- Знакомство с насекомыми «Жизнь и развитие муравьёв в природе» план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Развивающее занятие «Жизнь муравьёв» для детей от 2 лет до 5 лет
- Знакомство
- Упражнение 1. Увеличилки
- Упражнение 2. Секреты муравьёв
- Упражнение 3. Играем в муравьиную стройку
- Упражнение 4. Портрет
- Упражнение 5. Сортировка
- Упражнение 6. Счёт и стройка
- Упражнение 7. Стрекоза и муравей
- Беседа «Муравьи и муравейники»
- Ход игры:Предложить детям отгадать загадку:
Знакомство с насекомыми «Жизнь и развитие муравьёв в природе»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с муравьями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_muravyami.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство с насекомыми.
Жизнь и развитие муравьёв в природе.
- Формировать представления детей о жизни и развитии муравьёв в природе.
- Дать знания о пользе муравьёв.
- Закреплять знания детей о строении насекомых, используя модели характерных признаков насекомых.
- Обогащать словарь детей за счёт слов, обозначающих стадии развития муравьёв. Активизировать речь за счёт слов: муравейник, муравьиная кислота.
- Развивать логическое мышление, внимание, память.
- Воспитывать желание наблюдать за жизнью муравьёв в естественных условиях, оберегать их, воспитывать сочувствие, желание помочь.
Игрушка кот Василий, модели характерных признаков насекомых и птиц, изображения: рабочего муравья, самки, самца, муравейника.
Идёт кот Василий и плачет: — Здравствуйте, ой как у меня лапка болит! ( Здравствуй, Василий )
Воспитатель: — Здравствуй, Василий, что с тобой случилось?
Василий: — Шёл я по лесу, смотрю, лежит куча из веток, хвои, кусочков мха. Я и захотел посмотреть, что это. Взял палку и сунул её в кучу. А оттуда побежали такие маленькие, рыженькие и как укусят меня за лапу.
Воспитатель:- Ребята, вы догадались, куда сунул палку Василий и кто укусил его за лапу? ( Сунул палку в муравейник, укусили — муравьи. Василий разрушил их дом ) Ребята, а кто из вас знает что-нибудь о муравьях и может нам рассказать? ( Ответы детей )
Василий: — А я о них теперь знаю, что они маленькие, рыжие, их много и они кусачие.
Воспитатель: — Ребята, хотите, я расскажу вам о муравьях? ( Хотим ) Муравьи могут жить везде: и в лесу, и в поле, и в горах, и в пещерах. Только в воде и на самых вершинах гор, где лежит снег, их нет. В лесах живут рыжие муравьи. Живут муравьи большими семьями. Как называется их домик? ( Муравейник ) (Воспитатель показывает изображение муравейника.) Кто знает, из чего муравьи делают муравейник? ( Из веток, иголок, мха ) Муравейник может быть до метра в высоту, но и под землёй есть множество ходов, и там живут муравьи. По муравейнику и около него бегают тысячи муравьёв. Одни тащат комочки почвы, чешуйки почек, веточки. Другие – жука, муху, гусеницу. Муравьи, которые строят, чистят муравейник, ухаживают за куколками и личинками, добывают и запасают пищу, защищают муравейник – это рабочие муравьи. (Показать изображение рабочего муравья)
Василий: — Однажды я видел муравьёв с крылышками. Кто они?
Воспитатель: — Ребята, кто знает, как называются муравьи с крылышками? ( Ответы детей )
Когда наступает лето, на муравейнике можно увидеть много крылатых муравьёв. Это вышли из куколок, молодые самки и самцы. (Показать изображение самки и самца муравья) Вскоре они покинут муравейник. Самцы после брачного полёта умрут, а рабочие муравьи построят новый муравейник, отгрызут крылья самкам. Самки отложат яички, и появится новая муравьиная семья. В муравейнике у рыжих муравьёв бывает несколько самок.
Василий: — Интересно, и птички яички откладывают и муравьи. Муравьи тоже птички?
Воспитатель: — Ребята, расскажите, кто такие муравьи? (Предложить детям использовать модели характерных признаков насекомых и птиц. Ответы детей: у насекомых 3 части тела: головка, грудка, брюшко; 6 ножек, появляются из яичек. У птиц: голова с клювом, 2 ноги,2 крыла, покрыты перьями, появляются из яиц. Муравьи — это насекомые .)
Василий: — Интересно, а муравьи умеют разговаривать?
Воспитатель: — Как вы думаете, ребята? ( Ответы детей ) На голове у муравьёв есть два усика, с помощью которых они общаются друг с другом и даже различают запахи. Ведь носов у муравьёв нет. Ребята, кто-нибудь видел муравьёв, когда становится холодно, и идёт снег? ( Нет ) Куда же, они спрятались? ( Ответы детей ) Поздней осенью муравьи забираются глубоко в муравейник и, сбившись в большой ком, засыпают. Весной, когда сойдёт снег, солнце снова прогреет землю — муравейник оживёт.
Василий: — А зачем нужны муравьи? Они бегают, веточки, мох таскают и всё?
Воспитатель: — Кто знает, зачем нужны муравьи? ( Ответы детей ) Муравьёв называют « санитарами леса» — они защищают деревья, кусты от вредителей: жуков, гусениц.
Василий: — А я знаю, что муравьи кусаются.
Воспитатель: — Ребята, это правда, они кусаются? ( Ответы детей ) Нет, в целях защиты, они выделяют жидкость – муравьиную кислоту. Это она и жжётся. А Василию показалось, что его укусили. Так муравьи себя защищают.
Василий: — Такие маленькие, а умеют за себя постоять. Я больше не буду их обижать, и им не надо будет от меня защищаться. А теперь давайте поиграем?
Воспитатель: — Ребята, хотите поиграть? ( Да ) Предлагаю вам игру, которая называется «Продолжи слово». Я буду произносить фразы, но не договаривать слоги в последних словах. А вы продолжите это слово. Например:
— Ра-ра-ра — начинается иг…( ра ).
Василий: — И я буду вам помогать, мне эта игра нравится.
Воспитатель: — Я начинаю, будьте внимательны:
— За-за-за – надвигается гро…( за )
-Зу-зу-зу – вижу в небе стреко…( зу )
Ры-ры-ры – жужжат над ухом кома…( ры )
Арь-арь-арь – на стене висит фон…( арь )
Ёк-ёк-ёк- — летит на свет моты…( лёк )
Ук-ук-ук – ползёт в земле рогатый ж…( ук )
Ла-ла-ла – не ужаль меня пче…( ла )
Лю-лю-лю – насекомых я люб…( лю )
Ать-ать-ать – не буду их я обиж…( ать )
А теперь попробуйте сами придумать такие загадки. ( Ответы детей )
Василий: — Я придумал, послушайте, какую:
-Ель-ель-ель – вот летит мохнатый шм…( ель ). Как с вами интересно. Очень не хочется от вас уходить. Но мне пора. До свидания.
Воспитатель: — До свидания, Василий. Приходи к нам ещё. ( До свидания ) Ребята, о каких насекомых мы с вами говорили, что нового вы о них узнали? ( О муравьях. Они живут в муравейнике большими семьями. Бывают самки, самцы и рабочие муравьи. Муравьи защищают растения от вредителей …) Молодцы. Вы внимательно меня слушали. А в следующий раз я расскажу вам о другом насекомом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 1.
В развитии психических и речевых процессов большое значение оказывает игра. Игру не зря называют «ведущей» деятельностью дошкольников. Она действительно ведет за собой все психическое развитие и.
Занятие -экскурсия по знакомству с основными достопримечательностями Санкт-Петербурга. Рассчитано для детей 6-7 лет. Развивет речь, воспитывает любовь к родному городу и его жителям.
Данная консультация поможет родителям и воспитателям младших дошкольников с нарушенным слухом правильно знакомить детей с природой.
Программные задачи:Образовательные задачи:1. Учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению;2. Закрепить цифры от одног.
Ознакомление дошкольников с жизнью насекомых будет уместно производить около муравейника. Но закреплязь полученные знания лучше по слайдам.
Цель: закреплять знания о природных явлениях в природе в зимнее время; закреплять знания о зимних месяцах; активизировать словарный запас; закреплять познавательную активность.Демонстрационный материа.
Источник
Развивающее занятие «Жизнь муравьёв» для детей от 2 лет до 5 лет
Весной и летом природа оживает, и это отличное время для полноценных уроков с малышами на открытом воздухе. Предлагаю вооружиться увеличительными стёклами и познакомиться ближе с миром муравьёв. Вашего исследователя, несомненно, вдохновит разглядывать шустрых насекомых через лупу, а родителям занятие поможет рассказать о дисциплине, командной работе, продемонстрировать разницу в силе людей и муравьёв, расширить кругозор малыша.
Знакомство
Ещё невооружённым взглядом заметив, как бегают в молоденькой травке деловые муравьи, задержитесь, понаблюдайте за трудягами-насекомыми. Расскажите вашему ребёнку, кто это, чем они заняты: носят еду и веточки в свой домик, чинят его после зимы, строят новые коридоры и комнаты.
Упражнение 1. Увеличилки
Цель: Развитие интереса ребенку к природе, любознательности, развитие внимания, мышления, памяти.
На следующую прогулку возьмите с собой для игры лупу — все дети любят такие занятия без исключения. Рассмотрите с крохой насекомых подробней, только следите, чтобы стекло не разбилось, а световое пятно не фокусировалось и не жгло маленьких лесных обитателей.
Увидев, как крошечный муравей превращается в большого, рассмотрев его лапки и усики, малыш с удовольствием разучит стихотворение «Увеличилки»:
На дворе в траве с утра
Начинается игра
Стёклышки – увеличили
Раздобыла детвора.
Час – не плачет,
Два – не хнычет,
Всё, что хочет,
Увеличит.
Увеличили котят –
Пусть, мол, тиграми сидят.
Ужас!
Батюшки мои!
Прячьте ноги под скамьи!
Увеличенные ходят
По дороге муравьи.
Вот чирикает орёл, —
Кто такого изобрёл?
Взрослым с некоторых пор
Страшно выглянуть во двор.
Прочитайте ребёнку стихотворение несколько раз, и если он захочет, выучит его наизусть.
Упражнение 2. Секреты муравьёв
Цель: Развитие представлений об окружающем мире.
Наблюдая за муравьями через лупу и без неё, обратите внимание малыша на то, что все они бегут по одним и тем же невидимым нам тропинкам, не сбиваясь. Расскажите, что муравьи могут далеко уходить от дома в поисках еды и строительных материалов. Если получится, покажите, как насекомые переносят большие веточки и листочки, расскажите, что они способны поднимать вес в 8 раз тяжелее их самих, а когда ноша слишком большая, несут её вместе. Муравьи превосходно работают в команде! Нам у них есть чему поучиться.
Найдите муравейник и объясните, что это – домик, который муравьи строят и защищают. Сделан он из веточек, листиков, травы и комочков земли. Внутри сидит королева и – муравьиные детки. Чтобы защитить муравейник, королеву и деток, у муравьёв на кончике туловища есть жало. Как и пчёлы, муравьи жалят тех, кого считают врагом. Если осторожно сунуть тонкий прутик в муравейник, он станет кислым на конце. Это значит, что муравьи пытались ужалить его и обрызгали своей кислотой.
Упражнение 3. Играем в муравьиную стройку
Цель: Развитие координации, внимания, умения работать по команде.
На улице или дома предложите ребёнку поиграть в муравьёв. Вместе переносите предметы (ветки в парке, игрушки дома) и складывайте в кучу или прислоняйте к «муравейнику» (горке, стволу дерева, тумбочке, стулу и т.д.). Чтобы работа шла слажено, командуйте: «Шагом-арш! Стой, раз-два! Взя-ли! Понесли! Лево, право. Оторожно, обвал! Обходим! Вот так. Положили! Молодцы!»
Упражнение не только развивает координацию, но и учит работать в команде, играть по правилам, соотносить движения с услышанной командой. Будет веселее, если подключить к занятию старших братьев-сестёр или других деток, играющих на площадке.
Упражнение 4. Портрет
Цель: Развитие мелкой моторики, внимания, памяти и сенсорной чувствительности.
Придя с прогулки, предложите ребёнку вспомнить, как выглядит муравей. Постройте из палочек Кюизенера муравья, комментируя, что вы выкладываете: Вот голова, вот туловище, вот лапки. Спросите, похож ли портрет. Теперь пусть малыш сам сложит насекомое из палочек.
Упражнение 5. Сортировка
Цель: Развитие аналитических способностей ребёнка, мелкой моторики, внимания, сенсорной чувствительности и способности играть по правилам, выполняя задание.
Теперь пусть муравьи оживут. Они захотят построить домик — высыпьте перед малышом бумажные ленточки разной длины и ширины либо оставшиеся палочки Кюизенера. Поясните, что это — строительный материал. Муравьям будет проще, и работа пойдёт быстрее, если рассортировать все ленточки / палочки. Покажите пример и помогите отделить короткие палочки от длинных, узкие ленточки от широких.
Упражнение 6. Счёт и стройка
Цель: Развитие мелкой моторики, любознательности, математических представлений.
Возьмите бумажные салфетки. Вместе с ребёнком отрывайте небольшие клочки и скатывайте комочки. Это отличное упражнение на мелкую моторику. Главное — следите, чтобы строительный материал не попал в рот или нос.
Подготовьте карточки с цифрами от 1 до 10 либо с нарисованными фигурками (поскольку вы сейчас помогаете бумажным муравьям строить дом, пусть это будут веточки). Цифры или фигурки — зависит от того, насколько малыш знаком с математикой. Поясните, что комнаты в муравейнике бывают большие и маленькие. Инженер написал, сколько нужно комочков для каждой комнаты — столько их и следует положить рядом с карточкой. Помогите крохе выполнить задание.
Упражнение 7. Стрекоза и муравей
Цель: Эмоциональное развитие, трудовое и нравственное воспитание, развитие представлений об окружающем.
Прочитайте с ребёнком басню И.С. Крылова «Стрекоза и муравей», обязательно разберите, кто из насекомых прав, почему муравей не захотел помогать стрекозе. Подумайте с малышом, какой по характеру муравей, а какая — стрекоза, спросите ребёнка, кто ему понравился и почему. Попросите ребёнка изобразить персонажей или, что лучше, вместе с ним разыграйте сценку. Такие чтения помогают малышу не только лучше овладеть языком, но развить логику и эмоциональность. Сама басня – отличное пособие для нравственного и трудового воспитания ребёнка.
Источник
Беседа «Муравьи и муравейники»
Елена Чипыжова
Беседа «Муравьи и муравейники»
Цель: познакомить с муравьями, как представителями насекомых, дать знания о пользе приносимой муравьями,об их образе жизни: распределении обязанностей в муравьиной семье, постройке муравейника, развивать познавательный интерес к насекомым, воспитывать бережное отношение к природе.
Материал:картина «В лесу», картинки с изображением насекомых. Муравьи – поделки, пенёк, природный материал (веточки, сухие листья, хвоя).
Ход игры:Предложить детям отгадать загадку:
Когда это бывает (лето)
Спросить, какие приметы лета они ещё могут назвать? Предложить ещёодну загадку:
Сотни рук, и тысячи ладошек. (Лес)
А хотите побывать в лесу? Хорошо, а отнесёт вас туда волшебный ветерок. Закройте глаза.
Вся земля проветрена.
Ветер, деток подхвати –
В лесу прохладном опусти.
Откройте глаза. Что вы видите? Какие деревья растут в лесу? Что ещё растёт в лесу? А теперь давайте погуляем по лесу. А я постараюсь, глядя на вас, угадать, что делает в лесу каждый из вас.
Дети имитируют: любуются красотой леса, слушают пение птиц, кормят белку, нюхают цветы, собирают ягоды.
Давайте ещё раз посмотрим на наш лес. Увидеть всё могут только внимательные и зоркие ребята. Возьмите бинокли (дети подносят кулачки к глазам). Кто там прячется за деревьями, кустами, камнями? (Дети называют животных, насекомых.) Некоторые насекомые спрятались под этим пеньком. Угадайте, какие?
Имя взял у кузнеца,
Крылья – у мошки,
Ножки – у блошки. (Кузнечик)
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка)
Сок из цветов она берёт
И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела)
Кто это? (Лягушка)
Дети говорят, что лягушка – это не насекомое, объясняют, что у неё не шесть лап и не три части, как у насекомых.
Я хочу познакомить вас с ещё одним лесным жителем. А кто это, вы узнаете, сложив картинку. (Дети собирают разрезную картинку с изображением муравья.) Верно, это муравей. Кто он? Почему муравей – насекомое? Как вы думаете, муравьи полезные или вредные? Что бы вы хотели о них узнать? Где они живут? Кто видел муравейник? Из чего он построен? Муравьи строят свой дом из веточек, соломинок, песка, хвои. Давайте и мы превратимся в муравьишек и построим себе муравейник. Не забывайте, каждый муравьишка очень маленький и не сможет тащить несколько веток. Носите по одной веточке, соломинке. Дети строят «муравейник»
Рассказ воспитателя о жизни муравьёв: Жилище муравьёв – это сложный многоэтажный дом, где много различных ходов и комнат. Этот дом очень прочный, спасает от ветра и холода. Как-то в солнечный день я гуляла по лесу и заметила, что все муравьишки бегут в одном направлении, спешат к себе в муравейник. Я удивилась, зачем? И вдруг пошёл дождь. После дождя все муравьишки выползли и разбежались по своим делам. Почему они так себя вели? (Дети строят предположения.) Муравьи очень трудолюбивы. Недаром о человеке, который хорошо работает,говорят: трудолюбивый, как муравей. Они трудятся с утра до вечера. У каждого свои обязанности, профессии.
В семье муравьиной есть мамы и папы.
Не носят они украшенья и шляпы,
Немало в семье дочерей и сынишек,
Растут они в норах, средь хвои и шишек,
Их с раннего детства к труду приучают,
Нотации долго и нудно читают,
Что должен трудиться любой муравей.
нас и пословицы есть у людей
Кому не известна такая работа,
Когда, задыхаясь от горького пота,
Несёт муравей свою ношу домой,
Ногами, толкая её за спиной.
Один муравьишка немногого стоит.
Все вместе – жилище огромное строят!
И каждому с детства дела поручают,
И каждый, конечно, за них отвечает.
Воспитатель показывает муравьёв из пластилина и продолжает рассказ:
Я – охранник-муравей.
От врагов, зверей, людей.
Защищаю общий дом.
Открываю двери днём.
А как солнышко уйдёт.
В дом никто уж не войдёт.
На посту мы не едим,
За порядком мы следим!
Будем входы сторожить,
Чтобы всем спокойно жить!
А есть муравьи, которые следят за личинками, яйцами муравьёв, т. е. детишками. Как бы вы их назвали? Это няньки.
Мы личинок бережём,
От врагов их стережём,
Им создать комфорт сумеем:
Если холодно – согреем,
Их на солнце выставляем,
С ними часто мы гуляем,
Если слишком жарко будет,
Наш подвал её остудит.
Есть рабочие муравьи, они строят муравейник. Как можно их назвать? Другие «рабочие» таскают корм для всей огромной семьи – вредных насекомых. Муравьи – защитники леса. Они сохраняют лес от опасных насекомых, которые питаются листвой, корой деревьев. Поэтому муравьёв и их муравейники надо оберегать, не разорять.
После занятия, в совместной деятельности, предложить детям сделать муравейник, слепить или нарисовать муравьёв.
Беседа о дружбе Беседа о дружбе. -Ребята, у вас есть друзья? -Это очень хорошо. Значит вы хорошие ребята, раз вас кто-то любит и ценит. У плохих людей.
Беседа «Лес» с детьми 4–5 лет Цель: создание условий для расширения представлений у ребенка о лесе. Задачи: формировать у ребенка представление об экосистеме (лес); закрепить.
Исследовательская работа «Домашние муравьи. Друзья или враги» для старшего дошкольного возраста Сегодня хочу поделиться опытом исследовательской работы по теме «Домашние муравьи. Друзья или враги?» С этим проектом мы на днях участвовали.
Комплексно-тематическое планирование ОД по экологическому воспитанию «Муравьи — санитары леса» в старшей группе Область «Речевое развитие» Цель: Расширять и активизировать словарь детей. Формировать связную речь, умение правильно использовать в речи.
Конспект беседы-наблюдения по экологии с детьми 3–7 лет на тему «Муравьи» Задачи: 1. Познакомить детей с образом жизни муравья и устройством муравейника. Развивать мышление. 2. Воспитывать любознательность,.
Конспект НОД «Муравьи — санитары леса» Конспект НОД «Муравьи — санитары леса» Образовательная область: «Познавательное развитие». Задачи: о. о. «Познавательное развитие».
Подвижная игра «Муравьи» для детей младшего дошкольного возраста Подвижная игра «Муравьи» Цель игры. Приучать ползать на четвереньках и подлезать под гимнастическую скамейку, действовать по сигналу.
Сидим дома с пользой. Конспект беседы «Муравьи — часть природы» с детьми старшего дошкольного возраста 17 мая. День муравьёв на МААМУважаемые коллеги, у нас с детьми подготовительной группы, прошла тематическая неделя «Насекомые», в рамках.
Совместная продуктивная деятельность «Трудолюбивые муравьи» В рамках проведения тематической недели «Насекомые», дети с большим интересом знакомились с самыми разными насекомыми: божьей коровкой,.
Экологический проект «Муравьи» Проект «Муравьи» (вторая младшая группа) Название проекта: «Муравьи». Вид проекта: краткосрочный групповой исследовательский проект с.
Источник