы или собаки искусственно создаётся безвыходная ситуация, в которой получить удовольствие они могут единственным способом, скажем, замедляя ритм сердца. (Точнее: учёный работал с обездвиженными (парализованными) животными, у которых он замыкал показатели работы сердца, желудка, почек на подсоединенные к «центру удовольствия» электроды – Прим. И.Л. Викентьева). Что и говорить, задача трудная, поскольку в естественных условиях мы ничего подобного не встречаем. Но крысы с ней справляются блестяще. Экспериментальная установка собирается таким образом, что сначала крыса получает удовольствие, например, за случайное замедление ритма сердца. За этим следует награда. Крыса волнуется; ритм сердца то ускоряется, то замедляется, сердце как бы рыскает вместе с животным, которое решает задачу: как вновь получить удовольствие. Новое вознаграждение, потом ещё и ещё. Сначала награды случайны, затем крыса твёрдо зазубривает: замедление сердца ведёт к удовольствию (приблизительно логика такова) и в дальнейшем замедляет ритм произвольно, стоит ей лишь захотеть испытать очередное удовольствие. Американский ученый Н. Миллер обучил крысу добывать себе такого рода удовольствие, используя в качестве рабочих органов кишечник, почки, слюнные железы — словом, практически все основные внутренние органы. Ну, чем не йоги? Однако, мне думается, крысы превосходят йогов достигнутыми результатами: животные получают за свой странный труд колоссальное удовольствие, йоги же — лишь призрачную надежду на общение с Богом. Отсюда и огромная разница в успехах — йоги тренируются всю жизнь, по не всякому удается стать знаменитостью, крыса же обучается всем премудростям за 2-3 сеанса. Итак, при достаточно сильном вознаграждении, животное практически может научиться чему угодно и каким угодно способом. Эти опыты интересны во многих отношениях. Поскольку животные обучаются сравнительно легко управлять деятельностью сердца, следовательно, они среди множества других чувств умеют отыскивать нужное им, связанное с работой сердца и определенным его состоянием (частота, ритм, сила сокращения). Далее они не просто выделяют «сердечные» чувства из всех других, но ещё умеют и управлять ими, заставляя сердце работать в режиме, обеспечивающем получение удовольствия. Значит, желание удовольствия может быть использовано для починки разбалансированного внутреннего механизма. С точки зрения практической медицины обучение управлять деятельностью внутренних органов почти не требует комментариев. Вегето-сосудистая дистония, невроз сердца, невроз желудка — частые диагнозы у амбулаторных больных. Желая избавиться от этих болезней, мы нередко и без особой нужды прибегаем к лекарствам, забывая о больших возможностях других способа лечения. Конечно, вживление электродов в мозг человека и причиняемый этим ущерб вряд ли может окупиться избавлением от основного страдания. Люди, по-видимому, должны идти другим путем. Этот путь состоит в умении ставить перед собой выполнимые цели, чтобы получать за свои труды вознаграждение в виде положительного эмоционального состояния. «Поощрение так же необходимо человеку, как канифоль смычку», — шутливо заметил Козьма Прутков. Не наказание, а именно поощрение рождает ту атмосферу, которая обеспечивает нас положительным эмоциональным зарядом и создает благоприятный фон для работы внутренних механизмов. Не всегда, разумеется, эти рекомендации выполнимы. И если поломка все-таки случилась, мы можем воспользоваться почти такими же приемами, к которым прибегают и йоги. Речь идет о системе самотренировки, разработанной немецким психиатром О. Шульцем. Благодаря системе Шульца, люди обучаются управлять процессами, которые обычно выпадают из-под психического контроля». (Макаренко Ю.А., Мудрость чувства, М., «Советская Россия», 1970 г., с. 93-95.) Источник 4 эксперимента с мышами, которые еще больше раскроют человеческую сущностьНародная мудрость гласит: «Был бы готов ученик, а учитель найдется» – и это правда: когда человек готов к получению/осознанию информации, он почерпнет её откуда угодно. Например, много интересного можно понять для себя из этих четырех экспериментов: Первый эксперимент: Первый эксперимент назывался «Вселенная-25». 4 мышей поместили в мышиный рай, где была еда и питье в неограниченном количестве и совсем не было опасностей. В таких условиях мыши стали очень быстро размножаться. Когда численность мышей достигла 600, появилась конкуренция между «старым» и «новым» поколениями. Появились первые «отверженные» мыши, которым доставалось от остальных. Самцы становились более пассивными, а самки более агрессивными. Популяция стала постепенно сокращаться. Со временем появились самцы-красавцы, которые перестали драться, бороться за самок, они только ели, пили и спали. Вслед за такими самцами появились самки-одиночки, которые перестали рожать, а остальные стали убивать детенышей. Мыши стали практиковать гомосексуализм и каннибализм. В итоге через 18 месяцев после начала эксперимента умер последний житель мышиной цивилизации. Самое интересное, что эксперимент назывался «Вселенная-25», потому что данный эксперимент был проведен 25 раз и всегда заканчивался одинаково – трагически. Вывод: В идеальных условиях, когда организму для выживания не надо использовать сложные поведенческие функции, происходит «смерть духа» – деградация, которая неминуемо приводит к «смерти тела». Таким образом, всеобщее или личное счастье не может являться целью жизни, это только побочный продукт. Только движение и развитие как процессы и есть смысл жизни. Второй эксперимент: Второй эксперимент был проведен над крысами. Когда крыс погружали в условия стрессов, опасностей и конфликтов, они начинали болеть и быстро умирали. Когда крысам давали только положительные эмоции в виде комфортной жизни, лишенной негативной составляющей, они тоже заболевали и умирали, но чуть позже (подтверждаются результаты предыдущего эксперимента). Научно было высчитано, что соотношение положительных и отрицательных эмоций должно быть 3 к 1. В таких условиях живое существо чувствует себя комфортно и живет дольше. Вывод: Поражения, боль, потери, неудачи, стресс – это неотъемлемая часть жизни, без которых жизнь невозможна. Что такое здраво смотреть в завтрашний день? Это значит понимать, что кроме хороших событий, будут и плохие, и это необходимо для развития человека. Но лучше, чтобы пропорции позитива и негатива в жизни были 3 к 1. Третий эксперимент: Третий эксперимент наглядно продемонстрировал четкую иерархию в крысином мире. 6 крыс были помещены в ящик, из которого был один выход, ведущий в бассейн. Бассейн вел к еде. В итоге крысы разделились на 4 группы: 2 ведущих, 2 ведомых, 1 одиночка и 1 – отверженный. За едой плавали ведомые и отдавали еду ведущим (после побоев), только после того, как поедят ведущие, ели ведомые. Одиночка сам себе добывал еду и мог за себя постоять. Отверженного все обижали, и он питался отбросами. Эксперимент проводился 20 раз и каждый раз результаты были одинаковыми – разделение на 4 группы. При этом даже если в ящик помещали все 6 крыс ведущих или одиночек, ведомых или отверженных – снова происходило разделение ролей. Вывод: В социуме всегда присутствует иерархия, человеческое равенство – это утопия. Если вам не нравится ваша социальная роль, боритесь за свое место под солнцем, в том числе есть вариант – поменять социум. Счастье в том, чтобы вас устраивала ваша социальная роль в жизни. Четвертый эксперимент: Четвертый эксперимент доказал, что зависимость можно контролировать. 20 крыс были помещены в парк, в котором были разные ходы, тоннели, колеса, домики, бассейн, длинные переходы и много пищи. Других 20 крыс держали в традиционных клетках. Первой и второй группе поставили по 2 поилки: одна с обычной водой, а в другой был подслащенный раствор наркотика. Жители парка пили только воду. Даже если кто-то из крыс пил воду с наркотиком, то зависимости у них не было, они все равно предпочитали пить обычную воду. В свою очередь крысы из клеток быстро пристрастились к наркотику. Через некоторое время крыс поменяли местами. Крысы из парка развлечений, оказавшиеся в клетках, быстро перешли на наркотик. А крысы, которые были помещены в парк, стали больше пить обычную воду. Вывод: Зависимости приходят в жизнь от однообразия. Если ваша жизнь яркая, интересная, вы все время находитесь в движении и творческих поисках, то вам будут не нужны ни наркотики, ни алкоголь, ни прочие зависимости. Вы и так будете находиться в эйфории от собственной жизни. Бегите от рутины и скуки, создавайте интересную жизнь, наполненную путешествиями, яркими событиями и интересными проектами. Возможно, в этом и есть смысл жизни. Источник Эксперимент «Вселенная-25»: как рай стал адомДля популяции мышей в рамках социального эксперимента создали райские условия: неограниченные запасы еды и питья, отсутствие хищников и болезней, достаточный простор для размножения. Однако в результате вся колония мышей вымерла. Почему это произошло? И какие уроки из этого должно вынести человечество? Самки, готовящиеся к рождению, становились все более нервными, так как в результате роста пассивности среди самцов они становились менее защищенными от случайных атак. В итоге самки стали проявлять агрессию, часто драться, защищая потомство. Однако агрессия парадоксальным образом не была направлена только на окружающих, не меньшая агрессивность проявлялась по отношению к своим детям. Часто самки убивали своих детенышей и перебирались в верхние гнезда, становились агрессивными отшельниками и отказывались от размножения. В результате рождаемость значительно упала, а смертность молодняка достигла значительных уровней. Вскоре началась последняя стадия существования мышиного рая — фаза D или фаза смерти, как ее назвал Джон Кэлхун. Символом этой стадии стало появление новой категории мышей, получившей название «красивые». К ним относили самцов, демонстрирующих нехарактерное для вида поведение, отказывающихся драться и бороться за самок и территорию, не проявляющих никакого желания спариваться, склонных к пассивному стилю жизни. «Красивые» только ели, пили, спали и очищали свою шкурку, избегая конфликтов и выполнения любых социальных функций. Подобное имя они получили потому, что в отличие от большинства прочих обитателей бака на их теле не было следов жестоких битв, шрамов и выдранной шерсти, их нарциссизм и самолюбование стали легендарными. Также исследователя поразило отсутствие желания у «красивых» спариваться и размножаться, среди последней волны рождений в баке «красивые» и самки-одиночки, отказывающиеся размножаться и убегающие в верхние гнезда бака, стали большинством. Предвидя подобную катастрофу, Д. Кэлхун при помощи коллеги доктора Х. Марден провел ряд экспериментов на третьей стадии фазы смерти. Из бака были изъяты несколько маленьких групп мышей и переселены в столь же идеальные условия, но еще и в условиях минимальной населенности и неограниченного свободного пространства. Никакой скученности и внутривидовой агрессии. По сути, «красивым» и самкам-одиночкам были воссозданы условия, при которых первые 4 пары мышей в баке экспоненциально размножались и создавали социальную структуру. Но к удивлению ученых, «красивые» и самки-одиночки свое поведение не поменяли, отказались спариваться, размножаться и выполнять социальные функции, связанные с репродукцией. В итоге не было новых беременностей и мыши умерли от старости. Подобные одинаковые результаты были отмечены во всех переселенных группах. В итоге все подопытные мыши умерли, находясь в идеальных условиях. Возможно, у вас остался вопрос, почему эксперимент Д. Кэлхуна назывался «Вселенная-25»? Это была двадцать пятая попытка ученого создать рай для мышей, и все предыдущие закончились смертью всех подопытных грызунов… Источник |