От каких привычек нужно избавиться этим детям

Что делать с привычками ребёнка, которые раздражают?

То грызет ногти, то ковыряет в носу — все это и некрасиво, и вредно, и вызывает наше раздражение. Как отучить ребёнка от вредных привычек без стресса?

Вытащи палец изо рта!

У многих детей есть привычки, которые могут сильно раздражать родителей. Вот самые распространенные: грызть ногти, крутить волосы, ковырять в носу, сосать пальцы (или держать их во рту). Кроме некоторых случаев, когда такие привычки становятся навязчивыми, обычно это всего лишь этап нормального процесса развития и не повод для беспокойства.

Что такое привычка?
Привычка — это повторяющаяся модель поведения, которую ребенок обычно даже не осознает. Часто у детей может быть несколько таких привычек (а у вас еще больше беспокойства) — например, одна рука в рту, а вторая накручивает прядь волос.

Обгрызание ногтей
Грызть или кусать ногти — одна из самых распространенных детских привычек. В среднем от 30% до 60% детей и подростков грызут один или несколько ногтей. Мальчики и девочки обычно одинаково склонны к этой привычке в более ранние годы, а вот среди грызущих ногти подростков уже больше мальчиков.

Закручивание волос
А вот тут большинство детей, которым нравится крутить, перебирать или тянуть себя за пряди волос — девочки. Накручивание волос может появиться в раннем детстве и чаще проходит сама собой (а иногда просто помогает стрижка). Но тем детям, кто начинает дергать себя за волосы в более старшем или подростковом возрасте, от этой привычки труднее избавиться, и она может быть признаком тревожности, депрессии или обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР).

Ковыряние в носу
Похоже, что ковыряние в носу — не только детская привычка, она часто встречается и у взрослых. Это и правда факт: исследование показало, что 91% взрослых людей регулярно исследуют свои носы.

Сосание большого пальца
Считается, что дети предпочитают сосать именно большие пальцы на руках, так как это движение напоминает им внутриутробный и младенческий период. Некоторые дети также сосут пальцы, руки или весь кулак в дополнение к большим пальцам или вместо них. Так чаще делают дети в возрасте до двух лет, чуть реже — от 2 до 4 лет: чтобы успокоиться, в сложных или напряженных ситуациях, или чтобы расслабиться и заснуть. Но если частое или интенсивное сосание большого пальца продолжается и после 4 лет — это может вызвать проблемы с прикусом.

Почему возникают вредные привычки?

Эксперты не всегда уверены, что именно вызывает ту или иную привычку, но уже известно, что дает такое поведение ребенку. Такие действия могут быть и обычным развлечением для скучающего ребенка или, что чаще, привычным механизмом преодоления беспокойства. Попробуйте вспомнить, не было ли недавно в жизни ребенка, который грызет ногти, стресса, сильного напряжения, смены привычной обстановки? Если это так, то такое поведение может быть попыткой снять это напряжение. С другой стороны, у некоторых детей такие действия появляются в расслабленном состоянии, например, перед сном или когда вы им читаете.

Некоторые привычки могут остаться с младенчества. У младенцев сосание пальца — обычное поведение для самоуспокоения, которое вызывает приятные ассоциации с кормлением и прекращением голода. Так что это может остаться в детстве из-за своих положительных ассоциаций.

Или, возможно, объяснение того, что ваш ребенок грызет ноготь, находится в вашем зеркале. Вы грызете ногти? Исследования показывают, что грызть ноготь может иметь сильную наследственную или генетическую составляющую.

Другие дети приобретают привычки привлекать внимание или манипулировать своими родителями. Если дети чувствуют, что родители их игнорируют, они могут проявить раздражающую привычку, потому что знают, что на нее отреагируют мама или папа.

Как справиться с привычками вашего ребенка
Хорошая новость заключается в том, что большинство привычек исчезают, обычно к тому времени, когда ребенок достигает школьного возраста, потому что ребенок больше не нуждается в них или перерастает их.

Как помочь ребенку избавиться от вредной привычки?

— Спокойно укажите, что вам не нравится в его поведении и почему. Этот подход можно использовать с детьми в возрасте 3−4 лет: им уже важны объяснения, они готовы их воспринимать. Скажите, например, так: «Мне не нравится, когда ты грызешь ногти. Это выглядит довольно некрасиво. Давай ты перестанешь так делать?» Самое главное: в следующий раз, когда вы снова это увидите, не ругайте его. Наказания, насмешки или критика могут вызвать усиление нежелательного поведения.

Читайте также:  Как избавиться от желтых пятен под мышками одежды

— Вовлеките его в процесс отказа от привычки. Если ваш 5-летний ребенок приходит домой из детского сада в слезах, потому что другие дети высмеивают его сосание пальца — расценивайте это как просьбу о помощи. Вы можете спросить ребенка — что, по его мнению, помогло бы ему справиться с привычкой, хочет ли он избавиться от нее. Придумайте, как вы можете вместе это делать: придумать слово-пароль, чтобы ребенок на него реагировал, или рисунки-напоминалки.

— Предложите альтернативные варианты поведения. Например, если ребенок кусает ногти, вместо того, чтобы говорить: «Не грызи!», попробуйте сказать «Давай пошевелим пальцами» или предложите поиграть в пальчиковые игры. Можно носить на запястье эластичный браслет и щелкать им, или перебирать руками слайм или кусочек меха. Чтобы занять внимание ребенка, попробуйте отвлечь его, например, помочь вам на кухне или полепить из пластилина.

— Поощряйте и хвалите за самообладание. Например, разрешите дочке покрасить ногти вашим лаком, когда они достаточно отрастут, или выдавайте за успехи наклейки или маленькие призы.

— Будьте последовательны в поощрении хорошего поведения. Проявления хорошего поведения важно замечать — причем более активно и эмоционально, чем плохого или нежелательного. Новая положительная привычка должна быть прочно закреплена, прежде чем исчезнет старая. Важно, чтобы у ребенка появилась мотивация перестать делать то, что неприятно окружающим и вредит ему самому. Как вредным привычкам нужно время, чтобы закрепиться, так и отказ от них тоже требует времени, так что наберитесь терпения.

Когда привычка требует особого внимания?
В некоторых случаях привычка становится результатом или причиной физической или психологической проблемы. Например, ковыряние в носу может происходить потому, что в ноздре действительно застрял какой-то предмет. Кроме того, вредные привычки могут вызвать некоторые медицинские осложнения, например, кровотечения из носа или ранки на слизистой, врастание ногтя, стоматологические проблемы, инфекции поврежденной кожи. Привычка может отрицательно влиять и на социальные отношения ребенка или мешать его повседневному функционированию.

Дети постарше, которые постоянно сосут большой палец, могут испытывать сильный стресс или беспокойство. Если детей дразнят в школе или им трудно говорить, потому что они не вынимают пальцы изо рта, такое поведение выходит за рамки простой привычки. Дети, которые выдергивают волосы, могут страдать трихотилломанией — состоянием, которое приводит к выпадению волос. А привычки, возникающие в результате навязчивых мыслей, могут быть признаком ОКР. В таких случаях важно обратиться к неврологу.

Читайте также:

Фото: Ann in the uk, EdwardsMediaOnline, Romrodphoto\Shutterstock

Источник

Что помогает детям отвыкнуть от вредных привычек?
статья

Консультация для родителей

Скачать:

Вложение Размер
chto_pomogaet_detyam_otvyknut_ot_vrednyh_privychek.docx 20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Что помогает детям отвыкнуть от вредных привычек

«Как избавить ребенка от вредной привычки?» – частый вопрос, с которым обращаются к психологу родители и воспитатели. Многие мамы и папы не догадываются, что сами становятся причиной появления вредной привычки. Расскажите им на консультации, как справиться с проблемой.

Пригласите на индивидуальную консультацию родителей, которые просят помочь справиться с вредной привычкой ребенка, например, он грызет ногти или сосет палец, накручивает волосы на палец, подергивает край уха, жует волосы, одежду. Сначала расскажите родителям, почему возникает привычка. Затем дайте рекомендации, как себя вести, что делать, чтобы привычка исчезла.

Почему возникает вредная привычка

Получает радость от процесса. Распространенная вредная привычка среди дошкольников – сосание пальца. Радость от сосания ребенок получает с самого рождения, когда мать прикладывает его к груди, дает соску-бутылку или пустышку. Оно ассоциируется у ребенка с комфортом и безопасностью.

Если в раннем возрасте он не удовлетворил свою потребность в сосании, она «выплывет» как привычка и при любом дискомфорте, чувстве тревоги, даже в школе ребенок тянет палец в рот, грызет ручку или карандаш.

Борется со стрессом. Вредная привычка – это сигнал родителям, что ребенок нервничает, находится в состоянии тревоги, чего-то боится или переживает. Чтобы понять, почему дошкольник так себя ведет, нужно выяснить, какие впечатления он ежедневно получает.

Берет пример с родителей. Если дошкольник каждый день видит, как его любимая мама грызет ногти, то он начнет подражать ей, чтобы быть таким, как она. И после ребенок очень удивляется, когда его ругают за то, что «делает мама».

Пытается себя развлечь. Когда ребенку скучно, он бессознательно ищет чем заняться. Часто дошкольник находит себе интересное занятие во вредной привычке.

Что делать, если вредная привычка у ребенка с нарушением ЦНС

Вредные привычки могут появиться у ребенка из-за нарушений в работе центральной нервной системы (ЦНС). Их определяют в роддоме или на первом году жизни ребенка во время осмотров у невропатолога. Чтобы отучить такого ребенка от вредных привычек, нужно обратиться за помощью к психиатру.

Дома родителям нужно спокойно общаться с ребенком, не повышать на него голос, не делать рядом с ним резких движений. Обстановку в квартире сделать расслабляющей, избегать мрачных и чересчур ярких красок. Наклеить обои светлых пастельных тонов. Мебель поставить удобную, комфортную.

Как бороться с вредной привычкой

Восстановить спокойствие в семье. Чтобы отучить дошкольника сосать палец или грызть ногти, нужно восстановить спокойствие в семье. Ребенок, который регулярно наблюдает за ссорой родителей или терпит нападки взрослых, расстраивается, нервничает и успокаивает себя вредной привычкой. Если в семье не бывает ссор, родителям нужно узнать у воспитателя, какие отношения у ребенка с детьми в группе.

Ограничить просмотр телевизора. Телевизор перегружает нервную систему ребенка. На неокрепшую детскую психику негативно влияют не только взрослые фильмы и новости, но и детские передачи и мультфильмы. Необходимо ограничить просмотр телевизора и позволять смотреть не более 30 минут в день.

Уделять внимание ребенку. Недостаток внимания беспокоит дошкольника. Родителям нужно ежедневно обнимать и целовать своего ребенка, гладить по спине, рукам, голове. Важно говорить ему о своей любви, например: «Митенька, я так тебя люблю, я так рада, что ты мой ребенок!» Рекомендуйте родителям больше разговаривать с ребенком, играть вместе с ним в его игры. Внимание не избалует дошкольника, а успокоит и поможет избавить от вредной привычки.

Не перегружать занятиями. Когда ребенок перегружен умственными занятиями (языки, музыка, математика), у него возникает сильное нервное напряжение.

Избавить от раздражающих моментов. Если ребенок сосет палец или кусает губы, совет бабушек мазать пальчик перцем или горчицей не поможет. Родителям нужно избавить его от раздражающих моментов. Например, если они видят, что ребенок грызет ногти или дергает себя за ухо, нужно спокойно, без одергиваний и резких движений отвести его пальчик ото рта, лица, забрать тряпочку, которую он сосет. Если ребенок проявляет настойчивость, необходимо переключить его внимание: отвлечь лаской, щекотанием, игрой, вопросом и снова отвести руку.

Правильно реагировать на вредную привычку. В дошкольном возрасте ребенок изучает, как реагируют взрослые на его действия, и определяет, хорошо он поступает или нет. Если родители будут отвлекать конфетами и подарками, то вредная привычка только закрепится. Ребенок поймет, что для того чтобы взрослые сделали мне приятно, надо сделать им неприятно, например, начать грызть ногти.

Подавать хороший пример. Дети во всем копируют родителей и других людей, которые с ними часто общаются. Ошибочно думать, что дома «все свои» и можно не следить за своим поведением. Ребенок обязательно вынесет дурные манеры «за порог», на всеобщее обозрение.

Если дошкольник ведет себя неприлично за столом, родителям нужно тихо, неслышно для окружающих и очень мягко сказать: «Чавкать (разговаривать с набитым ртом, брать руками котлету, ковырять в носу) некультурно, некрасиво, и это может быть неприятно людям, которые находятся рядом с тобой». Но говорить «Ты ведешь себя как свинья» нельзя.

Порекомендуйте родителям не ругать и не стыдить перед окружающими ребенка, если он, например, измазался мороженым. Так они только понизят его самооценку и выставят себя перед ним в неприглядном виде. В случае с мороженым нужно просто помочь ребенку избавиться от пятен со словами: «Это некрасиво, правда? Ничего, в следующий раз ты обязательно возьмешь платочек, ты ведь очень аккуратный». У ребенка повысится самооценка и появится чувство ответственности.

Чутким отношением к ребенку, совместными занятиями и играми можно добиться постепенного отвыкания ребенка от вредной привычки. Важно также находиться в постоянном контакте с воспитателями, педагогами, чтобы быть в курсе того, как дошкольник ведет себя в группе.

Читать сказки о вредных привычках. Через истории сказочных героев дети воспринимают моральные наставления лучше. Предложите родителям готовые сказки, по аналогии они смогут придумывать сказки про те привычки, от которых они хотят избавить ребенка.

Сказки о вредных привычках

Сказка про Слоненка (Е. Ульева)

Цель: отучить ребенка ковыряться в носу.

Жил да был на свете маленький Слоненок. И был у него друг – веселый Кролик. Однажды утром Слоненок пришел к своему другу Кролику и, как всегда, вежливо поздоровался:

– Что такое, Слоненок? – удивился друг. – Что с твоим носом?

– Де здаю, Кролик, но у меня такое ощущедие, что там кто-то поседился!

– Поселился? А может, это паук? Или жук заполз? Ну-ка покажи свой нос!

Кролик схватил длинный слоновий хобот и внимательно в него посмотрел. Прямо как в подзорную трубу.

– Все ясно, – строго сказал он, – у тебя там…

– Что, ну что? Говори скорее. – заволновался Слоненок.

– Нос нужно мыть и чистить каждый день. Понятно? Он у тебя очень грязный. И никто туда не залез. Ты сам его испачкал.

– Тогда я сейчас пойду и помою свой нос.

Через пятнадцать минут Слоненок вернулся с чистым носом. Теперь он говорил нормально, и Кролик со Слоненком могли играть и распевать свои любимые песенки.

Сказка про маленький пальчик (Е. Ульева)

Цель: отучить ребенка сосать палец.

У маленького мальчика на руке было ровно пять пальчиков – пальчик Петя, пальчик Сеня, пальчик Миша, пальчик Сёма и пальчик Малышка.

– Я сегодня нажимал на кнопочку звонка! – похвастался пальчик Миша.

– А я пробовал варенье! – сказал Петя.

– А я играл на пианино! Вот так – ля-ля-ля! – пропел Малышка.

– А на меня надевали колечко! – похвалился Сёма.

– А меня, – заплакал Сеня, – чуть не съели!

– Какой ужас! Кошмар! – заволновались пальчики. – Как это случилось?

– А вот так. Сидел я, сидел, и вдруг появился огромный рот. Как откроется – и ам меня. А там, во рту, темно и страшно. И зубы стучат. Ну все, думаю, сейчас проглотят.

– Кто же это такой страшный? Волк? Людоед?

– Не знаю, но пасть очень огромная. Чуть не съел меня.

Не успел пальчик Сеня это сказать, как пасть снова появилась, открылся рот, и Сеня вот-вот должен был оказаться в страшной пещере.

– Нет, нет, нет. – закричали все пальчики вместе и стали толкаться, царапаться, спасая Сеню.

Пасть закрылась и больше уже не нападала на пальчики. Они жили дружно и весело.

Как Дима перестал грызть ногти (И. Маниченко)

Цель: отучить ребенка грызть ногти.

Жил-был мальчик Дима. Были у него и мама с папой, и бабушкой с дедушкой, и много друзей. Но еще была у него плохая привычка – грызть ногти. Никто не мог его от этого отучить. И вот однажды Дима сидел за столом и рисовал одной рукой, а на другой, как обычно, грыз ногти. Вдруг как заболит у Димы живот! Стала мама его лечить: и таблетки горькие дает, и травами отпаивает – ничего не помогает.

Пошли они тогда к доктору. Доктор осмотрел Диму и только руками развел: «Ничем не могу вам помочь. Вроде все в порядке у мальчика. Не могу понять, в чем причина болезни».

Пришли они домой. А живот у Димы болит все сильней и сильней. Что делать – не знают!

Вдруг раздался звонок. Мама открыла дверь и увидела на пороге старушку-соседку.

– Здесь мальчик Дима живет, у которого живот болит? Я пришла ему помочь, – сказала бабушка. Мама провела ее к Диме.

Старушка взяла Диму за руку, посмотрела на обгрызенные ногти, погладила по животу и сказала:

– Вот тебе, Дима, волшебные варежки, береги их!

И с этими словами старушка ушла. Дима даже спросить не успел, в чем же волшебство варежек. А живот чудесным образом вдруг совсем перестал болеть. У Димы поднялось настроение: хотелось бегать, прыгать и кричать от радости.

И он, радостный, побежал к маме на кухню. Сел за стол и только начал по привычке грызть ногти, как откуда ни возьмись появились старушкины варежки и наделись Диме на руки. Он никак не мог их снять, пока мысль о том, чтобы погрызть ногти, не исчезла.

После обеда Дима пошел во двор к ребятам. По дороге опять решил погрызть ногти, но тут снова появились варежки и наделись на руки. Это повторялось весь день. И на второй день, и на третий…

И так Диме надоели эти варежки, ведь летом в них жарко, играть совсем неудобно, да и ребята уже начали посмеиваться, что он и думать забыл о том, чтобы грызть ногти. И варежки ему больше не понадобились. Надевал он их только зимой, сам, когда шел играть с ребятами в снежки. И живот у него больше ни разу не болел. Почему? Как ты думаешь?

Сказка про невоспитанного Поросенка (Е. Ульева)

Цель: отучить ребенка совать пальцы в нос и в рот.

Жил-был на свете Поросенок. И был он очень невоспитанный. Грязный. И еще не умел себя вести. Совсем не знал, куда девать свои руки. То в карман засунет, то в рот, то в нос. Руки грязные, а после них все остальное грязным становится. Ну что за Поросенок!

Надоело зверятам смотреть на такого грязного Поросенка, и они перестали его к себе в гости приглашать. Сидел Поросенок совсем один у себя дома. И скучал. А потом надоело ему скучать, пошел он к Еноту и говорит:

– Научи меня, как быть чистым.

– Хорошо. Во-первых, нужно всегда мыть руки. И не совать их ни в нос, ни в рот.

– Я понял! Если я буду совать их в рот, то могу откусить, а если в нос – то сломать!

– Руки должны быть делом заняты! Вот ты что сегодня делал?

– Ничего. Только в луже лежал.

– Иди вымойся как следует и сделай что-нибудь полезное. А потом увидишь, что будет.

Пошел Поросенок, вымылся с ног до головы. А потом отправился домой и всем подарки смастерил: Утке – сачок, Зайчонку – кораблик, а Белке – самолетик.

Увидели это зверята и стали Поросенка в свои игры звать да нахваливать:

– Вот какой у нас Поросенок – добрый и аккуратный!

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей