Памятка как избавиться от сквернословия

Буклет «Профилактика сквернословия»

Человек, которого обругали, оказывается

У него начинает колотиться сердце, кровь

приливает к лицу, настроение портится.

Обида приводит к стрессам, стресс — к

нервным расстройствам, а последние — к

конкретным болезням и снижению

Ученые установили, что ритмы

гармоничной музыки, стихи, звучание

молитвы лечат людей, пробуждают в них

Под действием звуков молекулы воды

(а наше тело на 80% состоит из нее)

начинают выстраиваться в сложные

структуры. И в зависимости от ритма и

даже смысловой нагрузки эти структуры

могут лечить или, наоборот, отравлять

А вот у тех, кто использует в своей речи

мат, очень быстро появляются

возрастные изменения на клеточном

уровне и различные хронические

10 т е з и с о в против М А Т А:

1. Мат – это удел неудачников, слабых, неуравновешенных людей, которые неспособны найти свое место в жизни. Мат – это формат нищих с духовной точки зрения людей, которых правильнее было бы назвать животными.

2. Мат «засоряет» русский язык, разрушает его красоту и стройность.

3. Мат – признак необразованности, бескультурья, бездуховности. Он ведет к

4. Мат затрудняет общение. Матерящийся человек явно не способен донести свою мысль до собеседника в полном объеме и заполняет собственное скудоумие сквернословием.

5. Мат – демонстрация неуважения к собеседнику, он подрывает доверие между людьми, обижает окружающих, выставляет того, кто ругается, в самом невыгодном свете.

6. Мат оскверняет и убивает душу человека!

7. Мат является самым плохим примером для младшего поколения, поскольку дети всегда неосознанно подражают взрослым. И нет ничего страшнее, чем слышать сквернословие от ребенка, который не понимает, что говорит, а просто копирует речь старших.

8. Мат неприемлем для будущей интеллигенции, трудовой элиты страны, ее опоры. В руках сегодняшних студентов – будущее. Будет ли оно счастливым, если сегодня мы разрушаем моральные традиции нашей речи?

9. Мат – это просто неэстетично. В его словах нет гармонии и слаженности звуков.

10. Мат разрушает ваше здоровье. Нет ничего дороже здоровья. Прежде чем ругнуться, подумай об этом.

Слово может все!

Человек, которого обругали, оказывается

У него начинает колотиться сердце, кровь

приливает к лицу, настроение портится.

Обида приводит к стрессам, стресс — к

нервным расстройствам, а последние — к

конкретным болезням и снижению

Ученые установили, что ритмы

гармоничной музыки, стихи, звучание

молитвы лечат людей, пробуждают в них

Под действием звуков молекулы воды

(а наше тело на 80% состоит из нее)

начинают выстраиваться в сложные

структуры. И в зависимости от ритма и

даже смысловой нагрузки эти структуры

могут лечить или, наоборот, отравлять

А вот у тех, кто использует в своей речи

мат, очень быстро появляются

возрастные изменения на клеточном

уровне и различные хронические

Брань вызывает мутации.

Плохие слова «взрываются» в

генетическом аппарате человека, искажая

его наследственные программы, вызывая

мутации. Брань, как и радиация, может не

только расшатать здоровье, но и

ДНК не безразлична к получаемой

«информации». Одни сообщения

оздоравливают, другие — травмируют.

Любое произнесенное слово — это не что

иное, как волновая генетическая программа, которая меняет вашу жизнь. Иногда слово

Источник

О вреде сквернословия

Что такое сквернословие? Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиняться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например, популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

Матерная брань это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

Корни сквернословия уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат, является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью психовирусы. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.
Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание вплоть до смертной казни.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

В наше время мат используется:
для повышения эмоциональности речи,
эмоциональной разрядки,
оскорбления, унижения адресата речи,
демонстрации агрессии,
демонстрации отсутствия страха,
демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
демонстрации принадлежности к «своим».

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Научные исследования доказали вред сквернословия здоровью. Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

Ученые пришли к выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Доказано, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

В скверном слове таится огромная разрушительная сила.

Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!

Мы несем ответственность за каждое праздное слово, особенно за скверное. Ничто не проходит бесследно, и, произнося нецензурные слова, оскорбляя ими другого, мы, в первую очередь, разрушаем себя. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются.

Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей). Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям, например, «Ты сегодня хорошо выглядишь», «Рад тебя видеть!», «Ты сегодня потрясающе отвечал» и т.д.

Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой.

Как же избавиться от сквернословия?
1. Перестать ругаться самому.
2. Выработать брезгливость и отвращение к сквернословию.
3. Читать русскую классическую литературу.
4. Запоминать стихотворения и афоризмы.

Повторять в качестве кредо «Мои мысли, моя речь – это моё зеркало, и оно будет чистым».

Настоящий контроль – это контроль изнутри. Не скупитесь на добрые, ласковые слова. И люди вокруг вас тоже будут добрые и внимательные.

Источник

Профилактика ненормативной лексики у детей и подростков

«Культура речи

и ловушки сквернословия»

(профилактика ненормативной лексики

у детей и подростков)

«Сколько остроумия, злости и душевной нечистоты потрачено, чтобы придумать эти гадкие слова и фразы, имеющие целью оскорбить

и осквернить человека во всем, что ему свято, дорого и любо»

А. П. Чехов

Есть в нашей жизни темы, которые традиционно остаются за гранью нашего общего внимания, – темы, что называется, не для обсуждения, не для разговора. Одна из таких замалчиваемых тем – сквернословие. В последнее время к нему так привыкли, что многие его не замечают и удивляются, что слова эти все еще являются нецензурными. Едешь, в общественном транспорте и, человек стоящий рядом, применяет ненормативную лексику, разговаривая по телефону, и даже не замечает, что рядом стоят дети.

Что произошло с нами?

Почему грани между добром и злом, истиной и ложью настолько стерлись в нашем обществе, а грязное слово настолько въелось в сознание обывателя, что он почти не может понять, почему ругаться нельзя, а особенно – в присутствии детей?

Как результат – распространяющееся сквернословие среди детей усиливает и умножает их непочтение к родителям, зависимости от компьютерных игр, курения, употребление спиртного.

По информации Фонда «Общественное Мнение» сегодня около 71% жителей нашей страны применяют ненормативную лексику в своей речи.

При этом 64% считают, что употребление в речи нецензурных выражений недопустимо ни при каких обстоятельствах. Как же так, получается, ругаться не хотим, но с языка все-таки срывается? По информации то же Фонда, лишь 28% обучающихся и их родителей имеют начальные представления о негативных последствиях влияния сквернословия на физическое здоровье и духовную культуру человека.

Выше сказанное говорит об актуальности данной темы.

Поэтому целесообразно вопросы профилактики сквернословия обсуждать со специалистами в области духовного воспитания, педагогики и медицины.

Слово является важной составляющей нашего общения.

Слово – это и средство передачи информации, и возможность выразить свое отношение к происходящему. Словом можно поддержать в трудную минуту и смертельно обидеть.

Очень часто приходится слышать от родителей жалобы, что ребенок начал употреблять «плохие» слова. Родители спрашивают, как реагировать на бранные слова в лексиконе детей. А учеников, так же как и их родителей и учителей, волнует проблема кличек и обзывания. Словесные угрозы и оскорбления другого человека являются предметом агрессии.

Не случайно за сквернословие в общественных местах во всех законодательствах мира предусмотрено административное наказание.

Давайте сегодня поговорим о проблеме появления бранных слов в лексике ребенка.

Так называемые бранные или неприличные слова рано или поздно появляются в лексиконе каждого ребенка. Проблема засорения нашей речи ненормативной лексикой регулярно обсуждается в средствах массовой информации. Говорится о преобладании сленга и «блатных выражений» в современных теле- и радиопередачах, в печатной продукции. Неудивительно, что дети не только очень рано узнают о существовании подобных слов, но и начинают их активно использовать, часто, правда, не понимая, что эти слова обозначают.

Почему дети так охотно и точно повторяют нехорошие выражения? Их в первую очередь привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. От ругающегося человека буквально брызжет безграничной самоуверенностью, его жесты очень выразительны, вокруг него возникает определенное волнение и напряжение. Произнесенные таким тоном слова не могут остаться незамеченными окружающими.

Собственные наблюдения ребенка и проводимые родными воспитательные беседы наводят его на мысль, что умение вставить в свою речь крепкое словечко является одним из признаков взрослости.

И если родители говорят, что использовать в своей речи подобные слова можно только взрослым, то, естественно, ребенок, стремящийся во всем походить на старших, намеренно употребляет запрещенные выражения в своей речи.

Заметив, что эти слова шокируют окружающих, дети начинают использовать ругательства, чтобы позлить, подразнить их.

Бесполезно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать им их произносить. Это сделает ругательства более привлекательными в глазах ребенка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы этого не слышали. Тогда о достижениях своего ребенка вы будете узнавать от учителей.

Подросткам надо объяснить, что люди используют ругательства лишь, в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.

Естественно, во избежание раннего появления в лексиконе ребенка ругательств взрослым необходимо следить за собственной речью.

Так ли уж безобидна эта вредная привычка?

Культура речи деградирует. В лексиконе молодого поколения больше и больше звучит ничего не выражающий, ничего не значащий мат, а также постоянно мутирующий язык сокращенных компьютерных терминов.

  • Это уничтожает достоинство человека.
  • Это ограничивает человека.
  • Сквернословие развращает души, особенно тех, кто является невольным слушателем, в том числе детей.
  • Как всякая вредная привычка, мат проникает в жизнь и деятельность человека и делает его зависимым.

Человек уже не может обходиться без словесного мусора, без слов-связок.

Сквернословие опасно. За сквернословие можно получить физические увечья, вражду, отвращение, отказ от общения, игнорирование «сквернословца» как личности.

Проблему употребления ненормативной лексики очень хорошо это отразил наш земляк, поэт Э. А. Асадов в своих стихах:

Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить,
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить!
А поэтому скажем себе сурово:
“Чтобы не было в жизни ненужных бед,
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!”

Как борется с ненормативной лексикой закон?

Государство пытается помочь населению своими методами. Нецензурная брань является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность.

Ст. 130 «Оскорбление» УК РФ гласит:

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.

В январе 2013 года правительство рассмотрело законопроект, приравнивающий «запикивание» и многоточия, используемые СМИ, к нецензурной лексике.

Авторы законопроекта, считают, что к вопросу о нецензурной лексике нельзя подходить формально, так как оскорбить человека можно даже поставив многоточия.

  1. 04. 2013 года Президент РФ подписал закон об административной ответственности за использование ненормативной лексики в речи.

Ст. 20. ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Почему дети используют ненормативную лексику?

  • Дети 2-5 лет используют жаргон неосознанно, поскольку речевое подражание свойственно младшему возрасту наравне с другими видами деятельности.
  • В возрасте 5-7 лет основной движущей силой является бунт против того «как надо». При этом мат дети употребляют осознанно, прекрасно понимая, что этого делать нельзя.
  • К 12-14 годам подростки, как правило, употребляют жаргон в основном для выхода эмоций или в анекдотах.

Причины детского сквернословия

  1. Первая причина. Люди чаще используют ненормативную лексику, когда у них обостряется потребность в защите, в самоутверждении. Это не от бескультурья и не от избытка сил. Наоборот, это неуверенность в себе, это состояние, в котором человек особенно жадно прибегает к внешним атрибутам своей значимости. Чем больше люди перепуганы, тем больше они нецензурно выражаются.
  2. Вторая причина сквернословия: педагогическая. Неправильное семейное воспитание. Не секрет, что дети во всем подражают своим родителям и, если родители сквернословят, то и дети приобретают эту вредную привычку, от которой очень трудно избавиться. Бывает, в семье употребляют нецензурные выражения в разговоре повсеместно, а не только в качестве ругательств, так сквернословие становится нормой жизни!
  3. Случается, что взрослые сами обучают детей нецензурным выражениям, умиляясь, когда с губ младенца срываются скверные словечки. Если сквернословие впитывается ребенком с “молоком матери”, требуется сильная воля и высокий самоконтроль поведения, чтобы справиться с этой вредной привычкой.

Как влияет сквернословие на физическое и духовное развитие

Сквернословие и здоровье.

В XX веке японский учёный Масару Эмото доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли.

Учёный сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. Хорошие слова вызывают резонанс и приносят положительные результаты.

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды начинают выстраиваться в сложные структуры.

И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

Как молекулы воды реагируют на бранные слова.

К поразительным выводам недавно пришел уральский ученый Геннадий Чеурин. Он утверждал, что ненормативная лексика очень активно воздействует на организм человека, со временем губя все живое.

Гипотезу Чеурина “о влиянии ненормативной лексики на психофизиологическое состояние живых организмов” проверяли несколько НИИ — столичный научный центр при Минздраве РФ, технические университеты Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Барнаула. И доказать теорию удалось!

Ученые под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности). Ругается человек матом, и его хромосомы “корёжатся” и “гнутся”, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген! Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека.

Какое впечатление на нас производит брань? Прежде всего, впечатление повышенной агрессивности. От нецензурной брани до удара гораздо меньше дистанция. И поэтому перепуганные люди энергично ругаются. Мол, не тронь, а то вот-вот ударю.

Памятка подросткам:

Как избавиться от сквернословия

  1. Не говорить плохих слов самому.
  2. Не копировать других, не говорить, как все, сохранять самобытность и помнить: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст”.
  3. Тренировать себя, говорить вежливо и красиво.
  4. Использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей).
  5. Снимайте стрессы занятиями спортом, музыкой, рисованием, коллекционированием, добрыми делами.
  6. У того, кто сквернословит, есть два пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни.
  7. Доброе слово преображает и говорящего, и слушающего, созидает жизнь, а не разрушает ее. По слову преподобного Макария Великого: “Худое слово и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми”.

Рекомендации педагогам

  1. психологу школы совместно с классными руководителями разработать систему занятий, тренингов, способствующих преодолению причин употребления ненормативной лексики;
  2. классным руководителям включить в планы воспитательной работы занятия по культуре речи, тренинги с группой обучающихся, использующих ненормативную лексику;
  3. провести общешкольное родительское по теме “Пути преодоления проблемы сквернословия”.
  4. распространить памятки: Как избавиться от сквернословия” (среди обучающихся и родителей).

Заключение

Человек преступает границу добра и зла чаще всего через слово — через неправильное, неподобающее, противоестественное его употребление.

Важнейшее из человеческих усилий — стремление к нравственности это длительный процесс. На протяжении всей жизни человека может наблюдаться как повышение уровня самоактуализации, так и деградация личности, может происходить перестановка приоритетов. Поэтому изменения нравственных показателей непросто измерить.

Сегодня, неизмеримо усиливается, увеличивается ответственность всех нас, тех, кто любит свой родной язык и охраняет чистоту русского слова. «Надо вдумываться в речь, в слова», — говорил А.П.Чехов. «Надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к гравюрам, хорошей музыке», — убеждал А.М. Горький. Для повышения речевой грамотности необходимо больше читать. Давно и мудро сказано: «Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал».

Так давайте же все вместе сделаем так, чтобы наши слова несли в мир только радость, свет, добро и любовь!

Тезаурус

  1. Матизмы  вульгарные выражения, связанные с сексуальными действиями.
  2. Ненормативная лексика  нецензурные выражения, непечатная брань  от английского obscene – «непристойный, грязный».
  3. Скверна  общеславянское слово, восходящее к той же греческой основе, что и «скаред» – существительному «skor» – «грязь».
  4. Сквернословие  речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, брань.

Литература

  1. Андросова Ю. Вирус сквернословия // Школьный психолог. – 2008 – № 20.
  2. Виноградов С. Сквернословие. // Наука и жизнь — 1993 – № 4.

Кузнецов Д.Б. Четыре способа отучить детей от нецензурной брани

// директор школы. – 2007. — № 5.

  1. Кравцова М. Плохие слова // Школьный психолог. – 2004 – № 15.
  2. Лунькова Н.Г., Медведева С.А. Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью детей // Справочник педагога – психолога. Детский сад. – 2012. — № 10. – С.56-68.
  3. О ненормативной лексике. То есть о мате. // В кн: Веркин Э. Мальчишкам до 16 и старше. Энциклопедия по жизни. – М., 2006. – С. 44-45
  4. Паскал В.В. Бранные слова в речи ребенка: что делать?// Справочник классного руководителя. – 2011. — № 4. – С.6-11.
  5. Плохие слова или как реагировать на бранные слова в лексике ребенка (беседа) // В кн: Работа с родителями в средней школе. / Сост.: О.В. Свиридова. Волгоград, 2008. – С. 70-79.
  6. Пятаков Е. О культуре речи и ловушках сквернословия // Школьный психолог – 2010. — № 6. – С.17 -32.

Источник

Читайте также:  У собаки был клещ заболела чем ее лечить
Оцените статью
Избавляемся от вредителей