Паук муравей ласточка ыбырай алтынсарин

Паук муравей ласточка ыбырай алтынсарин

Әкесі он жасар ұл баласымен далада келе жатады. Әкесі баласынан сұрады:

– Анау өрмекшіні көрдің бе, не істеп жүр?

– Көрдім, аузында бір нанның қиқымы бар, жүгіріп кетіп барады.

– Жоғарыда қарлығаш ұшып жүр, аузында тістеген шөбі бар.

– Олай болса, шырағым, осы кішкентай жәндіктер саған үлгі. Өрмекші маса, шыбынға тұзақ құрып жүр, ұстап алған соң, өзіне азық етеді.

Құмырсқа бала-шағасына тамақ аулап, бір нанның қиқымын тапқан соң, өзі жемей, аузына тістеп, қуанғанынан үйіне жүгіріп қайтып барады.

Қарлығаш балапандарына ұя істеуге шөп жинап жүр. Жұмыссыз жүрген бір жан жоқ. Сені де Құдай бос жүруге жаратпаған, жұмыс істеуге әдеттену керек, – деді.

Отец и его десятилетний сын шли по полю. Отец спросил сына:

– Видишь вон того паука, что он делает?

– Вижу, он бежит с крошкой хлеба во рту.

– Вверху летит ласточка и в клюве держит травку.

Тогда его отец говорит:

– Раз так, светик мой, эти маленькие существа для тебя пример. Паук расставляет паутину для комаров и мух, и после того, как поймал, употребляет их в пищу.

Муравей ищет пищу для своих детей. Найдя одну крошку хлеба, он не съест ее, а возьмет в рот и от радости побежит обратно домой.

Ласточка собирает травку, чтобы сделать гнездо для своих птенцов. Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы. И тебя Бог создал не для того, чтобы бездельничать, нужно привыкать к труду.

Источник

Конспект занятия по художественной литературе для 5-6 лет КПП по теЫ. Алтынсарин «Паук, муравей и ласточка»ме « »

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект организованной учебной деятельности КПП

Мой детский сад, школа

Ы. Алтын с арин «П а ук, мура в ей и лас т о ч к а»

Обучение восприятию эмоционально-образного содержания произведений, умению чувствовать характер повествования. Формирование представления об отраженных в литературных произведениях окружающей действительности. Развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать уважение к любому труду.

Музыкальное сопровождение, хрестоматия, картинки.

труд – еңбек, work, лентяй — жағымсыз , lazy person

Ход организованной учебной деятельности

к р уг радости . Добр о е у т ро с о лнц у , Добр о е у т ро не б у ,

Добр о е у т ро при в е т ливым лицам, Добр о е у т ро в с ем, в с ем, в с ем!

Ак ту а лизация жизненно г о опы т а. Как появились все предметы: мебель, игрушки? ( сделано руками человека) Обсудить понятие труд. Что могли бы сделать дети?

Обращает внимание на картинки паука, муравья и ласточки. Как вы думаете, они трудятся?

.Показывает другие картинки с паутиной, крошкой хлеба и гнездышка с птенцами.

Задание: рассмотрите внимательно и скажите, какие картинки подходят друг другу по смыслу.

Сегодня послушаем рассказ И. Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка».

Воспитатель показывает портрет писателя И. Алтынсарина.

Словарная работа: труд, лень.

— Понравился вам рассказ?

— О ком этот рассказ?

— Чем занимался паучок в рассказе?

— Что делал муравей и почему у ласточки в клюве травинки?

— Можно назвать паука, муравья и ласточку бездельниками?

— Как можно иначе назвать бездельника? (лентяй, лодырь)

— Наши герои любят трудиться, а вы любите?

Читайте также:  Ушные клещи у кошек перекись водорода

— Как трудятся ваши родители, братья, сестренки?

И мы сейчас с вами потрудимся.

Физминутка «Дети утром рано встали»

«Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли. (ходьба на месте)

Белый гриб в траве нашли. (приседания)

На пеньке растут опята

Наклонитесь к ним ребята,

И в лукошко набери! (наклоны)

Вон на дереве орех,

Кто подпрыгнет выше всех? (прыжки)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться. (потягивания – руки вверх)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили. (ходьба на месте)

Утомил всех долгий путь –

Дети сели отдохнуть. (дети садятся)» .

— В казахском народе говорилось, если дети трудятся и помогают взрослым, то они станут сильными и крепкими.

-А еще что надо делать, чтобы стать сильными? (заниматься бегом, прыгать, играть)» .

— Как вы понимаете пословицы?

Муравей невелик, а горы копает.

Терпение и труд все перетрут.

Мала пчела, да и та работает. (обсуждают пословицы)

— Любую работу лучше выполнять вместе, поэтому нужны надежные друзья помощники.

Игра «Вместе веселее» .

Дети собирают конструктор все вместе, а воспитатель один. Необходимо определить разницу.

— И как лучше трудиться, одному или помогать друг другу? (обсуждают)

П е да г ог пр о сит детей д а ть с амооцен к у с в о ей раб о те на занятии:

е сли ре б енок понял тему и сп о со б ен применить знания и у мения, он дорисовы- в ает с м айли к у у лыб ку ; е сли цель д о стигну т а частично – прямой р о тик;

е сли цель не д о стигну т а – г р устный р о тик.

Воспроизводят: восприятие эмоционально-образного содержания произведений,

Понимают: об отраженных в литературных произведениях окружающей действительности

Применяют: умению чувствовать характер повествования о т в е ч а ть на в опр о сы по с о держанию .

«Отец и его сын шли по полю. Отец спросил сына: — Видишь, вон ползет паук. Что он делает? — Он плетет свою паутину. — А вон муравей, видишь? — Вижу, бежит с крошкой во рту. — Посмотри вверх, кого вверху ты видишь? — Вверху летит ласточка и в клюве держит травку. Тогда отец говорит сыну: — Вот так, милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером. Паук расставляет паутину, ловит в нее комаров и мух и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съесть ее, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенчиков, собирает травку» .

Источник

Технологическая карта занятия по художественной литературе для старшей группы чтение сказки «Паук, муравей и ласточка» И. Алтынсарин

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Технологическая карта организованной учебной деятельности

для старшей группы

Воспитатель: Привалова А. В.

Образовательная область : Социум.

Раздел: Художественная литература.

Тема: «Паук, муравей и ласточка» И. Алтынсарин

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями казахских писателей. Познакомить с творчеством И. Алтынсарина. Помочь детям глубинно осмыслить замысел автора о необходимости трудиться как насекомым, птицам, так и человеку. Воспитывать положительное отношение к труду. Развивать речь, мышление. Закреплять знакомые слова на казахском языке. Формировать интерес к пословицам, учить понимать смысл пословиц о труде.

Оборудование: хрестоматия, конверты, портрет И. Алтынсарина.

Билингвальный компонент: әке – отец, бала – мальчик, қумырсқа – муравей, қарлығаш – ласточка, шөп – трава.

Педагог приглашает детей рассмотреть конверты и определить, с произведениями каких жанров предлагает познакомится Прекрасная Айсулу. Предлагает детям устроиться удобно, не мешая друг другу. Вскрыв конверт, сообщает детям, что предстоит знакомство с рассказом И. Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка»

Дети рассматривают конверты и определяют литературные жанры предлагаемых произведений. Настраиваются на восприятие произведения.

Работа с художественным произведением. Воспитатель знакомит детей с портретом И. Алтынсарина рассказывает о жизни и деятельности известного казахского просветителя.

Вопросы к детям:

Читайте также:  Как санпин травит тараканов

— Чем занимался паучок?

— А чем занимался муравей?

— Для чего ласточка в клюве держит травинку?

— Как вы думаете, если бы отец не попросил сына, посмотреть на паучка, муравья и ласточку, мальчик сам заметил бы их?

— А для чего отец обратил внимание мальчика на паука, муравья и ласточку?

— И что сказал в конце отец своему сыну?

— А вы любите трудиться?

— Как трудятся ваши родители, братья, сёстры?

Билингвальный компонент: әке – отец, бала – мальчик, қумырсқа – муравей, қарлығаш – ласточка, шөп – трава.

Работа с малыми фольклорными жанрами. Воспитатель вскрывает второй конверт, зачитывает русские народные пословицы о труде:

Мала пчёлка, да и та работает.

Муравей не велик, а горы копает.

Старание и труд к счастью ведут.

Педагог разъясняет смысл пословиц, предлагает запомнить народную мудрость.

Внимательно слушают информацию о писателе, содержание рассказа.

Принимают активное участие в беседе по содержанию рассказа.

Закрепляют знакомые слова из текста на казахском языке.

Запоминают новые пословицы о труде.

Заключительная часть. Воспитатель сообщает, что пора завершить работу, благодарит детей за активное участие в беседе. Напоминает детям, что необходимо поблагодарить Прекрасную Айсулу и Почтового Сокола за подарки и сюрпризы.

Благодарят Прекрасную Айсулу, делятся своими впечатлениями от встречи с интересным рассказом и мудрыми пословицами.

Знать: фамилию, имя автора рассказа, название рассказа, содержание рассказа, казахские слова и словосочетания по тексту рассказа.

Иметь: пердставление об образе жизни насекомых, птиц.

Уметь: отвечать на вопросы по содержанию рассказа, рассуждать, делится впечатлениями, полученными от рассказа, давать оценку поведению героев рассказа, уметь выразить своё отношение к труду, отношение к труду своих близких.

Паук, муравей и ласточка

Отец и его десятилетний сын шли по полю. Отец опросил сына:

— Видишь, вон ползет паук. Что он делает?

— Он плетет свою паутину.

— А вон муравей, видишь?

— Вижу, он бежит с крошкой во рту.

— Посмотри вверх, кого вверху ты видишь?

— Вверху летит ласточка и в клюве держит травку. Тогда отец говорит сыну:

— Вот так, милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером. Паук расставляет паутину, ловит в нее комаров и мух и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съест ее, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенцов, собирает травку.

Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, а ты создан богом не для того, чтобы бездельничать. Нужно привыкать к труду.

Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2831 человек из 84 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 771 человек из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 408 человек из 75 регионов

Номер материала: ДБ-323901

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки работает над изменением подходов к защите диплома

Время чтения: 1 минута

Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также:  Что такое агути у крыс

Источник

Конспект ОУД по развитию речи «Слово. З.К.Р. Чтение рассказа Ыбрая Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка» в предшкольной группе» с применением элементов технологий В.Воскобовича, Г.Домана

Содержимое разработки

Мектепалды тобындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі

Конспект организованной учебной деятельности в предшкольной группе

с применением элементов технологий В.Воскобовича, Г.Домана.

Өткізу күні/Дата проведения: 31.10.19г.

Тәрбиеші/Воспитатель: Чумак Г.М.

Білім беру саласы/Образовательная область: «Коммуникация»

Пән/Предмет: развитие речи

Өтпелі тақырып/Сквозная тема: «Традиции и фольклор»

Тақырыбы/Тема: Слово. З.К.Р. Чтение рассказа Ыбрая Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка».

1.Тәрбиелік- воспитательная: Воспитание трудолюбия у детей

2.Дамытушылық – развивающая: Развитие речи, мышления; Расширение представлений об искусстве, традициях и обычаях народов Казахстана.

3.Оқыту- обучающая: знакомство с рассказом Ыбрая Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка».

Педагогикалық технологиялар / Педагогические технологии: здоровьесберегающие, элементы технологии В.Воскобовича и Г.Домана, ИКТ, личностно-ориентированная технология.

Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: видеофильм « Антошка из цикла « Веселая карусель», иллюстрации к рассказу Ыбрая Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка», карточки Г. Домана «На шести лапках», «Птицы», чудо-крестики-2, схемы.

Қазақ тілі: сәлеметсіз бе — здравствуйте, рақмет- спасибо, тәңір жарылқасын — пожалуйста паук- өрмекші, муравей- құмырсқа, ласточка- қарлығаш

English: здравствуйте — hello, спасибо — thank you , пожалуйста — please. Spider-паук, ant-муравей, swallow- ласточка.

Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы/ Ход организованной учебной деятельности

1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент:

Организовывает игру приветствие « В круге радости- Доброе утро»

Предлагает посмотреть мультфильм « Антошка» из цикла «Веселая карусель»

-Какого качества не хватило Антошке?

Что значит трудолюбие?

Помогаете ли вы дома маме, папе, бабушке, дедушке или своим младшим братьям и сестрам?

-Как люди говорят о человеке, который много трудится? (трудолюбивый)

Сообщает тему занятия:

Мы познакомимся с героями рассказа Ыбрая Алтынсарина « Паук, муравей и ласточка».

2. Негізі бөлімі/основная часть:

Предлагает рассказать о пауке, муравье и ласточке, пользуясь карточками Г. Домана из серии « На шести лапках», « Птицы»

Читает рассказ Ыбрая Алтынсарина « Паук, муравей и ласточка»:

«Отец и его сын шли по полю. Отец спросил сына:
— Видишь, вон ползет паук. Что он делает?
— Он плетет свою паутину.
— А вон муравей, видишь?
— Вижу, бежит с крошкой во рту.
— Посмотри вверх, кого вверху ты видишь?
— Вверху летит ласточка и в клюве держит травку.
Тогда отец говорит сыну:
— Вот так, милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером. Паук расставляет паутину, ловит в нее комаров и мух и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съесть ее, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенчиков, собирает травку.»

Вопросы по содержанию:

На кого обращал внимание сына отец, когда они шли по дороге?

-Что делала ласточка?

— Какие главные слова сказал отец сыну?

Чему учит отец сына?

— Какой вывод каждый из вас сделал для себя?

Организовывает видеофизминутку (на казахском языке). См. Медеотеку.

Цель: снятие мышечного напряжения

Предлагает вспомнить и назвать пословицы и поговорки о труде.

-Терпение и труд все перетрут

— Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

-Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

-Птицу узнают в полете, а человека в работе.

Предлагает Д\игру «Делим слова на слоги». Цель: закрепить умение делить слова на слоги и определять ударный звук.

Буду я сейчас водить,

Буду я произносить

Вам нужно повторить,

Потом на части разделить.

Под мяч начинаем:

Предлагает построить из конструктора Воскобовича «Чудо-крестики-2» ласточку

3. Қорытынды/итоговая часть:

С каким рассказом познакомились?

Чему же учил отец сына?

Мы с вами трудимся каждый день. В чем заключается ваш труд?

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей