Партеногенез характерен для инфузории пчел тараканов устриц

Половое и бесполое размножение

Половое Бесполое
Участвует два организма Участвует один организм
Участвуют половые клетки (гаметы), полученные путем мейоза Участвуют соматические клетки, размножающиеся митозом.
Дети получаются разные (происходит перекомбинация признаков отца и матери, повышается генетическое разнообразие популяции) Дети получаются одинаковые, копии родителя (в сельском хозяйстве – позволяет быстро увеличить численность организмов, сохраняя все признаки сорта)

Способы бесполого размножения

1) Деление одноклеточных (амеба). При шизогонии (малярийный плазмодий) получается не две, а много клеток.

  • Споры грибов и растений служат для размножения.
  • Споры бактерий не служат для размножения, т.к. из одной бактерии образуется одна спора. Они служат для переживания неблагоприятных условий и расселения (ветром).

3) Почкование: дочерние особи формируются из выростов тела материнского организма (почек) – у кишечнополостных (гидра), дрожжей.

4) Фрагментация: материнский организм делится на части, каждая часть превращается в дочерний организм. (Спирогира, кишечнополостные, морские звезды.)

5) Вегетативное размножение растений: размножение с помощью вегетативных органов:

  • корнями – малина
  • листьями – фиалка
  • специализированными видоизмененными побегами:
    • луковицами (лук)
    • корневищем (пырей)
    • клубнем (картофель)
    • усами (земляника)

Способы полового размножения

1) С помощью гамет, сперматозоидов и яйцеклеток. Гермафродит – это организм, который образует и женские, и мужские гаметы (большинство высших растений, кишечнополостные, плоские и некоторые кольчатые черви, моллюски).

2) Конъюгация у зеленой водоросли спирогиры: две нити спирогиры сближаются, образуются копуляционные мостики, содержимое одной нити перетекает в другую, получается одна нить из зигот, вторая – из пустых оболочек.

3) Конъюгация у инфузорий: две инфузории сближаются, обмениваются половыми ядрами, потом расходятся. Количество инфузорий остается тем же, но происходит рекомбинация.

4) Партеногенез: ребенок развивается из неоплодотворенной яйцеклетки (у тлей, дафний, пчелиных трутней).

Ещё можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. Размножение, при котором дочерний организм появляется без оплодотворения из клеток тела материнского организма, называют
1) партеногенезом
2) половым
3) бесполым
4) семенным

БЕСПОЛОЕ
Выберите три варианта. Бесполое размножение характеризуется тем, что

1) потомство имеет гены только материнского организма
2) потомство генетически отличается от материнского организма
3) в образовании потомства участвует одна особь
4) в потомстве происходит расщепление признаков
5) потомство развивается из неоплодотворенной яйцеклетки
6) новая особь развивается из соматических клеток

Выберите три варианта. Размножение малины корневыми отпрысками способствует
1) повышению её урожайности
2) изменению массы стебля
3) увеличению территории распространения
4) сохранению наследственных признаков
5) увеличению численности особей этого сорта
6) развитию корневой системы

БЕСПОЛОЕ КРОМЕ
1. Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используются при описании бесполого размножения. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) шизогония
2) партеногенез
3) фрагментация
4) почкование
5) копуляция

2. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются для описания бесполого способа размножения живых организмов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) фрагментация
2) семенное размножение
3) спорообразование
4) партеногенез
5) почкование

3. Все приведенные ниже примеры, кроме двух, относятся к бесполому размножению организмов. Определите два примера, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) размножение спорами папоротников
2) размножение дождевых червей фрагментацией
3) конъюгация инфузории-туфельки
4) почкование пресноводной гидры
5) партеногенез пчел

Читайте также:  Декоративная крыса окрас агути

БЕСПОЛОЕ — ПОЛОВОЕ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между особенностью размножения и его способом: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) формирует новые сочетания генов
Б) формирует комбинативную изменчивость
В) образует потомство, идентичное материнскому
Г) требует дополнительных затрат энергии
Д) используется организмами при ухудшении условий
Е) обусловлено митозом

2. Установите соответствие между характеристиками и способами размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Сливаются гаплоидные ядра.
Б) Образуется зигота.
В) Происходит с помощью спор или зооспор.
Г) Проявляется комбинативная изменчивость.
Д) Образуется потомство, идентичное исходной особи.
Е) Генотип родительской особи сохраняется в ряду поколений.

3. Установите соответствие между этапами жизненного цикла растений и способами размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) образуются споры
Б) сопровождается слиянием гамет
В) размножается спорофит
Г) размножается гаметофит
Д) образуется зигота
Е) происходит мейоз

4. Установите соответствие между характеристиками и типами размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Размножение осуществляется с помощью побегов.
Б) Происходит сочетание генов двух родителей.
В) Организм развивается из неоплодотворённой яйцеклетки.
Г) Размножение происходит без участия гамет.
Д) Размножение происходит путём почкования.
Е) Образуется зигота.

БЕСПОЛОЕ — ПОЛОВОЕ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между примером размножения и его способом: 1) половое, 2) бесполое. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) спорообразование у сфагнума
Б) семенное размножение ели
В) партеногенез у пчел
Г) размножение луковицами у тюльпанов
Д) откладывание яиц птицами
Е) выметывание икры у рыб

2. Установите соответствие между конкретным примером и способом размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в правильной последовательности.
А) спорообразование папоротника
Б) образование гамет хламидомонады
В) образование спор у сфагнума
Г) почкование дрожжей
Д) нерест рыб

3. Установите соответствие между конкретным примером и способом размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) почкование гидры
Б) деление клетки бактерии на двое
В) образование спор у грибов
Г) партеногенез пчел
Д) образование усов земляники

4. Установите соответствие между процессами и способами размножения организмов: 1) половое, 2) бесполое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) откладывание яиц ящерицами
Б) спорообразование пеницилла
В) размножение пырея корневищами
Г) партеногенез дафний
Д) деление эвглены
Е) размножение вишни семенами

5. Установите соответствие между примерами и способами размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) черенкование малины
Б) образование спор у хвоща
В) спорообразование у кукушкина льна
Г) фрагментация лишайника
Д) партеногенез тлей
Е) почкование у кораллового полипа

Г) деление амебы обыкновенной
Д) фрагментация мицелия у грибов
Е) корневые отпрыски у малины

7. Установите соответствие между примерами и способами размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам
А) культурой ткани
Б) неоплодотворенными яйцеклетками
В) клубнями
Г) яйцами

Д) соматическими клетками
Е) участками корневища

8. Установите соответствие между характеристиками и способами размножения: 1) половое, 2) бесполое. Запишите цифры 1и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) развитие организма, полученного из черенка растения
Б) образование зиготы при слиянии гамет
В) развитие организма из группы соматических клеток
Г) сочетание в организме потомка признаков двух родителей
Д) выращивание растения из культуры клеток
Е) образование новых растений из вегетативных почек

Читайте также:  Сумчатый родич крысы с американским гражданством

А) образование спор у мухомора

Б) размножение клубники усами
В) слияние гамет млекопитающих

ВЕГЕТАТИВНОЕ КРОМЕ
1. Все приведённые ниже приёмы растениеводства, кроме двух, относят к вегетативному размножению. Определите два приёма, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) деление клубней
2) размножение корневищем
3) получение проростков из семян
4) искусственное оплодотворение
5) формирование отводка

ВЕГЕТАТИВНОЕ — ПОЛОВОЕ
1. Установите соответствие между особенностью размножения и его видом: 1) вегетативное, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) обусловлено сочетанием гамет
Б) особи образуются путем почкования
В) обеспечивает генетическое сходство особей
Г) происходит без мейоза и кроссинговера
Д) обусловлено митозом

ПОЛОВОЕ
1. Выберите три признака, характерных для полового размножения семенных растений, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В размножении участвуют спермии и яйцеклетки
2) В результате оплодотворения образуется зигота
3) В процессе размножения происходит деление клетки пополам
4) Потомство сохраняет все наследственные признаки родителя
5) В результате размножения у потомства появляются новые признаки
6) В размножении участвуют вегетативные части растения

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для полового размножения?
1) генетическое разнообразие потомства
2) простое деление клеток
3) почкование
4) развитие потомков после оплодотворения
5) партеногенез
6) обеспечивает рост, дробление, регенерацию

ПОЛОВОЕ КРОМЕ
Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания полового размножения организмов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) гонада
2) спора
3) оплодотворение
4) овогенез
5) почкование

ПОЛОВОЕ — БЕСПОЛОЕ ОТЛИЧИЯ
1. Выберите два отличия полового размножения от бесполого.

1) половое размножение энергетически выгоднее бесполого
2) в половом размножении участвует два организма, в бесполом один
3) при половом размножении потомки точные копии родителей
4) в бесполом размножении участвуют соматические клетки
5) половое размножение возможно только в воде

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В чем состоит отличие полового размножения от бесполого?
1) способствует появлению модификаций
2) повышает численность потомства
3) усиливает генетическое разнообразие потомства
4) увеличивает плодовитость особей
5) формирует новые сочетания генов
6) ведет к разнообразию комбинаций аллелей в гаметах

===============================
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Споры бактерий, в отличие от спор грибов,

1) служат приспособлением к перенесению неблагоприятных условий
2) выполняют функцию питания и дыхания
3) НЕ служат для размножения
4) обеспечивают распространение (расселение)
5) образуются путем мейоза
6) образуются из материнской клетки путем потери воды

Источник

Проверочная работа по теме «Размножение», (9 класс)

по теме «Размножение»

10 класс, УМК линии В.В.Пасечника

Трефилова Раиса Поликарповна,

МБОУ «Карагайская СОШ № 2»

по теме «Размножение»

1. Какие органоиды клетки способны к размножению?

1) рибосомы 2) хлоропласты 3) лизосомы 4) вакуоли

Читайте также:  Как понять что избавился от глистов

2. Как называется способность живых организмов воспроизводить себе подобных?

1) Гомеостаз 2) наследственность 3) размножение 4) онтогенез

3. Размножение картофеля клубнями – это:

1) половое размножение 2) фрагментация

3) спорообразование 4) вегетативное размножение

4. Почкованием размножается:

1) гидра обыкновенная 2) смородина красная

3) пчела медоносная 4) чеснок озимый

5. Роль бесполого размножения:

1) образование особей с изменённым генотипом

2) образование особых клеток гамет

3) быстрое увеличение числа особей в неблагоприятных условиях

4) увеличение генетического разнообразия в потомстве.

6. Партеногенез характерен для:

1) инфузорий 2) пчёл 3) тараканов 4) устриц

7. Примером полового размножения является:

1) фрагментация 2) споруляция 3)почкование 4) партеногенез

8. Бактерии размножаются путём:

1) мейоза 2) митоза 3) образования спор

4) прямого бинарного деления

9. Для яйцеклетки характерно:

1) n-набор хромосом 2) подвижность 3) небольшое количество цитоплазмы

4) небольшой размер.

10. У млекопитающих проявляется:

1) наружное оплодотворение 2) двойное оплодотворение

3) внутреннее оплодотворение 4) партеногенез

11. Установите соответствие между признаком и способом размножения. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

ПРИЗНАК СПОСОБ РАЗМНОЖЕНИЯ

А) участие в размножении одной родительской

Б) в основе лежит митотическое деление клетки,

В) участвуют два родителя.

Г) образование особей, идентичных материнскому

Д) образование особей с новыми признаками.

Е) формирование спор с гаплоидным набором

хромосом у мхов и папоротников.

12. Установите соответствие между растением и видом его вегетативного размножения. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

РАСТЕНИЕ ВИД ВЕГЕТАТИВНОГО РАЗМНОЖЕНИЯ

13. Установите соответствие между характеристикой и способом размножения растения. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБ РАЗМНОЖЕНИЯ

А) осуществляется видоизменёнными побегами

Б) происходит с участием гамет

В) дочерние растения сохраняют сходство

Г) используются человеком для сохранения

у потомства ценных признаков материнских особей

Д) развиваются из зиготы

Е) у потомства проявляются признаки материнского

и отцовского организмов

14. Выберите три правильных ответа из шести предложенных. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

Половые клетки животных, в отличие от соматических:

1) содержат гаплоидный набор хромосом

2) имеют набор хромосом, идентичных материнскому

3) образуются путём митоза

4) формируются в процессе мейоза

5) участвуют в оплодотворении

6) составляют основу роста и развития организма

15. Выберите три правильных ответа из шести предложенных. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

Биологическое значение мейоза заключается в

1) предотвращении удвоения числа хромосом в новом поколении

2) образовании мужских и женских гамет

3) образовании соматических клеток

4) появлении новых генных комбинаций

5) увеличении числа клеток в организме

6) кратном увеличении набора хромосом

16. Установите последовательность процессов, происходящих при двойном оплодотворении растений. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

1) Прорастание вегетативной клетки, образование пыльцевой трубки.

2) Слияние второго спермия с центральной клеткой.

3) На рыльце пестика попадает пыльца.

4) Слияние первого спермия с яйцеклеткой.

5) Из диплоидной зиготы формируется зародыш.

6) Оплодотворённой центральной клетки образуется триплоидный эндосперм.

1) 2. 2) 3. 3) 4. 4) 1. 5) 3. 6) 2. 7) 4. 8)4. 9) 1. 10) 3.

1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы / Богданова Т.Л., Солодова Е.А.- 3 изд.- М.: АСТ-ПРЕСС Школа, 2008.
2. Гекалюк М.С. Биология.Общие закономерности. – Саратов. Лицей, 2017.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей