От каких недостатков ты хотел бы избавиться

От каких недостатков ты бы хотел избавиться? (беседа-диалог)

От каких недостатков ты бы хотел избавиться?

Цель: способствовать процессам самораскрытия, самоанализа, самовыражения личности.

Задачи: 1. помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»;

2.Способствовать развитию критического мышления, формированию адекватной самооценки;

3.Побуждать к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию, самоанализу, саморазвитию.

4.Корригировать мнение о самом себе.

Педагог: начинает урок с притчи “Бабочка”

Педагог: Как же не попасть в сети зла? Объясню на пальцах. Объяснение. – Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:

– Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

– Все в твоих руках…

– Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика? (жизнь бабочки).

– Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик? (или убить или отпустить)

– Как можно оценить убийство бабочки? (это зло)

– А сохранение ее жизни? (это добро)

2.Актуализация опорных знаний по теме.

Педагог: Друзья, я предлагаю сегодня поговорить о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Дети. А разве мы не говорили о добре и зле? Разве мы не знаем, что такое хорошо и что такое плохо?

Я считаю, об этом нужно говорить всегда! Потому что есть люди, которые забывают хорошие правила жизни.

Тренинг «Как не попасть в сети зла?

Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла.(Сжать пальцы в кулак.)Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться?(В самом начале, на мизинце.)Какой надежный щит поставить на пути зла?

Ответы учащихся. Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.

Дети поочерёдно называют положительные качества, а педагог вручает каждому отвечающему маленькие сердечки, и дети наклеивают их на мизинчик.

— А что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок? (стыд, вину, огорчение, грусть, тяжесть на душе)

1. Что такое совесть?

2. Нужна ли человеку совесть?

3. Что значит поступать по совести?

4. Какая совесть бывает чиста?

Педагог: Однажды перебирая книги, я обратила своё внимание на рассказ для детей «Совесть». Вроде бы детский рассказ, но какая до боли знакомая история. История, которая может случиться с каждым из вас.

– Какое впечатление произвела на вас Нина? (звучит рассказ Гайдара «Совесть») Проведём исследование

*Каким был мальчик, которого встретила Нина?

Педагог: Оцените поступок Нины. Почему же Нина заплакала? Как вы понимаете выражение «грызла беспощадная совесть»? (Ответы учащихся.)

Вот как о совести сказал наш современник поэт Олег Воротынский

Зеркало — где отражается душа.

Способность отделить, добро от зла.

Это в душе — зажженная свеча.

Возможность честно, посмотреть в глаза.

Несправедливость видя, не молчать.

Свершится злу, готовность помешать.

Заботу дать, как постареет мать.

Поступки добрые, от сердца совершать.

Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, давая зарок не совершать ничего подобного впредь, человек чаще всего не понимает, не отдает себе отчета, что в этот момент звучит голос его собственной совести, не знает, как назвать происходящее с ним.

Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.

Читайте также:  Муравьи по всему дому как избавиться

Педагог: Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.

Упражнение совести — это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе – блуждание в потемках.

Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки на этой неделе, в чем мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение. ***

Однажды в классе уронили цветок.

Совершил это я, непоседа.

Кто разбил? Выяснение шло.

И тогда я свалил на соседа.

С той минуты повсюду, всегда

Взгляд его тяготил мою душу.

Я боялся его, как огня,

И ребят на уроках не слушал.

Но однажды на уроке ОРКСЭ

Нам пояснили про слово «совесть».

И тогда мое сердце,

Словно камень, сорвалось в пропасть.

И я, из-за парты вставая,

Учителю правду сказал

И просил его очень, рыдая,

Чтобы строго меня наказал!

Дети поднимают руки, рассказывают о своих плохих поступках.

Педагог: Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица.

Педагог: Второе полезное упражнение совести – просить прощения.

Все знают такой праздник, как Масленица.

Последний день Масленицы называется «Прощенное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».

Может быть, есть смельчаки, которые захотят попросить прощения у тех, кого они обидели?

Дети пожеланию поднимают руки, просят прощения у одноклассников, у педагога.

Педагог: Советую вам провести такое упражнение дома.

Вот мы руки развели,

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

Упр-ие №1: «Честный и нечестный сказочный герой»

Кто из перечисленных сказочных героев был честным, а кто – нет:

-Кот Базилио и Лиса Алиса;

-Маша из сказки «Маша и Медведь»;

Упр-ие №2: «Автобус»

В переполненный автобус вошла бабушка с палочкой. Сидящий у окна мальчик сделал вид, что уснул. Девочка уступила место бабушке, а потом помогла ей выйти из автобуса. Кого из героев истории можно назвать совестливым человеком?

Упр-ие №3: «Муки совести»

Как понять выражения:

*меня мучает совесть;

*моя совесть молчит;

*моя совесть чиста?

Упр-ие 4: «Раскаяние»

Как вы понимаете значение слова «раскаяние».

Поясните вашим соперникам значение этого слова, опираясь на простые примеры из жизни.

Упр-ие 5: «Совесть»

Согласны ли вы с утверждениями:

1.у всех людей есть совесть;

2.«голос совести» можно услышать только после совершения плохого поступка;

3юплохих людей, преступников совесть не мучает;

4.бессовестному человеку жить легче?

Объясните значение пословиц:

*Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста. Итальянская пословица.

*В ком стыд, в том и совесть. Русская пословица.

– Что значит, жить в ладу со своей совестью? Что в жизни вам даст такое качество характера?

Дети высказывают свои мысли: У меня будет много друзей. Я счастлив. Я буду уверен. Родители меня будут любить. Меня не будет грызть совесть…

Педагог: В жизни каждый из вас задумывался, каким нужно быть человеком, чтобы с вами дружили ребята, любили окружающие, с вами было легко и приятно, какой характер должен быть у человека.

Читайте также:  Как избавиться от неприятного запаха резины

Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми.

Преимущества человека с чистой совестью (порядочного человека).

Чистая совесть обеспечивает уважение – даже низкий человек испытывает уважение к человеку порядочному.
Чистая совесть даёт силы – для принятия справедливых решений.
Чистая совесть даёт свободу – от корыстолюбия, злобы и душевной пустоты.
Чистая совесть даёт возможность – видеть и ценить лучшие качества в каждом человеке.
Чистая совесть даёт надежду – на изменение мира к лучшему.
Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:
Не берите чужого без разрешения.
Не желайте никому зла
Не допускайте грубости
Во всём помогайте ближним
Будьте добрым человеком

Источник

Дисскусия От каких недостатков ты бы хотел избавиться? (8-9 классы)

Тема. «От каких недостатков ты бы хотел избавиться?»

Направление. Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Цель: способствовать процессам самораскрытия, самоанализа, самовыражения личности.

Дать представление о методах самопознания и самооценки;

Способствовать развитию критического мышления, формированию адекватной самооценки;

Побуждать к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию, самоанализу, саморазвитию.

Корригировать мнение о самом себе.

— Кто я? Этим вопросом задается каждый. И не случайно. Призыв «Познай самого себя» — был высечен на арке Храма и адресовался каждому входящему.

Мы — люди, а люди — такие существа, которые ищут причину происходящего вокруг. Рано или поздно возникает желание узнать и о себе. Это случается чаще всего тогда, когда мы начинаем оценивать свои поступки и искать их причины.

А зачем нужно знать себя? Может без этого, и жить спокойнее? Но ведь хочется понять: почему мы не можем сделать то, что совершают другие. Иногда, кажется, будто кто-то вместо нас совершает те или иные поступки.

Каждый из нас — загадочный и сложный мир, который можно сравнить разве что со Вселенной, мир, рассчитать изменения в котором порой кажется невозможно. Также не просто и разобраться в себе.

И сегодня мы попытаемся познакомиться хотя бы с частью своей Вселенной. Весь этот мир за одно занятие познать мы не в силах, так как человек познает себя всю свою жизнь.

3. Правила поведения на занятии.

Любая группа людей, собирающихся совместно проделать определенную работу и достичь цели, договаривается об основных правилах, соблюдение которых помогает получить возможный результат. Поэтому, мы ознакомимся с правилами, которые обычно используются во время подобных занятий. Сейчас мы их обсудим и внесем необходимые коррективы. Каждый пункт принимается голосованием.

Правило «здесь и теперь». О членах группы и ее работе говорим «здесь и теперь», не вынося обсуждение за пределы группы. Обсуждение важной для каждого информации, мыслей, чувств не откладываем на потом.

Правило общей активности. Результат работы зависит от активности каждого участника и группы в целом.

Правило важной информации. Говорим только главное. Нам важно мнение каждого. Одновременно говорит только один.

Правило разделения мыслей и чувств. Требуется поделиться мыслями — сообщаем о размышлениях, рассуждениях, умозаключениях. Требуется поделиться чувствами — сообщаем о том, что ощущаем, переживаем, чувствуем. Запрещены оценочные суждения и оскорбления.

4. Упражнение «Ассоциации»

Итак, мы приступили к освоению своей Вселенной. У вас у каждого есть имя. Имена, как правило, у всех разные. Подумайте и напишите в звезде свое имя, а рядом с ним — ассоциации, которые оно у вас вызывает. Ассоциации — образы, слова, которые возникают у вас при упоминании какого-либо слова, например, имени.

5. Наша уникальность и неповторимость.

Во всей Вселенной не найдется двух совершенно одинаковых предметов. В нашей Солнечной системе и то нет двух одинаковых планет. Так и на земле нет другого человека, подобного нам, каждый человек неповторим. Люди отличаются друг от друга по своим внутренним и внешним свойствам и качествам.

Упражнение «Индивидуальность» (в круге)

Перечислите 3-5 присущих вам качеств, за которые вы больше всего цените себя и считаете достойным любви и восхищения.

Читайте также:  Смородина почковый клещ препараты для

Планеты все чем-то отличаются друг от друга. Вспомним только кольца Сатурна, красную планету Марс и т.д. Но все планеты, тем не менее, имеют одну форму. Так и у всех нас есть не только уникальные, неповторимые качества, присущие только одному человеку, но есть еще и какие-то общие качества.

Упражнение «Я как все и не как все» (в круге)

Руководитель передает в разные стороны от себя два мяча разного цвета. Дети слева, получив мяч, продолжает высказывание «Я как все…», при этом он выбирает одну из социальных позиций (сын, дочь, учащийся, девушка, юноша).Ребята, получившие мяч справа, выполняют аналогичные действия, продолжая высказывание «Я не как все…» когда в руках у одного из участников встречаются два мяча, ему предоставляется право выбора, какое высказывание продолжать.

6. Познакомься сам с собой.

Сейчас мы попытаемся познакомиться сами с собой. А так как наш внутренний мир можно сравнить с космосом и Вселенной, то мы одновременно составим «Карту звездного неба». На этой карте очень много звезд. На каждой звезде по вопросу. Задумайтесь над каждым вопросом, загляните в себя и напишите ответы на вопросы.

Таким образом, ваша «Звездная карта» покажет, сколько у вас возможностей, насколько вы уникальны, что является общим для всех, что помогает вам достичь успеха в жизни.

Упражнение «Карта звездного неба»

На двух листах нарисованы звезды разного цвета. На каждой звезде по вопросу:

— какие способности я у себя нахожу?

— какие книги я люблю читать?

— о чем мне приятно вспоминать?

— о чем мне не приятно вспоминать?

— какой у меня характер?

— какое настроение у меня бывает чаще всего?

— что я умею делать лучше всех?

— что в жизни мне кажется наиболее привлекательным?

— чем я люблю заниматься больше всего?

— кем я хочу стать?

— люблю ли я и умею трудиться?

— часто ли я в чем-либо сомневаюсь?

— чего во мне больше: уверенности в себе или робости?

— понимаю ли я юмор, шутки?

— испытываю ли я иногда чувство стыда, раскаяния?

— ощущаю ли я в себе хотя бы минутную злобу, зависть, подозрительность?

— как я отношусь к себе?

7. Наши недостатки.

Кроме положительных черт у нас с вами, прочти у каждого, есть свои недостатки, которые можно сравнить с теми небесными телами Вселенной, которые несут опасность: кометы, метеориты, черные дыры. Эти недостатки время от времени мешают нам жить (так же как, например, метеориты), но тем не менее мы с ними почему-то миримся. В один прекрасный день почти каждый решается от них избавиться, но это дело безнадежное, так как на месте одного метеорита появляется сразу же другой. И мы приучаемся с ними жить, хотя со временем эти камни все больше портят нашу жизнь и жизнь наших близких.

Упражнение «Мои недостатки»

Соедините круг «Я» с теми камнями, какие недостатки вы видите у себя.

Какие бы черты характера вы хотели бы изменить, а от каких вообще избавиться? Продолжите фразу «Я хотел бы стать более…»

Для борьбы с ними нужны помощники — друзья. Они очень важны в нашей жизни. Способность иметь друзей зависит от того, насколько мы умеем находить хорошее в окружающих нас людях.

На листе с именем адресата «телеграммы» написать адресату самое хорошее, что можно о нем сказать.

После этого телеграммы раздаются адресатам. Они могут высказать впечатления по желанию.

Человек меняется на протяжении всей своей жизни множество раз и поэтому ему приходится все время познавать себя изменившегося.

Сегодня мы попытались проникнуть в неизведанный и непознанный космос. Над чем-то задумались, чему-то обрадовались, чему-то огорчились. Но то, что мы узнали о себе не останется неизменным в вашей Вселенной. Поэтому к этому разговору мы с вами еще не раз вернемся. Для того, что бы узнать себя изменившегося и сравнить с вами теми, какими вы были.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей