Перед засухой муравьи ищут для жилья затемненные влажные впадины

Тема 2.5 Понятие и сущность сознания

Тема 2.5 Понятие и сущность сознания

Основные понятия и термины по теме: сознание, сознательное и бессознательное

План изучения темы:

  1. Понятие сознания.
  2. Три стороны сознания.
  3. Сознательное и бессознательное

Опрос на паре

Задание 1. Вставьте пропущенные слова из списка «вероятных вариантов ответов»

Ответ запишите: 1 – ответ, 2 – ответ и т.п.

Теория структуры психики человека по ________ (1)

_________ (2) — НАД-сознательное («Нельзя»), представлено общественными запретами («табу»), правилами поведения, их знает каждый, но не каждый исполняет.

Я — СО-знательное (обладает__________(3) — оценкой, то есть, выбирает между НАД-сознательным (правилом поведения в обществе) и ПОД-сознательным (личными желаниями) — определяет поведение человека.

ОНО — ПОД-сознательное (БЕСсознательное) («Хочу»)

Фрейд вводит понятия: либидо (сексуальное влечение) и танатос (жажда смерти).

Из всех бессознательных желаний Фрейд на первое место ставит именно_________(4), как самое не реализуемое в жизни человека. Объясняя причины стресса и агрессии неудовлетворенностью____________(5).

Вероятные варианты ответов: З. Фрейд, Сознательное, Сверх-Я, Г. К. Юнг, Рефлексия, Самость, Либидо, Сублимация, Бессознательное, Релаксация

Задание 2. Вставьте пропущенные слова из списка «вероятных вариантов ответов»

Ответ запишите: 1 – ответ, 2 – ответ и т.п.

_________(1)– это неоднозначное понятие. Его рассматривают как ориентир в пространстве (в этом значение сознание имеет место быть не только у человека, но и у животного), и как высшая форма отражения действительности.

Принято выделять три стороны сознания:

а) в понятие «ДУХ» или разум входят: предметное сознание и_______________(2);

б) в понятие «ДУША» или _______(3) входит поток переживаний.

Если следовать теории структуры _________(4) человека З. Фрейда, то наш эмоциональный фон (настроение, мироощущение) зависит от животного начала («Ид», «ОНО», бессознательное начало), удовлетворения наших желаний.

Другими словами, настроение человека зависит от баланса желание («ХОЧУ») и _________(5) («МОГУ»).

Вероятные варианты ответов: Психика, Либидо, Возможности, Сознание, Мировоззрение, Бессознательное, Чувства, Самосознание, Мышление

(тест)

Результатом самопознания, в частности, является

а) накопление знаний о человеке и природе

б) познание ценностей общества

в) изучение социальных норм

г) представление о своих способностях

Известно, что крестоносцы привезли в Европу с Востока ряд культурных норм, например, привычку мыть руки перед едой. О какой тенденции в развитии культуры свидетельствует этот факт?

а) о сохранении самобытности

б) о возрождении традиций

в) о национальной изоляции

г) о взаимном обогащении

Какая из черт отличает религию как феномен культуры?

а) описание и объяснение природных и социальных явлений

б) утверждение идеи сотворенности мира

в) достоверное долгосрочное прогнозирование развития

г) эстетическое освоение окружающего мира

Обыденные (житейские) знания основаны на

а) научном обобщении достоверных фактов

б) здравом смысле

в) эстетическом освоении действительности

г) экспериментальных данных

И религиозному, и научному знанию свойственно то, что они

а) носят объективный характер

б) предполагают доказательства

в) могут передаваться из поколения в поколение

г) необходимы человеку для рациональной деятельности

«Прометей принес людям свет знаний» Данное утверждение является примером знания

Какое из приведенных утверждений является научным?

а) Время течет повсюду одинаково и ни от чего не зависит

б) Судьба человека зависит от расположения на небе звезд в момент его рождения

в) Электрический ток течет по проводам так же, как вода по трубам

г) Существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям

«По числу можно определить, каким будет грядущий год и как его использовать с наибольшей для себя выгодой» Данное утверждение является примером знания

«Если черная кошка перебежала дорогу — быть беде» — данное утверждение пример знания

Какое из перечисленных утверждений опирается на повседневный опыт и не требует научных обоснований?

а) «законы, открытые Ньютоном, действуют только в земных условиях»

б) «перед засухой муравьи ищут для жилья затемненные, влажные впадины»

в) «В озоновом слое Земли появились дыры»

г) «при дыхании человек поглощает кислород и выдыхает углекислый газ»

На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным знаком он родился. Данное утверждение является примером

а) художественного вымысла

б) народной мудрости

в) житейского знания

г) паранаучного знания

Какое из приведенных ниже утверждений является научным?

а) Планета Марс наделяет людей большими организаторскими способностями

б) Жизнь человека определяет то, какой знак Зодиака оказался восходящим в момент его рождения

в) Планета Венера наделяет людей любовью к искусству и творчеству

г) Со временем некоторые звезды становятся красными гигантами

Понятие сознания

Понятие «сознание” не однозначно.

В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности , независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

Читайте также:  Как избавиться от клейкой ленты

В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности.

Сознание представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях.

В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как

— а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается.

Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это — знание.

Развитие сознания предполагает обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке.

Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания.

Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные «бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и ненавидеть.

Познание и творчество — это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.

Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя

— собственно чувства, представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.),

настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.),

аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром.

Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека — потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства.

Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание — это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложно структурированное целое.

Сознание — это чувства, эмоции, память, воля, фантазия (воображение), мышление. Первые пять составляющих образуют то, что называется психикой.

Три стороны сознания

Можно выделить три стороны сознания:

— предметное сознание (сознание, направленное на мир окружающих нас вещей, предметов, событий);

— самосознание (сознание, направленное на самого себя, все время осознающее самое себя как нечто другое, чем весь остальной окружающий мир);

— сознание как поток непосредственных переживаний.

Первые две стороны сознания относятся к тому, что в философии всегда называлось духом. Третья сторона в философии называется душой.

В предметном сознании и самосознании мы имеем дело с идеями, понятиями, с моделями окружающего мира, с представлениями о самом себе. В духе человек возвышается над природой, создает второй идеальный мир, познает законы Вселенной и может на основании этих законов строить машины, возводить дома, посылать в космос ракеты.

Что касается души, то она занимается совсем другим делом. Душа, ее глубина и развитость делают человека живым. Познавать мир, развивать цивилизацию в принципе мог бы и искусственный интеллект, мыслящая машина. И если бы человек не имел души, он и был бы такой машиной. Душа — нечто более значительное и глубокое, чем дух. И предметное сознание, и самосознание (дух) укоренены в душе. Они словно листья и ветви дерева, а душа — его корни.

В глубине человеческого сознания течет, словно невидимая река, поток душевных переживаний, который постоянно меняется, варьируется, расширяется.

Поток душевных переживаний имеет свое внутреннее пространство и время, лучше сказать — пространственные и временные горизонты, благодаря которым мы можем познавать пространство и время окружающего мира. Каждое переживание имеет будущий и прошлый временной горизонт, то есть каждое переживание как бы «оттеняет» себя, бросает тень в прошлое и будущее. Мы слушаем музыку, и в каждый данный момент мы слышим только одну ноту или аккорд, но на самом-то деле мы слышим мелодию, потому что прозвучавшие звуки еще звучат каким-то образом в нашей душе, а те, которые мы вот-вот должны услышать, уже каким-то образом слышны, и потому все это связывается нами в единую мелодию.

Читайте также:  Как быстро избавится от опухших глаз быстрее

Точно так же и с речью. Когда вы слушаете учителя, вы в каждый настоящий момент слышите один произносимый слог, но вы слышите речь, потому что звучат еще в сознании прошлые слова, и, когда учитель произносит первый слог, вы уже, как правило, знаете, какое слово кон скажет. Иначе произносимые звуки не сливались бы в осмысленную речь.

Что касается пространственных горизонтов, то это хорошо понятно на примере того, как мы видим что-либо. Например, мы видим дом. На самом деле мы не можем видеть дом, потому что нет такой точки, с конторой мы бы видели весь дом — мы всегда видим только переднюю стену и часть боковой, даже если смотреть с вертолета, то мы видим только крышу и, может быть, одну из стен. А мы видим дом, потому что наше сознание автоматически достраивает не видимые нам пространственные горизонты любой вещи.

Из этих механизмов психической работы нашего сознания вырастает понимание физического времени, геометрического пространства и т.д.

В простом акте зрения на переднем плане сознания, в центре его стоит предмет нашего внимания, но периферия переднего плана и весь задний план заняты игрой душевной жизни. Различные образы, как и действительно воспринимаемые предметы, окружены роем воспоминаний, грез, настроений и чувств. Погружаясь в этот поток оттенков, интонаций, намеков, образов, страхов и восторгов, мы чувствуем, что живем, что это и есть подлинная жизнь.

Это очень трудно объяснить популярно, но можно попробовать сказать так: например, вы видите человека, которого любите, скажем, свою бабушку. Вы видите не просто старого человека, знакомого вам с самого раннего детства, — ваша бабушка состоит из ваших первых радостей и печалей; из всех героев сказок, которые она вам читала долгими зимними вечерами; из неведомого вам Бога, которому в семье только бабушка что-то шепчет каждый вечер, ложась в кровать; из первых мыслей о смерти, связанных с бабушкиной старостью и т.д. И все бабушкины вещи, даже после ее смерти, тоже полны ею — и старая сломанная швейная машина, которую давно хотят выбросить, но все никак не решаются, и нелепое ручное зеркало в пластмассовой оправе. Однажды оно попадается вам на глаза, вы дотрагиваетесь до него, и оно вдруг говорит вам бабушкиным голосом, который только вы можете услышать.

И вновь всплывают для вас все счастливые минуты детства, все Иваны-царевичи, Кащеи Бессмертные, все ночные страхи, которые легко снимались прикосновением бабушкиной руки. Это часть вашей души, ушедшая в зеркало или в швейную машину, вдруг ожила и разговаривает с вами. Быть в сознании — значит одушевлять мир и постоянно собирать свою душу из всех предметов, людей, событий, в которые ва­ша душа ушла.

Все, чем человек когда-то был или может стать, то, чем были его предки или будут его потомки, — потенциально есть в каждом миге душевной жизни. Она есть та потенциальная сверхвременность, без которой немыслимо сознание и знание.

Сознание — это не только предметное сознание, не только самосознание и поток душевных переживаний. Откроем теперь еще одну сторону или слой жизни сознания — бессознательное.

Бессознательное — огромный пласт психики, по своему объему значительно больший, чем вся сознательная жизнь.

Впервые бессознательное было открыто австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом в начале XX века.

Фрейд дает следующую трехзвенную картину человеческой психики:

Верхний этаж — сверхсознание, сверх-Я

Средний этаж — сознание, Я

Нижний этаж — бессознательное, Оно.

Сверхсознание — это то, что дается индивиду обществом: правила поведения, родительские запреты, моральная цензура и т.п.

Бессознательное — бездонный резервуар нашей биологической по своей природе энергии: комплексы, страхи, неврозы, инстинкты. Среди инстинктов главное место занимает половой инстинкт.

Сознание — некоторая промежуточная часть психики. Снизу ее подпирают страсти и инстинкты, сверху — требования общества. Поддаться своим инстинктам (половой инстинкт, страсть к насилию, агрессивность и др.) нельзя: общество не потерпит. Подавить их тоже нельзя — это приводит к нервным срывам, к неврозам, к психическим заболеваниям. Как хочешь, так и живи — между Сциллой и Харибдой.

Если человек агрессивен (вышел из себя) — это всегда показатель внутренней неудовлетворенности! Возможно у него проблемы в семье, на работе или он просто истощен физически (мало спал, не ел). Так стоит ли обижаться на него в этот момент? Понимание теории З. Фрейда позволяет не только правильно анализировать причины агрессии, но и перестать «злиться» на других людей.

Фрейд первый сформулировал принципы работы бессознательного, описал основные человеческие комплексы и неврозы, подвел психоаналитическую базу под искусство, религию, культуру в целом. Его влияние на культуру XX века было огромным: фрейдистские мотивы до сих пор широко распространены в философии, литературе, искусстве. Как сказал один немецкий философ, духовную ситуацию прошлого века создали три человека: Маркс, Ницше и Фрейд.

Читайте также:  Как определить что вас укусил клещ

Главные труды Фрейда — «Я и Оно», «Тотем и табу», «Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни», «Неудовлетворенность культурой».

Главный вывод Фрейда: человек никогда не может сам себя знать до конца.

Бессознательное не просвечивается светом разума. Это темный, бесконечно глубокий колодец, где чего только ни намешано. Здесь не только эдипов комплекс, но и другие всевозможные страхи, и комплексы, которые мы приобрели в детстве. Ребенок испугался чего-то, постарался забыть, его сознание это забыло — но психика ничего не забывает, она просто вытеснила это переживание в бессознательную сферу, и оно живет там и часто мучает человека. Например, человек боится находиться в закрытом помещении, или наоборот, боится открытого пространства, третий смертельно боится 1 выезжать за границу.

Карл Густав Юнг

(1875—1961) — швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии. Ученик З. Фрейда.

Карл Юнг — швейцарский психиатр, мыслитель и властитель дум очень большого числа людей. Перед Первой мировой войной в течении нескольких недель он видел один и тот же сон — будто из земли проступает кровь и поднимается все выше и выше, заливая все вокруг. Юнг бежит от этого потопа в горы, но море крови подходит и туда, и в нем плавают обрубки человеческих тел. Он уже решил, что сходит с ума и решил обратиться к врачу, как вдруг разразилась мировая война, и сны прекратились.

Потом Юнг выяснил, что похожие сны снились многим людям.

Коллективное бессознательное (этот термин ввел Юнг) жило в предчувствии войны и предстоящих ужасов массового уничтожения людей.

Будучи практикующим врачом-психиатром, он столкнулся с удивительным фактом — в бреду сумасшедших, в камлании шаманов, в по­этическом бормотании впавших в экстаз мистических поэтов проговариваются одни и те же тексты, внешне бессмысленные, но с определенным строгим порядком.

Эти же тексты встречаются в древних мифах, в древних религиозных повествованиях, в сказках многих народов, которые никак не влияли друг на друга. И Юнг пришел к выводу, что существует некое коллективное, родовое бессознательное, которое лежит значительно глубже личного бессознательного, открытого Фрейдом. Правда, и у Фрейда были элементы коллективного бессознательного (тот же эдипов комплекс), но в целом для него содержание бессознательного составляли комплексы как результат вытесненных переживаний индивидуальной жизни.

Коллективное бессознательное — это совокупность архетипов (древних типов понимания и объяснения мира).

Архетип, по Юнгу, — это система установок и реакций на мир древних людей тех времен, когда мир открывался им совершенно иным образом, чем нам сейчас — открывался жутким, пугающим кошмаром окружающего леса, диких зверей, грозных явлений природы, и люди были вынуждены вживаться в этот мир, приспосабливаться к нему, как-то объяснять и интерпретировать его.

Наиболее адекватная форма проявления архетипов — сны. К снам, считал Юнг, нельзя относиться легкомысленно, чаще всего это не наши сны, а порождение коллективной души. Сны нередко предупреждают нас об опасности, только мы не понимаем их языка. Тревожные, пугающие сны говорят о том, что в человеке зародилась болезнь, он ее еще не ощущает, а коллективное бессознательное посылает в мозг сигналы тревоги. Сны также часто предупреждают человека об опасности, если он совершает сомнительные поступки и подрывает свои собственные душевные силы.

Архетипы, архетипическое поведение.

Архетип в наше время ассоциируется со стереотипом (стандартом) в поведении. Когда человек неосознанно в своем поведении лишь воспроизводит набор действий «принятых в обществе» . Архетип зависит от пола, возраста, темперамента, ментальности нации, местности проживания и времени (эпохи).

С одной стороны, архетипичное (стереотипное) поведение упрощает жизнь (не надо думать, что и как делать). С другой стороны, оно лишает индивидуальности.

Психологи на основе разных психофизических параметров пытаются разработать «модели» личности (сгруппировать людей).

Литовский экономист Аушра Аугустинавичюте разработала таблицы 16 соционических типов. Она

является основоположником спорной концепции —соционики.

Соционика — концепция типов личности и взаимоотношений между ними, основанная на типологии Юнга и теории информационного метаболизма А. Кемпинского, согласно которой «информационный метаболизм» подобен обмену веществ в организме.

Модифицируя и развивая Юнговскую типологию, соционика утверждает существование определённых вариантов информационного обмена между субъектами, в зависимости от свойственного им «социотипа», называемого такжеТИМ («тип информационного метаболизма»). Из типологии Юнга соционика выводит существование 16 таких типов.

Информационный метаболизм — это КАК психика человека получает, усваивает и передает информацию.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей