Происхождение слова муравей
Мураве́й. В этом слове «неправильна» вторая буква: «правильное» древнерусское моровий под влиянием слова мурава изменило гласную. В ряде славянских языков находим родственные слова: мравка — в болгарском, mrowka — в польском.
Мураве́й. Всюду, где звучат языки индоевропейской семьи, это маленькое насекомое носит имена, происходящие из одного и того же древнего корня: у древних иранцев оно называлось «maoiri», ирландцы зовут его «moirb», шведы — «myra» («мюра»), славяне— «мравий», «мравенец», «муравей». В древнерусском языке у старославянского «мравий» появился полногласный двойник — «моровий»; в нашего «муравья» он превратился, вероятно, по смешению его с похожим словом «мурава́», связанным с совершенно другим корнем — «мур-» и значащим «зеленая (трава)».
мураве́й, род. п. -ья́, диал. мураве́ль, -вля́, укр. мураве́ль, блр. мура́шка, др.-русск. моровии, русск.-цслав. мравии μύρμηξ, болг. мра́ва, мравия́ (Младенов 305), сербохорв. мрȃв, род. п. мн. мра́вӣ, словен. mrávlja, чеш. mrаvеnес, слвц. mrаvес, польск. mrówka, в.-луж. mrowja, н.-луж. mroja, полаб. mórvi Праслав. *morvi- и *morvī родственно ирл. moirb — то же (*morvi-), авест. maoiri- м. (*marvi- или mauri-), др.-инд. vamrī́ ж., vamrás м. «муравей», valmīkas «муравейник», др.-исл. maurr м. (*maura-), др.-шв. mýr, mýrа ж. (*meuriō-, *meuriōn-), лит. mervà, marvà «овод» (сомнительно в семантическом отношении), также лат. fоrmīса, греч. μύρμηξ, βύρμΒ̄ξ, βόρμΒ̄ξ (Гесихий); см. Траутман, ВSW 170; Festschrift Bezzenberger 168; Вальде-Гофм. 1, 531; Брандт, РФВ 22, 259 и сл.; Педерсен, Kelt. Gr. 1, 163; Лескин, Bildg. 346; Зубатый, AfslPh 16, 400; Торп 302 и сл.; И. Шмидт, Kritik 29 и сл.; Бернекер 2, 79 и сл. Русск. *моровей превратилось в мураве́й под влиянием мурава́ (Бернекер, там же; Шахматов, Очерк 153; Томсон 347).
Мураве́й. Искон. Суф. производное (суф. -ej, ср. ст.-сл. мравии) от *morvъ «муравей» (ср. сербохорв. мрав, польск. mrówka и т. д.). Старое моровий (после развития полногласия) изменилось в муравей под влиянием слова мурава «трава» и изменения ии ( ей в результате прояснения сильного редуцированного и в е и отпадения конечного слабого редуцированного ь.
Источник
Этимология слова муравей
«Злой тоской удручена к муравью ползёт она» [баснописец Крылов]. Почему стрекоза ползёт к муравью ? Потому, что за муравьём, как за каменной стеной (мур). Почему-то, когда набираешь «мур-авей» выскакивает подсказка аббревиатура «МУР», тоже как каменная стена по случайному совпадению, а может по провидению.
Рис. 1. Муравей-пирамидка.
Рассмотрим этимологию слова «муравей» по методике [2]..
Мур
«I «каменная стена», зап., южн. (Даль), уже у Триф. Коробейн. (1584 г.), стр. 106, Куракина, Петра I, 1704 г.; см. Христиани 45. Через польск. mur – то же из ср.-в.-н. mu;r – то же от лат. m;rus; см. Брюкнер 348. См. мурова;ть. Ср. мурья;.» [СФ]
«II, муро;к «луговая трава», арханг., «май», псковск. (Даль), мура;к «низкая трава», тоб. (ЖСт., 1899, вып. 4, стр. 500), замуре;ть «зазеленеть» (о листве), арханг. (Подв.), мурава;, муро;г «дерн, луг», южн., зап. (Даль).» [СФ]
Выражение «трава-мурава» — трава, стоящая стеною.
«Лат слово от ар. ;;; марас «затирать» – «финальная часть постройки стены», т.е. штукатурить.» [ЭСВ]
Подгонка под арабский.
марас «затирать» (араб.) > maras > mat-rastirat/rost – мать растирать/рост (слав.)
Мур, мурава – murava > muj-rovnij/travij – муж ровный / травий (слав.)(пропуск j, n), иначе, ровная стена
Корневое слово от «мур» – муж ровный / травий (слав.)
Муравей
«Муравьи (Formicidae), семейство насекомых отряда перепончатокрылых (иногда рассматривается как надсемейство). Длина тела рабочих М. от 0,8 мм до 30 мм; самки много крупнее в связи с тем, что у них очень раздуто брюшко, наполненное яйцами. У М., в отличие от других семейств этого отряда, брюшко соединяется с грудью при помощи тонкого и подвижного стебелька, состоящего из 1-2 сегментов; ноги имеют по одному вертлугу, у основания задних ног лежат так называемые метаторакальные железы; усики тонкие, обычно с удлинённым первым члеником, образующим рукоять усика (скапус); крылья с неполным, иногда очень упрощённым жилкованием; у многих отсутствуют. 9 (или 10) подсемейств (360 родов, включающих около 7000 видов).» [БСЭ]
«От ар. ;;;; маъарра «сыпь», «звёздное небо», производное от ;; ъарра «покрыться сыпью» (М., с. 494)» [ЭСВ]
маъарра «сыпь», «звёздное небо» (араб.) > majarra > mat-jaroje – мать ярое (слав.)
муравей – muravej > muravij/muj-travij – муравый / муж травий (слав.), т . е. стебельковый
Мирмидон – murmidon – муравей (греч.) > muravo-vidnij – мураво-видный слав.)(ред. v/m, пропуск v), срав. мирмидоняне в «Илиаде».
Formicidae > piramido-vidnij – пирамидо-видные (слав.)(ред. p/f, d/c), т.е. тело с надстройкой как у пирамиды
Корневое слово от «муравей» – муравый / муж травий / пирамидо-видные (слав.)
Муравчатый
«травный, зеленозлачный» [СД]
«От мурава (см.)» [ЭСВ]
Муравчатый – muravchatij > muj-travchatij – муж травчатый (слав.)(пропуск t)
Корневое слово от «муравчатый» – муж травчатый (слав.)
Муравьед
«Муравьеды (Myrmecophagidae), семейство млекопитающих отряда неполнозубых. 3 рода, в каждом 1 вид: большой М. (Myrmecophaga tridactyla), длина тела 100-120 см, хвоста — 60-90 см, весит 18-23 кг; тамандуа (Tamandua tetradactyla), длина тела около 55 см, хвоста — около 55 см, весит 3-5 кг; карликовый М. (Cyclopes didactylus), длина тела до 18 см, хвоста — до 20 см. Волосяной покров развит хорошо. У большого М. волосы на спине и хвосте длина до 40 см. Морда трубкообразная. Зубы отсутствуют. Передние конечности с крючковидными когтями, особенно мощными и длинными (до 10 см) на 2-м и 3-м пальцах. Хвост у тамандуа и карликового М. хватательный, на конце голый. Распространены М. от Мексики до Боливии, Бразилии и Северной Аргентины. Населяют тропические леса и кустарниковые саванны. Ведут наземный (большой М.), древесный (карликовый М.) или наземно-древесный (тамандуа) образ жизни. Активны преимущественно в сумерки и ночью. Питаются в основном муравьями и термитами, которых добывают, разрушая постройки насекомых передними лапами и собирая их длинным (у большого М. до 60 см) червеобразным клейким языком.» [БСЭ]
«При содержании в зоопарках натуралисты опытным путем подобрали другую пищу: мясной фарш, смешанный с сырыми яйцами и политый молоком. На самом деле русское название зверька, прочитанное по-арабски, как раз и означает: «любитель мяса и яиц», сложение ;;;; муърин «тот, кто ест постоянно мясо» и ;;; бе:д; «яйца».» [ЭСВ]
Ложная этимология.
Муравьед от муравей-ед.
Myrmecophagidae > muravejco-gevat-vidnij – муравейка жевать видный (слав.)(инв. phag, ред. v/ph, пропуск v)
Корневое слово от «муравьед» – муравей-ед (слав.)
Корневое слово от лат инского термина «муравьед» – муравейка жевать видный (слав.)
БСЭ — большая советская энциклопедия
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ВП – Википедия
ВКС — Викисловарь
МАК – малый академический словарь русского языка
МС – медицинский словарь
ПВЛ – Повесть временных лет
СПИ – Слово о полку Игореве
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ССИСРЯ – сборный словарь иностранных слов русского языка
CРС – словарь русских синонимов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
ТСШ – Толковый словарь Шкловского
ФСРЯ – фразеологический словарь русского языка
ЭБЕ — Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ЭСС — этимологический словарь Семёнова
ЭСВ – этимологический словарь Вашкевича
ЭСК – этимологический словарь Кузнецова
ЭСШ – этимологический словарь Шанского
Источник
Муравьи — почему так назвали и от какого слова?
В науке языкознание существует понятие контаминация, которое переводится с латинского contaminatio как смешивание. В случае с этимологией названия насекомого муравей и случилась акая контаминация. Истинно праславянское, название муравей произошло от
древнего праславянкого слова *morvь(jь),которое стало продолжением праиндоеовропейского термина
Так и произошла трансформация или контаминация древнего слова мурава (в значении трава) в современную форму названия насекомого муравей, то есть живущий в траве.
Кстати муравей звучит похоже и сербо-хорватском — мрав, и в польском — mrówka, и в украинском — муравель, и в белорусском -мурашка, языках.
Скорее всего это от Mora via — дорога Моры. Это такая славянская богиня снов и смерти. Это территория фиолетовоглазых блондинок в центре Европы. И одна из тех территорий, где муравьи причислялись к разумным существам. Иногда их называли антами. И люди ассоциировали себя с муравьями. И также такое есть и в исламе.
В настоящее время единственным архитектурным памятником Моравии остался костел в Копчанах (Словакия).
Могу высказать свою ничем не обоснованную теорию. Возможно, мурав-ей от слова мурава в древнерусском значении — трава. И сейчас сохранилось выражение трава-мурава. Ну и муравей — это насекомое, которое живет и копошится в мураве-траве. Кстати, много слов так образовано. Медведь — ведает где мед, смородина — смрадный запах, в старославянском языке говорили не смрад, а смород, а уж -ина — это суффикс (урод-ина, дом-ина и т.д.).
В истории развития человека всегда идет и становление языка. Некоторые древние народные слова дают названия новым словам , с другим значением. Древнерусское слово моровия обозначало зелень, трава, позже стали говорить на Руси муравия. Помните слова песни» травушка, муравушка зелененькая». Преобразовалось муравия в новое слово и появилось слово муравей (бегающий в траве).
Название насекомого — муравей во многих индоевропейских языках звучит очень похоже, например у древних иранцев он назывался маоири, у шведов мюри. В древнерусском муравей назывался моровий, но видимо для созвучности с травой -«муравой», вторая буква в слове поменялась.
Точно не известно, но в более раннем воровском жаргоне ломик для взлома называли Фома Фомич или просто Фома, видимо, как подельник или помощник, а после этого перешло в фомку.
Сериал «Пётр Первый. Завещание» (2011), книга Яна Экхольма «Тутта Карлссон первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие», книга Веры Ивановой «Лето первой любви», Фильм «Первое мая» (2001). Вот то, что мне вспомнилось.
Собственно маффин, это американский аналог всем нам известного кекса, представляющий небольшую крулую выпечку с различными добавками.
В Америке маффины появились благодаря английским эмигрантам и певая пекарня под названием «Маффин Хаус» была открыта в Нью-Йорке еще в конце 19 века.
Вокруг такого необычного названия кекса, как маффин, нет точного объяснении и предлагается две версии.
Первая, это то, что название происходит от французского «moufflet», что означает как мягкий хлеб, а второй вариант касается немецкого слова «muffe» — так в Германии назывался один из видов хлеба.
В общем сначала маффины появились в Великобритании, а потом перекочевали в США, но для нас все-таки проще – кексы.
Птица Качурка — отряд Трубконосые, семейство Качурковых. Обитает в Атлантическом и Тихом океанах. Размах крыльев — 48 см. Вес 420 гр. имеет около двух десятков видов.
Гнезда вьют на побережьях или островках, подбирая участки с мягкой почвой. В ней роют норы, в конце которой и устраивают гнезда. Самки высиживают по одному-единственному яйцу.
По поводу окочуриться никаких данных неизвестно, скорее слово кочевать подойдет больше.
Я из самых многословных название государства помню только — Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Это полное название государства, которое мы по привычке называем Великобритания или Англия. Хотя в состав Великобритании входят Англия, Уэльс, Северная Ирландия и Шотландия, плюс заморские территории.
Источник
«Муравей» – легендарный советский мотороллер и его потомки
Ровно 25 лет назад в России был прекращен выпуск трехколесных грузовых мотороллеров «Муравей». Редакция «Автопарка» поинтересовалась, кто спустя четверть столетия пришел в пустующую нишу и есть ли среди новичков отечественные производители…
Ликование почитателей самой маленькой размерной группы грузовичков по поводу возобновления выпуска «Муравья» с маркировкой Тульского машиностроительного завода можно считать преждевременным. Отечественные СМИ тоже напрасно начали бить в литавры, поскольку поступившее в продажу транспортное средство серии ВТС под цифровыми индексами 01 и 02 ничего общего с тем грузовичком не имеет. Да, разработчики назвали его «Муравьем», но это больше для преемственности поколений машин двух разных эпох и как заслуженная дань легендарному мотороллеру.
Электрогрузовик «Туламашзавода» ВТС 02 продолжает родословную тульской техники, но современным аналогом «Муравья» не является.
Начнем с того, что «Муравьи» серии ВТС относятся к другому сегменту техники, иному исполнению ходовой базы, моторной комплектации и грузоподъемности. Во-первых, они не трехколесные, а четырехколесные. Во-вторых, это ярко выраженные паркетники для передвижения по ровной и твердой поверхности. Именно так характеризует завод-изготовитель возможности машины. И к тому же относительно своего прообраза ощутимо больше и грузоподъемнее. В-третьих, это чисто технологический транспорт для внутризаводских территорий без права выезда за проходную, о чем «Туламашзавод» честно указал в сопроводительных документах.
Классический грузовой «Муравей» славной родословной ТГА-200 последних годов выпуска.
Согласитесь, для коммунального предприятия, ландшафтной службы озеленения, фермера или хозяина в частном подворье приобретать невыездную телегу, которую нужно держать «на привязи» без права выезда на дорогу общего пользования, просто неприемлемо. Тем более за такую цену. А просят за аккумуляторный грузовик однотонной грузоподъемности 1 250 000 рублей. В таком же размерном классе электрогрузовиков, с таким же ценником и даже дешевле можно взять южнокорейский или китайский четырехколесник, имеющий все необходимые документы.
Пятиколесная версия с базового ТГА-200: не исключено, что у этого умелого хозяина для такого пятицикла припасены еще и съемные ленты металлорезиновых гусениц.
Таким образом, у тульского завода налицо ярко выраженный маломерный электрогрузовик, не имеющий ничего общего с трехколесным мотороллером. Их роднит разве что географическая привязка к предприятию в Туле и овеянное доброй славой название «Муравей».
Редакция «Автопарка» в последних числах июня провела собственное исследование, где нынче в России находится самый внушительный парк грузовичков-трициклов Вятско-Полянского и Тульского машиностроительных заводов. Как оказалось, наибольшая популяция упомянутых машин сосредоточена в деревне Харино, в 15 километрах от Тулы. Там расположен частный музей «Мото-Авто-Арт», созданный большим почитателем и ценителем мототехники Леонидом Зякиным.
Красотой «Вятки» можно залюбоваться — мило, скромно, стильно. Правда, с мотором и ходовой ей не повезло…
Музей, где собрано свыше 400 единиц мототехники, стал не только востребованной демонстрационной площадкой, но и центром реставрации мотоциклов и мотороллеров для собственных нужд. В разговоре с автором этих строк Леонид Павлович с гордостью подчеркнул, что по состоянию на 1 июля 2020 года в его коллекции находится полтора десятка грузовых мотороллеров «Вятка» и «Муравей» разного кузовного исполнения.
Музейная экспозиция мототехники под сводами «Мото-Авто-Арта» насчитывает полтора десятка грузовых мотороллеров самых разных модификаций.
НАДСТРОЕК МНОГО НЕ БЫВАЕТ
В советский период главными потребителями бортовых мотороллеров-грузовичков стали ЖЭКи, коммунхозы, быткомбинаты. Почтовая служба предпочитала брать надстройки фургонного типа, а райпотребсоюзы заказывали «изотермичку» с более качественной дверной фурнитурой для защиты скоропортящихся продуктов от внешнего температурного воздействия и пыли. Особенно популярен такой транспорт был для обслуживания детских садиков, пионерских лагерей.
Колхозы на фургонных малолитражках вывозили в поле обеды для механизаторов. Именно по их просьбе появились двухместные грузопассажирские мотороллеры с удлиненным сиденьем. В исполнении посадочных мест 1+1 на полевой стан для раздачи приготовленных в стационарных условиях блюд выезжал еще работник кухни. Имелись модификации даже с техническими емкостями для ГСМ, кваса, воды.
У бережливого хозяина даже десятилетиями задействованный в хозяйстве тульский грузовик выглядит так, словно вчера сошел с конвейера.
По словам известного в России реставратора такой техники и признанного эксперта семейства «муравьиных» Егора Осипова, ниша между мотоциклами и легкими грузовичками была и будет востребована. А трицикл грузового исполнения следует рассматривать как рабочий инструмент для частного подворья или фермерского хозяйства, для крупной агрофирмы, торговой сети, почтовой связи или небольших сельских коммун: вспомогательные работы, на которых убыточно задействовать легкую или среднеразмерную технику, найдутся в любое время года.
В ходе подготовки этого обзора автор не услышал от экспертов подтверждения бытующего мнения, что грузовой трехколесник является транспортом для отсталых или развивающихся стран. В той же Италии такой транспорт выпускается десятилетиями и рассматривается как современный бизнес-инструмент. Между прочим, советские мотороллеры тысячными партиями уходили на экспорт по всему миру, в том числе в капиталистические страны.
КАКАЯ Ж ПЕСНЯ БЕЗ КИТАЯ
Ностальгировать по тульскому «Муравью» можно долго. Как и пользоваться еще кое-где сохранившимся транспортным потенциалом этих машин. Куда больший интерес в настоящее время представляют потомки семейства «муравьиных». Правда, в нынешнее время найти их сложно, поскольку на торговой площадке полная экспансия грузовых трициклов с маркировкой Made in China. К российскому изготовителю можно причислить разве компанию «Альтернативная коммерческая техника», которая выдает на-гора трехколесные малолитражки под названием «Шмель».
Стильный трехколесный «Шмель», несмотря на все атрибуты автомобиля, сделал заявку на статус потомка «Муравья».
Вроде хорошая мотивация, но здесь налицо не легкий грузовой мотороллер грузоподъемностью 250 кг, как у «Муравья», а солидный такой грузовичок с заявленным по паспорту потенциалом транспортировки одной тонны поклажи. Па паспорту и ГОСТу это трицикл, хотя налицо все атрибуты трикара, то есть трехколесного автомобиля. Правда, на взгляд автора этих строк, российский технический регламент и требования к водителям по ПДД придется все-таки пересматривать. Подобное уже было сделано в 2014 году по поводу управления ТС с автоматической и механической коробками передач. Здесь ситуация аналогичная и, возможно, более тревожная относительно безопасности дорожного движения.
Во-первых, разные схемы управления. У мотиков имеем рога мотоциклетного руля с рукояткой газа, рычагами сцепления и тормоза, множеством флажков, кнопок переключения. Будущие водители учатся, сдают экзамены именно по мотоциклетным требованиям. Для техники с круглым рулем (баранкой) нужна другая моторика. Самостоятельно переучиваться на такое управление ни один регламент или ГОСТ не позволяет. Во-вторых, у трициклов и трикаров разные схемы посадки водителя — всадника и кресельное. Соответственно, педальная зона у них тоже разная. Так что ждем…
Заявленная стоимость трикара «Шмель» за 300 000 руб., мягко говоря, для сельского жителя высокая. Впрочем, для фермера или городского предпринимателя, которые умеют считать, стоимость тоже не очень скромная. Покупать будут, но объемы окажутся очень далеки от тиражей тульских машин даже в их самые худшие годы.
Эксперты в один голос заявляют, что в том же селе по цене в три-четыре раза меньше быстрее купят мотоблок вкупе с прицепом, плугом, косилкой, культиватором и другой навесной атрибутикой. Купили бы «Муравья» с хорошим мотором и надежной трансмиссией, но такой легкой техники нет.
Китайские грузовики-трициклы есть, в том числе электротяговые. Предложений много. К примеру, за новенький грузовой Lifan Agiax с 12‑сильным карбюраторным движком, электростартерным плюс кикстартерным пуском, рабочим объем 200 куб. см, механической КП по формуле 1‑N-2‑3‑4‑5, карданным приводом на заднюю пару колес и 500‑килограммовой грузоподъемностью просят 134 900 руб.
Китайский Lifan учел ошибки советской конструкторской школы и даже на легкие версии машин начал ставить более мощные движки и карданный привод на задний мост.
Эти характеристики и ценовой порог практически вписываются в параметры, начертанные выше уже признанным в кругу специалистов экспертом Егором Осиповым. Если и это дорого, то есть новенький трицикл Musstang MT200‑4V за 112 679 руб. Можно найти аппараты еще дешевле (Loncin LX110ZH-25, Rutrike Вояж К1 1200), почти идентичные параметрам нашего славного «Муравья».
Леонид Зякин,
основатель и руководитель Тульского музея мототехники «Мото-Авто-Арт»
Даже с самой широкой гаммой кузовных надстроек до нашего времени ни вятская, ни тульская линии по выпуску грузовых мотороллеров просто недотянули бы: слабенькие моторы двухтактного исполнения в эру двигателей Евро-5 не смогли бы конкурировать с нынешними силовыми агрегатами. Тем более когда началась повсеместная трансформация техники на электротяговый привод. Будь там хороший мотор — цены советскому мотороллеру не было бы. А мы уже с середины 80‑х начали в моторостроении отставать, поскольку мир перешел на четырехтактники. Но даже в том виде востребованность «Муравья» была большой. «Вятка» оказалась слабенькой, сырой, ее быстро сняли с производства. А на тульский грузовик, когда он с 1978 года поступил в свободную продажу и любой желающий мог его приобрести, спрос зашкаливал. Особенно на бортовые малолитражки для сельской местности. Фургоны и пищевые цистерны в частное пользование практически не шли. Самосвальные надстройки, пик спроса на которые был в 1974–1975 годы, тоже покупались слабо, их тираж был скромным — где-то две сотни единиц.
Егор Осипов,
владелец и коллекционер грузовых мотороллеров «Муравей», реставратор
Мотороллер «Муравей» снискал славу тем, что был доступен. И хотя в 80‑х за него нужно было отдать 775 рублей, что по меркам того времени считалось хотя и большой, но приемлемой суммой, спрос держался огромный. Пик выпуска пришелся на 1989‑й. Массовый выпуск шел вплоть до 1992 года, но потом темпы начали падать, а спустя пару лет серийный выпуск вообще прекратился. Правда, отдельные образцы экспортных версий и экспериментальные дизельные мотороллеры датируются 1997 годом. Нужно сказать, что конструкторы Тульского завода с 88‑го по 93‑й создавали гениальные проекты. Там начали применять стекловолокно, запчасти шли с оборонного завода во Львове. Появились кабинные модели, версии с повышенной проходимостью, с изменяемой геометрией кузова, модульными сиденьями. Инженерия того времени работала на потребителя, позволяя подобрать конфигурацию под любые запросы. Сейчас это назвали бы маркетинговым ходом. В начале 90‑х появились даже дизельные версии.
Если бы не развал Союза и разрыв связей с поставщиками комплектующих, то у «Муравья» была бы хорошая перспектива. Дай даже старой версии «Муравья» новый мотор, толковую ходовую с карданной трансмиссией, а не цепной, и всё — появится доступный по цене, неприхотливый, ремонтопригодный транспорт для села. И главное: стоимость такого ТС должна быть где-то в пределах 60–100 тыс. рублей.
Сергей Беляев,
байкер, руководитель реставрационного мотоателье «Ретроцикл»
Если бы наш мотопром развивался по мировым канонам и в ногу с техническими инновациями, то остановка выпуска «Муравья» во всех его версиях по надстройкам была бы ощутимой потерей. Ведь его активный спрос был обусловлен единственным фактором — монополией в торговой сети. Там ничего подобного никто не предлагал. Выбирать было не из чего. Потому в остановке производства грузовых мотороллеров Тульским заводом я трагедии не вижу. В любом случае тогда это был массовый и доступный продукт. Техника с тульской и вятской маркировкой до сих пор ценилась и будет цениться. Мы это видим по заказам на реставрацию таких малолитражек. Мотоателье уже набило руку на восстановлении грузовых мотороллеров. Мы много сделали грузовых «Вяток», редкие для сегодняшнего дня машинки. Но эти заказы были не для дальнейшего хозяйственного использования, а как дань моде, экземпляры для музеев и в частные коллекции. В основном это надстройки «бочки», «рикши», на подходе заказ на самосвальный мотороллер, что вообще редкость. Для хозяйственных целей мы за все время сделали один «Муравей», который уехал под Ростов, в Каменск-Шахтинский.
Источник