- На главную
- Контакты
- Меню сайта
- Причина отравления вод океана.
- Секрет выживания лягушек.
- Секрет долголетия ночницы.
- Простейшие эксперименты с муравьями
- Делимся опытом. Наблюдение за муравьями опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Опыты с муравьями по биологии
На главную
Контакты
Меню сайта
Причина отравления вод океана.
Американские ученые из штата Мичиган полагают, что в качестве главной причины отравления вод Мирового океана ртутью являются бактерии.
Секрет выживания лягушек.
Американским ученым удалось выяснить, как лягушкам удается продолжать жить даже после глубокой заморозки.
Секрет долголетия ночницы.
Биологи уже давно считают, что продолжительность жизни животного определяется очень просто: чем оно больше, тем дольше живет.
Простейшие эксперименты с муравьями
Мы покрасили красной краской некоторую часть поверхностного слоя муравейника. На следующий день прошел дождик. Мы подумали, неужели дождик смыл краску? Но через какое-то время краска вновь появилась.
Муравьи постоянно переворачивают весь строительный материал своего дома для защиты от плесени.
Эксперимент №2. Наблюдение за ориентировкой муравьев.
Мы взяли муравья с тропы, ведущей к муравейнику, и посадили его на расстоянии 2 метров от этой тропы на землю. Муравей долго и хаотично блуждал в течение 5 минут, пока не наткнулся на другую тропу. По ней он сразу же направился к муравейнику.
Эксперимент №3. Палочкой провели поперёк муравьиной тропы, стёрли верхний слой земли.
Муравьи беспомощно стали метаться взад и вперёд, не зная куда идти. Движение на этом участке муравьиной тропы нарушилось.
Эксперимент №4. В муравьиной тропе верхний слой земли нарушили сразу в двух местах.
Муравьи находились как бы в заключении, никак не могли находить дорогу к муравейнику.
Эксперимент №5. Не нарушая поверхностный слой земли, слегка прикоснулись пальцами к муравьиной тропе на несколько секунд.
Даже от такого прикосновения наблюдалось замешательство муравьев и нарушение движения, видимо от запаха пальцев рук, которое передалось почве при соприкосновении.
Муравьи ориентируются в лесу с помощью обоняния, используя специальные вещества — феромоны, запах которых не дает им заблудиться и сбиться с пути, помогая находить дорогу к родному дому — муравейнику. Если муравей находится на своей территории, он рано или поздно найдёт дорогу к дому. А вот если он уйдёт далеко от дома и придёт к другому муравейнику, скорее всего в свою семью его уже не примут, так как у него «чужой запах». Он может погибнуть. Об этом говорят результаты следующего опыта.
Эксперимент №6. Узнают ли муравьи своего.
Возьмём рыжего лесного муравья и посадим в другой муравейник.
А) Чужой муравей тотчас подвергнётся нападению со стороны хозяев.
Б) Если муравьи не нападают, то этот муравей из их семьи.
Вывод. Муравьи отличают обитателей своего муравейника от пришельцев того же вида. Муравейники составляют неотъемлемую часть лесного сообщества. Муравейники — это семья, община, сообщество, экосистема (это, безусловно, подобие устройства жизни человека). Оберегая муравейники, мы охраняем наши леса!
Здоров тот лес, где много муравейников. (Хорошо, если на 1 гектар леса приходится 4 муравейника).
Значение рыжего лесного муравья в жизни леса и хозяйственной жизни человека
В целом влияние муравьев на окружающую среду, несомненно, благоприятное. Это воздействие наиболее полно изучено в лесу на примере рыжих лесных муравьев. В результате многолетнего положительного влияния этих муравьев на лес увеличивается продуктивность основного яруса деревьев и всего насаждения в целом, а также повышается биологическая устойчивость лесов.
Результаты воздействия рыжих лесных муравьев на лес многообразны. В результате выполнения данной исследовательской работы я сделала следующие выводы:
Непосредственное влияние муравейника
: обогащение почвы гумусом, К, N, P, Mg в доступных для растений формах; уничтожение вредителей хвои и листвы; увеличение численности насекомоядных птиц; увеличение численности промысловых птиц; возобновление требовательных к почве лесных пород.
Опосредованное влияние муравейника:
снижение численности стволовых вредителей; увеличение прироста древостоя; повышение продуктивности охотничьих угодий; сохранение прироста крон деревьев в очагах вредителей; повышение продуктивности леса; повышение биологической устойчивости насаждений.
Рыжих лесных муравьев уже в течение ряда лет используют в практике защиты леса. Отрабатываются методы переселения муравейников и накапливаются данные об особенностях взаимодействия муравьев с отдельными вредителями в различных условиях. Без этого, так же как без знания биологии самих муравьев, невозможно их успешное использование. Одновременно выявляются другие перспективные для защиты леса виды, изучается их биология, ведется поиск путей расселения.
Все это лишь первый этап применения муравьев для хозяйственных целей человека. Муравьев можно использовать лучше, полнее, эффективнее. И не только как энтомофагов. Даже с позиции лесозащиты роль муравьев в насаждениях гораздо шире и значимее, чем трактуется в настоящее время. Кроме того ясно, что муравьи — это прежде всего фактор повышения продуктивности леса, т.е. использование их должно иметь не только лесозащитную, но и лесоводческую направленность. В общих мероприятиях по повышению продуктивности земель муравьи должны быть использованы не только в лесу, но и в других растительных зонах, в частности при зоологической мелиорации почв. В ряде случаев муравьи могут служить как индикаторы определенных условий среды и их изменений.
Семейство ситниковые
ВВЕДЕНИЕ Данная курсовая робота посвящена изучению темы “Семейство ситниковые” по предмету общая биология, биохимия и микробиология. Ситниковые (Juncaceae), семейство однодольных .
Проект озеленения и благоустройства дендропарка Белгородской ГСХА в пос. Майский Белгородской области
Введение Природная дендрофлора Белгородской области, как и всего Центрального Черноземья, небогата видами: в Центральном Черноземье насчитывается всего 155 видов древесных растений, 6 .
Учение В.И. Вернадского о биосфере — экосистеме высшего ранга на Земле
ВВЕДЕНИЕ марта 2013 года исполнилось 150 лет со дня рождения знаменитого ученого, основоположника теории о биосфере В.И. Вернадского. год объявлен Годом экологической культуры и о .
Источник
Делимся опытом. Наблюдение за муравьями
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Уточнить представления о муравьях, их образе жизни и устройстве муравейника; о пользе насекомых. Формировать навыки безопасного поведения на участке детского сада, интерес к исследовательской работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Делимся опытом. Наблюдение за муравьями | 13.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Наблюдение за муравьями
Тема : «Наблюдение за муравьями»
Образовательные: Уточнить представления о муравьях, их образе жизни и устройстве муравейника; о пользе насекомых. Формировать навыки безопасного поведения на участке детского сада, интерес к исследовательской работе.
Развивающие: Обогащать и активизировать активный и пассивный словарь. Формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой- либо проблемной ситуации.
Развивать тактильно-двигательное восприятие, тонкую и мелкую моторику рук, сенсорные эталоны, упражнять в ориентировке в пространстве, поддерживать речевую активность.
Воспитательные: Воспитывать у детей желание заботиться о природе, не разрушать условия жизни насекомых. Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе, участвовать в совместной деятельности, не мешая друг другу.
Вос-ль : Отгадайте, кто же это :
Шли плотнички без топоров,
Срубили избу без углов.
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи :
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (Муравьи)
Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса. Если представить, что Саша– муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят. Сможет наш Саша поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.
Вос-ль : А где же есть муравейник на территории детского сада? (подходят к муравейнику) . Давайте понаблюдаем, как муравьи работают. Они ползают по дорожкам , которые прогрызли в асфальте.
1. Взять лупу и рассмотреть муравья.
Обобщение: Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи : кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились. У муравья утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти. Как у всех насекомых, у муравьев есть усики- антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.
засыпать дорожку сахарным песком , посмотреть, как муравьи будут его собирать.
( Результат : Сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях. Затем они успокоятся и ты увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе » Наблюдение за муравьями»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», «Физическая культура», «Безопасность».Цель: Расширить знания детей о муравьях, их образе жизни.Задачи: Воспитательные: Воспитывать бережное о.
Прогулка. Тема: Наблюдение за муравьями.
Цели: Углубить знания о муравьях, их образе жизни; сформировать представление об их роли в природе; воспитывать бережное отношение к насекомым.
Наблюдение-исследование в подготовительной к школе группе Тема: «Наблюдение за муравьями»
Подготовка материала для проведения исследования с детьми.
НОД прогулка «Наблюдение за муравьями»
НОД «Прогулка» в старшей группе.
Делимся опытом. Наблюдение за муравьями
Уточнить представления о муравьях, их образе жизни и устройстве муравейника; о пользе насекомых. Формировать навыки безопасного поведения на участке детского сада, интерес к исследовательской работе.
«Наблюдение за муравьем».
Цель: развивать познавательный интерес к насекомым в ходе режимного момента – прогулки.
Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за муравьями»
Цель: вызвать интерес к окружающему миру.Задача: сформировать знания о жизни муравьев; ознакомить с особенностями внешнего строения; закрепить представление о насекомых; воспи.
Источник
Опыты с муравьями по биологии
Наблюдения и эксперименты с муравьями
Срок приема материалов с 5 до 30 сентября 2016 г.
Задание конкурса
Л юбителям наблюдать за жизнью муравейника предлагаем провести работу, используя рекомендации специалиста. (Е.А. ДУНАЕВ. Методы экологических исследований).
Проводя наблюдения за муравьями, придерживайтесь правил, которые позволят снизить степень вытаптываемости площадки, а следовательно, уменьшить изменения в распределении муравьев по участку. Заранее продумайте подходы к муравейнику и тропам. Старайтесь по возможности использовать для передвижения по площадке только размеченные вами пути. На площадке должны находиться лишь непосредственные участники наблюдений. Не наступайте на муравьиные тропы. Не оставляйте на площадке и вблизи нее никакого мусора или пищи.
Необходимо указать место и сроки осуществления наблюдений, а также метеоусловия в этот период.
Начинающим исследователям автор советует выполнить учебно-исследовательскую тему «Внегнездовая жизнедеятельность рыжих лесных муравьев» с предлагаемой методикой, которая для простоты и удобства освоения представлена в виде ряда заданий. Первые три задания являются обязательными, а из остальных натуралист и его руководитель могут выбрать несколько наиболее понравившихся или выполнить работу по полной программе. А можно выполнить работу группой, при этом каждый участник отвечает за свои задания.
Внегнездовая жизнедеятельность рыжих лесных муравьев
Цель, задачи и методы работы сформулируйте самостоятельно по предложенным заданиям.
Задание 1 . В первую очередь желательно точно определить, к какому именно виду относятся муравьи, выбранные вами в качестве объекта изучения. Часто рыжими лесными муравьями называют не только Formica rufa, но и другие близкие к нему по строению и родственные виды F. polyctena, F. aquilonia, F. lugubris, образующие единую филогенетическую (родственную) группу – Formica rufa complex. Для достоверного определения нужно посмотреть серию не меньше, чем из десяти экземпляров, взятых из одного гнезда, т.к. у близких видов признаки часто перекрываются. Так, в гнездах Formica rufa до 10% особей могут быть определены как F. polyctena или F. aquilonia. Для этого используйте определители. В конце текста приведен их список.
Задание 2. Для изучения внегнездовой жизни муравьев заложите на выбранном участке леса площадку 10 x 10 м, ограничив ее колышками. Опишите растительность на участке, на котором находится площадка, указав состав древостоя, диаметр и примерную высоту основных лесообразующих пород, основные виды растений, характер встречаемости по ярусам (древесный, кустарниковый (подлесок), травяно-кустарничковый, мохово-лишайниковый), состав подроста, характер сомкнутости крон деревьев (например 70% неба закрыто ветвями). Составьте схему площадки. Условными обозначениями нанесите на нее расположение стволов деревьев и проекции их крон, зарослей кустарников, кустарничков и трав, пней, а также место расположения муравейника (или муравейников). Не забудьте на схеме указать направления сторон света. Для наблюдения выберите один муравейник (если на вашей площадке их несколько).
Задание 3 . Опишите местоположение и форму выбранного для наблюдения муравейника.
А. Укажите, где он находится: около ствола дерева, около пня, на открытом месте и т.п.
Б. Измерьте высоту и диаметр муравейника.
В. Отметьте, из чего построен муравейник. Для этого зачерпните спичечным коробком строительный материал с поверхности купола так, чтобы коробок был заполнен целиком, и потом проведите подсчет количества элементов каждого типа стройматериалов и выразите вычисления в процентах.
Г. Пройдите вдоль каждой тропы муравейника. Какова их длина и ширина? Используя компас, составьте схему муравьиных дорог (в масштабе). Пронумеруйте их. Выясните место окончания каждой тропы (на дереве, в зарослях трав или кустарничков, у другого муравейника). Установите наличие у муравейника рассеивающихся троп. Выполнив это задание, вы дадите достаточно полную характеристику изучаемого муравейника.
Задание 4. Проведите наблюдения за каждой из муравьиных троп. Определите, с какой активностью передвигаются муравьи по тропе. Для этого поперек тропы положите набело обструганную палочку или спичку и определите, сколько муравьев преодолевает ее по пути к муравейнику и обратно в единицу времени (за 1 или 5 мин). Как на активность передвижения муравьев влияют погода, время суток?
Задание 6. Установите назначение троп изучаемого вами муравейника. Понаблюдайте за муравьями на тропах. У рыжих лесных муравьев тропы (дороги) более или менее постоянны, но размеры их различны. Выделяют три основных типа дорог: кормовые, обменные и строительные. Назначения кормовых троп различны. По одним муравьи бегут к колониям тлей, по другим – приносят корм с кормового участка (это обычно длинные и широкие потоки, рассеивающиеся на конце; по окончаниям этих дорог можно определить примерные границы кормового участка). Муравьи, ведущие сбор корма, называются фуражирами. Обменные дороги служат для связи семей (муравейников). Выявите обменную тропу можно при картировании, проследив ее ход от одного муравейника к другому.
Задание 7. Выясните, что муравьи используют в пищу. Для этого весь собранный корм рассортируйте и рассмотрите.
А. Определите видовой состав беспозвоночных животных, их личинок и куколок, проносимых муравьями (список рекомендуемых определителей приведен ниже).
Б. Разделите отобранную добычу на размерные классы: I класс – объекты размером до 2–3 мм, II класс – до 5 мм, III класс – 5–7 мм, IV класс – 8–10 мм, V класс – 10–15 мм и т.д. Добычу какого размерного класса предпочитают муравьи? Почему?
Задание 8. Попробуйте провести проверку рациональности выбора пути троп у рыжих лесных муравьев. Внимательно изучите характер извилистой дороги, сопоставив его с неровностями рельефа. Используются ли для передвижения на тропах стволы упавших деревьев, сучья, ветви? Положите доску или бревнышко таким образом, чтобы оба его конца располагались около изгиба тропы. Изменится ли направление движения? Как поведут себя муравьи, если убрать доску? Если на муравьиной дороге удалось найти явно пониженный участок, сделайте мостик. Как поведут себя муравьи? Будет ли освоено препятствие или спрямление дороги? Сколько времени для этого понадобится? Сохранится ли старый путь? Изменится ли на нем интенсивность движения?
Задание 9. Понаблюдайте за поведением муравьев в различных ситуациях.
А. Как ведут себя муравьи разных «профессий» : охотники, разведчики, наблюдатели (гарантирующие восстановление старой дорожной сети после зимовки), охранники территорий, строители, сборщики пади и т.д.?
Б. Снимите полусантиметровый слой почвы с полоски тропы длиной 10 см. Что при этом наблюдается? Почему?
В. Каждая муравьиная семья, ее гнездо и тропы имеют свой запах. Поместите муравья с одной тропы на другую: того же муравейника; чужого муравейника того же вида; тропу муравейника другого вида. Опишите поведение муравьев. Попытайтесь объяснить увиденное.
Задание 10. Часто вокруг муравейников развиваются растения, требовательные к плодородию земли, что особенно заметно на бедных почвах. А многие лесные травы и распространяются муравьями. Семена этих растений имеют придатки – присемянники, содержащие масло (элайосомы), которые поедаются муравьями. Сами семена при этом не повреждаются, а переносятся на различные расстояния. Такой способ расселения семян получил название мирмекохории. Постарайтесь изучить это явление.
На основе своих наблюдений напишите отчетную работу, указав в ней то, что вы узнали о жизни муравьев. В процессе написания работы составьте таблицы, схемы, диаграммы и т.д., иллюстрирующие полученные вами результаты. На основе полученных результатов сделайте выводы по каждому заданию.
Список рекомендуемых определителей насекомых.
Горностаев Г.Н. Определитель отрядов и семейств насекомых средней полосы Европейской части СССР. – М.: МГУ, 1986..
Мамаев Б.М. Определитель насекомых по личинкам. – М.: Просвещение, 1972.
Мамаев Б.М., Медведев Л.Н., Правдин Ф.Н. Определитель насекомых Европейской части СССР. – М.: Просвещение, 1976.
Негробов О.П., Черненко Ю.И. Определитель семейств насекомых. – Воронеж: ВГУ, 1990.
Определитель насекомых Европейской части СССР // Под ред. Тарбинского С.П. и Плавильщикова Н.Н.) – М.-Л.: ОГИЗ – Сельхозгиз, 1957.
Определитель насекомых Европейской части СССР // Под ред. Бей-Биенко Г.Я. Т. 1–5 – М.-Л.: Наука, 1964–1969.
Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых: краткий определитель наиболее распространенных насекомых Европейской части России. – М.: Топикал, 1994.
Источник